- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Функций государства, соотношение с сущностью и типом государства
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012546 |
Тема: | Функций государства, соотношение с сущностью и типом государства |
Содержание
№ КОНТР ________ Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга» 2017 – 2018 учебный год Кафедра юриспруденции КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Теория государства и права» Тема: Функций государства: соотношение с сущностью и типом государства Выполнила студентка социально-экономического факультета направления подготовки «Юриспруденция», профиль «Гражданско-правовой», на базе высшего образования заочной формы обучения 1 курс, Юзбв-17 группа Станецкая Юлия Сергеевна Проверил преподаватель: доцент кафедры юриспруденции, кандидат философских наук, доцент Кормочи Елена Александровна Петропавловск-Камчатский, 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 Понятие, признаки и содержание функций государства ГЛАВА 2 Классификация функций государства: общая характеристика 2.1 Внутренние функции государства 2.2 Внешние функции государства ГЛАВА 3 Соотношение функций государства с сущностью и типом государства 3.1 Соотношение функций с сущностью государства 3.2 Соотношение функций с типом государства ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования обусловлена тем, что государство играет немаловажную роль в жизни любого современного общества, это весьма динамичный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. А в функциях государства проявляется его сущность, его миссия, и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое формируется в первую очередь из его назначения и направления деятельности, каковую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, это объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности. Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества и целом. Объектом исследования данной работы являются - функции государства. Предметом исследования - общественные взаимоотношения, связанные с рассмотрением функций государства. Цель данной работы состоит в рассмотрении понятия и видов функций государства. Для достижения назначенной цели считаю необходимым определить последующие задачи: 1) раскрыть понятие, признаки и содержание функций государства; 2) рассмотреть виды функций государства; 3) изучить внутренние и внешние функции государства; 4) рассмотреть соотношение функций государства с его сущностью и типом государства; Нормативную и теоретическую основу исследования составили Конституция РФ; а также труды таких авторов как: В.К. Бабаева, А.Б. Венгеров, Н.Д. Вершило, В.И. Власов, И.И. Иванова, Д.А. Липинский, А.В. Малько, и др. Методологическая основа исследования включает: общенаучные методы: анализ, синтез, системный метод и др. ГЛАВА 1 Понятие, признаки и содержание функций государства Функции государства - это основные уклоны его деятельности, которые выражают его сущность и социальное назначение государственного управления обществом. Функция, как и многие иные обществоведческие понятия, не является юридическим и политическим понятием. Оно было заимствовано из других наук. Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции правительства, государства, министерства, других государственных органов. Следовательно, функция государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы. Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка. Функции государства имеют ряд признаков: 1) Функции государства конкретизируют его сущность и содержание, отражают интересы социальных групп и всего общества в целом. 2) Функции государства отражают разностороннюю деятельность государства внутри страны и на интернациональной арене. 3) Функции государства развиваются вместе с государством. С помощью своих функций государство на конкретном историческом этапе выражает свою социальную сущность. 4) В функциях государства на различных этапах его развития проявляются присущие им особенности и закономерности образования государства, политические, социальные, экономические и духовные преобразования в жизни общества. Функции государства меняются под влиянием условий, в которых существует государство на определенном историческом этапе. Функции государства содержат в себе ряд элементов, к которым относятся: - предмет функции государства – это те общественные отношения, которые охватываются определенным направлением деятельности государства; - цели функции государства - результаты, которые получены в процессе реализации функции; - методы исполнения функций государства - это средства и способы правового регулирования общественных отношений; - формы осуществления функций государства - внешнее выражение деятельности государства в том или ином направлении. Государство выполняет большое количество различных функций, поэтому целесообразно их разделить по определенным критериям. 1) По продолжительности существования: постоянные (которые государство исполняет на всех этапах его существования); временные (появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновения). 2) По степени значимости: основные функции – это важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей; производные - существующие в дополнение к основным. 3) По степени пространственного воздействия: общефедеральные и региональные. 4) По сферам государственной деятельности: внутренние (нацеленные на решение задач государства внутри страны); внешние (характеризующие деятельность государства во взаимоотношениях с другими странами). В юридической науке советского периода, а также в ряде современных научных трудов функции государства разделяются на классовые и обще социальные. Под классовыми функциями понимаются функции непосредственного государственного воздействия на общество (экономическая, военная функции и др. Общесоциальными функциями считаются экологическая, социальная и т.д. Каждая государственная функция реализуется при помощи определенных методов. Основными методами государственно-властной деятельности являются методы убеждения и принуждения. Они соотносятся с различными формами осуществления функций государства. Например, правоохранительная деятельность осуществляется на основе методов принуждения, а все организационные формы на основе методов убеждения. В последнее время все большую актуальность приобретает использование метода поощрения, так как он является одним из эффективнейших средств осуществления функций государства. Во второй главе я более подробно остановилась на рассмотрении одних из главных функций государства – это внутренние и внешние. ГЛАВА 2 Классификация функций государства: общая характеристика 2.1 Внутренние функции государства К внутренним функциям государства можно отнести: охрана прав и свобод человека и гражданина, экономическую, социальную, политическую; налогообложения и финансового контроля;, охрана правопорядка; экологическая; культурная; стимулирование научно-технического прогресса и притеснение его вредных последствий; информационная. Экономическая функция государства содержится в выработке и государственной координации ведущих направлений экономической политики в крепком режиме. В ст. 8 Конституции РФ заложены основные принципы экономической системы России: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В части 2 данной статьи закреплено, что в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Экономическая функция характеризует пределы и способы вмешательства государства в экономику. В рамках исполнения этой функции выделяют два основных способа регулирования экономики. Первый способ подразумевает прямое государственное регулирование экономики. Государство принимает участие в хозяйственной деятельности в качестве собственника государственных унитарных и казенных предприятий, социальных, культурных, научных, образовательных учреждений, непосредственно управляет их деятельностью. В руках государства располагается мощный регулятор экономических отношений – государственный бюджет. С помощью средств бюджета государство принимает участие в финансировании стратегических программ экономического развития на федеральном и региональном уровне. Второй способ подразумевает косвенное регулирование. Это значит прежде всего, нормативно-правовую регламентацию экономических отношений, формирование единых правил рынка. Для этого государство активно проводит антимонопольную политику, реализовывает меры по поддержке предпринимательства. Особое значение придается поддержке отечественного производителя в создании товаров, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынке. Проводится активная инвестиционная политика. Особенное место в экономической функции государства занимает осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности. Социальная функция государства разнообразна по содержанию и по размеру деятельности. Ее содержание формируется из задач государства в социальной сфере и провозглашением многих государств в качестве социальных. Ключевым назначением рассматриваемой функции является обеспечение общественного благосостояния, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, разработка равных возможностей для всех граждан в достижении этого благосостояния. Важную часть социальной функции составляет социальная защита тех, кому необходима государственная материальная поддержка в это число входят такие категории людей как: безработные, инвалиды, пожилые люди, многодетные семьи, дети-сироты и дети из неполных семей с одним из опекунов,а в условиях межнациональных конфликтов к этой категории добавились беженцы и вынужденные переселенцы. В социальной функции наиболее наглядно выражено обще социальное начало государства — снятие или сглаживание социальных противоречий путем применения цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования конкретного объема социальных благ за счет государства. Социальная функция разнообразна по видам и объему государственной деятельности. Центральное ее предопределение - устранить или смягчить возможную общественную напряженность , не допускать колоссального разрыва между обеспеченностью и бедностью, совершенствовать здравоохранение, образование, культуру. Для исполнения социальной функции государство основывает фонды, которые расходуются на выплату пенсий, пособий, здравохранение, образование. Оно разрабатывает и претворяет в жизнь программы, стабилизирующие загруженность населения и сокращающие его безработицу. В современной ситуации возрастает роль государства в деятельности поддержания и развития здравоохранения, образования и культуры. Для управления вышеназванными видами деятельности государством организовываются и финансируются надлежащие органы и учреждения. Политическая функция, проявляется в следующих направлениях деятельности: - реализация волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества); - обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими; - официальное представительство общества; - защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного модифицирования или устранения существующего конституционного строя. Важной функцией государства считается налогообложение и финансовый контроль. Рыночная экономика употребляет налоги в качестве инструментария экономической и социальной политики. Налоги предначертаны для: покрытия расходов на содержание государственного аппарата; перераспределения доходов среди различных групп и слоев населения; для оснащения растущего экономического, культурного, и другого развития страны. Рыночные отношения могут эффективно развиваться лишь только на базе стабильной налоговой системы, следовательно функция налогообложения рассматривается как реализация определенных властных полномочий государства. Функция налогообложения выдвигается самостоятельной ключевой функцией современного Российского государства, так как налоги в наибольшей степени становятся главными методами новой системы регулирования, универсальным регулятором, который употребляется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п. Я думаю,что ненамеренно создана целая система государственных органов, созданных эту функцию выполнять (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), приступает специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства). Другой частью осматриваемой функции является финансовый контроль. Он проявляется как один из видов государственного контроля за образованием, рассредотачиванием и применением всех ресурсов финансовой системы страны. В эту систему подключаются не только государственные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и др. Финансовый контроль имеет в распоряжении такие задачи как: проверка финансовых обязательств перед государством; проверка соблюдения правил финансовых операций; контроль за корректностью юридическими лицами оказавшихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов; предуведомление и устранение нарушений финансовой дисциплины и др. Весомость функции налогообложения и финансового контроля находится в зависиомти от роли, которую устремляется играть государство в экономике, а также от того, берет ли на себя оно в полном размере социальную функцию. Государство, провозглашающее себя как правовое и социальное, обязано осуществлять строгий финансовый контроль во всех областях с целью наибольшей защиты интересов общества, государства, личности. Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка - это работа государства, нацеленная на защиту интересов личности и общества, на истинное исполнение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов». Данное назначение деятельности сегодняшнего Российского государства должно быть сопряжено с более безопасным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с постановкой законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала. Экологическая функция - это новейшее развивающееся назначение деятельности современного Российского государства, взаимосвязанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. В конце XX - начале XXI в. все разумные люди на земле отмечают факт усиления экологических проблем. В больших размахах загрязнение воздуха, водных источников, повышение радиации, кислотные дожди, сокращение лесов - «легких Земли» - основывают очевидную угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих обстоятельствах экологическая функция заслужила исключительную ценность не только в отдельных странах, но и в массовом, международном масштабе, превратилась в вопрос спасения планеты, сохранения человечества. Она выражается в исследовании природоохранного законодательства, с содействием которого государство определяет правовой режим природопользования, взбирает на себя обязательства прежде всего перед своими жителями по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае надобности экологически вредоносные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д. Экологическая функция каждого государства должна держать на себе всеобщий, массовый характер и в отличие от прочих не может быть разбита на внешние и внутренние аспекты, хотя содержит их в себе. Сущность ее содержится в том, чтобы обеспечить эколого-безопасное усовершенствование, как настоящего государства, так и всех окружающих, которые зависят от функционирования определенного государства. Экологическая функция государства исполняется только через систему механизмов своей реализации, через устойчивое развитие изменений и через экологизацию прочих функций. С появлением экологической функции в системе государства, науки в целом и права в индивидуальности возникает вопрос о беспрецедентном процессе совмещения законов формирования общества и законов развития природы. Культурная функция призвана повысить культурный и образовательную степень граждан, свойственную для цивилизованного обществу, реализовать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответственными учреждениями и достижениями. Сегодня ее смысл составляет разносторонняя государственное обеспечение развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в безусловно малом размере. Научно-технические достижения XX в. предрешили рождение у многих государств мира новой функции - воздействие НТП и усечение его вредоносных последствий. Эта функция имеет двойственное проявление. С одной стороны, деятельность государства выражается в мотивироовании НТП. Это побужено тем, что сегодняшние масштабы научных изучений и экспериментальных работ чрезвычайно огромны и постоянно увеличиваются. Поэтому государство берет на себя обязанность побуждать НТП, почти целиком проплачивать расходы на фундаментальные абстрактные исследования. Государство поддерживает и ограждает умственную собственность, создает условия для эффективной научной деятельности, обеспечивает достоверную оценку научной работы и достойное поощрение за внедрение итогов научных разработок в наукоемкие технологии. С другой стороны, человеческое общество отнюдь не сразу не осмыслило вредные результаты НТП, а государство с запозданием и недостаточно решительно стало осуществлять адекватные меры по локализации этой суровой опасности. В современных обстоятельствах создание экологически очищенных производств, безотходных технологий - одна из значительных целей, достижение которой даст возможность человечеству выжить. Без их создания, повсеместного и обширного применения, как полагает большая часть ученых, всемирная катастрофа неминуема. В настоящее время экологическая функция и по этой причине обретает новые черты, выходит на другой качественный уровень, требует прочую степень обязательности, ответственности, использования предупредительных и карательных средств и мер вопреки экологических правонарушений. Информационная функция постоянно существовала как деятельность государственных органов, то есть как выполнение компетенции, прав и обязанностей самостоятельных органов в соответствии с их местом и предназначением в государственном механизме и политическом порядке общества. Целью современного отечественного государства является образовывание гражданского общества. В Конституции РФ установлено, что политика государства ориентирована на создание условий, обеспечивающих приличную жизнь и свободное улучшение жизни человека. Одним из таких условий представляется информатизация общества и государства. Информатизация предполагает превращение всего комплекса методик и условий развития информативных процессов, создание подходящей технической базы и требуемого государственно - правового обеспечения. Другими словами, течение информатизации можно рассматривать как совокупность действий и мер по организации и реализации материального основания развития информационного общества. Информационная функция государства - это главное направление его деятельности по формированию информационной сферы России, которое заключает весь комплекс производств и отношений, сопряженных с созданием, хранением, обработкой, передачей информации во всех ее вариантах - экономической, правовой, научной, образовательной, управленческой и т.п. Ключевыми целями Российского государства в сфере информатизации представляется информационное обеспечение деятельности органов государства; информационное обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц; поддержание и структурирование информационного пространства. 2.2 Внешние функции государства Государство является главным субъектом политико-правовых отношений и на международной арене выдвигается представителем не просто населения, проживающего на назначенной территории, но и общества, объединяющего конкретных личностей в социальную среду. В связи с этим, внешние функции государства обладают особым значение как для самого государства, так и для общества. Внешние функции государства вплотную связаны с внутренними. Их выполнение гарантирует полноправное существование государства в нынешнем мире, который все более становится взаимозависимым. К внешним функциям государства можно отнести: оборону страны; интеграция в мировую экономику, взаимовыгодное экономическое партнерство; обеспечение мира; сотрудничество с другими государствами в решении массовых проблем современности, сопровождение мирового правопорядка. Функция обороны страны обладает первостепенным значением во все времена. Она базируется на принципе сопровождения необходимого уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям его государственной безопасности, служит для защиты суверенитета и территориальной неделимости Российской Федерации, пресечения угрожающих жизненно судьбоносным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны подразумевает выработку ясной оборонительной тактики, укрепление оборонной мощи, модернизацию вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п. Функция содействия по обеспечению международного мира сопряжена с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, уменьшению химического и ядерного оружия, укреплению неприменного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. В этом месте| речь идет, об участии России и любых других стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил РФ в миротворческие операции. Функция сотрудничества с иными государствами выражается в разнообразной деятельности современной России, ориентирована на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и других отношений, гармонично совмещающих интересы этого государства с интересами остальных стран. Такая функция призвана разрешать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, экономическими связями и т.д. Внешняя деятельность государств, в том числе и РФ, в современных условиях будет действенной и продуктивной лишь тогда, когда она будет основываться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных отличительных черт и интересов всех народов, состоящих в мировом сообществе. Внешние функции государства зависят от факторов географического, экономического, политического, исторического и иного характера. Они изменяются под влиянием перемен геополитической обстановки в мире, факторов соединения и распада различных государств, изменения территориальной организации населения. Одни функции целиком уходят в прошлое, другие трансформируются, третьи возникают вновь. 3 ГЛАВА Соотношение функций государства с сущностью и типом государства 3.1 Соотношение функций с сущностью государства В юридической науке под функциями государства заведено понимать основные течения его деятельности, в которых проявляется сущность и социальное предназначение, цели и задачи государства по регулированию обществом в свойственных ему формах и методах. В функциях государства проявляется его сущность, его миссия, и структура государства, то есть его внутренний состав. Функции государства определены его задачами, и находятся в зависимости от его сущности и меняются по мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка. Функции государства – это центральные направления внутренней и внешней деятельности государства, в каковых проявляются и рассматриваются его классовая и общечеловеческая присущность и социальное назначение. В функциях проявляется самое глубокое и устойчивое в государстве – его сущность. В следствии этого через функции можно более детально познать сущность государства, его разносторонние связи с обществом. Их содержимое учитывает классовые, национальные, корпоративные, групповые и частные интересы членов общества. Сущность государства сама по себе одна из труднейших категориальных вопросов юридической науки, раскрыть и передать ключевые характеристики государства, то есть перечислить его главные признаки и тем самым объяснить природу государства, образовать его толкование (понятие),- одна из основных проблем теории государства. Определить сущность государства ? это значит определить, в чьих руках сконцентрирована государственная власть, чьим интересам она работает, чью волю проявляет. В следствии этого весомое значение в ходе познания государства содержит определение его сущности. Сущность показывает собой один из наиболее глубоких аспектов исследования государства. роявление сущности государства обозначает определение характера его взаимоотношений с обществом, на базе которого оно образовывается и развивается. Определить сущность государства – значит показать то главное, определяющее, что обуславливает его объективную незаменимость в обществе, понять, почему общество не может существовать и совершенствоваться без государства. Сущность государства – в достаточной степени стабильная категория и под воздействием различных процессов, и условий может изменяться. Сущность – независимая категория, обобщающая ключевые проявления государственной власти, в том числе её социальное предначертание и направленность деятельности. Каждому прогрессивному демократическому государству с точки зрения его сути можно дать характеристику как орудию и средству социального соглашения по содержанию и как правовое – по форме. Как мы уже узнали в предшествующей главе функции государства разделяются на внутренние и внешние. Функции, что во внутренней, что во внешней схожи, отличие только в том, что внутренние функции ориентированы на разрешение внутренних задач страны, а внешние – на установление и подкрепление обоюдовыгодных отношений с другими (зарубежными) государственными и мировыми сообществами в целом. Далее более подробнее рассмотрим каждую из этих функций. Главные внутренние функции государства:функция защиты прав и свобод человека и гражданина, экономическая функция, социальной защиты, культурная функция, экологическая функция, функция налогообложения и общественной защищенности. Важно подчеркнуть, что выполнение названных выше функций поддерживается государством – главным орудием социалистического строительства, которое реализовывало многостороннее централизованное руководство средой, считалось собственником основных средств производства, и на этом основе интересы государства имели преимущество перед любыми общественными и личными интересами. Важнейшие внешние функции государства: функция обороны, функция партнерства с другими странами, укрепления мирового порядка, борьба с международной преступностью. Таким образом, можно подчеркнуть, что соответствие функций государства с его сущностью есть и бытует. В каждой функции есть своя первооснова, они взаимосвязаны и функционируют в системе, исполняются соответствующими государственными органами. 3.2 Соотношение функций с типом государства Классификация государств, то есть их типология по типам, содействует более углубленному выявлению признаков, свойств, сущности государств, дает возможность проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также давать прогноз на дальнейшее существование. Типология может проводится по разным критериям. При этом под типом понимаются общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной группе государств и открывающие закономерности их организации и развития. Типология или классификация государств и правовых систем по типам выступает в роле непредвзято необходимого процесса познания государственно – исторического процесса развития государства и права. Она обозначается как отражение исторически неминуемой смены одних типов государства другими. Типология предполагает собой один из видов классификации и вместе с тем её высшую форму, так как, ведь в основе типологии лежит систематизирование государств по одному из самых значительных и высших классификационных критериев – типа государств. В зависимости от типа государств (если например, использовать формационный подход) распознаются функции рабовладельческого, феодального, капиталистическое, социалистического государства. Формационный подход базируется на объединении государств в рамках определенной общественно – экономической формации. Ключевой смысл и содержание данного подхода состоит в том, что в процессе типологии за базу классификации государств воспринимается их принадлежность к той или иной общественно-экономической формации. Формационный подход был разработан классиками марксизма и доминировал в советской юридической науке. В соответствии марксистскими положениями о формационном подходе классовая суть государства предопределяется экономическим фактором, состоянием производственных отношений, методом производства в полном объеме, а само государство лишь настройка экономического базиса. То есть по существу и по форме государство обусловлено экономическим строем общества. Переход от одного исторического типа государства к другому производится в ходе социальной революции, объективной основой которой служит диссонанс характера производственных отношений уровню вырабатывания производственных мощей общества. Рабовладельческое государство есть орудие сопровождения власти рабовладельцев над рабами, представлявшими личной собственностью свободных граждан. Рабовладельческий тип государства - исторически основополагающая государственно- классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство- это организация политической власти доминирующего класса в рабовладельческой общественно – экономической формации. Значительная функция этих государств ? защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов. Рабовладельческая собственность- первая форма частной собственности. Рабовладельческое государство основано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудие их диктатуры. Рабство - экономическое и юридическое положение, выступающее в своём единстве. В части внутренних функций можно коснуться функции создания и поддержания преимущественно подходящих условий для эксплуатации разорённых свободных масс и рабов. Рабовладельческое государство исполняло также ряд внешних функций к ним относились такие направления деятельности, которые были связанны с покорением, порабощением других народов, обороной страны от внешних противников, правлением захваченных в следствии войн территорий, установкой дипломатических связей с иными государствами. Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновение феодальной общественно – экономической формации. Всё функционирование феодального государства сводилось в основном к тому,чтобы – удержать власть помещиков над крепостными. По своей сути феодальное государство - это средство диктатуры класса феодалов - крупных собственников земли, извлекавших труд экономически зависимых крестьян в своих интересах. Такое государство, применительно к марксистской теории, есть орудие классового господства помещиков, главное средство защиты приемуществ феодалов, угнетения и пресечения зависимого крестьянства, орган диктатуры феодалов, значительное средство охраны, укрепления и формирования феодального экономического базиса. Феодальному государству, как и рабовладельческому, присуще несколько внутренних и внешних функций. Внутренние функции заключались в удержании крепостных крестьян в абсолютной зависимости от феодалов; в защите феодальной собственности на землю и прочие средства производства; в духовном подавлении трудящихся масс; в образовании благополучных условий для воплощения господства и эксплуатации крестьян, ремесленников и других слоёв общества. Внешние функции феодального государства отображали характер его деятельности на международной арене. Эти функции заключались в захвате чужих территорий, в установке торгово – экономических связей с прочими государствами, а также в охране собственной территории от нападении с воли. Капиталистическое (буржуазное) государство - механизм сопровождения власти буржуазии над рабочим классом, который, имея личной свободной, вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. По своей сути капиталистическое государство – это инструмент классового господства буржуазии над извлекающим пролетариатом и другими трудящимися. Целью является деятельность на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической самостоятельности, рабочих от эксплуататоров. Социалистическое государство – организовано на общественной собственности на ресурсы производства и выражающее в своей политике интересы широких слоёв населения. По своей сути социалистическое государство – это инструмент политической власти трудящихся классов. Функцией является проявление интересов трудового общества, обеспечение защиты и усовершенствование общества. Наряду с формационным подходом масштабно применяется и другой, приобревший в социальных науках наименование цивилизационного подхода. Понятие цивилизация в наибольшей степени было сформулировано английским историком А. Тойнби. Цивилизация складывалась им в виде относительно устойчивого состояния общества, которое выделялось общностью религиозных, культурных, психологических и других признаков. Сутью цивилизационного подхода является то, что при характеристике назначенных стран и народов следует принимать во вниманиене только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно – культурные условия. Функцией цивилизацио....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: