VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Государственный долг и проблемы управления задолженностью государства.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000782
Тема: Государственный долг и проблемы управления задолженностью государства.
Содержание
Государственный долг и проблемы управления задолженностью государства
Глава 1. Теоретические подходы к сущности и содержанию государственного кредита и государственного долга РФ
1.1  Понятие государственного кредита и государственного долга РФ
1.2  Эволюция развития государственных заимствований в России
Глава 2. Анализ государственных заимствований в России
2.1 Оценка современного состояния внутреннего долга России
2.2 Характеристика внешнего долга России
Глава 3. Перспективы развития заимствований в условиях геополитического риска
3.1 Основные направления совершенствования проблемы управления      государственным долгом
3.2 Международный опыт управления задолженностью государства ЭТОТ ПАРАГРАФ НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО НАЗВАТЬ АДАПТАЦИЯ….. И МАТЕРИАЛ РАССМАТРИВАТЬ С ПОЗИЦИИ, ЧТО МЫ МОЖЕМ КОНКРЕТНО ВЗЯТЬ И ЧТО ЭТО Н
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     


     
     
     
     Глава 1. Теоретические подходы к сущности и содержанию государственного кредита и государственного долга РФ
1.1. Понятие государственного кредита и государственного долга РФ
     Одной из важных задач финансовой политики в настоящее время является решение проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней, поиск более совершенных способов финансирования бюджетного дефицита. Исследования ученых ? экономистов показали допустимость в период экономического спада стимулирования совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита, а также обосновали возможность балансировки бюджета не на ежегодной основе, а на протяжении экономического цикла. Применение этих теоретических положений на практике потребовало обоснования инструментов для финансирования значительных бюджетных дефицитов с помощью государственного кредита.
     Существует дифференцированный подход к определения понятия государственного кредита. В этом можно убедиться, приведя несколько определений государственного кредита.
     Государственный кредит ? это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.1
     Государственный кредит – это совокупность распределительных отношений по мобилизации государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и учреждений на условиях срочности, возвратности и платности для финансирования потребностей государства сверх текущих возможностей.2 
     Государственный кредит в современных условиях — это система финансовых отношений по привлечению средств, в которой одной стороной выступает государство, а другой — физические и юридические лица.3
     Государство в большинстве случаев выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия, банки, фонды - в качестве кредиторов. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц. Это означает принятие государством на себя ответственности за погашение обязательств вышеупомянутых физических и юридических лиц. Иначе говоря, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то обязанность по выполнению этих обязательств переходит к государству. Следовательно, выступление государства в сделке в качестве гаранта не влечет за собой автоматического увеличения государственного долга. Вместе с тем, как показала практика, государственные гарантии не требуются заемщикам, способным самостоятельно привлекать кредитные ресурсы.
     В рамках отношений государственного кредита государство может выступать и как кредитор, предоставляя различные виды ссуд иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. В качестве кредитора государство направляет свои кредитные ресурсы на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала, но имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов может быть продиктовано также необходимостью оказания экстренной финансовой помощи предприятиям в условиях кризиса, стремлением лоббировать интересы национального бизнеса на международной арене или же политическими соображениями. Государственные кредиты могут быть предоставлены как непосредственно Минфином России, так и через коммерческие банки.
     Государственный кредит отличается от банковского прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют инвестиционного характера, т. е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и направляются на покрытие всей совокупности государственных расходов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.
     Государственный кредит может предоставляться на цели, которые представлены на рисунке 1.1:
      
      
      
     
      
      
      
     
     
     
     Рисунок 1 - Цели предоставления государственного кредита4
     Государственный кредит предоставляется на условиях срочности, платности и возвратности, что объединят его с банковским кредитом. Между тем он имеет и свои особенности:5
     > предоставляется главным образом на покрытие дефицита бюджета, в то время как банковский кредит предоставляется для финансирования текущих нужд хозяйствующих субъектов;
     >  привлекая средства хозяйствующих субъектов и граждан, государственный кредит выступает как вторичное перераспределение национального дохода;
     > обеспечивается всем имуществом, находящимся в собственности государства, составляющем государственную казну. Поэтому государственный кредит является более надежным для кредиторов видом кредитования;
     >  не имеет строго целевого характера использования, тогда как средства, заимствованные у кредитных организаций, могут быть использованы только на определенные цели;
     >  сокращает количество денег в обращении. Банковский кредит может, наоборот, быть причиной появления избыточной денежной массы;
     > погашение государственного кредита осуществляется за счет налогов или новых займов. Для банковского кредита источником погашения являются денежные средства хозяйствующих субъектов;
     > находит свое непосредственное выражение в формировании внутреннего и внешнего долга.
     Государственный кредит являясь звеном государственных финансов выполняет определенные функции , вопрос о содержании и количестве которых является дискуссионным. 
     Так, в учебнике «Бюджетная система Российской Федерации» под редакцией И.Г. Изабакарова, Ф.И. Ниналаловой рассматриваются две функции, свойственные государственному кредиту: образование денежных фондов и расходование денежных фондов (рисунок 1.2.).6
     	
     

     Рисунок 1.2 - Функции государственного кредита7
     Итак, раскроем содержание данных функций, которые свойственны государственному кредиту.
     1.Образование денежных фондов -  это привлечение средств с рынка ссудных капиталов централизованные денежные фонды государства на основе возвратности, срочности и платности. При этом условием добровольного предоставления инвестором своих средств в распоряжение государства является обязательство заемщика вернуть к определенному моменту времени сумму заимствования с процентами. Финансирование государственного долга в современных условиях посредством привлечения средств инвесторов осуществляется в промышленно развитых странах почти исключительно рыночными методами с использованием различных финансовых инструментов. 
     2. Расходование денежных фондов — функция, вытекающая из необходимости возврата привлеченных средств, который осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования.
     Также, в учебнике «Бюджетная система Российской Федерации» под редакцией Г.Б.Поляка, Л.Д. Андросовой, И.В. Горского, В.В. Карчевского, А.П. Пантелеева8 раскрывается содержательная характеристика трех функций государственного кредита – распределительной, регулирующей и контрольной (рис. 1.3).
     
     
     
     Рисунок. 1.3 - Функции государственного кредита9
     Соответственно, раскроем содержание данных функций, которые свойственны государственному кредиту.
     Итак, через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.
     Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы различных групп инвесторов. 
     Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории. 
     Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности: очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
     Таким образом, благодаря основным функциям государственного кредита полностью раскрывается его содержательная характеристика.
     Государственный кредит на практике реализуется посредством государственных займов, которые приводят к появлению государственного долга.
     Для обоснования классификации государственных займов необходимо сформулировать расширенное понятие государственного долга.
     Государственный долг РФ – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.10
     Рассмотрим признаки классификации государственных займов (таблица1.1.).
     Таблица 1.1 - Признаки классификации государственных займов11
Признаки классификации
государственных займов
Разновидность государственных займов согласно их  признаков
       1
       2
1.По месту размещения:
- внешние- займы, приводящие к возникновению обязательств государства перед нерезидентами;
- внутренние- займы, приводящие к возникновению обязательств государства перед резидентами. 
2. По валютному критерию:
- внешний долг – обязательства, возникающие в иностранной валюте;
- внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте РФ.
3. По способу обращения:
- рыночные – займы, которые свободно передаются и покупаются.
- нерыночные – займы, которые не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются государством в целях привлечения. инвесторов.
4. По срокам погашения:
- краткосрочные- займы со сроком погашения до 1 года;
- среднесрочные- займы со сроком погашения от 1 года до 5 лет;
- долгосрочные- займы со сроком погашения свыше 5 лет.
5. По способу обеспечения возвратности
- закладные займы — это займы, возвратность которых обеспечивается 
- конкретным залогом (каким—либо имуществом).
-беззакладные займы — займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения.
6. По эмитентам:
- федеральные- займы, осуществляемые от имени РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ;
- субъектные- займы, осуществляемые от имени субъекта РФ, по которым  возникают долговые обязательства субъекта РФ;
- муниципальные- займы, осуществляемые от имени муниципального образования, по которым  возникают долговые обязательства муниципального образования
7. По способу определения предлагаемого инвестору дохода:
- займы с постоянным фиксированным уровнем дохода;
- займы с переменным уровнем дохода.
8. По технологии эмиссии:
- облигационные - займы, которые сопровождаются эмиссией ценных бумаг, в основном облигаций;
- безоблигационные - займы, оформляемые подписанием кредитных соглашений и договоров.
9. По способу погашения задолженности:
- займы, подлежащие оплате единовременно;
- займы, подлежащие оплате частями:
погашение равными долями на протяжении оговоренного срока; 
погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока; 
погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока.
10.По направленности
использования заемных средств:
- целевые- займы, которые  должны быть использованы только для финансирования конкретных программ;
- нецелевые- займы, которые могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, на рефинансирование текущей задолженности или на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.
11. По форме выплаты
дохода:
- процентные - займы, доход по которым устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является основным, так как именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга в промышленно развитых странах;
- дисконтные - займы, доход по которым инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;
- выигрышные-  займы, доход по которому осуществляется на основе тиражей выигрыша. Они наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определенному моменту времени;
- индексационные - займы, доход по которым выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.
12. По признаку держателей государственных ценных бумаг:
- универсальные – займы, распространяющиеся как среди физических, так и юридических лиц.
- специальные- займы, которые реализуются либо только среди населения, либо только среди организаций.
13. По методам размещения:
- добровольные -займы свободно обращаются на финансовом рынке;
- принудительные -займы размещаются среди подписчиков в обязательном порядке в силу закона;
- добровольно-принудительные займы формально являются добровольными, однако их размещение в силу проводимой политической кампании, сопутствующей подготовке и выпуску займа, по существу проводится в обязательном порядке.
14. По форме выпуска:
- документарные- займы сопровождаются выпуском в обращение облигаций и других ценных бумаг, выполненных на бумажных носителях;
- бездокументарные- ценные бумаги государства существуют в виде записей на электронных счетах.
     
     Приведенными формами классификация государственных займов не исчерпывается.
     Далее рассмотрим характеристику понятий государственных заимствований РФ и государственного долга РФ, а также их классификацию (рисунок 1.4.).
Государственные заимствования РФ
Государственный долг РФ
1
2
это займы и кредиты, которые привлекаются от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по ним возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.
это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие в результате заемной деятельности.
       
       
     Рисунок 1.4 - Характеристика понятий государственных заимствований РФ и государственного долга РФ12
     Итак, под государственными внутренними заимствованиями РФ понимаются государственные займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте РФ. Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.
      Государственные внутренние и внешние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения долговых обязательств РФ. Право осуществления данных заимствований принадлежит Правительству РФ, либо уполномоченным им Минфином РФ.
     Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.
      Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации.
     Далее рассмотрим понятие государственный долг, а также изучим состав государственного внутреннего и внешнего  долга РФ.
     Согласно ст. 98. Бюджетного Кодекса РФ в состав государственного долга РФ входят долговые обязательства РФ13, которые могут существовать в виде следующих обязательств (рисунок 1.5.) :

      
      
      
     
     
     
     
     
     
     	

     Рисунок 1.5 - Формы долговых обязательств РФ14
     Все перечисленные формы достаточно активно используются на практике.
     Внутренний государственный  долг Российской Федерации - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.
      В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
     –номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
     –объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
     –объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
     –объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие Бюджетного Кодекса.
     Внешний долг Российской Федерации - обязательства, возникающие в иностранной валюте. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
     –номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
     –объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
     –объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.
     Анализируя содержание государственного кредита , можно сделать ряд выводов:15
     • сущность государственного кредита заключается в перераспределении капитала от частного сектора к государству на условиях срочности, платности и возвратности. Вся сумма обязательств государства представляет собой величину государственного долга;
     • современная финансовая политика признает использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. Следствием разрыва между объемом текущих расходов и плановых перспективных доходов является дефицит бюджета, обусловливающий возникновение и рост государственного долга;
     • государственный долг может являться инструментом перекладывания экономического бремени на последующие поколения, поскольку источником для его погашения являются средства бюджета;
     • государственный долг оказывает на экономику регулирующее влияние посредством влияния на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы.
     Итак, подводя итог всему выше сказанному можно сделать вывод, что государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а органы государственной власти могут использовать все полномочия для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного долга.

1.2  Эволюция развития государственных заимствований в России
     Ни одно российское правительство на протяжении 230-летней истории государственных заимствований (первый заем был взят в 1769г. Екатериной Второй в Голландии) не обходилось без привлечения кредитов для финансирования бюджетных дефицитов. Накануне первой мировой войны Российская Империя была крупнейшим должником мира (первое место по объему внешнего долга и второе место по общей сумме государственного долга после Франции). 
     Более подробно процесс возникновения долговых обязательств России рассмотрим с 50-х годов прошлого столетия, времени, когда в СССР сформировалась долговая политика. 
     В 1950-х гг. внешние заимствования использовались в узких пределах: в форме краткосрочных и среднесрочных кредитов для финансирования импорта в относительно благоприятных условиях роста экономического потенциала страны, смягчения международной напряженности. 
     В 1960-х гг. при оплате импортного оборудования для крупных объектов активно привлекались прямые долгосрочные кредиты западных банков. Так, в 1964-1965гг. Внешторгбанк СССР заключил с английскими, французскими и итальянскими банками девять долгосрочных соглашений о банковских кредитах сроком на 10-15 лет на общую сумму 480 млн. рублей. Страна нуждалась в технологическом оборудовании для химической и легкой промышленности, развитие которых рассматривалось как важный фактор роста благосостояния. Такая практика стала устойчивой, что позволило построить многие крупные промышленные предприятия, игравшие структурообразующую роль в своих отраслях и основательно ускорившие экономический подъем в СССР в годы «косыгинской реформы». К примеру, в 1966г. в СССР было подписано семь новых кредитных соглашений и протоколов на общую сумму 449 млн. рублей. В последующее время была апробирована новая форма сотрудничества - компенсационные сделки по привлечению инвестиционных целевых кредитов на срок 10-15 лет, которые погашались поставками необходимой зарубежным партнерам продукции после вступления в строй предприятий, построенных с помощью кредитов. 
     Начиная с 1960-х гг. целевые кредиты Советскому Союзу предоставлялись государствами - членами СЭВ. В 1960-1980-х гг. было заключено более 20 соответствующих многосторонних соглашений о сотрудничестве с использованием долгосрочных целевых кредитов. 
     В конце 1980-х гг. экономическое положение СССР быстро ухудшалось. Резко сократились золотовалютные резервы - с 15,3 млрд. долларов в 1988г. до 7,6 млрд. долларов в 1991г. В 1990г. было продано золота на 2,7 млрд. долларов и в 1991г. - на 3,8 млрд. долларов. Для решения платежных проблем непомерно тратились золотые запасы государства: если в середине 1980-х гг. они составляли около 2,5 тыс. тонн, то к концу 1991г. - уже всего 240 тонн, достигнув небывало низкого уровня за всю историю России XX века. 
     Экономическая политика «перестройки» и «ускорения» тех лет, не обеспеченная соответствующими ресурсами, привела к резкому увеличению государственных капиталовложений в промышленность, росту незавершенного капитального строительства по всем «долгостроям», уменьшению доли потребительских товаров в импорте. Попытки реализовать социальные программы, повысить уровень оплаты труда не были подкреплены товарными ресурсами. Нарастали инфляционные процессы.
     Хотя с 1970г. по 1980г. внешняя задолженность страны выросла в 16 раз (с 1,6 до 25,2 млрд. долларов), по сравнению с рядом стран объем долга был умеренным. Ситуация стала угрожающей после 1985г.: в начале 1986г. СССР занимал 12-е место по размеру внешнего долга (после Польши, Аргентины, Египта, Индии, Мексики, Бразилии, Китая, Венесуэлы, Индонезии, Южной Кореи и Турции), а к 1992г. - второе после Бразилии. Отношение внешнего долга к экспорту поднялось с 52% в 1987г. до 164% в 1993г., а к объему ВВП - с 8% до 29%. Увеличивались заимствования у правительств иностранных государств. Доля кредиторов-правительств других стран выросла с 3,9% в 1987г. до 14,3% в 1991г. и 65,4% в 1993г. Это было обусловлено сокращением коммерческого кредитования, переоформлением части обязательств, в том числе просроченной кредиторской задолженности перед бывшими соцстранами, в задолженность перед государством. В связи с этим несколько улучшилась структура долга. 
     Распад СССР диктовал необходимость обоснованного распределения государственного долга СССР. Итогом первого этапа этой работы было определение расчетных долей бывших республик СССР по ряду нижеприведенных параметров. 
     По расчетным долям следовало распределить порядка 81 млрд. долларов. Из них на Россию приходилось около 49 млрд. долларов. Однако этот проект распределения внешнего долга между республиками реализован не был. К дележу долга подключилась «большая семерка». Не обошлось без давления со стороны Евросоюза. В результате 28 октября 1991г. от имени Союза и восьми союзных республик в Москве был подписан так называемый Меморандум о взаимопонимании, который в ЕС рассматривался как предварительное условие для предоставления России финансовой помощи, поскольку в ЕС в перспективе ее видели как правопреемницу долга СССР. На «сговорчивость» России ей было обещано предоставление отсрочки платежей по внешнему долгу СССР. Документ определял, что союзные республики принимали на себя «совместную и солидарную ответственность» по внешнему долгу СССР, т. е. чтобы все республики отвечали за погашение всего долга СССР. Если одна из них не платит, за нее это должны сделать остальные. Если же не платят республики, то Россия одна должна была обслуживать весь союзный долг. 
     Под Меморандумом первоначально поставили подпись только восемь республик, а три прибалтийские отказались, мотивируя это их насильственным присоединением к Союзу. Созревало убеждение, что расплачиваться за весь Советский Союз должна одна Россия. Не случайно было решено пойти на «нулевой вариант» - передать ей ответственность по внешнему долгу и права на внешние активы СССР (долги иных стран перед СССР). Это для России было крайне невыгодно, ибо внешние активы значились за неплатежеспособными государствами. Поскольку СССР намного раньше «самоликвидации» остался без республик Прибалтики, то первые соглашения о «нулевом варианте» были подписаны летом 1992г. с Беларусью, Туркменистаном и Кыргызстаном. В 1992г. главы СНГ подписали документ об отказе от многосторонних форм и меха-низмов управления союзным долгом и активами, вследствие чего все расчеты переводились на двусторонний уровень. 
     В сентябре - октябре 1992г. представителям «семерки» и Парижского клуба кредиторов удалось навязать России схему ее единоличной ответственности по долгам СССР. После роспуска Межгосударственного совета Россия оказалась единственным полномочным представителем большинства правопреемников СССР в отношениях с Парижским и Лондонским клубами кредиторов, столкнувшись с трудностями оценки реальной стоимости государственных финансовых активов в форме государственных кредитов, представленных Советским Союзом в основном странами социалистической ориентации. Существенная часть кредитов выделялась на основе политических решений под поставку военной техники и оружия, а суммы кредитов учитывались в переводных рублях. В странах-должниках СССР сменились политические режимы, так что требовались длительные переговоры для признания долгов. 
     В 1975-1985гг. внешний долг СССР возрос в 2 раза, тогда как за более короткий период 1986-1992гг. - в 2,5 раза. В целом после 1985г. темп роста задолженности удвоился и составил 41,7% в среднем за год (при падении ВВП). 
     Внутренний государственный долг СССР с 1970г. по 1990г. возрос в 13,1 раза. В конце 1988г. при обсуждении проекта бюджета на 1989г. речь шла об изыскании средств для покрытия его дефицита в размере около 100 млрд. рублей. По итогам 1989г. дефицит государственного бюджета достиг 120 млрд. рублей. В бюджете на 1990г. его намечалось сократить до 60 млрд. рублей, а в 1991 г. - до 27 млрд. рублей. Был впервые обнародован объем государственного внутреннего долга СССР, составивший на конец 1989г. около 400 млрд. рублей. 
     Для мирного времени рост внутреннего долга был исключительно динамичным. Если это было привычным явлением в годы Великой отечественной войны и в восстановительный период, то на этапе «развитого социализма» это означало использование «встроенного стабилизатора» экономики по схемам западных стран, особенно практикуемым в период кризисов перепроизводства, где используются и схемы «цикличного бюджета». Не вполне правомерно полагать, что крупные заимствования специфичны лишь для трансформационных рыночных преобразований. Тенденция их роста постоянно проявлялась как тенденция увеличения «платы» за неэффективное хозяйствование. Она неизбежно усилилась вследствие ухудшения социально-экономического положения после распада СССР, тем более что встал вопрос распределения внешнего долга СССР. 
     Государственный долг формируется как результат внутренней и внешней долговой политики. Объем внешнего долга СССР в конце 1990г. при обсуждении проекта бюджета на 1991г. был представлен величиной, которую надо увеличить до 39 млрд. рублей по официальному курсу Госбанка СССР. В то время он составлял 55 копеек за 1 доллар. Следовательно, величина задолженности в пересчете на доллары должна была составить около 71 млрд. долларов. Поскольку Россия не смогла после распада Советского Союза «распределить» между республиками его внешний долг и стала его правопреемницей, общая величина формирующегося суверенного долга включала и это наследие. Углубление кризиса потребовало новых заимствований. Для них была создана институциональная основа - в 1992г. Россия вступила в Международный валютный фонд и могла обслуживаться Всемирным банком (МБРР), а также Европейским банком реконструкции и развития. Поэтому история суверенных интенсивных заимствований России у названных международных организаций связывается с 1992г. После 1992г. полученные Россией кредиты состоят из кредитов международных финансовых институтов, правительств иностранных государств и частных кредиторов. 
     Одной из основных проблем российской экономики времен переходного периода стал непомерно возросший внутренний государственный долг. 
     В самом начале рыночных реформ дефицит федерального бюджета финансировался главным образом за счет прямого кредитования Центробанка РФ. В мае 1993г. правительством было принято решение о запрещении прямого кредитования и создан рынок краткосрочных государственных облигаций. На еженедельных аукционах размещались новые выпуски государственных ценных бумаг, доход от которых направлялся на финансирование дефицита бюджета, а участниками рынка были как российские юридические и физические лица, так и Центробанк РФ. Вплоть до 1996г. данный рынок рос, более того, периодически использовался для привлечения избыточной рублевой массы с целью снижения давления на валютный рынок и инфляции. 
     Учитывая высокую доходность на данном сегменте рынка, а она в определенные отрезки времени превышала 200% годовых в реальном исчислении (за вычетом инфляции), внутренний долг возрастал в геометрической прогрессии и его обслуживание к середине 1996г. превратилось в серьезную проблему - государственные заимствования требовали значительно больше ресурсов, чем были внутренние ликвидные сбережения, при этом возможность внешних заимствований оставалась весьма ограниченной. Для решения данной проблемы был найден вполне логичный выход - в 1996г. на данный сегмент был разрешен доступ внешним инвесторам. Вполне естественно, что зарубежные инвесторы, ориентированные на доходность в 18-20% в долларах США, присущую развивающимся рынкам, сочли российские госбумаги привлекательными инструментами, и в скором времени доля внешних инвестиций достигла 30% от объема рынка, а доходность снизилась до 17-19% годовых. Широкий доступ нерезидентов на рынок внутреннего государственного долга позволил снизить нагрузку на бюджет в части расходов на обслуживание долга и облегчить получение кредитов для реального сектора. При этом резко возросла зависимость российской экономики от конъюнктуры мировых финансовых рынков. 
     Интересно, что даже в 1998 г., когда начался финансовый кризис, сумма внутреннего и внешнего российского долга по международным меркам была небольшой - примерно 54% ВВП. Для сравнения: отношение совокупного долга стран ЕС к их ВВП в 1996г. составляло 70,4%, США - 63,1%. Но дело в том, что темпы роста российской задолженности были чрезвычайно высоки. Стремительное расширение рынка ГКО/ОФЗ в 1995-1997гг. совпало с рекордным по объему притоком иностранных капиталов на развивающиеся рынки, в том числе в Россию. Значительную часть долговых обязательств государства приобрели иностранные инвесторы. Но после вспышки «азиатского» кризиса 1997г. их готовность к риску сменилась осторожностью, начался отток капиталов. Тяжесть положения усугублялась тем, что более половины внутренних обязательств были краткосрочными (со сроком погашения менее года), в июне 1998г. они почти в 4 раза превышали официальный показатель валютных резервов. 
     От сильного внешнего шока (из-за падения сырьевых цен на мировом рынке и оттока капиталов с развивающихся рынков) эта уязвимая долговая конструкция, основанная на постоянном рефинансировании старых долгов новыми, рухнула. К апрелю 1998г. бюджет начал работать на ГКО. Накануне 17 августа 1998г. казна выплачивала по 1 млрд. долларов в неделю по старым облигациям, а покупать новые инвесторы перестали. На выплаты по ГКО/ОФЗ уходило до 70% доходов бюджета. Инструмент покрытия дефицита бюджета превратился в свою противоположность. Рефинансировать долг на финансовом рынке бы.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%