VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013487
Тема: Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА»




Факультет экономики и права

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

«Допустить к защите»
Заведующий кафедрой

(Курбанов Р.А.)


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

РАБОТА


Направление 40.03.01. 62/65/68 «Юриспруденция»
Профиль
«Гражданско-правовой»




ТЕМА «Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций» Выполнил студент Бабаян Виктория Аванесовна

Группа 28Д-Ю04/14







Научный руководитель выпускной
квалификационной работы

доктор юридических наук, профессор Крохина Ю.А.


(подпись)


Автор

(подпись)





Москва - 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение	3

Глава 1. Теоретические аспекты иностранных инвестиций в России

1.1. История развития правового регулирования иностранных инвестиций……6

1.2. Определение и классификация иностранных инвестиций	12

1.3.Субъектный	состав инвестиционных правоотношений, осложненных

иностранным элементом	20

Глава 2. Источники правового регулирования иностранных инвестиций  в

Росси

2.1.Национальное законодательство о регулировании иностранных

инвестиций	27

2.2. Основные принципы правового регулирования через призму гражданского

права	35

2.3. Международные двусторонние соглашения России как правовой регулятор

иностранных инвестиций	41

Глава 3. Актуальные вопросы правового регулирования иностранных

инвестиций

3.1. Институт правовых гарантий иностранных инвестиций	48

3.2. Гражданско-правовой институт страхования и его применение к

иностранным инвестициям	55

3.3. Налогообложение предприятий с иностранными инвестициями в России..62

Заключение	67

Список использованной литературы	70
















2
2

ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время в современных условиях глобализации ни одно государство не может стабильно развиваться без интеграции в мировую экономическую систему. Причем, заметно прослеживается связь между степенью такой интеграции и общим уровнем развития внутренне экономики страны, и общая тенденция такова, что чем более государство интегрировано в мировое экономическое пространство, тем выше уровень развития его внутренней экономики.

     Одной из самых значимых черт системы международных экономических отношений является инвестиции, а точнее, возрастании роли инвестиционного сотрудничества между государствами. Это объясняется заинтересованностью государств в привлечении во внутренний сектор экономики иностранных инвестиций, и, как следствие, увеличение круга участников инвестиционных правоотношений.

     В этой связи большое значение приобретает «правовой климат» и условия деятельности инвесторов в рамках действующего законодательства.

Иностранные инвесторы, которые заинтересованы в ведении экономической деятельности на территории Росси, по большей части своей привыкшие к законодательству англо-саксонской системы, не находят привычных им механизмов регулирования инвестиционных правоотношений, что негативно сказывается на всей системе инвестиционных отношений в России. Среди ученых и практиков отсутствует единое мнение по вопросам правового регулирования иностранных инвестиций. Своевременная неразрешенность дискуссионных вопросов может привести к серьезным осложнениям на практике, в первую очередь, в понимании работы такого механизма, как иностранные инвестиции.

     Актуальность выбранной темы объясняется тем, что уже свыше двадцати лет Россия привлекает в свою экономику иностранный капитал, но при этом в стране существует ряд серьезных проблем, среди которых представляется


3
3

возможным выделить, помимо экономической нестабильности, отсутствие должного правового регулирования основных вопросов, касающихся иностранных инвестиций и, как следствие, недостаточную эффективность нынешнего законодательства. В связи с этим представляется весьма востребованным научное осмысление и анализ инвестиционного комплексного законодательства Российской Федерации.

     Особую актуальность выбранная тема приобретает в свете современных политических событий, имевших место в России, таких, как, курс на модернизацию промышленности и экономики, на привлечение иностранных инвестиций с целью инновационного развития экономики страны. В последнее время экономическая ситуация в мире меняется в сторону усиления высокотехнологического производства, поэтому изменения в структуре и объеме иностранных инвестиций в экономику страны неизбежны.

     Объектом рассмотрения выступают общественные отношения, возникающие в сфере гражданско-правового регулирования иностранных инвестиций в России.

     Предметом данной работы служат правовые нормы, регулирующие инвестиционные отношения, различные точки зрения ученых экономистов и правоведов.

     Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических основ правового регулирования иностранных инвестиций, а также постановка основных проблем и возможных путей решения.

Для достижения поставлено цели предлагается решить поставленные задачи,

а именно:

1) проследить путь исторического развития правового регулирования иностранных инвестиций в России и выявить общую тенденцию, а также причины появления иностранных инвестиций в России;






4
4

2) раскрытие содержания базовых понятий в сфере инвестиционных правоотношений, а также анализ и сравнение существующих дефиниций в различных нормативно-правовых актах;

3) рассмотрение источников правового регулирования иностранных инвестиций, включающее в себя разбор национального законодательства и международных соглашений России;

4) проанализировать существующие подходы к проблеме сложившейся системы гарантии иностранных инвестиций, применения института страхования к иностранным инвестициям, налогообложения предприятий с иностранными инвестициями.

   Структура выпускной квалификационной работы обусловлена ее предметом, целями и поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих в совокупности девять параграфов, заключения, а также списка использованных литературных источников.




































5
5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В

РОССИИ

1.1. История развития правового регулирования иностранных инвестиций

     Переход в России к условиям рыночной экономики, участие в международных экономических организациях, глобализация мировой экономики вкупе способствовали созданию необходимости привлечения иностранного капитала.
В научной литературе были высказаны различные точки зрения по вопросу

о том, когда в Россию стал привлекаться иностранный капитал. К примеру, И.З.

Фархутдинов указывает, что для развития собственной экономики Петром I были привлечены иностранные инженеры для преуспевания на военном поприще.1 Тем не менее, ссылаться на это, как на пример привлечения иностранных инвестиций, было бы ошибочно, учитывая форму и суть этих капиталовложений.

     Также Фархутдинов отмечал, что первая иностранная компания, допущенная к реализации своей деятельности на территории России, была немецкая компания «Немецкое континентальное газовое общество», датированная 1855 годом. Однако развитию мешало то, что российское государство не могло обеспечить иностранным партнерам рабочую силу. Тем более значимым кажется отмена крепостного права в 1861 году – появилась возможность использования свободных рабочих рук. Таким образом привлечение полноценного иностранного капитала стало возможным после таких глобальных изменений в истории России.

     Однако не все ученые умы могут согласиться с указанной точкой зрения так, например, согласно летописям, еще в XII веке в Россию приглашали иностранных мастеров, чтобы восполнить пробелы в собственном незнании. С.В. Бухонова, ссылаясь на исследования дореволюционных ученых, полагает,


1 Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс: учебник / И. З. Фархутдинов; Ин-т государства и права РАН. - Москва : Проспект, 2014. – С.213


6
6

что начало привлечения иностранного капитала относится к более позднему средневековому периоду, к XVI веку.2 Н.Н. Вознесенская связывает это же событие уже с середины XIX века.3

     Однако для изучения вектора развития финансовых отношений России с иностранными государствами следует снова обратиться к XVI веку, когда был обнаружен морской путь в Московское государство, что послужило началом формирования нового рынка и торговых путей. Так возникла необходимость создания правил для общения с иностранными государствами более того, развитие в России промышленности требовало привлечения дополнительных финансовых средств. То есть история России знала случаи привлечения иностранного капитала и до правления Петра I, хотя никто не станет отрицать факта, что именно во времена его царствования предпринимательство в России достигло определенных высот.

     В продолжение политики Петра I расцвет мануфактурного производства пришелся на время правления Екатерины Великой. Фабрики и заводы были организованы с участием иностранного капитала, а также с привлечением иностранной рабочей силы.

В период января 1863 года по февраль 1865 в России были приняты законы,

регулирующие иностранную инвестиционную деятельность. Так иностранным инвесторам в целом предоставлялся национальный режим за исключением некоторых изъятий. К примеру, для осуществления своей предпринимательской деятельности на территории России иностранным предпринимателям необходимо было сначала получить на то разрешение русского правительства. Также устанавливался запрет на владение землями в особых областях России (районы Сибири) и ведении предпринимательской деятельности в некоторых отраслях промышленности (золотодобывающая отрасль). При полученных возможностях, однако, государственные интересы


2 Бухонова С.В. Становление и развитие иностранного инвестирования в России. – www.techros.ru/text/2870/2;
3 Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт, М., 2001. С. 21

7
7

страны стояли на первом месте, о чем свидетельствует тенденция первоочередности интересов отечественного предпринимательства.

     Сильнейший всплеск вливания иностранных инвестиций на территорию России пришелся на XIX-XX века во многом благодаря политике приводимой министром финансов С.Ю. Витте. Именно поэтому предложенная им финансовая реформа и введение золотой валюты послужили прямым стимулом для привлечения иностранных инвестиций. Предпосылками для нового иностранного капитала послужили, во-первых либерализация инвестиционного законодательства, и, во-вторых, обеспечение стабильности золотой валюты. Все это послужило гарантией для иностранных инвесторов размещать капитал.

     С конца XIX века самой распространенной организационно-правовой формой иностранных инвестиций в России стали акционерные общества. В этот период Россия заключает двусторонние соглашения о взаимном признании акционерных обществ с такими странами, как Франция, Великобритания,

Бельгия, Германия. Необходимо отметить, что в этот период на территории России существовали компании, полностью принадлежавшие иностранному капиталу. На кануне Первой мировой войны Россия была крайне мощной экономической державой, благодаря наличию в стране иностранных капиталов и технологий.

     При этом необходимо отметить, что вплоть до 1917 года законодательство, регулирующее акционерные отношения, отставало в развитии. После Гражданской войны в страну пришел упадок, и поэтому правительство СССР

вынужденно было восстанавливать всю инфраструктуру, включая финансовую систему. Это потребовало обращения к странам запада за кредитами. Так, в 1921 году пришел расцвет договоров концессии, которые предполагали восстановление телеграфных линий и воздушных сообщений. Поэтому формирование иностранного капитала неизменно связано с концессионными отношениями. Использование концессий в отношениях с иностранными государствами послужило началом для концессионного подхода


8
8

регулирования иностранных инвестиций. Предшественником концессий, по сути, стал откуп, то есть, передача государством, за определенную плату на определенных условиях права взимать налоги и другие государственные налоги.4
В России откупы получили свое распространение в XV - начале XVI, а самыми распространенными откупами стали винный, соляной, таможенный.

     Надо отметить, что договоры концессии практиковались и в Российской империи в основном в виде уступки государством земель в управление купцам,

а позже и предпринимателями для развития и удержания этих земель. К примеру,

в XVI    веке    братья    Строгановы,    российские    солепромышленники,

профинансировали поход казака Ермака для освоения Сибири, за что были вознаграждены Иваном Грозным: они освобождались от пошлин, все свободные земли по обе стороны Уральского хребта передавалось под их управление, они получили разрешение на управление военными гарнизонами.

     Не оставляя попытки привлечения иностранного капитала, в 1922 году был поднят вопрос о создании банков с участием иностранного капитала. В этом же году шведский финансист Олоф Ашберг основал Российский коммерческий банк (Роскомбанк), перед этим приобрел у советского правительства концессию на образование акционерного банка. Такой банк контролировался правлением Госбанка и имел все полномочия и функции последнего, за исключением эмиссий и транзакций.

     Для решения вопросов, касающихся договоров концессии, при Совнаркоме был утвержден Главный концессионный комитет, который в период с 1922 года по 1927 получил 2211 предложений, как утверждает Веселкова Е.Е..5 Примечательно, что наибольшее количество предложений поступило от немецких предпринимателей, что объяснялось тем, что Германия лишилась рынков сбыта своих товаров, вследствие подписания Версальского


4 Ляндау Л. Иностранный капитал в дореволюционной России и в СССР. М.: Государственное издательство, 1925. С. 17;

5 Веселкова Е.Е. Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ: опыт и перспективы: монография - 2 е изд., стер. - Москва : КНОРУС, 2017. – С. 16;

9
9

мирного договора. Так как на рынки развитых стран ее не пускали, Советский Союз был для этой страны практически единственной возможностью для реализации промышленной продукции.6

     С 1960-ых годов возобновляется практика создания за границей смешанных торговых обществ, не без участия советских организаций. В качестве примера можно привести транспортно-экспедиторское обслуживание советских судов «Черноморо-Балтийское страховое общество». С 1970-ых годов подобное общество привлекаются для развития рыбного промысла. Советский Союз образует общества, объединяясь с Францией, США, Швецией, Италией.

     Переломным моментом для иностранного инвестирования послужило принятие в 1987 году двух постановлений Совета Министров СССР - № 48 Постановление Совмина СССР от 13.01.1987 N 48 (ред. от 26.09.1990) «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран – членов СЭВ» и № 49 Постановление Совмина СССР от 13.01.1987 N 49 (ред. от

03.09.1990) «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран», поскольку они давали возможность учреждать предприятия с иностранным капиталом уже на территории СССР.

     Дальнейший этап развития правового регулирования иностранных инвестиций, начиная с 1987 года по настоящее время, предлагается квалифицировать по развитию инвестиционного законодательства. Так, первый период (1987-1990) характеризуется созданием инвестиционного климата и совместно-действующих предприятий на территории СССР. Второй период (1991-1995) ознаменовался принятием двух основополагающих актов: Закон


6 История. Официальный сайт Государственной корпорации «Банк и внешнеэкономической деятельности. Внешэкономбанк». – www.veb.ru/ru/about/history






10
10

РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР».7 Более того, в этот период принимается большое количество подзаконных актов, к примеру, Указ Президента РФ от 27 сентября 1993 г. № 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями».8 Во времена третьего периода (1996-2000) Россия только обеспечивает реализацию базовых мер для создания пригодных условий для иностранных инвесторов. Четвертый период (2000-2008) имеет своей характеристикой то, что

в это время был принят Федеральный закон № 579, что послужило источником изменений правового регулирования иностранных инвестиций, в частности был изменен режим допуска иностранных инвестиций на территорию России.10

Последний же этап (2009-по настоящее время) вдохнул в понимание использования иностранных инвестиций новый смысл. Меняется международный инвестиционный климат. Для России это послужило толчком в привлечении иностранного капитала не только для участников экономической деятельности, но и для общества и экономики в целом.

     К настоящему времени, Россия присоединилась к числу стран, для которых потребность в привлечении иностранного капитала обосновывается не, сколько невозможностью заменить финансовые средства, сколько процессами

глобализации	мировой	экономики,	имеющей	место	быть	в	условиях

современной интернационализации производства.

     Резюмируя историческое развитие инвестиционного законодательства в России необходимо отметить, что весь процесс формирования единой


7 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. № 29.

– Ст. 1005;
8 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. - № 40. Ст.

3740;

9 Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 № 57-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 05.05.2008, № 18, ст. 1940;

10 Вознесенкая Н.Н. Инвестиционный климат // Закон. 2011. № 7. С. 53

11
11

нормативной базы, ввиду актуальности инвестиций в экономике страны, проходит крайне медленно. Более того, исторический путь помогает проследить необходимость создания единого кодифицированного акта, регулирующего инвестиционные правоотношения. Для России этот вопрос стоит особенно остро, так как она является страной с федеративным устройством, и только наличие единого федерального кодифицированного нормативно-правового акта может в полной мере обеспечить должное региональное законодательное регулирование.




1.2. Определение и классификация иностранных инвестиций

     Понятие иностранных инвестиций традиционно относится к категории экономического явления, однако законодательное закрепление и регулирование инвестиционных отношений позволяет рассматривать их с позиции юридической науки. Причина закрепления понятия правовых инвестиций на законодательном уровне объясняется в научной литературе. Так, основным объектом регулирования являются сделки и операции, отражающие различные способы капиталовложения, а также действия иностранных инвесторов. Увеличение числа финансовых инструментов, которые позволяют разместить свободные средства с целью получения дальнейшей прибыли, привело к новым возможностям инвестирования капитала. Расширение круга отношений привело к тому, что потребовалось изменить и определение иностранных инвестиций, дополнив его.

     В 80-х гг. XX в. термин «инвестиции» вошел и в отечественную науку. В силу существовавших экономических условиях инвестиции приравнивались к капитальным вложениям.

     Говоря об инвестициях, как об экономической категории следует помнить об их связи с капиталом. Это означает, что они должны иметь денежную стоимость, возможность отчуждения и приносить доход. Поэтому ряд


12
12

исследователей трактуют понятие «инвестиции» синонимично с понятием «капиталовложения». Однако в экономической теории представляется и противоположная точка зрения. Ряд исследователей полагают, что капиталовложение есть вложение в определенные средства производства, в то время как инвестиции это вложения в любые сферы экономики. В таком случае понятие инвестиции будет намного шире, включая в себя понятие «капиталовложения».

     В правовой же науке иностранные инвестиции определяются по-разному. Например, Н.Н. Вознесенская определяет их как частную или государственную иностранную собственность, имеющую соответствующий статус, как в международном, так и в национальном праве.11 Противоположную точку зрения высказывал М.М. Богуславский, считая, что нельзя отождествлять понятия «иностранная собственность» и «иностранные инвестиции», так как первое более широкая категория, включающая в себя инвестиции, в то время как не все объекты собственности можно рассматривать как инвестиции.12

     В научной литературе наиболее общим определением инвестиций является следующие: инвестиции как гражданско-правовое отношение представляют собой передачу имущества одним лицом - инвестором - другому лицу -

реципиенту для целей извлечения прибыли.13 Таким образом под определение инвестиции могут подпасть гражданско-правовые отношения, к примеру, отношения аренды, включая договор финансовой аренды (лизинга) оборудования, отношения доверительного управления, коммерческой концессии

и др. При этом договор, характеризуемый как инвестиционный, обеспечивает достижение основной цели - финансирование предпринимательской деятельности путем установления долгосрочных


11 Вознесенская Н.Н. Правовое регулирование и защита иностранных инвестиций в России: монография. Волтерс Клувер, 2011. С. 237;

12 Богуславский М.М. Иностранные инвестиции: Правовое регулирование. М.: Бек, 1996. С.

207;

13 Долинская В.В., Богатырев А.Г. Дивиденды и инвестиции по праву России и Германии // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. N 6. С. 37 – 47;

13
13

отношений и устойчивых, сбалансированных хозяйственных связей.14 Юридическое содержание категории «инвестиции» состоит в

законодательном закреплении того, что может быть инвестициями, в определении их сущности, сферы применения данного института, а также правовых форм их осуществления.15

     Определение понятия «инвестиции» является наиважнейшей составляющей в изучении инвестиционной деятельности. Нецелесообразно было бы рассматривать данную категорию только с одной позиции – юридической или экономической. Юридическая точка зрения представляет собой юридическое толкования понятия «инвестиции», в то время, как экономическая составляющая является той средой, в которой проявляется сущность такого явления, как инвестиции.

     Много раз специалисты в области экономики и права обращались к исследованию такого явления, как иностранные инвестиции. Предлагалось множество рекомендаций как правового, так и экономического характера по привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику.

     Прогрессивное развитие российского законодательства об иностранных инвестициях началось с конца 1990-х и начала 2000-х гг. Предполагается, что ключевым фактором в развитии законодательства в данной сфере явилась национальная инвестиционная политика. Тем не менее, еще в XX в. большое распространение получила практика принятия инвестиционных кодексов, основной целью которых было облегчение поиска норм, регулирующих проблемы, связанные с иностранными инвестициями. Также в них содержались отличия, связанные со спецификой экономических задач, решаемых с помощью иностранных инвестиций в том или ином государстве.16



14 Доронина Н.Г. Инвестиционный климат: вопросы правового регулирования // Журнал российского права. 2012. N 1. С. 40 – 46;

15 Сокол П.В. Инвестиции в жилищное строительство: понятие и правовые формы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 1. С. 23 – 29;
16 Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Международное частное право и инвестиции: Науч.-

14
14

    Чтобы понять, какой смысл законодатель вкладывает в понятие иностранных инвестиций, необходимо обратиться ко всем имеющимся легальным определениям.

    Так, в соответствии со ст. 1 Закона РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 (ред. от 26.07.2017) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.17 При этом в сферу правового регулирования включены российские граждане и юридические лица, иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.

    В соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и

(или) достижения иного полезного эффекта.18 Можно увидеть сходства определений в двух вышерассмотренных законах.

    Отличное от них определение закреплено в Федеральном законе от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранная инвестиция это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории


практ. исслед. М.: Контракт; Волтерс Клувер, 2011;

17 Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 (ред. от 26.07.2017) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» // «Бюллетень нормативных актов», № 2-3, 1992;

18 Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальный вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 01.03.1999, № 9, ст. 1096,

15
15

Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.19

     Из данного определения видно, как много законодатель почерпнул из Гражданского кодекса РФ, подробно останавливаясь на видах и оборотоспособности объектов гражданских прав.

    Подводя итог рассмотрения определения иностранных инвестиций с позиции экономической и юридической точки зрения, заметно, что существенных отличий между ними нет, так как в обоих случаях они выражают «определенную юридическую направленность» в виде получении дохода и достижении положительного социального эффекта.

    При этом с юридической позиции определение «инвестиции» прочно связано с правом владения, пользования и распоряжения капиталом при ведении предпринимательской деятельности.

    Переходя к вопросу о квалификации иностранных инвестиций необходимо помнить, что оснований для разграничения видов инвестиций существует немало, поэтому исходной точкой в рассмотрении данного вопроса в этой работе будет позиция существующей законодательной базы правового регулирования иностранных инвестиций.

    Так, исходя из форм собственности инвесторов и характера участия в инвестиционной деятельности. В Федеральном законе № 39-ФЗ указывается, что субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики,


19 Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 12.07.1999, № 28, ст. 3493

16
16

подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

    По формам собственности различают: частные инвестиции, государственные и смешанные. Частные представляют собой вложения физических лиц, чаще всего связанные с приобретением ценных бумаг, также юридических лиц, государственными учреждениями и местными органами власти. Государственные инвестиции осуществляются уже федеральными и региональными органами власти за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, а также государственными учреждениями и предприятиями за счет заемных или собственных средств. Смешанный представляет собой вложения субъектов таких секторов экономики, как частный, муниципальный и государственный на основе делового участия.20
    Иная квалификация возможна по такому основанию, как объект вложения капитала. Так, инвестиции бывают реальными и финансовыми, которые представляют собой две большие взаимодополняющие группы.21

    Реальные инвестиции имеют место быть, когда речь идет об инвестировании реальных, т.е. материально осязаемых активов. Как отмечает Целовальникова И.Ю., к реальным инвестициям относятся: инвестиции в расширение производства, призванные увеличить объем выпускаемой продукции; инвестиции, предназначенные для повышения эффективности производства, предполагающие создание условий для снижения



20 Целовальникова И.Ю. Гражданско-правовое регулирование инвестиционной деятельности: диссертация: 12.00.03. - Ростов-на-Дону, 2005. - С. 46;

21 Ратникова Д.С. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации: теоретические основы: диссертация: 12.00.03 - Москва, 2011. – С. 56

17
17

производственных затрат инвестора; инвестиции в создание новых технологий и

новых производств; инвестиции, обеспечивающие выполнение государственного или иного заказа.

    Вторая обширная группа инвестиций, финансовая, представляет собой вложения в ценные бумаги. Они подразделяются на прямые и портфельные.

    В Федеральном законе № 160-ФЗ приводится определение «прямой иностранной инвестиции», в соответствии с которым, таковой является приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования. Установленное Федеральным законом № 160-ФЗ определение иностранных инвестиций содержит в себе прямые отсылки к гражданскому законодательству, перечисляя объекты гражданских прав, названные в ст. 128 ГК

РФ.22 Таким образом, в основной перечень объектов иностранных инвестиций будут включены: недвижимое и движимое имущество и соответствующие имущественные права, денежные средства и вклады; ценные бумаги (акции, облигации, вклады, паи и др.); имущественные права; права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную собственность; права на осуществление хозяйственной деятельности.23




22 Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301,

23 Веселкова Е.Е. Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ: опыт и перспективы: монография - 2 е изд., стер. - Москва : КНОРУС, 2017. – С. 56;

18
18

    Ключевым отличием прямых инвестиций от портфельных является установленный законом порог в 10%. Опираясь на легальное определение прямой инвестиции, портфельной можно считать ту инвестицию, которая приобретена при доле участия менее 10%. Более того, портфельная инвестиция представляет собой вложение в ценные бумаги. Так, инвестор увеличивает свой финансовый капитал путем получения дивидендов с ценных бумаг.

    Таким образом, прямые инвестиции характеризуются вложением средств в уставной капитал предприятия и наделении прав. Портфельные представляют собой вложение в ценные бумаги, образуя портфель ценных бумаг, при этом доля

в менее 10% не дает инвестору реальной возможности в управлении деятельности предприятия. В портфель могут входить ценные бумаги одного типа (акции) или различные инвестиционные ценности (акции, облигации,

сберегательные и депозитные сертификаты, залоговые свидетельства, страховые полисы и др.).24

    В зависимости от сроков реализации инвестиционных проектов различаются инвестиции долгосрочные и краткосрочные. В научной литературе также иногда выделяют бессрочные и среднесрочные инвестиции. Так,

краткосрочные, в зависимости от срока инвестиции, имеют свой срок до одного года; среднесрочные от года до трех лет, долгосрочные – от трех лет и более.25

    Возможным основанием квалификации инвестиций может быть цель инвестирования: предпринимательская инвестиция, если основная цель инвестора – получение прибыли; непредпринимательская, если целью является достижение полезного социально-значимого эффекта.

    В зависимости от выполняемой инвестором роли в инвестиционном проекте выделяют инвестиции внутренние и внешние. Внутренняя инвестиция это вложение средств в свое производство, в то время, как внешняя предполагает инвестирование в другой хозяйствующий субъект.


24 Гущин В.В., Овчинников А.А. Инвестиционное право. М., 2009. С. 443;

25 Покачалова Е.В. Правовое регулирование инвестиционной деятельности: проблемы и перспективы развития. Саратов, 2009. С. 47

19
19

    Различаются инвестиции и по характеру участия инвестора в инвестиционном проекте. Если же он принимает участие непосредственно, то есть сам определяет объект инвестирования и порядок его финансирования, то такая инвестиция будет прямой. Непрямая инвестиция такая инвестиция, которая представляет собой вложение средств в ценные бумаги, выпускаемые финансовыми посредниками. Это означает, что они, руководствуясь прогнозами, сами размещают их.26

    Наконец, по региональному признаку инвестиции делятся на инвестиции за рубежом и инвестиции внутри страны. Иностранные инвестиции представляют собой осуществление в объекты, находящиеся на территории другой страны; внутренние, соответственно, в объекты, находящиеся в пределах территории границ государства.

    Особо следует подчеркнуть, что к иностранным инвестициям относятся все рассмотренные выше основания квалификаций. Все эти основания в полной мере отражают юридическую сущность инвестиций. Тем не менее, в научной лит.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.