- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K005827 |
Тема: | Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Юридический факультет Дипломная работа на тему: “ Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации ” Выполнил: студент 4 курса группы 122441 заочной формы обучения юридического ф-та Маслов А.В. Научный руководитель: доцент кафедры гражданского права Кокорин И.С. Санкт-Петербург, Пушкин 2016г. Оглавление Оглавление 1 Введение 2 1. Понятие иностранных инвестиций и их виды 4 2. Анализ соотношения федерального и регионального законодательства в области регулирования иностранных инвестиций в РФ 13 2.1 Сравнительно-правовой анализ основных федеральных и местных источников правового регулирования иностранных капиталовложений 13 2.2 Сопоставление содержания федеральных и местных актов о капиталовложениях с международными нормами 23 3. Правовые гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам на территории РФ 33 3.1 Общие федеральные и региональные гарантии 33 3.2 Способы и виды государственной помощи, предоставляемые иностранным инвесторам на региональном уровне 43 Заключение 49 Библиографический список 53 Введение Актуальность темы состоит в том, что переход к экономике рыночного типа связан с развитием предпринимательской деятельности, которая направлена на получение дохода. В условиях развивающегося предпринимательства большое распространение и влияние приобретают компании, которые созданы при участии иностранных капиталов. На сегодняшний день одна из основных проблем инвестирования экономики - привлечение иностранных капиталовложений. Государству требуется капитал способный привлечь новые технологии и более действенные методы управления, а также помогать развитию отечественных капиталовложений. С начала 90-х годов было принято множество нормативно-правовых актов, которые создали правовые условия для развития малого бизнеса с помощью иностранных капиталовложений. В период примерно с конца 1995 г, по 2000 г. произошло образование основы рынка портфельных капиталовложений, образовалась система государственного регулирования рынка финансов, получили свое развитие институты этого рынка. Этот период начинается с принятия ФЗ от 22 апреля 1996 г. № 39 ФЗ «О рынке ценных бумаг», Указа Президента РФ № 1009, который утвердил Положение о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Были приняты ФЗ от 5 марта 1999 г. № 46 ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», ФЗ от 23 нюня 1999 г. № 117 ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Образованная на основе приведенных Актов нормативная база способствовала формированию рынка ценных бумаг и привлечению иностранного капитала. В настоящее время проходящие в РФ социально-экономические изменения преобразили хозяйственный оборот и возникла необходимость введения нового, удовлетворяющего экономические потребности законодательства, которое детально регулировало бы иностранную инвестиционную деятельность в РФ. Помимо этого , в 2001 г. принята третья часть Гражданского кодекса РФ, которая регулирует отношения при участии иностранных лиц на территории РФ. В связи с выше сказанным можно рассуждать в целом о формировании нового уровня законодательства об иностранных капиталовложениях и иностранном предпринимательстве на территории РФ. Целью данной дипломной работы является формирование цельного понятия об особенности правового статуса иностранных инвесторов в Российской Федерации, а также в полном анализе проблем, связанных с данной темой и возможностью защиты прав и интересов иностранных инвесторов виде участников соглашений в их взаимоотношениях с органами государственной власти, а также прав и интересов их партнеров в лице российских предпринимателей и потребителей их товаров и услуг, и в поиске путей решения возникающих споров. Задачами данной дипломной работы являются: рассмотрение и анализирование видов инвестиций и их классификация; анализ законодательных актов, которые имеют отношение к теме; изучение государственных гарантий и помощи иностранным инвесторам. 1. Понятие иностранных инвестиций и их виды Предприятия и организации обычно сталкиваются с необходимостью капиталовложений, то есть, вложением денежных средств в различные факторы производства и отдельные проекты с целью обновления, поддержки и развития существующих производств или их мощностей, технической подготовки производства, прибыли и других результатов, таких, как экологические, социальные и др. В самом широком смысле инвестирования обеспечивают фундамент, необходимый для осуществления роста и развития национальной экономики. Чтобы получить представление о роли капиталовложений, составить первый взгляд об основных понятиях, рассмотрим структуру инвестиционного процесса, его участников, типы инвесторов. Термин "инвестиция" от латинского слова "инвестировать", что означает "вкладывать". По определению, финансовые капиталовложения - все виды средств, которые вложили в бизнес, чтобы те приносили доход. В условиях расширения экономических факторов и интеграции рынков, в том числе финансовых, значительно возрастает роль иностранных капиталовложений. В соответствии со ст. 2 ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ" иностранной инвестицией является влияние капитала в субъекты предпринимательства и малого бизнеса на территории нашего государства в форме объектов гражданских прав, принадлежащих инвестору, если эти объекты прав не изъяты из оборота или не ограничены на территории государства в соответствии с ФЗ, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, а также услуг и информации". С инвестированием обычно сопоставляют определенные факторы - время и риск. Инвестор, как правило, ставит перед собой цель получить определенные выплаты от вложений, например в ценные бумаги. Однако эти выплаты будут в иностранной для него валюте и, значит, будут представлять меньший интерес для капиталиста, если они не будут переведены в благоприятную для него валюту. Определенный риск капиталовложений является результатом непредсказуемости, которая может быть связана с невозможностью перевода выплат в валюту страны проживания инвестора. Иностранные инвесторы, которые имеют свои цели и грамотно оценивают имеющиеся возможности действенного вложения капитала, могут расчитывать на позитивные условия своей деятельности. В связи с этим важно определить классификацию иностранных капиталовложений. По характеристике и видам иностранные капиталовложения различны. "Инвестирования различаются по объему производств (масштабам проекта, производству продукции, работ и услуг), направлениям (производственные, социальные и др.), характеру и содержанию ступеней осуществления проектов (на весь срок или только отдельные этапы), формам собственности (государственные или частные), характеру и степени участия государства (кредиты, пакет акций, налоговые льготы, гарантии и др.), окупаемости средств, эффективности конечных результатов и другим признакам"." 1) От цели вложения капитала: Прямые капиталовложения – вложения в капитал фирмы с целью извлечения дохода и принятия непосредственного участия в управлении предприятием. Прямые инвестирования – основной вид вложения средств, который обеспечивает эффективный контроль и дает право непосредственного распоряжения компанией, являющийся вложением капитала с основной целью получения долгосрочного интереса. В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», "прямой иностранной инвестицией является получение инвестором не менее 10 процентов доли в уставном капитале предприятия, созданного на территории РФ в виде хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение средств в фонды иностранных юр лиц, создаваемых в РФ; осуществление в РФ инвестором как арендодателем лизинга оборудования." ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» содержит в себе определение прямых вложений капитала. С одной стороны, определение конкретно дает понятие прямым инвестированиям по сравнению с определением в Законе "О валютном регулировании и валютном контроле", но с другой стороны, оно не дает возможности прямо разграничить между собой прямые и портфельные капиталовложения. Изучив и проанализировав структуру прямых капиталовложений в первую очередь определяется их целевое отраслевое направление. Основная часть средств направляется либо в определенные отрасли (ТЭК, горнодобывающая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность), либо в предполагаемо доходные проекты с довольно незначительными сроками возврата капитала и небольшой емкостью фонда (торговля, телекоммуникации, общественное питание, пищевая промышленность, финансовые услуги). Между тем отраслевая структура инвестирований говорит нам о том, какие именно категории инвесторов в первую очередь готовы вкладывать средства в РФ, не акцентируя своего внимания на высоких рисках и отчасти неблагоприятном инвестиционном климате. Портфельные инвестиции - это вложение капитала, связанное с образованием так называемого портфеля, которое представляет собой покупку ценных бумаг и других активов предприятия. Портфель — совокупность различных инвестиционных ценностей, служащих фактором для достижения определенной инвестиционной цели вкладчика. Портфель представляет собой набор из акций, облигаций, а также бумаг с фиксированным доходом, который гарантирован государством, то есть с малым риском потери по основной сумме и текущим поступлениям. Портфель может быть составлен как из бумаг одного типа так и различной инвестиционной ценности (акции, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, залоговые свидетельства, страховой полис и др.). Портфельные капиталовложения не могут обеспечивать контроль за заграничными компаниями, давая ограничение прав инвестора получением дивидендов. Можно сказать, проанализировав выше сказанное, что главной задачей такого вклада средств является вложение капитала в ценные бумаги более прибыльных предприятий, а также в ценные бумаги, эмитируемые государственными и местными органами власти с целью получения максимального дохода. Портфельный инвестор, в отличие от прямого, занимает независимую позицию по отношению к предприятию и, как правило, не имеет возможности управлять им. Вместе с этим большую часть инвесторов, которые основываются на портфельных инвестициях, притягивает на наш рынок акций в большинстве своем вариант получения высоких прибылей за счет спекуляций с ценными бумагами, имеющими нестабильную динамику. Помимо традиционных рисков, в РФ такой нестабильности содействовал дополнительный фактор. Чековая приватизация, которая явилась по факту раздачей гос собственности в виде акций в частные руки, привела к тому, что акции наших организаций были лишены одной из своих функций - давать акционеру право на участие в управлении обществом и получении частичной его прибыли в виде дивидендов. Даже те малые средства, которые были выручены от частичной продажи акций на аукционах, вышли не на прямое финансирование предприятий, которые были преобразованы в акционерные общества, а в федеральный и региональные бюджеты. Тем самым можно сказать, проанализировав выше сказанное, рынок российских акций оказался в целом отдален от настоящего сектора, и акции в большинстве своем стали носить спекуляционный характер на финансовом рынке. "Так же можно выделить то, что причиной отрыва является еще и то, что множеству предприятий трудно привлечь средства иностранных инвесторов путем выпуска новых акций и облигаций, денежные средства от продажи которых пошли бы на финансовую поддержку производства." Тем самым, можно сформулировать вывод о том, что в настоящее время портфельные капиталовложения в акции предприятий не играют для нашей экономики огромной роли. Причина этого лежит не в определении самих капиталовложений, которое мы рассмотрели в данной работе, а в том положении на российском инвестиционном рынке, что образовалось в результате экономического кризиса и проведения чековой приватизации. Если предположить регулирование рынка и приведение его в соответствие с адекватной системой мировой практики, то это может считаться одним из основных факторов для привлечения портфельных капиталовложений и включения средств иностранных инвесторов в российскую экономику. 2) В зависимости от формы собственности инвестора: Государственные иностранные капиталовложения - это средства из государственного бюджета, которые были направленны в экономику другого государства или принимаемые извне по решениям напрямую правительств зарубежных государств. Это гос займы, ссуды, гранты, оказание помощи, международное взаимодействие которых определяется межгосударственными договорами. Сюда же относятся кредитование и другие средства организаций международного уровня, таких как кредиты МВФ. В данном контексте разговор идет об взаимоотношениях между государствами, которые регулируются международными договорами и к которым в первую очередь необходимо применять нормы регулируемые международным правом. Под частными иностранными инвестициями подразумеваются те капиталовложения, которые вкладывают в экономическое развитие частные предприятия, компании или иностранные лица одного государства иным субъектам другой страны. Установленный в нормативных актах и в международных договорах список видов иностранных капиталовложений обычно является косвенным, а не исчерпывающим, так как понятие инвестирования охватывает часть имущественных ценностей, которые инвестор вкладывает на территории страны. "В этот перечень обычно включают: недвижимое и движимое имущество и соответствующие права на это имущество, включая право залога; денежные средства; акции, вклады или любые другие формы участия в товариществах, предприятиях; права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную собственность; права на осуществление хозяйственной деятельности, которые предоставляются на основе законодательства или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов." Совместные капиталовложения - это вложения средств, осуществляемые субъектами страны совместно с иностранными государствами. 3) По сроку размещения различают: Срочные Период краткосрочных инвестирований как правило распределяется в течение года; долгосрочные капиталовложения рассчитаны на период больше года или вообще не ограничены каким- либо сроком. Бессрочные – инвестиции которые основываются на неопределенном сроке. 4) По характеру использования иностранные инвестирования бывают ссудными и предпринимательскими. Ссудные капиталовложения подразумевают собой предоставление средств в долг в целях получения прибыли в процентной форме. Предпринимательские капиталовложения инвестируют в производство и связаны с получением прав на получение прибыли в форме дивидендов. Чаще всего подразумеваются при вложениях частного капитала. 5) Отдельные виды капиталовложений: • Интеллектуальные нематериальные капиталовложения - это траты на покупку патентов, лицензий, подготовку и переобучение персонала, вложения в научные и конструкторские разработки, рекламу и др. • Реинвестиции - осуществление вложений в предпринимательскую деятельность на территории РФ за счет полученных доходов или прибыли иностранного инвестора или предприятия с иностранными инвестициями, которые получены ими от вложений капитала. Перефразировав терминологию это вновь открытые инвестиционные средства, которые используются на приобретение или изготовление новых объектов производства и другие цели. Такие капиталовложения могут быть направлены на замену имеющихся объектов предприятия новыми, модернизацию оборудования или процессов. Закон понимает под реинвестированием "осуществление вкладов в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или российской организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от капиталовложений. Данная норма подразумевает собой возможность осуществления повторного вложения капитала в производство, сделав это привлекательнее, чем его отток за пределы страны." Однако в соответствии со ст.2 Закона "под иностранной инвестицией понимается вложение капитала в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору. Тем самым, даже еще не вывезенный за пределы РФ капитал, но полученный иностранным инвестором в виде прибыли по инвестициям, считается иностранным, и новое его вложение в объекты предпринимательства будет в соответствии с нормами Закона Об иностранных инвестициях." Надо понимать и то, что реинвестированием считается только инвестиционное вложение средств. Можно выработать заключение о том, что терминология реинвестирования в Законе больше экономическое, чем юридическое, и отражает понятие иностранного капитала с экономической точки зрения. Предшествующий же закон не содержал специальных норм о реинвестировании. В данной главе мы проанализировали различные формы иностранных капиталовложений. Рассмотрели их структуру и краткую характеристику. Прежде, чем выбрать определенную модель задействования капитала, иностранные инвесторы должны убедиться в том, что страна имеет положительный инвестиционный климат, который определяется развитием политической и экономической стабильности, инвестиционной политикой, стабильностью денежной единицы и другими факторами. 2. Анализ соотношения федерального и регионального законодательства в области регулирования иностранных инвестиций в РФ 2.1 Сравнительно-правовой анализ основных федеральных и местных источников правового регулирования иностранных капиталовложений Основными законодательными актами, при помощи которых на современном этапе осуществляется регулирование иностранных капиталовложений на федеральном уровне являются: ФЗ «Об иностранных капиталовложениях в РФ» от 9 июля 1999г., ФЗ «О договорах о разделе продукции» от 30 декабря 1995г., а также ФЗ «О лизинге» от 29 октября 1998г., № 164-ФЗ. Так как ФЗ «Об иностранных капиталовложениях в РФ» является базовым законом, регулирующим правовые отношения по поводу иностранных капиталовложений, логично начать анализ с этого общего акта. Одним из существенных недостатков этого Закона является его декларативный характер. К этому следует добавить неясные, лингвистически перегруженные формулировки его статей, наличие пробелов, несогласованность с другими законодательными актами, игнорирование современных тенденций развития инвестиционного права. Отметим, что мировая практика регулирования иностранных капиталовложений разработчиками Закона также осталась не учтенной. Содержащиеся в Законе основные понятия, в частности, «иностранной инвестиции» не учитывают правовых категорий, содержащихся в международных конвенциях и договорах, участницей которых является РФ. Данные недостатки Закона не могли не отразиться на региональном законодательстве, которое руководствовалось этим актом. Далеко не совершенный ФЗ значительно ограничил возможности правотворчества в этой сфере на местных уровнях. Однако, некоторые регионы сумели преодолеть данные недостатки. Другой значимый аспект, сказавшийся на региональном регулировании, считается в сложности всего инвестиционного законодательства в силу сочетания в нём элементов национального и специального инвестиционного режима. Последствия конкретно выражаются в том, что одни законы регулируют только иностранные капиталовложения, а Законы «О соглашении о разделе продукции» и «О лизинге» распространяются и на иностранных, и на национальных инвесторов. Естественно, что двойственная структура действующего инвестиционного права серьезно затрудняет законотворческий процесс в регионах. Поэтому региональные законы, которые регулируют капиталовложения, очень отличаются друг от друга. Этот факт является причиной больших затруднений и неясностей, в том числе в вопросе определения иностранных капиталовложений. Следующей задачей возьмем проведение сравнительного анализа федерального и регионального инвестиционного законодательства по наиболее важным вопросам. Рассмотрим исследование с более широкой проблемы, которая имеет отношение не только к инвестиционному законодательству - с проблемы приоритета международных норм, имеющей первостепенное значение для инвестиционного регулирования. С принятием Конституции РФ 1993 года, вопрос о соотношении норм международною права и российского законодательства решен в пользу приоритета международно-правовых норм. Помимо этого, Гражданский Кодекс РФ и отдельные законы, например Закон «О соглашениях о разделе продукции» также закрепляет принцип приоритета международно-правовых норм над национальными. Часть 4 ст. 15 Конституции гласит, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если между народным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора." Согласно ч.2 ст. 7 ГК РФ "международные договора РФ применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуются издание внутригосударственного акта. Если международным договорам РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора." Статья 24 Закона РФ «О соглашениях о разделе продукции» четко регламентирует, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора. В Законе «Об иностранных инвестициях в РФ» приоритет норм международного права непосредственно не установлен. Тем не менее, не прямой формулировкой законодатель подчеркивает важность международно-правовых норм для инвестиционно-правового регулирования. В Преамбуле Закона указано, что он направлен на привлечение и эффективное использование в экономике РФ иностранных ресурсов и соблюдение соответствия правового режима иностранных капиталовложений нормам международного права и международной практике инвестиционных вложений. Приоритет международно-правовых норм закреплен, в целом, на уровне федерального законодательства РФ. В местных законах об иностранных капиталовложениях, принятых субъектами РФ, о приоритете напоминается редко. Однако в них и подчеркивается важность международных норм. Получается, что нет особой необходимости в законах об иностранных капиталовложениях субъектов РФ поднимать проблемы связанные с приоритетностью международных норм, поскольку она конкретно закреплена федеральным законодательством. Значит, именно из-за этого большая часть субъектов в региональном законодательстве, касающемся инвестиционной политики, не упоминают о приоритете, ограничиваясь выделением значимости международных норм. В понимании федерального регулирования иностранных капиталовложений, которое сложно выделить как благоприятное, развившееся региональное регулирование является наиболее предпочтительным. Понятно, что региональные законы о капиталовложениях, которые имеют отношение к проблемам взаимного ведения, не могли весомо развить инвестиционное право в целом, поскольку уровень их совершенствования выявлен федеральным законодательством. Но, как уже выделялось, большая часть местных инвестиционных актов были приняты до ввода в действие Закона об иностранных инвестициях 99г., который во многих отношениях неудачен, и основывались на более совершенном Законе об иностранных инвестициях 1991г. Учитывая несовершенство Закона об иностранных инвестициях 1999г., многие органы законодательной власти регионов, осуществляя, приведение местных актов в соответствие с уже действующем инвестиционным законодательством, продублировали нормы Закона об иностранных инвестициях 1991г. Такое же объяснение имеет и тот факт, что многие региональные законы содержат нормы о концессиях, которых нет в Законе об иностранных капиталовложениях 1999г., но о которых упоминаемся в Законе об иностранных капиталовложениях 1991г. Ряд местных актов также содержит нормы акта О соглашениях о разделе продукции. В результате, сфера действия некоторых местных актов оказалась шире, чем сфера действия ФЗ 1999г. В соответствии со ст. 6 ч. 4 Закона О соглашениях о разделе продукции, подписание договора со стороны государства осуществляется Правительством РФ и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ может передать свои полномочии на подписание договора Правительству РФ, а Правительство РФ может передать свои полномочия на подписание договора органу исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Несмотря на имеющиеся ограничения, роль субъектов РФ в заключении и исполнении концессионных соглашений далеко не пассивна, поскольку РФ признается значимость регионального законодательства и в этой сфере. Следует отметить еще один важный факт, который в положительную сторону отличает региональное инвестиционное законодательство от федерального. ФЗ 1999г., к сожалению, не регламентирует договорные формы иностранных капиталовложений и, прежде всего, концессий. Не регламентирует он и другую договорную форму - договора о разделе продукции, формально, являющиеся самостоятельным видом концессионных договоров. Региональные инвестиционные законы некоторых субъектов РФ в отличие от Закона об иностранных капиталовложениях 1999 г. содержат нормы акта О соглашениях о разделе продукции. Основанием для включения таких норм в региональные законы является принятый в 1995 году ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», имеющий важнейшее значение в инвестиционном регулировании и в развитии законодательства регионов. Закон «О соглашениях о разделе продукции», регламентирует концессионные договора и является важным нормативно-правовым документом в области регулирования притока иностранных капиталовложений в экономику РФ. Целесообразно подробнее остановиться на этом Законе, поскольку в нем прямо указано на возможности регионов. С принятием Закона «О соглашениях о разделе продукции» регион становится в целом равноправным участником отношений основанных на договоре, поскольку условия соглашения, зависят не только от федерального центра, но и от конкретного субъекта РФ, на территории которого планируется осуществлять работы. В статье 2 п.6. Закона установлено, что в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и ФЗ, субъекты РФ осуществляют законодательное регулирование своего участия в договорах о разделе продукции при пользовании участками недр на своих территориях. Так, в Законе решается вопрос о праве регионов принимать собственные нормативно - правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность и, в частности, отношений, возникающих в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции. Закон О соглашениях о разделе продукции стал первым НПА, который установил права регионов принимать собственное законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность, до того как эта норма была включена в ФЗ об иностранных капиталовложениях. С принятием действующего Закона «О соглашениях о разделе продукции» был сделан шаг вперед на пути становления правового баланса федерального центра и регионов. Закон существенно упрочил положение субъектов РФ и сделал их равноправной стороной при заключении соглашений. В договорах на практике «...реализуется принцип, закрепленный в ст. 72 Конституции РФ, где сказано, что недропользование является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ. На всех стадиях реализации договора этот принцип последовательно проводится в жизнь, отражая баланс власти центра и регионов, что так важно для стабильного хозяйственного развития РФ. Тем самым, Закон О соглашении о разделе продукции относится к немногим законам, которые отражают и учитывают региональные интересы, способствуя укреплению кооперации центра и регионов». По этому поводу профессор М.М. Богуславский пишет: «Изучение опыта других стран показывает, что потребность в законодательстве об иностранных капиталовложениях возникает, прежде всего, в странах с многоукладной экономикой, которые стремятся создать льготный режим и благоприятный климат для иностранных капиталовложений. Как правило, к деятельности иностранных инвесторов... применяются общие положения гражданских или торговых кодексов, нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность в этих странах». Для РФ специальное законодательство об иностранных капиталовложениях на современном этапе необходимо. Наличие такого законодательства в системе права РФ уже свидетельствует о заинтересованности государства в иностранном инвестировании. А сам факт существования регионального законодательства об иностранных капиталовложениях означает, что федеральный центр формирует правовые условия для деятельности иностранных инвесторов с учетом местных условий. Разработка местного законодательства об иностранных капиталовложениях позволяет органам власти субъектов федерации организоваться на концептуальной основе, подготовиться к эффективному взаимодействию с иностранным инвестором в интересах развития региона с учётом его географических, экономических, социальных, культурных и иных отличий. Без готовности местных органов власти к такому взаимодействию не может быть массового притока прямых иностранных капиталовложений. С точки зрения взаимодействия федерального центра и субъектов РФ, особый интерес представляет часть 2 ст. 13 рассматриваемого Закона: «В случае, если законами субъектов РФ и НПА представительных органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от взимания местных и местных налогов и сборов, часть произведенной продукции, являющаяся долей инвестора в соответствии с условиями договора, подлежит увеличению за счет соответствующего уменьшения доли государства на величину, эквивалентную сумме формально уплаченных местных и местных налогов и сборов и уточненную на сумму, рассчитанную исходя из ставок рефинансирования Банка РФ, действовавших в истекшем периоде. При этом распределение между Российской Федерацией и соответствующим субъектом РФ части произведенной продукции, принадлежащей государству в соответствии с условиями договора, или ее стоимостного эквивалента подлежит корректировке на основе договоров, указанных в пункте 1 статьи 10 настоящего ФЗ». Значимость на практике выше приведенной нормы состоит в том, что если субъект РФ нарушит это положение и установит дополнительные налоги, то у региона изымается та часть продукции, которую он получил в виде дополнительных налогов. С одной стороны, это невыгодно для субъекта, поскольку в случае увеличения регионом налогового бремени для инвестора, регион теряет часть продукции. С другой стороны, это дополнительное право региона. Он имеет возможность получить дополнительные материальные средства в местный бюджет, в последующем возместив их федеральному центру уже не деньгами, а произведенной продукцией. При дефиците денежных средств в региональном бюджете это может быть выгодно для региона. Стабильность обеспечивается статьей 17 Закона, которая так и называется - «стабильность условий договора». В соответствии с ней «Условия договора сохраняют свою силу в течение всего срока действия. Изменения в соглашении допускаются только по согласию сторон, а также по требованию одной из сторон в случае существенного изменения обстоятельств в соответствии с Гражданским кодексом РФ». Несмотря на то, что принятие регионом собственного законодательства О соглашении о разделе продукции могло бы значительно повысить интерес иностранного инвестора к конкретному региону, поскольку оно обеспечивает для инвестора стабильность условий, не все субъекты РФ использовали это право. Только отдельные регионы РФ в целях привлечения крупных иностранных капиталовложений приняли региональное законодательство по акту о соглашениях о разделе продукции. Так, например, 19 июня 1997 года Республика Татарстан приняла Республиканский Закон № 1211 «О нефти и газе». Закон стал первым нормативно - правовым актом, основанным на применении норм о соглашениях о разделе продукции. Он регулировал отношения, возникающие при разработке нефтегазовых месторождений, обеспечивал охрану недр и окружающей среды, рациональную эксплуатацию и безопасность работ, охранял право собственника и пользователя недр. В частности, вскоре после вступления Закона «О нефти и газе» в силу, одна из крупнейших британских компаний «Аминекс, ПЛК» вошла в созданное при участии российских и татарстанских фирм АО «Иделойл». Оно было создано в соответствии с законом Республики Татарстан «О нефти и газе», который отдельной статьей предоставил местным компаниям право безвозмездно работать на принципах соглашений о разделе продукции. Британская сторона взяла на себя финансирование, а российская - разработку новых нефтяных месторождений на территории Татарстана. Другим направлением развития регионального законодательства являются законы о международном лизинге. Основанием для законотворчества регионов в сфере международного лизинга является ФЗ «О лизинге» от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ, в котором устанавливается: «Целями настоящего ФЗ являются развитие форм капиталовложений в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования». Ранее, 8 февраля 1998 года был принят ФЗ РФ № 16-ФЗ «О присоединении РФ к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге». С точки зрения субъектов инвестиционной деятельности различают: внутренний и внешний или международный лизинг. При внутреннем лизинге участниками сделки являются резиденты. При внешнем или международном лизинге лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом. Одним из плюсов договора лизинга, как и рассмотренного выше договора о разделе продукции является то, что на участников лизинговой деятельности распространяются льготы по налогам. В частности, банк (или другое кредитное учреждение) освобождается от уплаты налога на прибыль, которая получена от предоставления кредитов на срок от трех лет и более для реализации операций финансового лизинга - выполнения лизинговых договоров. Лизингодатель освобождается от уплаты налога на прибыль, которая получена от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет, от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг с сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: