VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Государственные бюджет.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000761
Тема: Государственные бюджет.
Содержание
     КУРСОВАЯ РАБОТА
     :на тему


Государственные бюджет:Доходы и расходы





	




























	



Введение
1. Государственный бюджет

1.1Понятие государственного бюджета, его роль и функции
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система
1.3 Бюджетный дефицит
   2.Доходы государственного бюджета
3.Расходы государственного бюджета	






















ВВЕДЕНИЕ

    Определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого   современного   общества   играет   государственное   регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.  Одним  из наиболее   важных   механизмов,   позволяющих    государству    осуществлять экономическое  и  социальное  регулирование,  является  финансовая   система общества, ее главное звено – государственный  бюджет.  
    Государственный бюджет – это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость социального положения страны. Он может влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальную сферу.
    Целью данной работы является углубленное изучение государственного бюджета,  его функций, а так же рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь.
     Задачами  данной работы является:
    1) изучить содержание понятия «государственный бюджет»;
    2) определить функции государственного бюджета, его структуру;
    3) оценить роль государственного бюджета Республики Беларусь в развитии экономики, выявить пути совершенствования бюджетной политики, позволяющей эффективно воздействовать на экономическую активность, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
    Объектом исследования курсовой работы является государственный бюджет, а предметом исследования — сущность и роль государственного бюджета. 
    Актуальность данной темы заключается в том, что государственный бюджет занимает особое место в финансовой и экономической системе каждой страны, определяет доходы и расходы, а также играет важную роль в проведении экономической и социальной политике.
    При написании курсовой работы использовались законодательные и нормативные акты, Указы Президента РБ, Постановления Правительства РБ, Законы, Инструкции Министерства по налогам и сборам РБ, инструктивно-методический материал, учебная и монографическая литература, материалы периодических изданий, а также материалы статистических справочников и ресурсы сети  Интернет, учебно-методические пособия экономистов-теоретиков, данные годовых отчётов, учетная политика и устав государства.
	
1.1 Понятие государственного бюджета, его роль и функции
    Государственный бюджет – от лат. bougette – кожаный мешочек; или от англ. budget – казна, кошелек.
    Государственный бюджет – ведущее звено национальной финансовой системы, непосредственно связанное с налоговой системой страны. Здесь речь ведется о прямых денежных доходах и расходах государства [1,с.334].
    С экономических позиций государственный бюджет (казна) вступает как система денежных отношений между государством, физическими и юридическими лицами по поводу формирования и использования централизованных денежных ресурсов в соответствии с установленными обязательствами. Реально это – инструмент перераспределения пофакторных доходов, или ВВП в пользу государства.
    Государственный бюджет есть достаточно сложная категория, поэтому требуется ее конкретизация через другие экономические категории (доходы и расходы, налоги и сборы, дефицит, государственный долг, государственный заем и т. д.) [11,с.36].
    С юридической точки зрения госбюджет есть финансовый план государства, или как говорят профессионалы – роспись доходов и расходов правительства на определенный период времени, которая утверждена в законодательном порядке. Обычно финансовый план государства составляется на календарный год, но в ряде стран начинается, например, с 1 апреля, 1 июля или 1 октября, что имеет свое экономическое обоснование [1,с.336]
    Отметим и то, что бюджет имеет силу закона, разрешающий правительству страны собирать и расходовать денежные средства. Не случайно развитие бюджетной практики тесно связано со становлением государственного строя.
    Если рассмотреть с истории, то Белорусские земли накопили первый опыт формирования бюджетных отношений еще в период вхождения в состав государства Киевская Русь (9 – 12 вв.), где свод законов получил название «Русская Правда». В те далекие времена государственная казна пополнялась как материальными ценностями, так и денежными доходами. Волости и крупные города формировали свою казну, которая со временем стала прообразом местного бюджета. 
    Объединение в 13 веке под властью великого князя Миндовга белорусских земель, Черной Руси (Новогрудок, Гродно), Пинско-Туровского княжества, Литовского княжества и княжеств Полоцкой Руси, а также соседних русских и украинских земель привело к формированию ВКЛ.
    Исследования показали, что в ВКЛ, территория которого простирается от Балтийского до Черного моря, сложилась эффективная многоуровневая система сбора различных податей и таможенных сборов. Преимущественное развитие получил денежный оброк, что стимулировало развитие денежных отношений. Постепенно происходило цивилизованное отделение финансов государства от личной казны самого князя. В доходах государственной казны ВКЛ присутствуют дары, принудительные налоги и пошлины, а также целевые налоги. Собранные средства использовались на общегосударственные нужды [15,с.336].
    Функции государственного бюджета. В качестве основных задач государственного бюджета выделяются:
* Регулирование и стимулирование национальной экономики;
* Стимулирование научно-технического прогресса и ускорение инновационного развития страны;
* Региональное перераспределение денежных ресурсов в пользу проблемных территорий;
* Социальная защита населения и выравнивание в стране уровня жизни (социальная функция); 
* Обеспечение экономической безопасности государства.
    Аккумуляция финансовых средств связана с необходимостью финансировать ряд услуг, или производство общественных благ, которые государство предоставляет населению страны. 
    Регулирование национальной экономики предполагает маневр материальными и денежными ресурсами, создание стимулов для развития. Дорогостоящим мероприятием всегда выглядит государственная инвестиционная программа.
    НТП в современных условиях связан с разнообразными финансовыми рисками, требует больших затрат ресурсов. Поэтому государство принимает на себя финансирование и организационную поддержку крупных научно- технических проектов, включая и проекты «двойного назначения» [3,с.137].
    Для преодоления неравномерности развития территорий страны (область, земля, район и т. п.) и выравнивания уровня предоставления базовых социальных услуг (образование, здравоохранение) государство вынуждено перераспределять денежные ресурсы. 
    Исполнение бюджетом социальной функции лежит в основе современной теории государственных финансов. Не случайно бюджеты ведущих стран мира в первую очередь представляют созвездие социальных программ.
    Справка. В ХIХ веке пионером в социальном строительстве выступила Германия, где за счет государственных средств под воздействием немецких социал-демократов впервые принялись создавать национальную систему социальной  защиты. Впервые в мире были введены пенсии, пособия по безработице. Государство принялось финансировать народные больницы, детские сады и т. п. [7,с.334]
    Обратим внимание на то, что перечисленные выше функции бюджета образуют весьма противоречивую систему.
    Так, изъятие налогов в бюджете есть тормоз для развития частного сектора. Ведь из-за налоговой нагрузки бизнес лишается определенной части  финансовых ресурсов. Но контраргумент здесь таков: денежные средства, мобилизованные и израсходованные государством на развитие национальной системы образования, есть инвестиции в человеческий капитал. Наличие у страны современного интеллектуального потенциала создает благоприятные условия для экономического развития, в том числе и для сектора национальной экономики.
    Таким образом, современное государство через бюджет имеет возможность активно воздействовать на все стороны национального воспроизводства, регулировать темпы экономического роста.
    
    
     1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система
     
     Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
     Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.
     Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.
     Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.Схема бюджетной системы Российской Федерации приведена на рис.1. 
     
     
     Рис. 1. Бюджетная система РФ
     
     Бюджетное устройство любой страны определяется ее государственным (административно-территориальным) устройством.
     Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
     1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных 	фондов;
     2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) 	и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
     3) местных бюджетов.
     В настоящее время бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетом, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
     Консолидированный бюджет РФ представляет собой свод республиканского бюджета РФ и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований. Этот бюджет используется для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти. Советы министров республик составе РФ, исполнительные органы субъектов Федерации также составляют консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий.
     Следует отметить, что в состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В соответствии с законом о федеральном бюджете выделены следующие целевые бюджетные фонды:
     Федеральный дорожный фонд РФ;
     Фонд развития таможенной системы РФ;
     Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
     Фонд развития Федеральной пограничной службы РФ;
     Фонд Министерства РФ по атомной энергии;
     Федеральный фонд Государственной налоговой службы РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ;
     Федеральный экологический фонд РФ;
     Фонд восстановления и охраны водных ресурсов;
     Государственный фонд борьбы с преступностью.
     Целевые бюджетные фонды гарантируют с большей надежностью их использование по назначению.
     Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
     Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды, субъектов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных средств. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, в настоящее время имеется тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет. Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного фонда РФ.
     Итак, бюджетная система современной России состоит из трех звеньев: Федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (Бюджетный кодекс РФ, принятый в 1998г. и вступивший в силу с 1 января 2000г.).
     Принципы функционирования бюджетной системы РФ.
     Функционирование бюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах: 
     1) единство бюджетной системы; 
     2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной 	системы; 
     3) самостоятельность бюджетов разных уровней; 
     4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетовгосударственных внебюджетных фондов; 
     5) сбалансированность бюджета; 
     6) эффективность и экономность использования бюджетных средств;
     7) общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
     8) гласность;
     9) достоверность бюджета; 
     10)адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
     1. Принцип единства бюджетной системы – это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.
     2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
     3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов, который означает:
     1) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
     2) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
     4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
     5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
     6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
     4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
     5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
     6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
     7. Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
     8. Принцип гласности предполагает: 
     1) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; 
     2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
     9. Принцип достоверности бюджета – это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
     10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
     Вывод.Следует обратить внимание, что из всех перечисленных принципов только принцип единства, самостоятельности и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы можно отнести собственно к принципам построения бюджетной системы. Однако именно они определяют бюджетную систему как единое целое. Остальные принципы, при всей их важности, в большей степени определяют бюджетный процесс.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
4. Бюджетный дефицит.
    
    Государственный бюджет, как и всякий баланс предполагает выравнива-ние доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).
    Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с решением острых социальных проблем или с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.
     Если в прошлом бюджетный дефицит возникал достаточно редко и был обычно связан с чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня он стал типичен для большинства стран рыночной экономики. 
    
    Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.) приводит к «проеданию» бюджетных средств, а не к умножению общественного богатства. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика. 
    Однако бюджетный дефицит не может служить показателем, характеризующим состояние экономики страны, и бездефицитный бюджет ещё не означает экономического благополучия. Сегодня многие экономисты исходят из того что в период спадов вполне допустим значительный бюджетный дефицит, а небольшой недостаток не опасен и может существовать довольно длительное время. Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП [2]. Проблемой становится продолжительный значительный и возрастающий дефицит, следствием которого может стать неконтролируемая инфляция.
    Бюджетная несбалансированность может быть и полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.
    Экономисты предлагают три основных подхода к проблеме сбалансированности бюджета.
    
    Первый подход связан с ориентацией на ежегодную сбалансированность бюджета, что означает объявление его сбалансированности основной целью государственных финансов. Такая ориентация фискальной политики сводит на нет её антициклический и стабилизационный характер. Ежегодно балансируемый бюджет на самом деле усугубляет колебания экономического цикла, вызывает ускорение инфляции. Это происходит потому, что в условиях депрессии, значительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступлений в государственную казну, и в такой ситуации правительство, стремясь балансировать бюджет,  должно либо увеличивать налоги, либо сокращать государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Но эти меры являются сдерживающими  по своему характеру: каждая из них ещё больше сокращает совокупный спрос, что приводит к дальнейшему снижению общественного производства. 
    В противоположном случае, при профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста доходов, чтобы не допустить превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить расходы, либо сделать и то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали.
    
    Второй подход предполагает достижение сбалансированности бюджета в течение экономического цикла, при этом он не должен балансироваться ежегодно. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Для того, чтобы  противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего подъема и проявления инфляции необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Таким образом правительство может сбалансировать бюджет не на ежегодной основе, а в период в несколько лет.
    Сторонники этой концепции считают, что надо стремиться к балансу бюджета в течение всего цикла деловой активности. С точки зрения кейнсианцев, этого можно достичь с помощью продуманной фискальной политики. Монетаристы предлагают придерживаться рациональной политики денежного обращения. Защитники этой теории считают что бюджет выступает инструментом антициклической политики.
    Однако, ключевой проблемой такого подхода, несмотря на его внешнюю привлекательность является его явная упрощенность. Дело в том, что подъемы и спады в экономическом цикле неодинаковы по глубине и длительности. Длительный и глубокий спад может сменяться краткосрочным и небольшим подъемом и наоборот. И в том, и в другом случае будет наблюдаться циклическая разбалансированность государственного бюджета.
    
    Третий подход к регулированию государственного бюджета связан с концепцией функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. При этом вопрос о ежегодной или циклической сбалансированности бюджета – второстепенный. Основной целью государственных финансов является макроэкономическая стабильность, а сбалансированность госбюджета рассматривается как один из составляющих элементов такой стабильности. В соответствии с этим подходом, развитие экономики может сопровождаться бюджетными дефицитами или профицитами. Предполагается, что макроэкономическая стабильность и экономический рост автоматически оказывают положительное воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга.


    Характер бюджетного сальдо – дефицит или излишек – определяется состоянием экономики в целом. При данном объеме государственных расходов и данной ставке налогообложения бюджетное сальдо зависит от масштабов национального производства. Чем больше объем производства, тем выше налоговые поступления. В то же время правительственные расходы (на оборону, социальные нужды, управление) мало зависят от уровня дохода [2]. Таким образом, при низком уровне дохода будет наблюдаться бюджетный дефицит, при высоком – бюджетный излишек.
    
    T, G
сбалансированный
                                                                        бюджет
		
бюджетный	
	дефицит	



                                                                                                          бюджетный
					E			излишек

Y
			


Рис. 1. Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит
государственного бюджета
G – государственные расходы;  T – налоговые поступления; Y – доход. В точке E – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G
    
    
    То или иное бюджетное сальдо не всегда является свидетельством изменения макроэкономической ситуации в стране, оно может быть следствием проводимой правительством фискальной политики, направленной на решение тех или иных макроэкономических задач.
    Для того, чтобы выделить воздействие на бюджетное сальдо целенаправленных мероприятий правительства, используется «бюджет полной занятости» - состояние бюджета в условиях функционирования экономики при естественном уровне безработицы.
    Дефицит бюджета полной занятости (структурный дефицит) характеризует разность между доходами и расходами государственного бюджета при данном уровне налогообложения и государственных затрат и потенциальном ВНП, соответствующем естественному уровню безработицы. Структурный дефицит – это превышение расходов над доходами, вызванное политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада и оживления экономики.
    Разность между фактическим бюджетным дефицитом и дефицитом полной занятости называется циклическим дефицитом. Циклический дефицит – это дефицит вызванный спадом производства, превышением фактической безработицей своего естественного уровня, результатом чего является сужение налогооблагаемой базы, увеличение расходов на социальные нужды и поддержание общественно необходимых секторов экономики.
    Рост структурного дефицита означает, что правительство проводит стимулирующую политику: увеличивает расходы и сокращает налоги, что вызывает рост совокупного спроса и положительно влияет на выпуск продукции. Сокращение структурного дефицита, напротив, свидетельствует о проведении сдерживающей политики.
    Также в зависимости от проводимой финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным.
    Активный дефицит обусловлен политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.
    Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.
    
     Бюджетный дефицит оказывает в свою очередь влияние на кредитно-де- нежное хозяйство и функционирование экономики в целом. В условиях  существования бюджетного дефицита правительство вынужденно искать источники его покрытия. Среди них важнейшими являются денежная эмиссия и государственные заимствования (займы в центральном банке, займов в частном секторе и внешние заимствования).
    Эмиссия  денег является самым простым  методом покрытия  бюджетного дефицита. Большинство стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению неоднократно использовали дополнительную эмиссию для этих целей. Правительства особенно часто применяют это средство в критических ситуациях – во время войны или длительного кризиса. Избыточная эмиссия широко применяется и в настоящее время во многих развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой. Такая эмиссия приводит к весьма отрицательным последствиям для экономики. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения и предприятий, стремительно снижается  курс национальной валюты, в итоге всё это приводит к воспроизводству бюджетного дефицита.
    Для сохранения экономической и социальной стабильности правительства стараются всячески избегать неоправданной эмиссии денег. С этой целью в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость эмиссионного банка от законодательной и исполнительной власти. Он не обязан финансировать правительство, таким образом ставится преграда неконтролируемой инфляции, которая могла бы начаться если бы деньги печатались по желанию правительства.  
    Наиболее надежным источником финансирования дефицита бюджета являются государственные займы, которые подразделяются на краткосрочные (до 1 года или 3 лет), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (свыше 5лет). Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков. Государственные займы более безопасны по сравнению с эмиссией, но и они оказывают негативное влияние на экономику. Во-первых, в некоторых случаях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг, что искажает действие рыночных механизмов и мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. Во-вторых, даже  при свободном  размещении,  когда правительство создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами государственных ценных бумаг, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. При этом происходит сокращение предложения кредитных ресурсов, так как государственные ценные бумаги отвлекают часть свободных денежных средств. Вместе с этим повышение спроса со стороны государства на денежные средства ведет к росту процентных ставок, а следствием этого является сокращение инвестиций в реальный сектор экономики. В результате возникает «эффект вытеснения» частных инвестиций. Однако, как подтверждают эмпирические данные, этот эффект имеет наиболее явное и отрицательное проявление при ограниченных ресурсах и высоком уровне занятости, тогда как при избыточных ресурсах и соответствующей денежной политике вместо «эффекта вытеснения» может появиться стимул для активизации инвестиционной деятельности.

    Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономических проблем путем государственных заимствований порождает государственный долг. Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
    Внутренний государственный долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов. Они оформляются путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги  подразделяются на: краткосрочные казначейские обязательства (со сроком по- гашения до 1 года), среднесрочные – ноты (до 5 лет) и долгосрочные облигации (свыше 5 лет). Основными держателями государственных ценных бумаг являются правительственные учреждения и фонды, центральный и коммерческие банки, другие финансовые институты, население. На долю государственных ценных бумаг приходится до 90% всей суммы государственного долга развитых стран. 
    Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные финансовые организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.). 
    Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погаш.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.