- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Игровая деятельность как средство элементарных математических представлений
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002234 |
Тема: | Игровая деятельность как средство элементарных математических представлений |
Содержание
3. Игровая деятельность как средство элементарных математических представлений Титульный печатается ОТДЕЛЬНО Содержание Введение 3 1. Значение развития математических представлений детей дошкольного возраста 4 2. Формирование математических представлений посредством дидактических игр 10 3. Организация дидактической игры как средства достижения целевых ориентиров математического образования дошкольников 14 Заключение 16 Список использованных источников 17 Приложение 19 Введение Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести с половиной лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно использовать игровую деятельность. Игровая деятельность имеет свою и педагогическую ценность, она расширяет возможность создания и решения проблемных ситуаций, открывает эффективные пути активизации умственной деятельности, способствует организации общения детей между собой и с взрослыми. Игровая деятельность является своеобразной умственной гимнастикой, предупреждает возникновение интеллектуальной пассивности, с ранних лет формирует настойчивость и целенаправленность у детей. Цель работы – рассмотреть игровую деятельность как средство элементарных математических представлений. Задачи: 1. Охарактеризовать значение развития математических представлений детей дошкольного возраста. 2. Изучить формирование математических представлений посредством дидактических игр. 3. Проанализировать организацию дидактической игры как средства достижения целевых ориентиров математического образования дошкольников. 1. Значение развития математических представлений детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития личности ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) ставит новые требования ко всей системе образовании подрастающего поколения, в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. И говорит о том, что образовательная программа обеспечивает познавательное развитие ребенка, которое, в частности, предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (размер, объем, темп, число, часть, время) (п. 2.6 ФГОС ДОО) [14]. ФГОС дошкольного образования гарантирует формирование взглядов на представления о свойствах и отношениях предметов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени). Стандарт основывается на комплексном и интегрированном подходах, которые обеспечивают развитие воспитанников во всех заявленных взаимодополняющих направлениях развития и образования детей: социально–коммуникативном; познавательно – речевом; художественно–эстетическом и физическом. Одними из наиболее непростых знаний, умений и навыков, включенных в содержание социального опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они вносят отвлеченный характер, овладение ими требует манипулирования организации непростых интеллектуальных операций. Ежедневно в жизни, в обиходе и в деятельности ребенок довольно рано знакомится с такой обстановкой, которая требуют применения, хотя и простого, но все же математического заключения. Это касается познания таких взаимоотношений, как равные части, меньше, больше, мало, много, мастерство установить число объектов в большом количестве, подобрать надлежащее число компонентов из большего количества. Вначале с поддержкой старших, а потом и самостоятельно ребенок решает возникшие трудности. Таким образом, уже в дошкольном возрасте ребенок знакомится с математическим содержанием и овладевает простыми вычислительными умениями, а развитие у них элементарных математических взглядов является одним из важных направлений работы дошкольных организаций. Математика – наука постоянно развивающаяся. В деятельности развиваются приемы мыслительных операций и качества ума, но не только. Математика содействует формированию памяти, речи, воображения, чувств; развивает выдержку, терпение, происходит творческое развитие личности. И необходимо запомнить, что математика – единственная из более сложных учебных предметов. Главная задача математики – предоставить ребенку чувства уверенности в собственных силах. В данном предмете заложены огромные возможности для формирования мышления ребенка, в процессе его развития с самого раннего возраста. Необходимо не только качество этих знаний, но и их сознательность, вариативность и надежность. Выпускники дошкольной образовательной организации должны сознательно, с пониманием сущности явлений обладать способностью, пользоваться приобретенными знаниями и навыками не только в обыкновенной, стереотипной, но и в измененной ситуации. Математическое развитие детей дошкольного возраста происходит как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего, в результате общения с взрослыми), так и посредством направленного обучения на занятиях по развитию математических знаний. Математические знания и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития. Методика развития математических представлений прошла длительный путь своего развития. В 17 – 18 вв. проблемы содержания и способов обучения детей дошкольного возраста нашли отображение в современных педагогических системах воспитания, разработанных Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстым, К. Д. Ушинским. Р. Л. Березина, А. С. Метлина, З. А. Михайлова, Р. Л. Рихтерман, А. А. Столяр, и другие, разработали современные методики математического развития. В области дошкольной педагогики экспериментальные исследования, проводимые Н. Г. Белоус, Л. Н. Вахрушевой, Н. С. Денисенковой, Л. Ф. Захаревич, Т. А. Куликовой, Л. М. Маневцовой, Н. К. Постниковой, П. Г. Сирбиладзе и другими, показывают, что у детей можно сформировать достаточно устойчивый познавательный интерес, уже на ступени младшего дошкольного возраста [1]. А.А. Смоленцева под математическим развитием дошкольника понимала сдвиги и изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций [10, с. 40]. Математическое развитие дошкольников, иными словами – это высококачественные перемены в формах их познавательной инициативности, которые происходят вследствие овладения ребенком элементарными математическими представлениями и связанными с ними логичными операциями. Л.Н. Вахрушева выделяет составляющие математических способностей «комбинаторные способности; способность к абстрагированию и обобщению математического материала; способность к аналитико-синтетическому восприятию задачи и предлагает развивать математические способности старших дошкольников, направляя усилия на формирование каждого из компонентов, подбирая соответствующие средства, методы и приемы» [3]. А. Н. Леушина, полагает, что развитие у ребенка математических взглядов основывается на предметно – чувственной деятельности, в ходе которой проще осваивать весь объем знаний и умений, сознательно усваивать навыки. Главное приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях. Добиться больших результатов при изучении математики можно, если использовать дидактические игры, занимательные упражнения. Ведь игра занимает самое главное место в жизни ребенка. А дидактические игры, дают возможность развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, формируют творческие способности и направлены на развитие дошкольника в целом. Это основная деятельность, и является спутником развития ребенка. Дети играют в разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые. Игра является моделью обучения, игра для ребенка – учеба, труд, и еще один метод познания окружающего мира. Для всестороннего развития и воспитания детей педагог использует в своей работе разнообразные игры. Обучение математике детей дошкольного возраста невозможно без дидактических игр [8, с. 23-25]. Их применение отлично может помочь в восприятии материала, где ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Суть проблемы использования дидактических игр в развитии математических представлений детей состоит в том, чтобы через комплекс специальных дидактических игр организовывать ситуации, которые дают толчок для развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Фактором, активно влияющим на математическое развитие дошкольника, является сочетание такой работы с системой заданий логико-конструктивного характера. Игра – один из видов деятельности, который начинается в детские годы и продолжается в течение всей жизни любого индивида. Она применяется взрослыми в целях воспитания детей дошкольного возраста, обучения их разным действиям с объектами, способом и средством общения. Ребенок развивается в процессе игры как личность, у него формируется нервная система, от которой будет зависеть успешность учебной, трудовой, коммуникативной деятельности. Изучения А.Н. Леонтьева [7], Д.Б. Эльконина [16] показали, что совершенствование игры происходит от игры предметной к игре ролевой. Дидактические игры – это обучающие игры. А. Н. Леонтьев показывает на то, что дидактические игры, как обучающие, содействуют формированию познавательной деятельности, умственных действий. В каждой педагогической концепции дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место. Разработка системы дидактических игр принадлежит Фридриху Фребелю. Он отмечал, что задача изначального обучения состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Он впервые в истории педагогики подчеркнул игру, как особый метод, который необходим для полноценного развития ребенка дошкольника. Ф. Фребель создал теорию, где дидактические игры размещались строго последовательно по возрастающей сложности обучения и игровых операций. Существует и другая всем известная система дидактических игр, создателем которой является Мария Монтессори. Согласно ее взгляду, игра должна быть обучающей. В другом случае это "пустая игра", не оказывающая воздействие на развитие ребенка. Для обучающих игр создала дидактический материал для сенсорного воспитания, что составляет основу обучения ребенка. Дидактическая игра является одним из методов обучения детей дошкольного возраста. Она реализовывает цели воспитания и обучения при помощи доступной и привлекательной для детей формы деятельности. Как отмечали В.А. Зебзеева, Е.П. Хорунова, дидактической игре присущи две функции в процессе обучения. Первая функция – улучшение и фиксирование знаний. Кроме того малыш не просто отражает познания в варианте, в каком они были освоены, и модифицирует, преобразовывает их, учится действовать ими в зависимости от игрового условия. Суть второй функции дидактической игры состоит в том, что малыш осваивают новые знания и умения разного содержания [6, с. 148]. Основные характерные черты дидактических игр: 1. Дидактические игры – это обучающие игры. Они формируются взрослыми с целью воспитания и обучения ребенка. 2. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. 3. Познавательная сущность дидактической игры отмечается программным содержанием и постоянно смешивается с игровой формой. 4. Дидактическая игра имеет свою неповторимую структуру [16, с. 35]. Дидактическая игра явление непростое, однако, в ней четко выражаются компоненты – главные элементы, определяющие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Они считаются результативной формой обучения, поэтому могут быть и составляющей частью занятия (с целью закрепления и систематизации материала), а в дошкольном возрасте – главной системой организации образовательного процесса [5, с. 60]. В процессе дидактических игр малышам предоставляются следующие возможности: 1) усваивать познавательные процессы и их характерные особенности, упражняться в их узнавании и различии; 2) развиваются чувственные впечатления, уточняются названия предметов и их характерных свойств (формы, цвета, величины и др.); ориентируются не только по внешнему виду, но и по словесному описанию; 3) совершенствуются первичные умозаключения, объединять предметы по общим свойствам; 4) сравниваются, сопоставляются свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими фигурами, их окраску с основными цветами). Дидактические игры отличаются своей классификацией, которая является разнообразной. В дошкольной педагогике сформировалось классическое разделение дидактических игр на игры с предметами, настольно – печатные игры, словесные [11, с. 80]. Это деление игр можно отнести к классификации по использованию материала. Дидактические игры так же различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей в игре, по роли воспитателя. По содержанию дидактические игры можно разделить на: математические, сенсорные, речевые. Математические игры формируют у детей дошкольного возраста элементарные математических представлений. Благодаря этим играм воспитатель делает процесс обучения детей более увлекательным и интересным (дидактические игры «Один – много», «Чего больше?»). Сенсорные игры учат малышей исследовать предметы, формируют представления о сенсорных образцах. Многие связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «В чем различие», «Цветные дорожки», «Где, чей галстук?»). Дети выделяют существенные признаки предметов, исследуя, сравнивая их. Речевые игры развивают речь детей. Например; «Назови одним словом», «Закончи предложение», «Сравни предметы», « Какое бывает…», « Угадай». Дидактические игры делятся на: коллективные, групповые, индивидуальные. Коллективные игры организуются со всей группой, групповые – с подгруппой детей, а индивидуальные с 1-3 детьми. Обучение детей младшего дошкольного возраста математике немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала, и дети принимают активное участие в познавательном процессе. Вся работа по развитию математических представлений с использованием комплекса дидактических игр в младшей группе может быть распределена на три этапа. На первом этапе главной задачей является создание предметно-развивающей среды. В младшей группе создается предметно-развивающая среда по развитию элементарных математических представлений, где будут соблюдены интересы и возможности каждого ребенка. Игровые материалы очень разнообразны – матрешки, пирамидки, мозаики, конструкторы, дидактические игры: «Мешочек с чудесами»; «Принеси и покажи то, что назову»; «Цветные колечки»; «Что нам принес Степашка?»; «Цветные ленты»; «Один – много». Способствуют развитию активности дидактические игры на развитие памяти, внимания, речи и мышления, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, стремления действовать успешно и результативно. На втором этапе главной задачей является использование дидактических игр, направленных на развитие математических представлений детей дошкольного возраста и его использование на занятиях. При разработке комплекса дидактических игр, направленных на развитие математических представлений детей дошкольного возраста, были учтены возрастные особенности ребенка. В естественной повседневной обстановке осуществляется процесс познания. Каждое занятие – это игра, составленная из трех этапов разной степени подвижности и насыщенности познавательным содержанием. На занятиях по развитию математических представлений дети учатся: усваивать обобщающие понятия (игрушки, одежда, обувь, мебель), группировать предметы по функциональному назначению; сравнивать знакомые предметы между собой (например, платья разного цвета). Находя сходства и различия, ребенок учится выделять характерные особенности, такие как свободно находить пару друг другу; обследовать новые предметы, выделяя их форму, цвет, величину, развивая координированные движения обеих рук и тонкие движения кончиков пальцев. Дети выполняют действия с ориентацией на два свойства предмета одновременно (собирали разноцветные пирамидок из 4 – 5 колец, а у матрешки совмещали рисунки на ее частях). Знакомятся с разными способами использования предметов (основные формы деталей строительного материала «кубик», «кирпичик), с вариантами их расположения на плоскости. Из строительного материала сооружали элементарные постройки по образцу (поезд, башня). При этом ребенок понимает пространственные соотношения (дальше, ближе, сзади, спереди, сверху, внизу). При знакомстве с детским пластмассовым конструктором при помощи воспитателя дети конструируют простейшие модели (домик, машина), при этом закрепляют понимание слов, обозначающих различные сравнительные величины предметов («меньше», «больше»). На занятиях использовались как строительные материалы, так и музыкально - дидактические игры и игрушки. Для развития у детей математических представлений можно использовать методические приемы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно – игровых и поисковых ситуаций). Интегрированный характер носит большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. 2. Формирование математических представлений посредством дидактических игр Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе [13, с. 24]. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему. В практике работы дошкольных учреждений накоплен достаточный опыт использования игр и игровых упражнений при обучении детей математике. В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием: сюжетно-дидактические игры математического содержания [4]; обучающие игры с элементами информатики и моделирования [12]; строительно-конструктивные игры. Игра – это практическая единственная область, где ребёнок может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учиться действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательный субъект жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. В процессе обучения математике дети приобретают различные знания и умения, учатся анализировать, обобщать, запоминать, сравнивать, делать выводы. Работа это непростая и требует чёткой продуманной организации. А.М. Леушина считает совершенно необходимым учитывать следующее: - обучение дошкольников началом математики должно проходить в игровой и практической деятельности детей, связанной с решением проблемных задач; - значительное место на всех этапах обучения следует отводить поисковой деятельности детей; - в ходе выполнения заданий у ребёнка должна возникать потребность в тех или иных знаниях [8, с. 124]. В играх дети знакомятся с разными свойствами предметов – цветом, формой, величиной, сравнивать их, группируют по отдельным признакам, учатся ориентироваться в пространстве и времени. При этом тренируют внимание, память, развиваются умственные способности. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения. Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников: 1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. 2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. 3. Все психологические новообразования берут начало в игре 4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике. 5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов [8, с. 132]. На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Дидактические игры делятся на: - игры с предметами; - настольно-печатные игры; - словесные игры [2, с. 50]. Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры. Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры. Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития. Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том, случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Вот проблема, которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для дошкольников [9]. В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребёнка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей. В каждой игре воспитатель ставит конкретную задачу учить детей рассказывать о предмете, развивать связанную речь, освоить счет. Игровая задача иногда заложено в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет» и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдельных задач в игре ребёнок не ставить и не решает. Игра часто определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра – для них труд, игра – для них серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребёнка: на чувство, на сознание, на волю и на поведение в целом. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний дошкольников. Дидактические и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведение этих игр взаимоотношения между детьми, ребёнком и родителем, ребёнком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. Таким образом, дидактическая игра – целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явление окружающей действительности и познают мир. 3. Организация дидактической игры как средства достижения целевых ориентиров математического образования дошкольников Достижение целевых ориентиров образования, определённых ФГОС ДО, реализуется в различных видах детской деятельности. Ведущим видом является игровая деятельность, так как игра занимает главное место в жизни ребёнка. Организованная образовательная деятельность – одна из форм прямой передачи знаний в определённой системе и последовательности, важное звено умственного воспитания. Обучение вносит поправку, прежде всего, во взгляд на дидактические игры, которые представляют собой не что иное, как игровое обучение. Целевые ориентиры образования, являющиеся ступенью перехода от дошкольного к начальному школьному образованию, показывают тот обширный объем знаний, который ребёнок должен накопить к школе. Как следствие, на организованную образовательную деятельность отводится значительное время в режиме дня, поэтому так важно проводить её в игровой форме. Математика – один из наиболее сложных разделов образовательной области «Познавательное развитие». Однако она обладает уникальным развивающим эффектом. Обучение детей математике немыслимо без использования дидактических игр. Но всегда ли деятельность, называемая нами дидактической игрой и предлагаемая детям, действительно является игрой в плане наличия всех её признаков? В своей книге «Человек играющий» [15] нидерландский философ ХХ века Йохан Хейзинга выделяет следующие признаки игры: - свобода; - «невзаправду»; - наличие правил; - увлечённость; - пространство и время; - общность. Только по наличию всех признаков можно сделать вывод о том, что деятельность действительно является игрой. Как показывает практика, труднее всего обеспечить выполнение таких признаков игровой деятельности, как свобода (в смене хода игры, добровольном участии в игре), так как в последнее время всё большее количество детей страдает нарушениями эмоционально-волевой сферы и «невзаправду» (не всегда легко происходит создание условной ситуации) [4]. В процессе работы над преодолением этих трудностей я придумала ввод детей в игру, основанный на сказках, на содержании любимых детьми мультфильмов и кинофильмов. Такой подход к организации дидактической игры автоматически обеспечивает выполнение признака «невзаправду». В приложении на нескольких примерах рассмотрено, как можно ввести детей в игру. Заключение В заключение необходимо отметить, что регулярное использование системы специальных игровых задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширит его математический кругозор, будет способствовать математическому развитию, повысит качество математической подготовленности, позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в неё детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведение в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших. При использовании на занятиях математикой разнообразной игровой деятельности дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, т.к. эмоционально вовлечены в занятие. Список использованных источников 1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1990. – 256 с. 2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение. 1991. – 160 с. 3. Вахрушева Л. Н. Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S20. – С. 7–11. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76225.htm 4. Гороховцева Л. А. Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 127–132. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770297.htm. 5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1998. –95 с. 6. Зебзеева В.А., Хорунова Е.П. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста: ознакомление с понятием числа // Актуальные проблемы современной науки: сб.статей междунар.науч.-практ. конфер.(24 января 2015 года, г.Уфа). в 2 ч. Ч1. Уфа. Аэтерна, 2015. – С. 148-150. 7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, 2014. – 275 с. 8. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1994. – 368 с. 9. Программа воспитания и обучения в детском саду. / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика – Синтез, 2009. 10. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение, 2009. – 135 с. 11. Степанова О.А. Игровая школа мышления (игровая технология). – М.: ТЦ Сфера, 2012 – 128 с. 12. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Просвещение, 1988. – 228 с. 13. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М.: Рольф, 2000. – 250 с. 14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013.– 16 с. 15. Хейзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий. – М.: Издательство Ивана Лимбаха. 2015. – 416 с. 16. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2014. – 384 с. Приложение Игры для математического образования дошкольников № Название игры Цель Оборудование Ввод детей в игру 1. Игра с числовым кубиком. Закрепление навыков количественного счёта. Развитие внимания. 1) Кубик с цифрами на гранях от 1 до 6. 2) Кубик с кружками на гранях от 1 до 6. 3) Карточки на каждого играющего с различным количеством предметов от 1 до 6. 4) Волшебная палочка. У меня есть волшебная палочка. Хотите сегодня с помощью неё побывать в сказке? Закрывайте глаза. Я коснусь каждого из вас волшебной палочкой. (Касаюсь.) И мы попали в сказку. Её героями являются баба Капа, Шершуля, Вупсень и Пупсень. Что же это за сказка? (Ответы.) Правильно, это сказка про Лунтика. Лунтик тоже очень любит заниматься, но никак не может научиться считать до 6. Поможем Лунтику? Тогда берите со стола по одной карточке и вставайте в круг. 2. Зрительный диктант. Закрепление умений ориентироваться на листе бумаги. Листы бумаги и цветные карандаши на каждого ребёнка. Ребята, я сегодня уронила свой мобильный телефон, и в нём испортилась микросхема. Я хочу, чтобы вы, как настоящие мастера, помогли мне его отремонтиро....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: