VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

ИКТ технологии как средство совершенствования лекционной формы обучения в вузе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004980
Тема: ИКТ технологии как средство совершенствования лекционной формы обучения в вузе
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет»

Педагогический институт

Кафедра общей педагогики



«ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ»

Зав. кафедрой Маланов И. А.

«__»_______________2017г.







Цыренова Марина Александровна

ИКТ технологии как средство совершенствования лекционной формы обучения в вузе 

(магистерская диссертация)





Научный руководитель:

Маланов Иннокентий Александрович

Д.п.н., доцент

Дата защиты: «__» ____2017г.

Оценка___________________













Улан-Удэ

2017



Содержание

	Введение	4

	Глава 1 Теоретические аспекты проблемы совершенствования лекционной формы обучения в вузе в условиях применения информационно-коммуникационных технологий	9

	1.1 Лекционной форма обучения в современном вузе	9

	1.2 Особенности преподавания в вузе в условиях использования информационно-коммуникационных технологий обучения	24

	1.3. Педагогические условия совершенствования лекционной формы обучения в вузе. Дидактические и технологические аспекты	35

	Выводы по главе 1:	46

	Глава 2  Экспериментальная работа по использованию ИКТ как средства совершенствования лекционной формы обучения в вузе	47

	2.1 Состояние практики применения информационно-коммуникационных технологий в процессе проведения лекционных занятий по физике. Мультимедийная лекция.	47

	2.2 Реализация педагогических условий совершенствования лекционной формы обучения на физико-техническом факультете БГУ	58

	2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы. Методические рекомендации по применению ИКТ для проведения лекционных занятий по физике	76






Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий в процессе проведения лекционных занятий в вузе 

1.1 Лекционной форма обучения в современном вузе

1.2 Особенности преподавания в вузе в условиях использования информационно-коммуникационных технологий обучения

1.3. Педагогические условия совершенствования лекционной формы обучения  в вузе. Дидактические и технологические аспекты

Глава 2  Экспериментальная работа по использованию ИКТ как средства совершенствования лекционной формы обучения в вузе

2.1 Состояние практики применения информационно-коммуникационных технологий в процессе проведения лекционных занятий по физике. Мультимедийная лекция. 

2.2  Реализация педагогических условий совершенствования лекционной формы обучения на физико-техническом факультете БГУ

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы. Методические рекомендации по применению ИКТ для проведения лекционных занятий по физике




Введение

Актуальность исследования

В последние десятилетия значительное развитие в России приобрела идея технологизации и информатизации учебного процесса как важного средства совершенствования образовательной системы и обеспечения прогресса общества в целом.

Изучение предметов в вузе в настоящее время требует качественных изменений. Эти изменения должны учитывать современные тенденции в образовании – изменения методов и способов предоставления образовательных услуг и организации обучения в системе высшего профессионального образования (особенно с учетом интенсивно. Глобальная сеть Интернет и современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)  предоставляет широкие возможности в модернизации подготовки преподавателя к предмету на основе информационного взаимодействия между студентами, преподавателями и всеми другими участниками образовательного процесса в различных режимах работы. Выступая в качестве доступного источника получения информации, в том числе учебной; среды социальных коммуникаций и самореализации личности, сеть Интернет и ИКТ становится социальной, культурной и междисциплинарной интеллектуальной средой. 

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании – это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и распространения информации и использования их в образовательном процессе.

Реализация различных видов занятий с применением ИКТ в обучении могут позволить сформулировать педагогические условия их использования: достаточный уровень информационной компетентности преподавателя и студентов; умение представить содержание учебного предмета соответственно выбранной форме занятия; наличие соответствующей материально-технической базы; моделирование образовательной среды, адекватно отражающей содержание, и представленной обучающими ресурсами сети Интернет и мультимедийными средствами. Несмотря на то, что стремительное развитие мультимедиа, и Интернет вызвало большой интерес у педагогов к компьютерному обучению, обеспечение качества и эффективность обучения с использованием ИКТ остается на недостаточно высоком уровне.

Лекционная форма обучения занимает важное место в подготовке студентов, как форма организации обучения. На долю лекций в учебном процессе приходится около 40% учебного времени. В новых условиях повсеместного внедрения ИКТ технологий, использования Интернет пространства в системе образования традиционная лекция видоизменяется как форма организации обучения с тем, чтобы отвечать новым требованиям времени.  Внедрение в лекционные занятия презентаций и мультимедийных технологий сопровождается разработкой новых педагогических методик при проведении активных форм лекций. Для организации самостоятельной работы по изучению лекционного материала создаются электронные учебные пособия, конспекты лекций. Многообразие возможностей, предоставляемых данными техническими средствами, модернизируют лекцию.

В то же время, развитие лекции, осуществляемое достаточно активно в практике обучения, не находит еще должного внимания со стороны  исследователей с тем, чтобы разработать и предложить практике выводы по проектированию и реализации лекции в условиях информатизации образования. 

Вопросы информатизации высшего образования находятся в поле зрения многих исследователей. Им посвящены труды таких ученых, как А.В. Коржуев, Г.И. Кирилова, В.В. Попков, И.В. Роберт, В.А. Тестов и другие. Если говорить о теоретических аспектах развития лекции, то изучение вопроса показало, что имеет место интерес исследователей к этой форме организации обучения. Различным аспектам совершенствования вузовских лекций посвящены работы таких ученых, как Е.И. Аксенова, А.А. Вербицкий, Г.Г, Даниленкова, Г.И. Ибрагимов, В.С. Ильин и другие. Разработке общих проблем совершенствования теории и практики обучения с использованием компьютерных моделей, используемых на лекциях, посвящены исследования И. Б. Горбуновой, Г. В. Ерофеевой, Н. В. Жигаревой, Л. Х. Зайнутдиновой, А. А. Зенкина, М. П. Карпенко, А. Н. Печникова, Н. Ю. Соколовой, В. А. Спирина, Н. И. Чуприковой и др.

Но в этих исследованиях не решена проблема научного обоснования информационно-коммуникационных технологий сопровождения лекций с целью повышения их эффективности и совершенствования.

Таким образом, на фоне возрастающего внимания государства к образованию вообще, и к обучению с применением компьютерных технологий, в частности, вопросы совершенствования методики создания и применения ИКТ на лекциях не нашли должного отражения в методических исследованиях. 

Это, в свою очередь, делает актуальной и практически значимой  совершенствование лекционной формы обучения с помощью ИКТ технологий.

Таким образом, в настоящее время существуют противоречия:

между возросшими требованиями общества к повышению качества подготовки специалистов в системе высшего образования и недостаточным использованием для этих целей возможностей современных компьютерных технологий;

между ограниченным временем на подготовку преподавателя и недостаточной разработанностью технологий, обеспечивающих оптимизацию методической подготовки преподавателя;



между высокими потенциальными возможностями применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и недостаточной разработкой теоретико-педагогических основ использования этих технологий на лекциях;

между потребностью образовательной практики вузов в максимально эффективном использовании информационно-коммуникационных технологий на лекциях и не разработанностью методических и технологических подходов к их использованию;

Необходимость решения указанных противоречий определяет проблему исследования: как усовершенствовать лекционную форму обучения студентов в вузе с помощью ИКТ технологий.

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать педагогические условия применения информационно-коммуникационных технологий для совершенствования лекционной формы обучения в вузе.

Объект исследования: процесс реализации лекционной формы обучения в образовательном процессе вуза

Предмет исследования: совершенствование лекционной формы обучения на основе использования информационно-коммуникационных технологий	

Гипотеза исследования: информационно-коммуникационные технологии могут усовершенствовать лекционную форму обучения в вузе,  если:

презентацию рассматривать как информационно-коммуникационное средство управления вниманием аудитории;

использовать ИКТ в соответствии с содержанием и структурой теории;

разрабатывать использования ИКТ в процессе чтения лекций на основе принципов преемственности, избыточности информации, активизации внимания;

педагогические условия

Задачи исследования: 

Изучить теоретические основы лекционной формы обучения 

Проанализировать состояние практики использования информационно-коммуникационных технологий для совершенствования лекционной формы обучения в вузе;

Определить педагогические условия совершенствования лекционной формы обучения в вузе

Проверить реализацию педагогических условий совершенствования лекционной формы обучения на физико-техническом факультете

Экспериментально проверить реализацию педагогических условий и результативность методических рекомендаций по применению ИКТ для проведения лекционных занятий


















Глава 1 Теоретические аспекты проблемы совершенствования лекционной формы обучения в вузе в условиях применения информационно-коммуникационных технологий

1.1 Лекционной форма обучения в современном вузе

Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В жизни современной высшей школы (ВШ) лекцию часто называют "горячей точкой". Слово "лекция" происходит от латинского "lection" - чтение. 

Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения в России вписал основатель первого отечественного университета М. В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей. Он считал необходимым систематически и настойчиво учиться красноречию, под которым разумел "искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению". И поэтому он советовал лекторам "разум свой острить через беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одни правила и чтение авторов".

К числу наиболее прославленных лекторов отечественной школы следует отнести математика М. В. Остроградского. Михаил Васильевич Остроградский придавал большое значение как научной, так и методической стороне лекции. Он начинал с обзора прочитанного ранее, затем следовали рассуждения и методы доказательства по новой теме. Лекция заканчивалась выводами и оживлялась экскурсами в жизнь и деятельность маститых ученых.

Выдающимися лекторами были историки О. В. Ключевский и Т. Н. Грановский. Лекции Грановского были столь блестящи, что отодвинули на второй план книгу, учебник. Н. Г. Чернышевский называл Грановского "одним из сильнейших посредников между наукой и нашим обществом". Лекции этого ученого-гуманитария оказывали сильнейшее духовное, нравственное воздействие на слушателей.

С середины XIX в. по мере роста научных и технических знаний во всем мире усилилась потребность дополнения лекций практическими занятиями, стимулирующими самостоятельность и активность студентов. Назначение лекции видится как подготовка студентов к самостоятельной работе с книгой. Известный русский хирург и педагог Н. И. Пирогов утверждал, что лекция должна читаться только в том случае, если лектор владеет совершенно новым научным материалом или обладает особым даром слова. Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев придавали большое значение самостоятельной работе студентов, но в то же время подчеркивали эмоциональное воздействие лекций в процессе педагогического общения. В 1896 г. второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию выступил в защиту лекции, подчеркнув, что живое слово - это могущественное средство для сообщения научных знаний и по своей способности прочно запечатлеть наиболее существенные стороны предмета не может быть заменено никакой книгой. В 30-е гг. в некоторых вузах в порядке эксперимента прекратили читать лекции. Эксперимент себя не оправдал. Резко снизился уровень знаний у студентов.

В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала.  Их контраргументах убедительны и требуют внимательного рассмотрения:

чтение лекции некоторому среднему студенту (темы, содержание, методика и темп чтения традиционных лекций почти не зависят от качества восприятия и тем более усвоения материала студентами);

«уплотнение» информации, на которое нередко идёт лектор, стремясь изложить весь программный материал в ограниченное время; 

пассивность студентов, работа которых сводится к попыткам возможно полнее «записать» объяснения лектора, перечертить схемы, рисунки, чертежи с доски или экранов и плакатов, при этом часто за счет глубины и качества понимания существа излагаемого; 

сложность для лектора организации дальнейшей работы студентов над материалом лекции (лектор практически никак не настраивает, не организует последующую работу студентов во внеаудиторное время над разобранным материалом лекции, не направляет и не учит пользоваться литературой, не проверяет подготовленность студентов к очередной лекции и т. п.); 

ограниченное использование наглядных пособий (исключение – мультимедийные лекции); 

однообразная форма изложения (со стороны ряда лекторов).

Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные выше недостатки в значительной мере могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением материала.

В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

• при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам лекция - основной источник информации;

• новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;

• отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;

• по основным проблемам курса существуют противоречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;

• лекция незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями. Эмоциональность воздействия лекции играет важную роль в преподавании гуманитарных дисциплин. Но и преподавателям естественных и точных наук не следует ее недооценивать.

Особенно действенна авторская лекция, когда идут не столько на дисциплину, сколько на "лектора". Тимирязев говорил по этому поводу, что лектор должен быть не фотографом, но художником, не простым акустическим инструментом, передавая устно почерпнутое из книг, все должно быть переплавлено творчеством. По Тимирязеву, в лекции должны сочетаться правильность разрешения научных проблем со страстностью, увлеченностью идеей. Именно такими достоинствами славились лекции Д. И. Менделеева. По воспоминаниям слушателей, речь заурядного ученого - это садик с чахлыми былинками, к которым подвешены этикетки. На лекциях Менделеева на глазах у слушателей из зерен его мыслей вырастали могучие стволы, которые ветвились, бурно цвели и буквально заваливали слушателей золотыми плодами.

Итак, лекция (от латин. lectio - чтение) – форма занятия в высшем учебном заведении, состоящая в устном изложении предмета преподавателем в процессе его общения с аудиторией с целью передачи научных знаний. Лекция является ведущей формой преподавания в учебном процессе высшей школы. Вследствие этого лекционные курсы занимают главное место в основной образовательной программе специальности (направления).

Из описанного нами выше, можем выделить преимущества лекционной формы обучения:

1. Это наиболее оперативный способ передачи научной информации, наиболее экономичный способ обучения, так как лекция оперирует большим объемом материала и обращена к большому числу людей, способных одновременно воспринимать и усваивать учебный материал. Это делает её также весьма эффективным по степени усвоения материала способом обучения, так как лектор имеет возможность непосредственно выстраивать логику изложения материала, способствовать рациональным способом превращению информации в прочно усвоенные знания, на месте освещать возникающие у слушателей вопросы.

2. Преимуществом лекционной формы преподавания является также возможность разнообразить способы изложения лекционного материала, – от чисто информационного до проблемного построения лекции, способствуя этим формированию у студентов культуры познающего мышления.

3. И возможно, самый важный аспект лекционной формы преподавания – это личное общение студентов с настоящими учеными, которое не может заменить никакой учебник и которое оказывается зачастую невозможным ни в какой другой форме. Разумеется, не все лекторы являются таковыми, однако, вероятность такого личного общения, способного увлечь и вызвать подлинную заинтересованность у слушателей, весьма высока.

4. Лектор имеет возможность также наметить пути самостоятельного изучения студентами материала учебной дисциплины.

Таким образом, можно выделить характерные специфические черты лекционного способа обучения:

лекция способна давать целостное и логичное освещение основного материала учебной дисциплины компактно и в большом объеме, курс лекций по предмету передает основное его содержание;

лекция способствует выработке логического мышления у студентов, методологической культуры в изучении данной науки;

она лучше других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с новейшими данными науки;

лекция задает направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса, нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления (подготовку к семинарам, написание рефератов, курсовых работ);

позволяет студенту в процессе личного общения получить из "первых рук" профессионально изложенный материал и ответы на вопросы.

Теперь раскроем дидактические и технологические аспекты совершенствования  вузовской лекции:

Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;

Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;

Индивидуализация работы самого учителя;

Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;

Усиление мотивации к обучению;

Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;

Обеспечение гибкости процесса обучения.

Современный мир – это мир, стремительно развивающийся во всех сферах жизни человека, мир, который не стоит на месте. Передовые информационные технологии воздействуют на все сферы жизнедеятельности человека, поэтому и обучение, как процесс, должно развиваться таким образом, чтобы, во-первых, не отставать от технологий, во-вторых, вызывать постоянный интерес у современных студентов. Традиционные формы проведения занятий не всегда позволяют студенту в полной мере овладеть нужными знаниями и умениями, так как зачастую информационное пространство вне учебных занятий намного опережает содержание лекций преподавателя, оно интерес- нее, разнообразнее, ярче, насыщенно эмоциями и событиями, интерактивно. Поэтому недостаток заинтересованности студентов в аудиторном обучении на настоящий момент является актуальной проблемой. 

Формы обучения в университете разнообразны: аудиторные занятия (лекционные, практические, лабораторные занятия), самостоятельные занятия, различные виды практик, научно-исследовательская работа. Современный этап реформирования отечественного образования предполагает реализацию студентоцентрированного подхода, при котором студент становится главной, центральной фигурой образовательного процесса. При таком подходе главным итогом образовательного процесса являются результаты обучения, сформулированные исходя из профессионального контекста, а не средства и методы обучения, которые используют преподаватели для достижения этих результатов [2]. Преподаватель в новых условиях становится руководителем и консультантом студента в деле приобретения им тех или иных компетенций, организатором системы знаний и куратором. И, если форма и содержание практических и лабораторных занятий в целом соответствуют требованиям рынка труда, легко выстраиваются в соответствии с результатами обучения, то фундаментальная теоретическая подготовка, напротив, находится в некотором «застое», в плену устоявшихся понятий дисциплинарного подхода к образовательному процессу.

Одним из традиционных методов обучения в системе высшего образования являются лекционные занятия. Лекционная система предлагает широкие возможности передачи научных знаний и умений, теоретического и практического опыта. Лектор призван не только доступно и увлекательно излагать учебный материал, но, главное, формировать логику вопроса, темы, курса, что поможет студенту в дальнейшем углублении знаний путем самостоятельной работы с учебной литературой, фактическим материалом, научными статьями. В идеале студентам необходима лекция, возбуждающая интерес к знаниям. 

Лекция - это особая конструкция учебного процесса, при которой преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает учебный материал, а студенты его активно воспринимают. Благодаря тому, что учебный материал излагается обучающимся концентрировано, в логически выстроенной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации. При проведении лекции учитываются несколько факторов, такие как: композиция, содержание, подбор примеров и иллюстраций, дидактическое и методическое оформление, расчет времени, состав слушателей, приемы активизации внимания, связь с предыдущим материалом, основные вопросы для запоминания и записи в ходе лекции, литература для самостоятельной работы. Живая речь преподавателя непосредственно воздействуют на формирование знаний студентов и на успешность учебного процесса в целом. Нужно отметить, что такой важный факт, как лекционное изложение учебного материала опирается на такие дидактические принципы обучения, как системность, фундаментальность, наглядность, которые в купе ответственны за качество фундаментальной подготовки обучающихся.

На современном этапе развития образования под влиянием новых информационно-коммуникационных технологий и Интернета изменилось содержание понятия образовательное пространство. Традиционно педагог находился в среде конкретного класса, учебной группы и учебного заведения. Образовательная среда была привязана к конкретному учебному заведению с его ресурсами (кадровыми, информационными, материально-техническими и т.п.). В результате информатизации и компьютеризации образования окружающая педагога внешняя среда расширилась до глобальных масштабов. Информация доступная ранее лишь некоторым, благодаря интернету стала доступной каждому. Это резко изменило роль и место педагога, ибо доступ к информации обучающегося и педагога стал одинаковым, но уровни понимания разные. в этих условиях существенно возросла роль таких умений, как осуществить выбор, находить необходимую информацию и проектировать учебный процесс.

Общедоступность информации ведет также к изменению роли и места различных форм организации обучения [7]. Существенно возрастает значение и качество самостоятельной работы студентов. Однако и лекция получает развитие: в практике обучения появляются новые ее виды (лекция-визуализация, веб-лекция, слайд-лекция, лекционный электронный комплекс и др.); меняется структура лекции и формы учебной деятельности студентов, формы коммуникации; возникают новые сетевые схемы взаимодействия лекции и других форм организации обучения; изменяются и внешние, пространственно-временные характеристики лекции.

Развитие лекционной формы обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий хорошо заметно на изменении видов обычной лекции. Кратко охарактеризуем новые варианты подачи лекционного материала, направленные как на интенсификацию учебного процесса, так и на развитие личностных качеств обучаемых. 

Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений (Р. Арнхейм, Е.Ю. Артьемьева, В.И. Якиманская и др.). Это происходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логического, привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации. 

В ходе лекции-визуализации студенты преобразовывают устную и письменную информацию в визуальную форму, что способствует и выделению и систематизации наиболее значимых элементов дисциплины. Процесс визуализации представляет собой свертывание разных видов информации в наглядные образы, которые, будучи восприняты и развернуты, могут служить опорой для мыслительных и практических действий. Выделяют различные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, - каждый из которых или их сочетание выбираются в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах лекции, способствуя  ее наилучшему пониманию и усвоению.

Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Преподаватель должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д.). Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны: 

• обеспечить систематизацию имеющихся знаний; 

• обеспечить усвоение новой информации; 

• обеспечить создание и разрешение проблемных ситуаций; 

• демонстрировать разные способы визуализации. 

В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности: 

• натуральные (минералы, реактивы, детали машин); 

• изобразительные (слайды, рисунки, фото); 

• символические (схемы, таблицы). 

В визуализированной лекции важны: определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Основные трудности подготовки такой лекции - в разработке визуальных средств и режиссуре процесса чтения лекции. Необходимо учитывать: 

• уровень подготовленности и образованности аудитории; 

• профессиональную направленность;

• особенности конкретной темы.

Не всякий материал подходит для такой формы лекции, равно как и не всякая дисциплина.

Однако элементы такой лекции возможны для любого предмета. В этом плане частичной иллюстрацией такого метода могут служить лекции по культурологии, сопровождаемые слайдами, комментарии к которым систематизируют и углубляют текст информационной лекции (показ слайдов осуществляется после лекции), и лекции по эргономике и дизайну с наглядным демонстрационным и раздаточным материалом. 

Веб-лекция- это лекция, проходящая  в режиме онлайн. Она схожа с вебинарами, проходящими по различным темам. Веб-лекция похожа на обычную лекцию – последовательные рассказ, показ демонстраций, вопросы и ответы, однако все это происходит в режиме реального времени через Интернет.

Таким образом, несмотря на то, что все участники физически находятся далеко друг от друга, образуется виртуальная «аудитория», объединяющая всех.

Вебинар (от англ. «webinar», сокр. от «Web-based seminar») – онлайн-семинар, лекция, курс, презентация, организованный при помощи web-технологий в режиме прямой трансляции. Каждый участник находится у своего компьютера, вне зависимости от географии и месторасположения.

Отличие веб-лекции от видеоконференции заключается в возможности иногда довольно большого количества зрителей превращаться в реальных собеседников, при наличии установленного микрофона и еще лучше - вебкамеры (видеокамеры).

Еще одним видом лекции с применением информационно-коммуникационных технологий является слайд-лекция.

Развитие современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открыло новые перспективы совершенствования традиционной лекции. Мультимедийные технологии позволяют значительно расширить границы предъявления информации, создавать разнообразные информационные продукты.

Итак, слайд-лекция – это форма изложения материала, которая позволяет акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации, используя наглядные эффектные образы в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков, ранжированных рядов, рисунков, фото, видео-слайдов и т.п.

Также, это лекции предполагающие демонстрацию слайдов, которые содержат ключевые фразы, определения, наиболее важный материал лекции. Кроме того отдельные слайды могут использоваться в качестве демонстративного материала. Процесс показа слайдов, как правило, сопровождается речью лектора или аудиозаписью текста лекции. Во время показа слайда лектор может разъяснять какие-либо трудные для понимания студентами моменты, определения, понятия, отображенные на слайде.

Целью слайд-лекции является облегчение и ускоренное усвоение знаний посредством аудиовизуальных средств информации.

Основу слайд-лекции составляет предназначенный в последующем для чтения текстовой материал, а также иллюстрации и  музыкальное оформление.

Основные элементы логической схемы подготовки слайд-лекции:

- развернутый план лекции

- на его основе составляется полный текст лекции

- изготавливаются слайды

- в тексте лекции определяется место для демонстрации каждого из них.

Текстовая часть лекции имеет следующую структуру:

		вступление (введение),

		изложение,

		заключение.

В слайд-лекции основную информацию до аудитории доносит докладчик, презентация служит для уточнения отдельных положений доклада, содержит большие массивы данных и т.п. Такую презентацию характеризуют следующие черты:

		исходный интерес аудитории к презентации неизвестен,

		внимание аудитории, главным образом, сосредоточено на докладчике,

		презентация полностью управляется докладчиком,

		в большинстве случаев используется презентационное оборудование,

		презентация представляется группе слушателей,

		время представление презентации чаще всего ограничено. 

Конечно, мультимедийное оборудование и заранее заготовленные слайды не заменяют полностью живого преподавателя, этот вид лекции предназначен только как дополнение, для лучшего усвоения и запоминания материала студентами. Преподаватель не должен повторять полностью, то, что написано на слайдах PowerPoint. Показ презентации должен сопровождаться устной речью, дополняющей и описывающей отображаемую на экране информацию. Необходимо обязательное общение преподавателя с обучающимися, при этом достигается цель лекции. 

Использование ИКТ на лекционных занятиях по физике позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание обучащихся, формируют логическое объемное мышление. Использование схем, иллюстраций, рисунков, видео-уроков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к лекции; делают ее более понятной.

На лекционных занятиях по физике применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно - информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к занятию. Лекционные занятия с использованием ИКТ развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время преподавателя, но и дает возможность обучающимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать физику и математику, использование мультипликации и анимации разнообразят лекции, активизируют обучающихся.

Использование презентаций позволяют обучащимся полнее окунуться в атмосферу  лекции.

Использование электронной техники возможно на различных этапах лекции: на этапах актуализации знаний, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы. При этом для студента техника выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения.

На сложном этапе лекции, когда необходимо сфокусировать внимание, монитор может стать мощным ритмическим организатором.

С помощью компьютера организовано выполнение всех известных типов упражнений. Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля над усвоением знаний и формированием навыков решения задач у обучащихся.

Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению правил и законов физики. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, котор.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44