- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Нетрадиционные формы обучения как средство создания зоровье сберегающей среды в детском саду
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011293 |
Тема: | Нетрадиционные формы обучения как средство создания зоровье сберегающей среды в детском саду |
Содержание
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯИНАУКИРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ ФГБОУВО«ТУВИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ» КЫЗЫЛСКИЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙИНСТИТУТ Кафедрапедагогикииметодикидошкольногоиначальногообразования КУРСОВАЯРАБОТА натему:«Нетрадиционные формы обучения как средство создания зоровье сберегающей среды в детском саду» РаботапринятанапроверкуВыполниластудентка2курсаДО-4 «___»_____________2017г.ОФО ________________________ (подпись)____________________________ (подпись) Научныйруководитель: __________________________ (подпись) Работазащищена соценкой «___________________» «___»___________2017г. Председатель_________ (подпись) Члены_______________ Кызыл2017 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЯ И ВЛИЯНИЕ ИХ НА ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 1.2. Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи 5 1.2. Нетрадиционные формы обучения дошкольников 9 1.3. Особенности эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста 17 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ В ДОУ 23 2.1. Анкетирование воспитателей по вопросу влияния нетрадиционных форм обучения на здоровье детей. 23 2.2. Возможности использования нетрадиционных способов рисования в дошкольном учреждении 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33 Приложение №1 36 ВВЕДЕНИЕ Актуальностьисследования.Дошкольныйвозрастобоснованносчитаетсянаиболееважнымпериодомвпроцессеформированияличностичеловека.Вэтомвозрастеболееинтенсивноразвиваютсяразличныеспособности,формируютсянравственныекачества,вырабатываютсячертыхарактера.Именновданномвозрастномпериодезакладываетсяиукрепляетсяфундаментздоровьяиразвитияфизическихкачеств,необходимыхдляэффективногоучастияребенкавразличныхформахдвигательнойактивности,что,всвоюочередь,создаетусловиядляактивногоинаправленногоформированияиразвитияпсихическихфункцийиинтеллектуальныхспособностейдошкольника. Здоровьепомогаетнамвыполнятьсвоипланы,успешнорешатьосновныежизненныезадачи,преодолеватьтрудности,аеслипридется,тоизначительныеперегрузки.Здоровье,разумносохраненноеиукрепляемоесамимчеловеком,обеспечиваетемудолгуюиактивнуюжизнь.Однакосостояниездоровьяюныхроссиянвызываетопасения:всреднемкаждыйроссийскийребенокимеетнесколькохроническихзаболеваний.В40%причинойэтогоспециалистыназываютнесбалансированноепитание,лишьв15%случаевссылаютсянаорганизациюмедицинскогообслуживания,столькожеприходитсянагенетическиеособенности,остальноеопределяетсяобразомжизни,индивидуальнымипривычками. Многиегодыребенокпроводитвстенахобразовательногоучрежденияипоэтомуценностноеотношениекздоровьюнеможетформироватьсябезучастияпедагогов[1.С.123]. Сохранениеиукреплениездоровьядошкольниковявляетсяактуальнейшейпроблемойипредметомпервоочереднойважности,такаконоопределяетбудущеестраны. Цельюисследованияявляетсяизучитьнетрадиционныеформыобучениякаксредствасозданияздоровьесберегающейсферывдоучреждениях. Объектисследования:процессобучениядошкольников. Предметомисследованияявляютсянетрадиционныеформыобучения. Можновыдвинутьследующуюгипотезу:есливоспитательправильноподберётформыорганизациипроцессаобучения,тоданныйпроцессдолженстатьинтересным,полезным,ученикибудутактивными,способнымисамостоятельнорешатьпоставленныепереднимизадачи,повыситсяуровеньобучениядошкольников. Поэтомузадачимоейкурсовойработыследующие: 1.изучитьнетрадиционныеформыорганизациипроцессаобучения; 2.рассмотретьпримерынетрадиционныеформорганизациипроцессаобучения. Методисследования-теоретическийанализлитературы. Материаломдляисследованияпослужилинаучныестатьи,учебныепособия,методическаялитература,посвященнаяданнойпроблеме,атакжеразличныеинтернет-источники. Теоретическаябаза:теоретическиевзглядыиисследованияМухинойВ.С.,ОбуховойЛ.Ф.,ГригорьевойГ.Г.,ЗахароваА.И.,КопытинаА.И.,ЛебедевойЛ.Д.,КарвасарскогоБ.Д. БазойисследованияявиласьМБДОУДетскийсад«Петушок»пос.Сукпакг.Кызылскогорайона. Структуракурсовойработы.Даннаяработасостоитизвведения,первойглавы,второйглавы,заключенияиспискалитературы. ГЛАВА1.НЕТРАДИЦИОННЫЕФОРМЫЗАНЯТИЯ ИВЛИЯНИЕИХНАЗДОРОВЬЕОБУЧАЮЩИХСЯ 1.2.Здоровьесберегающиетехнологии:понятие,цельизадачи Преждечемначатьговоритьоздоровьесберегающихтехнологиях,определимпонятие«технология».Технология-этоинструментпрофессиональнойдеятельностипедагога,соответственнохарактеризующаясякачественнымприлагательным-педагогическая[2.С.13].Сущностьпедагогическойтехнологиизаключаетсявтом,чтоонаимеетвыраженнуюэтапность(пошаговость),включаетвсебянаборопределенныхпрофессиональныхдействийнакаждомэтапе,позволяяпедагогуещевпроцессепроектированияпредвидетьпромежуточныеиитоговыерезультатысобственнойпрофессионально-педагогическойдеятельности.Педагогическуютехнологиюотличают:конкретностьичеткостьцелиизадач,наличиеэтапов:первичнойдиагностики;отборасодержания,форм,способовиприемовегореализации;использованиясовокупностисредстввопределеннойлогикесорганизациейпромежуточнойдиагностикидлядостиженияобозначеннойцели;итоговойдиагностикидостиженияцели,критериальнойоценкирезультатов. Здоровьесберегающиетехнологиивдошкольномобразовании-технологии,направленныенарешениеприоритетнойзадачисовременногодошкольногообразования-задачисохранения,поддержанияиобогащенияздоровьясубъектовпедагогическогопроцессавдетскомсаду:детей,педагоговиродителей. Цельздоровьесберегающихтехнологийвдошкольномобразованииприменительнокребенку-обеспечениевысокогоуровняреальногоздоровьявоспитанникудетскогосадаивоспитаниекультурыкаксовокупностиосознанногоотношенияребенкакздоровьюижизничеловека,знанийоздоровьеиуменийоберегать,поддерживатьисохранятьего,компетентности,позволяющейдошкольникусамостоятельноиэффективнорешатьзадачиздоровогообразажизниибезопасногоповедения,задачи,связанныесоказаниемэлементарноймедицинской,психологическойсамопомощиипомощи.Применительноквзрослым-содействиестановлениюкультурыздоровья,втомчислекультурыпрофессиональногоздоровьявоспитателейДОУипросвещениюродителей. ВосновномвДОУдолжныбытьразработаны«технологииздоровьесбережения»,задачамикоторойявляются[3.С.123]: 1.Сохранениеиукреплениездоровьядетейнаосновекомплексногоисистемногоиспользованиядоступныхдлядетскогосадасредствфизическоговоспитания,оптимизациидвигательнойдеятельностинасвежемвоздухе. 2.Обеспечениеактивнойпозициидетейвпроцессеполучениязнанийоздоровомобразежизни. 3.Конструктивноепартнерствосемьи,педагогическогоколлективаисамихдетейвукрепленииихздоровья,развитиитворческогопотенциала. Видыздоровьесберегающихтехнологийвдошкольномобразовании-классификацияздоровьесберегающихтехнологийподоминированиюцелейирешаемыхзадач,атакжеведущихсредствздоровьесбереженияиздоровьеобогащениясубъектовпедагогическогопроцессавдетскомсаду. Здоровьесберегающаядеятельностьвдетскомсадуосуществляетсявследующихформах: Медико-профилактическаядеятельностьобеспечиваетсохранениеиприумножениездоровьядетейподруководствоммедицинскогоперсоналаДОУвсоответствиисмедицинскимитребованиямиинормамисиспользованиеммедицинскихсредств. Задачиэтойдеятельности[4.С.100]: -организациямониторингаздоровьядетейиразработкарекомендацийпооптимизациидетскогоздоровья; -организацияиконтрольпитаниядетей,физическогоразвития,закаливания; -организацияпрофилактическихмероприятий,способствующихрезистентностидетскогоорганизма(например,иммунизация,полосканиегорлапротивовоспалительнымитравами,щадящийрежимвпериодадаптацииит.д.). -организацияконтроляипомощивобеспечениитребованийсанитарно-эпидемиологическихнормативов-СанПиНов -организацияздоровьесберегающейсредывДОУ. Мониторингзасостояниемздоровьяифизическимразвитиемдетейосуществляетсямедицинскимиработникамидетскогосада.ВсяработапофизическомувоспитаниюдетейвДОУстроитсясучётомихфизическойподготовленностииимеющихсяотклоненийвсостоянииздоровья.Дляэтогонаоснованиииндивидуальныхмедицинскихкартврачдошкольногоучреждениясоставляетпокаждойвозрастнойгруппесводнуюсхему,котораяпомогаетвоспитателямимедицинскимработникамиметьчёткуюкартинуосостоянииздоровьядетейвсейгруппыикаждогоребёнкавотдельности.·Физкультурно-оздоровительнаятехнология Физкультурно-оздоровительнаядеятельностьнаправленанафизическоеразвитиеиукреплениездоровьяребенка. Задачиэтойдеятельности: -развитиефизическихкачеств; -контрольдвигательнойактивностиистановлениефизическойкультурыдошкольников, -формированиеправильнойосанки,профилактиканарушенийопорно-двигательногоаппарата; -воспитаниепривычкиповседневнойфизическойактивности; -оздоровлениесредствамизакаливания.Физкультурно-оздоровительнаядеятельностьосуществляетсяинструкторомпофизическойкультуреназанятияхпофизическомувоспитанию,атакжепедагогами-ввидеразличныхгимнастик,физкультминуток,динамическихпаузипр.; Технологииобеспечениясоциально-психологическогоблагополучияребенка.Задачаэтойдеятельности-обеспечениеэмоциональногокомфортаипозитивногопсихологическогосамочувствияребенкавпроцессеобщениясосверстникамиивзрослымивдетскомсаду,семье;обеспечениесоциально-эмоциональногоблагополучиядошкольника,т.к.эмоциональныйнастрой,психическоеблагополучие,бодроенастроениедетейявляетсяважнымдляихздоровья.Всвоейдеятельности«службасопровождения»руководствуетсяПоложениемомедико-психолого-педагогическойслужбеиставитсвоейцельюсозданиевдошкольномучреждениицелостнойсистемы,обеспечивающейоптимальныеусловиядляразвитиядетейсучетомвозрастныхииндивидуальныхособенностей,состояниясоматическогоипсихическогоздоровья.Вданнойсистемевзаимодействуютдиагностическое,консультативное,коррекционно-развивающее,лечебно-профилактическоеисоциальноенаправления. Такимобразом,мыдетальнорассмотрели,чтоозначаеттерминтехнология,каковыегоосновныефункциивобразовательномучреждении.Атакжебылирассмотренывидыздоровьесберагающихтехнологийиихзадачи. 1.2.Нетрадиционныеформыобучениядошкольников Внастоящеевремявпрактикеработыдоучрежденийэффективноиспользуютсянетрадиционныеформыорганизацииобучения:занятияпоподгруппам,которыеформируютсясучетомвозрастныхособенностейдетей. Онисочетаютсяскружковойработой:поручномутруду,поизобразительнойдеятельности. Занятияобогащаютсяигровымиисказочнымисюжетами.Ребенок,увлекаясьзамысломигры,незамечаетскрытойучебнойзадачи.Этизанятияпомогаютвысвободитьвремяребенка,котороеонможетиспользоватьпосвоемуусмотрению:отдохнутьилизанятьсятем,чтодлянегоинтересноилиэмоциональнозначимо. Вособенностиэтокасаетсязанятийпродуктивнымивидамидеятельности:конструированиемилилепкой,рисованием,аппликацией. Широкоиспользуютсяразличныеформы«занятийсувлечением»,насыщенныеиграмиисамостоятельнымитворческимиделами.Всеэто,безусловно,делаетзанятиеболееинтересным,привлекательным,болеерезультативным. Широкоеприменениевпрактикеорганизацииипроведениязанятийполучилитакиеформы,какзанятие-беседаизанятие-наблюдение. ДанныеформыприменяютсявстаршихгруппахДОУ.Популярностьюпользуютсясказкотерапевтическиезанятия.Сказкотерапевтическиезанятиясдетьми-этоособая,безопаснаяформавзаимодействиясребенком,внаибольшейстепенисоответствующаяособенностямдетскоговозраста. Этовозможностьформированиянравственныхценностей,осуществлениякоррекциинежелательногоповедения,способформированиянеобходимыхкомпетенций,способствующихконструктивнойсоциализацииребенка.Использованиедидактическихсказкотерапевтическихтренинговвформатедошкольногообразованияпозволяетдетямлегкоибыстроусваиватьнеобходимыезнания. ВсовременнойдидактикеДОУвыделяютсятакиенетрадиционныеформы[5.С.24]: Игры–соревнования(Выстраиваютсянаосновесоревнованиямеждудетьми:ктобыстрееназовёт,найдёт,определит,заметитит.д.). Детипроявляютбольшойинтерескиграм-эстафетамииграмсэлементамисоревнования.Ихувлекаетразнообразиедвиженийводнойигре–прибежать,перелезть,подлезть,пройтипоскамьеит.д.,использоватьнестандартноеспортивноеоборудование,желаниевыиграть,соревновательныххарактер.Однаконеобычностьобстановки,разнообразиезаданийвозбуждаютдетей,ониневсегдавнимательнослушают.Поэтомувначалеобученияприходитьсябольшеобъяснятьдетям,устанавливатьопределённыеправилаитребования.Кконцуобучениядетипривыкаюткработевкоманде,соблюдаютправила,легкоусваивают. Оченьценно,чтозанятиясиспользованиемсоревновательныхигриигр-эстафетспособствуювоспитаниюудошкольниковположительныхчертхарактера,создаютблагоприятныеусловиядлявоспитаниядружескихотношенийвколлективе,взаимопомощи. Во-первых,нужносказать,чтотакоеэстафетыисоревновательныеигры. Эстафеты–эторазновидностьподвижныхигркомандногохарактеравкоторыхкаждыйучастниквыполняетпоследовательнооднозадругимразличныедвижения,передаваядругомуучастникусвоейкоманды,предметит.д.,стараетсясделатьэтобыстрееучастниковдругихсоревнующихсякоманд.Детисостязаютсямеждусобойвпреодоленииразличныхпрепятствий,вбыстромирациональномрешении.Эстафетавсегдасодержитэлементсоревнованияипоэтомуинтересна,какдляиграющих,такидлязрителей.Каждыйизиграющих,чувствуетответственностьпередсвоейкомандой,стараетсядобитьсяуспеха,хорошихрезультатов,проявивприэтомнастойчивость,сноровку,смекалистость,упорствовдостижениицели.Ребёнокполучаетвозможностьиспользоватьсвоиумениявновыхнестандартныхусловиях,проявляяопределённыеволевыеусилия. Взависимостиотвозрастадетей,ихдвигательныхуменийвыбираютсяпростоеилиболеесложноесодержаниеигры,новлюбомслучаедвижения,включённыевигру-эстафету,должныбытьдетямзнакомыиличёткообъясненыипоказаны.Убедитьсявтом,чтодетипоняли,предоставивимвозможностьвыполнитьзаданиебезограничениясрока.Такая«проба»поможетвоспитателюпродуматьсоставкоманд.Тщательныйсоставкомандособеннонеобходим,есливиграхучаствуютдетиразноговозраста,разногуровняразвитиядвижений. Командможетбытьот2хдо4х,вкаждойкомандеот4хдо8мидетей,примерноодинаковымпосилам.Вбираяучастниковкомандиспользуяигровойметод.Командывыстраиваютсявпараллельныеколонныпередстартовойлинией.Помимовозрастныхвозможностейиуровняподготовкииграющих,содержаниеигр-эстафетзависитотразмеровзалаилиспортивногоучастка,временигода,наличиянеобходимогофизкультурногооборудованияиспортивногоинвентаря.Можноиспользоватьтакиеигры-эстафеты:спредметами,соспортивныминвентарём,весёлые,сказочные,парные,командныеимногодругих. Оченьважноудетейподдерживатьинтерескиграм-эстафетам,способствоватьтому,чтобыунихпоявилсястимулнаучитьсявыполнятьлюбыедвиженияхорошо,чтобыробкиедетипочувствовалиуверенностьвсебе,адетиболееподвижныеисмелыеобращалисвоисилы,своюэнергиюнаболеекачественноевыполнениеигровогозадания. КВН.(Предполагаетразделениедетейна2подгруппыипроводитсякакматематическаяилилитературнаявикторина). Этотпутьобеспечиваетиактивизациютворческогомышлениядетей:ребенокнеждетразъясненийвзрослого-онсамактивноищетвозможностьуточнениятого,чтоемунеясно,строитдогадки,предположения,пробует,ошибается,приобретая,такимобразом,умениесамостоятельнодобыватьновыезнания(конечно,вдоступныхемупределах). Усвоениедетьмиподобныхзнанийобеспечиваетгибкость,динамичностьмышленияи,самоеглавное,стимулируетпостановкудетьмиразнообразныхвопросов.Впроцессеактивнойдеятельностидетисамиищутответанаэтивопросы,пробуют,ошибаютсяиврезультатеприходяткполучениюновыхнеожиданныхзнаний. Чтобыудошкольникаактивизировалосьтворческоемышление,необходимо,чтобыонпочувствовалудивлениеилюбопытство,толькочерезпреодолениетрудностей,решениепроблем,ребенокможетвойтивмиртворчества. Можносчитать,чтовигреКВНребенокполучаетвпервыеурокколлективногомышления,т.е.совместноеколлективноерешениезадач,направленныхнадостижениеобщейцели. Театрализованныеигры.(Разыгрываютсямикросценки,несущиедетямпознавательнуюинформацию) Театрализованнаядеятельностьвдетскомсадунаправленанацелостноеразвитиеличностиребенка,егораскрепощение,раскрываетеготворческиеиндивидуальныеспособности.Атакжеспособствуетсамовыражениюдошкольника. Восновеподготовкидетейктеатрализованнымпостановкам,инсценировкам,участиювспектакляхлежаттеатральныеигры,восновекоторыхлежиттехникаосвобожденияотзажимов.Игровыеситуации,этюды,какправило,способствуютразвитиюуребенкапсихическиепроцессы-внимание,речь,воображение,память,интеллект,являющиеся,помнениюСтаниславского,основополагающимикомпонентамиактерскойдеятельности.Театральныеигрыспособныразвиватьудетейпознавательныеинтересы,атакжереализоватьудетейпотребностьвтеатре,каквискусстве,чтонаиболееактуальновнашевремя. Сюжетно-ролевыеигры.(Педагогвходитвсюжетно-ролевуюигрукакравноправныйпартнёр,подсказываясюжетнуюлиниюигрыирешая,такимобразом,задачиобучения). Сюжетно-ролевыеигрыдлядошкольников–этоособыйиоченьважныйвидигровойдеятельностидошкольников.Именнострёхлетсюжетно-ролевыеигрыстановятсядлядошкольниковведущимвидомдеятельности,вкоторойразвиваетсяличностьребёнка;происходитразвитиевсехпсихическихпроцессов(памяти,внимания,мышления,речи,воображенияит.д.),атакжезакладываютсяпредпосылкидляразвитиядругихвидовдеятельностиребёнка. Консультации.(Когдаребёнокобучается,консультируясьудругогоребёнка) Игрыповзаимообучению.(Ребёнок-«консультант»обучаетдругихдетейсравнивать,классифицировать,обобщать). Аукционы.(Проводятсякакнастольнаяигра«Менеджер»).Инновационнаятехнология,какоднаизформметодическойработы,цельюкоторойявляетсясовершенствованиепоискаиосвоениеновыхтехнологийповышенияпрофессиональнойкомпетентности,способствующейкачественнымизменениямвдеятельностиДОУ.Формированиесоставляющихкомпетентностейпедагогов. Игры-сомнения(поискистины).(Исследовательскаядеятельностьдетейтипатает-нетает,летает-нелетает). Игры-путешествия.Игра-путешествие–этоодинизспособоврасширенияжизненногопространствадетей,осмысленияокружающегомира,меставнем.Вигреребенкупредоставляетсявозможностьрешитьмножествопроблембезутомления,перенапряжения,эмоциональныхсрывов.Всепроисходитлегко,естественно,судовольствием,аглавное,вситуацииповышенногоинтересаирадостноговозбуждения.Примеряявигре-путешествиинасебяролиживотныхирастений,воссоздаваяихдействияисостояния,ребенокпроникаетсякнимчувствами,сопереживаетим,чтоспособствуетразвитиюуребенкаэкологическойэтики.Существуютразличныевариантыигр-путешествий:«ЭкспедициявАфрику(наСеверныйполюс)»,«Экскурсиявзоосад»,«Путешествиекморю».Игры-путешествияимеютсущественноепреимуществопередспециальноорганизованнымизанятиямивтомплане,чтовнихскладываютсяболееблагоприятныеусловиядляпроявленияактивногоотражениявдетскойсамостоятельнойдеятельностиобщественносложившегосяопыта. Сказки.Основная цель дидактических игр: развитиеречидетей,воспитаниеинтересакрусскимнароднымсказкам. Диалоги.(Проводятсяпотипубеседы,нотематикавыбираетсяактуальнойиинтересной). Игра«Следствиеведутзнатоки».(Работасосхемой,ориентировкапосхемесдетективнойсюжетнойлинией). Игра«Полечудес».(Проводитсякакигра«Полечудес»длячитающихдетей). Игрывикторины.(Проводятсявикторинысответаминавопросы:Что?Где?Когда? Методыповышенияпознавательнойактивности(проф.Н.Н.Поддьяков,А.Н.Клюева) Исходя,извсеговышесказанногоможносделатьследующиевыводы: -использованиезанятийвнетрадиционнойформепомогаетпривлечькработевсехдетей; -можноорганизоватьпроверкулюбогозаданиячерезвзаимоконтроль; -нетрадиционныйподходтаитвсебеогромныйпотенциалдляразвитияречидетей; -занятияспособствуютразвитиюуменияработатьсамостоятельно; вгруппеменяютсяотношениямеждудетьмиивоспитателем(мыпартнеры) -ребятасудовольствиемждуттакихзанятий. Нозанятиявнетрадиционнойформеприносятпользутогда,когдаимнайденоточноеместосредиобычныхтиповзанятий.Итолькопроанализироваввесьматериалпозанятию,которыйподлежитпройти,можноопределить,какиезанятияцелесообразнопровестивнетрадиционнойформе. Нетрадиционныезанятиячащеимеютместоприпроверкеиобобщениизнанийдетей.Нонекоторыеизних(путешествие,интегрированные)используюприизученииновогоматериала.Какимбымногоопытнымвоспитательнебыл,всегдаемуприходитсяискать,думать,пробовать,чтобысделатьсвоизанятияинтересными. Ясчитаю,чтозанятиявнетрадиционнойформепомоглимнеповыситьактивностьдетейназанятии,привлечьихвнимание,расширитьсловарныйзапас. 1.3.Особенностиэмоциональнойипознавательнойсферыдетейдошкольноговозраста Вдошкольномвозрастечувствагосподствуютнадвсемисторонамижизниребенка,придаваяимокраскуивыразительность.Маленькийребенокещенеумеетуправлятьсвоимипереживаниями,онпочтивсегдаоказываетсявпленуузахватившегоегочувства. Внешнеевыражениечувствуребенкапосравнениюсовзрослымчеловекомноситболеебурный,непосредственныйинепроизвольныйхарактер.Чувстваребенкабыстроиярковспыхиваютистольжебыстрогаснут;бурноевеселье,нередкосменяетсяслезами. Наиболеесильныйиважныйисточникпереживанийребенка-еговзаимоотношениясдругимилюдьми:взрослымиидетьми.Когдаокружающиеласковоотносятсякребенку,признаютегоправа,проявляюткнемувнимание,ониспытываетэмоциональноеблагополучие-чувствоуверенности,защищенности.Обычновэтихусловияхуребенкапреобладаетбодрое,жизнерадостноенастроение.Эмоциональноеблагополучиеспособствуетнормальномуразвитиюличностиребенка,выработкаунегоположительныхкачеств,доброжелательногоотношениякдругимлюдям. Напротяжениидошкольногодетствачувстваребенказначительноменяются.Чувствадошкольникатрех-четырехлетхотяиярки,ноещеоченьситуативныеинеустойчивые.Ребенокещенеспособеннадлительноесочувствиеизаботуодругих,дажеоченьлюбимыхлюдях. Напротяжениидошкольногодетствачувстваребенкаприобретаютзначительнобольшуюглубинуиустойчивость. Устаршихдошкольниковужеможнонаблюдатьпроявленияподлиннойзаботыоблизкихлюдях,поступки,которыенаправленынато,чтобыоградитьихотбеспокойства,огорчения. Типичнойдляребенкастаршегодошкольноговозрастастановитсяпостояннаядружбасосверстником,хотясохраняетсяибольшоеколичествослучаевпопеременнойдружбы.Призавязываниидружбымеждудетьмиосновноезначениетеперьприобретаетневнешняяситуация,асимпатиядругкдругу,положительноеотношениектемилиинымкачествамсверстника,егознаниямиумениям. Одноизглавныхнаправленийразвитиячувстввдошкольномдетстве-увеличениеих«разумности»связанноесумственнымразвитиемребенка.Ребеноктольконачинаетпознаватьокружающиймир,знакомитсяспоследствиямисвоихпоступков,разбиратьсявтом,чтотакоехорошоичтотакоеплохо[6.С.32]. Развитие«разумности»чувствохватываетнетолькочувстваотносящеесяклюдям.Предметом,событиям,ноичувства,связанныессобственнымповедениемребенка. Существенноизменяютсявдошкольномдетствеивнешниепроявлениячувствребенка.Во-первых,ребенокпостепенноовладеваетумениемдоизвестнойстепенисдерживатьбурные,резкиевыражениячувств.Вотличиеоттрехлетнегопяти-,шестилетнийдошкольникможетсдерживатьслезы,непроявлятьстрахаит.п.Во-вторых,онусваивает«язык»чувств-принятыевобществеформывыражениятончайшихоттенковпереживанийприпомощивзглядов,улыбок,мимики,жестов,позы,движений,интонацииголоса[7.С.56]. Хотянаиболеерезкиепроявлениячувств(плач,смех,крик)связанысработойврожденныхмеханизмовмозга,онитольковмладенчествеимеютнепроизвольныйхарактер.Вдальнейшемребенокнаучаетсяимиуправлятьинетолькоподавлятьвслучаенадобности,ноисознательноупотреблять,информируяокружающихосвоихпереживаниях,воздействуянаних.Чтожекасаетсявсегобогатстваболеетонкихвыразительныхсредств,которымипользуютсялюдидлявыражениячувств,тоониимеютобщественноепроисхождение,иребеноковладеваетимипутемподражания. Дошкольныйвозрастявляетсявозрастомвозникновенияволикаксознательногоуправлениясвоимповедением,своимивнешнимиивнутреннимидействиями.Уребенкавпроцессевоспитанияиобучения,подвлияниемтребованийвзрослыхисверстниковформируетсявозможностьподчинятьсвоидействиятойилидругойзадаче,добиватьсядостиженияцели,преодолеваявозникающиетрудности.Оновладеваетумениемконстатироватьсвоюпозу,например,сидетьспокойноназанятияхтак,какэтоготребуетвоспитатель,невертеться,невскакивать. Дошкольникначинаетуправлятьсвоимвосприятием,памятью,мышлением.Сознательноеуправлениеповедениемтольконачинаетскладыватьсявдошкольномдетстве.Волевыедействиясосуществуютсдействияминепреднамеренными,импульсивными,возникающимиподвлияниемситуативныхчувствижеланий. Напротяжениидошкольногодетстваменяютсякаксамиволевыедействия,такиихудельныйвесвобщейкартинеповедения.Длядошкольникахарактернопоявлениеиразвитиеволевыхдействий,носфераихпримененияиихместовповеденииостаютсяограниченными.Развитиеволиребенкатесносвязаноспроисходящимвдошкольномвозрастеизменениеммотивов.Именнопоявлениеопределеннойнаправленности,выдвижениенапервыйплангруппымотивов,которыестановятсядляребенканаиболееважными,ведетктому,чторебеноксознательнодобиваетсяпоставленнойцели,неподдаваясьотвлекающемувлияниюпобуждений,связанныхсдругими,менеезначимымимотивами. Вразвитииволевыхдействийдошкольникаможновыделитьтривзаимосвязанныестороны-это,во-первых,развитиецеленаправленностидействий,во-вторых,установлениеотношениямеждуцельюдействийиихмотивоми,в-третьих,возрастаниерегулирующейролиречиввыполнениидействий. Вдошкольномвозрастепроисходитинтенсивноеразвитиевсехпознавательныхпроцессов.Этоотноситсяиксенсорномуразвитию. Сенсорноеразвитие-этосовершенствованиеощущений,восприятийнаглядныхпредставлений.Удетейснижаютсяпорогиощущений. Повышаетсяостротазренияиточностьцветоразличения,развиваетсяфонематическийизвуковысотныйслух,значительновозрастаетточностьоценоквесапредметов.Врезультатесенсорногоразвитияребеноковладеваетперцептивнымидействиями,основнаяфункциякоторыхзаключаетсявобследованииобъектовивычленениивнихнаиболеехарактерныхсвойств,атакжевусвоениесенсорныхэталонов.Наиболеедоступнымидлядошкольникасенсорнымиэталонамиявляютсягеометрическиеформыицветаспектра. Мышлениедошкольника,такжекакидругиепознавательныепроцессы,имеетрядособенностей.Ребеноксреднегодошкольноговозрастанеумеетещевыделятьсущественныесвязивпредметахиявленияхиделатьобобщающиевыводы. Напротяжениидошкольноговозрастамышлениеребенкасущественноменяется.Этовпервуюочередьвыражаетсявтом,чтооновладеваетновымиспособамимышленияиумственнымидействиями.Развитияегопроисходитпоэтапно,икаждыйпредыдущийуровеньнеобходимдляпоследующего. Мышлениеразвиваетсяотнаглядно-действенногокобразному.Затемнаосновеобразногомышленияначинаетразвиватьсяобразно-схематическое,котороепредставляетпромежуточноезвеномеждуобразнымилогическиммышлением.Образно-схематическоемышлениедаетвозможностьустанавливатьсвязииотношениямеждупредметамииихсвойствами. Научнымипонятиямиребенокначинаетовладеватьвпроцессеобучениявшколе,но,какпоказываютисследования,ужеудетейдошкольноговозрастаможносформироватьполноценныепонятия.Этопроисходитвтомслучае,еслиребенкудаютвнешнеесредство,соответствующееданнойгруппепредметовилиихсвойств.«Развитиемышленияребенкатесносвязаносречью»[8.С.68]. Вмладшемдошкольномвозрастенатретьемгодужизниречьсопровождаетпрактическиедействияребенка,ноонаещеневыполняетпланирующейфункции.Вчетырегодадетиспособныпредставитьходпрактическогодействия,нонеумеютрассказатьодействии,котороенужнопроизвести.Всреднемдошкольномвозрастеречьначинаетпредшествоватьвыполнениюпрактическихдействий,помогаетпланироватьих.Однаконаэтомэтапеобразыостаютсяосновоймыслительныхдействий.Тольконаследующемэтаперазвитияребенококазываетсяспособнымрешатьпрактическиезадачи,планируяихсловеснымирассуждениями. Напротяжениидошкольноговозрастапроисходитдальнейшееразвитиепамяти,онавсебольшевыделяетсяизвосприятия.Вмладшемдошкольномвозрастеещезаметнуюрольвразвитиипамятииграетузнаваниеприповторномвосприятиипредмета.Новсебольшеезначениеначинаетприобретатьспособностьквоспроизведению.Всреднемистаршемдошкольномвозрастепоявляютсядостаточнополныепредставленияпамяти. Продолжаетсяинтенсивноеразвитиеобразнойпамяти(запоминаниепредметовиихизображений).Дляразвитияпамятиребенкахарактернодвижениеотобразнойксловесно-логической[9.С.68]. Развитиепроизвольнойпамятиначинаетсясвозникновенияиразвитияпроизвольноговоспроизведения,азатемследуетпроизвольноезапоминание.Изучениехарактерадеятельностидошкольниковпоказывает,чторазличиявпродуктивностизапоминаниявразличныхвидахдеятельностиуиспытуемыхсвозрастомпропадают.Вкачествеприемалогическогозапоминаниявработеиспользовалосьсмысловоесоотнесениетого,чтонужнозапомнить,свспомогательнымматериалом(картинкой).Врезультатепродуктивностьзапоминанияувеличилосьвдвое. Воображениеребенканачинаетразвиватьсявконцевторого,началетретьегогодажизни.Оналичииобразовкакрезультатевоображенияможносудитьпотому.Чтодетисудовольствиемслушаютнебольшиерассказы,сказки,сопереживаягероям[10.С.74]. Развитиювоссоздающего(репродуктивного)итворческого(продуктивного)воображениядошкольниковспособствуютразличныевидыдеятельности,такиекакигра,конструирование,лепкаирисование.Особенностьобразов,которыесоздаетребенок,состоитвтом,чтоонинемогутсуществоватьсамостоятельно.Имнужнавнешняяопоравдеятельности.Так,например,есливигреребенокдолженсоздаватьобразчеловека,тоэтурольонберетнасебяидействуетввоображаемойситуации. Большоезначениевразвитиитворческоговоображенияимеетдетскоесловотворчество.Детисочиняютсказки,дразнилки,считалкиит.д.Вмладшемисреднемдошкольномвозрастепроцесссловотворчествасопровождаетвнешниедействияребенка.Кстаршемудошкольномувозрастувоображениестановитсянезависимымотвнешнейдеятельностиребенка. Характернойдлядошкольникаявляетсявозрастающаяпроизвольностьвоображения.Входеразвитияонопревращаетсявотносительносамостоятельнуюпсихическуюдеятельность. Интенсивноеразвитиевдошкольномвозрастепознавательныхпроцессовоказываетвлияниеинаэмоциональнуюсферудетей. ГЛАВА2.ПРАКТИЧЕСКОЕИСПОЛЬЗОВАНИЕНЕТРАДИЦИОННЫХФОРМРАБОТЫВДОУ 2.1.Анкетированиевоспитателейповопросувлияниянетрадиционныхформобученияназдоровьедетей. Сцельюизучениявлияниянетрадиционныхформобученияназдоровьедетей,былопроведеноанкетированиевоспитателейвколичестве5человек.(Приложение№1) БазойисследованияявиласьМБДОУДетскийсад«Петушок»пос.Сукпакг.Кызылскогорайона,гдебылауменяпедагогическаяпрактика.Втечениедвухнедельяпрактиковаласьвкачествепомощника-воспитателявдетскомсаду«Петушок». Проанализировавданныеанкет,былиполученыследующиерезультаты. Преподаватели,чейпедагогическийстажсоставляетот1.5до12лет,(2воспитателей)понимаютподнетрадиционнымиформамиобучениязанятия,отличающиесяоттрадиционных;то,чтонесоответствуетобщепринятымстереотипам;такиеформы,которыесоответствуютдухусовременноговремени. Подформаминетрадиционныхзанятиявоспитателяпонимаютвосновномкомпьютерныетехнологии(60%),ролевыеигры(40%). Воспитателясчитаютнеобходимымвнедрениетакихзанятиявшкольномобучениииприменяютихнасвоихзанятиях2-3разавмесяц.(100%) Навопросотом,какнетрадиционныеформыобученияспособствуютсозданиюздоровьесберегающейсферывДОУ60%воспитателейответили,чтотакиеурокималоспособствуютсозданиюздоровьесберегающейсферывДОУ,а40%воспитателейснебольшимпедагогическимстажемсчитают,чтотакиеурокисильноспособствуютдляеесоздания. Ответывоспитателейсбольшимпедагогическимстажемотличныотответоввоспитателейснебольшимпедагогическимстажем.Онисчитаютнетрадиционныеурокиболееэффективнымидлясозданияздоровьесберегающейсферы71.4%воспитателей;28.56%воспитателейсчитаютмалоспособствующей.Нониодинпреподавательнесчитаетвовсенеспособствующей. Навопрос,чтопонимаютподтакимиформамиобучения,былиполученыинтересныеответы: -этоформыработы,которыепозволяютребенкумыслитьинебоятсявысказаться,-этовсе,чтонеобычноиново, -этоновыеформы,апробированныевоспитателями-новаторами,новыеметодики, -этотеуроки,которыеспособствуютоптимизациииэффективностиобучениявнесколькораз. Кформамнетрадиционныхзанятиявоспитателяотносят:урок-суд,урок-портрет,урок-путешествие,урок-игра,урок-концерт,урок-расследование,урок–проект. Практическивсепреподавателисчитаютобязательнымиспользованиекомпьютерныхтехнологий. Применятьнетрадиционныеформыобучениясчитаютнеобходимымвсевоспитателя,участвовавшиеванкетировании.21%воспитателейпроводятихчаще,чемэтонеобходимо(каждые1-2недели)чтоможетснизитьинтересдетейкзанятиюипревратитьтакиеурокивтрадиционные.49.9%воспитателейпредпочитаютиспользоватьиходинразвмесяц.28.7%воспитателейиспользуютнечащеодногоразавмесяц,взависимостиотзакрепленияучебногоматериалаучащимися. Средианкетируемыхвоспитателей,навопрос-«ПочемуВынеиспользуетенетрадиционныеформыобучения?»былполученследующийответ:«Неимеюкомпьютеравкабинете». Аведькромекомпьютерныхтехнологийсуществуетмассадругихформпроведениятакихзанятия,например,урок-праздникит.п.Ноинаэтомнельзяограничиватьработуснетрадиционнымиформамиобучения. Нельзязабыватьомирезапаховвстенах.Оцветовойгамме,котораяпо-разномувоздействуетнасамочувствиедетей,возможнодажеиспользованиенегромкойклассическоймузыкивовремязанятияилинапеременах,атакжеобустройствоживыхуголковприроды. Нопедагогипоразнымпричинамнеотнесливсеэтиформыкнетрадиционным.Ноневозможносохранитьиливосполнитьуронздоровьяучениковспомощьюиспользованияоднихлишьзанятия-игрыили,темболее,компьютерныхтехнологий. Следовательно,моягипотезаобиспользованиинетрадиционныхформобучениясцельюулучшенияздоровьядошкольников,подтверждается. Такимобразом,видно,чтовоспитателяпо-разномуосведомленыобиспользованиинетрадиционныхформобучения. Воспитателясбольшимпедагогическимстажемболееразвернутоотвечалинапоставленныевопросы.Онисчитаютприменениенетрадиционныхформспособствующимдлясозданияздоровьесберегающейсферы. Приэтомувоспитателейсмаленькимпедагогическимстажемприменениенетрадиционныхформобученияограничиваетсяиспользованиемтолькокомпьютерныхтехнологийиролевыхигр.Также,преподавателиотносятнетрадиционныеурокикмалоспособствующимдлясозданияздоровьесберегающейсферывДОУ. 2.2.Возможностииспользованиянетрадиционныхспособоврисованиявдошкольномучреждении Тольконестандартныеинетрадиционныеприемытворчествапозволяюткаждомуребенкуболееполнораскрытьсвоичувстваиспособности.Прииспользованииэтихприемовребенокучитсянебоятьсяпроявлятьсвоюфантазию,таккаконинеобращаютребенкакстандарту,невводятеговкакие-торамки.Рисуя,ребенокдаетвыходсвоимчувствам,желаниям,благодарярисованиюонпостигает,иногдамоделируетдействительность,легчевоспринимаетболезненныедлянегообразыисобытия[11.С.132].Одноизсамыхмощныхвыразительныхсредств,которымипользуетсяизобразительноеискусство,этокраски,воплощающиемногообразиеокружающегомирадетей.Оригинальноерисованиераскрываеткреативныевозможностиребенка,позволяетпочувствоватькраски,иххарактеринастроение. Освоениенетрадиционныхметодоврисования,позволяетнаполнитьзанятиеположительнымиэмоциями,сделатькаждоезанятиепраздником.Нетрадиционныеметодырисованияразвиваютудетейлогическоеиабстрактноемышление,фантазию,наблюдательность,вниманиеиуверенностьвсебе.Нетрадиционныеметодырисованияможноиспользоватьнетольконазанятияхпоизодеятельности,ноинадругихзанятияхивсвободноеотзанятийвремя.Интересудетейпоявляется,когдавсезанятияпроводятсякомбинированными. Врезультатеиспользованиянетрадиционныхспособоврисованиядетиприобретаютзнания,умения,навыкиизобразительнойдеятельности;учатсячувствоватьиприменятьцвет,форму,линию,материалкаксредствовыраженияобраза;нетолькозамечатьпрекрасноевжизни,ноиотражатьэтовсвоемтворчестве;атакжесамостоятельноосуществляютпоискнешаблонныхпутейрешенияхудожественногообраза. Нетрадиционныеспособырисованияпозволяютустановитьболеетесныйконтактпсихолога,родителейипедагогасдетьми,новичкупережитьуспеха,утвердитьсявполучениикакого-либорезультатаипочувствоватьсвоюнужностьвгруппе-тогдаребенокбудетоткрытиподготовленкдальнейшейжизнивдетскомсаду[12.С.133].Нетрадиционныеспособырисованиядетскийпсихологможетиспользоватьвдиагностическойработеприиндивидуальномигрупповомобследованииспомощьюнестандартизированныхметодик. Такиеметодыпозволяютобследоватьуровеньпознавательногоразвития,эмоционально-личностнуюсферуребенка,оценитьуровеньтревожности,демонстративности,агрессивности,наличиестрахов,конфликтностивобщениииспособностивыходитьизконфликтныхситуаций,выявитьхарактеротношенийвсемье,особенностиобщениясосверстникамиивзрослыми,оценитьуровеньпритязанийребенка.Кпримеру,нетрадиционныеспособырисованияможноиспользоватьврамкахметодик«Сво....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: