VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Игровые технологии в обучении дошкольников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011287
Тема: Игровые технологии в обучении дошкольников
Содержание
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯИНАУКИРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУВО«ТУВИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»

КЫЗЫЛСКИЙВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедравоспитатель икииметодикидошкольногоиначальногообразования





КУРСОВАЯРАБОТА

натему:«Игровые технологии в обучении дошкольников»



РаботапринятанапроверкуВыполниластудентка2курсаДО-4

«___»_____________2017г.ОФО

________________________КошкулакАленаВалерьевна

(подпись)____________________________

(подпись)

Научныйруководитель:

__________________________

(подпись)



Работазащищена

соценкой

«___________________»

«___»___________2017г.36

Председатель_________

(подпись)

Члены_______________









Кызыл2017




Содержание



	ВВЕДЕНИЕ	3

	ГЛАВА 1. ИГРА КАК ВОСПИТАТЕЛЬ ИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ	6

		1.1.	Игровая технология: понятие, функции и особенности	6

		1.2.	Особенности применения игровых технологий	14

	ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.	20

		2.1.	Экспериментальное исследование по выявлению эффективности игровых технологий	20

		2.2.	Разработка игровой деятельности «Четыре угла»	25

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	30

	СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	32






ВВЕДЕНИЕ



Актуальностьтемызаключаетсявтом,чтовнашевремявсёбольшевниманиявнаучнойлитературеуделяетсяиспользованиюигрывцеляхповышенияэффективностивоспитательногопроцесса,нодалеконевсевоспитатель иумеютправильноиспользоватьеёвобучении.

Посколькувдошкольном возрастебольшиеизмененияпроисходятвовсехсферахжизнедеятельностиребенка,тоеговоспитаниедолжнобытьразвивающим,обогащатьребенказнаниямииспособамиразличнойдеятельности,развиватькоммуникативныеспособности,формироватьпознавательныеинтересыиспособности.Огромнаярольвразвитииивоспитанииребенкапринадлежитразличнымвидамдетскойдеятельности.Основнымисрединихявляются:общение,воспитательная деятельность,трудиигра.

Играявляетсяэффективнымсредствомформированияличностидошкольника,егоморально-волевыхкачеств,вигререализуетсяпотребностьвоздействиянамир.Играсодержитвсебебольшиевозможностивучебномивоспитательномпроцесседошкольников.Онаможетуспешноиспользоватьсяикакформавоспитания,икаксамостоятельнаяигроваядеятельность,икаксредствовоспитанияразличныхсторонличностиребенка.

Посколькувопроссовершенствованиявоспитанияявляетсяактуальнымвсегда,топодходквоспитаниюмладшихдошкольников,организациявсеговоспитательногопроцесса,предполагаетиспользованиевсехвидовдеятельностииобщениедетей,иособенноигровыхтехнологий.

Такимобразом,чтобыизбежатьпроблемразвитиябудущейличности,необходимововоспитательнойдеятельностииспользоватьвозможностиигровыхтехнологий.

Цельисследованиянаучноеобоснованиеэффективностипримененияигровыхтехнологийвпроцессеобученияивоспитания.

Объектисследования:игровыетехнологиивДОУ.

Предметисследования:использованиеигровыхтехнологийвпроцессевоспитания в ДОУ.

Гипотезаисследования: образовательныйпроцессдошкольниковбудетболееэффективным,есливнедрятьигровыетехнологиивучебно-воспитательныйпроцесс,совмещаяихсдругимитехнологиями.

Задачиисследования:

1. Проанализироватьпсихолого-педагогическуюлитературупотеме«Использованиеигровыхтехнологийвдошкольном возрасте»;

2. Рассмотретьиспользованиеигрывкачествеметодаобученияв ДОУ;

3. ОбосноватьвозможностипрактическогопримененияигровыхтехнологийвДОУ.

4. Изучитьсуществующиевпрактикевидыитипыупражненийсиспользованиемразличныхигровыхтехнологий;

5. Провестиопрос повыявлениюэффективностиигровыхтехнологий;

Теоретико-методологическаяосноваисследования:методическиеинаучныеисследованияразвитияпознавательныхинтересовдошкольниковвтрудахС.В.Арутюняна,О.С.Газмана,В.М.Григорьева,О.А.Дьячковой,Ф.И.Фрадкиной,Г.П.Щедровицкогоидругих,концептуальныеположенияиспользованияигровыхтехнологийвразвитиипознавательныхинтересовдошкольниковвпсихолого-воспитатель ическомкомплексеВ.В.Петрусинского,П.И.Пидкасистого,Ж.С.Хайдарова,С.А.Шмакова,М.В.Кларина,А.С.Прутченковаидругих.

Проблемепознавательныхинтересов,способамиметодамактивизациивоспитательной деятельностибылипосвященыисследованияЛ.И.Божович,А.А.Вербицкого,Л.С.Выготского,П.И.Гальперина и др.

Методытеоретическогоисследования:анализисинтез,обобщениевоспитательской,психологической,философской,исторической,культурологическойиметодическойлитературы;социально-воспитательный анализ(анализпрограммиучебников,учебно-методическихпособий).

Научнаяновизнаисследования:исследованиясостоитвтом,чтоуточненпонятийно-терминологическийаппарат,описывающийпроцессразвитияпознавательныхинтересовдошкольниковчерезиспользованиеигровыхтехнологий.

Практическаязначимостьзаключаетсявтом,чтовыводыирезультатыкурсовойработымогутбытьиспользованывучебно-воспитательномпроцессеобщеобразовательныхучреждений.

Структуракурсовойработы:курсоваяработасостоитизвведения,двухглав,заключенияиспискалитературы.




ГЛАВА1.ИГРАКАКВОСПИТАТЕЛЬ ИЧЕСКАЯКАТЕГОРИЯ



Игроваятехнология:понятие,функциииособенности



Игровыетехнологииявляютсясоставнойчастьюпедагогическихтехнологий.Проблемапримененияигровыхтехнологийвобразовательномпроцессевпедагогическойтеорииипрактикиненова.Разработкойтеорииигры,ееметодологическихоснов,выяснениемеесоциальнойприроды,значениядляразвития,обучаемоговотечественнойпедагогикезанималисьЛ.С.Выготский[1],А.Н.Леонтьев[2],Д.Б.Эльконин[3] идр.

Слово«игра»неявляетсянаучнымпонятиемвстрогомсмыслеэтогослова.Можетбыть,именнопотому,чтоцелыйрядисследователейпыталисьнайтинечтообщеемеждусамымиразнообразнымииразнокачественнымидействиями,обозначаемымисловом«игра»,мынеимеемдонастоящеговремениудовлетворительногоразграниченияэтихдеятельностейиудовлетворительногообъясненияразныхформигры[4,с.217].

НачалоразработкитеорииигрыобычносвязываетсясименамитакихмыслителейXIXв.,какФ.Шиллер,Г.Спенсер,В.Вундт.Разрабатываясвоифилософские,психологическиеиглавнымобразомэстетическиевзгляды,онипопутно,тольковнесколькихположениях,касалисьиигрыкакодногоизсамыхраспространенныхявленийжизни,связываяпроисхождениеигрыспроисхождениемискусства.Вотечественнойвоспитатель ическойлитературевстречаютсяразличныевзглядыиподходыксущностидидактическихвозможностейигр.ИгровуюдеятельностькакпроблемуразрабатывалиК.Д.Ушинский,П.П.Блонский,С.Л.Рубинштейн.

ПомнениюД.Н.Узнадзеиграявляетсяформойпсихогенногоповедения,т.е.внутреннеприсущего,имманентноголичности.Игрукакпространство«внутреннейсоциализации»ребенкаисредствоусвоениясоциальныхустановокпредставлялсебеЛ.СВыготский[5,с.80].

ДовольноинтересноэтопонятиеохарактеризовалА.Н.Леонтьев,аименнокаксвободуличностиввоображении,«иллюзорнаяреализациянереализуемыхинтересов».Нанашвзгляд,наиболееполноеопределениепредставленоуВ.С.Кукушина.Онсчитает,чтоигра–этовиддеятельностивусловияхситуаций,направленныхнавоссозданиеиусвоениеобщественногоопыта,вкоторомскладываютсяисовершенствуетсясамоуправлениеповедением[6,с.312].

НаиболееглубокотехнологияигрыкакформыорганизацииисовершенствованиявоспитательногопроцессарассмотренаС.Ф.Занько и Ю.С.Тюнниковым,которыеполают,что«доразвитиятеориипроблемногообучения,ееосновныхпонятий,принципов,методовигранемоглаполучить,инеимелавоспитатель ическойлогикипостроенияниваспектедидактическойинтерпретацииструктурыисодержанияпроблем,ниваспектеорганизацииосуществленияпроцессаигры»[7,с.42].

ИначеигрупредставляетБ.П.Никитин,аименнокакнаборзадач,которыеребенокрешаетспомощьюкубиков,кирпичиков,квадратовизкартона,пластика.ТехнологияразвивающихигрБ.П.Никитинаинтереснатем,чтопрограммаигровойдеятельностисостоитизнабораразвивающихигр,которыепривсемсвоеммногообразииисходятизобщейидеииобладаютхарактернымиособенностями.

НаиболееточноиширокоигровойметодобученияописалА.А.Вербицкий,оннаиболееточноопределилпринципыделовойигры,онсовершенноправ,говоря,чтоДИпозволяетстудентамприобретатьопытпознавательнойипрофессиональнойдеятельности,составилструктуруилиигровуюмодель,выявилособенностьделовойигры.БольшойвкладвразвитиеигрвнесЮ.Н.Кулюткин,описавшийосновныеэтапыпроведенияигры.

Чутьпозжевозниклотакоепонятиекакигроваятехнологияиличтоозначаетвнашемпониманиипроцессреализацииигры.

Игранарядуструдомиученьем-одинизосновныхвидовдеятельностичеловека,удивительныйфеноменнашегосуществования.

Поопределению,игра-этовиддеятельностивусловияхситуаций,направленныхнавоссозданиеиусвоениеобщественногоопыта,вкоторомскладываетсяисовершенствуетсясамоуправление поведением.

Впрактикеигроваядеятельностьвыполняеттакиефункции[8, с.92]:

развлекательную(этоосновнаяфункцияигры-развлечь,доставитьудовольствие,воодушевить,пробудитьинтерес);

коммуникативную:освоениедиалектикиобщения;

самореализациивигрекакполигонечеловеческойпрактики;

игротерапевтическую:преодолениеразличныхтрудностей,возникающихвдругихвидахжизнедеятельности;

диагностическую:выявлениеотклоненийотнормативногоповедения, самопознаниевпроцессеигры;

функциюкоррекции:внесениепозитивныхизмененийвструктуруличностныхпоказателей;

межнациональнойкоммуникации:усвоениеединыхдлявсехлюдейсоциально-культурныхценностей;

социализации:включениевсистемуобщественныхотношений,усвоениенормчеловеческогообщежития.

Большинствуигрприсущичетыреглавныечерты[9, с.102]:

свободнаяразвивающаядеятельность,предпринимаемаялишьпожеланиюребенка,радиудовольствияотсамогопроцессадеятельности,анетолькоотрезультата(процедурноеудовольствие);

творческий,взначительноймереимпровизационный,оченьактивныйхарактерэтойдеятельности(«полетворчества»);

эмоциональнаяприподнятостьдеятельности,соперничество,состязательность,конкуренция,аттракцияит.п.(чувственнаяприродаигры,«эмоциональноенапряжение»);

наличиепрямыхиликосвенныхправил,отражающихсодержаниеигры,логическуюивременнуюпоследовательностьееразвития.

Вструктуруигрыкакдеятельностиорганичновходитцелеполагание,планирование,реализацияцели,атакжеанализрезультатов,вкоторыхличностьполностьюреализуетсебякаксубъект.Мотивацияигровойдеятельностиобеспечиваетсяеедобровольностью,возможностямивыбораиэлементамисоревновательности,удовлетворенияпотребностивсамоутверждении,самореализации.

Вструктуруигрыкакпроцессавходят:роли,взятыенасебяиграющими;игровыедействиякаксредствореализацииэтихролей;в)игровоеупотреблениепредметов,т.е.замещениереальныхвещейигровыми,условными;реальныеотношениямеждуиграющими;сюжет(содержание)-областьдействительности,условновоспроизводимаявигре[10, с.98].

Значениеигрыневозможноисчерпатьиоценитьразвлекательно-рекреактивнымивозможностями.Втомисостоитеефеномен,что,являясьразвлечением,отдыхом,онаспособнаперерастивобучение,втворчество,втерапию,вмодельтипачеловеческихотношенийипроявленийвтруде.

Игрукакметодобучения,передачиопытастаршихпоколениймладшимлюдииспользовалисдревности.Широкоеприменениеигранаходитвнароднойпедагогике,вдошкольныхивнешкольныхучреждениях.Всовременнойшколе,делающейставкунаактивизациюиинтенсификациювоспитательногопроцесса,игроваядеятельностьиспользуетсявследующихслучаях:

Вкачествесамостоятельныхтехнологийдляосвоенияпонятия,темыидажеразделавоспитательногопредмета[11, с.100];

какэлементы(иногдавесьмасущественные)болееобширнойтехнологии;

вкачествезанятияилиегочасти(введения,объяснения,закрепления,упражнения,контроля);

кактехнологиивнекласснойработы(игрытипа«Зарница»,«Орленок»,КТДидр.).

Понятие«игровыетехнологии»включаетдостаточнообширнуюгруппуметодовиприемоворганизациивоспитательскогопроцессавформеразличныхпедагогическихигр.

Вотличиеотигрвообщеиграобладаетсущественнымпризнаком-четкопоставленнойцельюобученияисоответствующимей педагогическимрезультатом,которыемогутбытьобоснованы,выделенывявномвидеихарактеризуютсяучебно-познавательнойнаправленностью.

Игроваяформазанятийсоздаетсяназанятиях припомощиигровыхприемовиситуаций,которыевыступаюткаксредствопобуждения,стимулированиядошкольниковквоспитательной деятельности.

Реализацияигровыхприемовиситуацийприурочнойформезанятийпроисходитпотакимосновнымнаправлениям:дидактическаяцельставитсяпереддошкольникамивформеигровойзадачи;воспитательная деятельностьподчиняетсяправиламигры;учебныйматериалиспользуетсявкачествееесредства,вучебнуюдеятельностьвводитсяэлементсоревнования,которыйпереводитдидактическуюзадачувигровую;успешноевыполнениедидактическогозаданиясвязываетсясигровымрезультатом.

Местоирольигровойтехнологиивучебномпроцессе,сочетаниеэлементовигрыиученьявомногомзависятотпониманияучителемфункцийиклассификациипедагогическихигр.

Впервуюочередьследуетразделитьигрыповидудеятельностинафизические(двигательные),интеллектуальные(умственные),трудовые,социальныеипсихологические.

Похарактеру педагогическогопроцессавыделяютсяследующиегруппыигр[12, с.119]:

а)обучающие,тренировочные,контролирующиеиобобщающие;

б)познавательные,воспитательные,развивающие;

в)репродуктивные,продуктивные,творческие;

г)коммуникативные,диагностические,профориентационные,психотехническиеидр.

Обширнатипологияпедагогическихигрпохарактеруигровойметодики.Укажемлишьважнейшиеизприменяемыхтипов:предметные,сюжетные,ролевые,деловые,имитационныеиигры-драматизации.Попредметнойобластивыделяютсяигрыповсемшкольнымдисциплинам.

И,наконец,спецификуигровойтехнологиивзначительнойстепениопределяетигроваясреда:различаютигрыспредметамиибезпредметов,настольные,комнатные,уличные,наместности,компьютерныеисТСО,атакжесразличнымисредствамипередвижения[13, с.188].

Всеследующиезадошкольным,возрастныепериодысосвоимиведущимивидамидеятельности(младшийшкольныйвозраст-воспитательная деятельность,среднийобщественнополезная,старшийшкольныйвозраст-учебно-профессиональнаядеятельность)невытесняютигру,апродолжаютвключатьеевпроцесс.

Программаигровойдеятельностисостоитизнабораразвивающихигр,которыепривсемсвоемразнообразииисходятизобщейидеииобладаютхарактернымиособенностями.

Каждаяиграпредставляетсобойнаборзадач,которыеребенокрешаетспомощьюкубиков,кирпичиков,квадратовизкартонаилипластика,деталейизконструктора-механикаит.д.Предметныеразвивающиеигрылежатвосновестроительно-трудовыхитехническихигр,ионинапрямуюсвязанысинтеллектом.

Задачидаютсяребенкувразличнойформе:ввидемодели,плоскогорисункавизометрии,чертеже,письменнойилиустнойинструкцииит.п.,итакимобразомзнакомятегосразнымиспособамипередачиинформации.

Задачиимеюточеньширокийдиапазонтрудностей:отдоступныхиногдадвух-трехлетнемумалышудонепосильныхсреднемувзрослому.Поэтомуигрымогутвозбуждатьинтересвтечениемногихлет(довзрослости).Постепенноевозрастаниетрудностизадачвиграхпозволяетребенкуидтивпередисовершенствоватьсясамостоятельно,т.е.развиватьсвоитворческиеспособности,вотличиеотобучения,гдевсеобъясняетсяигдеформируются,восновном,толькоисполнительскиечертывребенке.

Решениезадачипредстаетпередребенкомневабстрактнойформеответаматематическойзадачи,аввидерисунка,узораилисооруженияизкубиков,кирпичиков,деталейконструктора,т.е.ввидевидимыхиосязаемыхвещей.Этопозволяетсопоставлятьнаглядно«задание»с«решением»исамомупроверятьточностьвыполнениязадания.

Вразвивающихиграх-вэтомизаключаетсяихглавнаяособенность-удалосьобъединитьодинизосновныхпринциповобученияотпростогоксложномусоченьважнымпринципомтворческойдеятельностисамостоятельнопоспособностям,когдаребенокможетподнятьсядо«потолка»своихвозможностей.Этотсоюзпозволилразрешитьвигресразунесколькопроблем,связанныхсразвитиемтворческихспособностей[14, с.230]:

развивающиеигрымогутдать«пищу»дляразвитиятворческихспособностейссамогораннеговозраста;

ихзадания-ступенькивсегдасоздаютусловия,опережающиеразвитиеспособностей;

поднимаясь,каждыйразсамостоятельнодосвоего«потолка»,ребенокразвиваетсянаиболееуспешно;

развивающиеигрымогутбытьоченьразнообразныпосвоемусодержаниюи,крометого,какилюбыеигры,онинетерпятпринужденияисоздаютатмосферусвободногоирадостноготворчества.

Длядошкольниковхарактерныяркостьинепосредственностьвосприятия,легкостьвхождениявобразы.Детилегкововлекаютсявлюбуюдеятельность,особенновигровую,самостоятельноорганизуютсявгрупповуюигру,продолжаютигрыспредметами,игрушками,появляютсяне имитационныеигры[15, с.33].

Вигровоймоделивоспитательногопроцессасозданиепроблемнойситуациипроисходитчерезвведениеигровойситуации:проблемнаяситуацияпроживаетсяучастникамивееигровомвоплощении,основудеятельностисоставляетигровоемоделирование,частьдеятельностидошкольниковпроисходитвусловно-игровомплане.

Ребятадействуютпоигровымправилам(так,вслучаеролевыхигр-пологикеразыгрываемойроли,вимитационно-моделирующихиграхнарядусролевойпозициейдействуют«правила»имитируемойреальности).Игроваяобстановкатрансформируетипозициювоспитателя,которыйбалансируетмеждурольюорганизатора,помощникаисоучастникаобщегодействия.

Итогиигрывыступаютвдвойномплане-какигровойикакучебно-познавательныйрезультат.Дидактическаяфункцияигрыреализуетсячерезобсуждениеигровогодействия,анализсоотношенияигровойситуациикакмоделирующей,еесоотношениясреальностью.Важнейшаярольвданноймоделипринадлежитзаключительномуретроспективномуобсуждению,вкоторомвоспитанники совместноанализируютходирезультатыигры,соотношениеигровой(имитационной)моделииреальности,атакжеходучебно-игровоговзаимодействия.ВпедагогикеДОУ содержатсяигры,способствующиеобогащениюизакреплениюудетейбытовогословаря,связнойречи;игры,направленныенаразвитиечисловыхпредставлений,обучениесчету,иигры,развивающиепамять,внимание,наблюдательность,укрепляющиеволю.

Таким образом, результативностьдидактическихигрзависит,во-первых,отсистематическогоихиспользования,во-вторых,отцеленаправленностипрограммыигрвсочетаниисобычнымидидактическимиупражнениями.




Особенности применения игровыхтехнологий



Вструктуруигровойтехнологиикакдеятельностиограниченовходятцелеполагание,планирование,реализациицели,атакжеанализрезультатов,вкоторыхличностьполностьюреализуетсебякаксубъект.Вструктуруигровойтехнологиикакпроцессавходят[16, с.132]:

а)роли,взятыенасебяиграющими;

б)игровыедействиякаксредствореализацииэтихролей;

в)игровоеупотреблениепредметов,т.е.замещениереальныхвещейигровыми,условными;

г)реальныеотношениямеждуиграющими;

д)сюжет(содержание)–областьдействительности,условновоспроизводимаявигре.

В процессе обучения и воспитания игры классифицируются в зависимости от поставленных целей, которых воспитатель  стремиться достичь в результате игровой деятельности.

Классификация педагогических игр по целевым ориентациям:

а) дидактические – расширения кругозора, познавательная деятельность; развитие трудовых навыков и обще учебных умений; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

б) воспитывающие – воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных жизненных позиций, нравственных, эстетических, мировоззренческих установок; воспитание коллективизма, сотрудничества, коммуникативности и общительности;

в) развивающие – развитие внимания, речи, мышления, памяти, воображения, фантазии, эмпатии, рефлексии; развитие умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, умение находить правильное решение;

г) социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; обучение общению; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самоконтроль; психотерапия.

Значениеигровойтехнологииневозможноисчерпатьиоценитьразвлекательно-рекреативнымивозможностями.Втомисостоитеефеномен,чтоявляясьразвлечением,отдыхом,онаспособнаперерастивобучение,втворчество,втерапию,вмодельтипачеловеческихотношенийипроявленийвтруде,воспитании.Всовременнойшколе,делающейставкунаактивизациюиинтенсификациювоспитательногопроцесса,игроваятехнологияиспользуетсявследующихслучаях[17, с.114]:

вкачествесамостоятельныхтехнологийдляосвоенияпонятия,темыидажеразделавоспитательногопредмета;

какэлементы(иногдавесьмасущественные)болееобширнойтехнологии;

вкачестветехнологиизанятияилиегофрагмента(введения,объяснения,закрепления,упражнения,контроля);

кактехнологиявнекласснойработы(игрытипа«Зарница»ит.д.)[18,с.84].

Понятие«игровыетехнологии»включаетдостаточнообширнуюгруппуприемоворганизациипедагогическогопроцессавформеразличныхдидактическихигр.

Деятельностьдошкольниковдолжнабытьпостроенанатворческомиспользованииигрыиигровыхдействийввоспитательномпроцессесдошкольниками,наиболееудовлетворяющейвозрастныепотребностиданнойкатегориидошкольников.

Исходяиззначимостиигровыхтехнологийдляразвитияпознавательныхинтересов,атакжепоследовательностиисистемностивключенииигрыиигровыхприемоввтворческуюпознавательнуюдеятельность,намивыделеныобщиеусловияпримененияигрывпроцессеобучениядошкольников:

а)необходимостьоцениваниякаждодневногопримененияигрыподвойномукритерию;поближайшемуэффектуивсоответствиисперспективойразвитияпознавательныхинтересов;

б)пониманиеигрыкакформыорганизацииколлективной,руководимойучителем,воспитательной деятельности;

в)необходимостьобеспечениянепосредственногообучающегоэффектаигры,тоесть,познавательнуюнаправленность,нацеленнуюнаовладениеспособамиучебныхдействий;

г)созданиеположительногоэмоциональногонастроя,способствующеговызватьуребенкасостояниетворческогопоискаиинициативывпроцессеигры[19,с.140].

Игроваяформазанятийсоздаётсяназанятиях припомощиигровыхприёмовиситуаций,которыевыступаюткаксредствопобуждения,стимулированиядошкольниковквоспитательной деятельности.

Реализацияигровыхприёмовиситуацийприурочнойформезанятийпроисходитпотакимосновнымнаправлениям:дидактическаяцельставитсяпереддошкольникамивформеигровойзадачи;воспитательная деятельностьподчиняетсяправиламигры;учебныйматериалиспользуетсявкачествееёсредства,вучебнуюдеятельностьвводитсяэлементсоревнования,которыйпереводитдидактическуюзадачувигровую;успешноевыполнениедидактическогозаданиясвязываетсясигровымрезультатом.

Прииспользованииигровыхтехнологийназанятиях необходимособлюдениеследующихусловий:

1)соответствиеигрыучебно-воспитательнымцелямзанятия;

2)доступностьдлядошкольниковданноговозраста;

3)умеренностьвиспользованииигрназанятиях.

Можновыделитьтакиевидызанятий сиспользованиемигровыхтехнологий:

1)ролевыеигрыназанятии;

2)игроваяорганизациявоспитательногопроцессасиспользованиемигровыхзаданий(занятия-соревнование,занятия-конкурс,занятия-путешествие,занятия-КВН);

3)игроваяорганизациявоспитательногопроцессасиспользованиемзаданий,которыеобычнопредлагаютсянатрадиционномзанятии;

4)использованиеигрынаопределённомэтапезанятия(начало,середина,конец);

Игровыетехнологиизанимаютважноеместовучебно-воспитательномпроцессе,таккакнетолькоспособствуютвоспитаниюпознавательныхинтересовиактивизациидеятельностидошкольников,ноивыполняютряддругихфункций[20, с.98].:

1)правильноорганизованнаясучётомспецификиматериалаигратренируетпамять,помогаетучащимсявыработатьречевыеуменияинавыки;

2)играстимулируетумственнуюдеятельностьдошкольников,развиваетвниманиеипознавательныйинтерескпредмету;

3)игра-одинизприёмовпреодоленияпассивностидошкольников.

Такимобразом,рассмотревтеоретическиеосновыиспользованияигровыхтехнологийкаксредстворазвитияпознавательныхинтересовмладшихдошкольников,мыпришликвыводами:

1.Познавательныеинтересы–этоактивнаяпознавательнаянаправленность,связаннаясположительнымэмоциональноокрашеннымотношениемкизучениюпредметасрадостьюпознания,преодолениютрудностей,созданиемуспеха,ссамовыражениемиутверждениемразвивающейсяличности.

2.Вдошкольном возрастеразвитиепознавательныхинтересовимеетсвоиособенности.Познавательныйинтерескакмотивученияпобуждаетдошкольникаксамостоятельнойдеятельности,приналичииинтересапроцессовладениязнаниямистановитсяболееактивным,творческим,чтовсвоюочередь,влияетнаукреплениеинтереса.Развитиепознавательныхинтересовмладшихдошкольниковдолжнопроисходитьвдоступнойдлянихформе,тоестьчерезприменениеигр,использованиеигровыхтехнологий.

3.Занятия,пронизанныеэлементамиигры,соревнования,содержащиеигровыеситуациизначительноспособствуютразвитиюпознавательныхинтересовмладшихдошкольников.Вовремяигрыдошкольник –полноправныйучастникпознавательнойдеятельности,онсамостоятельноставитпередсобойзадачиирешаетих.Длянегоигра–этонебеззаботноеилегкоевремяпрепровождение:играющийотдаетеймаксимумэнергии,ума,выдержки,самостоятельности.Познаниеокружающегомиравигреоблекаетсявформы,непохожиенаобычноеобучение:здесьифантазия,исамостоятельныйпоискответов,иновыйвзгляднаизвестныефактыиявления,пополнениеирасширениезнанийиумений,установлениесвязей,сходстваиразличиямеждуотдельнымисобытиями.Носамоеважное–непонеобходимости,неподдавлением,апожеланиюсамихдошкольниковвовремяигрпроисходитмногократноеповторениематериалавегоразличныхсочетанияхиформах.

В результате теоретического изучения материала, нам удалось дать теоретическое определение игре, проследить историю происхождения игры, найти наиболее распространенные критерии классификации игровой деятельности, а так же понять функции и значения игры ввоспитательическом процессе.

Обобщая все выше сказанное, мы пришли к выводу, что применение игровых технологий в процессе обучения и воспитания, могут значительно увеличить эффективность воспитательной  деятельности. Помогут сделать воспитательный  процесс менее утомительным, и сделают его более привлекательным и интересным.

Мы так же пришли к выводу, что для эффективного применения игровых технологий на занятиях  должны учитываться такие факторы, как возрастные и психологические особенности и потребности дошкольников.




ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.



Экспериментальноеисследованиеповыявлениюэффективностиигровыхтехнологий



В соответствии выбранной темы, для практической части исследования 12 апреля 2017 года я провела мини-анкетирование (устное) для дошкольников. Экспериментальноеисследованиепроводилосьво время педагогической практики в МБДОУ «Найырал» с. Эрзин Эрзинского района,количестводошкольников15человек.

Былпроведенопросдошкольников,сцельювыявитьотношениедошкольниковкформеигровой деятельности.Былопредложеноответитьнаследующиевопросытеста-опросника:

Любителивыигру?

Какимиграмвыотдаетепредпочтение?

Гдечащевсеговыиграете?

Скемвыиграете?

Хотелосьбывам,чтобыназанятиях присутствовалаигра?

Выбольшелюбитеработатьвгруппеилипоодиночке?

С давних времён установлено, что в процессе познания важнейшим условием усвоения является постепенность. Разбор любого занятия необходимо начинать с более общих отношений, постепенно переходить к усилению частностей, уточнению отдельных элементов и лишь затем обобщать и делать выводы.

Данный закон определяет и всю постановку опроса дошкольников. Если на первых этапах изучения темы воспитанники  схватывают лишь общие признаки явлений, то и ответы их будут первоначально общими и неполными. Если знания расширяются и укрепляются постепенно, то и ответы дошкольников по новому материалу вырабатываются не сразу, а шаг за шагом в процессе непрерывных повторений и дополнений.

Именно в зависимости от степени прохождения материала выделяются два вида опроса: текущий опрос, и обобщающий опрос - опрос, подводящий итоги работы.

Текущий опрос - основной вид опроса дошкольников. При помощи этого опроса осуществляется систематический контроль за работой дошкольников на всех этапах работы над занятиями. Именно в ходе текущего опроса происходит основная отработка занятия, закрепление знаний, отбирается материал по теме, подчёркивается главное, решающее, вырабатывается последовательность изложения.

Особенности текущего опроса:

1. Воспитанники  отвечают, как правило, ещё неуверенно, неполно, их речь бледнее обычного, не всё положения подтверждаются примерами, многое, иногда важное, упускается, не всегда делаются выводы и обобщения.

2. Преподаватель не ограничивается выслушиванием ответа. Он привлекает к работе всю группу и с её помощью дополняет, уточняет, делает выводы и обобщения, лишний раз подчёркивает основные положения.

3. В процессе текущего опроса ведётся усиленная работа над развитием речи дошкольников.

Проводится текущий опрос различными способами.

Беседа -диалогический метод обучения, при котором воспитатель  путём постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит дошкольников к пониманию смыслов занятий. В зависимости от конкретных задач, содержание занятия, уровня творческой познавательной деятельности дошкольников предполагает различные виды бесед.

Вопросов в беседе должно быть как можно меньше, их следует тщательно продумывать.

Более фундаментальным видом опроса является фронтальный опрос.

Фронтальный опрос, как и всякий опрос - это контрольное опрашивание на занятии, проверка степени и осознанности усвоения занятия. При этом, как правило, воспитатель  опрашивает дошкольников всей группы. Именно эти видом опроса я и воспользовалась при анкетировании, так как мне важна была ответ каждого дошкольника. Опрос был осуществлен во время игровой деятельности.

Организация опроса должна быть исключительно чёткой. Вопросы продуманны до мелочей, точно установлена их последовательность. Преподаватель обязан чутко реагировать на любое отступление от заданных вопросов. Фронтальный опрос имеет ряд положительных качеств:

позволяет охватить проверкой многих дошкольников

вырабатывает способность к краткому, но точному ответу;

отрабатывает по плану полный ответ по вопросу, приучая к последовательности и обоснованности изложения;

вовлекает в работу всю группу, держит в напряжённом внимании всех дошкольников.

С помощью фронтального опроса воспитатель  имеет возможность проверить выполнение заданий, готовность к усвоению новых знаний, определить сформированность основных понятий.

Вывод:порезультатамопросасталоясно,чтообучениепроводитсятрадиционно,пооднотипнойсхеме.Назанятиималоразнообразия.Детямхотелосьбыизменитьходзанятия,привнестивзанятиячто-тоинтересноеинеобычное.Изответовбыловидно,чтодетямнравитьсяиграть,иимхотелосьбыиспользоватьигровыетехнологии.

Такжебылапроведенамини-беседасучителем Н.В. Адыгбай,которомузадавалисьследующиевопросы:

Используетеливыигрынасвоихзанятиях?

Какиетехнологиивыиспользуетеназанятиях?

Используетеливыигровыетехнологиидля ваших занятий?

Анализируяответывоспитателяможносказать,чтоонподдерживаетинтересксвоемупредмету,правильноорганизуетдеятельностьдошкольников,используяиндивидуальныйподходккаждомудошкольнику.Воспитатель совмещаеттрадиционныеисовременныетехнологиипреподавания,втомчислеиигровыетехнологии.

Вывод:Игравбольшейстепениспособствуетусвоениювоспитательного процесса,помогаетлучшеконтролироватьвниманиедеятельностьдошкольниковвовремязанятия.Однакоигратребуеттщательнойподготовкиисоблюденияметодикипроведения.Неследуетповторятьодниитежеигрыслишкомчасто,таккакдетибыстротеряюткниминтерес.

Входебеседыссамимидошкольникамисталоясночто,занятияимнекажетсяскучным,ноонихотелибыбольшеразнообразия.Имнравитьсяиграть,искатьинаходитьпредметы.

Былтакжепроведенэкспериментальныезанятия,цельюкоторогобылоизучениеэффективностиигровыхтехнологийназанятии.




Разработка игровой деятельности«Четыреугла»



Общаяхарактеристикаигры.Игра«Четыреугла»реализуетсявконтекстевсехназванныхпринциповинтерактивнойвоспитатель,ведущимисредикоторыхявляются:свободавыбора, творчестве,мыследеятельности.

Функциональновоспитатель имогутпредложитьэтуигруучащимсяна занятиях.Кактехнологиюсозданияблагоприятнойатмосферы,установлениякоммуникации;кактехнологиюактуализациизнаний,ихобобщения,развитияположительнойпознавательноймотивацииит.д.

Необходимоеоборудование:

просторнаяаудиториясчетырьмяуглами,вкоторойможносвободноперемещатьсяучастникамигры;

четырелистабумагиразногоцвета(например,красный,желтый,синий,зеленый),которыеспомощьюскотчаприкрепляютсяпоодномувкаждыйуголаудиториитак,чтобыиххорошобыловидновсемучастникамигры;

-системавопросовсвариантамиответов,которуюбудетпредлагатьвоспитатель участникамигры(например:«Вашлюбимыйцвет:красный,желтый,синий,зеленый?»;«Вашелюбимоевремягода:лето,осень,зима,весна?»;Какомуцветкувыотдаетепредпочтение:роза,ромашка,георгин,гвоздика?»;«Какоедеревовамбольшенравится:береза,ель,липа,дуб?»ит.д.).

Воспитатель ккаждомувопросуподбирает4(поколичествууглов)вариантаответов.Каждомувариантусоответствуетопределенныйцвет.Когдавоспитатель предлагаетучастникамигрыответитьнавопрос,сделатьвыбор,тоонобязательнокаждыйвариантвыборасвязываетсопределеннымцветом(например:«Вашелюбимоевремягода:красныйцвет-лето;желтый-осень;синий-зима;зеленый-весна?»;«КакоевремясутокболеесоответствуетВашемудушевномуравновесию:красный-утро;желтый-день;синий-вечер;зеленый-ночь?»ит.д.).

Порядокпроведенияигры

1.Воспитатель (руководительигры)объявляетигруипредлагаетучаствоватьвней(оптимальноеколичествоучастников-до30человек),развешиваетвчетырехуглахаудиторииполистуцветнойбумаги.

2.Воспитатель знакомитучастниковсправиламиигры:

-каждомупредлагаетсяответитьнавопросы,делаятотилиинойвыбор;

-сделаввыбор,необходимопройтивтотугол(тотцвет),которыйсоответствуетсделанномувыбору;

-еслиизпредлагаемыхвыборов-ответовниодинне
устраивает,тоследуетпройтивцентр,аудитории;

-послетогокаквсеучастникисделаливыбориразошлисьпочетыремугламаудиторииилисобралисьвеецентре,

ониорганизуютмеждусобойкоммуникацию,каждыйобъясняетдругимвсвоейгруппе(своемуглу)сделанныйвыбор;

обменмнениями,аргументамипосделанномувыборупроводитсяоченьоперативно(покаждомувыбору-2-3мин);

-далеепредлагаетсясделатьследующийвыбор,вновьорганизуетсякоммуникация.

3.Воспитатель предлагаетучастникамигрысистемувопросовивариантовответов-выборов.Оптимальноеколичествовопросов-7-10.

4.Воспитатель послекаждоговопросаиназванныхчетырехвариантовответовстимулируетвыборучастникамикакого-либовариантаиорганизациюимикоммуникации.(Возможнаситуация,когдаводномилидвухуглах(иливцентреаудитории)оказываетсятолькопоодномуучастнику,тогдавоспитатель можетвыслушатьихобъяснениесделанноговыбораилиорганизоватькоммуникациюучастниковизразных«углов».)

Прикаждомновомвопросепроисходитперегруппировкаучастниковигры.Есливариантответанановыйвопроссоответствуеттомууглу(цвету),вкоторомнаходитсяучастник,тооностаетсянаместе.

5.Послетогокакучастникампредложенывсевопросыисостояласькоммуникацияпопоследнемувопросу,воспитатель организуетрефлексиюсостоявшегосявзаимодействияпоследующемуалгоритму:

зафиксируйтесвоеэмоциональноесостояниепоходуигры;

выразитесвоеотношениексодержаниюипроцедуреигры;

какиемыслипробудилаигра;

очемэтаигра,чемуспособствует.

Системавопросовигры,проводимойназанятии,можетбытьсоставленавсоответствииссодержаниемотдельныхвоспитательныхзанятий,разделакурса,всегокурса.

Играможетиспользоватьсяприпроведениисеминара,в проведении занятий в ДОУсдетьми,еесодержаниеможетбытьтематическим(например,сэкологическимсодержанием).

Примерныйпереченьвопросовивариантов ответов-выборовдлядошкольников(экологическоесодержание)

1.Дерево,которомувыотдаетепредпочтение:дуб,сосна,липа,береза?

Вашлюбимыйцветок:ромашка,роза,георгин?

Вашелюбимоедомашнееживотное:лошадь,корова,собака,кошка?

Какойисточникэнергииявляетсянаиболееэкологическибезопасным:атомная,солнечная,водная,ветра.

Чтоявляетсябольшимзагрязнителемприроды?

Какимможетбытьличноеучастиевделеоптимизацииотношенийчеловекаиприроды:посадкадеревьев,заботаодомашнихживотных,чтениекнигпоохранеприроды,ответственноеповедениевлесу?

Примерныйпереченьвопросовивариантовответов-выборовдляучителей-участниковсеминара

Вашлюбимыйцвет:красный,синий,зеленый,желтый?

Вашелюбимоевремягода:весна,лето,осень,зима?

Какомупраздникувыотдаетепредпочтение:Новомугоду,8марта,Пасхе,днюсвоегорождения?[22, с.145].

Такимобразом,врезультатеуспешногопримененияпоощренийразвиваетсяинтерескпознавательнойдеятельности;постепенноувеличиваетсяобъемработыназанятиикакследств.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.