- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Государственный долг состояние и регулирование.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000789 |
Тема: | Государственный долг состояние и регулирование. |
Содержание
Тема: «Государственный долг: состояние и регулирование» ОГЛАВЛЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 6 1.1 Экономическая сущность и структура государственного долга 6 1.2 Понятие и классификация государственных займов 15 1.3 История возникновения и социально-экономическое значение государственного долга РФ 19 1.4 Методы управления и регулирования государственным долгом 26 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 34 2.1. Анализ состояния и управления внутренним государственным долгом РФ 34 2.2 Анализ состава и структуры внешнего государственного долга РФ 42 2.3 Проблемы и направления повышения эффективности управления государственным долгом РФ 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 54 ПРИЛОЖЕНИЯ 59 ВВЕДЕНИЕ Государственный долг в условиях рыночных отношений выступает важным макроэкономическим фактором, оказывающим значительное воздействие на состояние национальной экономики. С другой стороны, сам рынок государственных долгов реагирует на изменение экономической ситуации внутри страны и тенденций международных финансовых рынков. От успешной политики управления долгом зависит будущее российской экономики, восстановление политической и социальной стабильности в стране в огромной степени. В этой связи одной из самых актуальных проблем является управление задолженностью такими финансовыми методами, которые бы позволили перейти к курсу на оптимизацию объемов и структуры государственного долга и продолжить модернизацию экономики. С помощью задолженности государству удается мобилизовать необходимые для своей деятельности дополнительные финансовые ресурсы. Научиться правильно управлять государственным долгом — одна из главных задач современной России. Государство не должно вовлекать все свободные денежные ресурсы общества в сферу бюджетного перераспределения, соответственно доходность государственных займов и государственных ценных бумаг не должна превышать эффективности реального сектора и других секторов финансового рынка. Реструктуризация и упорядочение государственного долга помогут встать России на путь экономического подъема. В настоящее время требуется разработка механизма реализации финансово-правовой политики в сфере управления госдолгом. В связи с этим повышается значимость работы специально уполномоченных финансовых органов, ибо именно на них возложены функции по обеспечению рассмотрения вопросов, связанных с политикой на финансовых рынках, в том числе на фондовом рынке, а также вопросов по подготовке предложений по вопросам эмиссии госценных бумаг и планированию госдолга РФ. Целью выпускной квалификационной работы работы является исследование государственного долга России, его структурный анализ, а также определение эффективных методов управления им в современных условиях и исследование перспектив сокращения государственного долга РФ. В соответствии с целью сформулируем основные задачи работы: - Рассмотреть теоретические аспекты содержания и управления государственным долгом; - Провести анализ современного состояния, структуры и динамики внутреннего государственного долга РФ; - анализ структуры и динамики внешнего долга РФ; - определение основных проблема, перспектив и направлений развития и сокращения государственного долга РФ в современных условиях. Предмет исследования – экономические отношения, связанные с государственным долгом Российской Федерации. Объект исследования –государственный долг России. Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция РФ, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Гражданский кодекс РФ, а также Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и др. Теоретической базой исследования явились научные труды ведущих экономистов, таких, как Дробозина Л.А., Кудрин А.Л., Кучуков Р.А., Кушлин В.И., Поляк Г.Б., Литовченко В.П., Вахрин П.И. и др. В научной литературе имеется немало публикаций, посвященных отдель-ным аспектам и проблемам государственных финансов РФ (Ивантер А.А., Борзунова О.А., Данилевский Ю.А., Лушин С.И., Лыкова Л.Д., Хейфец Б.А., Шабалин А.О., Ясин Е.Г. и др.). Специфика и характер темы, а также степень разработки затрагиваемых в ней проблем, определила и структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 1.1 Экономическая сущность и структура государственного долга Государственный долг является следствием систематического превышения расходов государства над его доходами и представляет собой сумму всех дефицитов бюджета, которые имели место, скорректированных на сумму всех положительных сальдо бюджета (платежи по обслуживанию и погашению накопленного долга здесь также рассматриваются как расходы). Общий государственный долг страны - это объем всех обязательств расширенного правительства перед держателями государственных ценных бумаг, а также задолженность по всем ранее полученным, но непогашенным кредитам как частных, так и публичных инвесторов. С понятием государственного долга тесно связан рассмотренный выше дефицит государственного бюджета1. Причины образования государственного долга в разных странах имеют свою историю. Например, в США государственная задолженность, накопив-шаяся к концу 1980-х - началу 1990-х гг. (около 5,5 трлн. долл.), вызвана следующими причинами. Во-первых, войнами, требовавшими огромных государственных расходов и приводившими к дефициту государственного бюджета. Финансирование же его осуществлялось за счет выпуска государственных облигаций. Во-вторых, периодическими спадами, при которых налоговые поступления уменьшались и при прочих равных условиях увеличивался дефицит бюджета. Особо неблагоприятными в этом отношении были Великая депрессия 1929-1933 гг., кризисы 1974-1975 и 1980-1982 гг., увеличение расходов на оборону и борьбу с терроризмом в 2001-2003 гг. В-третьих, результатами действия правительства в русле макроэконо-мической политики, называемой «рейганомикой». Одной из наиболее характерных ее черт было масштабное сокращение ставок налогов в 1980-е гг. (налоговые реформы 1981 и 1986 гг.), аналогичные по духу налоговым реформам Дж. Буша в 2001-2003 гг. На начало 2004 г. общая сумма внешнего долга США составила более 6 трлн. долл., а дефицит федерального бюджета в 2004 финансовом году, как отмечалось ранее, составил 413 млрд. долл2. Надо отметить, что классифицировать государственный долг принято по различным основаниям. По объему долговых обязательств государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.Далее, в зависимости от субъектов кредиторов и валюты платежа государственный долг делится на внутренний и внешний.Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения. Внешние заимствования Российской Федерации определяются как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте3. Важно, заметить, что Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» в Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) были внесены значительные изменения, которые фактически затронули не только сам бюджетный процесс, но и представляют собой регламентируемую законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов; утверждению и исполнению бюджетов и контролю за их исполнением; осуществлению бюджетного учета; составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности и другие бюджетные правоотношения, которые возникают при осуществлении Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями государственных или соответственно муниципальных заимст-вований.Изменения, внесенные законом № 63-ФЗ и затрагивающие правовое регулирование государственного (муниципального) долга, начинаются со ст. 6 БК РФ, в которой было дано новое определение внешнего и внутреннего долга: Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). Внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства в результате заемной деятельности, различают общегосударст-венный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Федерации и муниципальный долг. По срокам государственный долг делится на:- краткосрочный - до 1 года;- среднесрочный - от 1 года до 5 лет;- долгосрочный - от 5 до 30 лет (п. 3 ст. 98), для муниципальных образований - от 5 до 10 лет (ст. 100)4. В соответствии со ст. 98 БК РФ структура государственного долга представляет собой группировку долговых обязательств РФ по соответствующим видам: - кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц; - государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации; - бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ; - государственным гарантиям РФ; - иным долговым обязательствам, ранее отнесенным на государственный долг в соответствии с законодательством РФ. Современную систему управления государственным долгом, на наш взгляд, можно представить следующим образом:- установление нормативных ограничений и параметров долговой деятельности государства;- принятие государственных долговых обязательств;- обслуживание и погашение государственного долга;- учет и регистрация государственных долговых обязательств;- контроль состояния государственного долга;- меры по оптимизации государственного долга. Отправной точкой управления государственным долгом служит нормативное правовое регулирование, посредством которого определяются нормативные ограничения и параметры долговой деятельности государства. Действующее законодательство РФ предусматривает необходимость ежегодного утверждения законом о региональном бюджете определенных предельных значений государственного долга и их соблюдения в течение финансового года. БК РФ установлены: предельный объем заимствований (ст. 106), предельный объем государственного долга и верхний предел государственного долга (ст. 107), предельный объем расходов на обслуживание государственного долга (ст. 111). Указанные параметры в обязательном порядке должны найти отражение в законе о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период. При этом в случае превышения предельного объема государственного долга субъекта РФ и объема расходов на его обслуживание при исполнении регионального бюджета законом дозволяется принимать новые государственные долговые обязательства исключительно в целях реструктуризации государственного долга субъекта РФ (ст. 112 БК РФ)5. Кроме того, ч. 4 ст. 107 БК РФ предусмотрено, что превышение при исполнении соответствующего бюджета установленных ограничений по объему государственного долга субъекта РФ влечет применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ, предусмотренных БК РФ. Однако стоит заметить, что в настоящее время указанная норма является "мертвой", так как БК РФ не установлена мера принуждения за нарушение названного предельного значения. Ввиду важности указанного инструмента управления государственным долгом представляется, что данный пробел нуждается в восполнении.Также в составе закона о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период подлежат утверждению программы государственных внешних и внутренних заимствований и программа государственных гарантий субъекта РФ, представляющих собой перечень государственных заимствований и государственных гарантий, подлежащих соответственно осуществлению и предоставлению в очерченном периоде. Причем некоторые из названных долговых инструментов могут быть реализованы только при их утверждении в составе соответствующей программы (ч. 2 ст. 110.2 БК РФ).Помимо этого бюджетным законодательством РФ устанавливается порядок осуществления государственных заимствований субъекта РФ и предоставления государственных гарантий субъекта РФ, ориентированный на недопущение принятия субъектом РФ долговых обязательств на невыгодных условиях. При этом федеральное законодательство задает вектор нормативно-правовой регламентации порядка принятия субъектом РФ государственных долговых обязательств.Как видно, на данной стадии управления государственным долгом активную роль играют законодательные органы государственной власти (причем как субъекта РФ, так и самой Федерации), но во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти, последние из которых осуществляют разработку проекта бюджета, содержащего все необходимые параметры в сфере долговой деятельности. Кроме того, исполнительные органы государственной власти обладают правом законодательной инициативы, в связи с чем могут также принимать участие в нормативном правовом регулировании порядка осуществления государственных заимствований и предоставления государственных гарантий. Следующим элементом управления государственным долгом, осуществляемым до фактического образования государственного долга, выступает принятие государственных долговых обязательств. Бюджетное законодательство РФ содержит строго регламентированный порядок осуществления государственных заимствований и предоставления государственных гарантий субъекта РФ. Остановимся на отдельных процедурах установленного порядка, в наибольшей степени отвечающих целям управления государственным долгом.Так, неотъемлемым этапом эмиссии государственных ценных бумаг субъекта РФ является государственная регистрация условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъекта РФ в Минфине России, в ходе которой осуществляется экспертиза соответствия данного акта действующему законодательству РФ, оценка соблюдения эмитентом требований бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о ценных бумагах, а также норм и предельных значений, установленных представительными и исполнительными органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ и Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"6. В случае несоблюдения указанных требований Минфин России принимает решение об отказе в государственной регистрации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъекта РФ, что фактически означает запрет на выпуск государственных ценных бумаг субъекта РФ, являющихся источником роста государственного долга. Также БК РФ в рамках установленного порядка предоставления государственных гарантий субъекта РФ предусмотрено требование об обязательном проведении анализа финансового состояния принципала как в предварительном (т.е. анализ выступает в качестве условия предоставления государственной гарантии субъекта РФ), так и в последующем порядке (т.е. после предоставления государственной гарантии субъекта РФ в пределах срока ее действия). Основной целью указанного анализа служит оценка рисков, связанных с наступлением гарантийного случая и, как следствие, образованием материального государственного долга. Субъектами осуществления управленческой деятельности при принятии государственных долговых обязательств являются исполнительные органы государственной власти, как правило финансовые органы <16>. Причем, как и в предыдущем случае, участие в данном процессе принимает также федеральный орган государственной власти. Кроме того, для проведения анализа финансового состояния принципала высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ может привлекаться агент. К основным методам управления государственным долгом в собственном смысле этого слова относится обслуживание и погашение государственного долга.В первоначальной редакции БК РФ в ч. 2 ст. 119 под обслуживанием государственного долга понимались операции по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, то есть легальной дефиницией очерчивался весь цикл действий в сфере государственного долга - от его образования до погашения. Такой подход не находил поддержки в научной среде, где высказывались мнения о необходимости разграничения данных финансово-долговых операций. Действующая редакция БК РФ отвечает ожиданиям теоретиков финансового права: обслуживанием государственного долга называются лишь операции по выплате доходов по государственным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта за счет бюджетных средств. Причем в соответствии со ст. 69 БК РФ выплата процентов и иных платежей по государственным долговым обязательствам не входит в объем государственного долга, а является самостоятельной формой расходования бюджетных средств. Следовательно, при погашении государственного долга производится возврат основной суммы долга. Операции по обслуживанию и погашению государственного долга отражаются по-разному: погашение долга учитывается в источниках финансирования дефицита бюджета, а обслуживание долга - в составе расходов бюджета (ст. 113 БК РФ). Задачи обслуживания и погашения государственного долга субъекта РФ возложены на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. При этом бюджетным законодательством РФ допускается привлечение исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, осуществляющим государственные заимствования от имени субъекта РФ, на основе агентских соглашений кредитной организации или другой специализированной финансовой организации для выполнения функций генерального агента (агента) указанного органа государственной власти субъекта РФ по обслуживанию долговых обязательств субъекта РФ, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению, оплата услуг которых производится за счет средств регионального бюджета. Следует согласиться со справедливым замечанием М.М. Прошунина о том, что функции указанных кредитных организаций являются исключительно организационно-техническими и сводятся к простой совокупности денежных операций, связанных с перечислением бюджетных средств на счета кредиторов государства. Принятие же решений в части обслуживания и погашения государственного долга, то есть, по сути, принятие решения об исполнении принятых на себя государством обязательств, безусловно, исходит не от кредитных организаций, а от соответствующих исполнительных органов государственной власти субъекта РФ.В области управления государственным долгом важное значение имеет система учета и регистрации государственных долговых обязательств субъекта РФ, которая является частью единой системы учета и регистрации государственных и муниципальных долговых обязательств в РФ. Учет и регистрация региональных долговых обязательств осуществляются в государственной долговой книге субъекта РФ, которая представляет собой систематизированный свод информации о государственных долговых обязательствах соответствующего субъекта РФ и ведение которой осуществляется финансовым органом субъекта РФ. Также финансовые органы субъектов РФ осуществляют сбор информации о муниципальных долговых обязательствах, отраженных в долговых книгах муниципальных образований соответствующего субъекта РФ, которая впоследствии вместе со сведениями о государственных долговых обязательствах субъекта РФ передается в Министерство финансов РФ. Тем самым формируется единая информационная база государственных и муниципальных долговых обязательств, служащая основой для проведения мониторинга состояния государственного (муниципального) долга в РФ. Таким образом, государственным долгом являются долговые обяза-тельства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. 1.2 Понятие и классификация государственных займов Государственные займы являются основной формой государственного кредита.Государственный займ – это форма государственного кредита, когда государство выступает главным образом в качестве должника (заемщика). Таким образом, государственный займ - способ получения государственных доходов, который одновременно приводит к образованию государственного долга7. В соответствии с Гражданским кодексом РФ Государственным называется заём, по которому заёмщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем — гражданин или юридическое лицо. Договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Государственные займы являются добровольными (гл. 42 ГК РФ). Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.Следует заметить, что основным видом ценных бумаг, символизирующим долговое обязательство органа власти, является облигация. Она дает право ее владельцу на получение дохода, а по истечении определенного срока – и на получение обратно предоставленных взаймы средств. Продавая облигацию, орган власти обязуется вернуть сумму долга в определенное время с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами. В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам: 1) как уже упоминалось, - по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (свыше 5 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа. 2) по праву эмиссии они делятся на: а) выпускаемые центральным правительством; б) выпускаемые правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом; 3) по признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:а) только среди населения;б) только среди юридических лиц;в) как среди юридических лиц, так и среди населения; 4) по форме выплаты доходов займы могут делиться на: а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат; б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные, однако они сейчас в РФ не выпускаются; в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется; 5) по методам размещения займы делятся на: а) добровольные; б) размещаемые по подписке; в) принудительные. Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются; 6) по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств. Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.Следует отметить, что на банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг, причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки - вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством без инфляционных денежных средств. Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России. Государственные займы в странах с развитой рыночной экономикой размещаются преимущественно при посредничестве банков и небанковских финансовых институтов (или их объединений), которые кредитуют государство под всю сумму займа, получая его по более низкому по сравнению с номинальным эмиссионному курсу, а затем реализуют его на денежном рынке. Кроме того, им выплачивается за размещение займа определенное комиссионное вознаграждение. В современных условиях государственная задолженность достигла таких масштабов, что некоторые государства оказываются не в состоянии погашать обязательства по государственным займам в установленные сроки. Поэтому широкое развитие получили операции по изменению условий ранее выпущенных займов. Для сокращения расходов по этим займам удлиняются сроки (консолидация) или уменьшаются размеры выплачиваемых по облигациям процентов (конверсия). Нередки сочетания конверсии и консолидации, когда одновременно удлиняется срок действия займа и снижается процент по нему. Государственные ценные бумаги занимают одно из важнейших мест среди инструментов рынка ценных бумаг. Государственные облигации, некоторые типы векселей и банкнот, казначейские обязательства выражают имущественные отношения (чаще всего — отношения займа) между их владельцами и эмитентами, дают право на получение дохода за пользование средствами8. Государственные ценные бумаги могут выпускаться в силу разного рода причин центральным правительством, органами власти, пользующимися государственной поддержкой. Государство устанавливает нарицательную стоимость облигаций. Она обозначена на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации могут продаваться по курсовой цене, которая отклоняется от нарицательной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу относится величина дохода, выплачиваемая по займу, уровень ссудного процента, время покупки облигаций, степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумагами, привлекательность условий выпуска частных ценных бумаг, степень доверия населения правительству. Реальная курсовая цена облигаций займов и их привлекательность для заимодателей могут быть выяснены только при свободном обращении государственных ценных бумаг на фондовом рынке. Таким образом, целями выпуска государственных ценных бумаг являются:финансирование текущего бюджетного дефицита;погашение ранее выпушенных размещенных займов;обеспечение кассового исполнения государственного бюджета;обеспечение равномерного поступления налоговых платежей в течение всего финансового года;финансирование целевых программ, осуществляемых местными органами власти;финансовая поддержка учреждений и организаций, имеющих общенациональное экономическое и социальное значение. 1.3 История возникновения и социально-экономическое значение государственного долга РФ Ни одно российское правительство на протяжении 230-летней истории государственных заимствований (первый заем был взят в 1769 г. Екатериной II в Голландии) не обходилось без привлечения кредитов для финансирования бюджетных дефицитов. Накануне первой мировой войны Российская Империя была крупнейшим должником мира (первое место по объему внешнего долга и второе место по общей сумме государственного долга после Франции). В новейшей истории государственных заимствований можно выделить семь основных этапов. На первом этапе (1985–1991 гг.) в результате массированных внешних заимствований («кредитов начала перестройки» и займов советских внешнеэкономических объединений) образовалась большая часть внешнего государственного долга СССР более 100 млрд. долл. Кризис экономики первых лет перестройки и невозможность выплаты краткосрочных долгов привели 19 ноября 1991 г. к объявлению дефолта по долгам СССР. В результате либерализации цен и обесценения рубля в начале 90-х гг. сформировался внутренний долг государства по гарантированным сбережениям граждан (вклады в Сбербанке и Госстрахе) и товарным обязательствам (целевые займы с погашением товарами народного потребления). На втором этапе (1992–1993 гг.) новое российское руководство прибегло к займам у международных финансовых организаций для смягчения социальных последствий экономических реформ. Чтобы не оказаться в международной финансовой изоляции, в апреле 1993 г. Правительство РФ заявило о взятии на себя всех обязательств по погашению внешнего долга СССР. Третий этап (1993–1995 гг.) ознаменован созданием механизма внутренних заимствований на рыночной основе. Быстрое развитие рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО) привело к стремительному росту объема внутреннего долга (до 190 млрд. руб. в 1995 г.). В 1995?1998 гг. (четвертый этап) произошло резкое увеличение как внутреннего долга России (в первую очередь за счет рынка ГКО), так и объема внешних заимствований (активно привлекавшихся с конца 1996 г., когда Россия получила высокие кредитные рейтинги). В эти годы российские власти при помощи внутренних и внешних заимствований решали проблемы текущего бюджетного дефицита и политические задачи. Долговая стратегия у государства отсутствовала, рычаги управления рынком внутреннего долга были утрачены, что приблизило наступление пятого этапа – долгового кризиса 1998 г. Объявленный российским правительством дефолт вызвал (в результате девальвации рубля) стремительное увеличение внешнего долга – до исторического пика в 160 млрд. долл. Соотношение размеров внешнего долга и источников его погашения стало угрожающим. В 1998–2002 гг. (шестой этап), когда Россия оказалась неспособна обслуживать долг, правительство предприняло усилия по реструктуризации внешнего долга. Нерыночные долговые обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а затем и выверенная часть коммерческой задолженности, образовавшейся в результате импортных операций ВЭО, были переоформлены в еврооблигации, что положило начало секьюритизации внешнего долга. На последнем по времени седьмом этапе (2002–2005 гг.) устойчивый приток нефтедолларов позволил России не только обслуживать внешний долг в полном объеме, но и перейти к стратегии досрочного погашения внешней задолженности с использованием средств Стабилизационного фонда. Экономические последствия государственного долга можно свести к следующим моментам:- необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;- долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;- увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга тормозит экономическую активность;- перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций. Наличие бюджетного дефицита означает, что государству придется покрыть его за счет взятия займа, т.е. финансирование бюджета может проводиться за счет9: - взятия ссуд у отечественных коммерческих банков; - заимствования денежных ресурсов у небанковского сектора экономики; - получения кредитов из-за рубежа. Обычно государство берет займы внутри страны в небанковском секторе главным образом за счет выпуска ценных бумаг. Поэтому часто государственный долг определяется как суммарное сальдо выпущенных в обращение ценных бумаг правительства. Но фактически государственным долгом называется общая сумма обязательств государства по своим долгам. Иностранные кредиты подвергают страну риску стать должником других государств. Взятие займов в банковской системе, особенно у центрального банка, означает выпуск в обращение новых денежных знаков, увеличение денежной массы и, следовательно, возрастание темпов инфляции. Значит, заимствования государства по большей части осуществляются внутри страны, в конечном счете используя сбережения населения. При этом граждане (налогоплательщики) берут взаймы как бы у самих се....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: