VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

История развития электронных библиотек

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005537
Тема: История развития электронных библиотек
Содержание
1 Технологии электронных библиотек

		

1.1 История развития электронных библиотек



История возникновения электронных библиотек берет начала с создания первых электронно-вычислительных машин. Использование компьютеров в библиотечной деятельности началось с 1960-х гг., для хранения и обработки информации. Термин цифровая библиотека или виртуальная она же электронная, уже давно известен, в научных кругах специалисты из различных отраслей знаний предсказывали, что в скором будущем в ряду с научно-техническим прогрессом наступит эра цифровых (электронных) библиотек.

Термин «электронная библиотека» наиболее употребляем в профессиональной деятельности, но им обозначаются различные объекты, к числу данных объектов относятся:

– распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов (текст, графика, аудио, видео и др.), доступные в удобном для пользователя виде через глобальные сети передачи данных;

–·информационно-поисковая среда, обеспечивающая пользователю эффективный доступ к комплексу массивов информации;

–·совокупность информационных ресурсов, организуемых по библиотечному принципу;

–·организация провайдерами доступа к определенным массивам однородной или разнородной информации;

–·самостоятельная система электронных информационных ресурсов,

–·библиотека электронных книг (доступная для чтения при помощи специальных устройств)

–·фонд электронных документов, специальным образом организованный и снабженный справочно-поисковым аппаратом.

Электронная библиотека это информационная система, предназначенная для организации, хранения и использования электронных объектов, объединенных единой идеологией комплектования, структуризации и доступа, с едиными средствами навигации и поиска. Впервые термин «цифровая библиотека» (она же электронная, или виртуальная) появилась в зарубежных публикациях в 80-е гг. Устойчивый прогресс в области автоматизации информационных систем, оказал большое влияние на развитие библиотечных технологий. Процесс автоматизации начался в 1970-ем гг., первым делом автоматизация коснулась библиотечных каталогов, позже модернизировалась система обслуживания и в начале 1980-х гг. была создана интегрированная система автоматизации библиотек. Для управления библиотечными процессами такими как: каталогизация, комплектование, финансовые расчеты, обслуживание и другие процессы, в интегрированных системах автоматизации библиотек используется единая структура программного обеспечения. [28, с. 27]. У истоков развития электронных библиотек стоит создание (в конце 1960-х. гг) формата MARC (Machine-Readable Cataloging), данный пример был использован для создания и ведения машиночитаемых каталогов. Данное изобретение позволило предоставить доступ к каталожным записям многим библиотекам, что позволило существенно сэкономить значительные средства. 

Благодаря созданию интегрированной системы автоматизации создавались полезные модули, начались разработки новых систем доставки документов пользователю. Важнейшим достижением этой эпохи стало создание электронного каталога библиотеки. Наиболее значительной разработкой являлась онлайновая система, для отдельных рабочих мест обслуживания компактными дисками и сетевыми средствами обслуживания CD-ROM. Появились версии сетевого обслуживания, связанные с доступом в Интернет. В результате даже сравнительно небольшая, скромная библиотека приобрела возможность предоставлять доступ к колоссальным электронным ресурсам. Вследствие этого интегрированная библиотечная система автоматизации утеряла свою значимость как элемент библиотеки, так как она не работала с ресурсами Интернет. Электронные библиотеки в настоящее время стали неотъемлемой частью жизни человека. Огромный массив информации по всем отраслям науки храниться в электронной среде, с полным или ограниченным доступом. Предпосылки развития электронных библиотек, начинаются с создания интегрированных систем автоматизации библиотек. Первый опыт создания электронных каталогов был революционным и решающим толчком в развитии автоматизации в библиотеке, и предпосылкой создания электронных библиотек. 

Поскольку развитие цифровых библиотек является относительно новым делом, научные исследования и разработки ведутся. Запускаются новые проекты по созданию и развитию электронных библиотек. середине 1990-х гг. главные проекты по созданию электронных библиотек были начаты в США, Японии и странах Западной Европы. В США создавался проект Национальной цифровой библиотеки, разработанный Библиотекой Конгресса США. Проект разрабатывался для обеспечения удаленного доступа к мультимедийным фондам в Библиотеке Конгресса и других фондохранилищах страны. 

Приоритетным направлением государственной поддержки и финансирования в области культуры в последние годы является направление, связанное с развитием электронных библиотек в России. Разрабатывался ряд Государственных целевых программ в области создания электронных библиотек, явившиеся безрезультатными, в том числе и попытка создания в 1999 г. Межведомственной программы «Электронные библиотеки России» с участием 11 федеральных министерств и ведомств Российской Федерации. 

В рамках целевой научно-технической программы Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации в которой сегодня занят ряд крупных федеральных библиотек, осуществляется целевая государственная поддержка нескольких библиотечных проектов, в частности Российского Сводного Каталога по научно-технической литературе, и разработка типовых элементов электронных библиотек Государственной системы научно-технической информации. Продолжается развитие и обслуживание пользователей системы сводного каталога НТЛ (свыше 550 тыс. адресно-справочных записей о более чем 400 фондодержателях России и ряда стран СНГ) и создание текстовых элементов и технологий системы электронных библиотек: 

– библиотечные интернет-серверы; 

– индексирование электронных документов; 

– организация полнотекстовых баз данных и ряд других.

Головной организацией обоих проектов выступает ГПНТБ России. Среди участников: БЕН РАН, БАН, НБ МГУ, ВИНИТИ, ряд университетских и областных научных библиотек [26, с. 14].

Ряд крупных библиотек, в первую очередь ГПНТБ России, Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, ГПНТБ СО РАН, БЕН РАН, ряд областных и республиканских научных библиотек ведут собственные проекты в области создания и развития общедоступного электронного ресурса и имеют весьма ощутимые результаты.

При ранних этапах развития сети Интернет существенный вклад в становление электронных библиотек внесли любители-энтузиасты, которые создавали в сети большое количество информационных ресурсов и некоторые из них получили большую известность. Наиболее известные примерами являются проекты (Проект Гутенберг) разработанный в 90-е гг. американским программистом М. Хартом, и еще немало известным проектом который разрабатывался в России является (Библиотека Машкова), запущенная в 94-ом г., по количеству текстовых файлов (17 тыс.) российский проект на порядок превосходил объемы «Проекта Гутенберг» (около 2 тыс.). 

Электронная библиотека появилась как самостоятельный объект в результате эволюции технологий в различных направлениях человеческой деятельности, вобрав в себя их элементы. 

В период становления и развития электронных библиотек создавались Электронные архивы, для обеспечения компактного хранения больших объемов документов и организации системы их быстрого поиска стали создаваться электронные архивы, например, архивы распорядительных документов предприятия, архивы производственных чертежей и многие другие. На основе созданного архива документов со временем стали появляться целые классы систем, обеспечивающие управление электронным документооборотом предприятия, оптимизацию управленческих процессов, организацию совместной работы специалистов. В системах данного класса появился опыт массовой оцифровки бумажных документов, систематизации и надежного хранения больших объёмов электронных документов.

Отдельным феноменом в данной области стала сеть Интернет. Создание своего контента привлекла многих авторов, это позволило самостоятельно опубликовывать материалы в электронном виде. Благодаря развитию средств опубликования теперь не требовались знания в области специальных языков кодирования информации, или каких либо других технологий, для публикации собственного произведения в Сети. Появление новых подходов поиска информации в распределенной сети хранения, стало стимулом развития технологий морфологического и семантического анализа документов, так как при поиске документа отдавался приоритет содержимому документа. К настоящему времени пришло осознание, что для эффективного поиска ресурсов в огромном электронном хранилище дополнительно требуются меры систематизации ресурсов по их семантике (своего рода каталогизация – как в библиотеке). 

По мере развития Интернета стали появляться компании, успешно находившие инновационные решения для работы в крупнейшей сети электронных хранилищ ресурсов – Google, Yandex, Yahoo и другие. Огромное количество доступных и потому иногда трудно отыскиваемых ресурсов стимулировало выделение хранилищ качественного контента. Тут, естественно, взоры обратились к библиотекам, где при комплектовании фонда производится профессиональный отбор литературы.

Вслед за интернет-магазинами книг бумажных появились магазины электронных книг. Пример такого интернет-магазина стал подобием электронной библиотеки. В этой сфере существенной составляющей является технология защиты электронных книг от несанкционированного копирования и применения в коммерческих целях. Технологии цифровой печати электронных версий печатных книг (print-on-demand), сделали возможным печать книг тиражами любого объёма 

В условиях стремительно развивающегося информационного общества, внедрения новейших компьютерных и телекоммуникационных технологий появилась тенденция к изменениям в организации информационных ресурсов, их хранении и обеспечении доступа к ним. Создание электронных библиотек является одной из важных задач в организации электронных информационных ресурсов.

Если кратко подвести итоги, то «идеальная» электронная библиотека должна иметь наиболее значимые свойства, апробированные в различных рассмотренных выше областях: надёжность и безопасность хранения, как в электронных архивах; доступность с любого компьютера, подключённого к сети Интернет, и привычный для современного пользователя интерфейс доступа к электронным ресурсам – интернет-браузер; удобная среда работы с электронной книгой, например, сервисы, обеспечивающие многоаспектный и быстрый поиск информации вплоть до конкретной фразы в книге; защита прав авторов и гарантии недопустимости несанкционированного использования; полнота и качество доступных для пользователя ресурсов.



1.2 Электронная библиотека как форма библиотечного обслуживания: требования к функционированию



Обслуживанию пользователей в библиотечной деятельности отведена важная роль. Мнение о библиотеке формируется, благодаря качеству облуживания пользователей. Все остальные процессы технологического цикла носят внутренний характер, они направлены на обеспечение высокого уровня обслуживания пользователей библиотеки.

Библиотечное обслуживание устоявшийся термин, используемый как в профессиональной деятельности, так и в научном обиходе, однако сегодня, в период влияния информационных технологий, термин библиотечное обслуживание имеет более содержательное наполнение.

Библиотечное обслуживание – это предоставление библиотечно-библиографических и информационных продуктов и услуг в многообразных видах и формах в целях удовлетворить различные потребностей пользователей библиотеки средствами библиотечно-библиографической и информационной деятельности на основе использования мировых документных и электронных информационных ресурсов.

Процесс библиотечного обслуживания изучается в двух аспектах: как социальный процесс, который приводит изменениям как социальным так и для  конкретной личности или для общества в целом; и как технологический процесс, предполагающий последовательность действий (операций, процедур) библиотекаря, направленных на предоставление пользователю определенной услуги.

В библиотечном обслуживании реализуются многообразные функции: социальные, мировоззренческие, информационные, культурно-просветительские, образовательные и другие. 

Пользователи, для которых предназначена электронная библиотека являются определенным сообществом или группой пользователей. Они могут быть разбросаны по всему миру, или могут быть в том же географическом месте где разрабатывалась электронная библиотека. Ключевым аспектом электронной библиотеки является то, что пользователь может получить удаленный доступ, через web-браузер. В целом, информация, содержащаяся в сети Инернет не считается электронной библиотекой (хотя иногда ее называют таковой) поскольку в ней отсутствует характеристики коллекции, организованной для конкретной цели.

Благодаря быстрому развитию информационных технологий, расширились возможности традиционных библиотек в сфере предоставляемых услуг, переработке информации, хранении огромного массива документов. В настоящее время в электронной среде можно найти и исследовать любую интересующую информацию. Традиционные библиотеки с помощью новых технологий создают в виртуальном пространстве аналог своего фонда в электронном виде, т.е. электронные библиотеки. Создание электронных информационных ресурсов способствует более полному удовлетворению читательских требований. Развитие качественной электронной среды позволит людям получать достоверную и полезную информацию, находясь в любом удобном месте.

Электронные библиотеки – принципиально новая, многообещающая, перспективная форма бытования библиотеки в информационном обществе, основное назначение которой заключается в совершенствовании библиотечного обслуживания.

В библиотеке появились новые формы обслуживания: использование электронного читательского билета, развитие электронных библиотек, выдача литературы в электронном виде, виртуальные выставки новых поступлений, оповещения пользователей о мероприятиях, новых услугах через Интернет, в социальных сетях или на официальном сайте библиотеки. Внедрение новых коммуникационных технологий позволяет получать доступ к полнотекстовым ресурсам библиотеки [4, c. 145].

В структуре деятельности библиотек обслуживанию пользователей принадлежит важная роль. Именно по удовлетворенности качеством обслуживания пользователь формирует свое мнение о библиотеке. Все остальные процессы, такие как: комплектование, обработка, ведение справочно-поискового аппарата, хранение фондов, списание устаревшей литературы и других, осуществляемых в библиотеке, носят внутренний характер и направлены на обеспечение высокого уровня обслуживания пользователей и могут рассматриваться как вспомогательные процессы.







Библиотечное обслуживание – устоявшийся термин, который широко используется как в профессиональной литературе, так и в практической деятельности библиотек, однако его наполнение под влиянием информационных технологий получило новое содержательное наполнение, которое требует детального изучения.

Содержание понятия «библиотечное обслуживание» эволюционировало по мере того, как изменялось представление о роли библиотеки на различных стадиях развития общества.

В настоящее время в стенах библиотеки и за ее пределами в результате взаимодействия информационных ресурсов, библиотечного персонала, материально-технической базы и виртуальной среды осуществляется процесс библиотечного обслуживания. На него оказывает влияние информационно-коммуникационные технологии и социальные, экономические и культурные факторы. Исходя из этого, библиотечное обслуживание рассматривается как социальный и технологический процесс [6, c. 238].

Как социальный процесс библиотечное обслуживание способствует социальной адаптации личности и повышению ее информационной культуры. Технологический процесс обслуживания нам представляется возможным рассматривать как комплекс мероприятий по изучению потребительских требования к комфортности в целом, а также  в качестве последовательного выполнения процессов и операций по удовлетворению информационных потребностей.

В современном мире библиотеками удовлетворяются как физические (реальные), так и виртуальные (удаленные) потребности пользователей. Под термином «физические потребности» подразумевается потребности пользователя, удовлетворяемые в стенах конкретной библиотеки в электронной среде. Рост числа «онлайновых» пользователей в сети Интернет стремительно растет, пользователи получают информацию самостоятельно, территориально находясь в любом удобном для них месте. Интенсивность внедрения и развития электронных библиотек внутри традиционной зависит от типа библиотеки: наиболее быстро этот процесс происходит в вузовских, академических и библиотеках бизнес-структур. 

Термин «виртуальные потребности» напротив имеет отличие лишь в своей удаленности от конкретной библиотеки, т.е. запросы, которые поступили и были удовлетворены на веб-сайте библиотеки в сети Интернет.

Эффективность библиотечно-информационной деятельности зависит от правильного выбора форм и методов обслуживания пользователей.

В стандартах и терминологических словарях по библиотечному делу определение понятий «форма обслуживания» и «метод обслуживания» отсутствует. Поэтому нам кажется целесообразным понимать под формой обслуживания разновидность или сочетание методов обслуживания читателей в библиотеке и в удаленном режиме (в электронной среде) [13, c. 67].

Метод обслуживания нам видится возможным определить как способ реализации пользователям информационных продуктов и услуг, как в традиционном, так и в электронном режиме.

Традиционные формы и методы библиотечного обслуживания прочно нашли свое применение в библиотеках всех типов и видов. Однако активное использование компьютерных технологий в библиотеках привело к эволюции и модернизации форм и методов обслуживания пользователей. Сегодня наблюдается тенденция перехода процесса обслуживания в электронную среду.

Библиотечное обслуживание как физический процесс заключается в обеспечении доступа к электронному каталогу, электронной библиотеке, а также к локальным и сетевым ресурсам в стенах библиотеке. А в виртуальной среде – в организации доступа к электронному каталогу в режиме реального времени, информации о ресурсах библиотеки, базам данных и электронной библиотеке, а также к виртуальным сервисам: электронной доставке и виртуальной справочной службе.

Физический процесс библиотечного обслуживания в электронной среде стабильно организован в библиотечной практике. В настоящее время практически каждая библиотека предоставляет пользователем доступ к электронному каталогу, электронной библиотеке, а также к локальным и сетевым ресурсам [25, c. 98].

Виртуальный процесс библиотечного обслуживания требует детального изучения и теоретического обоснования.

Развитие информационных и коммуникационных технологий позволяет существенно расширить возможности более равномерного распространения научных знаний и информации как за счет открытых научных ресурсов Интернета, так и приобретаемых библиотекой ресурсов сетевого удаленного доступа. На фоне все возрастающих потребительских требований пользователей к объему, достоверности, скорости предоставления услуг особую значимость приобретает обслуживание с использованием совокупных ресурсов (распределенных), в том числе и полнотекстовыми базами данных.

Обслуживание удаленных пользователей осуществляется с помощью Web-сайтов библиотек. На них пользователь имеет доступ к электронным ресурсам. Электронные ресурсы собственной генерации и приобретенные, как правило, включают в себя базы данных, электронные библиотеки, а также электронные коллекции.

Помимо электронных ресурсов на сайтах библиотек функционируют виртуальные сервисы. Таковыми являются виртуальные справочные службы и электронная доставка документов.

Эффективность библиотечного обслуживания пользователей на сайтах библиотек зависит также и от качества каталога, процессов его создания, поддержки развития и использования, включающие в себя правила формирования записей и организации поиска. 

В настоящее время активно развивается новое направление организации обслуживания виртуальных пользователей в электронной среде. Его главная особенность состоит в том, что пользователям предоставляется возможность активно учувствовать в создании, обсуждении, редактировании информационных ресурсов. Элементами концепции интерактивного обслуживания являются: блоги и микроблоги, социальные сети, wiki-сервисы, медиасервисы, закладки, интерактивные развивающие сервисы [29, c.112].

Все более популярным становиться процесс создания и ведения библиотечных блогов. При обслуживании пользователей блог позволяет библиотекарю:

- информировать пользователя, развивать его творческую активность;

- создавать новые библиотечные продукты и услуги;

- профессионально совершенствоваться, обмениваться опытом и информацией с другими библиотекарями, ведущими библиотечные блоги;

- быть в курсе интересующихся событий и новостей, не посещая сторонние сайты;

В настоящее время стало популярным также создание и ведение микроблогов библиотек в Твиттере и ВКонтакте. С помощью этих ресурсов библиотеки могут публиковать новости, ссвлкм на сайты, изображения, мгновенно получая обратную реакцию от пользователей в виде небольших комментариев.

Не менее важным инструментом интерактивного библиотечного обслуживания являются социальные сети. Они направлены на посторонние сообщества в Интернете, объединяющие людей со схожими интересами и деятельностью. Организация библиотечного обслуживания с помощью социальных сетей осуществляется, как правило, путем создания групп или публичных страниц конкретной библиотеки. В них библиотекари информируют пользователей о жизни библиотеки и получают обратную реакцию в виде комментариев и различной медиаинформации. Кроме того, библиотечные работники могут создавать в социальной сети страницы конкретных мероприятий и видеть реальных и потенциальных посетителей [18, c. 122].

В итоге можно сказать, что в современном информационном обществе важно получать информацию быстро и качественно. Поэтому внедрение информационных технологий играет  большую роль в обслуживании пользователей через компьютерные сети и Интернет. Электронные библиотеки стремительно развиваются, что позволяет прогнозировать дальнейший вклад в просветительскую деятельность, и популяризацию этого вида обслуживания пользователей.



1.3 Правовые аспекты в деятельности электронных библиотек



Правовая основа функционирования электронных библиотек заложена в законах Российской Федерации, имеющих принципиальное значение. В Федеральном законе «О библиотечном деле» (ст.12, п.3). предусмотрено создание электронных библиотек (ЭБ) и обслуживание пользователей электронными ресурсами. В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» (глава 4 «Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения») регулирует отдельные аспекты, связанные с созданием и использованием электронных библиотек, входящих в них баз данных (БД), электронных каталогов и картотек. 

В Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» (ст. 5, 6, 18) предусмотрено развитие международных отношений на основе договоров о сотрудничестве между собственниками электронных ресурсов и пользователями, особенности правового регулирования деятельности библиотек по международному информационному обмену.

Авторские права на программы для Электронных вычислительных машин (ЭВМ) и баз данных (БД) устанавливает закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (ст.4.7). 

Действующее в настоящее время в России федеральное законодательство по авторскому праву и внутри библиотечные подзаконные акты не создали единого правового пространства, регулирующего взаимоотношения между авторами, издателями, библиотеками-производителями электронных документов, их распространителями и пользователями. Библиотеки сталкиваются со следующими проблемами:

– необходимостью обеспечения свободного доступа пользователей к фондам электронных документов и возможностей их копирования и репродуцирования в режиме «Off-line» и «On-line», не нарушая при этом права авторов и издателей;

– необходимость предоставления библиотекам права на репродуцирование особо ценных изданий для создания цифровых копий и микроформ;

– устранение ограничения на объем копирования;

– правовое обеспечение создания и функционирования электронных библиотек;

– решение проблем авторского права по отношению к продукции самих библиотек;

– защита прав пользователей (читателей) библиотек на свободный доступ к электронным документам;

– защита электронных документов, предоставляемых в сетях, от несанкционированного доступа пользователей (маркировка, криптография, система идентификатор цифровых объектов).

В Государственной Думе принят законопроект о создании НЭБ предусматривает включение в Федеральный закон «О библиотечном деле» от 29.12.1994 N 78-ФЗ ст 18.1 (ред. от 03.07.2016) новой статьи 18.1 Национальная электронная библиотека, в которой сформулирована стратегическая задача создания в Российской Федерации Национальной электронной библиотеки.

Действие этих правовых актов в целом способствует формированию и использованию электронных библиотек. Однако в настоящее время в процессе бурного развития и внедрения новых информационных технологий их разработка и совершенствование значительно отстает, что не позволяет библиотекам оперативно решать вопросы, возникающие при создании электронных библиотек. Поэтому в России нормативно-правовые документы, которые обеспечивают защиту электронных библиотек, разрабатываются самостоятельно отдельной библиотекой.

Трудность осмысления и анализа проблем создания и функционирования электронных библиотек связана с тем, что при рассмотрении этих проблем приходиться применять междисциплинарный подход: затронуты такие отрасли знаний, как библиотековедение, право, экономика, культурология. Фундаментальное различие парадигм – свободного доступа к книге и зачастую платного доступа к электронной книге – задает изначально различные подходы к решению проблем.

Ситуация осложняется разноплановостью определения и применения понятий «библиотека», «электронная библиотека», «электронный документ», наблюдаемой в правовых источниках. Можно ли говорить об обязательном экземпляре электронного документа, когда обязательный экземпляр традиционного бумажного документа не всегда доходит до Книжной палаты.

Пути решения разные – в рамках библиотечного права и в рамках информационного права. Несмотря на попытки совершенствования отечественного законодательства и преодоления возникших противоречий, пока имеют место прямо противоположные предложения специалистов.

	Рассматривая региональный опыт, в ряде случаев опережающий темпы федерального законотворчества и отметить некоторые тенденции. Регионы стремятся решить проблему на месте, что является для отрасли культуры нормальным процессом поскольку вопросы культуры находятся в совместном ведении России и субъектов Федерации [2, c. 23].

На федеральном уровне предлагаемые изменения законодательства, в основном, касаются совершенствования действующего закона о библиотечном деле путем введения в него норм, касающихся правового регулирования оцифрованных (электронных) произведений из фонда традиционной библиотеки. Тем самым традиционной библиотеке, основная цель которой не изменилась за многие века и заключается, прежде всего, в комплектовании и хранении фонда, и для которой относительно новой является функция обеспечения доступа к сохраняемой книге.

Другой путь – совершенствование информационного права, введения в право поле законного электронного документооборота, также обсуждается специалистами и если проанализировать проблему с этой точки зрения, то окажется, что электронные библиотеки никак не связанны с традиционными библиотеками.

Рассуждая об электронных библиотеках, нужно проанализировать авторско-правовые и технологические проблемы. Авторско-правовой подход с его основными правомочиями автора использовать и разрешать использование своего произведения вступает в противоречие с широкой доступностью, публичностью обязательного экземпляра. И если ознакомление с экземпляром книги, хранящимся в традиционной библиотеке, происходит, вполне в соответствии с отечественным авторско-правовым законодательством, свободно, то электронный экземпляр той же книги можно лишь просмотреть на экране монитора библиотечного компьютера без возможности его копирования. 

Отдельный вопрос касается депонированных рукописей. На практике автор, отдавая в библиотеку на депонирование свою рукопись, как правило не оговаривает отдельно возможность перевода ее в электронную форму. В настоящее время наблюдается тенденция к созданию электронных реферативных журналов, включающих депонированные рукописи, находящиеся в бумажном фонде библиотеки. Следует учитывать права авторов таких неопубликованных произведений, ведь авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необработанные произведения, существующие в какой-либо объективной форме [19, c. 20].

Сегодня электронные библиотеки приобретают такой же официальный статус, как и традиционные, а многие крупные государственные библиотеки совмещают в себе и то, и другое. В связи с этим возникла некоторая терминологическая путаница. Одни специалисты в области библиотечно-информационных технологий склонны считать электронными библиотеками только те, которые содержат полностью оцифрованные фонды. Другие придерживаются мнения, что к электронным библиотекам можно с полным правом отнести и те, которые располагают только оцифрованными каталогами.

Функционирование электронной библиотеки, возникающие в связи с этим проблемы авторского права, только изучаются как в отдельных странах, так и на международном уровне в рамках Совета Европы, Европейского Союза, Всемирной организации интеллектуальной собственности, ИФЛА и др.

Значительный вклад в решение этой проблемы вносит ИФЛА, в рамках которой с 1997 г. действует новый комитет по авторскому праву и другим правовым вопросам. Основная задача комитета - сбор информации о развитии библиотечного законодательства в мире, изучения проблем лицензирования, охрана неприкосновенности частной жизни в связи с функционированием электронных систем, управления авторскими правами, точности и надежности предоставления информации.

В России правовое регулирование формирования электронной библиотеки и доступа к информационным ресурсам закреплено профильными законами. Федеральный закон «О библиотечном деле» (1994г.) устанавливает государственную политику создания условий для всеобщей доступности информации, собираемой и предоставляемой библиотекой, и определяет правовые основы создания электронных библиотечных фондов (ст.12-14). 

Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» регулирует отдельные аспекты библиотечно-информационной деятельности, связанные с созданием и использованием БД, электронных каталогов и картотек (ст. 16-19)

Прежде всего, исходя из авторско-правовых норм главы 70 Гражданского кодекса РФ, возникает вопрос о самой возможности выделения из текста ключевых слов или значимых фрагментов. Любое слово произведения неоригинально и принадлежит русскому или иному языку, а не автору текста. Выделение из текста фрагмента, состоящего из нескольких слов, можно квалифицировать уже как цитирование в том смысле, какой придается этому термину п. 1(1) ст. 1274 ГК РФ: «Цитирование в научных, полемических, критических или информационных целях в объеме, оправданном целью цитирования».

Подытоживая эту главу важно отметить, что история создания электронных библиотек имеет небольшой временной период, но опыт и внедрение в повседневную жизнь колоссальный. Благодаря электронным библиотеками новейшим телекоммуникационным технологиям человек может найти любую информацию. Хотя не все документы в настоящее время оцифрованы, так как они не могут быть введены в электронную среду без согласия автора, здесь вступает в силу авторское право. Потому что все документы, которыми комплектуется фонд электронной библиотеки, должны быть с разрешением на пользование. На сегодня в Российском законодательстве отсутствует отдельный нормативно-правовой акт, регулирующий правоотношения в области создания электронных библиотек. Законотворчеством занимаются отдельно библиотеки, которые решили внедрить в свою структуру электронную библиотеку. Поэтому на данном этапе развития в каждом из перечисленных законов выше имеются статьи которые посвящены проблемам внедрения и использования электронных библиотек, так как не разработан отдельный федеральный закон, который имел предметную направленность и рассматривал отдельно правовое регулирование в деятельности электронных библиотек. 















2 Проекты по созданию электронных библиотек (на примере 

финно-угорских библиотек РФ)



2.1 Крупнейшие проекты по созданию электронных библиотек



Опыт создания электронных библиотек в России достаточно богат и разнообразен, хотя их история насчитывает всего около 20 лет. Традиционные библиотеки должны быть основателями электронных библиотек. Действительно, именно в них накоплен огромный опыт работы с изданиями, документами, рукописями, именно они находятся ближе всего к этой информации, более того, они уже не одно десятилетие используют вычислительную технику. Библиотеки тоже стали создавать коллекции электронных ресурсов. В электронную среду они перенесли свои сильные стороны: качественную каталогизацию ресурса, заботу о сохранности цифрового произведения, стандарты в описании ресурсов и обмене данными. Инициатива по созданию таких коллекций часто была связана с проектами по сохранению культурного наследия, обеспечению его доступности самым широким слоям населения. Первые электронные библиотеки создавались либо по частной инициативе (за рубежом – проект «Гутенберг», в России – например, библиотека М. Машкова). Сегодня наиболее востребованные массовым пользователем электронные информационные ресурсы принадлежат отнюдь не традиционным библиотекам. Тем не менее, в последние годы, ведущие библиотеки нашей страны (РГБ, РНБ, ГПНТБ, ГПНТБ СО РАН и др.) стали уделять этой сфере деятельности все больше внимания.

Одним из наиболее крупных и быстро развивающихся проектов является «Электронная библиотека диссертаций РГБ». В рамках этого проекта пользователям на начало 2006 г. было уже доступно свыше 100 тыс. полных текстов диссертаций. Электронные версии диссертаций доступны в помещении РГБ, которые открыты в более чем 120 научных и образовательных учреждений России и ближнего зарубежья. Основным форматом полных текстов этих электронных коллекций является PDF [14, c. 208].

С 2001 г. Российская национальная библиотека нач.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44