VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Массовая работа публичных библиотек

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000654
Тема: Массовая работа публичных библиотек
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего  образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
КУЛЬТУРЫ»
Центр дополнительного профессионального образования




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 «Массовая работа публичных библиотек»














ЧЕЛЯБИНСК 2017
         
                                 План 
         
         Введение 
Глава 1. Проблемы чтения  в современном обществе - 
1.1. Роль публичных библиотек  в век цифровых технологий
1.2. Социальное партнерство библиотек.
Глава 2. Инновационные методики продвижения чтения в  публичной 
библиотеке: формы и методы работы 
2.1. Инновационные формы и методы индивидуальной и массовой работы 
2.2. Опыт продвижения чтения в публичных библиотеках, методы индивидуальной и массовой работы на примере Российских и Казахстанских библиотек - 
Заключение 
Список литературы 
Приложения 


















         Библиотека сегодня становится «третьим местом» – общественным пространством, в котором человек реализует себя, развивается и общается и отдыхает, наряду с «первым местом» – домом, и «вторым местом» – работой.

                Что же может дать современная публичная библиотека в век цифровых технологий молодежи  и будет ли современный молодой человек посещать публичную библиотеку? Ответ на этот актуальный вопрос необходимо искать в интенсивных изменениях облика публичной библиотеки на современном этапе. Краеугольным камнем проблемы является помощь публичным библиотекам России в коррекции стратегии их развития в век активного внедрения и распространения цифровых и Интернет-технологий международного сообщества. Посредством этой помощи происходит трансформация различных видов и форм обслуживания пользователей, организация нового типа услуг. Российские публичные библиотеки активно контактируют и перенимают опыт большого числа зарубежных библиотек. Они используют электронные ресурсы 36 стран мира — участниц проектов PULMAN и PULMAN ХТ, а также авторитетных международных государственных и общественных организаций, ассоциаций и объединений. 
          На содержательном уровне изменения в деятельности публичной библиотеки, вызванные реализацией названного проекта, определились появлением новых направлений деятельности: компьютеризация, программно-целевая и грантоведческая деятельность, правовое обеспечение деятельности местного самоуправления, маркетинг, менеджмент; новые методы, формы, приёмы работы, вызванные потребностями времени. В последнее десятилетие публичные библиотеки посредством стажировок специалистов на базе ведущих методических центров библиотек России и за рубежом осуществляли знакомство с опытом работы других библиотек непосредственно на местах. В целях совершенствования библиотечного и информационного обслуживания пользователей и разработки внутри библиотечной технологической документации, изучения персонала и социально-психологического климата коллектива, рынка платных библиотечных услуг и эффективности использования электронного каталога специалисты структурных подразделений публичных библиотек обратились к научно-исследовательской работе. Публичная библиотека как современный динамично развивающийся организм выстраивает свое собственное культурно-образовательное пространство. Оно включает заинтересованные контактные организации, — учебные и культурно-досуговые заведения, производственные учреждения и комплексы, а также широкий круг читателей, где молодежь занимает одно из ведущих мест. Что же меняется в культурно-образовательном пространстве публичной библиотеке? Улучшаются организационная структура, разрабатываются актуальные, востребованные читателями интересные программы и методы работы, расширяются культурно-образовательные и информационные услуги, что привлекает российское студенчество. Необходимо отметить колоссальные структурные изменения публичных библиотек, в частности города Саратова и Саратовской области. Среди примеров таких изменений можно назвать следующие: В централизованных библиотечных системах появились новые модели библиотечных учреждений: библиотека-клуб, библиотека семейного чтения, библиотека — информационный центр, библиотека-музей, библиотека — центр досуга. В центральных публичных библиотеках изменялись старые и организовывались новые отделы и секторы: программного обеспечения, автоматизации, методико-инновационный, методической и массовой работы, краеведения, внедрения новых технологий, Интернет-класс, центр деловой информации, мимо которых не может пройти молодёжь. В стенах публичной библиотеки студент обращается к ресурсам Интернет, получает библиографические консультации, использует базы данных «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», электронный каталог библиотеки. Для оперативной отправки информации студенту в публичной библиотеке в настоящее время все чаще используются факс и электронная почта, электронная доставка документов. По-прежнему действенной формой библиографического обслуживания пользователей-студентов является подготовка, издание и распространение библиографических пособий, материалов, рекомендаций. Таким образом, завершившееся десятилетие стало временем перемен, инноваций и изменений в деятельности публичных библиотек города Саратова и Саратовской области.
    Благодаря проекту PULMAN библиотечная практика сегодня находится в движении и обновлении ежедневно и ежечасно. Внедрение в массовую библиотечную практику новых технологий и передового библиотечного опыта является эффективным средством совершенствования деятельности публичной библиотеки.
    Ценность данного проекта трудно переоценить. Публичные библиотеки Саратова и Саратовской области не только с большим интересом следили за реализацией этого проекта на российской почве, но и спустя какое-то время сами принимали активное участие. Поражает глобальность цели проекта — объединение усилий европейских библиотек по выработке стратегии развития в век цифровых технологий, создание единых стандартов, предоставляемых информационных услуг в библиотеках европейских стран, а также организация программы мероприятий, которые должны поддерживать, развивать и продвигать новые виды услуг для населения в публичных библиотеках стран — участниц проекта. Эти задачи проекта по сей день являются основой планирования деятельности российских публичных библиотек. За последние десятилетие осуществление данного проекта ощущают на себе публичные библиотеки России в целом и на периферии. Процессы международной стандартизации и каталогизации, осуществление проектной деятельности оказывают существенное влияние на формирование культурной политики в области библиотек на местах, оказывают помощь в развитии потенциала публичных библиотек Саратовского края. Эти процессы определяют стратегию развития публичных библиотек и создают условия для обмена передовым опытом в области государственной библиотечной политики, обеспечивают доступ к информации и развитие новых видов услуг для населения, в том числе и для студенчества. Международное сотрудничество между публичными библиотеками даёт возможность внедрения инновационных форм обслуживания пользователей — студентов.
    В настоящее время публичные библиотеки России быстро преображаются, но им необходимо развиваться еще более динамично. Это продиктовано появлением широкого доступа в Интернет, цифрового телевидения, компьютерных программ. Студенчеству публичная библиотека интересна именно этими достижениями прогресса. Поддержка чтения студенчества и постоянное ознакомление его с новейшей литературой остается основной задачей публичных библиотек, а молодёжная аудитория самой значимой для данного типа библиотек. В последнее десятилетие публичные библиотеки оправдывают надежды этой категории пользователей, продолжая выполнять свою уникальную роль как информационного и культурно-досугового центра в построении развитого информационного общества. Информационные технологии и онлайновое обслуживание, внедрённые в практику публичных библиотек международным проектом, позволили включить в процесс общественного развития наиболее незащищенные слои общества, к которым относится и студенчество. Новые технологии, использование компьютерных автоматизированных систем в публичных библиотеках обеспечивают более быстрый доступ к общественным услугам. Публичные библиотеки сегодня — это сила, направленная на благо информационного общества. Их двери открыты для каждого молодого человека, кто нуждается в информации.
    Обеспечение доступа к сети Интернет улучшает качество общественного участия. В качестве основных учреждений доступа к информации публичные библиотеки вовлечены в сотрудничество с местными общественными организациями, в том числе и молодёжными. Библиотеки действуют в качестве общественных пунктов в программе «Электронного правительства» и средством электронного голосования по Интернету. Они поддерживают участие молодёжи в новых формах управления посредством проведения массовой работы: программ-выставок, интерактивных компьютерных услуг и дискуссий, а также обеспечивают доступ к информации, программам и планам региональных и национальных органов власти посредством использования компьютерных библиотечных технологий.
    Неотъемлемой частью деятельности публичных библиотек города Саратова и Саратовской области в русле реализации международного проекта и политики ЕС является обеспечение доступа к культурному наследию Европы. Публичные библиотеки совместно с музеями, архивами и другими организациями культурного наследия быстрыми темпами перевели содержание своих коллекций в цифровой формат, что делает их весьма привлекательными для пользователей-студентов. Деятельность публичных библиотек, архивов и музеев скоординирована на национальном, региональном и местном уровнях. Публичные библиотеки создают и управляют ресурсами различного вида, включая общественную информацию, а также разрабатывая цифровые версии специальных коллекций. Доступ к ресурсам культурного характера обеспечивается сотрудничеством между публичными библиотеками и другими учреждениями, включая учреждения культурного наследия, другими видами библиотек, местными музеями и архивами, культурными ассоциациями, ассоциациями художников, историческими обществами, а также школами и центральными органами власти. Необходимо констатировать, что будущее доступа к ресурсам культурного характера напрямую зависит от дальнейшего развития библиотечных технологий, а также усовершенствования мультимедийных средств. Публичные библиотеки сегодня разрабатывают и внедряют новые программы и услуги для различных групп населения, в том числе и для студенчества, открываются новые библиотеки, множатся инновационные формы их работы.
     
    

    Вопрос чтения в молодежной среде – дело серьезное и даже государственное. Книги формируют личность, мышление, язык, национальное чувство и многое другое, без чего человека нельзя в полной мере считать цивилизованным. В среде людей «постарше», выросших в самой читающей стране, принято утверждать, что молодежь не интересуют книги, что их место заняли компьютерные игры, социальные сети и прочие развлечения. Отчасти это так, но все же общая картина не так безнадежна. Молодежь читает, пусть по другому, пусть не так много и «запойно», как их отцы и деды.
Министерство образования и его региональные центры даже проводят регулярные исследования по этой теме. Государству интересно молодежное чтение; другой вопрос – может ли оно (и должно ли?) эффективно влиять на условно «внешкольные» литературные интересы молодых людей. Социология определяет понятие «молодежный» во временных рамках от 14 до 28 (иногда 30) лет. В отечественной традиции такой негласный порог несколько ниже, и определяется 25-тилетним возрастом, когда организм перестает расти физически. В любом случае, этому периоду человеческой жизни характерны любопытство, отрицание авторитетов, поиск себя и своего места в социуме. Развлекательная сторона чтения в молодом возрасте также важна. 

   Чтение «большой книги» стало если не редкостью, то каким-то особым мероприятием – закачать в планшет или телефон, настроить программу-ридер, закрыть браузер. Литература в сети существует в совершенно разных, подчас причудливых и нелепых ипостасях. Например, в последние год-два в соцсетях стали популярны картинки-цитаты, на которых условные Ремарк, Омар Хайям или Федор Михайлович «высказывают» пафосные банальности, часто выдуманные или искаженные. Да, это новый способ существования литературы, да – это нужно принять как данность и смириться.
В 2013 году московский студенческий журнал провел анкетирование среди читателей и их друзей. В ряду стандартных вопросов был один интересный – чем вас раздражает бумажная книга? Эта социологическая провокация принесла не менее интересные результаты: 60% респондентов высказались в ключе: раздражает тем, что не интерактивна, отсутствует гипертекст, возможность «нагуглить» незнакомое понятие. А 16% были недовольны невозможность комментировать, как в соцсетях.
Еще одной массовой особенностью сетевого чтения (или в данном случае слушания) стали аудиокниги. Пусть пик популярности этого способа воспринимать литературные произведения остался в прошлом, но свой стабильный процент любителей аудиокниги все же удерживают. В «аудиожанре» существуют даже специфические молодежные произведения, озвученные узнаваемыми в этой среде голосами.
Современная молодежная литература – отдельная тема, неоднозначная и противоречивая. Эта ниша чуть менее, чем полностью забита коммерчески-развлекательными произведениями, часто невысокого качества. Романы про загадочных и сексуальных подростков-вампиров, дневники «падших ангелов», вариации на тему «одиночества в сети» – все это охотно и массово потребляет современная молодежь. На втором месте стоит жанр фэнтези, который со всеми оговорками, все же имеет качественные и высокохудожественные образцы. Тот же цикл про Гарри Поттера, при всей «истертости» темы, вполне хорош и по праву носит культовый статус.
http://www.list7i.ru/


1.Социальное партнерство библиотек.

        Библиотеки занимают особое место в системе социального партнерства. Являясь одним из социальных институтов государства, библиотеки фактически выступают формой организации гражданских инициатив, становятся катализаторами активности различных слоев общества[1, с. 4]. Имея опыт работы с местным населением и источниками информации, библиотеки могут стать ведущей площадкой, на которой будут договариваться субъекты социального партнерства о координации своей деятельности.
        Библиотеки обладают серьезным ресурсом информационно-просветительской деятельности, который необходимо использовать для дальнейшего становления в России постиндустриального (информационного) общества. Его специфика заключается в том, что ключевым звеном в центре общественного влияния становится не власть, как было прежде, а институты гражданского общества, третьего (некоммерческого) сектора. Сам же процесс партнерства приобретает продуктивный коммуникационный обмен между властью, бизнесом и третьим сектором [5]. Такое общество можно назвать «обществом дискурсов»: посредством конференций, семинаров, форумов политики, экономисты, предприниматели, представители экспертного сообщества приходят к решениям, которые действительно могут по возможности удовлетворить все социальные страты и приводят к балансу интересов между секторами социального партнерства [4]. Библиотеки являются инициатором диалога между всеми субъектами социального партнерства, они привлекают для реализации социальных проектов политиков, представителей бизнеса и НКО и делают это на постоянной основе[5]. В рамках социального партнерства деятельность библиотек в значительной степени альтруистична, и направлена, прежде всего, на социальную и культурную сферы. В условиях отсутствия у государства внятной культурной политики библиотеки должны сами принимать решения, предлагать культурную повестку дня и заполнять образовавшийся в обществе ценностный вакуум. Предметами партнерства могут быть совместное создание информации, ее размещение и предоставление, обмен информационными продуктами и др. [4]. Показателем результативности и эффективности работы библиотеки в области социального партнерства служит следующий набор критериев: популярность библиотеки у читателей; востребованность библиотеки партнерами; многообразие партнеров, их непохожесть друг на друга; увеличение коммерческого финансирования; наличие отработанной и опубликованной регламентирующей документации; участие и приглашение к участию в различных программах, проектах и мероприятиях, проводимых партнерами; членство ведущих специалистов в различных общественных и экспертных советах при органах власти; наличие во внутренней документации мероприятий по социальному партнерству[3]. Одним из критериев эффективности процесса социального партнерства является профессионализм. Сотрудниками библиотек должны становиться не только работники культуры, но и специалисты по управлению, занимающиеся связями с общественностью, рекламой, маркетинговыми стратегиями [5]. Библиотеки нуждаются в создании специальных самодостаточных секторов, фондов, деятельность которых должна быть направлена исключительно на развитие сотрудничества, поиск потенциальных партнеров, решения проблем эволюции социального партнерства. Выполняя вышеперечисленные задачи, библиотеки могут стать своего рода проводником, через который все большее число различных слоев населения включится в процесс сотрудничества[2, с. 7]. Библиотеки могут интегрировать общественность по социально значимым проблемам, что является важным фактором в развитии партнерства и становлении социального государства и гражданского общества. Социальное партнёрство библиотеки – это равноправная, долгосрочная и взаимовыгодная деятельность двух или нескольких сторон, одной из которых является библиотека, разделяющих и стремящихся решить социальную проблему общества на основе двустороннего или многостороннего договора, соглашения о социальном партнёрстве. Экономика, построенная на принципах рынка, быстрое развитие информационных и технологических ресурсов, формирование образа нового человека заставляют современные учреждения культуры совершенствовать формы и методы работы с населением, властью и предпринимательским сообществом [4].
        Молодежную аудиторию больше привлекают последние инновационные формы работы по продвижению книги. Поэтому специалисты библиотек в своей работе ищут новое, творчески подходят к проведению мероприятий для подрастающего поколения. Во всех библиотеках проводятся поэтические ринги, Дни информации, Дни литературных игр, Дни книг-именинников, литературные салоны и т. д.[6]. Рекламируя книжное чтение, библиотекари ЦБС постоянно изучают мнение читателей о литературе, выявляют их пристрастия и оценки, ежегодно проводят опросы, анкетирования и мониторинги: «Десять книг, которые потрясли Вас», «Какую роль играет чтение в Вашей жизни?», «В моей семье читают», «Вы любите читать книги?»; «Культура, чтение, библиотека глазами молодежи», «Библиотека моей мечты», «Ты и твоя библиотека», «Книга, чтение, библиотека в Вашей жизни»; «Кто Вы, наш читатель?» и др.[6]. Библиотеки ЦБС формируют и повышают информационную культуру пользователей и всего местного населения, обучая их компьютерной грамотности в библиотечных ресурсах и основам работы в сети Интернет. Ведется работа с пожилыми людьми по программе «Ваш помощник - Интернет».
        В целом в настоящее время социальное партнёрство - одно из важнейших условий формирования положительного образа учреждения культуры и его эффективного развития.
Таким образом, социальное партнерство всегда должно базироваться на паритетном долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве, в границах которого все его участники согласны продолжать и расширять общую проектную деятельность.

Глава 2. Инновационные методики продвижения чтения в  публичной 
        библиотеке: формы и методы работы
     Массовая работа - один из самых сложных и неоднозначных видов деятельности библиотеки. Как никакая другая, эта деятельность может создать имидж библиотеке или уронить ее престиж, так как работа эта ведется с организованными группами читателей, где легче и быстрее формируется общественное мнение. И если массовая работа создает благоприятные условия для библиотеки в целом, значит, нужна она и библиотеке, и читателям.    
                         Основными видами массовой работы являются:
наглядная пропаганда (книжные выставки, просмотры, рекламная деятельность); устная пропаганда (обзоры, тематические вечера, диспуты и т.д.).
       Методика массовой работы по сути своей разнообразна. Это может быть и организация досуга, и помощь образовательному процессу и т.д. Массовые формы используются в самой библиотеке, по месту работы или учебы и  рассчитаны как на небольшую группу, так и на широкие круги пользователей.
       Подготовка массового  мероприятия требует творческого  и креативного подхода, гибкого мышления библиотекаря, постоянного поиска нестандартных решений.
       Следует отметить главное требование к деятельности библиотек в современных условиях, а именно – демократизацию. Это означает проявление большего внимания к интересам пользователей; создание условий, когда их мнения, представления о библиотеке определяют характер и содержание работы.
        Актуальность массовой работы в современном понимании – это возможность донести до широкого круга пользователей информацию, соответствующую их ожиданиям. С требованием актуальности тесно связана оперативность массовой работы. Она означает не только своевременную постановку актуальных задач, отклик на значимые события, но и использование мобильных средств, в первую очередь – средства массовой коммуникации (например, использование сведений, сообщаемых по телевидению, как основу для выставки «По следам телепередачи…» и т.д.). Следует отметить также комплексный подход в массовой работе, который реализуется через ряд аспектов: широкое, многомерное раскрытие темы; сочетание устной и наглядной деятельности (пригл. билеты, афиши, рекомендат. списки и т.д.); сочетание устной познавательной формы с театрализованным представлением и т.д. С комплексным связан дифференцированный подходв массовой работе, т.е. библиотекарю для успеха мероприятия важно точное знание аудитории, на которую он собирается воздействовать (например, «Дни специалиста», помощь общеобразовательному процессу, организация досуга – выявление общности интересов у различных категорий пользователей).
        Любая деятельность начинается с определения целей  и задач. Для массовой работы они  вытекают из целей библиотечного  обслуживания в целом и звучат таким образом: наиболее полное удовлетворение и развитие потребностей пользователей  библиотеки. Как видим, цель состоит  из двух компонентов – удовлетворение и развитие. И это, действительно, так. Любая информация, полученная читателем, развивает, расширяет его потребности  и стимулирует появление новых.
         Говоря же о массовой работе с читателями, необходимо не забывать следующее: если мы хотим, чтобы книга и чтение прочно вошли в жизнь читателя, значит систематическая взаимосвязь массовой работы и работы индивидуальной просто необходима. И поэтому мы стараемся, чтобы при встречах с конкретной читательской группой непременно использовался комплекс форм индивидуальной и массовой работы, рассчитанный на все стадии читательской деятельности ребенка (т.е. выбор книги, мотивы этого выбора, сам процесс восприятия и понимания, читательские оценки прочитанного).
          Хочется отметить, что в читальный зал, где проходят массовые мероприятия) многие читатели идут также охотно, как, например, в досуговый зал. Наверное, это результат того, что к подготовке массовых мероприятий библиотекари относятся очень серьезно, с большой выдумкой и фантазией.
В современной библиотеке массовая работа - совокупность методов и форм организации обслуживания одновременно большого количества читателей или определенной группы пользователей. Это одно из действенных средств, которое влияет на формирование интересов и пользователей, и социума в целом. Так как любая деятельность начинается с определения целей и задач, то для массовой работы они вытекают из целей библиотечного обслуживания в целом и звучат таким образом: наиболее полное удовлетворение и развитие потребностей пользователей библиотеки. Как видим, цель состоит из двух компонентов – удовлетворение и развитие. И это, действительно, так. Любая информация, полученная читателем, развивает, расширяет его потребности и стимулирует появление новых.
          Важность массовой работы в современном понимании – это возможность донести до широкого круга пользователей информацию, соответствующую их ожиданиям. Любое массовое мероприятие важно для читателя, пользователя, поэтому мы должны также важность, актуальность связать с оперативностью массовой работы. Оперативность  означает не только своевременную постановку актуальных задач, отклик на значимые события, но и использование мобильных средств, в первую очередь – средства массовой коммуникации (например, радио, телевидение, компьютер и т.д.).  Отметим также комплексный подход в массовой работе, который реализуется через ряд аспектов: широкое, многомерное раскрытие темы; сочетание устной и наглядной деятельности (пригласительные билеты, афиши, рекомендательные списки, буклеты и т.д.).
          Массовая работа — система  реализации культурно-досуговой деятельности библиотек средствами библиотечных мероприятий.

Методика подготовки массовых мероприятии
1. Целевое  и читательское назначение
Целевое назначение – постановка конкретных задач, уточняющих цели работы с определенной читательской категорией, условия, содержательное направление мероприятий.
Читательское назначение – учет ожиданий аудитории, уровень  комфортности мероприятия, вовлечение присутствующих в его проведение, общение участников и т.д.
В принципе, целевое назначение взаимосвязано с читательским, в известной степени подчинено ему. Например, в мероприятия, адресованные молодежи, можно включить элементы игры, соревнования (конкурсы, викторины).
2. Выбор названия
Выбор названия мероприятия, определение его формы играют значительную роль: дают читателям первоначальные представления о теме, ее содержании, включает элементы рекламы (привлекает к участию в мероприятии), сообщает о методических особенностях. При выборе названия используют цитаты, крылатые выражения, общеязыковые метафоры  и т.д.
3.  Место, время и продолжительность
Конечно, идеальным является вариант, когда в библиотеке есть специально отведенное место для мероприятий и можно соответственно мероприятию оформить его. В тех случаях, когда такой возможности нет, не должны быть ущемлены интересы посетителей библиотеки. Поэтому мероприятия лучше проводить в выходной день библиотеки. По возможности время мероприятия согласовывают с соорганизаторами и участниками вечера, обзора, обсуждения.  Продолжительность устного мероприятия зависит от возрастных, профессиональных и других особенностей читательской аудитории, формы мероприятия, характера сообщаемых сведений. Например, лекция для взрослых не должна превышать 1 час. 20 мин. – 1 час. 30 мин., беседа – 20-30 мин. В подростковой или юношеской аудитории предельная продолжительность лекции – 45-50 мин. При условии сменяемых отдельных сюжетов – «страниц» устного журнала или динамического построения тематического вечера, устное мероприятие может длиться 1,5-2 часа. 
Оптимальная продолжительность  книжно-иллюстративных выставок – 2-3 недели. При увеличении срока экспонирования проводится частичная замена выставленных изданий, меняются элементы оформления.
Ведущих мероприятий, лекторов, приглашенных гостей, а также самих слушателей следует поставить в известность о планируемом регламенте и помочь в его соблюдении.
4. Состав организаторов, исполнителей
Основными организаторами и исполнителями массовой работы традиционно выступают отделы обслуживания ЦБ, в библиотеках-филиалах – библиотекари.  Ими осуществляется непосредственная подготовка и проведение мероприятий, организуется изучение читательских интересов. Конечно, в условиях централизации за действенность массовой работы несут ответственность и другие подразделения ЦБС. Например, организация крупных выставок, Дней специалиста, тематических вечеров и т.д. требует привлечения ресурсов всей ЦБС, консультативной помощи методиста, библиографа, каталогизаторов и др. специалистов. Распределение обязанностей между организаторами мероприятий желательно осуществлять еще на стадии планирования. В сельских библиотеках особенно оптимальны соединения библиотечных форм работы с формами работы клубных учреждений. Это – художественная самодеятельность, музейные экспозиции, кинопросмотры.
         Инновационные формы массовой работы библиотек
    
    В настоящее время библиотечным профессиональным сообществом осознано, что перспективы успешного развития есть только у библиотек, избирающих инновационный путь.
          
         Инновация в библиотечном деле – это создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы норм, нерегламентированных, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень.
         
Инновационная деятельность может быть направлена как на получение нового (в нашем случае библиотечно-информационного) продукта, так и на внедрение новых эффективных технологий работы.
          
         Инновация в библиотеке присутствует практически во всех направлениях её деятельности, в том числе в массовой работе, которая предполагает совокупность методов и форм организации обслуживания одновременно большого количества читателей или определенной группы пользователей. К основным формам массовой работы относятся: наглядные (книжные выставки, просмотры, рекламная деятельность); устные (обзоры, тематические вечера, диспуты и т. д.); комплексные (день открытых дверей, неделя (декада) книги, ток-шоу и т. д.).
         
Из инноваций в массовой работе последних лет можно выделить интерактивные методы. Интерактивность («inter» – взаимный, «act» – действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме диалога с кем-либо.
         
Практика показывает, что знания, преподнесенные человеку в готовом виде, усваиваются на 50-60 %, а то, в чём он принимал непосредственное участие – на 90 %. Так, например, использование только монологовых форм в проведении массовых мероприятий для детей, часто приводит к тому, что им бывает скучно, так как они не имеют возможности реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Именно интерактивные методы помогают не только сформировать у детей определённый набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей, развивают инициативу, обостряют эмоциональное восприятие, позволяют активно использовать творческий потенциал участников мероприятий, придают мероприятиям живой, неформальный характер, расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы.
         
В библиотеках большой популярность пользуются игровые интерактивные технологии, когда в мероприятия вносится элемент игры. Особенно это касается массового обслуживания детей. Насыщенными игровыми элементами могут быть литературные игры: викторины, путешествия, конкурсы, игры по сценариям известных телеигр (брейн-ринги, КВНы), аукционы, лото и т. д. Все перечисленные формы включают творческие задания, обучающие и образовательные игры, вопросы-размышления. Главное условие – участники должны не только закрепить старый изученный материал, но и узнать что-то новое. Литературные игры делят на «ролевые» (перевоплощение в литературного героя) и «интеллектуальные» (в их основе лежит процесс «разгадывания»).
         
В Нижегородской ГОДБ создана и действует Студия цифрового чтения, в работе которой используются игровые технологии. Например, книга французской писательницы и иллюстратора Франсуазы Буше «Я люблю слова» вдохновила сотрудников библиотеки на создание лингвистической игры, состоящей из нескольких заданий:
* подобрать слова или выражения по категориям: «ласковые слова сочувствия и поддержки», «слова, которые могут рассмешить», «слова, от которых блестят глаза»;
* задание под названием «Ням-ням» – подбор и заполнение многослойного «пирога» любимыми словами. У каждого участника получился свой набор любимых слов, но главные из них повторялись: мама, радость, мир, семья, природа, игры, книги;
* задание «Слова и идеи», нацеленное на то, чтобы вызвать у ребят смысловую ассоциацию на определенные слова. Участникам предлагалось не задумываясь записать, с чем у них ассоциируются слова: море, воскресенье, небо, 1 сентября, ночь;
* творческое задание – создание самой маленькой библиотеки в мире. Для его выполнения участникам был предоставлен бумажный контур будущего «здания», на основе которого они сами создавали дизайн и оформление библиотеки. После того как образ «библиотеки» был оформлен, участники выклеивали макет;
* задания по созданию своей первой книги, когда участники игры сами выбирали формат, оформляли обложку, иллюстрации и сочиняли свою историю. Главное условие – начать или закончить свою историю с определенных слов или фраз, например, начать историю с выражения «Жил-был голубой слон, который умирал от голода...» или закончить фразой «...и тогда он купил попугая». Все созданные книги ребята демонстрировали друг другу, а желающие декламировали свои истории [8].
         
В последнее время в библиотеках популярностью пользуется квесты («quest» – поиск) – разновидность игры по запланированному сюжету для команд из нескольких человек в специально подготовленном помещении.
         
Подобная форма активно используется в Архангельской ОНБ им. Н. А. Добролюбова. К участию в квесте приглашаются учащиеся школ и студенты средних специальных учебных заведений Архангельска. Формируются команды – от 4 до 6 человек. Посредством жеребьёвки разыгрываются индивидуальные для каждой команды маршрутные листы с обозначением остановок. Квест предполагает прохождение всех этапов в порядке, указанном в маршрутном листе. По времени он длится не более одного часа. На каждой остановке команды отвечают на вопросы или выполняют творческие задания.
         
К юбилею Ф. М. Достоевского в библиотеке проводилась литературная интеллектуальная игра-квест «Путешествие с гением». Команды выполняли задания в разных отделах библиотеки: в отделе литературы по искусству (пример задания: назвать последнюю театральную роль В. Высоцкого на сцене Театра на Таганке по произведению Ф. М. Достоевского); в Центре международных информационных ресурсов (пример задания: определить языки, на которых изданы произведения писателя и перевести их названия на русский язык); в Центральной справочной службе (пример задания: с помощью электронного каталога ответьте на вопрос: «Кто автор книги “Достоевский и русский психологический роман?”»). Сложнее всего было разрабатывать задания в отделе краеведения, так как в заданиях должна была прослеживаться взаимосвязь между писателем и Русским Севером. Но и здесь выход был найден. Так одни из вопросов данного э.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44