VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Государственная политика по содействию занятости

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004437
Тема: Государственная политика по содействию занятости
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II» 

(МГУПС (МИИТ)



ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ 













ДИПЛОМНАЯ РАБОТА



Мишустиной Элеоноры  Андреевны

фамилия, имя, отчество







Специальность:

Право и организация социального обеспечения_______________________________________________________ __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________



Тема:

Государственная политика по содействию занятости________________________________________________________ _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________





Руководитель:

Моисеенкова Татьяна Михайловна___________________________________ 

                                   подпись                        учёная степень, учёное звание, фамилия, имя, отчество





Дипломная работа защищена с оценкой   « ________________________________ »

 «____» ______________ 20____ г. 





Секретарь                       

государственной итоговой комиссии          ____________          _______________________ 

                                                                        подпись                        фамилия, имя, отчество










Содержание

Введение…………………………………………………………………………5

	Глава 1.    Состояние занятости населения на современном этапе и роль государства в ее обеспечении	8

	1.1. Основные направления политики России в сфере содействия занятости населения	8

	1.2. Нормативно-правовое регулирование занятости	11

	1.3. Биржа труда как содействующий орган в занятости населения	12

	1.4. Состояние занятости населения	26

	1.5.Исторические особенности рабочей силы	34

	Глава 2.    Служба занятости как орган содействия занятости населения	54

	2.1 Анализ работы организаций служб занятости в Москве	75

	Заключение	86

	Глоссарий	88

	Список сокращений	90

	Список использованной литературы:	91

	Приложение	93



















































































































Введение

В современном обществе проблема занятости населения и безработицы –одна из главных проблем во всем мире. Ведь от уровня безработицы могут зависеть многие факторы, как уровень жизни населения- важный демографический фактор в России. Нехватка рабочей силы, уровень эмиграции сегодня, в 21 веке, в России превышает нормы всех остальных времен, возможно, на это сказывается уровень глобализации, ведь проблемы безработицы-глобальна, она охватывает мир.

На рубеже многих десятилетий экономическая наука шагнула вперед, она старалась изучить причины и факторы безработицы как социально-экономического явления.Хочется отметить, что нередко сейчас рабочую силу воспринимают как товар, но это не совсем так, ведь на рабочую силу необходимо затрачивать ресурсы, которые необходимо для производительности труда. Но если рынок труда действительно существует, то почему процветали и процветают низкое качество работы, уравниловка, слабая дисциплина труда и незаинтересованность работника в высокопроизводительном, главном и качественном труде?  Возможно, основной причиной этого является государственная монополия на рынке рабочей силы. Ее отсутствие нормальной рыночной конкуренции обусловили глубокие противоречия социально-экономического развития страны, а также способствовали необходимости создания государственных структур, регулирующих занятость и безработицу.

Необходимо отметить тот факт, что отношения в сфере занятости и трудоустройства между людьми регулируются целям рядом нормативных актов, в том числе и основным законом страны-Конституцией. 

В законе «О занятости»  сейчас устанавливаются  основы правового статуса безработного активного гражданина: основные права и гарантии, ответственность , обязанность, определены основные меры социальной защиты безработных. 

Граждане, являющиеся собственниками рабочей силы, имеют целью для себя реализовать свое право и в какой-то мере обязанность на труд с помощью поиска наиболее выгодной работы. Работодатель, безусловно, в свою очередь, мотивирован в найме рабочей силы для организации и разработки, а также осуществления производственной и экономической деятельности, приносящей ему прибыль. Государство здесь выступает в таких отношениях в качестве координатора и регулятора, способствует их цивилизованному и экономическому развитию. Оно способствует возникновению и упрочению социального партнерства между гражданами, притом, как физическим, так и юридическим лицам (наемными работниками) и работодателями – будущими субъектами трудовых и экономических отношений.

По сути эти положения в общих чертах определяют государственную и экономическую политику в области обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд. Более полное  регулирование правовых, экономических и организационных условий обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд определяются текущим законодательством,которое по сегодняшний день продолжает активно развиваться.

Основная цель работы заключается в исследовании и изучении всех направлений по осуществлению помощи безработным. Глубже разобраться в сложившихся проблемах, раскрыть их сущность, найти возможные, эффективные и рациональные пути решения. Для полного раскрытия и исследования темы ,а также ее понимания,анализа ведущих тенденций в сфере занятости выделяю основные задачи:

оценить уровень безработицы на данном этапе;

выяснить методы государственной политики по борьбе с безработицей;

изучить деятельности государственной службы занятости;

выявить особенности статуса безработного и разобрать причины.

Хочется также отметить, что следует учитывать сложившиеся условия  во времена переходного периода, в то время когда в  стране формируются и становятся на первое место  рыночные отношения, где необходима целенаправленная ориентация результатов реформ, нацеленных  на человека, с помощью рациональной политики занятости населения.

Касаемо прав, составляющих основу правового статуса гражданина в сфере занятости, важнейшим является их право на выбор места работы (ст.9 Закона о занятости). Государство способствует в лице органов службы занятости быть посредником между работником и работодателем, осуществляющим помощь в трудоустройстве населения и обеспечению их достойной заработной платой (п.1 ст.8).

Для того чтобы политика занятости стала эффективной и результативной, необходимо, чтобы она была направлена на уровень регулирования безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям и сферам, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности и производительности труда. 

Актуальность данной темы заключатся в ее необходимости обществу, в нахождении компромиссов и возможных вариантов решений ,данная работа направлена и разработана по обществу и для общества, все приведенные в работе социологические опросы были проведены мной и проанализированы. 

Основная направленность работы заключается в том, чтобы изучить и отразить: насколько государство способно справиться с поставленными задачами, рациональны ли данные современные меры, законодательные нормы в сфере содействия занятости населения, а также каким образом сегодня складывается ситуация на рынке труда.



Глава 1. Состояние занятости населения на современном этапе и роль государства в ее обеспечении

1.1 Основные направления политики России в сфере содействия занятости населения



Рассуждая о политики, как экономической, так и социальной государства в сфере занятости населения, следует сделать акцент на статистике людей, которые могут, а также готовы работать, т.е. являются экономически активным населением, но вынуждены быть всегда в поиске работы, данное влияние государства более подробно рассмотрим в 1 главе.

Чертой национального рынка является то, что в нем не может быть достигнуто состояние наиболее полной занятости населения. Это обусловлено тем, что для развития и становления национальной экономики главным условием является наличие незадействованных или еще не изученных ресурсов, в том числе и трудовые ресурсы. Существование свободных ресурсов труда, не участвующих в экономике, позволяет ей развиваться. При полной занятости развитие либо полностью прекращается, либо растет медленными темпами.

В отношении к рынку труда классифицируют следующие категории населения:

экономически не активная часть населения. Это часть населения, которая не исполняет экономических функций ,потому что играет роль фактор нахождения в не активном возрасте, либо в силу не желания к ней по физическим причинам —  т.е. инвалиды. Эта часть не участвует в систематизировании экономики, потому не рассматривается как основная часть рынка труда;

важная экономически активная часть населения. Это часть населения, которое принимает участие в экономической деятельности, они находятся в активном и трудоспособном возрасте и обладают физическими возможностями к разработке экономической деятельности. Население бывает занятое и не занятое в национальной экономике. Рынок труда составляют именно из этой второй группы населения, которая осуществляет его функционирование.

На характеристики функционирования рынка труда оказывают влияние:

мотивированность оплаты труда;

хараткеристика национальной экономики. Рынок труда считается подверженным  влиянию со стороны других  отраслей рынков. изменение стоимости на потребительских товары неизбежно будет вовлекать изменение уровня оплаты труда;

расчет доходов, не приходящих под влиянием рынка труда. Например, рост объемов социальных пособий на ребенка или многодетным семьям, все это  приведет к огромному изменению структуры и состояния рынка труда;

досуговые предпочтения;

формирование психологического восприятия наиболее явных и определенных профессий. Например, снижение престижа для качественной профессий приведет к изменению рынка труда;

регулирование демографической ситуации.

И так, рынок труда является основным элементом национальной экономики. По его динамики и состоянию  определяют функционирование национальной экономики. В процессе этого функционирования это подвергается влиянию множества факторов.

Государственная политика в области содействия  занятости должна решать два главных и основных вопроса:

во-первых,  качественное удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и правильно функционирующий капитал-прекрасное доказательство использования ресурсов; 

во-вторых, благосостояние в области содействия жильем населению является основополагающим пунктом.

Стратегия российского государства по содействию  для населения в области занятости происходит по следующим направлениям:

универсальное равное   осуществление возможностей трудоустройства всем активным и неактивным гражданам страны, притом независимо от национальости, пола,расы, социального положения и вероисповедания;

мотивированность на осуществление добровольного труда; 

содействие по социальные защиты для населения; 

осуществление поддержке регионам и его населению;

поддержка предпринимательской инициативы граждан, что осуществляется в рамках закона;

создание специальных служб;

необходимость поощрения работодателей, осуществляющих прибыльные места;

иные виды занятости;

глобализация.

Политика государства  занятости в стране направлена на осуществление разных функций хозяйства, но в целях содействия — населению-это важная часть.

Государственная политика ,которая регулирует  занятость в странах разного уровня создала подходы к решению данной проблемы. Например, в Германии издали закон о содействии занятости, осуществляющий оказание помощи в осуществлении временной занятости неактивным и пожилым людям, По закону так говорится, что фирма, нанимающая работников старше 50 лет, осуществляется поощрение займов  и субсидий,  которые направлены  на доплаты этим работникам. Такой подход применяется и по отношению к молодым людям, В США полностью освобождаются от работы те.кто учится,что позовляет получить качественное образование. Во Франции существует национальная ассоциация по подготовки для решения проблем переориентации. Услугами могут воспользоваться предприниматели, заключившие с ней контракт. В Дании лицам, не имеющим работу более  чем полгода, выплачиваются определенные социальные вклады.

Необходимо различать формы и виды занятости. Виды занятости — это перераспределение наиболее активной части в лице людей по отраслям и  сферам народного хозяйства. Формы занятости — это организационные и правовые правовые способы, условия производительности. По форме занятости выделяют также людей с полным рабочим графиком и с неполным.

Существуют и специальные  формы  занятости такие, как: вахтовый и экспедиционный метод занятости; совместительство. 

Также По роду деятельности всех занятых выделяют три большие группы:

оплачиваемая деятельность;

военнослужащие. Данная деятельность не приносит доход,служат на благо страны;

деятельность по отрыву от производства.

По способу вовлечения в  экономике можно выделить три подгруппы:

наемные работники;

работодатели.



1.2. Нормативно-правовое регулирование занятости



Как гласит Конституция, Российская Федерация является социальным государством,  а значит, ее политика направлена на создание условий,  которые обеспечивают  достойную жизнь  человека, в котором  каждый  человек,индивид,имеет право на защиту от безработицы. 

Трудовой кодекс РФ,как данный и основном пример здесь, регулирует отношения в сфере занятости и трудоустройства, потому что в нем обнародованы  основания заключения и  еще прекращения трудовых договоров. Главным источником данного  правового регулирования отношений в  отношениях сферы занятости и трудоустройства является закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 14 апреля 1991 года с изменениями и его  дополнениями (позже — Закон о занятости). В Законе «О занятости населения в РФ» 1991г. всегда вносятся изменения и дополнения,  режим правового регулирования которого в сфере занятости становится более ужесточенным. Это говорит о том, что государственная политика осуществляет стимулирование поиска работы безработным гражданином.

Источниками, регулирующим вопросы занятости и трудоустройства, являются и Указы Президента РФ, а еще постановления Правительства, в качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. «О порядке регистрации безработных граждан», Положение «Об организации работ по содействию занятости в условиях массового высвобождения», утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1993 г., Положение «Об организации общественных работ», утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г.

В Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», принятый в более 20 лет назад, почти ежегодно после его принятия вносились многочисленные дополнения и изменения.



1.3 Биржа труда как содействующий орган в занятости населения



Биржа труда – организация-посредник между работниками и нанимателями. Биржи труда, как и кадровые агентства, осуществляют трудоустройство безработных граждан, изучают спрос на рабочую силу, предоставляют соискателям информацию о рабочих местах и оплате, помогают профессиональной ориентации и переобучению кандидатов на работу. Можно заниматься поисками работы самостоятельно или обратиться к посреднику – на биржу труда или в кадровое агентство.

Государственное регулирование рынка труда происходит при помощи социальных программ: по стимулированию занятости и увеличению рабочих мест; по содействию найму рабочей силы организуются ярмарки и биржи труда; по социальному страхованию – выплачиваются пособия по безработице.

Признаки классификации бирж: 

вид биржевого товара; 

принцип организации (роль государства); 

правовое положение (статус биржи); 

форма участия посетителей в биржевых торгах; 

номенклатура товаров, являющихся объектом биржевого торга; 

место и роль в мировой торговле; 

сфера деятельности; 

виды сделок; 

характер деятельности.

По виду биржевого товара: товарные биржи; товарно-сырьевые; валютные; фондовые; биржи труда.

Фондовые биржи заняты ценными бумагами. Появление фондовых бирж связано с появлением акционерных обществ. Фондовая биржа представляет собой постоянно регулируемый рынок ценных бумаг. Для организации и обслуживания иностранной валюты создаются специальные валютные биржи. Валютные биржи контролируются государством и ЦБ РФ.

По принципу организации: публично-правовые; частно-правовые.

Публично-правовая (государственная) биржа. В рФ биржи носят публично-правовой характер. Членом такой биржи может быть любой предприниматель, занесенный в торговый реестр и несущий определенный торговый оборот.

Частно-правовые биржи: Англия и США. Имеют более замкнутый характер, доступ только узкого круга лиц, которые входят в биржевую корпорацию.

По правовому статусу: созданные биржи регистрировались в основном как акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью. Учредителей бирж привлекало то, что биржа в форме товарищества может быть зарегистрирована в местных органах власти.

По форме участия посетителей в торгах: открытые биржи; закрытые.

Закрытые биржи: постоянные покупатели, выполняющие роль биржевых посредников; наличие специализированной системы органов сбора и добир-жевой обработки заказов.

Современные зарубежные биржи в основном закрытые.

Открытые биржи: постоянные биржевые посредники; посетители; истооткрытые биржи (не обязательно пользоваться услугами посредниками); открытая биржа смешанного типа (с продавцами и покупателями работают биржевые посредники: брокеры (работают от имени и за счет клиента) и дилеры (работают от своего имени и сами несут расходы).

По номенклатуре товаров: универсальные биржи; специализированные.

По месту и роли биржи в мировой торговле: международные; национальные.

Международная биржа – особый вид постоянно действующего оптового рынка, охватывающий несколько гос-в, на котором совершаются сделки купли-продажи на определенные биржевые товары. Международные биржи обслуживают конкретные мировые товарные и фондовые рынки. Могут участвовать представители деловых кругов разных стран.

Характерно: обеспечение свободного перевода прибыли, получ. по бирж. сделок; аключение спекулятивных (арбитражных) сделок (эта сделка дает возможности получения прибыли на разнице котировочных цен).

Национальные биржи: учитывают особенности развития пр-ва, обращения, потребления, материальных ресурсов данной страны; валютный, налоговый, торговый режимы данного гос-ва препятствуют проведению арбитражных сделок и участию в биржевой торговле лиц и фирм, не явл. резидентами страны.

Биржевая деятельность представляет собой исключительный вид деятельности, поэтому биржа не вправе заниматься торговой и иной деятельностью, не связанной с биржевой торговлей. Биржа не вправе участвовать в создании организаций, не связанных с биржевой торговлей. Деятельность биржи подлежит лицензированию. Лицензия выдается Комиссией по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам после оплаты 50% уставного капитала биржи

Учредителями биржи могут быть юридические и физические лица, за исключением:

органов государственной власти;

банков и кредитных организаций;

страховых и инвестиционных компаний и фондов;

общественных, религиозных, благотворительных организаций и фондов;

физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Биржевые сделки совершаются не только на территории или в самом помещении биржи; местом заключения таких сделок могут быть даже компьютерные сети. Например, существуют международные секции электронной торговли между биржами, в России электронные торговые сессии распространены на валютно-фондовых (ММВБ) и фондовых биржах (РТС).

Биржа имеет:

1. Организационную основу. Биржа, с точки зрения организационной основы,- это хорошо оборудованное рыночное место, предоставляемое брокерам и дилерам, т.е. профессионалам биржевого дела.

2. Экономическую основу. С экономической точки зрения,- это организованный в определённом месте регулярно действующий по установленным правилам оптовый рынок, на котором происходит торговля ценных бумаг, оптовая торговля по образцам и стандартам, по договорам и контрактам на их поставку в будущем, а также продажа валюты и редкоземельных металлов по ценам официально установленным на основе спроса и предложения.

3. Юридическую основу. Биржа является юридическим лицом, обладающее обособленным имуществом, может быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном государственном суде.

Биржи классифицируют по различным признакам:

вид биржевого товара;

принцип организации (роль государства);

форма участия посетителей в биржевых торгах;

номенклатура товаров являющегося объектом биржевого торга;

место и роль в мировой торговле;

типы сделок;

В наше время биржи занимают важное место в системе рыночных отношений. Они считаются показателем экономической и политической жизни стран, а биржевая информация относится к числу наиболее объективной и ценной. На деятельности бирж отражаются внутри- и внешнеполитические процессы, экономические процессы, субъективные экономические и политические интересы участников биржевой торговли и их клиентов. 

Высокий престиж биржевой торговли в мире обусловлен рядом объективных причин, из которых следует отметить, прежде всего: 

высокую культуру и современные технологии в организации торговли; 

наличие специального набора требований к торгуемым инструментам; 

эффективные механизмы гарантирования исполнения сделок; 

строгие требования к членам бирж и ассоциированным лицам; 

высокую квалификацию персонала.

Развитие механизмов торговли фьючерсными контрактами и постепенное введение срочных контрактов на все активы, которыми прежде торговали отдельно фондовые, фьючерсные и валютные биржи, привело к стиранию различий между видами бирж. В настоящее время можно видеть существование либо фьючерсных бирж, на которых торгуют только фьючерсными контрактами, либо универсальных бирж, на которых торгуют как фьючерсными контрактами, так и другими биржевыми активами, например акциями, валютой, и даже отдельными товарами. 

На структуру биржевых товаров воздействует целый ряд факторов, в том числе и такой, как научно-технический прогресс. Благодаря ему появилось множество заменителей некоторых биржевых товаров искусственного или синтетического происхождения. В условиях рыночной экономики, конкурентная борьба между этими товарами способствует стабилизации цен, а значит, уменьшению биржевого оборота. Это хорошо видно на примере рынка шерсти, где объемы сделок в последние десятилетия сократились многократно, а на многих ведущих биржах торговля ею вообще прекратилась. 

В то же время научно-технический прогресс способствовал совершенствованию методов определения качества товаров, использованию для этих целей новейших технических средств. В итоге возможность достижения стабильного качества позволила расширить круг биржевых товаров за счёт некоторых пиломатериалов, множества продовольственных товаров и драгоценных металлов, которые ранее были недоступны биржевой торговле по стандартным контрактам. 

На современных товарных биржах появилась новая группа объектов торговли, не являющихся осязаемыми товарами и получивших название финансовых инструментов. Ведутся операции по торговле индексами цен, банковскими процентными ставками, ипотекой, валютой, контрактами на фрахтование, на государственные ценные бумаги. 

Несмотря на многообразие форм функционирования биржевого рынка и торгуемых инструментов, все биржи имеют схожие функции и макроэкономические задачи.

1.4 Спрос на рынке труда

Рынок труда – специфический рынок, так как на нем продаются не просто товары и услуги, а способность людей их создавать. Этот рынок не может существовать на принципе полного саморегулирования. Государство издревле регулирует трудовые отношения в экономике.

Важнейшей категорией рынка труда является заработная плата – сумма денег, которую получает работник за труд. Однако заработная плата – это не только форма дохода для продавца, но и цена труда – для покупателя, уплаченная им за право использования в течение определенного времени.

Спрос на труд (labour demand) – количество труда, которое работодатели желают нанять в данный период времени за определенную ставку заработной платы.

Спрос на рабочую силу как элемент механизма функционирования рынка труда в общем виде отражает объем и структуру потребностей отдельных предприятий в определенном количестве работников:

в физических лицах, когда рассматривается как элемент текущего рынка труда на конкретный момент времени (месяц, квартал, год);

в среднегодовом исчислении, когда рассматривается как элемент совокупного (национального, по стране) рынка труда.

В последнем случае спрос на рабочую силу отражает время, которое должно быть отработано среднестатистическим работником, как правило, в течение года.

Совокупный спрос на рабочую силу количественно равен сумме занятых и имеющихся вакантных рабочих мест. В свою очередь, сумма занятых в экономике страны составляет величину удовлетворенного спроса на рабочую силу. Количество рабочих мест, остающихся свободными (вакантными) по различным причинам, представляет собой резервный спрос.

Кроме того, на совокупном и текущем рынках труда существует эффективный спрос на рабочую силу. Это расчетная величина, определяемая как разность между совокупным спросом и величиной излишней численности работников. Последняя количественно характеризует наличие во всех сферах производства работников, излишних с точки зрения экономической целесообразности. При исчислении масштабов излишней численности работников учитываются многие факторы: потери рабочего времени, связанные с низкой интенсивностью труда; излишние затраты общественного труда, связанные с потерями продукции на стадиях производства, хранения, транспортировки и реализации; устранимые целедневные и внутрисменные потери рабочего времени; рабочее время, потраченное на производство продукции, оказавшейся нереализованной.

Нормальное и стабильное функционирование предприятий и экономики в целом предполагает необходимость определения потенциального спроса на рабочую силу с учетом перспектив развития предприятий – расширения производства, его реструктуризации и создания самостоятельных производственных структур и, следовательно, новых рабочих мест. Это предполагает разработку прогнозных моделей потребности (спроса) предприятий в дополнительных работниках в расчете на кратко-, средне- и долгосрочный периоды. Такие модели строятся на основе сложной совокупности факторов, оказывающих влияние на объем, структуру и динамику спроса. При формировании трудового потенциала все предприятия осуществляют прогноз спроса на рабочую силу, целью которого является определение необходимого количества рабочих мест в соответствии с требованиями производства и особенностями рабочей силы. Рабочие места должны отвечать условиям труда и формам занятости работников (полной/неполной). Конкретные рабочие места определяют структуру спроса на рабочую силу. Отсюда следует, что спрос на рабочую силу дифференцирован по количеству и профессиональному многообразию видов труда.

Структура совокупного спроса чрезвычайно сложна, поскольку в рамках общественного производства существуют десятки тысяч конкретных видов труда, причем их совокупность находится в непрерывном движении и постоянном обновлении. Подвижность и изменчивость структуры спроса вызывает подвижки в структуре предложения рабочей силы. 

Укрупненно структуру совокупного спроса на рабочую силу можно представить следующими группами: 

спрос на квалифицированную рабочую силу; 

спрос на рабочую силу средней квалификации; 

спрос на рабочую силу низкой квалификации; 

спрос на неквалифицированную рабочую силу. 

В условиях интенсивного развития научно-технического прогресса преобладает спрос на квалифицированную и высококвалифицированную рабочую силу, а в условиях низкого технико-технологического производства превалирует спрос на рабочую силу средней и низкой квалификации, а нередко и на неквалифицированный ручной труд.

Спрос на труд формируется на различных уровнях общественного производства. Непосредственно рабочие места создают предприятия различных форм собственности, поэтому передовая линия спроса на рабочую силу пролегает на микроуровне, т.е. на уровне первичного звена общественного производства (предприятия, фирмы, организации). Однако при всей важности роли первичного звена в формировании спроса на рабочую силу последний не замыкается на микроуровне. Следующая ступень формирования совокупного спроса – отрасль, на уровне которой осуществляется предложение рабочей силы. Величина спроса может быть определена как сумма спроса всех фирм, предприятий, функционирующих в этой отрасли.

Однако в масштабах национальной экономики существует комплекс отраслей, предъявляющих спрос на рабочую силу. Кроме того, в экономике происходит объективный процесс межотраслевого перелива капитала из отраслей с более низкой нормой прибыли в отрасли с более высокой нормой, что обусловливает перемещение спроса на труд и, соответственно, сжатие спроса в отраслях, из которых капитал «ушел», и расширение спроса в отраслях, куда капитал «пришел». Из этого следует, что при определении совокупного спроса на рабочую силу межотраслевое и межрегиональное миграционное движение капитала и труда должно приниматься во внимание, поскольку оно обусловливает стихийное перераспределение рабочей силы между отраслями и регионами. В ходе этой мобильности падение спроса на рабочую силу в одних отраслях компенсируется его расширением в других. Поэтому совокупный спрос комплекса отраслей экономики равен сумме спроса всех отраслей, составляющих данный комплекс.

Современная экономика является экономикой смешанного типа. В ней кроме частного (рыночного) сектора существует и государственный, преимущественно не рыночный сектор, также предъявляющий спрос на рабочую силу на рынке труда. Государственный спрос на труд на общенациональном и региональном уровнях подразделяется на две основные группы:

спрос в сфере материального производства; 

спрос в сфере нематериального производства.

Спрос в сфере материального производства охватывает рынок товаров и рынок труда сферы производства и сферы обращения, конкуренцию и малый бизнес, финансы и кредит, условия труда и трудовые отношения, т.е. практически все сферы экономической жизни общества, которые регулируются государством на постоянной основе и в широких масштабах. Наличие в экономике государственного сектора означает, что государство выступает в экономической сфере в качестве предпринимателя и предъявляет спрос на рабочую силу.

Вторая группа – это государственный спрос на рабочую силу в сфере нематериального производства. В рамках государственного сектора находятся отрасли по существу нерыночного характера. К ним относятся отрасли социальной (бюджетной) сферы: образование, здравоохранение, культура, госслужба, аппарат государственного управления на всех уровнях. В этих отраслях спрос на рабочую силу имеет свои особенности. Так, если на уровне предприятий и в рамках всего отраслевого комплекса спрос на рабочую силу определяется эффективностью производства, прибылью фирм, то в отраслях социальной сферы государственный спрос характеризуется потребностями общества в квалифицированных кадрах специалистов для обеспечения нормального функционирования указанных отраслей и удовлетворения социальных потребностей граждан страны.

Совокупный спрос на рабочую силу в рамках национальной экономики слагается из суммы спроса частного и государственного секторов экономики.

Определение величины совокупного спроса важно для разработки и реализации экономической политики государства, для соотнесения с величиной совокупного предложения труда, которое позволяет определить уровень занятости экономически активного населения, а также уровень и масштабы безработицы. Следовательно, категория совокупного спроса на рабочую силу выступает в качестве основы и условия государственного регулирования рынка труда, занятости и безработицы.

К факторам формирования объема, структуры и динамики спроса на рабочую силу относятся:

макрофакторы – экономический рост, который предполагает не простое, а расширенное воспроизводство материальных благ, постоянное увеличение объемов выпускаемой продукции, наращивание капитальных вложений и постоянное вовлечение в сферу занятости дополнительных работников, т.е. расширение спроса на труд; жесткость кредитно-денежной политики, свертывание убыточных производств, процессы приватизации и акционирования, структурные изменения в производстве; 

микрофакторы – спрос на производимую предприятием продукцию, ее прибыльная реализация, а также эффективность функционирования предприятия в конкурентной среде, которая измеряется нормой и массой получаемой прибыли.

В экономической теории связь между спросом на продукцию фирмы и спросом фирмы на рабочую силу выражается следующей закономерностью: чем выше спрос на продукцию фирмы (и, следовательно, выше эффективность ее функционирования), тем больше объем спроса на рабочую силу, и наоборот.

Закон спроса на труд гласит: чем меньше заработная плата, тем больше величина спроса на труд.

В таком случае спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы, так как при повышении ставки заработной платы предприниматель при прочих равных условиях будет вынужден сократить использование труда.

При этом в реальной практике хозяйственной деятельности предприятий на микро- и макроуровнях существуют ограничители спроса на рабочую силу, к числу которых относятся научно-технический прогресс, рост производительности общественного труда, внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция, цены на продукцию предприятия.

Таким образом, спрос на труд как агрегированный показатель возникает при наличии рабочих мест как таковых и зависит от множества экономических явлений и процессов. Движение рынка труда в значительной мере производно от динамики спроса на труд, рабочих мест и процесса их воспроизводства (формирования, функционирования, выбытия, резервирования).

Для анализа движения системы рабочих мест используются понятия физического и экономического рабочих мест.

Физическое (индивидуальное) рабочее место на предприятии - это зона, оснащенная необходимыми техническими средствами (орудиями .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%