- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Механизм реализации функций государства
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000386 |
Тема: | Механизм реализации функций государства |
Содержание
Основные данные о работе Версия шаблона 2.1 Филиал Красноярск Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Теория государства и права Тема Механизм реализации функций государства Фамилия студента Алексеенко Имя студента Андрей Отчество студента Николаевич № контракта 05610100101028 Содержание Введение…………………………………………………………………………………...3 1. Функции государства…………………………………………………………..............5 1.1 Понятие функций государства…………………………………………………..…...5 1.2 Формы и методы реализации функций государства……………………………....10 2. Классификация механизма функций государства…………………………………..15 2.1 Критерии классификации реализации функций государства………………….....15 2.2 Внутренние и внешние функции государства……………………………………..19 Заключение…………………………………………………………………………..…...26 Глоссарий……………………………………………………………………………..….28 Список использованных источников…………………………………………………...30 Список сокращений…………………………………………………………………..….31 Приложения………………………………………………………………………………32 Введение Благодаря механизму реализации функции государства, мы можем узнать, каково его социальное назначение, какова его роль в тот или иной исторический отрезок времени, в той или иной конкретной стране. Государственные функции выражают назначение государства и вообще его роль в общественной жизни. Изучения функции государства в любой период развития общества, на любом этапе развития человечества является актуальной. Это связано, в первую очередь, с происхождением и историей развития государства. Формирование государства это объективно закономерный процесс, обусловленный как внутренним развитием общества, так и различными социально-экономическими, эколого-географическими, военно-политическими, культурно-историческими, нравственно-религиозными и другими обстоятельствами. Функции государства - основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела, содержание которых задано характером исторически определенного общества1. Современное государство является государством социальным соединяющим все группы населения, наций и народностей, проживающих на его территории в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Современное социальное государство немыслимо без эффективных механизмов управления и организации публичной власти. Все эти механизмы формируются исходя из того, какие функции призвано осуществлять государство. Рассматривая вопрос о функциях государства представляется возможным взглянуть на государство с точки зрения его разносторонней деятельности, определить характер такой деятельности, правильность выбора государством приоритетов на том или ином этапе его развития, наконец, уровень его организованности и эффективности. Целью данной работы является, проанализировав основные функции государства, формы и методы их осуществления, раскрыть механизм реализации этих функций государственным аппаратом. Так же в своей работе я рассмотрю само понятие государственного аппарата его признаки структуру и принципы функционирования. Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач: - раскрытие понятия функции государства; - выделение формальных признаков функций государства; - характеристика различных классификаций функций государства; - рассмотрение основных внешних и внутренних функций; - кратко рассмотреть основные функции Российского государства. Основная часть 1функции государства 1.1 понятие функций государства. Задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами, социальное назначение, основные направления его деятельности, выражающие сущность, есть функции государства. Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а, следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых - к возникновению других2. Сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение проявляется именно в функциях. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы, и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи. Функции характеризуют государство в развитии, динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином этапе своего развития.3 Конкретность функций государства может, как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние. С учетом сказанного функции государства можно определить как особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом. Признаками функций государства являются: 1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни общества; 2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в функционировании государства; 3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе; 4) особые формы реализации функции государства, правовые и организационные, обусловленные применением специфическим методов управления, в том числе властно-принудительным. В процессе формирования функций государства происходит становления, укрепления и развития. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также поставленных целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий, в том числе потребностей и интересов населения, экономических возможностей общества, его нравственного и культурного уровня, профессионализма государственного аппарата. Понятие функции государства не нужно отождествлять с понятием «политика государства». Политика больше связана не с интересами государства в целом, а с интересами тех конкретных групп, которые стоят в данное время у власти, поэтому конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может осуществляться по-разному. В функциях государства могут проявляться как классовые, так обще социальные начала4. Каждая функция государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным, оно изменяется под влиянием различных факторов. Так, большим своеобразием отличаются функции государства в периоды революционных потрясений, других радикальных социальных перемен. В науке для обозначения понятия, функции механизма государства, используются различные термины и словосочетания. Можно выделить три основных: 1) механизм реализации функций государства; 2) механизм государства; 3) аппарат государства. Последние два чаще всего рассматриваются как синонимы. Однако и здесь существуют некоторые аспекты, требующие более детального разъяснения. Понятие «механизм государства» тесно связано с понятием «государственный аппарат». Последнее принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно - распорядительный аппарат, управленческим аппаратом органов государства, используется понятие «государственный аппарат» в науке административного аппарата права. Соотношения таких понятий как механизм реализации функций государства и механизм или аппарат государства, то данная проблема представляется следующим образом. Понятие механизм реализации функций государства используется в случаях, когда необходимо сделать акцент именно на функциональной стороне механизма государства, указать на смысл и цель его существования - исполнение определенных функций. Понятие же механизм или аппарат государства указывает более на структурную сторону понятия, то есть рассматривает механизм государства с точки зрения его элементов. Механизм реализации функций государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Можно выделить несколько основных признаков механизма государства. 1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности, государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности. 2. Первичными структурными частями элементами механизма государства являются органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации. 3. Для обеспечения государственных властных полномочий и велений аппарат имеет непосредственные рычаги принуждения, соответствующие техническому уровню каждой отдельно взятой исторической реальности. 4. При помощи механизма государства практически осуществляется власть, и выполняются функции. Функции государства, как известно, представляют собой основные направления деятельности. В различные периоды времени функции государства далеко неодинаковы. Достаточно, например, сравнить функции российского государства в древнейший период его истории, в новое время и на современном этапе. Разница очевидна. И как следует из анализа структуры механизма государства, он на каждом отдельном историческом отрезке времени полностью подчинен осуществлению функций государства и его структура самым непосредственным образом связан с наличием или отсутствием тех или иных функций у государства. Органы государства и учреждения вынуждены приспосабливаться к изменяющимся его функциям. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь. Структура механизма государства включает в себя: 1. Государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при реализации своих механизмов непосредственных властных функций. Государственный орган это основной, основополагающий элемент государственного механизма. 2. «Материальные придатки» государства, которые призваны реализовать охранительную деятельность государства вооруженные силы, службы безопасности, полиция, налоговая полиция. 3. Государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями не обладают. Они осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах. 4. Государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство. Выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли государственные унитарные предприятия, например, или федеральные казенные предприятия. 5. Организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимую для обеспечения деятельности государственного аппарата. Существуют также точки зрения в науке, согласно которым в качестве элемента государственного механизма следует рассматривать и государственных служащих. Однако, как представляется, такой подход не является обоснованным, поскольку государственная служба осуществляется в рамках какого-либо государственного органа, являющегося, как отмечалось, основным элементом структуры механизма осуществления функций государства. Поэтому не имеет смысла выделять государственных служащих в качестве элемента механизма государства наряду с государственными органами. Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную лидирующую роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне - главная задача военного ведомства5. Все функции конкретного государственного органа подчинены функциям государства и не могут им противоречить. Поэтому деятельность всех государственных органов должна протекать в русле основных функций государства. 1.2 формы и методы реализации функций государства. Формы реализации функций государства традиционно рассматривается в отечественной теории государства и права в связи с характеристикой функций государства, однако однозначного решения тоже не имеет. Не вдаваясь в анализ встречающихся в литературе позиций, наиболее удачным и распространенным следует признать выделение правовых и организационных форм. Роль механизма государства в осуществлении функций государства и использование права в этом процессе показывает форму функции государства. Правовые формы, во-первых, говорят о том, что деятельность государства осуществляется в тесной связи с правом, и, во-вторых, показывают, каким образом используется право при реализации функций государства. Формы реализации функции государства делят на правовые функции и на организационные6. Среди правовых форм осуществления функций государства выделяют7: - Правотворческая правоустановительная форма - властно установленные законы, регулирующие ту или иную область деятельности. Правотворческая форма связана с установлением, принятием правовых норм, в которых определяется порядок деятельности государства, его органов, а также других субъектов в соответствующих направлениях. - Правоисполнительная форма - организация исполнения законов, принятие конкретных решений. Правоисполнительная форма выражается в исполнении правовых норм, претворении их в жизнь. Осуществление функций государства в этом случае протекает так, как это предписано правовыми нормами. - Правоохранительная форма - привлечение к ответственности лиц, нарушающих установленные правила. Правоохранительная форма имеет место тогда, когда нормы права не соблюдаются и не исполняются, т.е. нарушается установленный ими порядок. В этих случаях вступает в действие механизм государственного принуждения, виновные привлекаются к ответственности, а нарушенный порядок восстанавливается. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов. Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а, следовательно, во всех случаях, - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом8. От правовых форм функционирования государства отличаются чисто фактические или организационные формы реализации его функций, которые заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. В то же время формы организационной, фактической деятельности, так или иначе, реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности. Выделяются следующие организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства9: а) организационно-регламентирующая; б) организационно-хозяйственная; в) организационно-идеологическая. Организационно-регламентирующая деятельность - это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма. Организационно-хозяйственная деятельность - это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта по материальному обеспечению выполнения различные государственные функции. Организационно-идеологическая деятельность - это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работало обеспечению выполнения различных функций государства, например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и так далее10. Методы реализации функции государства многообразны и зависят от вида функций, государственных органов, которые их осуществляют. Среди подобных методов, прежде всего, выделяют такие, как убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение. Убеждать - значит поощрять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может осуществляться через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы. Принуждать - значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления вопреки воле управляемых, ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания. Рекомендовать - значит ориентировать на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства. Поощрять - значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность11. Существуют и другая классификация методов деятельности государства, методов реализации функций государства. Можно выделить три: -централизованный метод означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности; - децентрализованный метод осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно. Для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов; - рекомендательный метод в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально созданная для управления. Она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее выполнять государственно значимую деятельность. Особенность рекомендаций государства - они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы. Поощренный метод государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов12. 2 классификация механизма функций государства 2.2 критерии классификации реализации функций государства. Классификация функций государства, изучения функций государства, практического использования научных знаний в этой области эффективно используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов практически невозможно. Государств в мире много, у всех есть свои определенные задачи, а, следовательно, и функции, о взаимосвязи которых говорилось ранее. Для понимания и разделения всех функций принята общая классификация. Мы рассмотрим только общие критерии. Классификационные критерии, то есть признаки их сумма, позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Существуют различные основания для классификации функций государства. В юридической литературе выделяются следующие критерии классификации: - по сферам реализации; - по продолжительности действия; - по социальной значимости; - по правовым формам существования принципу разделения властей; - на основании территориального масштаба Общепринятым считается разделение функций по сферам реализации на внутренние и внешние. Внутренние функции направлены на решение проблем, существующих внутри государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений. Следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по поводу перечня внутренних и внешних функций государства. В зависимости от продолжительности времени своего действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах существования и развития государства, например, экономическая функция, временные функции характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его жизни. Они прекращают своё действие с решением определённой задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер,например, функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение13. По социальной значимости принято выделять основные и неосновные функции государства. Конечно, такое деление весьма условно, так как критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления становятся для государства основными. Под основными функциями понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы». Под неосновными функциями государства подразумевается «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры»14. Данное представление об основных и неосновных функциях, сформулированное еще в 70- е годы Н.В.Черноголовкиным, как отмечает Н.Н.Марченко, сохраняет свою общетеоретическую значимость и поныне15. Следует иметь ввиду, что, например, в нестандартных, чрезвычайных ситуациях та или иная функция государства становится «главнее» среди себе равных прочих функций. Например, в условиях войны функций государства обороны главенствует среди экономических, социальных и прочих функций государства. А в условиях экологических катастроф и аварий - экологическая функция выходит на первый план. Как отмечает М.Н. Марченко: «У современного государства… нет и не может быть только одной, единственной основной главной функции»16. Охрана интересов человека и его прав скорее является не функцией, а целью государства, причем любого, уважающего своих граждан. Но если даже считать таковую цель полноправной функцией, то ее осуществление невозможно без осуществления всех иных функций государства, что само по себе ставит под вопрос главенство и автономность рассматриваемой функции. К числу критериев можно отнести и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. А значит и функции государства подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Такого мнения придерживается, в частности, С.А. Комаров и А.Б. Венгеров17. Классификация функций государства приводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве - это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве - это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации - это координирующие функции всего сообщества союза государств и функций, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств. Научно-технический и социальный прогресс, развитие цивилизации и демократии открывают большие возможности для обще социальной деятельности многих государств мира. В наше время обще социальные функции государства экономическая, социальная, обеспечение демократического правопорядка становятся приоритетными и востребованными. Расширяется и активизируется деятельность государств в интеллектуально-духовной сфере образование, культура, наука. Обще социальные функции государства обеспечивают необходимую степень стабильности в обществе, его солидарность и целостность на основе обще социальных потребностей и интересов экономических, политических, национальных, духовных. Чем больше удельный вес обще социальных функций государства, тем выше и значительнее его роль в обществе как надежного инструмента преодоления противоречий, как средства согласования различных интересов и достижения общественного компромисса. Здесь не подходят методы принуждения, насилия, а потому государству приходится обращаться к демократическим, гуманистическим идеям и институтам, правовое государств, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, защита национальных меньшинств, укрепление юридических гарантий законности и правопорядка. Следовательно, по причинам возникновения функции государства можно первоначально классифицировать: - функции, вытекающие из классовых противоречий; - функции, вытекающие из потребностей общества в целом. По направленности функции государства подразделяются на внутренние функции и внешние функции. Внутренние функции направлены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с другими зарубежными государствами и мировым сообществом в целом. В современных условиях между внутренними и внешними функциями усиливается взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопроникновение. Классифицируются функции на основные функции и неосновные, а также и по другим основаниям. По времени действия они подразделяются на постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования охрана правопорядка, существующих форм собственности и временные появление новой - информационной - функции. 2.2 внутренние и внешние функции государства. Классификаций функций государства в научной литературе предложено много. Во-первых, различают основные и неосновные функции. Первые связаны с главными задачами государства, вторые - с задачами, хотя и имеющими существенный характер, но не основными. По направленности функции государства подразделяются внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга18. Во-вторых, есть функции внутренние, которые государство осуществляет внутри страны, и внешние функции государства. В-третьих, различают функции постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его развития, и временные, преходящие. Основные функции чаще всего имеют постоянный характер, неосновные могут быть временными. В-четвертых, существуют функции общего характера, социально нейтральные, вытекающие из «общих дел» и не зависящие от социальной природы, типа того или иного государства, и социально определенные, зависящие, в частности, от исторического типа того или иного государства. Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую природоохранительную. 1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями19. В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ. 2. Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. Социальная политика правового государства предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям. Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства. Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка - это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»20. Только в условиях свободы и экономической самостоятельности производителей материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны. 3. Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль над правильностью расходование налогов. Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах общества. 4. Функция охраны правопорядка - это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества. Государство призвано реально обеспечивать, в том числе с помощью специальных органов суда, прокуратуры, такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране - задача всего государства, всей системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности постепенно преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества. 5. Экологическая природоохранительная функция - стала в последние десятилетия одной из наиболее актуальных. Это связано с тем, что экологически агрессивное производс....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: