- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Государственная политика занятости в Российской Федерации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007872 |
Тема: | Государственная политика занятости в Российской Федерации |
Содержание
15 Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования финансовый университет при правительстве российской федерации ярославский филиал Кафедра "Экономика и финансы" Направление подготовки: Экономика Междисциплинарная курсовая работа Тема: «Государственная политика занятости в Российской Федерации» Студент: Новиков Георгий Александрович Курс: 2 Форма обучения: очное отделение Личное дело №: Преподаватель: Проскурнова Ксения Юрьевна Ярославль 2016 Содержание Введение 2 Глава 1. Занятость и безработица как основные элементы ранка туда. 4 Глава 2. Особенности государственной политики занятости населения. 8 Глава 3. Анализ целей государственной политики занятости населения и оценка их реализации. 20 Заключение. 23 Список литературы. 25 Введение Известно, что занятость выступает как одна из наиболее важных социально-экономической категорий, связанных с реализацией прав человека «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (п. 1 ст. 37 Конституции РФ). Другими словами, ее можно назвать состоянием экономической активности населения, которое характеризуется наличием у людей работы или законного доходного занятия. В Российской Федерации в результате формирования рынка труда возникает необходимость в разработке способов регулирования рынка. Это связано не только с многообразием внутренних регуляторов рынка рабочей силы, но и с социальной важностью его эффективного функционирования. Следовательно, рынок труда нуждается в четком, структурированном и правильном регулировании. Из всего вышесказанного, можно предположить, что при разработке государственной политики Российской Федерации в области занятости населения должна учитываться специфика рыночной экономики, национальные особенности, а также традиции и менталитет населения. Это и стало исходной гипотезой проведенной работы. Цель данной работы заключается в исследовании государственной политики занятости населения в Российской Федерации. Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач: раскрыть понятие «занятость», ее сущность и виды, а также определить понятие «безработица», ее причины и последствия; ознакомиться с понятием «государственная политика занятости населении», выявить ее цели и задачи; рассмотреть структуру государственной политики занятости населения, определить ее основные направления и виды; проанализировать цели государственной политики занятости населения; дать оценку реализации государственной политики занятости населения; провести сравнительный анализ государственной политики занятости населения Российской Федерации и Республики Беларусь. Для достижения цели исследовательской работы и решения поставленных задач были использованы следующие методы: сбор и анализ информационного материала по данной теме; сопоставление и систематизация; Актуальность исследования заключается в том, что большую роль в обеспечении занятости населения играет государство. Это определяется одной из функций органов исполнительной власти, суть которой заключается в регулировании занятости населения, а также в поиске решения проблем с безработицей. Соответственно, занятостью является обеспеченность людей общественно необходимой работой, которая приносит трудовой доход, и которой необходим постоянный контроль и четкое регулирование. Практическая значимость исследовательской работы заключается: в выявлении особенностей государственной политики Российской Федерации в области занятости населения; в оценке целей реализации данной государственной политики занятости населения страны; в возможности использования результатов исследования для подготовки докладов и написания рефератов, научно-исследовательских работ по данной теме. Глава 1. Занятость и безработица как основные элементы ранка труда Занятость — это такая деятельность граждан, которая обеспечивает им удовлетворение личных и общественных потребностей. Она не только не противоречит законодательству, но и приносит гражданам трудовой заработок [1]. Также следует отметить, что занятость в отличие от труда выступает и как деятельность, и как общественные отношения между людьми, которые носят экономический и правовой характер [15]. Говоря о сущности данного понятия, обратим внимание, что занятость определяет не только условия эффективного использования трудового потенциала общества, но также уровень жизни население и их благосостояние [18]. Особое значение в оценке результативного использования рабочей силы имеет статус занятости человека [2]. Итак, рассмотрим статусы занятости в соответствии с Международным классификатором статуса занятости и национальными особенностями нашей страны (таблица 1). Таблица 1. Статусы занятости человека № п/п Статус Характеристика 1. Наемные работники Это лица, которые работают по заключенному в письменной форме договору или по устному соглашению с работодателем. Они оговаривают условия трудовой деятельности и соответствующую оплату. 2. Работающие на индивидуальной основе Это лица, которые самостоятельно осуществляют деятельность, приносящую им доход. Они не используют или используют работников на короткий срок. 3. Работодатели Это лица, которые имеют собственное предприятие или ферму. Также это могут быть лица, которые самостоятельно занимаются профессиональной деятельностью и постоянно используют труд наемных работников. 4. Неоплачиваемые работники семейных предприятий Это лица, которые работают без оплаты труда на семейном предприятии, собственником которого является их родственник. 5. Члены коллективных предприятий Это лица, которые работают на предприятии и являются членами коллектива собственников, владеющих данным предприятием. В качестве исключения из данной классификации важно рассматривать такую категорию, как безработные. Это те лица, которые не занимались ранее трудовой деятельностью, приносящей им доход. Также в сфере занятости населения были выработаны и применены основные принципы, закрепленные в соответствующих нормативных актах (таблица 2) [3]. Таблица 2. Основные принципы занятости населения № п/п Принцип Характеристика 1. Добровольность труда Граждане вправе свободно распоряжаться своими способностями в сфере производственного труда. 2. Ответственность государства Государство несет ответственность за создание условий, способствующих реализации прав гражданина и на труд, и на свободно выбранную занятость. 3. Стабильность Учет и обеспечение долговременных национальных интересов. 4. Комплексный подход Сбалансированное и четкое решение проблем. Особое значение в структуре регулирования занятости населения следует отметить ее деление на определенные виды. Итак, выделяют следующие виды занятости (таблица 3) [8]. Таблица 3. Виды занятости населения № п/п Вид Характеристика 1. Полная занятость Это такое состояние общества, когда нет незанятых, желающих. 2. Неполная занятость Это занятость на режимах неполного рабочего времени 3. Вторичная занятость Это занятость, которая охватывает лиц, имеющих вторую работу, и связана с распространением неполной занятости, задержками выплаты зарплаты и небольшой основной зарплатой. 4. Самозанятость Это занятость, предполагающая самостоятельный поиск трудовых занятий и создание рабочих мест отдельными гражданами за счет их собственных средств в целях получения постоянного или временного дохода. Если рассматривать «занятость» как одну сторону медали, то обратной стороной выступает «безработица». Это неотъемлемый элемент рынка труда, под которым понимается временная или постоянная незанятость экономически активного населения [14]. Данное экономическое явление обусловлено определенными причинами (таблица 4). Таблица 4. Основные причины возникновения и развития безработицы № п/п Причина Характеристика 1. Структурные сдвиги в экономике Обусловлено внедрением новых технологий, которые приводят к сокращению излишней рабочей силы. 2. Экономический спад Вынуждает работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в основном – трудовые. 3. Политика правительства и профсоюзов по оплате труда Заключается в повышении минимального размера оплаты труда, а также увеличении издержек производства, что влечет за собой снижение спроса на рабочую силу. 4. Сезонные изменения производства В разное время необходимо разное количество рабочей силы в отдельных отраслях экономики. 5. Колебания в демографической структуре населения Увеличение численности населения в трудоспособном возрасте ведет к сокращению спроса на труд, что является следствием увеличения безработицы. Следовательно, безработица является одним из основным важнейших отрицательных факторов, который влияет на уровень жизни населения. Из вышеперечисленных причин возникновения безработицы можно вывести два следствия: с одной стороны, при высоком уровне безработице возможны социально-политические волнения и смена власти, с другой – недоиспользование трудовых ресурсов означает недопроизводство потенциального ВВП [6]. Необходимо создать условия для занятости экономически активного населения, для того чтобы установить баланс между занятостью населения и безработицей, то есть стабилизировать ситуацию на рынке труд. Именно на это направлена государственная политика занятости населения. Решение данной проблемы возможно при четком определении целей, задач, методов в сфере занятости населения. Это может быть, например, стимулирование экономически активного населения к работе, разработка мер по созданию благоприятных условий для их работы, а также создание реальных и структурированных программ, способных снизить уровень безработицы и помочь нуждающимся в поиске работы. Если государство стремиться помочь своему народу в такой проблеме, как нехватка работы, что собственно и влечет за собой рост безработицы, то оно должно выступать в данной ситуации в качестве регулятора и контролера. Говоря о роли государства в сфере занятости населения, следует отметить, что созданная государственная политика занятости населения имеет определенные особенности, которые, возможно, способствуют ее эффективному функционированию и высокой результативности. Также политика занятости населения имеет особое значение для формирования активного, централизованного рынка и предотвращения социальных взрывов на нем. Для того чтобы определить какова роль и сущность государственной политики занятости населения, с помощью каких инструментов производится реализация ее деятельности, необходимо рассмотреть ее особенности, направления и правовую основу. Глава 2. Особенности государственной политики занятости населения Как было определено, проблема занятости населения является одной из значимых и трудных социально-экономических проблем и оказывает неблагоприятное влияние на развитие и формирование общества. Отсюда возникает вопрос: «Какова роль государства в решении данной проблемы?». Чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть такой термин, как «государственная политика занятости населения». Итак, выделяют два основных определения государственной политики занятости населения: научно обоснованная система мер, реализация которой производится на рынке непосредственно органами государственной власти [10]; комплекс мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества, ориентиром которого является эффективное распределение рабочей силы, а также поддержание занятости населения [4]. Иными словами, можно сказать, что государственная политика занятости населения представляет собой комплекс мер по воздействию на развитие социально-экономической сферы общества. Если рассматривать данное определение с экономической точки зрения, то его сущность состоит в удовлетворении потребности в рабочей силе, то есть обеспечение рабочими местами трудоспособного населения. Задача государственной политики занятости населения состоит в полном и эффективном обеспечении граждан рабочими местами по средствам повышения квалификации, подготовке на профессиональной основе, а также снижения уровня массовой безработицы и реализации иных мер, нацеленных на предоставление социальной защиты каждого гражданина на рынке труда [12]. В соответствии с определенной целью государственная политика занятости населения ставит перед собой и решает следующие задачи: создание условий для увеличения уровня инвестиционной активности; проведение структурных изменений и реализация права граждан на труд с целью создания новых рабочих мест; сокращение уровня безработицы; стремительная адаптация к условиям развития экономики по средствам формирования «гибкого рынка труда». Соответственно, объектом политики государства в сфере занятости населения выступают все работники. Это говорит о том, что каждый гражданин РФ обладает абсолютным правом распоряжаться своими способностями как к производительному, так и к творческому труду и осуществлять деятельность, которая не запрещена законом и возможно не приносящая доходного заработка. Вдобавок следует подчеркнуть, что государственная политика занятости населения, как механизм регулирования занятости граждан включает в себя ряд сегментов. Рассмотрим их более подробно (таблица 5). Таблица 5. Сегменты государственной политики занятости населения № п/п Элемент Сущность 1. Регулирование занятости населения Правительство РФ разрабатывает финансово-кредитную и инвестиционную политику таким образом, чтобы рационально и эффективно разместить производственные силы и сохранить рабочие места в стране. 2. Финансирование мероприятий Финансовые средства формируются по средствам обязательных страховых взносов как работодателей, так и работающих. 3. Организация общественных работ Органами исполнительной власти производится проведение оплачиваемых общественных работ. 4. Социальная поддержка безработных Обеспечение государством выплат, пособий по безработице, а также выплат стипендий во время переподготовки кадров. Следовательно, данная политика в области занятости должна иметь определенную направленность для высокоэффективного функционирования и обеспечения положительного результата на рынке труда, а также должна быть скоординирована в соответствии с общим положением реформирования, его принципам и стратегии реализации. Она должна обеспечить более эффективное использование трудового потенциала населения, а также способствовать трудоустройству различных групп граждан. Необходимо отметить, что правовой базис государственной политики занятости населения непосредственно составляют такие нормативные документы, как Конституция РФ, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», а также другие нормативно-правовые документы. Вышеперечисленные нормативно-правовые документы регулируют правовые отношения между субъектами на рынке труда, контролируют деятельность работодателей и координируют безработных. Говоря об эффективном функционировании государственной политики занятости населения, необходимо подчеркнуть, что оно возможно при четкой и грамотной организации данной системы. Данная политика выступает как многоуровневый механизм, который состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. Собственно, это и является структурой государственной политики занятости населения. Рассмотрим данные элементы структуры более подробно (таблица 6) [17]. Таблица 6. Структура государственной политики занятости населения № п/п Элемент Сущность Краткая характеристика 1. Федеральный уровень включает совокупность правовых, экономических, организационных мер и нормативных актов, необходимых для создания и регулирования отношений между субъектами рынка труда Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой. Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой. Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. 2. Региональный уровень реализуется в рамках федеральной программы путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывая особенности демографического, социально-экономического развития территорий страны Содействие занятости в приоритетных направления и осуществление социальной политики. Политика занятости осуществляется через программы жилищного, транспортного, производственного строительства и другие. Активно поддерживается фермерство и малый бизнес 3. Местный уровень производится вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению граждан Органы местного самоуправления способствуют полной реализации задачи местного уровня. Стоит отметить, что федеральный и региональный уровни имеют особое значение в структуре государственной политики занятости населения. Эта особенность подтверждается делением деятельности данных элементов на подсистемы, каждая из которых выполняет свой определенный набор функций. Рассмотрим федеральный и региональный уровни, как отдельные системы осуществления государственной политики занятости населения. Федеральный уровень – общегосударственный: Федеральная политика занятости позволяет обеспечить максимальную занятость населения, так как включает в себя меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики. Отсюда следует, что целью федеральной политики в области занятости населения является разработка государственных и региональных программ. Структурированное содержание данных программ обеспечивает их результативную реализацию. Рассмотрим структуру государственных и региональных программ более подробно (таблица 7). Таблица 7. Структура государственных и региональных программ № п/п Блок Характеристика 1. Аналитический блок сбор аналитической и статистической информации; выявление приоритетных проблем занятости населения на уровне государства. 2. Программно-целевой блок определение конкретной цели; составление программы по обеспечению занятости населения. 3. Ресурсо-обеспечивающий уровень обеспечение все программы необходимыми материалами и человеческими ресурсами. 4. Организационно-координирующий блок организация государственных программ; контроль над выполнением программ по обеспечению занятости населения. Политика занятости населения на федеральном уровне предусматривает создание системы правового регулирования и организацию межгосударственных отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья по поводу пенсионного обеспечения. Эта необходимость возникает при добровольном или вынужденном переселения граждан, а также, если возникают вопросы по найму или социальной защиты при выезде на работу в другие страны. Региональный уровень – субъекты РФ: Особенностью региональной политики занятости населения является ее деление по территориальному признаку (таблица 8). Таблица 8. Деление региональных программ. № п/п Территориальный признак Характеристика 1. Республиканская программа занятости населения Содержит определенные мероприятия, которые реализуются только на уровне республики. 2. Областная (краевая) программа занятости населения Представляет собой конкретные мероприятия, основная цель которых заключается в обеспечении занятости населения только краевого уровня. 3. Районная (городская) программа занятости населения Включает в себя определенный набор мероприятий, основная цель которых заключается в решении проблем отдельных участков рынка труда. Использование нетрадиционных форм занятости населения является наиболее рациональным способом решения проблем безработицы. Этот способ представляют собой модель, которая сочетает в себе необходимость взаимодействовать с другими видами общественно-полезной деятельности, например, учебой, семейными обязанностями, воспитанием детей и другие. Соответственно, единственной группой постепенного входа или выхода из трудовой деятельности непосредственно выступают молодежь, инвалиды и пожилые. Таким образом, активное функционирование производится в большей степени на федеральном и региональном уровнях. Однако следует обратить внимание на конкретные органы, реализующие политику государства, направленную на решение проблем безработицы и занятости граждан. Если конкретизировать деятельность государственной политики занятости населения, то можно сказать, что основным источником реализации ее деятельности выступает Федеральная служба по труду и занятости населения. Рассмотрим данную организацию более подробно. Итак, с 2004 г. в Российской Федерации существует Федеральная служба по труду и занятости населения – Роструд. Данная структура является федеральным органом исполнительной власти, целью которого является исполнение контроля и надзора в сфере труда, занятости и другой гражданской службы. Она способствует решению трудовых споров, но в большей степени предоставляет услуги государства в области содействия занятости населения, защиты от безработицы и трудовой миграции. Осуществление деятельности Федеральной государственной службы населения производится через собственные территориальные органы, которые взаимодействуют с другими федеральными органами исполнительной власти, а также органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями [16]. В соответствии с целью Федеральной государственной службы по труду и занятости населения осуществляются следующие функции: государственный надзор и контроль над соблюдением работодателями трудового законодательства, а именно проведение проверок, разнообразные обследования; выдает рекомендации для исполнения предписания об устранении нарушений; информирование о положении на рынке труда, а также правах и гарантиях в области занятости населения и защите от безработицы; реализация федеральных программ в сфере занятости населения, основными из которых являются программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения; осуществление мероприятия, направленные на активную политику занятости населения; надзор за реализацией прав работников на обеспечение в случае несчастных случаев на производстве, а также профессиональных заболеваний по обязательному социальному страхованию; контроль над назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей; контроль над расходованием средств органами исполнительной власти субъектов РФ средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета. Контроль над деятельностью Федеральной службы по труду и занятости населения осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Необходимо отметить, что руководитель Службы назначается на должность и освобождается от нее Правительством РФ по представлению Министра здравоохранения и социального развития РФ. Немаловажную роль в создании и реализации программ обеспечения занятости населения также играют такие негосударственные органы и организации, как Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений и иные некоммерческие организации. Также к значимым источникам реализации государственной политики занятости населения стоит отнести биржу труда. Данная организация имеет особое значение в механизме государственного регулирования отношений на рынке труда, так как выступает как важнейшая структура рыночной хозяйственной системы. Биржа труда (служба занятости населения или служба содействия найму) представляет собой специальное учреждение, которое является посредником между субъектами на рынке труда. Чтобы понимать какова роль биржи труда в системе государственного регулирования занятости населения, следует рассмотреть перечень направлений данной организации: регистрация безработных; регистрация вакантных мест; трудоустройство безработных и других лиц; тестирование лиц, которые находятся в поиске работы; профессиональная ориентация и переподготовка безработных; выплата пособий; информирование положения на рынке труда. Собственно, биржа труда является не только источником реализации государственной политики занятости населения, но и особым инструментом, главная задача которого состоит в сокращении безработного населения страны, а также создании эффективного механизма переподготовки кадров. Итак, изучив структуру государственной политики занятости населения, ее сегменты и основные источники реализации деятельности, необходимо сформулировать направленность государственной политики в области занятости населения [11], то есть указать те сферы, в которых она проявляется в наибольшей мере. Государственная политика занятости населения направлена на: развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности и защиту национального рынка труда; обеспечение равных возможностей для всех граждан Российской Федерации в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществление которой производится на законной основе; осуществление мероприятий, направленных на обеспечение занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы таких групп населения, как: инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста; реализацию государственных программ, направленных на снижение уровня безработицы; поощрение работодателей, которые не только сохраняют действующие, но и создают новые рабочие места; объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; координацию взаимодействия деятельности в области занятости населения с деятельностью экономической и социальной политики; координацию деятельности государственных органов и профессиональных союзов в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами страны и иностранных граждан на территории Российской Федерации, а также соблюдение международных трудовых норм. Таким образом, функциональная роль государственной политики занятости населения заключается: во-первых, в обеспечении рациональной активности трудоспособного населения в сфере занятости; во-вторых, в региональном распределении рабочей силы на территории в соответствии с количеством и качеством рабочих мест; в-третьих, в поддержании занятости на максимально возможном уровне; в-четвертых, в регулировании отношений между субъектами рынка труда; в-пятых, в обеспечении средствами существования лиц, не имеющих работы. Исходя из направлений и функционального набора государственной политики занятости населении, необходимо определить интенсивность эффективности ее деятельности, то есть виды государственной политики в области занятости населения. Итак, выделяют два основных вида государственной политики занятости населения: активная и пассивная (таблица 9) [7]. Таблица 9. Виды государственной политики занятости населения № п/п Задачи Цель и основные меры Активная политика 1. создание новых рабочих мест; повышение уровня занятости; снижение уровня безработицы посредствам обучения и переобучения работников; Цель: достижение полной занятости населения. Основные меры: стимулирование государством инвестиций в экономику для создания новых рабочих мест; организация переобучения и переквалификации безработных граждан; развитие служб занятости, бирж труда, которые предоставляют информацию о вакантных рабочих местах; содействие мелкому и семейному предпринимательству, что является важнейшим методом обеспечения занятости населения; государственное стимулирование предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи и инвалидам; содействие смене места жительства для получения работы; международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией; создание рабочих мест в государственном секторе: в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений; Пассивная политика 2. поддержка безработных путем выплаты пособий Цель: сглаживание негативных последствий безработицы путем выплат гарантированных государством пособий по безработице, социального пособия, доплат на иждивенцев, материальной помощи безработным, услуг по поводу рабочих мест. Основные меры: обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, а также материальной помощи и прочих социальных выплат; бесплатное медицинское обслуживание. Таким образом, государственная политика в области занятости населения представляет собой сложную систему с четкой структурой и сформировавшимися направлениями. В зависимости от интенсивности реализации мероприятий по уменьшению уровня безработицы и увеличения занятых, государственная политика подразделяется на активную и пассивную. Так характеризуются свойственные черты государственной политики в области занятости населения. Государственная политика занятости населения направлена не только на регулирование определенных процессов в сфере труда, но и на их осуществление по средствам тех мер, которые разрабатывает государство для повышения уровня занятых граждан. Так как обеспечение полной и результативной занятости населения - это одна из важнейших задач любого государства. Однако последствия от осуществления целей государственной политики носят неоднозначный характер: с одной стороны, государственные программы, направленные на переобучение и повышение уровня квалификации, позволят снизить уровень трудоустройства, соответственно и уровень безработицы, а с другой – выплата пособий по безработице снижет стимулы к поиску работы, что может спровоцировать неизменность показателя уровня безработных. Глава 3. Анализ целей государственной политики занятости населения При сопоставлении вышеизложенных данных об осуществлении государством политики занятости населения, анализе направлений деятельности, возникает вопрос: «Должна ли она реализовывать свои цели в соответствии с целями политики рынка труда?» Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить государственную политику занятости населения с политикой на рынке труда. Однако следует обратить внимание на то, что государственная политика занятости населения и государственная политика на рынке труда представляют собой два разных понятия, и, соответственно, они преследуют различные цели (таблица 10) [13]. Таблица 10. Сравнительная характеристика политики занятости населения и политики на рынке труда № п/п Пункт сравнения Государственная политика занятости населения Государственная политика на рынке труда 1. Определение Это совокупность конституционных прав граждан на свободное использование своих способностей, для какой-либо экономической деятельности, включая свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор видов деятельности. Это составная частью общей государственной политики занятости, призванная решать частные задачи, которые связаны с ликвидацией возникающих проблем в сфере труда в процессе функционирования рыночной экономики. 2. Объект Все трудоспособное население Незанятое экономически активное население 3. Субъект Правительство РФ и Федеральное собрание Федеральная служба по труду и занятости и Федеральная служба занятости в лице своих региональных центров Учитывая вышеизложенные данные, можно сделать вывод о том, что политика занятости и политика на рынке труда отличаются целями и различной направленностью на реализацию данных целей. Поэтому необходимо более конкретно рассмотреть цели политики на рынке труда и цели государственной политики занятости населения. Итак, цели государственной политики занятости населения связаны со сложной ситуацией в использовании труда, а также увеличением его продуктивности. Это характеризуется определенными изменениями в структуре занятости населения: Главным направлением политики государства в области занятости в настоящее время должно стать активное уменьшение скрытой безработицы в производственной сфере экономики. Контроль за уровнем безработицы и ее минимизацией должны обеспечиваться через сохранение и увеличение количества рабочих мест. При рассмотрении представленных целей возникает вопрос: «Почему государство не ставит перед собой цель полного преодоления безработицы?». Ответ на данный вопрос аргументирован тем, что какая-либо доля населения постоянно ищет новую или дополнительную работы. Человеку, который по своему усмотрению оставил свое рабочее место или потерял его не по своей воле, даже при положительном исходе, учитывая большой выбор рабочих мест, необходимо потратить некоторое время, чтобы заключить с работодателем новый трудовой договор и приступить к новой работе. Данная ситуация в экономической теории называется «фрикционной безработицей». Существуют возможные пределы уменьшения безработицы – это «естественный уровень безработицы». Это понятие является не столько расчетным, сколько концептуальным (философским, мировоззренческим). В научной литературе его оценивают в промежутках от 2 –3% до 4 – 6%. Для России достаточным уровнем снижения безработицы можно установить в промежутке до 2 – 3%. Если учитывать, что количество экономически активного населения составляет 75 млн. человек, то соответственно это значит, что сокращение общего числа безработных (по критериям МОТ) составит до 1,5 – 2,5 млн. человек. Как показывают прогнозы, эта цель может быть достигнута в ближайшее время. В будущем политика государства в области занятости населения может быть переориентирована. Если такая необходимость возникнет, то это будет направлено на сдерживание развития дефицита кадров в экономике страны[19]. Естественно, ее главной целью в области зан....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: