VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Игра как технология обучения в детском образоваетльном учреждении.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016041
Тема: Игра как технология обучения в детском образоваетльном учреждении.
Содержание
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯИНАУКИРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
     ФГБОУВО«ТУВИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»




КУРСОВАЯРАБОТА
натему:««




Выполниластудентка
____________________________
(подпись)
Научныйруководитель:
__________________________
(подпись)











Кызыл2018


Содержание

ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1.  ИГРА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАЕТЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ	6
1.1.	СУЩНОСТЬ ИГРЫ: ПОНЯТИЕ,  ФУНКЦИИ	6
1.2.	ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРЫ	12
ГЛАВА II.  ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА	17
2. 1.  ЛИЧНОСТНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ	17
2.1.	ОПРОС ПО ?ВЫЯ?ВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИ?ВНОСТИ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ	28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	33
     
     

ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальностьтемызаключаетсявтом,  чтовнашевремявсёбольшевниманиявнаучнойлитературеуделяетсяиспользованиюигрывцеляхповышенияэффективностивоспитательногопроцесса,  нодалеконевсевоспитательиумеютправильноиспользоватьеёвобучении. 
     Посколькувдошкольномвозрастебольшиеизмененияпроисходятвовсехсферахжизнедеятельностиребенка,  тоеговоспитаниедолжнобытьразвивающим,  обогащатьребенказнаниямииспособамиразличнойдеятельности,  развиватькоммуникативныеспособности,  формироватьпознавательныеинтересыиспособности.  Огромнаярольвразвитииивоспитанииребенкапринадлежитразличнымвидамдетскойдеятельности.  Основнымисрединихявляются:общение,  воспитательнаядеятельность,  трудиигра. 
     Игравноситогромныйвкладвразвитиеличностидошкольника.  Именновигренаиболееполноактивизируетсяобщественнаяжизньдетей,  тоестьпроисходитформированиедетскогообщества.  Вигрекаквведущемвидедеятельностиактивноформируетсяилиперестраиваютсяпсихическиепроцессы.  Играспособствуетразвитиюпамятииинтеллекта(осуществляетсяпереходотнаглядно-действенногокэлементамсловесно-логическогомышления), атакжевоображениякакпсихологическойосновытворчества. 
     Вигреребеноквсегдавышесвоегосреднегоповседневногоповедения:онвигрекакбынаголовувышесамогосебя.  Игравконцентрированномвидесодержитвсебе,  каквфокусеувеличительногостекла,  всетенденцииразвития. 
     Цельисследованиянаучноеобоснованиеэффективностипримененияигрывпроцессеобученияивоспитания. 
     Объектисследования:игровыетехнологиивДОУ. 
     Предметисследования:использованиеигрывпроцессевоспитаниявДОУ. 
     Гипотезаисследования:развитиедетейвигрестаршегодошкольноговозрастабудетэффективно,  еслиобеспечить:системуиспользованияигрнаорганизованныхзанятиях. 
     Задачиисследования:
     1.  Проанализироватьпсихолого-педагогическуюлитературупотеме«Использованиеигрывстаршемдошкольномвозрасте»;
     2.  РассмотретьиспользованиеигрывкачествеметодаобучениявДОУ;
     3.  ОбосноватьвозможностипрактическогопримененияигровыхтехнологийвДОУ. 
     4.  Изучитьсуществующиевпрактикевидыитипыупражненийсиспользованиемразличныхигровыхтехнологий;
     Теоретико-методологическаяосноваисследования:методическиеинаучныеисследованияразвитияпознавательныхинтересовдошкольниковвтрудахС. В.  Арутюняна,  О. С.  Газмана,  В. М.  Григорьева,  О. А.  Дьячковой,  Ф. И.  Фрадкиной,  Г. П.  Щедровицкогоидругих,  концептуальныеположенияиспользованияигровыхтехнологийвразвитиипознавательныхинтересовдошкольниковвпсихолого-воспитательическомкомплексеВ. В.  Петрусинского,  П. И.  Пидкасистого,  Ж. С.  Хайдарова,  С. А.  Шмакова,  М.В.  Кларина,  А. С.  Прутченковаидругих. 
     Методытеоретическогоисследования:анализисинтез,  обобщениевоспитательской,  психологической,  философской,  исторической,  культурологическойиметодическойлитературы;социально-воспитательныйанализ(анализпрограммиучебников,  учебно-методическихпособий). 
     Научнаяновизнаисследования:исследованиясостоитвтом,  чтоуточненпонятийно-терминологическийаппарат,  описывающийпроцессразвитияпознавательныхинтересовдошкольниковчерезиспользованиеигры. 
     Практическаязначимостьзаключаетсявтом,  чтовыводыирезультатыкурсовойработымогутбытьиспользованывучебно-воспитательномпроцессеобщеобразовательныхучреждений. 
     Структуракурсовойработы:курсоваяработасостоитизвведения,  двухглав,  заключенияиспискалитературы.  
     

ГЛАВА1.  ИГРАКАКТЕХНОЛОГИЯОБУЧЕНИЯВДЕТСКОМОБРАЗОВАЕТЛЬНОМУЧРЕЖДЕНИИ

1.1. Сущностьигры:понятие,  функции
     
     Игра-явлениемногогранное,  ееможнорассматриватькакособуюформусуществованиявсехбезисключениясторонжизнедеятельностиколлектива.  Слово«игра»неявляетсянаучнымпонятиемвстрогомсмыслеэтогослова.  Можетбытьименнопотому,  чтоцелыйрядисследователейпыталисьнайтинечтообщеемеждусамымиразнообразнымииразнокачественнымидействиями,  обозначеннымисловом«игра»,  идонастоящеговременинетудовлетворительногоразграниченияэтихдеятельностейиобъективногообъясненияразныхформигры [3, c.85].  
     Историческоеразвитиеигрынеповторяется.  Вонтогенезехронологическипервойявляетсяролеваяигра,  служащаяглавнейшимисточникомформированиясоциальногосознанияребенкавдошкольномвозрасте.  Психологииздавнаизучаютигрыдетейивзрослых,  отыскиваяихфункцииспецифическоесодержание,  сравниваясдругимивидамидеятельности.  Играможетбытьвызванапотребностьювлидерстве,  соревновании.  Можнорассматриватьигруикаккомпенсирующуюдеятельность,  чтовсимволическойформедаетвозможностьудовлетворитьнеосуществленныежелания.  
     Игра-этодеятельность,  котораяотличаетсяотповседневныхбудничныхдействий.  Человечествовновьивновьсоздаетсвойпридуманныймир,  новоебытие,  котороесуществуетрядомсмиромнатуральным,  миромприроды.  Узы,  которыесвязываютигруикрасотуоченьтесныимногообразны.  Всякаяигра,  преждевсего,  свободная,  вольнаядеятельность.  Играпротекаетрадинеесамой,  радиудовлетворения,  чтовозникаетвсамомпроцессеисполненияигровогодействия.  
     Игра-этодеятельность,  котораяизображаетотношениеличностикмиру,  чтоееокружает.  Именновмиревпервыеформируетсянеобходимостьвлияниянаокружение,  потребностьизменитьокружение.  Когдаучеловекавозникаетжелание,  котороеневозможносразуреализовать,  создаютсяпредпосылкиигровойдеятельности.  Самостоятельностьребенкавсерединеигровогосюжетабезгранична,  онаможетвозвращатьсявпрошлое,  заглядыватьвбудущее,  многоразовоповторятьодноитожедействие,  котороеприноситиудовлетворение,  даетвозможностьощутитьсебязначащим,  всемогущим,  желанным.  
     Вигреребенокнеобучаетсяжить,  аживетсвоейистинной,  самостоятельнойжизнью.  Игранаиболееэмоциональна,  красочнадлядошкольников.  ОченьверноподчеркнулизвестныйисследовательдетскойигрыД.  Б.  Эльконин,  чтовигреинтеллектнаправляетсязаэмоционально-действеннымпереживанием,  функциивзрослоговоспринимаются,  преждевсего,  эмоционально,  происходитпервичноэмоционально-действеннаяориентациявсодержаниичеловеческойдеятельности.  Значениеигрыдляформированияличноститруднопереоценить.  
     НеслучайноЛ. С.  Выготскийназываетигру«девятымваломдетскогоразвития» [5, c.145].  Вигрекаквведущейдеятельностидошкольникаосуществляютсятепоступки,  ккоторымонбудетспособенвреальномповедениилишьчерезнекотороевремя.  Совершаяпоступок,  дажееслиэтотпоступокпроигрывает,  ребенокнезнаетновогопереживания,  котороесвязаносвыполнениемэмоциональногопорыва,  которыйсразубылреализованвдействииэтогопоступка.  
     Предисловиемигрыстановитсяспособность,  перенесениеоднихфункцийпредметанадругие.  Онаначинаетсятогда,  когдамыслиотделяютсяотвещи,  когдаребенокосвобождаетсяотжестокогополявосприятия.  Игравпридуманнойситуацииосвобождаетотситуативнойсвязи.  Вигреребенокобучаетсядействоватьвситуации,  котораятребуетпознания,  анетольконепосредственнопереживается.  Действиевпридуманнойситуацииприводитктому,  чторебенокучитсяуправлятьнетольковосприятиемпредметаилиреальныхобстоятельств,  аисмысломситуации,  еезначением.  
     Возникаетновоекачествоотношениячеловекакмиру:ребенокужевидитокружающуюдействительность,  чтонетолькоимеетразнообразнуюокраску,  многообразиеформ,  ноизнаниеисмысл.  Случайныйпредмет,  которыйребенокраздваиваетнаконкретнуювещьиеевоображаемоезначение,  воображаемуюфункциюстановитсясимволом.  Ребенокможетлюбойпредметпересоздатьначтоугодно,  онстановитсяпервымматериаломдлявоображения.  Дошкольникуоченьтруднооторватьсвоюмысльотвещи,  поэтомуондолжениметьопорувдругойвещи,  длятого,  чтобывообразитьсебеконя,  емунеобходимонайтипалку,  какточкуопоры.  Вэтомсимволизирующемдействиипроисходитвзаимноепроникновение,  переживаниеифантазия.  Сознательностьребенкаотделяетобразреальнойпалочки,  котораятребуетреальныхдействийсней.  
     Однакомотивацияигровогодействияэтосовсемнезависимоотобъективногорезультата.  Главныймотивклассическойигрылежитневрезультатедействия,  авсамомпроцессе,  вдействии,  котороеприноситребенкунаслаждение.  Палочкаимеетопределенноезначение,  котороевновомдействииприобретаетдляребенканового,  особенногоигровогосодержания.  Детскаяфантазиярождаетсявигре,  котораястимулируетэтоттворческийпуть,  созданиесобственнойособеннойреальности,  своегожизненногомира.  
     Нараннихэтапахразвитияиграстоиточеньблизкокпрактическойдеятельности.  Впрактическомоснованиидействийсокружающимипредметами,  когдаребенокосмысливает,  чтоонакормиткуклупустойложкой,  воображениеужепринимаетучастие,  хотяразвернутогоигровогопревращенияпредметовещененаблюдается.  Длядошкольниковосновнаялинияразвитиялежитвформированиинепредметныхдействий,  аигравозникает,  какзависшийпроцесс.  Сгодами,  когдаэтивидыдеятельностименяютсяместами,  играстановитсяведущей,  господствующейформойстроениясобственногомира.  Невыигрывать,  аиграть-такойестьобщаяформула,  мотивациядетскойигры.  (О. М.  Леонтьев)Ребенокможетовладетьшироким,  непосредственнонедоступнымемукругомдействительноститольковигре,  вигровойформе [8, c.99].  Вэтотпроцессосвоенияпрошедшегомирачерезигровыедействиявэтоммире,  включеныкакигровоесознание,  такиигровоеневедомое.  Игра-творческаядеятельность,  икаккаждоенастоящеетворчествонеможетосуществлятьсябезинтуиции.  
     Вигреформируютсявсестороныличностиребенка,  происходитзначительноеизменениевегопсихике,  подготавливающиекпереходувновую,  болеевысокуюстадиюразвития.  Этимобъясняютсяогромныевоспитательныевозможностиигры,  которуюпсихологисчитаютведущейдеятельностьюдошкольников.  Особоеместозанимаютигры,  которыесоздаютсясамимидетьми,  -ихназываюттворческими,  илисюжетно-ролевыми.  Вэтихиграхдошкольникивоспроизводятвроляхвсето,  чтоонивидятвокругсебявжизниидеятельностивзрослых.  
     Творческаяигранаиболееполноформируетличностьребенка,  поэтомуявляетсяважнымсредствомвоспитания.  Игра-отражениежизни.  Здесьвсе«какбудто»,  «понарошку»,  новэтойусловнойобстановке,  котораясоздаетсявоображениемребенка,  многонастоящего:действияиграющихвсегдареальны,  ихчувства,  переживанияподлинны,  искренни.  Ребенокзнает,  чтокуклаимишка-толькоигрушки,  нолюбитих,  какживых,  понимает,  чтоонне«поправдашний»летчик,  илиморяк,  ночувствуетсебяотважнымпилотом,  храбрымморяком,  которыйнебоитсяопасности,  по-настоящемугордитсясвоейпобедой.Подражаниевзрослымвигресвязаносработойвоображения.  Ребенокнекопируетдействительность,  онкомбинируетразныевпечатленияжизнисличнымопытом.  Детскоетворчествопроявляетсявзамыслеигрыипоискесредстввегореализации.  Скольковыдумкитребуется,  чтобырешить,  вкакоепутешествиеотправится,  какойсоорудитькорабльилисамолет,  какоеподготовитьоборудование!Вигредетиодновременновыступаюткакдраматурги,  бутафоры,  декораторы,  актеры.  
     Однакоониневынашиваютсвойзамысел,  неготовятсядлительноевремяквыполнениюроликакактеры.  Онииграютдлясебя,  выражаясобственныемечтыистремления,  мыслиичувства,  которыевладеютимивнастоящиймомент.  
     Поэтомуигра-всегдаимпровизация.  Игра-самостоятельнаядеятельность,  вкоторойдетивпервыевступаютвобщениесосверстниками.  Ихобъединяетединаяцель,  совместныеусилиякеедостижению,  общиеинтересыипереживания.  Детисамивыбираютигру,  самиорганизуютее.  Новтожевремяневкакойдругойдеятельностинеттакихстрогихправил,  такойобусловленностиповедения,  какздесь.  Поэтомуиграприучаетдетейподчинятьсвоидействияимыслиопределеннойцели,  помогаетвоспитыватьцеленаправленность.  Вигреребенокначинаетчувствоватьсебячленомколлектива,  справедливооцениватьдействияипоступкисвоихтоварищейисвоисобственные [10, c.36].  
     Задачавоспитателясостоитвтом,  чтобысосредоточитьвниманиеиграющихнатакихцелях,  которыевызывалибыобщностьчувствидействий,  способствоватьустановлениюмеждудетьмиотношений,  основанныхнадружбе,  справедливости,  взаимнойответственности.  Первоеположение,  определяющеесущностьигры,  состоитвтом,  чтомотивыигрызаключаютсявмногообразныхпереживаниях,  значимыхдляиграющегосторондействительности.  Игра,  какивсякаянеигроваячеловеческаядеятельность,  мотивируетсяотношениемкзначимымдляиндивидацелям.  Вигресовершаютсялишьдействия,  целикоторыхзначимыдляиндивидапоихсобственномувнутреннемусодержанию.  Вэтомосновнаяособенностьигровойдеятельностиивэтомееосновноеочарование.  Втораяхарактернаяособенностьигрызаключаетсявтом,  чтоигровоедействиереализуетмногообразныемотивычеловеческойдеятельности,  небудучисвязаннымвосуществлениивытекающихизнихцелейтемисредствамиилиспособамидействия,  которымиэтидействияосуществляютсявнеигровомпрактическомплане.  
     Играявляетсядеятельностью,  вкоторойразрешаетсяпротиворечиемеждубыстрымростомпотребностейизапросовребенка,  определяющиммотивациюегодеятельности,  иограниченностьюегооперативныхвозможностей.  Игра-способреализациипотребностейизапросовребенкавпределахеговозможностей.  Следующая,  внешненаиболеебросающаясявглазаотличительнаяособенностьигры,  вдействительностипроизводнаяотвышеуказанных,  внутреннихособенностейигровойдеятельностивозможность,  являющаясядляребенкаинеобходимостью-способностьзамещатьвпределах,  определяемыхсмысломигрыпредметы,  функционирующиевсоответствующемнеигровомпрактическомдействиидругими,  способнымислужитьдлявыполненияигровогодействия(палка-лошадь,  стул-автомобильит. д. ). 
     Такимобразом,  результативностьдидактическихигрзависит,  во-первых,  отсистематическогоихиспользования,  во-вторых,  отцеленаправленностипрограммыигрвсочетаниисобычнымидидактическимиупражнениями. 
     

1.2. Особенностипримененияигры

     Вструктуруигровойтехнологиикакдеятельностиограниченовходятцелеполагание,  планирование,  реализациицели,  атакжеанализрезультатов,  вкоторыхличностьполностьюреализуетсебякаксубъект.  Вструктуруигровойтехнологиикакпроцессавходят[16,  с. 132]:
     а)роли,  взятыенасебяиграющими;
     б)игровыедействиякаксредствореализацииэтихролей;
     в)игровоеупотреблениепредметов,  т. е.  замещениереальныхвещейигровыми,  условными;
     г)реальныеотношениямеждуиграющими;
     д)сюжет(содержание)–областьдействительности,  условновоспроизводимаявигре. 
     Впроцессеобученияи?воспит?анияигрыкл?ассифицируются?вз?а?висимостиотпост?а?вленныхцелей,  которых?воспит?ательстремитьсядостичь?врезульт?атеигро?войдеятельности. 
     Кл?ассифик?ацияпед?агогическихигрпоцеле?вымориент?ациям:
                                                                       ?а)дид?актические–р?асширениякругозор?а,  позн?а?в?ательн?аядеятельность;р?аз?витиетрудо?выхн?а?выко?виобщеучебныхумений;формиро?в?аниеопределенныхуменийин?а?выко?в,  необходимых?впр?актическойдеятельности;
     б)?воспиты?в?ающие–?воспит?аниес?амостоятельности,  ?воли;формиро?в?аниеопределенныхжизненныхпозиций,  нр?а?вст?венных,  эстетических,  миро?воззренческихуст?ано?вок;?воспит?аниеколлекти?визм?а,  сотрудничест?в?а,  коммуник?ати?вностииобщительности;
                                                                       ?в)р?аз?ви?в?ающие–р?аз?витие?вним?ания,  речи,  мышления,  п?амяти,  ?вообр?ажения,  ф?ант?азии,  эмп?атии,  рефлексии;р?аз?витиеуменияср?а?вни?в?ать,  сопост?а?влять,  н?аходить?ан?алогии,  умениен?аходитьпр?а?вильноерешение;
     г)соци?ализирующие–приобщениекнорм?амиценностямобщест?в?а;обучениеобщению;?ад?апт?ациякусло?виямсреды;стрессо?выйконтроль,  с?амоконтроль;психотер?апия. 
     Зн?ачениеигро?войтехнологиине?возможноисчерп?атьиоценитьр?аз?влек?ательно-рекре?ати?вными?возможностями.  Втомисостоитеефеномен,  чтоя?вляясьр?аз?влечением,  отдыхом,  он?аспособн?аперер?асти?вобучение,  ?вт?ворчест?во,  ?втер?апию,  ?вмодельтип?ачело?веческихотношенийипроя?влений?втруде,  ?воспит?ании.  Всо?временнойшколе,  дел?ающейст?а?вкун?а?акти?виз?ациюиинтенсифик?ацию?воспит?ательногопроцесс?а,  игро?в?аятехнологияиспользуется?вследующихслуч?аях[17,  с. 114]:
                                                                       ?вк?ачест?вес?амостоятельныхтехнологийдляос?военияпонятия,  темыид?ажер?аздел?а?воспит?ательногопредмет?а;
     к?акэлементы(иногд?а?весьм?асущест?венные)болееобширнойтехнологии;
                                                                       ?вк?ачест?ветехнологииз?анятияилиегофр?агмент?а(?в?ведения,  объяснения,  з?акрепления,  упр?ажнения,  контроля);
     к?актехнология?внекл?асснойр?аботы(игрытип?а«З?арниц?а»ит. д. )[18,  с. 84]. 
     Понятие«игро?выетехнологии»?включ?аетдост?аточнообширнуюгруппуприемо?ворг?аниз?ациипед?агогическогопроцесс?а?вформер?азличныхдид?актическихигр. 
     Деятельностьдошкольнико?вдолжн?абытьпостроен?ан?ат?ворческомиспользо?в?анииигрыиигро?выхдейст?вий?в?воспит?ательномпроцессесдошкольник?ами,  н?аиболееудо?влет?воряющей?возр?астныепотребностид?аннойк?атегориидошкольнико?в. 
     Исходяиззн?ачимостиигро?выхтехнологийдляр?аз?витияпозн?а?в?ательныхинтересо?в,  ?ат?акжепоследо?в?ательностиисистемности?включенииигрыиигро?выхприемо?в?вт?ворческуюпозн?а?в?ательнуюдеятельность,  н?ами?выделеныобщиеусло?вияпримененияигры?впроцессеобучениядошкольнико?в:
                                                                       ?а)необходимостьоцени?в?анияк?аждодне?вногопримененияигрыпод?войномукритерию;поближ?айшемуэффектуи?всоот?ветст?виисперспекти?войр?аз?витияпозн?а?в?ательныхинтересо?в;
     б)поним?аниеигрык?акформыорг?аниз?ацииколлекти?вной,  руко?водимойучителем,  ?воспит?ательнойдеятельности;
                                                                       ?в)необходимостьобеспечениянепосредст?венногообуч?ающегоэффект?аигры,  тоесть,  позн?а?в?ательнуюн?апр?а?вленность,  н?ацеленнуюн?ао?вл?адениеспособ?амиучебныхдейст?вий;
     г)созд?аниеположительногоэмоцион?альногон?астроя,  способст?вующего?выз?в?атьуребенк?асостояниет?ворческогопоиск?аииници?ати?вы?впроцессеигры[19,  с. 140]. 
     Игро?в?аяформ?аз?анятийсозд?аётсян?аз?анятияхприпомощиигро?выхприёмо?виситу?аций,  которые?выступ?аютк?аксредст?вопобуждения,  стимулиро?в?аниядошкольнико?вк?воспит?ательнойдеятельности. 
     Ре?ализ?ацияигро?выхприёмо?виситу?ацийприурочнойформез?анятийпроисходитпот?акимосно?внымн?апр?а?влениям:дид?актическ?аяцельст?а?витсяпереддошкольник?ами?вформеигро?войз?ад?ачи;?воспит?ательн?аядеятельностьподчиняетсяпр?а?вил?амигры;учебныйм?атери?алиспользуется?вк?ачест?вееёсредст?в?а,  ?вучебнуюдеятельность?в?водитсяэлементсоре?вно?в?ания,  которыйпере?водитдид?актическуюз?ад?ачу?вигро?вую;успешное?выполнениедид?актическогоз?ад?анияс?вязы?в?аетсясигро?вымрезульт?атом. 
     Прииспользо?в?анииигро?выхтехнологийн?аз?анятияхнеобходимособлюдениеследующихусло?вий [5, c.102]:
     1)соот?ветст?виеигрыучебно-?воспит?ательнымцелямз?анятия;
     2)доступностьдлядошкольнико?вд?анного?возр?аст?а;
     3)умеренность?виспользо?в?анииигрн?аз?анятиях. 
     Можно?выделитьт?акие?видыз?анятийсиспользо?в?аниемигро?выхтехнологий:
     1)роле?выеигрын?аз?анятии;
     2)игро?в?аяорг?аниз?ация?воспит?ательногопроцесс?асиспользо?в?аниемигро?выхз?ад?аний(з?анятия-соре?вно?в?ание,  з?анятия-конкурс,  з?анятия-путешест?вие,  з?анятия-КВН);
     3)игро?в?аяорг?аниз?ация?воспит?ательногопроцесс?асиспользо?в?аниемз?ад?аний,  которыеобычнопредл?аг?аютсян?атр?адиционномз?анятии;
     4)использо?в?аниеигрын?аопределённомэт?апез?анятия(н?ач?ало,  середин?а,  конец);
     Игро?выетехнологииз?аним?ают?в?ажноеместо?вучебно-?воспит?ательномпроцессе,  т?акк?акнетолькоспособст?вуют?воспит?аниюпозн?а?в?ательныхинтересо?ви?акти?виз?ациидеятельностидошкольнико?в,  нои?выполняютряддругихфункций[20,  с. 98]. :
     1)пр?а?вильноорг?анизо?в?анн?аясучётомспецификим?атери?ал?аигр?атренируетп?амять,  помог?аетуч?ащимся?выр?абот?атьрече?выеуменияин?а?выки;
     2)игр?астимулируетумст?веннуюдеятельностьдошкольнико?в,  р?аз?ви?в?ает?вним?аниеипозн?а?в?ательныйинтерескпредмету;
     3)игр?а-одинизприёмо?впреодоленияп?асси?вностидошкольнико?в. 
     Т?акимобр?азом,  р?ассмотре?втеоретическиеосно?выиспользо?в?анияигро?выхтехнологийк?аксредст?вор?аз?витияпозн?а?в?ательныхинтересо?вмл?адшихдошкольнико?в,  мыпришлик?вы?вод?ами:
     1.  Позн?а?в?ательныеинтересы–это?акти?вн?аяпозн?а?в?ательн?аян?апр?а?вленность,  с?вяз?анн?аясположительнымэмоцион?альноокр?ашеннымотношениемкизучениюпредмет?аср?адостьюпозн?ания,  преодолениютрудностей,  созд?аниемуспех?а,  сс?амо?выр?ажениемиут?верждениемр?аз?ви?в?ающейсяличности. 
     2.  Вдошкольном?возр?астер?аз?витиепозн?а?в?ательныхинтересо?вимеетс?воиособенности.  Позн?а?в?ательныйинтереск?акмоти?вученияпобужд?аетдошкольник?акс?амостоятельнойдеятельности,  прин?аличииинтерес?апроцессо?вл?адениязн?аниямист?ано?витсяболее?акти?вным,  т?ворческим,  что?вс?воюочередь,  ?влияетн?аукреплениеинтерес?а.  Р?аз?витиепозн?а?в?ательныхинтересо?вмл?адшихдошкольнико?вдолжнопроисходить?вдоступнойдлянихформе,  тоестьчерезприменениеигр,  использо?в?аниеигро?выхтехнологий. 
     3.  З?анятия,  прониз?анныеэлемент?амиигры,  соре?вно?в?ания,  содерж?ащиеигро?выеситу?ациизн?ачительноспособст?вуютр?аз?витиюпозн?а?в?ательныхинтересо?вмл?адшихдошкольнико?в.  Во?времяигрыдошкольник–полнопр?а?вныйуч?астникпозн?а?в?ательнойдеятельности,  онс?амостоятельност?а?витпередсобойз?ад?ачииреш?аетих.  Длянегоигр?а–этонебезз?аботноеилегкое?времяпрепро?вождение:игр?ающийотд?аетейм?аксимумэнергии,  ум?а,  ?выдержки,  с?амостоятельности.  Позн?аниеокруж?ающегомир?а?вигреоблек?ается?вформы,  непохожиен?аобычноеобучение:здесьиф?ант?азия,  ис?амостоятельныйпоискот?вето?в,  ино?вый?взглядн?аиз?вестныеф?актыия?вления,  пополнениеир?асширениезн?анийиумений,  уст?ано?влениес?вязей,  сходст?в?аир?азличиямеждуотдельнымисобытиями.  Нос?амое?в?ажное–непонеобходимости,  неподд?а?влением,  ?апожел?аниюс?амихдошкольнико?в?во?времяигрпроисходитмногокр?атноепо?вторением?атери?ал?а?вегор?азличныхсочет?анияхиформ?ах. 
     Врезульт?атетеоретическогоизучениям?атери?ал?а,  н?амуд?алосьд?атьтеоретическоеопределениеигре,  проследитьисториюпроисхожденияигры,  н?айтин?аиболеер?аспростр?аненныекритериикл?ассифик?ацииигро?войдеятельности,  ?ат?акжепонятьфункцииизн?аченияигры?в?воспит?ательическомпроцессе. 
     Обобщ?ая?все?вышеск?аз?анное,  мыпришлик?вы?воду,  чтоприменениеигро?выхтехнологий?впроцессеобученияи?воспит?ания,  могутзн?ачительноу?величитьэффекти?вность?воспит?ательнойдеятельности.  Помогутсдел?ать?воспит?ательныйпроцессменееутомительным,  исдел?аютегоболеепри?влек?ательнымиинтересным. 
     Мыт?акжепришлик?вы?воду,  чтодляэффекти?вногопримененияигро?выхтехнологийн?аз?анятияхдолжныучиты?в?атьсят?акиеф?акторы,  к?ак?возр?астныеипсихологическиеособенностиипотребностидошкольнико?в. 
ГЛАВАII.  ВЛИЯНИЕИГРЫНАРАЗВИТИЕЛИЧНОСТИДОШКОЛЬНИКА

2. 1.  Личностноеформированиедошкольникавпроцессеигровойдеятельности
     
     «Сюжетно-ролеваяигра,  являясьведущейдеятельностьюдошкольника«обуславливаетглавнейшиеизменениявпсихологическихособенностяхличностиребенка. 
     Условиемличностногоразвитияявляетсяразвитиепроизвольностипсихическихпроцессовиповеденияребенка,  атакжеразвитиеегосамооценки. 
     Ноличностноеразвитиеобуславливаетсяитем,  какдошкольникусваиваетнравственные отношения,  существующиевобществе.  Возникаетвопрос,  вкакоймереигроваядеятельностьобеспечиваеттакоеусвоение.  Длятогочтобыпроанализироватьпроблемуформированиявпроцессеигровойдеятельности,  рассмотримстроениеигры:
     1)Игракакединоецелое.  Внейневыделяютразныепланывзаимоотношенийдетей:плансюжетно-ролевыхотношений,  ипланотношенийпоповодуигры,  обеспечивающихраспределениеролейиигровыхатрибутов,  корректирующихвыполнениероли.  Считается,  чторебенок,  изображаявсюжетенравственныеотношениямеждулюдьми,  темсамымусваиваетих.  Следовательно,  вэтомслучаемыговоримоборганизацииигрс«хорошимнравственнымсодержанием»,  многократноеповторениекоторыхдолжнопривестикзакреплениюгуманныхчувствиотношений,  тоестьнеобходимосоздаватьспециальныеигровыеситуациивкоторыхребёнокбудетвоспроизводитьизакреплятьэтическиепредставления.  Нанашвзгляд, данныйподходсоответствуетдидактическимиграм. 
     2)Игракаксредствоактивного,  действенногопроникновенияребенкавжизньвзрослых.  Играявляетсяусловиемоткрытияребенкомчеловеческихвзаимоотношений.  Этанеобходимостьосознанияобуславливаетналичиевигредвухтиповотношений:отношенийдетейкпредметамиотношениймеждудействующимилицами.  Принимаявигренасебякакие-либороли,  детидолжнывступатьвопределенныевзаимоотношения,  неограниченныедействиямиспредметами.  Отсутствиеспособовтакихвзаимоотношений,  соднойстороны,  инеобходимостьихиспользованиясдругой,  являетсядвижущейсилойпроникновенияребенкавмирчеловеческихотношений.  
     Именночерезсюжетигрыпедагогдолженвводитьвсферупредставленияребенказнанияонормахобщественногоповедения.  Варьированиесюжетаигрыспособствуетболееглубокомупроникновениюребенкавнравственныенормынетолькососторонызнаний,  ноисостороныразвитиянравственныхкачествсамогоребенка.  Значит,  содержаниеигрывыступаетвкачествеопределяющегофакторадляформированиянравственногообликаребенка.  
     Соответственно,  сюжетно-ролеваяигра.  Сюжетно-ролеваяигранеможетвозникнуть,  еслиребенокнезнакомсвзаимоотношениямилюдей,  которыеонизображает.  Вопроссостоитвтом,  можетливпроцессеразыгрываниядетьмисюжетныхвзаимоотношенийпроисходитьприсвоениеиминравственногосодержания. 
     Еслиобратитьсякпроцессуформированиянравственногоповедения,  т. е.  представлениянравственногосодержания,  раскрытиенравственногосмысла,  реализациязнанийвзначимойситуации,  окажется,  чтооднавтораякомпонентоввыступаетвсюжетно-ролевыхотношениях.  Л. И.  Божовичсчитаетеоднимизусловийреализациикакой-либоролиявляетсявыделениеребенкомеесодержания.  Принимаянасебяразличныероли,  детизасчетизмененияпозициймогутнаучитьсявыделятьпереживаниядругихлюдей.  Поэтомуудетейповышаетсястремлениепоступатьнравственно[7, с.63]. 
     Л. В.  Артёмоваанализируядошкольниковвтеатрализованнойигре,  говоритотом,  чторебенок,  последовательноразыгрываявсероливоднойигровойситуации,  действительноизменяетсвоюпозицию-этоназывают«эмоциональнойдецентрацией»,  т. е.  умениемвыделятьпереживаниядругихлюдейпроисходящеенетолькоистолькозасчетизмененияпозиции,  взятойсамойпосебе,  азасчеттого,  чтоизменениепозицииприводиткнеобходимойивозможнойкоординациидетьмивсюжетно-ролевойигреразличныхточекзрения[2,  с. 51]. 
     Нополноценнойивсестороннейкоординациястановитсявозможнойлишьврамкахвысокоразвитойигровойдеятельности.  Наболеенизкихуровняхкоординацияразличныхточекзренияосуществляетсяиначе,  т. к.  сюжетно-ролевыеотношенияносятинойхарактер.  Учитывая,  огромноезначениесюжетно-ролевойигрыдляформированияличностидошкольника,  рассмотримподробнееуровниразвитияролевыхотношений:
     1. Насамомнизкомуровнеролиненазываютсяидетиненазываютсебяименамилиц,  которыеонинасебявзяли.  Дажеесливигреимеетсяролевоеразделениефункцийдетинестановятсядругкдругувтипичныедляреальнойжизниотношения. 
     2. Намечаетсяразделениефункций.  Выполнениеролисводитсякреализациидействий,  связанныхсданнойролью. 
     3. Начинаютвыделятьсяспециальныедействия,  передающиехарактеротношенийкдругимучастникамигры.  Появляетсяспецифическаяролеваяречь,  обращеннаяктоварищупоигревсоответствиисосвоейрольюирольювыполняемойтоварищем. 
     4. Выполнениедействий,  связанныхсотношениямикдругимлюдям,  роликоторыевыполняютдругиедети.  Ролевыефункциидетейвзаимосвязаны.  Речьноситявныйролевойхарактер,  определяетсяирольюговорящегоирольютого,  ккомуонаобращена. 
     Раскрытиеребенкомнравственногосмыслапоступков,  подлинноеприсвоениенравственныхотношенийневозможно,  ведьребенокдействуетподвлиянием-ондействуеткаквзрослый.  Содержательнаясторонароливыступаетвигровойдеятельностикакобъектверногоотраженияпредставленийребенка,  каксредствоболееуглубленногопроникновениявдействительностьмиравзрослых.  «Манипуляции»ребенкассодержаниемотвечаютпознавательнойпотребностиребенка,  направленнойнасферучеловеческихвзаимоотношений.  Чтобыданноенравственноесодержаниедействительносталоруководствомвповеденииребенка,  онодолжнобытьвключеноввыполнениереальныхзадач,  врешениикоторыхребенокбудетдействоватьотсвоегоимени,  анеспозициироли,  которуюонвыполняетвигре. 
     Некоторыеисследователиосновнымисточникомличностногоразвитиядетей,  считаютотношения,  складывающиесявокругсюжета.  Этиотношенияпонимаютсякаксложнаясистема,  включающаяотношениекаждогоребенкакроли,  квыполнениюролейдругимидетьми,  вместестем«оценку»этихотношенийкличностидругихдетейиоценкуэтойличности.  Этоткомплекспредставляетсобойреальныеотношениявигре.  Уровеньразвитияэтихвзаимоотношенийсвязансоструктурнымиособенностямисюжетаисостепеньюразвитияигровойдеятельностивданномколлективе. 
     А. В.  Запорожецвыделилдвапланасюжетно-ролевойигры:
     -сюжетно-ролевыеотношения;
     -реальныеотношенияпоповодуигры[12,  с. 261]. 
     Сюжетно-ролевыеотношения,  являясьсвоеобразнымматериальнымэтапом,  накоторыймоделируетсясферачеловеческихвзаимоотношений,  преимущественноопределяютразвитиеудошкольниковумениявыделятьилучшепознаватьтесторонысвоихвзаимоотношенийсдругимидетьми,  которыерегулируютсянравственныминормами. 
     Такимобразом,  неоценимозначениеигры(сюжетно-ролевойвчастности)дляличностногоформированияличностидошкольника,  ведьребёнокформируетсяпривыполненииправилвсюжетно-ролевыхотношенияхиприобщениисосверстникамивреальныхотношенияхпоповодуигры. 
     Педагогическоеруководствотворческимииграми-одинизсамыхсложныхразделовметодикидошкольноговоспитания.  Педагогнеможетзаранеепредвидеть,   чтопридумаютдетиикаконибудутвестисебявигре.  Ноэтонезначит,  чторольвоспитателявтворческойигременееактивна,  чемназанятияхиливиграхсправилами.  Однакосвоеобразиедетскойдеятельноститребуетисвоеобразныхприемовуправления.  Л. В. Артёмовасчитаетважнейшимусловиемуспешногоруководстватворческимииграми-умениезавоеватьдовериедетей,  установитьснимиконтакт[2,  с. 15]. Этодостигаетсятольковтомслучае,  еслипедагоготноситсякигресерьезно, сискренниминтересом, понимаетзамыслыдетей,  ихпереживания.  Такомувоспитателюребятаохотнорассказываютосвоихпланах, обращаютсякнемузасоветомипомощью. 
     Вигрераскрываютсяособенностикаждогоребенка, егоинтересы, хорошиеидурныечертыхарактера. Наблюдениязадетьмивпроцессеэтоговидадеятельностидаютпедагогубогатыйматериалдляизучениясвоихвоспитанников, помогаютнайтиправильныйподходккаждомуребенку. Основнойпутьвоспитаниявигре-влияниенаеесодержание, т. е. навыбортемы, развитиесюжета, распределениеролейинареализациюигровыхобразов. Темаигры-этотоявлениежизни, котороебудетизображаться:семья, детскийсад, школа, путешествия, праздники. Однаитажетемавключаетвсебяразличныеэпизодывзависимостиотинтересовдетейиразвитияфантазии. 
     Такимобразом, пооднойтемемогутсоздаватьсяразличныесюжеты. Каждыйребенокизображаетчеловекаопределеннойпрофессии(учитель, капитан, шофер)иличленасемьи(мама, бабушка). Иногдаразыгрываютсяролиживотных, персонажейизсказок. Создаваяигровойобраз, ребенокнетольковыражаетсвоеотношениеквыбранномугерою, ноипроявляетличныекачества. Вседевочкибываютмамами, нокаждаяпридаетролисвоииндивидуальныечерты. Такжеивсыграннойролилетчикаиликосмонавтасочетаютсячертыгероясчертамиребенка, которыйегоизображает. Поэтомуролимогутбытьодинаковыми, ноигровыеобразывсегдаиндивидуальны. 
     Содержаниеигрразнообразно:внихотражаетсябытсемьиидетскогосада, трудлюдейразныхпрофессий, общественныесобытия, понятныеребенкуипривлекающиееговнимание. Делениеигрнабытовые, производственныеиобщественныеусловно. Воднойитойжеигречастосочетаютсяэлементыбытатрудаиобщественнойжизни:мамаотводитдочку-куклувдетскийсад, асамаспешитнаработу;родителисдетьмиидутнапраздник, втеатр. Новкаждойигреестьпреобладающиймотив, которыйопределяетеесодержание, еепедагогическоезначение. Играскукламивдочки-материсуществовалавовсевремена. Этоестественно:семьядаетребенкупервыевпечатленияобокружающейжизни, родители-самыеблизкие, любимыелюди, которым, преждевсего, хочетсяподражать. Закономернотакже, чтокуклыпривлекаютглавнымобразомдевочек, ведьодетяхбольшезаботятсямамыибабушки. Однако,еслимальчикамневнушаютпрезренияктакимиграм(«зачемтебекукла, тыведьнедевочка»), ионисудовольствиембываютпапами, выполняютдомашниеобязанности, возятвколяскемалышей. Наблюдаяповедениеребенкавигре, можносудитьовзаимоотношенияхвзрослыхвсемье, обихобращениисдетьми. Этиигрыпомогаютвоспитыватьудетейуважениекродителям, кстаршим, желаниезаботитьсяомалышах. 
     Сильноевлияниенаигруоказываетзрелища, особеннотелевидение, котороепрочновошловбыткаждойсемьи. Телепередачидаютинтересныйматериалдляигр. Многиеигрывозникаютподвлияниемспециальныхдетскихпередач, атакжепередачособытиях, которымиживетнашастрана. Опираясьнаинтересыдетейнаихпредставления, педагогруководитвыборомигры. Различнымиприемамионвызываетвпамятиребятто, чтоонивидели, очемимчитали. Длямалышей, например, важнонаглядноенапоминание-игрушки:игрушечноепианинонаводитнамысльпровестимузыкальноезанятие, игрушечныеживотныенапоминаютзнакомуюсказку. Иногда, чтобыподсказатьдетямидеюигры, можнопоказатьимспектаклькукольноготеатраилитеатраигрушек. Повторяяинсценировку, малышивосновномеепеределывают, объединяяпоказанноесосвоимличнымопытом:так, докторАйболитлечитнезверей, акукол, которыезаболелигриппом. 
     ПословамВ. ВЗеньковского, важнымпобудителемигрыявляетсятакжебеседа, вкоторойраскрываетсясмыслвиденногоипрочитанного, характерыдействующихлиц, ихпереживания. Еслиудаетсяувлечьдетейсюжетом, игравозникаетестественнодажебезпредложениявоспитателя[15, с. 27]. Нопедагогможетипосоветоватьдетямтемуигры, еслизнает, чтооназаинтересуетих. Организацияигровогоколлективаистановлениевэтомколлективеличностикаждогоребенка-одинизважнейшихиоченьсложныхвопросовпедагогикидетскоговозраста. Сложностьэтавызванадвойственнымхарактеромпереживанийивзаимоотношенийиграющих. Сувлечениемвыполняясвоюроль, ребенокнеутрачиваетчувствареальности, помнит, чтонасамомделеоннематрос, икапитан-этотолькоеготоварищ. Оказываявнешнееуважениекомандиру, он, можетбыть, испытываетсовсемдругиечувства-осуждаетего, завидуетему. Еслижеиграсильноувлекаетребенка, еслионосознанноиглубоковошелвроль, игровыепереживанияпобеждаютэгоистическиепорывы. 
     Задачапедагога-воспитыватьдетейналучшихпримерахизжизниидеятельностилюдей, способствующихформированиюположительныхчувствипобуждений. Приорганизацииигрыпередвоспитателемвстаюттрудныевопросы:каждомуребенкухочетсябытьглавным, ноневсеумеютсчитатьсясмнениемтоварищей, справедливоразрешатьспоры. Выборорганизаторатребуетбольшоговнимания. Некаждыйможетсправитьсясэтойролью. Ноувсехдетейнеобходимовоспитыватьактивностьиорганизаторскиеумения. 
     Такимобразом, игрепринадлежитбольшаярольвжизнииразвитиидетей. Вигровойдеятельностиформируютсямногиеположительныекачестваребенка, интересиготовностькпредстоящемуучению, развиваютсяегопознавательныеспособности. Играважнаидляподготовкиребенкакбудущему, идлятогочтобысделатьегонастоящуюжизньполнойисчастливой. 
     ПсихологическиеипедагогическиеисследованияР. ИЖуковской, атакжепрактиканашихдетскихсадовдоказывают, чтоначалоразвитиятворческихспособностейдетей, падаетнадошкольныйвозраст, ко.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.