VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Государственный долг, его причины и последствия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000060
Тема: Государственный долг, его причины и последствия
Содержание
   Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.»
Кафедра «Экономическая теория и экономика труда»




Расчетно-графическая работа

По дисциплине «Экономическая теория: макроэкономика»
Вариант № 12
Тема: «Государственный долг, его причины и последствия».



Выполнил: 
студент группы Б2ЭКОН12
Пулин Д.М.
Проверила:
Богаченко Е.Д.

Саратов 2013 г.

План
Введение

1. Сущность, формы и виды государственного долга

1.1. Причины возникновения государственного долга

1.2. Формы и виды государственного долга

2. Роль государственного долга в функционировании рыночной экономики

2.1.  Классический подход

2.2. Альтернативный подход

3. Государственный долг России

3.1. История государственного долга России

3.2. Государственный долг России в настоящее время

Заключение

Список использованной литературы




Введение
     В условиях глобализации каждая из стран мирового сообщества выступает в качестве элемента сложного экономического механизма, как следствие, изменение экономического состояния отдельного государства имеет существенное влияние на других участников сообщества. Наиболее ярким примером взаимного влияния государств может послужить целая цепочка долговых кризисов, охвативших США, Японию, страны Европейского союза и другие страны в 2010-2012гг., и, по мнению аналитиков, ожидаемый - в России в 2015-2016гг. Указанные явления и прогнозы стали основой для роста внимания со стороны экономистов всех стран к проблемам совершенствования и повышения эффективности государственной долговой политики. 
     По оценкам экономистов - проблема государственного долга - это ключ к макроэкономической стабильности в стране. От решения указанной проблемы зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляция, инвестиционный климат. Экономические события последних лет, обозначили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная проблема будет оставаться важнейшим предметом для изучения и в ближайшей перспективе.
     В настоящей работе мы планируем изучить и, по возможности, спроецировать на пример Российской Федерации, следующие вопросы:
1. суть государственного долга 
2. причины возникновения государственного долга;
3. последствия государственного долга;
4. влияние государственного долга на развитие экономики 

1. Бюджетный дефицит как основа формирования государственного долга 
1.1. Понятие государственного долга
     Термин «государственный долг» в экономической теории обозначает сформировавшаяся к определенному моменту сумма дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо. Согласно ст.97 Бюджетного Кодекса РФ, государственным долгом считаются долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, другими государствами и иными субъектами международного права, включая, обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
     Государственный долг может быть следствием экономической политики государства. Идея привлечения государством инвестицией для решения различных социально-экономических задач является обычной практикой. Почти каждая страна мира использует внешние источники финансирования. Большинство из них имеют дефицитные бюджеты и испытывают нехватку собственных ресурсов для реализации внутренних вложений, проведения социально-экономических преобразований, погашения долговых обязательств по внешним займам. Так, например, в США в период с 1983 по 1992 г. дефицит федерального бюджета составлял 207 млрд. долл. в год. Хронический дефицит современного платежного баланса весьма присущ для Швеции, Новой Зеландии, Испании, Австралии и других государств.
     Государство использует все возможные способы и приемы для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного компенсирования бюджетных расходов. Мобилизации временно свободных денежных средств населения и организаций позволяет организацию дополнительных финансовых ресурсов государства. Вследствие неравномерного получения доходов, у населения периодически образуются временно свободные денежные средства. Вместе с этим, граждане могут намеренно ограничивать собственные потребности в целях накопления денежных средств на покупку дорогостоящих товаров или недвижимости. Похожие тенденции существуют и в движении финансовых ресурсов организаций (неравномерное получение выручки, зависящей от сезона, временно свободные резервные фонды и т.д.). Создание долга - это механизм, с помощью которого определённые финансовые средства передаются лицам, способным реализовывать расходы. Если потребители или бизнес не склонны к заимствованиям, и частная задолженность возрастает недостаточно стремительно для выделения растущего объема сбережений, эта функция выполняется приростом государственного долга. Иначе экономика отклонится от состояния полной занятости ресурсов. 
     
     
     
    1.2. Формы и виды государственного долга
     В макроэкономической теории существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, заложенного в основу той или иной классификации (рис. 1).
     Наиболее встречающаяся классификация гос. долга – по месту размещения, согласно которого выделяют внешний и внутренний долг:
     Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в национальной валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении. 
     Формально внешними займами являются такие займы, которые заключены на иностранных биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по сути под внешними займами следует понимать только то, что находится в руках иностранных кредиторов; формально внутренний заем в состоянии попасть в руки иностранцев и обратно.
     
     Внешний государственный долг - это одна из составных частей государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед иностранными кредиторами. Обладание внешним долгом для каждой страны является нормальной практикой. Тем не менее существуют рамки, за пределами которых рост внешнего долга становится рискованным. Глобальное привлечение вкладов может сделать страну зависимой от кредиторов. Для сравнительной характеристики величины государственного долга в мировой практике применяются особые показатели – относительные параметры внешнего долга. Эти параметры содержат отношение долговых платежей к экспорту товаров и услуг. Согласно классификации Международного банка реконструкции и развития, низким уровнем внешней задолженности является отношение менее 18 %; умеренным – 18-30%. 
     По сути, присутствие внешнего долга предполагает передачу части созданного продукта за пределы страны. Увеличение внешнего долга снижает международный престиж страны и вызывает недоверие населения к политическому курсу её правительства. Роль основных кредиторов внешнего долга государства обычно играют другие государства, международные финансовые организации и иностранные частные фонды. 
     Внутренний государственный долг является второй составной частью государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед местными кредиторами. Экономически развитые страны обычно обладают высоким государственным внутренним долгом. Тем не менее велика разница в причинах, способах создания и особенностях аспектов функционирования данного вида долга. Государственный долг и породившие его дефициты могут быть тщательно спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития. 
     Внутренний государственный долг анализируется как «заем нации сам себе» и не обладает влиянием на общую величину совокупного богатства нации. Определенные негативные последствия по контролю над таким долгом закрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов во вложения в инвестиции или развитие экономики страны. Но при этом существует и ряд негативных результатов присутствия внутреннего государственного долга. Во-первых, погашение задолженности совершается за счет средств из бюджета, то есть за счет налогоплательщиков. Следовательно, происходит переход доходов к обладателям государственных акций, которыми зачастую являются состоятельные слои общества. Во-вторых, увеличение налогов приводит к макроэкономическим последствиям, таким как снижение количества инвестиций в стране. В-третьих, работает эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. То есть выход государства на ссудный рынок обостряет конкуренцию на денежном рынке, что за собой приводит к росту процентных ставок на денежный капитал. Всё это отнимает у частного сектора какую-то долю инвестиций и, соответственно, замедляет экономическое развитие страны.
     Кроме классификации по месту размещения, в экономической   литературе достаточно часто встречается классификация гос. долга по расходов, согласно которой выделяют капитальный и текущий.
     Капитальный государственный долг - это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по данным обязательствам. 
     Текущий долг состоит из расходов государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств с наступившим сроком. 
     Согласно современному законодательству, выделяются государственный и общегосударственный долг. Общегосударственный долг более широкое понятие и включает в себя вместе с задолженностью Правительства РФ ещё и долги органов управления республиками, входящих в состав России. 


    2. Управление государственным долгом	
    2.1. Основные причины увеличения государственного
     Государственный долг возникает в условиях, когда правительство использует займы как одну из форм привлечения денежных ресурсов для увеличения воспроизводства и удовлетворения потребностей населения. 
     Главными причинами увеличения государственного долга являются:
     a. повышение государственных расходов в военное время либо во время других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита дает в краткосрочном периоде смягчить инфляционное напряжение, избежав роста денежной массы, и не прибегать к увеличению налогов;
     b. циклические спады и встроенные стабилизаторы1 экономики; сокращение налогов в целях стимулирования экономики.
     c. усиление влияния политического бизнес - цикла в последние годы, связанное с проведением "популярной" макро­экономической политики увеличения государственных расходов и сни­жения налогов перед очередными выборами;
     d. повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере вследствие чего:
     * увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение;
     * увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест.
     Налоговые отчисления в государственный бюджет и показатель налогового бремени в экономике в долгосрочной перспективе имеют тенденцию к снижению, так как:
     1. в целях стимулирования экономики целенаправленно сокращается "налоговый клин";
     2. все системы налогообложения включают значительное количество льгот;
     3. нередко налоговые сборы снижаются из-за неудовлетворительной организации налогообложения (неэффективный та­моженный контроль, неудовлетворительные налоговые службы, низкая собираемость налогов и т.д.). Этот фактор особенно рельефно обнаруживается в переходных экономиках, в том числе и в российской;
     4. в переходных экономиках налоговые отчисления в бюджет также падают из-за регресса в традиционных отраслях производства;


2.2. Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита
     Потребность в кредитных средствах возрастает, если правительство выпускает в целях финансирования облигации государственных займов, что приводит к подъему средних рыночных ставок процента. Если внутренние процентные ставки изменяются без проблем, то их повышение может быть в достаточной мере большим для того, чтобы отвлечь банковские кредиты из частного сектора. В результате частные внутренние инвестиции, чистый экспорт и частично потребительские расходы - снижаются, вызывая "эффект вытеснения", который значительно ослабляет стимулирующий потенциал фискальной политики. Если внутренний рынок капиталов слабо развит, процентные ставки относительно фиксированы и возможности размещения облигаций среди населения ограничены, что типично для многих переходных экономик, то растущий частный сектор внутри страны обычно предъявляет повышенный спрос на иностранные активы, что неизбежно нарушает равновесие платежного баланса по капитальному счету. Более того, если правительство намерено финансировать значительную часть своего бюджетного дефицита через продажу облигаций, то оно не может одновременно проводить жесткую финансовую политику, удерживая ставку процента ниже ожидаемого уровня инфляции. 
     Облигации будут пользоваться спросом только при достаточно привлекательном уровне доходности. Если же этот показатель будет низким (или отрицательным), то возможности внутреннего долгового финансирования бюджетного дефицита сильно уменьшаться даже вне зависимости от степени развития внутреннего рынка капитала. В этом случае экономические агенты будут стремиться приобрести товары или вложить свои финансовые средства за рубежом, ограничивая тем самым возможности правительства финансировать бюджетный дефицит из внутренних небанковских источников и ухудшая состояние платежного баланса. Эта непропорциональность может увеличиться на фоне ожиданий девальвации национальной валюты, что способствует нарушению равновесия счета операций на данный период времени и формирует вероятность кризиса платежного баланса. С данной точки зрения внутреннее долговое финансирование дефицита государственного бюджета оказывает наиболее сильное отрицательное влияние на платежный баланс при сравнительной стабильности внутренних ставок процента, чем при их повышении, хотя в последнем случае "эффект вытеснения" оказывается более значительным. В случае оптимистических ожиданий роста прибылей у частного бизнеса этот "эффект вытеснения" может быть частично или полностью ликвидирован увеличением инвестиционного спроса. Таким образом, в обстановке доверия к политике правительства и ЦБ один и тот же механизм - внутреннее долговое финансирование дефицита государственного бюджета - может одновременно как вызвать эффект вытеснения, так и неполно исключать его. Чем менее эластично внутреннее предложение в переходной экономике, тем важнее, при прочих равных условиях, может оказаться "эффект вытеснения". Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита часто рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Но этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а лишь откладывает данный рост. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется меньше, чем при их размещении в ЦБ. Тем не менее последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления. В случае обязательного размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие или даже отрицательные процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое подъём доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста. Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его содержание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это основательно ограничивает потенциал снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. 
     В целом в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с сравнительно умеренными издержками только лишь в тех случаях, когда:
* трудно осуществлять контроль обеспечение кредитов частному сектору;
* внутреннее предложение условно эластично;
* внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, в то время как существующая внутренняя задолженность незначительна;
* сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.
     Также к внутренним долговым финансированиям бюджетного дефицита принадлежит монетизация. В случае монетизации дефицита, неоднократно возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж -следствие превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, приводящее к повышению среднего уровня цен. В итоге все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог и часть их доходов перераспределяется в пользу государства посредством возрастания цен.
     В условиях повышения уровня инфляции возникает "эффект Танзи" - сознательная задержка налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Возрастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
     Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться напрямую эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - так, например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

    2.3.	Внешнее долговое финансирование государственного долга
     Альтернативные возможности внешнего льготною финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит бюджета не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов. Нередко, однако, эти возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т. д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования при отсутствии гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.
     
     Использование внешнего долгового финансирования бюджетного дефицита оказывается относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительно стабилизировать валютный курс. Внутренние ставки процента поднимаются особенно значительно в том случае, когда стимулирующая фискальная политика Правительства сопровождается ограничением предложения денег Центральным Банком в целях снижения уровня инфляции. В этих условиях зарубежный спрос на ценные бумаги данной страны увеличивается, что вызывает приток капитала.
     
     Возросший зарубежный спрос на отечественные ценные бумаги сопровождается повышением спроса на национальную валюту, необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной валюты проявляет тенденцию к повышению, что способствует снижению экспорта и увеличению импорта. Если не удается поддержать валютный курс относительно стабильным, то сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на национальную экономику: в экспортных и в импортозамещающих отраслях снижаются занятость и выпуск, возрастает уровень безработицы. Поэтому первоначальное стимулирующее воздействие бюджетного дефицита может быть ослаблено не только за счет «эффекта вытеснения» инвестиций и потребительских расходов, но и за счет отрицательного «эффекта чистого экспорта», ухудшающего состояние платежного баланса страны по счету текущих операций. Этот отрицательный «эффект чистого экспорта может рассматриваться и как составная часть общего «эффекта вытеснения», который в таком случае означает снижение всех трех компонентов негосударственных расходов - потребления, инвестиций и чистого экспорта - в ответ на увеличение расходов Правительства. Но одновременно с этим приток капитала способствует относительному снижению внутренних процентных ставок. В итоге масштабы «эффекта вытеснения» относительно сокращаются, причем его элиминирование оказывается тем более существенным, чем выше международная мобильность капитала и активнее его приток в данную страну. В то же время внешняя задолженность увеличивается. Обслуживание растущего внешнего долга предполагает передачу части реального выпуска продукции в распоряжение других стран, что может вызвать сокращение национального производства в будущем.
     
     Увеличение внешней задолженности происходит в данном случае в известной мере «автоматически», так как часть долговых обязательств Правительства, которые раньше размещались на внутреннем рынке, теперь уходит на мировой финансовый рынок, и, таким образом, происходит своеобразное «превращение» части внутреннего долга во внешний.
1Встроенный стабилизатор - любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета в период спада и увеличивать его положительное сальдо в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков.
---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

16


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44