VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Государственное вмешательство в ценообразования цели и последствия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: M000519
Тема: Государственное вмешательство в ценообразования цели и последствия
Содержание
     Государственное вмешательство в ценообразования, цели и последствия.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     СОДЕРЖАНИЕ
     стр.

ВВЕДЕНИЕ	3
Глава 1. Микроэкономические основы государственного регулирования с сфере ценообразования.	5
1.1. Сущность государственного регулирования цен	5
1.2. Цели государственного вмешательства в рыночное ценообразование	6
1.3. Меры, методы и способы воздействие государственного на цены	9
1.4.Проблемы и последствия государственного вмешательства в процесс образования.	13
Глава 2.ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В АПТЕЧНОЙ СЕТИ «ВЕК ЖИВИ»	17
2.1.Анализ аптечного рынка г.Химки	17
2.2. Характеристика Аптечной сети «ВЕК ЖИВИ»	19
2.3.Ценовая политика  в аптечной сети «Век живи»	21
2.3 Совершенствование ценообразования аптечной сети «Век живи»	23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	28

     


ВВЕДЕНИЕ
     
     Политика стран с рыночной экономикой говорит о том, что все они в той или иной степени регулируют функционирование хозяйственного механизма.
     Система цен - один из самых важных элементов рыночной экономики, она взаимосвязана с иными элементами рыночного механизма и реагирует на их воздействие. В то же время цена - экономический инструмент и государством используется для регулирования экономических процессов.
     Поэтому проблема государственного вмешательства в ценообразование и государственного регулирования цен, является актуальной.
     Государственное вмешательство в ценообразование было впервые обосновано Кейнсом. Он не верил в рыночный саморегулирующийся механизм и считал, что для достижения экономического равновесия и обеспечения нормального роста нужно вмешательство извне. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не может.
     Значимость государственного вмешательства в ценообразование очевидна - только при грамотном и активном государственном вмешательстве возможно правильное, реальное ценообразование. Если же ценообразование не оптимально, то это приведет к дисбалансу всей экономической системы, что грозит упадком во всех отраслях экономики, и как следствие, всей страны.[6]
       Объект курсовой работы – аптечная сеть «Век живи».
     Предмет курсовой – отношения, которые возникают при государственном вмешательстве в ценообразование.
     Цель курсовой работы – изучение государственного вмешательства  в ценообразование.
     Задачи курсовой работы:
     - рассмотреть сущность государственного регулирования цен. 
     - определить цели государственного вмешательства в рыночное ценообразование 
     - изучить меры , методы и способы воздействие государственного на цены 
     - выявить проблемы и последствия государственного вмешательства в процесс образования. 
     - рассмотреть ценовую политику и ценообразование в аптечной сети «Век живи»	
     - определить методы совершенствования ценообразования аптечной сети «Век живи».	
     Теоретическая основа курсовой работы - труды зарубежных и отечественных ученых в области экономической теории, теории ценообразования и управления народным хозяйством: М. Гельвановского, Л. Абалкина, Р. Гринберга, С. Глазьева, И. Липсица, Р. Евстигнеева, С. Лушина, В. Наумова, В. Есипова, В. Сенчагова, Ч. Салимжанова, В. Чепланова, В. Слепова, Ю. Яковца, Г. Чубакова, К. Викселля, Р. Брейли, Дж. Кларка, Дж. Кейнса, А. Маршалла, Р. Лукаса, П. Самуэльсона, Ф. Модильяни, М. Фридмена, Дж. Тобина, Ф. Хайека, Й. Шумпетера, Дж. Хикса и т.д.
     Методологическая основа курсовой работы - общенаучные принципы математической логики и системного анализа, концепции рационального поведения участников рынка и рыночного равновесия. 
     


Глава 1. Микроэкономические основы государственного регулирования с сфере ценообразования. 

1.1. Сущность государственного регулирования цен
     
     Необходимость государственного регулирования появляется как из-за  несовершенства отдельных рынков (неединственность равновесия, его нестабильность, неполный учет результатов и затрат), так и в связи с необходимостью решения микроэкономических задач (обеспечение полной занятости, борьба с инфляцией, совмещение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и и т.д.). 
     Такое регулирование имеет целью стабилизировать равновесие или его сдвинуть, приблизить к равновесию или, наоборот, отклонить от него. Осуществляться оно может путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка (установление рыночных квот или государственных обязательных цен), путем применения финансовых инструментов (дотаций и налогов) и некоторыми иными методами.
     На свободном, конкурентном рынке цены на товары под воздействием разных факторов изменяются и уравновешивают предложение и спрос: при равновесной цене количество товаров, которое желали бы приобрести покупатели, соответствует предлагаемому продавцами количеству. Но итоги функционирования свободного рынка приводят в восторг не всех его участников. Потребители этого блага считают, что цена слишком высока и не позволяет каждому желающему удовлетворить собственные потребности. 
     В то же время производители этого вида блага считают, что цена, которая сложилась в результате конкуренции — сокращает доходы фирм. Правительство, видя сильное недовольство одной из групп, может принять решение о вмешательстве в ценообразование, поддержав одну из сторон спора. В обычное время, этот спор решается при помощи нахождения равновесной цены, при которой количество предлагаемых товаров соответствует количеству товаров, которое желают приобрести потребители этого блага. 
     Но иногда наступают времена, когда недовольство от сложившейся цены у одной из групп увеличивается, а изменить её из-за сильной конкуренции, сложившейся рыночной ситуации, слабого спроса на этот вид товара и иных факторов невозможно. Эта ситуация может возникнуть из-за военных действий на территории государства или из-за не урожайного года и многих иных причин. 
     В подобных ситуациях правительство может устанавливать официальный минимальный и максимальный предел цены, по которой можно будет продавать товары. Максимальный придел цены называют верхним пределом («потолком») цены, а минимальный придел цены называют нижним пределом («полом») цены. [11]

1.2. Цели государственного вмешательства в рыночное ценообразование
      
     Государственное регулирование цен — совокупность мер, которые принимаются правительством в ходе участия в системе товарно-денежных отношений и направлены на регулирование цен в разных сферах народного хозяйства и контроля за ними. То есть, государственное регулирование цен можно представить как попытку государства при помощи бюджетно-финансовых, административных и законодательных мероприятий воздействовать на цены и рынок так, чтобы способствовать стабильному развитию экономики.
     Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования обусловлена тем, что свободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности. Во многих случаях нестабильность равновесия, несовершенство рынка требует вмешательства государства. Роль государства заключается в обеспечении развития экономики в направлении как повышения качества и роста производства продукции, так и достижения стабилизации уровня цен, справедливого распределения доходов и полной занятости.
     Используя для решения экономических задач регулирующую функцию цены, государство участвует в перераспределении чистого дохода между секторами и отраслями народного хозяйства, группами населения, предприятиями и отдельными регионами. Государство должно принимать участие в процессе ценообразования (косвенно или прямо) для защиты интересов национальных товаропроизводителей.
     Государственное регулирование цен рассматривать можно как одно из направлений макроэкономического регулирования экономики.
     Цели государственного регулирования цен в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен при возникновении устойчивого дефицита, монополизма производителей, резкого роста цен на топливо и сырье, способствовать созданию нормальной конкуренции, которая ориентирует на использование достижений НТП.[3]
     Важная задача при этом - достижение определенных социальных результатов, в т.ч., поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения товаров первой необходимости.
     В зависимости от хозяйственной конкретной конъюнктуры регулирование цен носит антиинфляционный и антикризисный характер.
     Система цен – это один из самых важных элементов рыночной экономики, и она взаимосвязана с иными элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование экономики через изменение процентных ставок за кредит, налогов, бюджетных расходов, иных экономических рычагов проявляется и в изменении цен и издержек на продукцию и оказывает воздействие на процессы воспроизводства.
     В РФ роль государства заключается в создании рыночных структур для обеспечения нормальных условий развития рынка: принятие антимонопольного законодательства, развитие предпринимательства и т. д. Проведение антимонопольной политики должно обеспечить развертывание конкуренции и снятие искусственных ограничений во всех секторах и отраслях экономики, ее поощрение и поддержание и развитие рыночного ценообразования.
     Либерализация цен не ослабляет, а наоборот, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Заключается она не в установлении конкретных цен, а в воздействии при помощи экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказанию им методической и методологической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.
     Следовательно, на макроэкономическом уровне вырабатываются начальные концепции и принципы политики цен, а также нормативного и законодательного их обеспечения.
     Вместе с макроэкономическим воздействием государства на цены существует и их регулирование на микроэкономическом уровне. Микроэкономические меры воздействия государства на цены включают в себя: 
     -установление цен на услуги и товары, которые имеют особую социальную значимость; 
     - контроль за уровнем цен на услуги и продукцию естественных монополий, предприятий, которые занимают доминирующее и монопольное положение на рынке; 
     - субсидирование отдельных товаропроизводителей и установление акцизов; 
     - регулирование таможенных тарифов и цен во внешнеэкономической деятельности; 
     - установление торговых надбавок на некоторые виды продукции.
     Государственное регулирование цен осуществляется при помощи сочетания косвенных и прямых методов и форм.[8]
     
     
1.3. Меры, методы и способы воздействие государственного на цены 
     
     Государственное вмешательство в ценообразование осуществляется методом санкционированного правительственными органами завышения затрат производства через включение в себестоимость повышенных амортизационных списаний и отчислений в иные фонды. В итоге этого в целых отраслях возникает ситуация, когда «издержки подпирают цену», то есть расчетные затраты производства из-за объявленных правительством льгот оказываются на всех предприятиях настолько высокими, что увеличение цен становится разумеющимся явлением, а т.к. льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.
     Прямое государственное вмешательство в ценообразование - государственная политика установления цен на акцизные товары.
     Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые - предусматривает уменьшение цен методом специальных доплат потребителю или производителю.
     Прямое воздействие на лидерство в ценах и цены имеет место в тех отраслях, где доля государства в потреблении услуг и товаров значительна, к примеру в военных отраслях промышленности, в подотраслях строительства. Правительственные органы, являясь постоянными заказчиками или покупателями определенных видов услуг и товаров у частных фирм, по договоренности с партнерами устанавливают «контрактные цены», которые становятся затем базовыми для отрасли.
     Эффективным средством регулирования цен является НДС. Этот налог производители включают в цену услуги или товара, и дифференцированные изменения ставок налога непосредственно оказывают воздействие на цены.
     Особое направление экономической государственной политики - государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов, а в некоторых странах экспортные субсидии, предоставление транспортных тарифов и льготных кредитов отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.[7]
     В данной время используют достаточно широкий набор методов и форм государственного регулирования цен, которые можно разделить на косвенные и прямые. С помощью прямых методов государство непосредственно воздействует на уровень, методы определения и порядок цен. К ним относятся: 
     - регламентированнее порядка определения норм прибыли и издержек, 
     - блокирование увеличения цен, установление нижнего и верхнего пределов цен, ограничение нормы прибыли, дотации, снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, изменение уровня таможенных пошлин на импортируемые и экспортируемые товары.
     К косвенным относятся методы, с помощью которых государство регулирует поведение объектов, которые участвуют в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Эти методы лежат в основе разных нормативных актов, которые направлены на формирование конкурентной среды: антимонопольного и антитрестовского законодательства, разного рода соглашений между предпринимателями и государством о «разумной» политике цен; актов о ценовой дискриминации, рекламе и ценах. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций для снижения издержек и цен на государственных предприятиях.
     Вместе с тем, государство использует и такие косвенные методы, как «цены поддержания», «цены вмешательства», установление «рекомендательных» цен, введение количественных ограничений на импорт, буферные запасы во время спада цен и проведение закупок и распродажа товаров из запасов в периоды роста цен и др.[4]
     Государственное регулирование цен осуществляется в разных формах на основании «социального партнерства». Одна из таких форм - контроль за ценами на потребительские товары, которые входят в базовую корзину. Розничная цена на такие товары должна быть стабильной и предприятиями розничной торговли повышаться не может. Государство же субсидирует такие товары, обеспечивая торговле и производителям среднюю норму прибыли.
     Наблюдение за ценами - первичная форма государственной активности в данной области. Наблюдением за ценами занимаются статистические специальные управления. Самостоятельные исследования движения цен проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям международных организаций, руководства правительства.
     Главная цель наблюдения за ценами со стороны социальных партнеров и государственных органов – изменение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного повышения пенсий и заработной платы, а также для выяснения влияния роста цен на национальную конкурентоспособность и издержки производства. Государство может оказывать воздействие на цены, отменяя или вводя таможенные и количественные ограничения во внешней торговле, осуществляя эмиссию денег изменяя учетную ставку, варьируя налогами, вступая в интеграционные союзы, и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили.[5]
     Таблица1 - Способы воздействия государства на цены
 Виды цен
 Роль государства
 Фиксированные государством цены
 Цены устанавливает само государство
 Регулируемые государством цены
 Государство устанавливает правила для предприятия, а оно уже само устанавливает цены
 Свободная (договорная) цена
 Государство устанавливает «правила игры» на рынке, вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию
     
     Установление цен на минеральное сырье, которое добывается в государственных шахтах, на электроэнергию, которая производится на государственных электростанциях, постово-телеграфных и железнодорожных тарифов – пример фиксации цен на услуги и товары государственного сектора.
     Эти искусственно заниженные тарифы и цены способствуют уменьшению затрат производства в частном хозяйстве и увеличению национальной конкурентоспособности за счет искусственно сниженной дефицитности или рентабельности этих объектов государственной собственности.
     Фиксирование цен или же установление пределов их повышения в негосударственном секторе – типичное средство административно-хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, обычно, в условиях рыночного хозяйства неэффективно в долгосрочном и среднесрочном аспектах. Фиксирование цен применяется в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.
     От контроля над ценами кто-то проигрывает, а кто-то и выигрывает. Это предполагает, что проигрывают производители - они получают низкую цену и некоторые прекращают деятельность в рамках отрасли промышленности. Некоторые потребители выигрывают. Потребители, которые могут приобрести товар по менее низкой цене, явно в выигрыше.
     В 2-х случаях государственное вмешательство может повысить общее благосостояние потребителей и производителей на конкурентном рынке. Во-первых, когда действия производителей или потребителей приводят к выгоде или издержкам, которые не являются частью рыночной цены. Такие выгоды или издержки называют внерыночными эффектами, потому что они являются внешними по отношению к рынку. Пример внерыночного эффекта - издержки общества из-за загрязнения окружающей среды производителями промышленных химикатов. Без государственного вмешательства у такого производителя не будет стимула учитывать общественные издержки и социальные последствия от загрязнения окружающей среды.
     Трудности рынка – это второй случай, когда государственное вмешательство может благоприятно сказаться на состоянии конкурентного свободно функционирующего рынка. Трудности рынка означают, что рыночные цены не отражают истинного положения производителей и потребителей. К примеру, трудности на рынке могут возникнуть, когда потребители не получают информации о происхождении или качестве товара и, не могут правильно принять решения о покупке. В данном случае государственное вмешательство может оказаться желательным. [5]
     Без внерыночных трудностей или эффектов рынка рынок, ведет к установлению объема производства и цены, которые максимизмруют благосостояние. Следовательно, можно сказать, что государственное вмешательство не всегда плохая вещь.[10]

1.4.Проблемы и последствия государственного вмешательства в процесс образования. 
     
     Основные инструменты воздействия государства на процесс рыночного ценообразования - директирование и система налогообложения уровня цен.
     
     
     
     
     
     
     
     Рис.1. Последствия введения акциза.
     На рис.1 т.Е представляет рыночное равновесие до введения налога. Вследствие установления акциза (налога) в размере Т ден. ед. с единицы проданного товара линия предложения сдвигается на верх на величину налога (от S к S), т.к. теперь каждая единица проданного товара обходится производителю на Т ден. ед. дороже. Предложение и спрос уравниваются при цене P, из которой производителю достается только P = P - T.
     То есть, с введением налога повысилась цена для покупателей и снизилась цена для производителей. В итоге уменьшились и объем предложения, и объем спроса, так что новое равновесное количество оказалось ниже первоначального.
     Чтобы определить, какое влияние налог оказывает на благосостояние участников рынка, нужно установить изменение излишков потребителей и производителей. До введения налога излишек потребителей  равнялся площади PмE P, то есть потери потребителей равны площади PмE E P. Излишки производителей снизились с величины, которая представлена площадью P E м, до той величины, которая соответствует  площади P Aм , то есть их потери отображаются площадью P E AP. Величина налогов TQ соответствует площади P E AP, которая ниже суммарных потерь потребителей и производителей. Площадь треугольника E E A представляет чистые потери общества из-за введния налога.
     Последствия дотации единицы проданного товара в размере H ден. ед. показаны на рис.2. Рыночное равновесие без дотаций устанавливается в т.E. Для производителя дотация равносильна тому, что часть затрат производства государство берет на себя, и поэтому линия предложения сдвигается вниз на величину дотаций (от S к S). Равновесной становится комбинация P,Q . Для покупателя цена уменьшилась (P
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44