- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Функционирование диспетчерской службы. Структура производственно-диспетчерского отдела
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008337 |
Тема: | Функционирование диспетчерской службы. Структура производственно-диспетчерского отдела |
Содержание
4 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный университет» Институт экономики и бизнеса Факультет ……………. К У Р С О В А Я Р А Б О Т А ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ Выполнил: Студент … курса группы …… Научный руководитель: Ульяновск 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……...…3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСПЕТЧЕРИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ …………….……………………………………………...5 1.1. Сущность, задачи и функции диспетчерских служб ……………….5 1.2. Функционирование диспетчерской службы. Структура производственно-диспетчерского отдела………………………………….……8 ГЛАВА 2. ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИЯ КАК СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО УРОВНЕЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ, СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБЛИКЕ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ………….15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...38 ВВЕДЕНИЕ Сегодня развитие производственной сферы идет в соответствии с бурным развитием производства, технологий, активным внедрением в практику инновационных научных методов. Все это с одной стороны обеспечивает более оперативную и качественную работу предприятия, с другой – требует системного контроля за его функционированием, выстраивания отлаженной системы, в которой сочетаются механические процессы, информационные технологии, грамотный менеджмент. Производство столь динамично, что даже на хорошо организованном предприятии не исключены нарушения нормального вида производственного процесса. Поэтому очевидна необходимость оперативно устранять эти отклонения и обеспечивать непрерывный контроль за соблюдением заранее намеченного графика. Возможность своевременного и эффективного исправления таких нарушений в немалой степени зависит от оперативности информации о состоянии производства, а также от степени централизации и непрерывности руководства им. В нынешних условиях за такое оперативное регулирование производства отвечает система диспетчеризации. Под этим термином мы понимаем централизованное управление деятельностью всех органов предприятия на основании плана-графика, а также систематический учет и контроль за ходом производственным процессом. Чтобы предприятие работало по четкому графику и плану, на каждом создается диспетчерская служба, курирующая и обеспечивающая работу каждого производственного подразделения и предприятия в целом. Ее структура определяется схемой и производительностью коммуникаций, особенностью технологических процессов и расположенностью производственных объектов. Диспетчерская служба должна прогнозировать и выявлять возможные нарушения и принимать оперативные меры по их устранению, а главное - наладить бесперебойную слаженную работу всех участков производства, выполнение планов и прогнозов, обеспечить достижение максимального эффекта и получение максимальной прибыли. Все эти процессы подразумевают сложный системный инновационный подход с учетом современных производственных и экономических процессов, развития технологий, а потому является актуальным изучение особенностей деятельности диспетчерской службы на современном предприятии, поиск наиболее функциональных форм ее работы, выявление рекомендаций, как повысить эффективность ее работы для обеспечения ритмичности деятельности всех участков на основе перспективных и оперативных планов и с учетом особенностей предприятия и сложившейся ситуации. Цель курсовой работы – исследование вопросов, связанных с совершенствованием деятельности диспетчерской службы на предприятии. Перед нами стоят задачи рассмотреть теоретические аспекты диспетчирования на предприятии, структуру производственно-диспетчерского отдела на основе опыта предприятий и научных исследований выявить наиболее современные формы организации диспетчерской службы с целью распространения этого опыта. Большой объем исследования посвящен автоматизации диспетчерской службы как эффективному методу качественного производственного менеджмента. Проблемой исследования является необходимость усовершенствования диспетчерской службы, возможность ее максимальной автоматизации с целью повышения качества управления производством. Объектом исследования выступает система диспетчерской службы на предприятии. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСПЕТЧЕРИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 1.1. Сущность, задачи и функции диспетчерских служб Производственный план регулирует деятельность всех подразделений предприятия, и каждый участок работает на его выполнение. При этом деятельность любого структурного подразделения зависит от множества объективных и субъективных факторов. Очевидно, что для достижения максимально эффективной работы предприятия важно определить эти причины, спрогнозировать их возможное отрицательное влияние и минимизировать его, а в идеале свести к нулю, дабы избежать нарушения хода рабочего процесса. Такой подход требует на постоянной основе осуществлять контроль за каждым участком в отдельности и функционированием производства в целом, оперативно реагировать на нарушения и не допускать их повторения в будущем. Подобный метод непрерывного наблюдения, контроля и регулирования производственного процесса, основанный на календарных планах и использующий технические средства для сбора и анализа информации, получил название диспетчирование[28, с. 191]. Ю. Б. Королёв так определяет функции диспетчерской службы[18]. Одна из основных - оперативный анализ. По мнению Королёва, это основа выполнения функций оперативного управления. Анализ позволяет оценить степень выполнения плана. На этом же этапе выявляются отклонения от плана и причины, по которым это произошло, сразу же предлагаются и оцениваются варианты устранения недочетов. Особое внимание при анализе следует уделить оценке конкретной проблемной ситуации. Другие составляющие анализа - оценка использование трудовых и технических ресурсов, а также материальных и трудовых затрат все производственные процессы, качество продукции, сбыт и прибыль. Оперативное целеполагание и планирование предполагает определение целей и прогнозирование развития производства. Если ситуация выявила отклонение от первоначального плана, необходимо выбрать первоочередные цели, направленные на устранение возникших сложностей. Оперативное планирование – это создание планов на смену, сутки, декаду или месяц, они составляются как для отдельных сотрудников или отделов, так и в целом для коллектива. Одна из задач составления таких планов - самостоятельное определение специалистами диспетчерской службы вопросов распределения работников по участкам и функций между ними, поиск вариантов устранения проблемных ситуаций и их последствий. Распределению должностных полномочий в процессе решения проблемных вопросов служит еще одна функция диспетчеризации - оперативная организация управления. Она помимо прочего предусматривает расстановку производственных и кадровых ресурсов, создание нового краткосрочного регламента организационного процесса и функционала, обеспечение постоянной связи между участками, руководством и сотрудниками для быстрого реагирования на ситуацию и возможностью оперативно моделировать процесс, исходя из новых задач и проблем. Оперативное регулирование хода выполнения плановых программ – это налаживание процесса взаимодействия сотрудников различных участков, двусторонняя связь между руководителями, рядовыми сотрудниками и диспетчерами, выявление и просчитывание срыва планов, отклонений от графика, быстрое решение возникших проблем и корректирование планов с учетом создавшейся ситуации. В эту функцию входит и распространение оперативной информации среди сотрудников коллектива, направление деятельности сотрудников и активизация их усилий. На основании полученной информации, которая подвергается оперативному анализу, а также изучения диспетчерской документации происходит оперативный учет и контроль. При этом контролируются соблюдение оперативных планов, необходимость внесения изменений в трудовой процесс, выполнение распоряжений руководства и прочих документов, регламентирующих работу предприятия, соблюдение необходимых норм – трудовой дисциплины, санитарно-эпидемиологических требований, охраны труда, качества продукции, состояния технического парка, и даже психологического климата в коллективе. Итожит все эти функции диспетчеризации еще одна - оценка оперативной работы, которая предусматривает на постоянной основе анализ диспетчерами и руководством предприятия выполнения всех решений и его итог[18]. Помимо основных в функции диспетчерской службы входит контроль за обеспечением всех участков производства необходимыми материалами и ресурсами, максимальным использованием производственных мощностей, выявление резервов производства, рационализация производственного производства. Весь этот функционал призван служить выполнению основных задач процесса диспетчеризации, среди которых, по мнению В.Г. Золотогорова, следующие: - обеспечение ритмичности деятельности всех структур предприятия согласно перспективным и оперативным календарным планам и с учетом сложившейся ситуации; - своевременное планирование и регулирование производственного процесса и других составляющих организационной деятельности; - распределение функций среди подразделений и контроль за их выполнением; - информирование руководства путем составления отчетной документации о ситуации и перспективах развития диспетчерской службы; - использование инновационных методов и современных технологий в работе диспетчерской службы; - выполнение насущных задач в соответствии с целями организации[12, с. 67-68]. Специалисты диспетчерской службы ответственны оперативный сбор информации о состоянии дел на предприятии, ее достоверность, своевременное доведение этих данных до руководства и членов коллектива, эффективность мер по регулированию производственного процесса, оперативность в устранении неполадок и выполнение аварийных заказов. Очевидны преимущества транслирования информации через диспетчерскую службу. Во-первых, если диспетчер имеет автономную круглосуточную связь с каждым ответственным специалистом и подразделениями предприятия, при работе ДС снижается количество времени на установление контакта с нужным сотрудником. В идеале диспетчер всегда знает о местонахождении нужных сотрудников, и нет необходимости тратить время на их поиск. Во-вторых, работа службы существенно сокращает время принятия решения, что особенно ценно в условиях проблемной ситуации, вызывающей цейтнот – ДС аккумулирует у себя всю информацию, анализирует ее предоставляет в случае необходимости конкретным людям, в ней нуждающимся. Служба направляет информацию адресно, это делает процесс обмена сведениями более оперативным и эффективным, снижает риск искажения информации и того, что она будет утеряна. 1.2. Функционирование диспетчерской службы. Структура производственно-диспетчерского отдела Объем, специфика и условия выполняемых работ определяют состав и структуру диспетчерской службы. В комплексе процесс диспетчеризации охватывает учет, контроль, анализ, регулирование работы различных участков производства, его реализуют соответствующие структурные подразделения, которые объединены понятием «диспетчерская служба» [28, с. 198]. Высшей инстанцией диспетчерской службы предприятия является начальник производства — он же главный диспетчер предприятия. Главный диспетчер наделен всеми властными полномочиями в сфере производственной деятельности. Как правило, ему делегируются права руководителя предприятия при решении основных производственных вопросов. Главная задача начальника производства — обеспечивать выполнение производственной программы в соответствие с продуманными оперативными планами-графиками и контролировать четкую работу диспетчерской службы. Все документы, инициированные главным диспетчером, связанные с выполнением программы и ритмичности производства, обязательны для исполнения всеми руководителями структурных подразделений. Руководитель производства обеспечивает ритмичное выполнение планов на всех участках, систематически рассчитывает календарно-плановые нормативы и контролирует их внедрение в производство. Для осуществления всех этих целей он привлекает специалистов соответствующих служб. Нормативы и определенные руководителем планово-учетные единицы ложатся в основу планов-графиков (календарные графики) запуска того или иного производственного процесса, выпуска изделий, в этой деятельности главному диспетчеру помогают специалисты производственно-диспетчерского отдела (ПДО). На основе подобных графиков диспетчерский аппарат планово-распорядительных (планово-диспетчерских) бюро обеспечивает и контролирует реализацию оперативных планов[28, с. 201]. Руководитель своевременно регулирует производственный процесс на всех участках, обеспечивает оперативный учет выполнения плана и графика всеми подразделениями, руководит работой диспетчерского аппарата, ежедневно проводя совещания. Диспетчерские совещания является эффективной формой распространения информации на производстве и оценки текущей ситуации. Начальники отделов докладывают руководителю о ходе выполнения задания своими подразделением, обсуждают проблемные ситуации, выявляют «слабы места» и оценивают работу каждого участка. Исходя из этой информации главный диспетчер определяет ближайшие задания (на смену или определенный отрезок времени) для всех отделов и готовит ежедневный доклад директору предприятия. Для того, чтобы функции ДС были «рабочими», а не оставались прописанными на бумагами, служба наделена рядом достаточно весомых полномочий. Среди них право: а) отдавать распоряжения руководителям и сотрудникам подразделений основного и вспомогательного производства, которыми управляет диспетчерская; б) приостанавливать плановые работы вспомогательных цехов в случает необходимости выполнения определенных работ, например, связанных с ликвидацией аварии или неполадок; в) перераспределять материально-технические и кадровые ресурсы на участках, исходя из конкретной ситуации и планов производства. Н.С. Сачко в монографии«Организация и оперативное управление машиностроительным производством» отмечает, что главными принципами диспетчеризации являются «централизация, плановость, оперативность, профилактика отклонений от заданного графика работ» [26, с. 101]. Диспетчерская служба состоит из следующих элементов: диспетчерского персонала; комплекса технических средств управления (внутрифирменная радио- и телефонная связь, средства наглядного отображения информации); применяемых методов централизованного оперативного управления. Рассмотрим эти составляющие. Оперативно-производственное управление на предприятии осуществляет производственно-диспетчерский отдел (ПДО), которым руководит начальник производства. Централизованное руководство деятельностью всех структур производственной организации на основе плана-графика и систематический учет и контроль производственного процесса осуществляет диспетчерская служба, которая вход в состав производственно-диспетчерского отдела. Мы уже определили, что ее основной задачей является поддержание бесперебойного и ритмичного хода производства на всех стадиях на основании заданного плана запуска-выпуска продукции. Штатное расписание и количество сотрудников производственно-диспетчерского отдела зависят от объема производства, статуса предприятия, номенклатуры выпускаемых изделий, численностью персонала. На рис. 1. показана примерная структура отдела[26, с. 102]. Производственно-диспетчерский отдел (ПДО) Начальник Бюро (группа или исполнители) Оперативно-календарного планирования Зам. начальника производства, инженеры по планированию Бюро (группа или исполнители) календарно- плановых нормативов Инженеры по календарному планированию Центральное диспетчерское бюро (группа или исполнители) Главный диспетчер, сменные диспетчеры, диспетчеры у пульта, операторы у пульта Межцеховые производственные склады Рис.1. Структура производственно-диспетчерского отдела предприятия. В производственных цехах создаются планово-диспетчерское бюро (ПДБ), которое является органом оперативного управления. ПДБ объединяете группы планирования, диспетчерского регулирования, транспортную, при нем, как правило, функционируют цеховые производственные кладовые. Диспетчеризация производства предусматривает контроль за равномерным и комплектным выполнением планов выпуска продукции. В единичном производстве она контролирует ход изготовления комплектов деталей на заказ, подготовку производства, сроки, необходимые для тех или иных операций и выпуска изделия в целом. В своей деятельности диспетчерская служба использует оперативную плановую документацию, принятую в системе межцехового планирования. Сотрудники ДС готовят сводки о нарушениях плановых сроков сдачи продукции, графиков запуска изделий в производство. При этом эффективность работы диспетчерской службы во многом зависит от уровня оснащенности – возможностей технических и организационных средств. Под ними подразумеваются: - административно-производственная связь (селектор); - телеграфная, фототелеграфная, факсимильная связи; - радиосвязь; - средства пересылки документации; - административно-производственная сигнализация (производственная, вызывная, поисковая); - средства отображения процессов производства и управления (диспетчерские щиты и т.п.); - диспетчерские пульты; - локальные компьютерные сети; - системы АСУП[12, с. 36]. Диспетчер должен владеть всей информацией о происходящем на любом участке в любой момент, только так он сможет полностью контролировать и прогнозировать процесс производства и своевременно реагировать на проблему. Очевидно, что это возможно при условии применения самых современных технологий сбора, получения, обработки и передачи информации. Для работы диспетчерских подразделений используются устройства, позволяющие руководителям быстро связываться с любым заводским подразделением, получить информацию и давать указания. Сегодня это не только специальная телефонная связь, телеграфная и радиосвязь, поисковая, вызывная и производственная сигнализация, диспетчерские пульты, промышленное телевидение. В работе диспетчерской службы активно применяются современные ИТ-технологии, разработаны специальные приложения и программы, позволяющие полностью компьютеризировать процесс диспетчеризации. Все эти технические ресурсы делятся на средства: 1) получения информации; 2) передачи информации; 3) обработки и анализа информации; 4) хранения информации; 5) производственной сигнализации[12, с. 41]. Каждая группа подразделяется на подгруппы, а те, в свою очередь, — на отдельные виды технических средств. Для обеспечения высокой оперативности диспетчирования все средства получения, обработки и передачи информации монтируются на диспетчерском пульте, чтобы диспетчер мог получить, передать информацию и решить все вопросы контроля и регулирования производства, не оставляя своего рабочего места. На центральном диспетчерском пункте обязательно оформляют журнал диспетчера, журнал диспетчерских совещаний, журнал учета заявок от подразделений, журнал учета производства и реализации продукции, оперативные графики выполнения основных работ, контрольные графики проведения технических уходов за автомобилями и другой техникой. Для улучшения восприятия основные виды оперативной информации должны быть отображены на стендах, планшетах, диаграммах. Итак, под диспетчерской службой понимают централизованную форму оперативного управления на основе применения технических средств связи, сбора информации, ее обработки, осуществления оперативного контроля и регулирования производства. Организация диспетчерской службы позволяет значительно повысить производительность управленческого труда, нормы управляемости и эффективность управления. Эффективное выполнение задач ДС, четкое выполнение функций и достаточная техническая оснащенность позволяют добиться устойчивого ритмичного хода производственного процесса, обеспечивающего высокие темпы производства. Глава 2. ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИЯ КАК СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО УРОВНЕЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ, СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБЛИКЕ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ. Потребности времени, развитее технологий и дефицит временных и человеческих ресурсов диктуют острую потребность в постоянной автоматизации управления производственными процессами. Проблема создания автоматизированной системы диспетчеризации производственных процессов – одна из самых важных составляющих этой деятельности. Очевино, что решение данной проблемы связано с необходимостью реализации комплексного подхода, основанного на интеграции автоматизированных систем управления и создания единого информационного пространства предприятия, грамотной аналитической поддержки процессов управления производством. Совершим небольшой экскурс в историю автоматизации диспетчеризации и развитие электроники. Проблема автоматизации службы диспетчеризации изначально была связана с развитием средств электронно-вычислительной техники (ЭВТ). В 60-80-е годы возникла тенденция к созданию централизованных систем управления производством на основе больших вычислительных комплексов (БЭСМ, ЭВМ серии ЕС). Автоматизация управления технологическими процессами проявлялась в создании автоматических линий из универсального и специализированного оборудования, в автоматизации функций, связанных с отдельными технологическими процессами и с объединением отдельных техно- логических участков. В области управления предприятиями был пройден путь от автоматизации планово-экономических, бухгалтерских и учетных функций до создания автоматизированных систем управления производственной деятельностью[20]. Очевидные недостатки создания АСУ предприятий на базе централизованных вычислений и вычислительных центров коллективного пользования привели к тому, что с появлением техники персональных ЭВМ в 80-90 гг., акцент работ по автоматизации управления был перенесен на создание локальных автоматизированных систем (АС), предназначенных для решения частных задач по управлению производственной деятельностью. Малогабаритные, надежные и эргономичные ПЭВМ широко применяются для создания автоматизированных рабочих мест (АРМ) для решения как задач учета, планирования, документирования, так и для контроля состояния отдельных узлов и агрегатов технологического оборудования и управления ими. По мере роста вычислительной мощности ПЭВМ, развития средств их комплексирования в вычислительные сети стали создаваться групповые информационные системы, действующие в рамках отделов, управлений, служб и образующие офисную составляющую АС предприятия, а также комплексные (интегрированные) АС мониторинга и управления технологических установок и процессов. При этом офисные АС, представляющие собой информационные системы на базе файл-серверных, а позже клиент-серверных технологий, традиционно относят к АСУП, а производственные к АСУ технологическими процессами (АСУТП). При этом уровень диспетчеризации, как центральный, связующий элемент оперативного управления производством, оказался в ?пограничной зоне между сложившимися организационными структурами АСУП и АСУТП. Возникли мощные дезинтеграционные процессы в области промышленной автоматизации, обусловленные разнородностью состава внедряемых АС, организационной разобщенностью служб автоматизации (АСУП и АСУТП), недостаточным сниманием к целостности главного объекта управления производственного процесса. В результате возникли существенные трудности в области автоматизации среднего (оперативного) звена управления, центральным элементом которого являются процессы диспетчеризации, т.е. процессы, координирующие и связывающие воедино весь цикл управления производством[20, с.14]. Последующее развитие отдельных направлений промышленной автоматизации связано с созданием сетевых структур и существенным ростом объемов доступной памяти и быстродействия ПЭВМ, позволившим вновь вернуться к идее создания автоматизированного предприятия, охватывающего весь вышеуказанный производственный цикл на основе его централизованного управления. При этом существенно возросла возможность автоматизации оперативного звена управления - диспетчеризации. А. Мусаев и Ю. Шерстюк в статье «Автоматизация диспетчеризации производственных процессов промышленных предприятий» отмечают, что сегодня одной из основных тенденцией развития систем диспетчеризации производственных процессов является расширение их функциональности в сочетании с интенсивной автоматизацией на основе новейших информационных технологий[20]. По существу, речь идет о переходе от традиционной диспетчерской, ориентированной на задачи эпизодического распределения материальных или энергетических потоков, к мощным аналитическим центрам оперативного управления всей производственной деятельностью предприятия. При этом предполагается, что единый центр оперативного управления, оснащенный автоматизированной системой диспетчеризации (АСД), осуществляет решение следующих задач: глобальный мониторинг производственной ситуации, осуществляемый в реальном масштабе времени; получение и обработка исходных данных и указаний от верхнего (стратегического) звена управления предприятием; оперативное корректирующее управление материальными и энергетическими потоками в соответствии с изменениями производственной ситуации и указаниями вышестоящего звена управления; оперативное корректирующее управление запасами и производственными ресурсами; мониторинг и управление качеством производства; контроль и при необходимости корректирующее воздействие по управлению отдельными, наиболее важными технологическими установками (ТУ); прогностический анализ возникновения сбоев, отказов и аварийных ситуаций и формирование демпфирующих корректирующих управлений; мониторинг и контроль экологической ситуации на предприятии и в его окрестностях; автоматизированное накопление и хранение производственного опыта в информационном хранилище и т.п [20, с. 15]. Необходимость в создании мощного единого аналитического центра оперативного управления осознавалась и ранее и определялась общими положениями системного подхода к организации процесса управления производством. Наличие сильных взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными технологическими процессами единого производственного цикла однозначно указывало на необходимость построения иерархической системы оптимизации управления производственным процессом в целом. При этом, в соответствии с системным подходом, отдельные технологические установки могут работать в экономически неоптимальных режимах, поскольку их загрузка и режимы эксплуатации должны согласовываться с оптимизационными решениями на уровне всего производства с учетом указанных взаимосвязей и различных факторов влияния. Разработкой унифицированных диспетчерских центров в настоящее время занимается целый ряд крупнейших научно-производственных корпораций. Одновременно формируются разнообразные решения по построению системы оперативного управления для стандарта MES (Manufacturing Execution Systems). Большинство предлагаемых решений достаточно легко интегрируются во вновь создаваемые производства. Однако для большинства отечественных промышленных предприятий, обладающих развитыми разнородными информационными системами и средствами промышленной автоматизации, адаптация готовых решений представляет собой крайне сложную и дорогостоящую задачу, требующую существенной перестройки самого производственного процесса. В связи с этим при построении АСД более привлекательным оказывается подход, основанный на формировании оригинальных решений с использованием унифицированных информационных платформ, предлагаемых рядом фирм-производителей программных продуктов. К настоящему времени сформировалось схема разделения структуры промышленного предприятия на уровни стратегического, оперативного и технологического управления. Процесс диспетчеризации представляет собой центральный элемент связующего уровня оперативного управления. Применительно к большинству промышленных предприятий вся совокупность используемых АС соотносится с пирамидальной моделью, показанной на рис. 2 [20, с. 17]. Рис. 2 "Пирамидальная" модель слоев АС промышленного предприятия Попытки унификации технологий управления на указанных уровнях привело к возникновению ряда стандартов (табл. 1 и 2)[20]. Аббревиатура Краткая характеристика ERP (Enterprise Resource Planning) Планирование ресурсов предприятия. Ориентированы на бизнес- процессы предприятия. Основные задачи: • эффективное управление сбытом и снабжением; • контроль за финансовыми и материальными потоками; • планирование выпуска продукции ERP II (Enterprise Resource & Relationship Processing) Управление ресурсами и взаимоотношениями предприятия. Дополняет ERP с позиций выхода предприятия во внешний мир. MRP II (Material Requirement Planning) Планирование потребностей в материалах. Ориентированы на технологические подразделения предприятия. Основные функции: бизнес-планирование, планирование продаж и операций, объемно-календарное планирование, планирование потребности в материалах, планирование потребности в производственных мощностях. Помимо MRP, включает: планирование потребности в производственных мощностях (CRP - Capacity Requirement Planing) статистическое управление складскими запасами (SIC - Statistical Inventory Control)) EAM (Enterprise Asset Management) Управления основными фондами предприятия. Предлагают наиболее оптимальные и сбалансированные решения в области управления производственными ресурсами и максимизации эксплуатационной готовности фондов MRP (Manufacturing Requirement Planning) Планирование ресурсов производства. Решение задач организации производства на отдельном участке (цехе, установке). В основе - использование BOM (Bill of material): состав изделия, спецификация, перечень сборочных узлов и компонент, рецептура, формула, рецепт, список ингредиентов и т.д. IRP (Intelligent Resource Planning) Интеллектуальное планирование ресурсов. Являются развитием ERP и MRP II, характеризуются динамической адаптацией к изменяющимся задачам предприятия и оперативным взаимодей- ствием с поставщиками и потребителями. MES (Manufacturing Execution Systems) Исполнительные системы производства. Находятся на уровне технологического процесса, но с технологией напрямую не связаны. Основные задачи: • за управление производственными и людскими ресурсами в рамках технологического процесса • планирование и контроль последовательности операций технологического процесса • управление качеством продукции • хранение исходных материалов и произведенной продукции по технологическим подразделениям • техническое обслуживание производственного оборудования, • связь систем ERP и SCADA/DCS. Таблица 1. Наименования типов АС, используемых в контексте АСУП. Важнейшим этапом построения централизованной АСД является интеграция существующих АСУ и информационных систем. В силу описанной выше, исторически сложившейся ситуации с составляющими АСУП и АСУТП, под интеграцией в контексте совершенствования систем автоматизированного управления предприятиями в большинстве случаев понимается их объединение. В терминах "пирамидальной" модели указанная интеграция означает сопряжение систем ERP, MRP и их современного варианта в виде IRP с MES, а MES - с HMI (SCADA и DCS). Таким образом, по сути именно диспетчеризация становятся связующим звеном между АСУП и АСУТП. Таким образом, проблема автоматизации процесса диспетчеризации во многом определяется вопросами интеграция АСУ предприятия. Аббревиатура Краткая характеристика DCS (Distributed Control Systems) Распределенные системы управления (фирмы Fisher-Rosemount, Honeywell, Foxboro, Asea, Brown-Bovery, Bailey Controls, JohnsonYokogawa и др.) Системы управления распределенной производственной средой в масштабах установки или цеха. Стандартная DCS состоит их отдельных узлов (на основе PLC), объединенных в сеть по интерфейсам. Каждый узел выполняет одну или несколько задач: • сбор и обработка информации от набора измерительных устройств • управление участком производственного процесса (с помощью управляющих устройств) • архивирование данных • управление пользовательскими интерфейсами и отображение данных • расчетные задачи по оптимизации производственного процесса • связь с другими системами SCADA (Supervisory Control and Data Acquisition) Диспетчерское (оперативное) управление и сбор данных (фирмы Intellution, Wonderware, Allen Bradley, Siemens, Mitsubishi и др.). Отличаются от DCS функциональной разнородностью узлов, программной реализацией функций контроля и управления, архитектурой (клиент-серверная, многозвенная), большей ориентацией на удобства оператора MMI (Man Machine Interface), HMI (Human MI) Человеко-машинный интерфейс. Обобщающее название для SCADA и DCS. Batch Control Последовательное управление. Концепции и понятия последовательного управления определены в стандарте S88.01, Models and Terminology комитета ISA (1995г.). Позволяют оптимизировать производственный цикл (необязательно замкнутый) в последовательно непрерывных отраслях (в т. ч. нефтеперерабатывающей) на основе математических моделей и алгоритмов. PLC (Programmable Logic Controllers) Программируемые логические контроллеры Таблица 2. Наименования типов АС, используемых в контексте АСУТП. Интеграция АС включает в себя следующие аспекты: технический - организация передачи данных с одного уровня системы автоматизации на другой, выбор аппаратно-программных средств, позволяющих объединить разнородные подсистемы; информационный - решение задачи по определению набора данных, которые можно взять с одного уровня автоматизации и которые будут полезны на других уровнях; организационный - изменение зон ответственности подразделений и отдельных должностных лиц, переосмыслению роли, задач и методов работы управленческого персонала в едином информационно-управлеческом пространстве. Применительно к иерархически организованной системе управления предприятием диспетчеризация требует как горизонтальной, так и вертикальной интеграции. В общем случае горизонтальная интеграция предполагает объединение АС одного уровня, а вертикальная - разных (смежных). При этом горизонтальная интеграция предполагает объединение между собой всех автономных систем автоматизации технологических и производственных процессов, а также административных отделений цехового уровня в единую информационную сеть, чт....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: