- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Игра как вид деятельности. Функции игровой деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004772 |
Тема: | Игра как вид деятельности. Функции игровой деятельности |
Содержание
Департамент образования города Москвы Самарский филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Факультет иностранных языков и PR-технологий Кафедра английской филологии и современных технологий обучения иностранным языкам БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА Использование тематических игр в процессе формирования языковых навыков и умений на начальном этапе обучения Допускается к защите «__»____________2017 г. Зав. кафедрой английской филологии и современных технологий обучения иностранным языкам _______/д.ф.н., проф. Вохрышева Е.В. Научный руководитель___________ Логачева В.Г. «___»____________2017г. Студентка IV курса Прибылова Анастасия Николаевна Направление подготовки «Лингвистика» Работа защищена «___»____________2017 г. Оценка_________________________ Самара 2017 Оглавление Введение………………………………………………………………………….......3 Глава I. Теоретические вопросы использования игровых приемов в обучении иностранному языку…………………………………………………………….…...6 1.1. Игра как вид деятельности. Функции игровой деятельности……………….6 1.2. Классификация игр. Дидактические игры……………………………...……18 1.3. Коммуникативные игры как вид дидактических игр……………….……….21 1.3.1. Взаимосвязь психологических механизмов, лежащих в основе различных видов речевой деятельности………………………………………………….…...28 1.3.2. Виды коммуникативных игр, развивающих различные виды речевой деятельности…………………………………………………………….……..…...31 Выводы…………………………………………………………….……….……….39 Глава 2. Применение игр для развития лексико-грамматических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку………………………………..40 2.1.Экспериментальное обучение………….………………………….………….40 2.2.Анализ результатов использования различных игровых приемов…………………………………………………………………………….54 Выводы……………………......................................................................................61 Заключение………………………………………………………………………...63 Список литературы………………………………………………………………..65 Приложения………………………………………………………....……………..68 Введение На уроке иностранного языка в школе важное место занимает форма занятия, которая обеспечивает довольно активное участие каждого ученика, способствует стимулированию речевого общения, а также формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. С помощью чего можно решить эти задачи? Ну, конечно, все эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В любой игре способности человека, а особенно ребенка, проявляются в особо полной мере. Игра – это такой вид деятельности, которая требует некоторого напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения – что сказать, как выиграть, как поступить? Желание учащегося как же решить эти вопросы, способствует мыслительной деятельности играющих. А если ученики говорят при этом на иностранном языке, игра открывает богатые обучающие возможности. «Игра, являясь отдыхом, развлечением, способна перерасти в модель человеческих отношений, в творчество, в обучение» [25, c. 29]. Выбор темы исследования обусловлен тем, что огромная роль в обучении ребенка иностранному языку на начальном этапе принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Актуальность данной темы вызвана некоторым рядом факторов. Во-первых, процесс и организация учебного процесса ставит задачу, найти средство поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, а также активизировать их деятельность на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи является учебная игра. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка детям, является обучение устной речи, которая создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка, позволяет приблизить процесс обучения к условиям естественной языковой среды, что повышает мотивацию к изучению языка. И именно игровая деятельность позволяет вовлекать учащихся в устную коммуникацию, чем успешно осуществляется сам процесс обучения. О том, как важно значение игровой деятельности в обучении иностранному языку, указывали известные методисты, такие как М.Н. Скаткин, Е.И. Пассов. Д. Б. Эльконин, крупнейший теоретик игровой деятельности, сказал, «Игра наделена четырьмя важнейшими для ребенка функциями - это средство развития произвольного поведения средство; средство познания; средство развития умственных действий; развития мотивационно-потребностной сферы» [25, с.23]. Объектом исследования являются игровые приёмы обучения иностранному языку. Предметом исследования является использование тематических игр в процессе формирования языковых навыков и умений в начальных классах. Цель исследования – проверить эффективность применения универсальных игровых приемов и специально подобранных тематических игр в обучении иностранному языку на начальной ступени обучения. Задачи исследования: а) рассмотреть педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной теме; б) изучить и проанализировать методики использования игровых приёмов в обучении иностранному языку; в) проанализировать существующие классификации игр в обучении иностранному языку; г) предложить игровые приёмы, которые способствуют лучшему усвоению языкового материала по различным темам; д) провести экспериментальные уроки с авторскими тематическими играми, направленными на формирование лексико-грамматических навыков и умений по определенным темам. Научная новизна работы заключается в практическом применении приёмов игрового обучения на уроках иностранного языка. А также изучены и предложены к рассмотрению структура и содержание требований к использованию игровых приёмов на уроках иностранного языка. Практическая значимость. Предлагаемая игротека дидактических и организационно-обучающих игр может быть использована будущим педагогом на уроках. Результаты исследования могут быть так же использованы будущим педагогом в процессе разработки своих уроков в школе. Теоретической базой исследования послужили работы таких специалистов, как Е.И. Пасов, Д.Б. Эльконин, С.А. Шмаков, Н.Д. Гальскова, В.А. Артемов и др. Эксперимент проводился во 2 Б классе ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки. Структура исследования. Работа состоит из введения, теоретической и практической глав, выводов по главам, заключения, списка литературы (содержит 30 источников). Глава I. Теоретические вопросы использования игровых приемов в обучении иностранному языку 1.1. Игра как вид деятельности. Функции игровой деятельности Вместе с трудом и учебой игра — один из основных видов деятельности человека. Игра — это такой вид деятельности который в условиях разных ситуаций, направлен на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором совершенствуется и складывается самоуправление поведением. В отечественной психологии и педагогике проблему игровой деятельности разрабатывали такие педагоги как, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, в зарубежной педагогике и психологии – Ж. Пиаже, З.Фрейд и другие. В их исследованиях обоснована роль игры в развитии основных психических функций, в онтогенезе личности, в процессах социализации, наконец, в саморегулировании и самоуправлении личности. Личностно-деятельностный подход к обучению иностранномуязыкуопределил и выбор основных проблем, которые сегодня, несомненно, составляют фундамент психологии обучения иностранномуязыку. Такими ключевыми проблемами являются: взаимодействие учителя и обучаемых как равно партнерское учебное сотрудничество, направленное на совместное с учащимися решение учебных коммуникативно-познавательных задач; психологическая характеристика учителя и учеников разных возрастных групп как субъектов учебной деятельности и педагогического общения; психологические особенности самой учебной деятельности школьников. Особое место в круге этих проблем отводится объекту обучения —речевой деятельности на иностранномязыке — в силу общепризнанного положения, что специфика учебного предмета определяет особенности содержания, форм и программы обучения. При этом, как отмечают исследователи, сама «специфика определяется не только особенностями структурной организации компонентов социального опыта, составляющих содержание данного учебного предмета, но и его соотнесенностью с определенной формой общественного сознания, дидактической проекцией которого он является». Подробный анализ речевой деятельности на иностранном языке как объекта обучения (а не речевых действий, речевого поведения, речевого общения, коммуникативной, языковой, речевой компетенции, речевой активности и другое) мотивирован тем, что в теории и практике обучения неродному языку эта проблема решается по-разному в зависимости от методологических, общетеоретических, индивидуально-исследовательских и эмпирических позиций. Тяжело конечно обнаружить специалиста в области детской психологии, который бы не касался проблемы игры, и не высказывал бы своего мнения на ее значение, однако специальных исследований по данной теме маловато, буквально очень мало. Но несмотря на это, игра очень широко используется в практических целях. Очень распространена даже «игровая терапия», которая применяет разные формы игровой деятельности для корректирования разных отклонений в поведении детей (неприспособленности, агрессивности, замкнутости и т.д.) [25, c. 23]. Многим известно, сколько волнения доставляет педагогам английского языка средней школы уроки иностранного языка. Как, действуя в рамках коммуникативной технологии, научить детей эффективно использовать языковой материал? Как научить детей правилам чтения, когда одного короткого правила, подаваемого «квантами», оказывается недостаточно? Как повысить мотивацию изучения иностранного языка у младших школьников? Игры, как известно, предназначены для создания на уроке творческой, теплой атмосферы общения между учениками и педагогом, для отработки навыков устной и письменной речи, а также для возможности актуального применения знаний английского языка. Очень хорошо использовать коммуникативные игры и игровые упражнения для смены деятельности с целью активизации внимания и мыслительной деятельности на уроке. Игры помогают расширить словарный запас, устанавливать правильный порядок слов в предложении, верно использовать модальные глаголы, предлоги и соединительные союзы, идиомы и пословицы. Игры обогащают учебный процесс новыми открытиями и видами группового взаимодействия учащихся. Помочь и педагогу, и детям ощутить себя в ситуации успеха – вот основная цель игр, которые помогают изучать английский язык. Из всех спокойных радостей игры со временем может развиться трудолюбие, настойчивость, увлеченность, плодотворность и обучаемость [14 с.125]. «Понятие «игра» вообще имеет некоторое отличие у разных народностей. Так, у древних греков слово «игра» означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас теперь называется «предаваться ребячеству». У евреев слову «игра» соответствовало понятие о шутке и смехе. У римлян «ludo» означало радость, веселье. По-санскритски «кляда» означало игру, радость. У немцев древнегерманское слово «spilan» означало легкое, плавное движение, наподобие качания маятника, доставлявшее при этом большое удовольствие. Впоследствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг действий человеческих, — с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой — доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом, в этот многообъемлющий круг, соответственно современным понятиям, стало входить все, начиная от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев на сцене театра, от детской игры на орехи до биржевой игры на червонцы, от беганья на палочке верхом до высшего искусства скрипача и так далее» [25, с.14]. В младшем школьном возрасте игра уже не занимает того важного места, какое она занимает в дошкольном возрасте, но все-таки игра имеет немалое значение в психическом развитии младшего школьника. Школьника, в отличие от ребенка дошкольного возраста, которого привлекает сам процесс игры, начинают интересовать её исход, результат игры. Именно из-за этого игры младших школьников в большей степени требуют от них хорошей организации поведения и целенаправленности. На протяжении всего времени нахождения ребенка в школе игра меняется как по содержанию, так и по форме [21, с. 177-179]. Умственная активность детей в игре связана с работой воображения; нужно представить себе, как действует человек, которому тебе хочется подражать, как он себя ведет, что делает. Воображение при игре не только развивается, но и проявляется даже в поиске средств для выполнения задуманного; для поликлиники необходимо подобрать оборудование, а если его нет или не хватает - сделать самому, прежде чем отправиться в космос, необходимо соорудить ракету. Именно в игре развиваются творческие способности ребенка. Много игр показывают труд взрослых; дети стараются повторять как бабушки и мамы занимаются домашними делами, та же подражают работе продавца, воспитателя, врача, конструктора и других. Значит, в играх воспитывается уважение не только к любому труду, но и стремление самим принимать в нем участие. Интересные, веселые, разнообразные игры которые создают ребенку не только радостное и бодрое настроение, но и делают жизнь детей интересной, активной. Даже если ребенок растет и воспитывается в хороших условиях, но лишен увлекательной игры он будет плохо развиваться, станет вялым [21, с. 187-188]. Игра в обучении иностранному языку не противоречит учебной деятельности, а органически связана с ней. Еще Я.А. Коменский отмечал, что игры легко осуществляет включение в учебную деятельность. Когда ребенок играет, она требует от него не только внимания, но и произвольного запоминания, эмоциональной сдержанности. Ведь любая игра имеет свои правила, и по её правилам, ребенок должен соблюдать эти правила, в первую очередь, быть корректным, быть внимательным [9, С. 17]. Игра создаётся на уроке используя игровые приёмы и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся. В процессе игры на занятии ситуация может проигрываться насколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но при этом ситуация игры – это ситуация из реальной жизни. Желание ребенка принять участие в такой игре активизирует мысли и энергию детей участвующих в игре. Несмотря на чёткие условия игры, а так же ограниченность использования языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Именно поэтому для игры характерна спонтанность речи. Именно речевое общение, включает в себя не только собственную речь, но и жесты, мимику [4, стр. 5]. Новейшая задача по обучению речевой деятельности: говорению, слушанию, чтению, письму на иностранном языке — вызывает необходимость предварительного психологического анализа самой речевой деятельности и особенностей ее реализации средствами иностранного языка. При этом прежде всего необходимо четко соотнести понятия «язык» — «речь» — «речевая деятельность». Например, фразы «Мы с Машей школьные подруги», «Мы с Машей подруги со школьной скамьи» составлены и сказаны разным способом, то есть это разная речь, которая выражает одну и ту же мысль. В. Гумбольдт высказался о творческом характере языка. В. Гумбольдт сказал, что «наряду с уже оформившимися элементами язык состоит из способов, с помощью которых продолжается деятельность духа, указывающая языку его пути и формы» [11, с. 232]. Речевая деятельность ребенка лучше всего развивается в игре. Игру как метод обучения, передачи своего опыта, старшие поколения младшему поколению использовали с древних времен. Сейчас, делают ставку на интенсификацию и активизацию учебного процесса, игра используется в так: в качестве метода для освоения определенной темы; как элемент, который очень существеннее, какого-нибудь другого метода; в качестве целого занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнения); игра используется при организации внеклассного мероприятия [3, с.47]. Использование игровых форм обучения делает занятие как учебно-воспитательный процесс очень содержательным и качественным, почему? Потому что: игровая деятельность не только втягивает детей в активную познавательную деятельность всех вместе и по отдельности, но и является очень хорошим средством управления учебным процессом; обучение в игре идет таким образом, что собственная деятельность учащихся, носит характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации; игра – свободная деятельность, которая дает возможность выбора самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников; игра имеет такой результат, который стимулирует ученика к достижению цели, а так же к осознанию определенного пути до достижения цели; именно в игре ученик или команда учеников с самого начала равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат итога игры зависит уже от самого игрока, а так же уровня его подготовленности, способностей, умений; состязание – это неотъемлемая часть игры, очень притягательна для учащихся; удовольствие, которое они получают от игры, создает им комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает их желание изучать иностранный язык; игра занимает определенное место в обучения, потому что она является и методом и формой организации обучения одновременно. Именно это и позволяет определить игру как высший тип педагогической деятельности. Использование игры как метода обучения способствует выполнению важных задач: создает психологическую готовность ученика к речевому общению; обеспечивает необходимостью естественного многократного повторения материала [24, с.35 ]. Говоря о функциях игровой деятельности в процессе обучения, уместно сослаться на А.В. Конышеву, которая выделяет следующие функции игровой деятельности: обучающая, воспитательная, развлекательная, коммуникативная, релаксационная, психологическая, развивающая [16, стр.192]. Рассмотрим эти функции более подробно: обучающая функция, которая заключается в том, чтоб развивать память, внимание, воспринимать информацию, развивать учебные умения, навыки, а также развивать навык овладения иностранным языком. воспитательная функция заключается в воспитании различных качеств, таких как: внимательное и гуманное, отношение к партнеру по игре; а так же чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. задача развлекательной функции состоит в том, чтоб на уроке была благоприятная атмосфера, чтоб урок был интересный, необычный как увлекательное приключение, в сказочный мир. задача коммуникативной функции заключается в том, что необходимо создание такой атмосферы иноязычного общения, которая бы объединила коллектив учащихся, установила новые эмоционально-коммуникативные отношения, которые основаны на взаимодействии на иностранном языке. релаксационная функция — именно она снимает эмоциональное напряжение, которое вызвана нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку. развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности [2, с. 56]. Многие выдающиеся психологи, которые занимались исследованиями детской психики (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие), относят игру к очень действенному средству умственного развития человека. Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр [22, с. 83]. «В современной психологической и педагогической литературе нет однозначной классификации игр. «Психологи выделяют подвижные, строительные, интеллектуальные, условные; педагоги – дидактические игры, подразделяя их на языковые, речевые», - отмечает И.Е. Колесникова [12, с.12]. То, что многие сюжеты детских игр связаны с социальными условиями жизни — общепринятый факт, который признан многими. Но некоторые психологи, признавая это, считают игру явлением биологическим по своей природе. Очень ярко это выражено, например у В. Штерна, который писал по поводу игры: «Здесь внутренние законы развития действуют с такой силой, что у детей самых различных стран и эпох, несмотря на все противоположности в окружающих условиях, всегда пробуждаются на определенных ступенях возраста одинаковые инстинкты игры. Так, игры, связанные с бросанием (Hurtspiele), игры в куклы, игры в войну безусловно выходят из рамок времени и пространства, социального слоя, национальной дифференцировки, прогресса культуры. Специфический материал, над которым упражняются инстинкты движения, попечения, борьбы, может изменяться вместе со средой; но общие формы игры остаются неизменными» [25 с. 35]. «В подражательных играх малыша, — пишет П. П. Блонский, — уже с самого начала, правда, еще в очень смутной форме, можно обнаружить момент драматизации. Она состоит в том, что ребенок и сам играет какую-то роль, и других (взрослых, детей, даже неодушевленные предметы) заставляет также играть роль: составленные стулья играют роль поезда и, составив их, ребенок пыхтит на манер паровоза. Такими актерами в примитивных детских драматизациях могут быть даже несуществующие лица и предметы, хотя охотнее ребенок пользуется игрушками, изображающими реальные живые существа и предметы (куклы, игрушечные изображения животных, игрушечная посуда и тому подобное). Психология подобных драматизаций еще не объяснена удовлетворительным образом. Поэтому даваемые объяснения имеют весьма гипотетический характер. Одни из психологов подчеркивают роль в детской игре идентификации (Шильдер). Они рассматривают идентификацию как более сложное явление, чем простое подражание, которое по отношению к идентификации играет роль как бы предварительной ступени. Идентификация выражается в том, что мы хотим выступить на месте другого. Идентификация играет большую роль в ряде явлений, например в гипнозе, сновидениях, детских играх, драматическом искусстве и так далее. Она приводит к «игранию роли». Нетрудно видеть, что, называя играние роли идентификацией, мы еще никакого объяснения не получаем. Выгода от введения понятия идентификации, однако, та, что мы получаем возможность шире взглянуть на играние роли детьми в подражательных играх и, обобщая данное явление, искать глубже его психологическое объяснение. Следует, однако, заметить, что сейчас пока удовлетворительных объяснений идентификации мы не имеем» [25 с. 168-169]. В настоящее время в методической литературе существует много классификаций, которые систематизируют виды учебных игр, построенные в зависимости от: целей и задач учебной игры, формой её проведения, степени сложности игры, организации её, количество участников. Говоря о классификации игр можно заметить, что были попытки классифицировать игры еще в прошлом веке как зарубежными, так и отечественными исследователями, которые занимались проблемой игровой деятельности. По виду деятельности игры делятся на: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные, психологические. По характеру педагогического процесса можно выделить следующие группы игр: те, которые обучают, тренируют, контролируют, обобщают; те, которые воспитывают, развивают, дают новые знания; игры играя в которые дети становятся более коммуникативные, диагностические игры; а так же профориентационные, психотехнические. По характеру игровой методики игры можно разделить на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации. По целям и задачам обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, можно разделить на языковые (или аспектные) и на речевые. Языковые игры, которые помогают усвоить различные аспекты языка, делятся на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические. Важно подчеркнуть, что предложение делить учебные игры на "аспектные" является условным, потому что в языке аспекты тесно взаимосвязаны [8, с.87]. Речевые игры нацелены на формирование умения использовать иностранный язык в определенных видах речевой деятельности. Каждый вид речевой деятельности соответствует определенному виду учебной игры, то есть игры, которая нацелена на обучение различным видам речевой деятельности (чтению, речи, письму). По форме проведения эти игры делятся на предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, чайнворды, шарады, викторины и т. д.), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные). По способу организации, игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, имитационно-моделирующие и креативные и так далее. По степени сложности все игры подразделяются на "простые" и "сложные", а по длительности игры, они делятся на продолжительные и непродолжительные. По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные и групповые [9, с.122]. Так, и Н.И. Гез и Н.Д. Гальскова делят игры на языковые, коммуникативные, ролевые и деловые. Языковые игры, предназначаются для развития умений и навыков на материале разных знаков языка — от слогов до микротекстов. К играм такого характера относятся лото, кроссворды, игры с кубиком, карточками, лабиринты, составление слов или предложений. Отличительными особенностями таких игр являются: проведение игр в форме соревнования, однозначность или ограниченность решений, имитативно-репродуктивная деятельность. Языковые игры предназначаются для первого этапа и представляют собой разнообразность упражнений в парной или групповой работе с целью закрепить и активизировать языковой материал, обучить несложным высказываниям. Игры которые развивают коммуникативность ребенка обучают его общению в форме репродуктивно-продуктивных упражнений. Основными характерными чертами всех ролевых игр являются: наличие проблемы, лежащей в основе игры; наличие определенных персонажей или ролей, которые имеют разное отношение к обсуждаемой проблеме; наличие проблемной ситуации, которая содержит в себе условия когнитивного конфликта. Деловая игра — это еще один эффективный прием обучения иностранному языку, главная цель которого состоит в формировании комплекса знаний и умений для выработки стратегии и тактики профессионального общения [7, с.216]. 1.2. Классификация игр. Дидактические игры Планируя уроки иностранного языка, нужно думать не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, но и стремиться создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к предмету, нужно понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Учителя иностранного языка, постоянно ищут, как бы повысить качества и эффективность обучения иностранному языку. Главная задача – добиваться, чтобы у учеников не пропадал интерес и желание изучать иностранный язык [11, с.46]. Дидактические игры, используют для расширения своего кругозора и познавательной деятельности. Эти игры формируют не только определенные умения, но и навыки, необходимые для практической деятельности. Суть дидактической игры в том, что ученики решают умственные и другие задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевают определённые трудности. Ученик воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, что повышает его умственную активность [10, с.25]. М.Ф. Стронин, автор ряда книг, которые посвящены обучающим играм, и которые используют в обучении, выделяет два вида таких игр: подготовительные, которые способствуют формированию речевых навыков; творческие игры, которые развивают в дальнейшем речевых навыков и умений [23, с. 12 ]. Дидактические игры различаются по своему содержанию, познавательной деятельности, игровым действиям и правилам, а так же организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя, которую он играет в игре. Все эти признаки существуют во всех играм, но, в одних играх больше выступают одни признаки, в других – иные. Дидактические игры делятся на: Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее интересны и доступны детям, так как именно они непосредственно воспринимаются детьми, они соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и знакомиться с ними. Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Словесные игры самые сложные. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны сами оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, именно в них дети учатся высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Р. И. Жуковская (1963) рассматривала влияние дидактических игр, которые проводились во время специальных занятий, на самостоятельные игры детей. Так, экскурсия в поликлинику хотя и заинтересовала детей, но в целом не повлияла на их игры. Впоследствии на занятии была предложена дидактическая игра в поликлинику. Какую цель она имела? Целью было показать разнообразные действия врача, уточнить и закрепить у детей правила поведения в поликлинике, как общаются между собой врач и пациент. В процессе проведения данной игры у детей обнаружился большой интерес к роли врача и пациента. Р. И. Жуковская показала, что под влиянием экскурсии и главным образом дидактической игры в поликлинику возникли разнообразные варианты ролевых игр с осмотром пациента. Таким образом, после того как детям были раскрыты отношения врача и пациента, эти роли оказались для них привлекательными. В исследовании Р. И. Жуковской это было осуществлено средствами специальной дидактической игры, но вполне вероятно, этого можно достичь и другими педагогическими средствами. Таким образом, дидактические игры, оказывают влияние на возникновение и развертывание ролевой игры лишь в том случае, если знакомят детей с деятельностью взрослых, их поступками и отношениями [25, с. 30-31]. Дидактические игры имеют большое значение: каждая дидактическая игра дает упражнения, которые очень полезны для умственного развития детей и их воспитания; именно в игре присутствует наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, и именно дидактизм в игре должен сочетаться с не только занимательностью, но и с шуткой, юмором. Дидактические игры отличаются по своей тематической направленности. Примерную тематику определяет программа обучения. Согласно новым стандартам [23] предметное содержание курса иностранного языка соответствует возрастным интересам учащихся младших классов и включает следующие разделы: - Знакомство, - Я и моя семья, - Мир моих увлечений, - Я и мои друзья, - Моя школа, - Мир вокруг меня, - Страна/ страны изучаемого языка и родная страна (общие сведения, детский фольклор) 1.3. Коммуникативные игры как вид дидактических игр В овладении иностранным языком учебными предметными действиями являются действия с языковым материалом и собственно коммуникативные действия. Это такие, например, действия с языковым материалом, как трансформирование, структурирование, замена по аналогии, соединение, перестановка и так далее. К коммуникативным действиям относятся — построение высказывания, выражение определенного воздействия на партнера общения и т. д. Подробнее учебные действия будут рассмотрены ниже, но уже здесь видна специфика иностранного языка как учебной дисциплины: учебные действия — суть коммуникативные (языковые — по средствам и речевые — по способу действия). Учебные предметные действия направлены на освоение обобщенного способа действия, т. е. выработку, в терминологии В. А. Артемова, «языкового правила». В то же время, они являются и собственно речевыми действиями. Средства и цель, достигаемые при помощи этих действий, переплетаются в учебной деятельности по овладению иностранным языком. К учебным коммуникативным действиям могут быть отнесены такие, как действия приветствия, одобрения, вопроса, ответа, уточнения, приглашения и др. Коммуникативные действия соотносятся с коммуникативными задачами и являются формой их решения. Большой теоретический и практический интерес представляет подход В. Б. Царьковой, которая определила пять обобщенных типов речевых задач: сообщение, объяснение, одобрение, осуждение и убеждение [11, с.106 ]. Внутри каждого из них автором были сгруппированы частные, конкретные коммуникативные задачи с учетом уровня, степени их эмоциональной окрашенности. Одновременно с обобщенными типами были определены дополнительные задачи, связанные с «побочным эффектом». Так, например, обобщенный тип задачи — «сообщение», конкретизируется частными коммуникативными задачами «уведомить», «доложить», «рапортовать», «известить», «объявить», «информировать» и соотносится с задачами побочного эффекта, например, «огорчить», «удивить», «обрадовать», «успокоить». Каждая из этих задач выступает как определенное коммуникативное действие, осуществляемое при помощи специально соответствующих ему языковых средств, заранее отобранных, подготовленных, структурированных учителем. Учебно-предметными являются и аспектные действия — лексические, грамматические, фонетические — с самим изучаемым материалом. Это действия: а) оформления самой мысли, б) использования или оперирования языковыми средствами. В первой группе выделяются действия 1) внешнего оформления, т. е. произношения, интонирования и 2) внутреннего, структурного оформления мысли, т. е. лексического и логико-грамматического оформления (в грамматическое оформление входят как синтаксические, так и морфологические правила). Действия второй группы, то есть действия оперирования, представляют собой особую категорию явлений. Они являются не только средством функционирования действий оформления, но и служат «аппаратом» внутренних мыслительно-мнемических процессов. К таким внутренним умственным действиям оперирования, обеспечивающим механизм построения и реализации речевого акта, относятся такие, как сличение (сравнение), выбор (отбор), набор (составление целого из частей), комбинирование (сочетание), перестановка (замена), принятие решения, построение по заданной программе, вариации по аналогии и другое. В современной методике преподавания иностранных языков в средней школе достаточно полно и разносторонне представлена программа отработки действий «внешнего» и «внутреннего» оформления мысли, собственно аспектные навыки. Действия оперирования, как правило, не выступают в качестве объекта специальной тренировки, хотя именно они, будучи отработанными на разном, но знакомом языковом материале, и обеспечивают автомат....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: