- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Государственная политика поддержки развития предпринимательства в тюменской области
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001794 |
Тема: | Государственная политика поддержки развития предпринимательства в тюменской области |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА Кафедра маркетинга и муниципального управления «Государственное и муниципальное управление» ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ Зав. кафедрой маркетинга и муниципального управления __________ М.Л. Белоножко «_____»___________ 2017 г. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к бакалаврской работе НОРМОКОНТРОЛЕР: РУКОВОДИТЕЛЬ: доцент, к.с.н. __________ Л.В. Ребышева доцент, к.с.н. __________ А.А. Ткачев РАЗРАБОТЧИК: студент группы ГМУб-13-1 _________ А.Е. Исмаков Бакалаврская работа защищена с оценкой ____________ Секретарь ГЭК А.А. Пашков Тюмень, 2017 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА Кафедра маркетинга и муниципального управления УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой маркетинга и муниципального управления ____________ М.Л. Белоножко «___»___________2017г. ЗАДАНИЕ на выпускную квалификационную работу (бакалаврскую работу) Ф.И.О. обучающегося Исмаков Асылхан Еркнович Ф.И.О. руководителя ВКР Ткачев Александр Александрович Тема ВКР Государственная политика поддержки развития предпринимательства в Тюменской области утверждена приказом по институту/филиалу от 13.05.17№03 – 3020/104 – а Срок предоставления завершенной ВКР на кафедру «21» июня 2017 г. Содержание Наименование главы, раздела % от объема ВКР Дата выполнения 1.Основы государственной политики поддержки предпринимательства на региональном уровне 2.Развитие предпринимательства в Тюменской области Консультанты: ______________________________ ______________________________ Дата выдачи задания __________ _________________ дата подпись руководителя Задание принял к исполнению __________ _________________ дата подпись обучающегося Аннотация Целью данной выпускной квалификационной работы является выработка рекомендаций по совершенствованию деятельности администрации Тюменской области по поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в регионе. Объект исследования – государственная политика в сфере поддержки развития предпринимательской деятельности. Предмет исследования – деятельность органов государственной власти и управления Тюменской области по поддержке малого и среднего предпринимательства. Теоретической основой работы обусловило обращение к общенаучным методам (анализ, синтез), а также методам социологии (анкетирование), статистики (статистический анализ), права (сравнительно-правовой анализ). Информационная база исследования: в ходе выполнения работы привлекались научные статьи, монографии, источники интернет. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Abstract The purpose of this final qualification work is development of recommendations on improve ment of activities of Administration of the Tyumen Region for support and development of small and average business in the region. The subject of research is state policy in the sphere of support of development of business activity. Object of research is activities of state governing bodies of the Tyumen Region for support of small and average business. Theoretical basis of work caused the address to general scientific a method (the analysis, synthesis), and also to sociology methods (questioning), statistics (the statistical analysis), law (the comparative and legal analysis). Information base of research: in the course of work scientific articles, monographs, sources of the Internet were analyzed. Final qualification work consists of the introduction, two chapters, the conclusion, the list of references and the appendix. Нормоконтролёр: С.С. Ситёва ст. преподаватель МиМУ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 1. Основы государственной политики поддержки предпринимательства на региональном уровне …………………………………………………………….. 5 9 1.1 Становление и развитие государственной политики поддержки предпринимательства в субъектах РФ ………………………………………… 1.2 Предпринимательство в современной России: сущностные характеристики и особенности взаимодействия с властными структурами … 1.3 Опыт зарубежных стран по формированию условий предпринимательской деятельности ………... 2. Развитие предпринимательства в Тюменской области ……………………………………………………. 2.1 О?р?га?н?и?за?ци?о?н?н?о?-пр?а?в?о?в?ые? о?с?н?о?в?ы по?дде?р?жки? р?а?зв?и?ти?я пр?е?дпр?и?н?и?ма?те?л?ьс?тв?а? в? Тюме?н?с?ко?й о?бл?а?с?ти ……… 2.2 А?ктуа?л?ьн?ые? пр?о?бл?е?мы пр?о?це?с?с?а? в?за?и?мо?де?йс?тв?и?я пр?е?дпр?и?н?и?ма?те?л?ьс?тв?а? и? и?с?по?л?н?и?те?л?ьн?о?й в?л?а?с?ти? в? Тюме?н?с?ко?й о?бл?а?с?ти. 2.3 Пути? с?о?в?е?р?ше?н?с?тв?о?в?а?н?и?я в?за?и?мо?де?йс?тв?и?я би?зн?е?с?а? и? и?с?по?л?н?и?те?л?ьн?о?й в?л?а?с?ти? в? Тюме?н?с?ко?й о?бл?а?с?ти …………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 9 18 31 39 39 41 51 60 71 76 ВВЕДЕНИЕ Возможность реализации частной предпринимательской инициативы и развитие малого и среднего предпринимательства являются необходимыми условиями успешного развития страны, решения социальных и экономических задач. Малый и средний бизнес России – это около 5,6 млн. объектов предпринимательства, на которых официально занят каждый четвертый работник в России. Малое предпринимательство – это, прежде всего, институт, который обеспечивает занятость населения. Именно малые компании делают деловую и общественную среду комфортной и удобной для развития предпринимательской инициативы. В силу сказанного со средним бизнесом связывают решение задач экономического развития и переход на путь инновационного развития. Государственная поддержка данного направления включает значительный комплекс мероприятий, однако следует отметить недостаточную эффективность реализуемых мер в текущих экономических условиях и отсутствие системного результата – диверсифицированной экономики, ключевым элементом которой является малый и средний бизнес. В частности, на федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Только за 2015–2016 годы на реализацию мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства из средств федерального бюджета было выделено более 135 млрд. рублей [41]. Однако, не смотря на значительные объемы финансовых вложений, создание федеральных институтов развития и инфраструктуры поддержки бизнеса на местах, уровень развития малого и среднего предпринимательства и его вклад в экономические показатели остаются низкими. Вклад малого и среднего бизнеса в общие экономические показатели в России существенно ниже, чем в большинстве развитых стран. Сравнение уровня развития малого и среднего предпринимательства в России с другими странами показывает заметное отставание по ряду показателей. Так, доля сектора малого и среднего предпринимательства в ВВП в Канаде и Японии составляет 57%, в Германии – 49%, в общем показателе занятости населения колеблется от 47% в Канаде до 77% в Японии [42]. Результаты анализа деятельности институтов развития предпринимательства федерального уровня показывают отсутствие скоординированной политики их продвижения и в целом недостаточную эффективность работы. Особые надежды возлагаются на малый и средний бизнес в условиях действия кризиса. Малые и средние компании в силу присущей им мобильности и гибкости могут сгладить негативные процессы в сфере занятости населения, обеспечить социальную адаптацию высвобождающихся с крупных предприятий работников, а также сформировать новые рыночные ниши и точки экономического роста. Малое и среднее предпринимательство должно стать основой экономики посткризисного периода. Итак, малое и среднее предпринимательство играет существенную роль в развитии современной экономики Российской Федерации. Решение многих социальных проблем в стране: рост занятости населения, создание дополнительных рабочих мест, увеличение объемов выпускаемой продукции, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, развитие инновационных технологий и производств во многом определяется темпами развития малых и средних предприятий. Дальнейшее развитие современной экономики Российской Федерации неразрывно связано с переходом к инновационной модели хозяйствования, основным носителем которой являются субъекты малого и среднего предпринимательства. Развитие малого и среднего предпринимательства требует эффективной государственной и муниципальной, в том числе, имущественно поддержки. Реализация государственной политики в сфере поддержки предпринимательства, особенно, малого и среднего, существенно зависит от деятельности региональных властей. Тюменская область является флагманом экономического развития России, в то же время, основную долю в экономике занимает нефтегазовая отрасль. Данные обстоятельства, действующие в совокупности, определяют актуальность выбранной темы. Изучение поддержки малого и среднего предпринимательства отражено в работах таких исследователей как Брялиной Г.И., Далгатовой А.Э., Курбатовой М.В., Мамонтова В.Д., Паршина В.В. и других теоретиков и практиков, регулирующих экономические аспекты развития страны. Целью выпускной квалификационной работы анализ основных направлений государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Тюменской области и разработка предложений по ее совершенствованию. Задачи работы: - определить базовые характеристики и основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне; - выявить направления и специфику взаимодействия предпринимательства с представителями органов власти; - проанализировать опыт зарубежных стран по формированию условий предпринимательской деятельности; - охарактеризовать организационно-правовые основы поддержки предпринимательства в Тюменской области; - обозначить актуальные проблемы процесса взаимодействия предпринимательства и исполнительной власти в Тюменской области; - определить пути совершенствования государственной поддержки предпринимательства в Тюменской области. Объект выпускной квалификационной работы – государственная политика в сфере поддержки предпринимательской деятельности. Предмет – механизмы государственной поддержки малого предпринимательства Тюменской области. Теоретико-методологической основой выпускной квалификационной работы послужили ключевые положения трудов исследователей по государственной политике, экономической теории, региональной экономике, сущности предпринимательских отношений, современным тенденциям развития малого бизнеса в регионах России. В процессе написания выпускной квалификационной работы были использованы общенаучные методы диалектического развития, синтеза и анализа, комплексного подхода к проблематике исследования, а также метод анкетирования. Информационно-эмпирическую базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службы, материалы выборочного обследования малых предприятий, опубликованные в общероссийских и региональных научных изданиях и СМИ. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые объединяют в себя 6 параграфов, а также заключения, списка литературы, состоящего из 42 источников. Объем выпускной квалификационной работы составил ? страниц. 1 Основы государственной политики поддержки предпринимательства на региональном уровне 1.1 Становление и развитие государственной политики поддержки предпринимательства в субъектах РФ В целях реализации государственной политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства налоговым законодательством предусмотрены льготные налоговые режимы, устанавливающие пониженные ставки налогов: упрощенная система налогообложения (далее – УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (далее – ЕСХН) и патентная система налогообложения (далее – ПСН). Применение специальных налоговых режимов позволило налогоплательщикам значительно упростить порядок определения налоговых обязательств, сократить объем представляемой налоговой отчетности, а также снизить возложенную на них действующим законодательством о налогах и сборах налоговую нагрузку. В частности, практика применения системы налогообложения в виде ЕНВД показала, что налогообложение вмененного дохода у налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в секторах экономики с высокой долей налично – денежного обращения, не только дала положительные результаты в части увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, но и способствовала легализации предпринимательской деятельности. Число налогоплательщиков, использующих специальные режимы налогообложения (УСН, УСН на основе патента, ЕНВД, ПСН и ЕСХН) на протяжении последних лет остается сравнительно стабильным. В период с начала 2014 года до начала 2016 года оно выросло на 521 тыс. единиц на 11%), однако затем за год снизилось сразу на 281 тыс. единиц (на 5,3%) и составило 4 999 тыс. единиц. Около 67% из них – индивидуальные предприниматели. Рисунок 1.1 – Динамика количества налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы (тыс. единиц) Наиболее востребованным налоговым режимом среди предпринимателей является УСН, доля которого составляет почти три четверти от общих доходов по специальным налоговым режимам для субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом в последние годы заметно сократилась применение единого налога на вмененный доход (ЕНВД). В последние годы в сфере налогообложения были приняты различные изменения, которые оказали как положительное, так и негативное влияние на ведение предпринимательской деятельности. 1. Введение ПСН. В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2013 года в России был введен новый специальный налоговый режим, предназначенный для микробизнеса и предполагающий упрощенные процедуры налоговой отчетности, – ПСН, который заменил применявшуюся ранее УСН на основе патента. 2. Отмена льготы по налогу на имущество для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. В 2014 году был принят Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым для организаций, перешедших на применение упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, предусмотрена обязанность по уплате налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Для организаций – налогоплательщиков ЕНВД изменения вступили в силу с 1 июля 2014 года, для организаций, перешедших на применение УСН, – с 1 января 2015 года. Ранее было установлено, что применение УСН предусматривает, в том числе освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (пункт 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации). В то же время уплата ЕНВД предусматривала освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций, в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой данным налогом (пункт 4 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации). С 2014 года такой порядок определения налоговой базы в отношении торгово-офисной недвижимости введен в 4 субъектах Российской Федерации (г. Москва, Московская область, Амурская область, Кемеровская область), а с 2015 года такой возможностью воспользовались (приняли соответствующие региональные законы и утвердили перечни объектов) еще 24 субъекта Российской Федерации. В сферу регулирования указанного закона попадает около 90% от числа микропредприятий в Российской Федерации (основные плательщики УСН и ЕНВД), налоговая нагрузка на которые значительно возросла. Так, в Ростовской области в результате актуализации кадастровая стоимость земель промышленного назначения по различным оценкам выросла от 10 до 40 раз, что поставило на грань выживания значительное число малых производственных предприятий. 3. Введение торгового сбора. С 2015 года в Налоговый кодекс Российской Федерации введена глава 33 «Торговый сбор», согласно которой торговый сбор может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе уже с 1 июля 2015 года. Решение о введении торгового сбора с 1 июля 2015 года на данный момент принято только в г. Москве (Закон города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 «О торговом сборе»). Предполагается, что торговый сбор обеспечит легализацию налоговой базы торговых предприятий и не повлечет за собой увеличение налоговой нагрузки на добросовестных налогоплательщиков в связи с тем, что суммы торгового сбора, уплаченные плательщиками, подлежат зачету в счет уплаты налога на прибыль, налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, налога на доходы физических лиц. Вместе с тем разработка и принятие поправок к Налоговому кодексу Российской Федерации в отношении введения торгового сбора вызвало широкий общественный резонанс и было негативно воспринято предпринимательским сообществом. 4. Введение налоговых «каникул» для отдельных категорий налогоплательщиков. Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, введены «налоговые каникулы». Субъекты Российской Федерации в течение 2015 - 2021 годов вправе: - устанавливать налоговую ставку в размере 0% для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или ПСН (льготная ставка может применяться в течение двух налоговых периодов со дня регистрации); - определять виды предпринимательской деятельности в социальной, производственной и научной сферах, в отношении которых применяются налоговые каникулы, а также дополнительные ограничения по использованию индивидуальными предпринимателями права на применение льготной налоговой ставки, в том числе в виде средней численности работников и предельного размера доходов от реализации товаров (работ, услуг), в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 0%; - лишать индивидуального предпринимателя права на применение налоговой ставки в размере 0% в случае нарушения им условий применения такой налоговой ставки. С 2015 года субъекты Российской Федерации вправе издавать соответствующие законы. Кроме того, в соответствии с пунктом 32 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р, предполагается распространение права на применение двухлетних «налоговых каникул» всеми впервые зарегистрированными индивидуальными предпринимателями в сфере производственных и бытовых услуг. 5. Совершенствование системы налогового администрирования. В 2013-2014 гг. проведена масштабная работа по упрощению процедур взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий. В частности, модернизирован официальный сайт ФНС России, в рамках которого в настоящее время представлено 38 интерактивных сервисов. Самым популярным сервисом ФНС России является сервис «Риски бизнеса: Проверь себя и контрагента». Сервис позволяет осуществлять поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц, содержит сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия в организации установлен в судебном порядке, а также узнать другую полезную информацию, которая поможет проявить должную осмотрительность при выборе партнёров по бизнесу. Сервис «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами» разъясняет налогоплательщикам официальную позицию ФНС России о порядке заполнения налоговых деклараций, исчисления и уплаты налогов и сборов, согласованную с Минфином России. Сервисом также предусмотрена возможность отправки сообщений о несоблюдении налоговым органом рекомендаций (разъяснений) ФНС России. Сервис «Часто задаваемые вопросы» содержит более 120 тысяч ответов на самые актуальные и часто задаваемые вопросы налогоплательщиков: о действующем налоговом законодательстве, ставках имущественных налогов, льготах, налоговых вычетах, порядке взаимодействия с налоговыми органами, работе сервисов на сайте ФНС России и многим другим. Сервис «Создай свой бизнес» представляет собой свод информации о прохождении процедур, необходимых для начала и ведения предпринимательской регистрации (выбор формы регистрации и режима налогообложения, правила применения контрольно-кассовой техники, проведение налоговых проверок). Сервис «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде» предоставляет налогоплательщику возможность в рамках пилотного проекта предоставить налоговую и бухгалтерскую отчётность в электронном виде. Кроме того, с января 2014 года на всей территории Российской Федерации запущен сервис «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица», который позволяет максимально упростить основные процедуры взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами, а именно, получать открытую и общедоступную информацию о себе, содержащуюся в ЕГРЮЛ, ЕГРН, управлять состоянием расчетов с бюджетом и др. В 2015 году планируется расширение функционала сервиса в части возможности получения доступа уполномоченным представителем юридического лица по доверенности. Аналогичный сервис «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» разрабатывается для индивидуальных предпринимателей. 6. Введение моратория на рост налоговых ставок и ставок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды на период до 2018 года. Для ведения предпринимательской деятельности и, в частности, возможности эффективного планирования крайне важным фактором является стабильность законодательства, в том числе в сфере налогообложения. Несмотря на номинальное увеличение налоговых поступлений, в том числе по специальным налоговых режимам, доля неформального (теневого) оборота в экономике, сохранилась на достаточно высоком уровне , и ее снижение остается одной из важных задач экономической политики. Важнейшим фактором краткосрочного воздействия, который может оказывать быстрое влияние на уровень предпринимательской активности и долю теневого сектора, является налогообложение, т.е. собственно налоги, налоговые ставки, принципы взимания, администрирования и привлечения к ответственности за нарушение правил. А также повышение привлекательности образа предпринимателя в общественном сознании является одним из ключевых факторов развития малого и среднего предпринимательства. Отношение общества к бизнесу является долговременным и глубинным фактором, который может оказывать существенное дополнительное воздействие на развитие предпринимательства, как положительное, так и сдерживающее. Вместе с тем, различные исследования показывают противоречивое отношение россиян к предпринимательству. С одной стороны, большинство населения в целом положительно относится к предпринимательству и к тем, кто занимается собственным делом, с другой стороны, уровень предпринимательской активности и готовности начать собственное дело остается на очень низком уровне. В российских СМИ создается негативный образ предпринимательства. Анализ публикаций показывает, что негативный характер носят 46,8% статей о бизнесменах в российских федеральных и региональных печатных СМИ. Еще одной проблемой является снижение уровня желания открыть свой бизнес среди студентов. Складывающаяся ситуация требует незамедлительных решений. Предпринимательство как привлекательный и положительный вид деятельности и выбор жизненного пути, связанного с предпринимательством, должно быть включено во все этапы образовательной системы, начиная с самых начальных ступеней. При этом необходимо, чтобы ценности предпринимательской деятельности и частной инициативы обязательно основывались на национальных интересах страны. Решением этой проблемы могло бы стать создание специализированной структуры, которая будет заниматься администрированием всех процессов популяризации образа предпринимателя, в том числе формированием школьной программы, а также программы дополнительного профессионального образования в сфере обучения вопросам в области предпринимательства (аналог Junior Achievement в США). Также необходимо уделять внимание развитию молодежного предпринимательства. Начиная с 2009 года Федеральным агентством по делам молодежи и Департаментом развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития Российской Федерации в субъектах Российской Федерации реализуется программа «Ты – предприниматель», которая представляет собой комплекс мероприятий информационного, образовательного и консультационного характера, в результате которой участники (молодые люди в возрасте до 30 лет, желающие создать собственный бизнес), открывают новые предприятия. За время реализации Программы было охвачено 68 субъектов Российской Федерации, более 700 тысяч молодых людей стали участниками Программы, благодаря чему ими было открыто более 10 300 новых предприятий. Представляется необходимым дальнейшее развитие данной Программы. Отношение в обществе к профессии «предприниматель» - это, прежде всего, государственная задача, поскольку именно государство формирует тренды государственной политики и именно государство будет выгодоприобретателем от увеличения количества предпринимателей. Для изменения ситуации необходима реализация целенаправленной политики по созданию позитивного имиджа предпринимательства в обществе, чтобы предпринимательство стало социально одобряемой профессией. Для этого необходимо обеспечить: * разработку государственной доктрины созидательной роли предпринимательства в развитии национальной экономики и общественного благосостояния, национальной независимости и безопасности; * участие в повышении привлекательности образа предпринимателя первых лиц государства всех уровней (федерального, регионального и муниципального); * включение темы «Повышение привлекательности образа предпринимателя» в государственный заказ на создание игровых, документальных и мультипликационных фильмов; * включение блока «Повышение привлекательности образа предпринимателя» в категорию социальной рекламы; * создание концепции темы «Повышение привлекательности образа предпринимателя» как «сквозного» компонента всех этапов и структур системы образования; * тиражирование в СМИ локальных историй успеха предпринимателей; * учреждение государственной награды за вклад в развитие предпринимательства, вручаемой за создание высокопроизводительных рабочих мест, коммерциализацию и распространение инновационных технологий и материалов. Данные меры могут быть приурочены к работе по подготовке проведения в Российской Федерации года предпринимательства (вопрос прорабатывается в настоящее время Правительством Российской Федерации). Также в рамках года предпринимательства Минкультуры России необходимо обеспечить проведение специализированных мероприятий организациями сферы культуры (музеями, библиотеками, театрами и др.), посвященных истории развития предпринимательства в России. 1.2 Предпринимательство в современной России: сущностные характеристики и особенности взаимодействия с властными структурами Предпринимательство, как малое, так и среднее, в экономике России, на наш взгляд, еще не приобрело сколько-нибудь законченного формата, не раскрыло огромных потенциальных возможностей. Исторически в общественно-экономических системах значение малого и среднего бизнеса отнюдь не ограничивается только экономическими характеристиками. Важное значение для общества имеют как политические, так и социальные мотивы. Как показывает практика, средний класс, «порождаемый» во многом малым и средним бизнесом, — опора общественной стабильности. Социальная поляризация неизбежно порождает «классовые» антагонизмы, резко ограничивает, по нашему мнению, возможности власти управлять общественными процессами классическими методами «кнута и пряника»: слишком разная реакция различных слоев населения на одни и те же меры, принимаеОднако отечественный малый и средний бизнес не чувствует себя в достаточной степени защищенным, свободным от «недружественных», подчас неожиданных мер со стороны государства. Проанализируем ситуацию на самых простых количественных характеристиках малого и среднего бизнеса – его масштабе, динамике и отраслевой структуре. Согласно проведенному в 2011 г. Росстатом сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса в 2010 г. в России насчитывалось 4,6 млн хозяйствующих субъектов, из которых 2,9 млн индивидуальных предпринимателей и почти 1,7 млн юридических лиц. Занятость малого и среднего бизнеса в сфере оптовой и розничной торговли ~ 40 %, в операциях с недвижимым имуществом и арендой – 21,1 %, в сферах строительства – 11,1 % (малых юридических лиц), добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств – 10,7 % (малого бизнеса). Численность занятых в отечественном малом бизнесе ведомство оценивает в 25,2 % от всех работающих. Выручка от реализации товаров, работ и услуг составляет порядка 28,5 %. Инвестиции в основной капитал – около 10 %, стоимость основных фондов на конец 2010 г. составила 5,9 % от общей стоимости основных фондов в экономике [1]. По данным комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, относящимся к маю 2013 г., в сфере малого и среднего бизнеса функционирует шесть миллионов малых и средних предприятий, на которых занято более 17 млн чел., включая индивидуальных предпринимателей. При этом 18 млн чел. работают в теневом секторе [2]. Из этого следует, что масштабы малого бизнеса в России пока несопоставимы с аналогичными показателями многих других стран. Его доля в российском ВВП составляет около 20 %, в то время как в США, ЕС, развитых азиатских странах этот показатель находится в диапазоне 40-70 %. Доля занятых в малых и средних компаниях в странах Европейского союза, США, Японии в среднем составляет около 50-70 % от общего числа экономически активного населения, в России – менее 25 %. Причины относительно слабого развития малого и среднего бизнеса в России многогранны и многоаспектны. Одна из самых очевидных – его начальная стадия. Вместе с тем недостаточное внимание государства в течение длительного времени уже в постсоветский период к нуждам малого бизнеса, как это ни звучит парадоксально, связано как раз с тем, что он «малый». Одно дело, когда несколько сотен крупных организаций, опираясь преимущественно еще на советский экономический фундамент, обеспечивают подавляющую часть бюджетных поступлений, другое – когда поступления от миллионов фирм составляют мизерную часть государственной казны. Одновременно эти миллионы, начиная дело, как правило, с чистого листа, требуют от государства неусыпного внимания и поддержки. Преимущества малых форм предпринимательства перед другими выгодно отличаются их большей гибкостью и адаптивностью к изменяющимся условиям, в том числе кризисным. Мы имеем в виду, прежде всего, ценовую и ассортиментную политику, а также логистику. Главное, по нашему мнению, состоит в том, что малый бизнес «ближе к народу», обеспечивает его насущные нужды и потребности, занятость населения, его доходы без особых усилий со стороны государства, формирует у граждан «дух инициативы и предприимчивости». Потенциал малого бизнеса, по нашему мнению, может раскрыться в интересах общества, государства, бюджета при наличии определенных условий, которые в значительной степени формируются государством, финансовыми структурами. В их числе: политическая и социально-экономическая стабильность, защита частной собственности, позитивные взаимоотношения бизнеса и власти, развитая правовая среда, необходимая в том числе информационно-коммуникативная инфраструктура, отсутствие административных барьеров, дебюрократизация, щадящая и селективная налоговая политика, доступ к финансовым ресурсам, возможность приобретения начального капитала, специальные меры поддержки, защита от криминала. Их отсутствие или неполнота являются сдерживающими факторами развития малого бизнеса. Одной из важнейших проблем в развитии российского предпринимательства является отношение к предпринимателям общества. Для молодежи при выборе дела, профессии, имидж играет далеко не последнюю роль. Может показаться странным, но даже в 2013 г., когда прошло почти четверть века после изменения общественного строя в России, большинство россиян до сих пор не верят, что можно честно зарабатывать «большие» деньги даже при условии творчества, инициативы, смекалки, самоотдачи При всех трудностях развития предпринимательства в России, на которых мы остановимся далее, первые годы рыночных отношений в стране, даже при негативном «имидже», характеризуются очевидным развитием предпринимательства. И одной из существенных проблем на сегодняйший день это проблема взаимоотношений бизнеса и государственной власти. Пр?о?бл?е?ма? в?....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: