- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Эволюция функций государства
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001574 |
Тема: | Эволюция функций государства |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) Факультет «Юридический» Кафедра «Уголовное право, криминология и уголовно-исполнительное право» Классификация и эволюция функций государства ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ по дисциплине «Теория государства и права» ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) – 030501.2011. ПЗ КР Нормоконтролер, преподаватель Руководитель, доцент ______________ Н.А.Полякова ____________ Н.А.Полякова ______________ 2012 г. ______________ 2012 г. Автор работы Студент группы Ю-445 _____________П.И.Бараз _______________ 2012 г. Работа защищена с оценкой ____________________ _______________ 2012 г. Челябинск 2012 Содержание Введение 3 1. Понятие, содержание и признаки функций государства 6 1.1 Понятие и признаки функций государства 6 1.2 Классовое, обще-социальное и национальное в сущности функций государства 9 1.3 Теории происхождения функций государства 10 2. Эволюция функций государства 13 2.1 Понятие эволюции функций государства 13 2.2 Этапы эволюции функций государства 14 2.3 Факторы, оказывающие влияние на эволюцию функций государства 16 3. Классификация функций государства 21 3.1 Понятие классификации функций государства 21 3.2 Классификационные критерии 22 4. Основные внутренние и внешние функции государства 23 4.1 Внутренние функции 23 4.1.1 Экономическая функция 23 4.1.2 Социальная функция 25 4.1.3 Функция финансового контроля 26 4.1.4 Функция охраны правопорядка 27 4.1.5 Природоохранная функция 28 4.2 Внешние функции 29 4.2.1 Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами в политической области 30 4.2.2 Межгосударственное экономическое сотрудничество 30 4.2.3 Культурное и научно-техническое сотрудничество 31 4.2.4 Организация гражданской обороны 32 Заключение 33 Библиографический список 34 Введение Теория государства и права как наука изучает государство с разных сторон и аспектов. Для более полного познания сущности государства необходимо изучение не только его статики, но и динамики. Именно в динамике государства проявляется его жизнедеятельность, изменение, развитие, раскрывается социальное назначение. Любое государство в процессе своей жизнедеятельности осуществляет ряд сложных задач и целей, развивает целесообразную деятельность, а значит, выполняет определенные функции. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на данном этапе развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Тема данной курсовой работы: «Эволюция и классификация функций государства». Вопрос о функциях государства достаточно актуален на сегодняшний день, в связи с тем, что он оказывает основополагающее влияние на развитие всех сфер жизни общества: социальную, духовную, политическую и экономическую. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве – его сущность, поэтому важно использовать функциональный подход при изучении государства. Во-первых, он позволяет глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, данный подход дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям организационной структуры государства, а именно, для качественного осуществления государственного управления.1 Теория государства и права для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства. Под функцией государства понимаются основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. Нужно отметить, что функция государства - это не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе развития или на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере. Более того, под функциями понимаются так же и средства, которые применяются государством для осуществления своих целей, выраженных в основных направлениях деятельности.2 В ходе работы над поставленной темой была создана рабочая гипотеза, согласно которой в первой главе данной курсовой работы будут освещены понятие, содержание и признаки функций государства. Во второй главе будет рассмотрена эволюция функций государства. Третья глава будет посвящена классификации функций государства. В свою очередь в четвертой главе будет говориться об основных внутренних и внешних функциях государства. Объектом исследования являются функции государства. Предметом исследования, в свою очередь, эволюция и классификация функций государства. Цель данной курсовой работы проследить эволюцию функций государства и их классификацию, таким образом, подробнее ознакомиться с деятельностью государства, глубже познать его сущность. Для успешного выполнения данной курсовой работы, а то есть для полного освещения поднятого вопроса, были поставлены следующие задачи: 1) Изучить понятие функций государства, их признаки. 2) Рассмотреть функции государства в динамике (эволюция функций государства) 3) Ознакомиться с классификацией функций государства 4) Изучить основные внутренние и внешние функции государства Курсовая работа по теме «Эволюция и классификация функций государства» состоит из четырех глав, введения, заключения и списка литературы. Работы выполнена на 34 страницах. 1. Понятие, содержание и признаки функций государства 1.1 Понятие и признаки функций государства Понятие «функций государства» имеет большое значение в теории государства и права, так как позволяет описывать, объяснять и прогнозировать деятельность государства. Функции государства - это основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и с использованием определенных методов. В функциях государства отражаются его классовая, обще-социальная и национальная сущность, соотношение социальных сил, а так же взаимовлияние общества и государства. В функциях государства его сущность находит более конкретное выражение. Эта конкретизация носит объективный характер, поскольку функции государства формируются объективно, под определяющим воздействием целей и задач, обусловленных экономической и политической структурами общества и вытекающими из этого интересами социальных групп, коллективов, всего народа. Если к власти приходят другие политические силы, то могут существенно измениться и функции государства. Это обусловлено наличием предметно-политической характеристики функции: ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства используются для достижения той или иной цели.3 Однако в современной юридической науке существует и другая трактовка понятия «функций государства» - не только как направлений его деятельности, но и механизма государственного воздействия на общественные процессы. Данное понимание функций является правильным, поскольку выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов. Причем осуществление конкретных функций может стабилизировать условия развития общества, оказать созидательное воздействие, но также может и усилить кризисное состояние4. Таким образом, функции государства можно определить как основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов. Функции государства составляют содержание его деятельности, одновременно функции так же имеют свое собственное содержание. Причем каждая функция имеет определенное содержание, присущее только ей - что обусловлено деятельностью государства в конкретной сфере общественной жизни. Содержание функций показывает что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций нельзя назвать статичным, так как оно изменяется на разных этапах развития общества и государства. Следовательно, содержание определяется различными внешними и внутренними факторами. Таким образом, кризисные явления в экономической жизни страны требуют концентрации усилий государства, всех его органов на решении экономических задач. А рост преступности заставляет государство своевременно предпринимать серьезные действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее порождают. Функциям государства, как и любому понятию в теории государства и права присущи определенные признаки, характеризующие их отличительные стороны5. Среди основных можно назвать следующие: 1. Совокупность однородных аспектов государственной деятельности составляет содержание каждой функции государства. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию, согласно специфике и характеру тех общественных отношений, на которые они воздействуют. 2. Функции государства охватывают его деятельность в целом, в отличие от многочисленных функций государственных органов, специально предназначенных для определенной деятельности. Из этого следует, что функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. 3. Функции государства носят комплексный, собирательный характер. Они являются воплощением сосредоточения усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности. 4. Функции государства нельзя отождествлять с видами государственной деятельности, которые могут осуществляться либо специально уполномоченными органами, либо структурными подразделениями различных органов государства. 5. Функции государства необходимо отличать от форм и методов их реализации. В качестве основных форм осуществления функций современного государства можно выделить правотворчество, исполнительно-распорядительную и правоохранительную деятельность. Конкретная функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства. 1.2 Классовое, обще-социальное и национальное в сущности государства В содержании функций любого государства присутствуют классовые, обще-социальные и национальные начала. В обществе, где классы или другие социальные группы противостоят друг другу по экономическому признаку, по своему отношению к средствам производства, государство выступает в качестве политической организации экономически господствующего класса, то есть выражает и защищает его интересы. Особенно четко классовая характеристика государства проявляется в обществе, где сильно политическое противоборство классов. Однако даже общество, разделенное на классы, представляет собой единый социальный организм, где сосуществуют противостоящие классы, социальные группы, слои населения.6 В государстве кроме классовых интересов и потребностей существуют обще-социальные, общечеловеческие связи и отношения. Это обуславливает осуществление государством обще-социальной деятельности: государство представляет интересы всего общества, а значит, всех классов, групп и слоев населения. Данный вид деятельности государства обеспечивает устойчивость отношений и связей внутри общества, целостность и единство на базе общих экономических, культурных, национальных интересов. Более того, государство в данной деятельности должно максимально исключить использование методов насилия и принуждения своей практической деятельности. Государству приходится учитывать авторитет общедемократических, гуманистических институтов и идей. Большое значение в обеспечении государственной целостности общества имеет его национальное единство. В современном мире существует небольшое количество однонациональных государств, так как чаще в пределах одного государства проживают несколько наций. В однонациональных государствах, национальная принадлежность является важным звеном, обеспечивающим единство и целостность общества, его государственную организацию. Возможно даже ослабление классового противостояния за счет единства национальных интересов. В могонациональных государствах существует проблема регулирования отношений между различными нациями и народами, проживающими на одной территории. Любое государство во избежание распада государственной общности народов, проживающих на его территории, должно выявлять и согласовывать национальные интересы, учитывать национальный фактор в процессе принятия решений, своевременно выявлять источники обострения напряженности в национальных отношениях и использовать государственно-правовой механизм для разрешения национальных противоречий, используя демократические методы. Конфликтное состояние общества может возникать в результате ущемления прав национальных меньшинств, неурегулированности их статуса, взаимоотношений с коренным населением. Данная проблема может быть решена путем признания авторитета прав человека, абсолютного равенства всех народов и национальностей независимо от их численности, политического статуса, характера расселения7. Таким образом, можно сделать вывод о том, что престиж государства, его политики, поддержка ее населением напрямую зависят от демократического содержания его функций, способности учитывать в своей деятельности классовые, обще-социальные, национальные интересы, и опираться на общечеловеческие ценности. 1.3 Теории происхождения функций государства. Все существующие в настоящее время теории о происхождении функций государства имеют в своей основе две концепции, принимающие во внимание ту или иную сторону государственной деятельности. В первой концепции государство представляется воплощением идеи «всеобщего блага», во второй государство рассматривается как аппарат осуществления насилия одного класса или группы над другими классом или группой. Первая концепция развивается в естественно-правовой и органической теориях. Авторы естественно-правовой теории происхождения государства считали, что государству предшествует естественное состояние человека, а само оно-результат юридического акта, своеобразного «общественного договора», положившего конец «войне всех против всех». Государство, по их мнению, является порождением воли народа, изобретением человеческого разума. Органическая теория возникновения государства исходит из того, что общество и государство - единое целое, социальный организм, действующий по аналогии с человеческим. Именно поэтому изолированное существование человека вне государства невозможно. Согласно теории, государство появляется одновременно со своими составными частями-людьми и будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Государственная власть осуществляет господство целого над составными частями, ее цель-обеспечение благополучия всего народа.8 Вторая концепция воплощена в теории марксизма. В данной теории возникновение частной собственности, классов, государства связывается с проявлением внутреннего и внешнего насилия одной части общества над другой. Эта теория так же имеет название теории насилия. Ее авторы утверждали, что государство, возникшее в результате непосредственного политического действия, останется аппаратом угнетения до тех пор, пока не сотрутся юридические различия между победителями и побежденными.9 Однако нельзя абсолютизировать ни первую, ни другую стороны ориентации государственной деятельности, поскольку ей присуще как первое, так и второе. Разница только в том, в какой степени будут прибегать государства к тем или иным методам в своей деятельности. Рассмотрев понятие, содержание и признаки функций государства, в заключение можно выделить несколько основополагающих тезисов. Во-первых, функции государства стоит определять как основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов. Во-вторых, содержание функций, в свою очередь, показывает что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций изменяется на разных этапах развития общества и государства, т.е. определяется различными внешними и внутренними факторами. Но при этом в содержании функций любого государства всегда присутствуют классовые, обще-социальные и национальные начала и от способности учитывать их в своей деятельности напрямую зависит престиж государства, его политики и поддержка её населением. И в-третьих, стоит упомянуть о том, что нельзя абсолютизировать стороны ориентации государственной деятельности, поскольку ей присуще ориентация на две основных концепции: как на идеи «всеобщего блага», так и на теорию марксизма. Различия могут быть вызваны только тем, в каком соотношении между собой находятся потребности государства прибегать к насилию или заботиться о процветании всего общества. 2. Эволюция функций государства 2.1 Понятие эволюции функций государства Понятие функции государства появилось и стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистско-ленинского подхода к рассмотрению государства выделялись классовая сущность государства, обще-социальное и классовое назначение государства. И направление, и предмет, и содержание деятельности государства, и обеспечивающая их система структурных образований изменяются в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, и поэтому для определения данной зависимости вполне уместным является понятие функции. Функции государства подвергаются не только влиянию государственных изменений, но и изменений условий существования самого государства: изменение условий внешней среды, в которой функционирует государство. Для определения влияния внешних факторов на изменение функций стали использовать понятие эволюции функций государства, под которым понимают развитие и изменение функций как под воздействием содержательных и формальных характеристик государства, так и под воздействием разваливающейся внешней среды.10 Понятие функции особенно широко использовалось для определения деятельности социалистического государства. Оно рассматривалось как главное орудие построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации народного хозяйства, поддержки национально-освободительных движений. При этом новые функции государства отражали новую сущность государства. Функциональный подход к изучению деятельной стороны государства сохраняется и в современной теории государства и права, но с одним существенным уточнением: расширяется и углубляется понимание социального назначения государства, отвергается провозглашаемая ранее жесткая вязь между изменениями классовых характеристик государства и, следовательно, его функций. Определяющее влияние на функции государства оказывают не столько его классовые характеристики, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации. Функциональный подход позволяет изучать длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных типов, видов, форм у разных народов более глубоко и полно. Природу такого сложного социального института, как государство, можно наиболее полно познать только используя статические и динамические характеристики в совокупности. 2.2 Этапы эволюции функций государства Рассматривая государство раннеклассового общества, можно выделить некоторые его основные функции, такие как: организация трудовой деятельности землевладельцев-общинников, ремесленников, а также жизнедеятельность города-государства и прилегающих к нему сельских общин, ирригационные работы, создание и распределение общественных фондов, охрана разных форм собственности. Функциональная деятельность государства так же включала в себя защиту населения, завоевательные походы, взимание налогов, дани, захват чужих территорий, организацию внутренней и внешней торговли. Также к функциональной деятельности государства относилось и организационное обеспечение духовной жизни общества: строительство храмов, поддержание религиозных верований, обычаев, регламентация брачно-семейных отношений.11 В процессе перехода от одного типа государства к другому одни функции утрачивают свое значение, а другие наполняются новым содержанием, становятся основными. На примере государства «азиатского типа производства» можно выделить его основные функции: захват чужой территории, жесткая защита государственной собственности при допущении частной собственности, организация земледельческих работ. В отличие от государства данного типа, многие общества на данном этапе выделяют в качестве основной функции поддержание социального расслоения общества, обеспечение господства различных классов, социальных групп. Государство «азиатского типа производства» охраняет господствующую идеологию, осуществляет строительство храмовых сооружений, гробниц, создает разветвленную систему, поддерживает нормативно-правовую регламентацию, в экономической сфере - формирует и обеспечивает распределительные отношения. Государствам иных типов, возникающих на рабовладельческой основе, наряду с другими присущи функции обеспечения насильственных захватов иностранцев, обращение и использование их в качестве рабов, затем обращение в рабство собственных граждан. Таким образом, в государствах данного типа развиваются товарно-денежные отношения, включающие в экономический оборот и раба, как товар, формируются правовые системы, опосредующие рыночные товарно-денежные отношения. В основе этих отношений лежит частная собственность, которая становится особым предметом заботы и защиты государства.12 В государствах, опирающихся на феодальный строй, функции государства также изменяются: защита, поддержание крепостнических отношений становятся важной деятельной стороной государства. К данным отношениям относится внеэкономическое прикрепление крестьян к земле, развитие феодальной собственности, сохранение различных отношений между сеньорами и вассалами, князьями и городскими общинами, сословного состояния общества. Существенное изменение функций происходит при переходе обществ к капиталистическим и социалистическим типам государственной организации. Изменяется устройство государства, и в зависимости от этого меняются и его функции. В экономической области происходит переход от невмешательства государства в экономическую жизнь до тотального регулирования производства и распределения. В социальной жизни осуществляется переход от защиты прав и свобод человека до полного фактического попирания этих прав и свобод под лозунгами диктатуры, подавления классовых противников, ликвидации эксплуатации. Данное схематическое изложение зависимости функций государства от его формальных и содержательных характеристик показывает, что исторический опыт действительно дает теории государства и права основание утверждать: с эволюцией государства меняется и деятельная сторона государства. Его деятельность наполняется новым содержанием, возникают новые структуры, обеспечивающие выполнение функций государства. Понятие функции теперь используется не для отражения ее зависимости от классовой сущности государства, а просто для характеристики, описания деятельности государства.13 2.3 Факторы, оказывающие влияние на эволюцию функций государства Функциональная характеристика позволяет изучать не только государство конкретного типа, формы у того или иного народа в тот или иной конкретный исторический период, но и государственность этого народа. С помощью функций, их развития и изменения, можно проследить процесс развития и изменения государственной организации общества. Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не предопределяется и не детерминируется новой формой государства. Однако важнейшие функции государства все же имеют такую зависимость и предопределенность, так как являются ведущими направлениями деятельности государства в определяющих областях его существования: в экономической, политической, социальной и иных. Следовательно, основные функции особенно чутки к глобальным изменениям основных характеристик государства. Другие функции подвержены влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных и территориальных особенностей, традиций. Появившийся в развитии конкретного государственно организованного общества новый тип государства может сохранять и развивать старые его функции в любой форме их проявления. Нужно отметить, что в историческом процессе развития государственности того или иного общества одновременно сохраняется преемственность функций и действует механизм обновления функций. Новые функции появляются под влиянием самоорганизационных, субъективных и даже случайных процессов. Не только влияние зависимости функций от изменения основных признаков государства может вызвать появление новых основных направлений деятельности.14 Наиболее стабильным является обще-социальное содержание функций государства, так как оно формируется для решения основных социальных, политических, геополитических, экономических и иных задач, которые затрагивают интересы всего общества на длительном пути его существования. Данные функции обеспечивают существование, благополучие и выживание общества. Определяющее влияние на функции государства оказывают некоторые факторы, такие как научно-техническое развитие цивилизации, экологическая обстановка государства и интернационализация мировой экономики. Рассмотрим влияние каждого фактора в отдельности. Функции всех современных государств подвержены влиянию научно-технических достижений XXI века. Это влияние имеет двойственную природу: с одной стороны, результатом является появление нового жизненно важного направления деятельности государства - поддержка науки, использование ее результатов, развитие и обогащение интеллектуального потенциала общества; с другой стороны, происходит ограничение опасности, которая исходит из неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений - ядерных технологий, генетики, медицинской биологии. Также появляется новая область деятельности в сфере науки – поддержка и защита интеллектуальной собственности. Создаются условия для успешной научной деятельности, обеспечивается охрана принадлежности результатов научного труда их создателям, гарантируется справедливая оценка этого труда и достойное вознаграждение за использование этих результатов. Для обеспечения деятельности государства по ограничению вредных последствий научно-технического прогресса формируется новое научное направление-биоэтика. Это особенно необходимо в таких областях науки, как генетика, медицинская биология, связанных с трансплантацией органов человека, изменением полов, искусственным оплодотворением. Именно поэтому здесь не обойтись без контролирующего и регламентирующего вмешательства государства.15 Огромное влияние на эволюцию функций государства оказывает и экологический фактор. Если каждое современное государство не обязуется поддерживать условия существования людей на собственной территории, и не станет взаимодействовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды существования человечества, то глобальный кризис станет неминуемым в кратчайшие сроки. Следовательно, государственная деятельность в данном направлении - требование современности. Эволюция функций в данной области приобретает иной качественный уровень, требует иной степени обязательности, обеспеченности экономическими, административными, правовыми средствами и методами. Еще одна сфера, которая оказывает влияние на эволюцию функций, представляет собой совокупность интернационализации мировой экономики, переплетения интересов в сфере экономики, появления и господства транснациональных компаний. Большинство государств современного мира находятся на пути перехода от конфронтации к сотрудничеству во внешнеэкономической деятельности. 16 Изучение эволюции функций государства, использование научных знаний в этой области на практике предполагает упорядочение всего государственно-правового материала, который был накоплен теорией государства и права в данной области. Таким образом, из всего вышесказанного, можно выделить несколько основных моментов. Во-первых, функции государства подвергаются не только влиянию государственных изменений, но и изменений условий внешней среды, в которой функционирует государство. Отсюда возникает понятие эволюции функций государства, под которым понимают развитие и изменение функций как под воздействием содержательных и формальных характеристик государства, так и под воздействием разваливающейся внешней среды. Во-вторых, стоит отметить, что определяющее влияние на функции государства оказывают не столько его классовые характеристики, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации. С эволюцией государства меняется и деятельная сторона государства. Его деятельность наполняется новым содержанием, возникают новые структуры, обеспечивающие выполнение функций государства. Понятие функции теперь используется не для отражения ее зависимости от классовой сущности государства, а просто для характеристики, описания деятельности государства. В-третьих, нужно сказать, что в историческом процессе развития государственности того или иного общества одновременно сохраняется преемственность функций и действует механизм обновления функций, при этом основные функции особенно чутки к глобальным изменениям основных характеристик государства. В заключение стоит добавить, что в настоящее время выделяют следующие факторы, оказывающие определяющее влияние на функции государства: научно-техническое развитие цивилизации, экологическая обстановка государства и интернационализация мировой экономики. 3.Классификация функций государства 3.1 Понятие классификации функций государства Государство по своей природе полифункционально, так как в силу своей сущности всегда выполняет определенную историческую миссию, решая сложные и многообразные задачи в интересах различных слоев населения, элит, территорий, участвуя в решении глобальных проблем. С целью упорядочивания всех функций, выполняемых государством, в теории государства и права существует понятие классификации функций. Классификационные критерии, позволяющие отнести те или иные функции к определенной группе, имеют разный характер. Таковыми могут являться объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения, взаимоотношения государств, содержание функций.17 3.2 Классификационные критерии Все основные направления деятельности государства в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они протекают, подразделяются на внутренние и внешние. Любое современное государство осуществляет деятельность как внутри страны, так и на международной арене. Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Внутренние функции государства также имеют свою классификацию по разным критериям. По сферам деятельности государства функции можно разделить на экономические, социальные, финансового контроля, охраны правопорядка и экологические. Можно классифицировать функции государства согласно принципу разделения властей на законодательные, управленческие, правоохранительные, судебные и информационные. Внешние функции государства представляют собой основные направления его деятельности на международной арене. Они решают такие задачи, как установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. Основными внешними функциями являются взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества и оборона страны от нападения извне.18 Таким образом, можно сделать вывод, что классификационные критерии, основываясь на которые мы относим функции государства к определенной группе, имеют разный характер. Таковыми могут являться объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения, взаимоотношения государств, содержание функций. 4. Основные внутренние и внешние функции государства. 4.1 Внутренние функции 4.1.1 Экономическая функция Данная функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. В государстве, функционирующем в условиях рыночных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерны свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость, как производителей, так и потребителей социальных благ. С уществуют два основных экономических метода государственного регулирования:19 1) Определенная и достаточно жесткая политика, которая позволяет государству решать его социальные задачи, а так же перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества; 2) Создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом. Экономическая деятельность современного государства имеет определенные направления. Во-первых, она призвана оказывать государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием; в соответствии программ экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства. При этом, в государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения. Но и местные органы государства тоже оказывают стимулирующее воздействие на экономику государс....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: