VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Государственное вмешательство в ценообразование цели и последствия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004390
Тема: Государственное вмешательство в ценообразование цели и последствия
Содержание
Автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования Ленинградской области
«Государственный институт экономики, финансов,
права и технологий»
Кафедра: Национальной экономики и организации производства
Дисциплина: Микроэкономика




КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Государственное вмешательство в ценообразование: цели и последствия 




Выполнила студентка 
Группы 163
Калимулина Рузанна
Фаридовна




Гатчина
2017


Содержание



 Введение……………………………………………………………………………….3 
1. Теоретические основы понятия государственного регулирования цен………….4
1.1 История становления и процесс развития государственного регулирования ценообразования………………………………………………….................................4
1.2 Цена, ее виды и функции…………………………………………………………..7
2. Государственное воздействие на цены………………………………….….............10
2.1 Меры, методы и способы воздействия государства на цены…………………..10
2.2 Функции и задачи государственного воздействия на цены…………………….14
2.3 Последствия государственного вмешательства в процесс ценообразования……………………………………………………………………………………..16
2.4 Законодательная основа регулирования процесса ценообразования в РФ……………………………………………………………………………………........22
Заключение……………………………………………………………………………….27 
Литература………………………………………………………………….....................28


Введение

Система цен считается одним из наиглавнейших составляющих рыночной экономики, она взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их влияние. В то же время стоимость является экономическим инструментом и применяется государством для регулирования экономических действий.
Поэтому проблема государственного регулирования цен и государственного вмешательства в ценообразование, представленная  в данной работе, считается актуальной.
Государственное вмешательство в ценообразование впервые было обосновано Кейнсом. Он не верил в саморегулирование рыночного устройства и считал, что для обеспечения нормального подъема и достижения финансового равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика "излечить" себя не имеет возможности.
Значимость государственного вмешательства в ценообразование явна – лишь только при интенсивном и грамотном государственном вмешательстве вполне вероятно реальное, правильное ценообразование. В случае если же ценообразование недостаточно эффективно, то это приведет к дисбалансу всей экономической системы, что может привести к кризису во всех секторах экономики, и как последствие, всего государства.
Целью данной работы является изучение форм и способов государственного вмешательства, обоснование его необходимости, а также нахождение путей для практического применения данных способов, средств и методик.
Для написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение исторических примеров государственного вмешательства в процесс     ценообразования;
- рассмотрение теоретического смысла цены, её видов и функций, 
- рассмотрение способов и приемов государственного вмешательства; 
- рассмотрение законодательной базы процесса ценообразования в РФ.


1. Теоретические основы понятия государственного регулирования цен

1.1 История становления и процесс развития государственного регулирования ценообразования. 

Расцвет экономической теории как науки зародился в Западной Европе в XV-XVII веках. В данную эпоху постепенного исчезновения феодализма и рождения рыночной экономики была замечена первая экономическая школа – меркантилизм. Меркантилисты стояли за интенсивное  вмешательство государства. Становление торговли невозможно было представить без государственного вмешательства. В век процветания торговцев и купцов сформировалась идея активного торгового баланса: богатство страны накапливается за счет внешней торговли. «Много продавать – мало покупать» - главный лозунг меркантилистов. Государство запрещает вывоз денег за границу. Мощь страны начала зависеть от количества денежных ресурсов. Государство проводило политику протекционизма. В законодательном порядке для скопления денежных средств в стране, государство поддерживало развитие частного производства, ограничивало  ввоз товаров, вводя на них высокие таможенные пошлины.1
Впервые было выведено теоретическое понимание роли государства в экономике,  найдены методы регулирования хозяйственной деятельности. Меркантилисты активно исследовали практическую сторону экономической жизни, поэтому им удалось изучить законы торговли, ссудных операций и денежного обращения. Проводилась политика протекционизма, которая ограничивала импорт и активно поддерживала экспорт. Это проявляется в тарифах на импортируемые товары, квотах, субсидиях и налоговых льготах.
В конце XVIII века, за счет быстрого проникновения капитала в промышленность, использования новых технологических изобретений, стала активно развиваться классическая политическая экономия, сменившая  эпоху меркантилизма. 
Классическая политическая экономия повлияла на ход развития всей экономической науки. Учеными изучались основные принципы экономических явлений, что позволило экономике выделиться как отдельной науке и стать независимой от других наук. Рыночная система развивалась и становилась более самостоятельной системой. Таким образом, развивается новая классическая концепция экономической жизни. «Предоставьте делам идти своим ходом»- неудивительно, что именно этот принцип был основой в теории классиков. Классиками была выработана идея экономического либерализма, согласно которой государству не нужно вмешиваться в экономику вообще, цены на товары и услуги должны формироваться под влиянием исключительно рыночных сил. Одним из самых популярных классиков был Адам Смит, известный своим понятием «невидимой руки рынка»2. В середине XIX века школа классической политической экономии подверглась кризису. К тому же, экономика развивалась быстрыми темпами, появлялись разнообразные изобретения, развивался транспорт. Экономика и промышленное производство подвергались изменениям. Так появилась крупная научная школа - маржинализм. Промышленная революция погубила рынок, на котором цены диктовались продавцами, теперь рынок превращался в рынок покупателя. Поэтому, маржинальная теория существенно отличалась от классической тем, что покупатель занял главенствующую роль на рынке. Однако маржиналисты, как и классики не представляли огромной необходимости  государственного вмешательства в экономику. Появляются неоклассики, так называемые маржиналисты «второй волны». На этом этапе развития маржинальной школы стоит отметить знаменитого английского экономиста, основоположника неоклассиков – Альфреда Маршалла. Изучая проблему ценообразования, Маршалл отмечал, что процесс образования цен зависит как от спроса, так и предложения. Согласно теории английского экономиста, свободная конкуренция должна стать главным условием равновесия, эта тенденция свойственна экономике капиталистического типа. Вмешательство государства, по Маршалу, должно быть минимально. Маржинальная теория и научные труды Маршала сильно повлияли на экономику того времени. В конце XIX – начале ХХ века в экономике происходят сильные изменения. Это ничто иное, как монополизации, Великая депрессия, Первая мировая война. На западе многие люди были уверенны в скорой «смерти» капитализма. В условиях этих кризисных событий происходит Кейнсианская революция. Кейнсианское направление в экономической науке было основано Джоном Кейнсом3. Известный американский экономист доказал невозможность самостоятельного регулирования экономики, он настаивал на государственном вмешательстве в рыночный механизм страны. Затем ученики Кейнса продолжили развивать его теории государственного регулирования экономики. Таким образом,  появилось неокейнсианство. Согласно теории учеников и последователей Джона Кейнса, государство должно постоянно поддерживать экономику: в кризисные этапы увеличивать расходы, а в случае подъёма – уменьшать денежные затраты. Конец 1970-х годов характерен тем, что экономисты вновь обращаются к теории либерализма, строго отвергающей государственное регулирование рынка. Такому ходу событий способствовали различные причины. Например, увеличение конкуренции на рынке. К тому же кейнсианская теория не была лишена недостатков. В частности, высокая занятость в экономике, характерная для кейнсианских учений, приводила к высокой инфляции. Далее умы экономистов завоевал монетаризм. Согласно монетаристам, главный фактор развития экономики – это количество денег в обращении. Монетаристы выступали против идеи Кейнса постоянного вмешательства государства в экономику. Главная задача государства – поддерживать стабильное денежное обращение, не допускать инфляцию. Но монетаристам не удалось добиться ослабления роли государства в экономике. Экономическая политика различных государств основывалась на компромиссе кейнсианской и монетаристской теориями.
Также из всех экономических теорий следует выделить институционализм, который возник в США в начале XX века. Согласно этому экономическому течению, процессы в экономике зависят не только от спроса, предложения и других статистических параметров, но и также от внеэкономических факторов, таких как природа человека и его сущность. Затрагивая вопрос о государственном вмешательстве в ценообразование и в экономику в целом, институционалисты придают ему роль арбитра, задача которого сглаживание материальных противоречий и несправедливости. На разных этапах существования экономической науки, господствовали разные учения и концепции. В этих теориях отражаются разные отношения к роли государства в экономике и ценообразовании. Это отразилось на мировоззрении людей, событиях, которые происходили на конкретных этапах истории. По-разному оценивалась необходимость вмешательства государства в ценообразование. 4

1.2  Цена, ее виды и функции. 

Цена – денежное выражение стоимости товара. Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. В рамках рыночного подхода – это выражения ценности благ, проявляющихся  в процессе обмена. Цена товара напрямую зависит от того, насколько продукт полезен в потреблении. Цена проявляется при обмене на другой товар или деньги, потому что без купли – продажи нет цены. Стратегия ценообразования следующая – найти цену, чтобы общая прибыль была максимальной. Существуют два механизма ценообразования: рыночный и производственный затратный.
Рыночный механизм ценообразования зависит от вида рынка, поэтому под рыночным механизмом понимается множество механизмов. Если рассматривать ценообразование на конкурентном рынке, где действует закон спроса и предложения, то в зависимости от цены устанавливается спрос и равновесная цена, соответствущая равновесию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешних факторов, но не свободна от законов рынка. 5
Цена — сильная экономическая категория. Она может активно участвовать в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и государство, и различные субъекты рынка признают огромное влияние цены на свои собственные экономические действия. Роль цены, ее место на микро- и макроуровне проявляется через функции.
-   измерительная – благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар; 
-   соизмерительная – заключается в измерении ценностей разных товаров. Если цена соответствует своей полезности, она учитывается при её ценности;
-   учетная – цена как вспомогательный инструмент учета; 
-   инструментом анализа, прогнозирования, планирования; 
-   социальная функция – с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи; 
-   внешнеэкономические функции – как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами; 
-   стимулирующая функция – влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции. 

В зависимости от сфер торговли различают несколько видов цен: 
-   оптовые – цены, по которым продукция реализуется крупными партиями; 
-   розничные – цены, по которым товар продается в розничной торговой сети; 
-   закупочные – цены государственных закупок продукции у предприятий; 
-   цены на услуги. 
Виды цен, различаются по степени и способам регулирования. 6
1) Жестко фиксированные, твердые цены – назначаются специальными государственными органами ценообразования. 
2) Регулируемые цены – регулируются государственными органами – утверждение государственными органами предельного уровня рентабельности. 
3) Договорные цены – определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем. 
4) Свободные рыночные цены. 
Мировые цены – цены мирового рынка подразделяются на: 
-   сопоставимые или неизменные цены – для определения индекса цен; 
-   проектные (сезонные) – изменяются в определённые периоды года , типичны для сельскохозяйственной продукции; 
-   биржевые, аукционные, комиссионные. 
















2.  Государственное воздействие на цены

2.1. Меры, методы и способы воздействия государства на цены

Государственное вмешательство в ценообразование происходит путем увеличения издержек производства через высокие амортизационные списания и отчисления в другие экономические фонды. В результате чего в целых отраслях возникает ситуация, когда издержки производства вынуждают производителей поднимать цены, а льготы распространяются на всю отрасль. Это создает лишь внутриотраслевую конкуренцию, в условиях которой она не может быть достаточным препятствием для роста цен. 7
Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственное установление цен на так называемые акцизные товары. 
Формирование цен также зависит от разного рода субсидий. Один из видов таких субсидий - ценовой - предусматривает снижение цен за счет специальных доплат производителю или потребителю. 
Прямое воздействие на цены существует в производственных отраслях. Здесь доля государственного воздействия очень значительна, так как производитель выполняет государственные заказы, например в военной промышленности. Правительственные органы также являются постоянными покупателями и заказчиками определенных товаров и услуг. Поэтому они устанавливают «контрактные цены», которые затем становятся базовыми для данной отрасли. 
Эффективным средством регулирования цен является НДС. Этот налог производители включают в цену товара или услуги. Любые изменения ставок этого налога значительно воздействуют на цены. 
Государство также воздействует и на внешнеторговые цены. 
Государство может поощрять экспорт, освобождая экспортеров от налогов, предоставляя им  экспортные субсидии8 и льготные кредиты, а также применяя транспортные тарифы. 
В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и косвенные. При помощи прямых методов государство непосредственно  воздействует на порядок, методы определения уровня цен. К ним можно отнести: 
осуществление порядка определения издержек и норм прибыли, запрещение повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничение нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары. 
К косвенным относятся методы  регулирования государством поведение объектов, которые участвуют в процессе ценообразования, но государство не диктует сам порядок и способы определения уровня цены. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, действующие для создания конкурентной среды: антитрестовское и антимонопольное законодательства, соглашения между государством и предпринимателями о "разумной" политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, предоставление инвестиций для снижения издержек и цен. 
Вместе с тем, государство использует и такие косвенные методы, как «цены вмешательства», «цены поддержания», введение количественных ограничений на импорт, установление «рекомендательных» цен, проведение закупок, буферные запасы во время спада и распродажа товаров в периоды роста цен и др. 
Государственное регулирование цен применяет принцип «социального партнерства». Одной из таких форм является контроль за ценами на потребительские товары, входящие в базовую корзину. Розничная цена таких товаров должна быть стабильной и не может повышаться предприятиями розничной торговли. Государство же субсидирует эти товары, обеспечивая торговле среднюю норму прибыли. 
Контроль за ценами - это первичная форма государственной активности в экономике. С него исторически началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами служит основой государственного вмешательства. Наблюдением за ценами занимаются специальные статистические органы управления. Самостоятельные исследования динамики цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заказам правительства, а также  международные организации. 
Главная цель государственного наблюдения за ценами – изменение жизни в зависимости от повышения заработной платы и пенсий. Изучение влияния роста цен на издержки и конкурентоспособность также важно для экономики страны. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают все государственные акции, вне зависимости от их цели. 9 Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и, тем самым, содействовать равномерному повышению цен.
Таким образом, косвенный метод действует не на сами цены, а на факторы от которых зависит ценообразование. Также на уровень и динамику цен влияет учет налоговых ставок. От размера налогов напрямую зависит динамика денежного обращения и темпы инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены и шире инфляционный размах. 
Способы воздействия государства на цены иллюстрирует следующая таблица. 


Виды цен 

Роль государства 

 Формы государственного воздействия 

Фиксированные государством цены
Цены устанавливает само государство
·   государственные прейскурантные цены; 
·   «замораживание» свободных рыночных мест; 
·   фиксирование монопольных цен 

Регулируемые государством цены
Государство устанавливает правила для предприятия, а оно уже само устанавливает цены
·   установление предельного уровня цен; 
·   установление предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскурантов; 
·   установление предельных значений элементов розничной цены: 
·   установление предельного уровня разового повышения цен; 
·   государственный контроль за монопольными ценами; 
·   регулирование рыночных цен путем установления цен государственным предприятием 

Свободная (договорная) цена
Государство устанавливает «правила игры» на рынке, вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию
·   запрет на горизонтальное фиксирование цен; 
·   запрет на вертикальное фиксирование цен; 
·   запрет на ценовую дискриминацию; 
·   запрет на демпинг


Из таблицы следует, что государственное вмешательство в ценообразование неизбежно, но это влияние определяется лишь степенью значимости.
Фиксирование цен или установление их пределов характерно для негосударственного сектора экономики. Это типичное средство административно-хозяйственного регулирования, которое малоэффективно и редко употребляется в рыночном механизме. Фиксирование цен используется в основном в качестве средства ослабления социальной напряженности. 
В двух случаях государственное вмешательство может увеличить благосостояние производителей и потребителей.10 Во-первых, когда действия потребителей либо производителей приводят к издержкам или выгоде, независимо от рыночной цены. Такие издержки или выгоды называют внерыночными эффектами. Примером внерыночного эффекта служат издержки общества в связи с загрязнением окружающей среды, производством промышленных химикатов. Без государственного вмешательства у такого производителя не будет стимула учитывать социальные последствия и общественные издержки от загрязнения окружающей среды. 
Трудности рынка – второй случай, когда государственное вмешательство может благоприятно сказаться на состоянии свободно функционирующего конкурентного рынка. Трудности рынка означают, что рыночные цены не отражают истинного положения потребителей и производителей. Трудности на рынке могут возникнуть, когда потребители недополучают полную информацию о качестве или происхождении товара и, следовательно, не могут принять решение, максимизурующее полезность. В таком случае государственное вмешательство11 может оказаться полезным. Рынок без внерыночных трудностей ведет к установлению цены и объема производства, которые максимизируют благосостояние. 

2.2 Функции и задачи государственного воздействия на цены

Многообразие задач, которые стоят перед государством в экономике определяют его
функции. Для решения этих задач, государство использует специальные инструменты, важнейшие из которых: фискальная и денежная  политика; социальная  политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие. 
К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность. Это повлияет на уровень безработицы и инфляции. Неправильная фискальная политика приводит к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики. 
Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через налоговую систему, а также через социальные программы по помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д. 
Государственный контроль  внешнеэкономической деятельности, также является важнейшим инструментом регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя таможенными тарифами и валютными курсами. 
Все инструменты экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других. 
К функциям, выполняемым государством относятся: создание правовой основы экономики; антимонопольное регулирование; воздействие на размещение ресурсов; деятельность в сфере распределения доходов; деятельность государства, как субъекта имущественных отношений. 
Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты влияют и на размещении ресурсов, и на распределении доходов. Рассмотрим эти функции государства. 12
Создание и регулирование правовой основы экономики: 
Прежде всего государство создает законы и правила, регулирующие экономическую деятельность, а также контролирует их исполнение, вводит санкции. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов (производителей, покупателей и самого государства), которых они обязаны придерживаться в своих действиях. К числу этих правил можно добавить законодательные и нормативные акты, которые защищают частную собственность , определяют формы предпринимательства, а также регулируют способы взаимоотношений предприятий между собой и государством. Важно отметить, что правовые нормы следят за качеством продукции и безопасностью труда, разрешают вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др. 

2.3 Последствия государственного вмешательства в процесс ценообразования.

Как было написано выше, государство может использовать прямой и косвенный методы для регулирования цен. Одной из форм прямого регулирования является фиксация цен. Для начала, рассмотрим последствия именно этого процесса. Итак, фиксация цен со стороны государства приводит к тому, что рыночное равновесие нарушается. Может возникнуть дефицит или излишек товара, в зависимости от того, какие цены фиксирует государство. Если дефицит возникает при фиксированной цене, которая ниже равновесной, то излишек товара будет следствием установления государством цены выше равновесной. Рассмотрим этот процесс с помощью графика.
И при фиксированной цене ниже равновесной цены, и выше равновесной цены, рынок сам мог бы справиться с процессом выхода из неравновесного состояния. 
Но в данном случае, государство фиксирует цену, конкуренция не действует, и государству требуется вмешиваться. 
Рис.1 Установление фиксированной цены   
Представлен график установления фиксированной цены, в данном случае, это максимальная цена, которую государство устанавливает ниже равновесной. На графике эта цена отмечена как РA. Равновесная цена на рисунке – P0, и эта цена не устраивает государство, так как она высокая для боль              шей части населения. Государство вынуждено устанавливать потолок цены, например, когда равновесная цена слишком высокая на товары первой необходимости, и большое количество людей не может себе позволить купить эти товары. Особенно часто такой процесс можно наблюдать в тяжелые периоды времени для государства и его граждан, такие как войны, неурожаи и кризисы. Итак, в рассматриваемом процессе возникает дефицит товара.
Этот дефицит равен разности QA и QB. В этом и заключается одна из негативных последствий процесса установления государством потолка цены. Да, государство снизило цены на товар первой необходимости, но из-за возникшего дефицита нет гарантий того, что товар получат все граждане. В результате вмешательства государства, возможно даже ухудшение ситуации, в сравнении с ситуацией, при которой цены остались бы неизменно завышенными. Или по причине дефицита, или довольно завышенных цен часть населения не получит товар. Данная проблема – не единственное негативное последствие установления максимальных цен. Черный рынок является еще одной проблемой данного процесса. Существует несколько путей его ликвидации. Прежде всего, государство может закупить товар, находящийся в дефиците у других государств и повысить предложение данного товара до необходимого предложения. Но государство может и уменьшить спрос на товар, чтобы ликвидировать дефицит. Эту политику государство может проводить с помощью разных ограничений. Ими могут являться введение карточек или талонов. Разнообразные негативные последствия фиксации цен были рассмотрены на примере установления государством потолка цены. 
Теперь рассмотрим последствия косвенного вмешательства государства в ценообразования на примере в ведении налогов и предоставлении субсидий.
Налоги – один из самых традиционных способов косвенного вмешательства государства в процесс ценообразования.13Хотя они не нарушают рыночные процессы, все равно меняют равновесную цену, так как входят в цену товара. Самым известным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость (НДС). Также туда относятся разнообразные акцизы на табачные изделия, алкогольную продукцию и так далее. 
Систему распределения налогового бремени рассмотрим с помощью графика. 
Рис.2 Последствия введения налогов
Предполагается, что цена товара увеличивается на величину налога, и именно эту сумму, продавец отдает государству. Итак, на графике государство вводит косвенный налог Т. Кривую предложения S сменит новая S1.
Это происходит потому, что продавцу теперь необходимо запрашивать цену, которая будет больше прежней на величину налога, вводимого государством. Такой сдвиг кривой предложения повлечет установление нового положения равновесия. Оно обозначено точкой пересечения новой кривой предложения S1 и кривой спроса D (точкой О1). Из рисунка видно, что новая цена будет выше равновесной, установившейся до введения налога со стороны государства. Равновесное количество, наоборот, уменьшилось и стало равным Q1.
Очевидно, что в результате увеличения цены покупателю придется больше платить. Но продавец тоже не окажется в выигрыше. Он вынужден отдавать государству сумму, равную именно величине налога. Следовательно, прибыль продавца составит Ps, из графика это хорошо видно. Данная цена оказалось ниже равновесной, сложившейся до введения налога. Фигура PsP1O1A это величина налоговых поступлений государства. Часть налогового бремени примет на себя продавец, а часть - покупатель. Трудно не заметить, что треугольник АОО1 отражает чистые потери общества. Данная ситуация – последствие введения налогов. Данная часть излишек потребителя и производителя просто пропадет, не доставшись не кому, в том числе и государству. Теперь рассмотрим противоположность налогам – субсидии, или дотации.14
Субсидия – это доплаты производителю. Может возникнуть ситуация, когда государство не может оставить выгодное ему производство и хочет  стимулировать процесс производства. Тогда оно может помогать производителю, взяв на себя часть его затрат. Также государство может поддержать какой-либо проект, прибегая к дотациям.  Предоставление субсидии  H вызывает смещение кривой предложения.
Рис.3 Последствия введения субсидий 
В данном случае смещение происходит вниз, кривая предложения понижает свое положение. Возникает новое состояние равновесия в точке О1.
Равновесная цена снижается с величины P0 до величины P1, возникает также новый равновесный объем Q1. Фигура P1O1BPs показывает затраты государства, которые оно выделило на субсидии. Если в результате введения косвенного налога, государство получало дополнительные средства, а продавцы и покупатели применяли на себя налоговое бремя, то здесь ситуация иная. Продавец, наоборот получит доплату с каждого проданного товара, а покупатель заплатит за товар цену более маленькую, чем до предоставления субсидии производителю. Выигрыш потребителей показывает фигура P0OO1P1, они заплатят цену ниже равновесной на величину (P0-P1). В свою очередь, производители получат ценовую надбавку в размере (Ps-Po), их выигрыш отражает трапеция PsBOP0. При предоставлении субсидии тоже существуют чистые потери общества. На графике эту величину, которая не досталось никому, отражает треугольник ОО1B.
Итак, выше были рассмотрены последствия вмешательства государства в ценообразование косвенным и прямым методом. Как оказалось, последствия вмешательства достаточно двойственны. Вмешательство государства в рыночный процесс не может проходить бесследно, так как рынок сопротивляется этому вмешательству. Происходит снижение экономической эффективности, растет бюрократия. Но в то же время современный рынок не может обойтись без вмешательства государства. Существуют разные ситуации, которые решаются государственным вмешательством. Государству необходимо собирать налоги, таким образом оно поддерживает некоторые области экономики. Все эти и другие причины указывают на необходимости государственного вмешательства. 
Негативные последствия этого вмешательства необходимо пытаться уменьшать, сводить к минимуму. 
Но необходимо рассмотреть еще одну особую ситуацию. В наше время также активно существуют естественные монополии. Задача государства заключается в их контроле и регулировании, поскольку монополии могут нанести большой урон экономике страны. Таким образом, деятельность этого механизма нуждается в государственном вмешательстве. 
Рис.4 Регулирование естественных монополий с целью максимизации прибыли
Рассмотрим позитивные и негативные последствия данного метода государственного регулирования цен.
Государство устанавливает наивысшую допустимую цену на уровне, где кривая спроса пересекает кривую предельных издержек. На графике цена эта цена обозначена как Preg, она равна предельным издержкам МС и спросу D. Одно из главных последствий – смещение кривой предельного дохода, в результате монополист не имеет права повысить цену выше, установленной государством. На рисунке кривая MR становится кривой MR1. Очевидно, что новая кривая будет совпадать с максимальной ценой, которую устанавливает государство. По правилу равенства предельного дохода и предельных издержек, монополист будет стремиться повысить объем производства до уровня Qreg. 
В данном методе регулирования монополий есть как достоинства, так и недостатки. К достоинствам данного метода относится то, что монополист начинает больше производить, а цены на продукцию снижаются. При этом огромный плюс заключается в том, что государству не нужно заставлять монополиста повышать объем производства, так как он будет делать это сам, руководствуюсь правилом равенства предельного дохода и предельных издержек. Но существуют и негативные последствия этого метода.
График  показывает как цена, установленная государством, позволяет  монополистом не только получать экономическую прибыль, но и нести убытки. И одно и другое имеет негативные последствия. Первый вариант получения экономической прибыли перекладывает налоговое бремя на потребителей. Вариант несения убытков тоже довольно опасен. Монополисту остается рассчитывать на помощь государства, иначе он разорится. А это ведет к разорению государственных средств.
Существует еще один метод регулирования естественных монополий с помощью ценообразования. 
Рис.5 Регулирование естественных монополий с целью минимизации убытков
В первом случае рассматривалась цена, установленная в точке пересечение кривых спроса и предельных издержек. Сейчас, государство устанавливает цену в точке пересечения линии спроса и средних издержек. 
В данном методе правило равенства предельных издержек и предельного дохода несет негативные последствия для государства. Возникает новая линия предельного дохода MR1, и до точки ее пересечения с кривой предельных издержек МС монополисту выгодно продолжать наращивать производство. Но после точки их пересечения (точка N на графике) монополист оставит объем производства на уровне точке N, так как производство каждого следующего товара принесет фирме убытки. В результате на рынке появится новый дефицит. Итак, данный метод имеет определенные плюсы и минусы. Главным образом, этот метод обеспечивает подъем объемов произво.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%