- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Государственный контроль и надзор как способ и защита трудовых прав и законных интересов работников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008016 |
Тема: | Государственный контроль и надзор как способ и защита трудовых прав и законных интересов работников |
Содержание
ГЛАВА 1. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 1.1 Государственный контроль и надзор как способ и защита трудовых прав и законных интересов работников. Прокурорский надзор Необходимость осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде обусловливается, с одной стороны, социальной функцией, которую призвано выполнять трудовое право, а с другой – фактическим неравенством сторон трудовых отношений, что в свою очередь предполагает установление особых способов защиты трудовых прав граждан органами, независимыми от работодателя. Надзор и контроль представляют собой различные правовые процедуры. Надзором является правовая процедура, осуществляемая специально уполномоченными государственными органами в целях предотвращения и пресечения правонарушений в сфере труда. В отличие от контроля надзорная деятельность ограничивается рассмотрением вопросов законности деятельности поднадзорного субъекта. Контроль, в свою очередь, представляет собой правовую процедуру, направленную на выявление возможных составов правонарушений, состоящей из стадии получения контролирующим субъектом необходимой информации, стадии правовой квалификации и стадии принятия решения о применении принудительных мер к подконтрольному субъекту. Контроль является неотъемлемой функцией любой управленческой деятельности. Контрольная деятельность может осуществляться не только специализированными государственными органами, но и общественными организациями, например профессиональными союзами. В соответствии со статьей 352 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ «государственный надзор и контроль как способ защиты трудовых прав и свобод предполагает осуществление деятельности, в результате которой будет издан обязательный для работодателя правоприменительный акт об устранении допущенных им нарушений трудовых прав работников». Деятельность по надзору и контролю осуществляется различными органами, которые могут применять как отдельные нормы трудового законодательства, так и проводить проверку соблюдения всех имеющихся в его содержании правил. Следовательно, для лучшей наглядности и удобства представим на рисунке 1.1. в виде схемы органы государственного контроля и надзора в сфере труда. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства Специализированный надзор за соблюдением законодательства о труде (Федеральная инспекция труда) Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности (Ростехнадзор) Прокурорский надзор Энергетический Росэнергонадзор Санитарно-эпидемиологический Государственные инспекторы труда и иные должностные лица Роспотребнадзор Экологический Промышленный Рис. 1.1 Органы государственного контроля и надзора в сфере труда Таким образом, на рисунке 1.1 схематически отражена структура государственного контроля и надзора в сфере трудовых отношений, которая включает в себя: Прокурорский надзор, органы Федеральной инспекции труда, РФ и государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности. Государственный прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется на основании Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно статье 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокуратура РФ осуществляет надзор: за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организации, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; за соблюдением указанными лицами прав и свобод человека и гражданина. В случае установления факта нарушения трудовых прав человека (работника) прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо вносит в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенное нарушение, представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина, об устранении нарушений закона. В случаях, когда при проведении проверки соблюдения трудового законодательства прокурор усматривает признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.27 КоАП (нарушение законодательства о труде и об охране труда), он выносит постановление о возбуждении административного производства и передает материалы по подведомственности – в органы федеральной инспекции труда либо в суд – для привлечения виновных лиц к административной ответственности. Таким образом, обращаясь в прокуратуру за защитой своего права работник имеет ряд преимуществ, например: во-первых, жалобу рассматривают достаточно оперативно, и в случае установления факта нарушения работодателем законодательства о труде принимаются меры, непосредственно направленные на устранение нарушения и восстановление прав работника; во-вторых, при обращении в прокуратуру гражданин не связан какими-либо давностными сроками; в-третьих, обращение работника в прокуратуру за защитой своего права не препятствует обращению с аналогичными требованиями в органы по разрешению трудовых споров. 1.2 Федеральная инспекция труда: задачи, полномочия, порядок организации и проведения проверок Согласно статье 353 Трудового кодекса Российской Федерации «государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Центральное место в осуществлении надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда отводится Федеральной инспекции труда, которая представляет собой единую федеральную систему государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда всеми юридическими и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется. Федеральная инспекция труда в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации. Государственный надзор и контроль непосредственно осуществляется государственными инспекторами труда и иными должностными лицами федеральной инспекции труда. В соответствии со статьей 354 Трудового кодекса РФ «Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов по надзору и контролю в трудовой сфере (государственных инспекций труда в субъектах РФ)». Согласно части 2 статьи 354 «деятельностью федеральной инспекции труда руководит главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации». Деятельность трудовой инспекции определяется и регламентируется: частью 1 статьи 353 Трудового кодекса РФ; постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»; приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 мая 2015 г. № 318н «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости»; приказом от 11.09.2007 № 211 «Об утверждении Регламента Федеральной службы по труду и занятости»; иными нормативными правовыми актами. Федеральная инспекция труда входит в структуру Роструда ее задачи и полномочия определяются статьями 355-356 Трудового кодекса РФ. Согласно статье 355 Трудового кодекса основными задачами федеральной инспекции труда являются: обеспечение соблюдения и защиты, трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Исходя из возложенных задач, в соответствии с положениями статьи 356 Трудового кодекса, федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях; направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав; осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан; готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации; иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со статьей 360 ТК РФ, порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации. Согласно статье 16 Конвенции МОТ №81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» 1947 г., организации инспектируются так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений. Плановая проверка в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя, согласно статье 9 и 10 Закона о проведении государственного контроля, может быть проведена не чаще чем один раз в три года. Количество внеплановых проверок, проводимых по обращениям работников или их представителей, при получении информации о причинении или возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, максимальным пределом не ограничено. Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан. Основанием для проведения внеплановой проверки является: 1. истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 2. поступление в федеральную инспекцию труда: - обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством; - обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав; - запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса; - наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом части седьмой статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры. Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации. Таким образом, несомненным преимуществом обращения работника с жалобой в органы федеральной инспекции труда является то, что работник не испытывает давления со стороны работодателя (что возможно в случае рассмотрения дела в КТС или суде), поскольку государственный инспектор труда проводит проверку соблюдения работодателем трудового законодательства в целом, а не только применительно к конкретному работнику-заявителю, и имя последнего не разглашается. 1.3 Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляют: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору «Ростехнадзор» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере Положение «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 (изм. от 17.06.2017)». Ростехнадзор, в частности, является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; уполномоченным органом в области промышленной безопасности; органом государственного горного надзора; органом государственного энергетического надзора; органом государственного строительного надзора. Ростехнадзор с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: - запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к ее компетенции; - проводить в пределах своей компетенции необходимые расследования, организовывать проведение экспертиз, заказывать проведение исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности; - применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений; Таким образом, главными направлениями вмешательства государства в трудовые отношения являются установление обязательных стандартов и надзор за соблюдение законодательства, а также регламентация норм, механизмов и процедур, которым стороны трудовых отношений обязаны следовать. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Роспотребнадзор» является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Федеральная служба осуществляет свою деятельность в соответствии с Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322». Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет право: - запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к ее компетенции вопросам; - организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок; - пресекать факты нарушения законодательства в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности. Помимо государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, существует ведомственный контроль, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в отношении подведомственных им организаций (ст. 353.1 ТК РФ). Данный контроль является частью их управленческой деятельности и не предполагает формирования специализированных служб, осуществляющих исключительно функции контроля в сфере труда. Порядок и условия осуществления соответствующей контрольной деятельности определяется законами РФ и законами субъектов РФ. 10....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: