- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
История происхождения и развития библиотек
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005933 |
Тема: | История происхождения и развития библиотек |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» Департамент «Факультет искусствоведения и социокультурных технологий» Кафедра культурологии и социально-культурной деятельности К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ: Заведующий кафедрой __________ Н.Б. Кириллова «___» __________ 20___г. СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ Выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению 51.03.03Социально-культурная деятельность Исполнитель: студент группы Ги-430403 Н. Н. Юсупова Руководитель: доцент кафедры культурологии и СКД, кандидат культурологии А. А. Глуханюк Нормоконтролер: доцент кафедры культурологии и СКД, канд. культурологии Р. М. Николаев ( Екатеринбург 2017 Содержание Введение………………………………………………………………………….3 Глава I. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕК………………………………………………………………………8 1.1. История происхождения и развития библиотек ……………………………..8 1.2. Западная модель организации библиотек……………………………………21 1.3. Российская библиотека и современность ……………………………………27 Глава II. Чтение как развивающаяся форма досуга в современном обществе.………………………………………………..41 1.1. Чтение книг как форма современного досуга………………………………..41 1.2. Роль библиотеки в продвижение чтения как современной формы досуга………………………………………………………………………………..53 ГЛАВА III. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ В БИБЛИОТЕКИ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ЛИТЕРАТУРНАЯ ДУЭЛЬ»...………………………………………………….62 Заключение………………………………………………………….................69 библилграфический список……………..……………………………....72 ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………….............81 ВВЕДЕНИЕ В современных условиях информационно-технологического прогресса библиотека развивается как социокультурный институт, приобретает новые функции и статус. Данные изменения, происходящие с библиотекой в контексте современных трансформаций окружающей социокультурной среды необходимо не только отслеживать, но и исследовать, поскольку библиотека остается важным институтом, не только хранящим и предоставляющим информацию, но и оказывающим просветительскую, воспитательную и досуговую деятельность. Данная дипломная работа направлена на исследование современной библиотеки как социокультурного проекта. Актуальность Современные научные труды о библиотеках преимущественно рассматривают ее как социальный институт, намного меньше научных трудов посвящено ее культурной деятельности, мы считаем, что обе эти сферы должны равноправно сосуществовать в деятельности современных библиотек. Развитие библиотеки как социокультурного проекта, адаптированного к трансформирующимся условиям развития технологий, коммуникаций, доступности и многообразия информации и информационных ресурсов, является залогом востребованности ее деятельности у социума. Библиотека, сохраняя выполнение своих традиционных задач по аккумуляции и хранению фондов, находит дополнительное предназначение в удовлетворении новых информационных запросов современных пользователей, в адаптации библиотеки к их обслуживанию и развитию культурной составляющей для удовлетворения потребностей пользователей в этой сфере. Это способствует приобретению библиотеками таких характеристик как «инновационная библиотека», «библиотека-досуговый центр», «электронная библиотека» – все это образует современную библиотечную среду. Исследование библиотеки как социокультурного проекта позволяет не только проследить эволюцию ее значимости в социальной среде, но и проанализировать потребности целевой аудитории библиотек, способы ее привлечения, развития новых функций библиотек и при этом сохранение традиционных, а также роль библиотек в продвижении такой значимой досуговой практики как чтение. Все это способно обеспечить устойчивую потребность в работе библиотек у общества. Степень разработанности проблемы В своей целостности выбранная для нашего исследования тема в научной литературе разработана, но в малых масштабах. Отдельные элементы, выбранной темы, в научной деятельности исследованы более масштабно. Библиотеку в контексте других социокультурных институтов исследует Е. И. Полтавская в своем труде «Библиотека в системе социокультурных институтов: осмысление понятий», но склоняется в своей работе к классифицированию библиотеки как социального института. Исследованиями в области теории библиотечно-информационных систем и библиотечно-информационного менеджмента, а также генезиса и сущности библиотек как социального института занимаются такие ученые как: Р. С. Мотульский, А. Н. Ванеев, Л. В. Федорова и М. М. Самохина в работе «Библиотека как социальный институт и ее функции». Фокусируются на сущности библиотек, их типах и функциях: Ю. Н. Столяров, Н. И. Тюлина, В. И. Терешин, А. В. Соколов, И. М. Фрумин, Е. Т. Селиверстова, Н. В. Жадько, Н. С. Карташов, В. Р.Фирсов. Ряд работ по истории библиотечного дела как зарубежной, так и отечественной принадлежат: Т. Д. Рубановой, И. В. Балковой, О. С. Чубарьяну, К. И. Абрамову, И. В. Лукашову. Инновационные возможности библиотек и их продвижение исследовали Е. Ю. Качанова в диссертации «Инновационная деятельность библиотек: Теория, организация, методика», А. Г. Сидорова в статье «Буктрейлеры в России: к вопросу о новых технологиях рекламы книги», Л. В. Сокольская в работе «Компромисс между каноном и вызовом как выбор современной библиотеки». Изучением досуговых практик и места чтения среди них занимаются: М. Ю. Гудова в ряде своих научных статей, О. Д. Дашковская, Ю. П. Мелентьева в работе «Чтение: модели и модификации», Т. Б. Ловкова в книге «Теоретические основы досуговой деятельности публичных библиотек». Динамику концепции русского читателя, моду и ее влияние исследовала В. Я. Аскарова, Н. А. Стефановская в своем труде «Имидж читающего человека в современном обществе» рассматривала конструирование имиджа читающего в социуме. Цель: Исследовать библиотеку в контексте современной социокультурной ситуации и выявить перспективы ее развитие как социокультурного проекта Объект исследования: Деятельность библиотек Предмет исследования: Социокультурные изменения в деятельности библиотек Задачи: Изучить и проанализировать литературу по выбранной теме Исследовать историю развития библиотечной сферы Проследить эволюцию понятийного аппарата и функций библиотеки Определить основные социокультурные тенденции развития современной библиотеки Проанализировать современное состояние чтения как досуговой практики Выявить способы влияния библиотек на продвижения чтения Разработать социокультурный проект, с целью развития досуговой практики библиотеки и адаптации ее к потребностям современной аудитории Методы исследования Для решения задач, мы использовали следующие методы: Теоретический анализ литературы по теме исследования; Синтез полученной в рамках исследования информации Индуктивный метод при теоритическом изучении библиотечной сферы Метод системного анализа при исследовании роли чтения как досуговой практики в современном обществе Эмпирический метод - социологический опрос (анкетирование) ·Анализ результата исследования. Структура дипломной работы Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения. Первая глава посвящена исследованию истории происхождения и развития библиотек на примере зарубежного и отечественного опыта, изучению социокультурных функций библиотек и исследованию значения библиотек в современных условия и научных работах. Вторая глава исследует чтение как современную досуговую практику, изучает факторы, влияющие на современное состояние чтения как досуговой практики, опираясь на результаты социологического исследования, выявляет первостепенную роль имиджа читающего в популяризации чтения, исследует роль библиотеки в продвижении чтения в современных социокультурных условиях и методы данного продвижения. Новизна исследования В работе библиотека рассматривается как социокультурный институт, где культурная составляющая равноправна социальной Основополагающим стимулом в популярности чтения как досуговой практики среди современной молодежи назван имидж читающего, востребованный в социальной среде Выявлена мода на имидж читающего, в связи с чем развитие тенденции - больше говорить о прочитанном, чем читать в действительности Исследована роль библиотеки в продвижении чтения современными методами в связи со сложившейся социокультурной ситуацией Создан социокультурный проект для библиотеки, отвечающий современным потребностям пользователей, но при этом сохраняющий просветительскую функцию библиотеки при своей реализации Материалы исследования имеют практическую значимость, поскольку могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемы, включают в себя практико-ориентированные выводы и социокультурный проект, направленные на усиления позиций библиотек в современном обществе. ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕК История происхождения и развития библиотек Для изучения такого социально-культурного феномена как библиотеки в контексте современной культуры, прежде всего, необходимо рассмотреть историю происхождения и развития библиотек, этимологию термина «библиотека», его определение и функции. Доктор педагогических наук Р. С. Мотульский, сфера научных интересов которого фокусируется на теории библиотечно-информационных систем и библиотечно-информационном менеджменте, в своей книге «Библиотека как социальный институт» занимается исследованием генезиса и сущности библиотеки как социального института. Мотульский называет первопричиной появления библиотек информационную потребность, которую он рассматривает как «осознанную нужду в сведениях, данных, понятиях, необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей индивидуума». Автор замечает, что развитие общества и появление новых сфер человеческой деятельности побуждает создавать искусственные информационные системы, поскольку прямой обмен информацией в процессе общения может оказаться недостаточным для удовлетворения потребности индивида. Таким образом, можно заключить, что увеличение потребности в информации на этапах эволюции человечества способствовало возникновению информационного типа деятельности, включающего в себя и библиотечное дело. Доктор педагогических наук Ю. Н. Столяров выдвигает тезис о том, что все общественные институты, направленные на сбор, хранение и распространение различных видов документов восходят генетически к библиотеке. «Библиотеки собирают, хранят и предоставляют пользователям документы, отражающие совокупность накопленного человечеством информационного потенциала. Эта информация является основой для развития образования, науки, культуры, промышленного производства, т.е. удовлетворение значительной части информационных потребностей современного общества осуществляется посредством библиотек». Исходя из вышесказанного, мы можем заключить, что создание библиотек является продуктом поиска индивидуумом способа удовлетворения своей информационной потребности. Возникает вопрос, когда появляются первые библиотеки? Т. Д. Рубанова в ряде своих работ занимается изучением истории библиотечного дела. Как многие ученые она относит возникновение библиотек, как хранилища памятников письменности, к III тысячелетию до нашей эры, ссылаясь на раскопки Ассирии, Вавилонии и Урарту, где археологи находят специальные помещения для хранения памятников письменности. Древнейшие из известных нам сегодня библиотек существовали в районе Южного Двуречья – Шумере. Там клинописные таблички хранились в ивовых корзинах, каждая из которых завязывалась и снабжалась этикеткой с надписью. Но стоит отметить, что данные хранилища с трудом можно прировнять к современным библиотекам. Тем не менее, описываемые хранилища уже в какой-то степени были систематизированы. Известный востоковед, один из ведущих шумерологов мира - Самюэль Крамер, в своих трудах предполагает систему организации табличек по средствам списков литературных произведений – каталогов, сгруппированных по определенным признакам для облегчения размещения и поиска нужных материалов, что представляет собой своеобразную поисковую систему. Предположение шумеролога подтверждается найденными впоследствии при раскопках и расшифрованными древними каталогами, один из которых хранится в Музее Пенсильванского университета, другой в Лувре. Уже в YII в. до н. э. появляются своеобразные «библиотечные штампы» на экземплярах, которые хранятся (Ниневийская библиотека) в отдельном ящике или глиняном ларе на полке с фаянсовой этикеткой, указывающей на отрасль знания документов. Библиотеки Древнего Египта были храмового типа (Аптека для души) или представляли собой частные собрания, но действительно крупные библиотеки появляются в Греции в Y века до н. э. к концу «Золотого века Перикла». Первая публичная библиотека в Афинах была основана в 330 г. до н.э. Но наиболее значительная библиотека Древней Греции была создана не в Афинах, а на территории Египта – в Александрии. Первая «публичная библиотека» в Древнем Риме была создана вскоре после 37 г. до н.э. в Артиум Либертатис. Крупнейшей и самой знаменитой библиотекой Рима была Библиотека Ульпиана. Многие публичные библиотеки того времени были уничтожены пожарами. Отметим, что термин «публичная библиотека» в то время подразумевал доступность библиотечных фондов ученым, а не простым людям с улиц. В своем сегодняшнем значении публичная библиотека появляется только в XIX в. В Средние века основным местом хранения книг и других рукописей были монастыри, также создавались библиотеки при образовательных учреждениях, например библиотека университета в Константинополе или библиотека Кембриджа. Фонды библиотек были каталогизированы, многие каталоги сохранились, они служили справочным материалом, с помощью которого можно узнать о составе фонда и отыскать книгу на полке. Появились сводные каталоги. Средневековые университеты и их библиотеки заложили фундамент возврата классического образования, которое является основой Возрождения. С эпохи Возрождения все чаще стали появляться частные коллекции литературы в Западной Европе: известны огромные библиотеки семейства Медичи, Сфорца. Благодаря гуманистам в XV в. в Италии появляются первые публичные библиотеки. На Западе книгопечатание с помощью подвижных литер, предположительно изобретенное Иоганном Гутенбергом в Майнце около 1450 г., оказало громадное влияние на развитие библиотек. Главное – это повлияло на разделение библиотеки и скриптория, то есть библиотека больше не была связана с выпуском книг. Изобретение книгопечатанья привело постепенно к тому, что в библиотеках отпала нужда приковывать книги цепями к стеллажам и стенам, увеличилась аудитория потребителей книжной продукции. В период Нового времени сложился облик библиотеки, дошедший и до наших дней. Библиотека того периода, как и все социальные институты, начинает приобретать черты производства, фабрики. «Фабричный» характер библиотеки с ее жестким разделением труда, иерархической структурой, плановыми показателями и «продукцией» на выходе предопределил ее кризис в новых условиях. Начало новой истории - время возникновения национальных библиотек, основу которых во многих странах составили королевские библиотеки. Появляется закон об обязательном экземпляре, эта практика способствовала обогащению фондов отечественной литературы во многих национальных библиотеках. В это же время происходит рост фондов университетских библиотек и их значения. Организуются библиотеки, собирающие все ценное с точки зрения теории и практики определенной отрасли знания. Это — библиотеки-музеи, имеющие не только книги, но и эстампы, медали, карты, планы, картины. Широкое распространение в новую эпоху получили публичные библиотеки. Они ведут свое происхождение от появившихся еще в XVII в. подписных библиотек, открываемых на средства местных органов власти. В середине XIX в. Благодаря развитию национального образования появляются массовые библиотеки, которые можно назвать действительным прообразом современной. Само слово «библиотека» имеет греческое происхождение. С греческого языка «biblioth?k?» происходит от сложения двух слов «biblion»,что переводится как книга, и «th?k?», что переводится как склад или хранилище, то есть библиотека – есть место для хранения книг. На сегодняшний день это определение расширилось, библиотека стала не только местом, она стала собранием документов, учреждением, а также социально-культурным институтом. Содержание термина трактовалось по-разному и зависело от представлений о роли и месте библиотеки в ту или иную эпоху. На сегодняшний день не только не уменьшилось количество определений термина, но и возросло, что привело к полисемии. Изначально акцент в определении библиотеки ставился на идее сохранности документов и книг. В первую очередь подразумевается – место, это было распространено с появлением библиотеки и трансляцией ее основной функции. Определение библиотеки как книгохранилища было устойчивым до 30-х, а в отдельных случаях 50-х годов прошлого века. Уже в конце XVIII в. под библиотекой начинают понимать также собрание книг. Ю.Н. Столяров замечает в свих исследованиях, что в России такое понимание в русском библиотековедении можно отнести к 1785 году, то есть библиотека стала подразумевать упорядоченное собрание книг и документов. Уже в 50-ых годах прошлого века среди библиотековедов появляется представление о библиотеке как об учреждении. Вместе с этим определением появляется неоднозначность в вопросе направленности и функционирования учреждения. Наибольший акцент сводится в сторону образовательного учреждения, также просветительного и культурного, вскоре начинается рассмотрение библиотеки как идеологического учреждения. Выдающийся библиотековед Оган Степанович Чубарьян в ранних работах относит библиотеку к научно-просветительским учреждениям, но уже к середине 70-ых годов прошлого века приходит к новому заключению: Библиотека – это идеологическое и научно-информационное учреждение. В положении «О библиотечном деле в СССР» от 13 марта 1984 года говорится, что «Библиотеки в СССР являются идеологическими, культурно - просветительными и научно - информационными учреждениями, организующими общественное пользование книгами, другими произведениями печати, рукописями, видеозаписями, звукозаписями и иными материалами, составляющими фонды библиотек». В этом определении основной акцент на общем пользование, но нет упоминания о функции хранения и сбора книг и других документов. В середине 1990-х информационная направленность библиотеки и в определении термина выходит на первый план. Такое определение учреждения стало официальным и было зафиксировано в ряде документов. Следует отметить, что определение библиотеки как учреждения является довольно узким и уже в конце прошлого века эта проблема отмечается учеными. Под библиотекой можно понимать не только одно учреждение, но их комплекс – ЦБС (Центральную библиотечную систему), его часть или личное собрание. Уже известный нам ученый Ю. Н. Столяров замечает, что «библиотека – это система, состоящая из четырех взаимосвязанных элементов: библиотечного фонда, контингента абонентов, библиотечного персонала и материально-технической базы». Остапов А. И., занимающийся изучение библиотечного дела и библиотечного менеджмента, характеризует библиотеку как когнитивно-компенсаторный механизм, который обеспечивает восполнение недостающих индивиду, группе, обществу знаний знаниями из библиотечной памяти. В Федеральном законе РФ «О библиотечном деле» библиотекой является: «информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам». Мы видим, что единства в определениях термина «библиотека» не достигнуто. В ряде определений выдвигаются как разные цели деятельности библиотеки, так и ее центральный элемент – книга, носители информации, документы, материализованная информация. На наш взгляд, при рассмотрении библиотеки в контексте всего вышесказанного, наиболее полное ее определение можно встретить в работе Столярова: «Библиотека - есть принадлежащее обществу в целом, его части или отдельному члену обеспеченное материально-технически, упорядоченное множество документов, формируемое, хранимое и предоставляемое библиотекарем пользователям – физическим и юридическим лицам – с целью удовлетворения их информационных потребностей». Начиная с 90-ых годов прошлого века активно начинает развиваться новое определение библиотеки – как социального института. Библиотека, представляя собой относительно устойчивую форму организации общественной жизни, обеспечивает устойчивость связей и отношений в рамках общества, и может быть определена с этих позиций как социальный институт. Понятие библиотеки как социального института вбирает в себя не отдельную библиотеку, а целый комплекс положений, реализуемых в бесчисленном множестве библиотек разных типов и видов, функционирующих в разных странах и в разное время, в том числе в качестве отдельных учреждений и структурных подразделений предприятий, организаций и учреждений или личных собраний. В качестве социального института библиотека предоставляет обществу возможность удовлетворять потребность в информации посредством множества документов, хранящихся в ее фондах, используя ресурсы базы различных учреждений и библиотек. Получаемая обществом информация реализуется в различной деятельности индивидов, что в целом способствует общественному развитию. Весь этот процесс по регулированию библиотекой действий членов общества происходит в рамках сложившихся социальных отношений. Библиотека – является неким социальным каркасом, состоящим из социально-культурного опыта человечества, и обеспечивающего устойчивость общественной жизни. Л. В. Федорова в своей диссертации «Библиотека как социальный институт в период социальной трансформации» поднимает вопрос места библиотеки в современном информационном и социальном пространстве: «Из служебной полисистемы образования библиотека становится основой для осуществления конструирования социального пространства, социальной инженерии». В своей работе «Библиотека в системе социокультурных институтов: осмысление понятий» Е. И. Полтавская выводит тезис о главной черте социального института – это устойчивая структура «производитель–потребитель», которая удовлетворяет общие потребности. Автор замечает, что эти две стороны равноправны, и что «библиотека-учреждение» является частью библиотеки-социального института. Полтовская дает свое определение библиотеки как интегративного социального института: «Институт, осуществляющий сбор, хранение и распространение в пространственно-временном континууме социально значимых документов с целью удовлетворения и формирования информационных потребностей пользователей». Таким образом, можно сделать вывод, что в современном научном мире до сих пор нет четкого определения термина библиотека. В современном научно-библиотечном пространстве библиотеку рассматривают под тремя углами зрения: как учреждение, как частную коллекцию и как социальный институт. Тем не менее, часто учреждение смешивают с понятием социального института. Под учреждением мы понимаем организацию с позиции юридического смысла, под социальным институтом – совокупность, выполняющую общественную миссию в масштабах страны. Нас больше интересует современная развивающаяся тенденция характеристики библиотеки как социального института, благодаря влиянию библиотеки на строение социального пространства. Тем не менее, мы приходим к выводу, что стоит конкретизировать положение библиотеки в социальном блоке до социально-культурного института. Этой позиции придерживается и доктор педагогических наук Наталья Викторовна Жадько. Мотульский же замечает, что библиотека социально-культурный институт, если под культурой подразумевать: «совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении», то есть все, что создано человеком, то информация, хранящаяся в библиотеке и отражающая всю деятельность человечества, является отражением его культуры. При таком подходе применительно к библиотеке понятия «культура» и «информация» представляются синонимичными: культура – все, что создано человеком, а информация – отражение всего, что создано человеком. В связи с этим дискуссия о том, каким социальным институтом является библиотека – культурным или информационным, теряет свой смысл. Учитывая этот факт, а также исходя из того, что библиотека включена в разные подсистемы общества и непосредственно связана с обеспечением интересов социальной общности в целом, ее необходимо рассматривать как интегративный социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты. Именно в таком контексте мы будем в целом рассматривать библиотеку в нашей работе – в качестве социально-культурного института, вбирающего в себя и библиотеку-учреждение, здесь мы согласимся с Полтавской, на которой мы тоже можем детально останавливаться как на частной единице общей совокупности. Для понимания механизма работы библиотеки, стоит изучить непосредственно ее функции. Как и в понятийном аппарате библиотековедения нет однородности и в определении состава функций библиотек. Как правило, в функции видят средство приспособления библиотеки к существующим социальным условиям и в связи этим выделяют разные группы функций. Библиотека как мы выяснили ранее – это социально-культурный институт, элемент общества. Это положение обязывает библиотеку иметь такие функции, которое бы отвечали на потребности общества, посредством взаимодействия с внешней средой. Библиотека – как система реализует свою социальную миссию через внешние функции, поэтому в современной науке эти функции носят название социальные. Анатолий Николаевич Ванеев в своей научной статье «Библиотека как социальный институт и проблемы ее комплексного изучения» замечает, что если проанализировать ряд трудов отечественных ученых о философии современной библиотеки, то можно прийти к заключению, что в современном мире наивысшая миссия библиотеки, как и было нами замечено ранее, - социальная. Тем не менее, Ванеев считает, что основа социальной миссии библиотеки выражается в информационной функции, которая в свою очередь выражается в постулате библиотечной философии: «Философия доступности информации для всех». Теоретик и практик библиотечного дела Н. И. Тюлина в своей работе «Информационная функция библиотеки» замечает, что информационная функция является базовой, главенствующей над всеми прочими. Библиотековед В. И. Терешин считает, что любая библиотека это совокупность социальных, технологических и организационных функций, И. М. Фрумин выделяет социальные и технологические, Ю. Н. Столяров - имманентные, сущностные и другие, В. Р. Фирсов – основные и подчиненные, A. B. Соколов - сущностные и прикладные, Е. Т. Селиверстова: главные, типообразующие, производные и дополнительные. Среди социальных Терешин выделяет: Информационную Коммуникативную Библиографическую Педагогическую ( Образовательная) Гедонистическую Культурную Терешин замечает, что социальные функции имеют нечеткие границы, они пересекаются и переходят друг в друга. Тюлина выделяет три производственные функции библиотеки: Фондообразования (наличие материалов) Библиографической информация (знание абонента об их наличии) Обслуживания (удовлетворение потребности в них) Жадько выделяет в качестве социальных функций еще просветительскую и мемориальную. Н. С. Карташов в своих работах также придерживается разделения функций библиотек на социальные и технологические. Социальные направлены на внешнею среду, на общество, технологические же – являются внутренними функциями библиотеки. Карташов выделяет следующие социальные функции: информационная, культурная, образовательная. При этом Н. С. Карташов замечает, что можно выделить еще один вид функций библиотек – типологический. Типологические функции присущи конкретным типам библиотек. Среди типологических функций можно назвать: рекреационную и гедоническую, функцию организации массового чтения. Столяров акцентирует внимание на сущностных функциях библиотеки, эти функции не зависят от исторического периода, социально-демографической структуры общества и конкретных текущих задач, стоящих перед ним. Эти функции отличают одно явление от другого. Столяров называет главной сущностной функцией библиотеки - документально-коммуникационную. Среди отечественных ученных наиболее глубоко рассматривает функции библиотек Р. С. Мотульский. Анализирую существующие концепции в этой области, он выделяет следующие группы функций библиотек: Сущностные функции: коммуникационная, кумулятивная, мемориальная; Производные социальные функции: содействие образованию, воспитанию; информационное обеспечение научно-производственной деятельности; социокультурная; Педагогические функции: образовательная, воспитательная, учебная, просветительная, помощь образованию и самообразованию; Социокультурные функции: культурная, культурно-просветительная, досуговая, рекреационная; Технологические функции: моделирование, комплектование, учет, аналитико-синтетическая обработка, хранение, доставка документов, обслуживание пользователей. Ознакомившись с работами ученых в области функций библиотек, мы пришли к выводу, что наиболее полная и структурно проработанная типология функций библиотек представлена в работе Мотульского. Большинство представленных выше функций можно отнести к социальному блоку, что подтверждает разделение многими учеными функций библиотек на социальные и технологические. Главная сущностная социальная функция по Столярову - документально-коммуникационная, также представлена в классификации Мотульского. Информационная функция, которая выделяется многими учеными как основополагающая для библиотеки, в классификации Мотульского представлена не как сущностная, поскольку не является отличительной для библиотеки как института. Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что появление библиотеки обусловлено эволюцией информационной потребности общества, повлекшей появление информационного типа деятельности, к которому относится и библиотека. Проследив развитие библиотечной сферы в контексте мировой истории, начиная с библиотек древних шумер, мы выяснили, что современный тип массовой библиотеки появляется только в середине XIX века в связи с развитием национального образования в ряде стран. Проанализировав научные труды по библиотечной сфере, мы пришли к выводу, что в современном научном мире в отношении термина «библиотека» развита полисемия. Библиотека трактуется как частная коллекция, учреждение и социальный институт, на основе развития в современных условиях культурной составляющей библиотек и выполнению социокультурных функций, мы приходим к выводу, что библиотека является социокультурным институтом, что подтверждается ее функциями, перечисленными нами в этом параграфе. Западная модель организации библиотек Рассматривая модель устройства и функционирования современного типа западной библиотеки, стоит первоначально понять, что подразумевают зарубежные библиотекари под пространством библиотеки, какие видят цели его существования. Библиотеки предстают перед нами в контексте западной культуры как реальное и виртуальное демократическое пространство, обеспечивающее беспрепятственный доступ к информации. Есть также уточнение о том, что человеку должно быть «приятно» заниматься самообразованием в библиотеке, подчеркивается важность комфорта. Директор городской библиотеки Хайльбронна и бывший председатель Союза немецких библиотек - Моника Циллер замечает, что современная библиотека - есть точка пересечения: «Библиотека станет местом, где пересекаются реальный мир — то есть люди с их потребностями в образовании, информации, отдыхе — и мир электронный. Я представляю себе библиотеку как место с превосходно оборудованными помещениями, которые отвечают самым разным потребностям: здесь можно спокойно посидеть, послушать музыку, посмотреть фильмы, полистать газеты и журналы, погрузиться в виртуальные миры, встретиться и побеседовать с другими людьми, посетить мероприятия и семинары». В статье «Американская публичная библиотека и её неопределённое будущее» автор развивает следующую мысль: «Библиотека — это место для книг и чтения, исследований, библиотекарей, свободной мысли и гармонии — гармонии между образованием и развлечением, между печатной информацией и электронной, между тишиной и шумом, между родительской озабоченностью и гражданскими свободами». Западная модель библиотеки действительно отвечает общественному запросу и является синтезом места для образования и досуга. Стоит отметить, что западные библиотеки, говоря о библиотечном фонде, отмечают наиболее важную его особенность – гетерогенность. Библиотечный фонд должен включать в себя разнообразные точки зрения по одному и тому же вопросу. Еще одним важным моментом является то, что библиотека должна «противостоять вторжению языка рынка в библиотечную сферу, потому что ценности общественного сектора неизбежно окажутся в проигрыше, если оценивать результаты так, как это принято в мире частного предпринимательства». Библиотека не должна фокусироваться на экономических выгодах, не должна оставлять только популярную «товарную» литературу, поскольку она не магазин, целью которого является опустошение стеллажей, ее социальные выгоды важнее экономических. Нельзя измерять работу библиотеки через статистику и показатели эффективности, поскольку взятие книги ничего не говорит о ее прочтении и выгоде, которую получил или не получил пользователь. Среди проблем западного мира называют: коммерциализацию библиотечных услуг и развитие тенденции самообслуживания. При этом коммерциализация касается не только второстепенных услуг библиотеки, так в библиотеке Амстердама бесплатное членство только до 19 лет, затем существуют взносы в зависимости от возраста. Барбара Лизон, директор городской библиотеки Бремена и член правления Международной Федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), акцентирует внимание на коммерциализации источников информации: все больше платных информационных порталов в таком контексте библиотека, по ее мнению, должна оставаться «бесплатным источником информации, для тех, кто не может себе позволить или не умеют добывать эту информацию». В статье «Дегуманизация библиотек» главного редактора «Лайб- рэри Джорнэл» Джона Берри поднимается проблема популярности такой т....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: