VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Государственная поддержка аграрного сектора, мировой опыт и российская практика

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006790
Тема: Государственная поддержка аграрного сектора, мировой опыт и российская практика
Содержание
Государственное казенное образовательное учреждение 

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра экономической теории





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»



на тему «Государственная поддержка аграрного сектора: мировой опыт и российская практика»





                                                       Выполнила: И.А. Казанцева, студентка 1-го курса  заочной формы обучения факультета

                                                          таможенного дела, группы Тс02/1523  

                                                    Подпись ___________________________ 

                  

Научный руководитель: Л.С. Данилина,   

канд. техн. наук, доцент                                                                                     Подпись_________________________

	









Люберцы

2016



Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие и сущность аграрного сектора экономики……………5

1.1. Понятие аграрного сектора экономики………………………………5

1.2. Особенности развития аграрного сектора как экономической подсистемы………………………………………………………………………..7

1. 3 Характеристика аграрного сектора……………..……………………9

Глава 2. Тенденции развития аграрной экономики. Государственная поддержка аграрного сектора: мировой опыт и российская практика……….13

2.1. Мировой опыт государственной поддержки аграрного сектора….13

2.2. Основные способы регулирования аграрного сектора в России.…15

2.3. Развитие аграрного комплекса на основании концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г……..23

Заключение………………………………………………………………..30

Список использованных источников……………………………………32

















Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день   среди главных задач современной России фигурирует стабильное обеспечение потребностей страны в отечественных продуктах питания, то есть достижение продовольственной безопасности.

В ходе развития сельскохозяйственного производства страны в этом направлении на общегосударственном уровне принимались многие меры. К сожалению, они оставались нереализованными либо их реализация не приводила к ожидаемым результатам.

В период рыночной экономики проблема оптимизации производства отечественного продовольствия значительно обострилась и возникла настоятельная необходимость в разработке новых подходов к ее решению.

Существует много различных эффективных мер для улучшения состояния аграрного сектора. Между тем в своем большинстве они тяготеют к решению частных вопросов, что не обеспечивает искомого результата. Отсюда и возникла необходимость радикальных преобразований, что и привело к аграрной реформе.

Сельское хозяйство играет особенную роль в жизнеобеспечении человека и от него в основном зависит уровень материального благосостояния людей. Расходы на продовольствие в нашей стране в отдельные периоды составляли до трех четвертей трудовых доходов населения. Поэтому реформирование хронически отстающей отрасли наиболее ответственный социально-экономический процесс. Тем не менее,  реализация аграрной реформы в России пока не привела к достижению поставленных целей, ибо она проводилась без научно обоснованной концепции и предварительной подготовки соответствующе ориентированных кадров.

Вместе с тем, реформаторы переоценили роль рынка в качестве саморегулируемого экономического института в развитии сельского хозяйства.

Объектом данной курсовой работы является аграрный сектор.

Предмет – это государственная поддержка аграрного сектора.

Цель работы – проанализировать мировой опыт и российскую практику государственной поддержки аграрного сектора.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические основы формирования аграрного сектора в России;

2) дать характеристику аграрному сектору;

3) проанализировать состояние развития аграрного сектора в Российской Федерации и мировой опыт развития аграрного сектора;

4) выяснить перспективы развития аграрного сектора.

















Глава 1. Понятие и сущность аграрного сектора экономики

1.1. Понятие аграрного сектора экономики 

Сельское хозяйство появилось несколько тысяч лет назад и стало исторически первой отраслью цивилизованного материального производства. Переход к культурному земледелию и скотоводству, возникновение сельского хозяйства ознаменовали собой зарождение производящего хозяйства в собственном смысле этого слова.

В настоящее время сельское хозяйство является одной из важнейшей отраслей народного хозяйства не только России, но и любой другой страны. Именно сельское хозяйство призвано обеспечивать население продуктами питания, а промышленность - сырьем. При этом, в отличие от невозобновляемых ресурсов, земля, естественно, при правильном и рациональном с ней обращении, может сохранять свое плодородие неограниченно долго. Безусловно, развитый аграрный сектор является залогом долговременного процветания экономики. Именно поэтому государства с социально-ориентированной рыночной экономикой проявляют заботу о национальном аграрном секторе экономики, оказывают ему всемерную поддержку, в том числе финансовые льготы и механизмы протекционизма, хотя напрямую об этом и не говориться.

Следует отметить, что сельскохозяйственный процесс обладает достаточно значительными отличиями от остальных отраслей производства. Прежде всего, сельское хозяйство имеет дело с живой природой – это растениями и животными, а в качестве главного средства производства выступает земля. В силу этого аграрный сектор экономики характеризуется выраженной сезонностью производства, а также сильной зависимостью от природно-климатических и почвенно-биологических условий. В результате экономический процесс производства в сельском хозяйстве тесно переплетается с естественным [6].

Характерным признаком сельского хозяйства является длинный цикл производства, который означает, что готовый продукт удается получить, как правило, через год или еще больший срок. Это обусловлено тем, что в большинстве развитых стран, расположенных, как известно, в умеренных широтах, природно-климатические условия позволяют собрать лишь один урожай основных культур в календарном году. Еще дольше длится выращивание основных видов скота в животноводстве.

Оригинальными являются также структура издержек и схема амортизации используемого оборудования, так как хозяйства должны быть укомплектованы полным набором сельскохозяйственной техники, хотя некоторые ее виды используются лишь несколько дней в году. Например, посев и уборочные работы необхоимо производить в лучшие агротехнические сроки и на практике занимают в хорошем хозяйстве порядка трех суток - все остальное время соответствующая техника простаивает. Это вызывает достаточно высокие постоянные издержки в расчете на единицу продукции и завышенные отчисления в амортизационный фонд.

При этом ведущее положение в аграрном секторе, особенно в земледелии, занимают мелкие и средние фирмы с небольшими возможностями индивидуальных капиталовложений и ограниченным персоналом. Основная причина – это пространственная протяженность земельных угодий. Из единого центра невозможно обрабатывать участки, отдаленные друг от друга на десятки километров. Именно поэтому в аграрной сфере господствующими типами рынка являются те, где оптимальный размер предприятия невелик - монополистическая конкуренция и совершенная конкуренция.

Особенностью сельского хозяйства является банковская система, которая свидетельствует о том, что большая зависимость от кредита, что обусловлено характерными чертами действующих на рынке сельскохозяйственной продукции фирм (малая фирма редко имеет значительные финансовые резервы) и сезонным характером производства (хозяйство не может начать производство без кредита ранней весной и способно погасить свои обязательства лишь поздней осенью).

Само же ведение сельского хозяйства может быть организовано в различных общественных формах, однако в современных условиях в большинстве стран мира сельское хозяйство основано на рыночных началах.

В данном случае по поводу ведения хозяйства на земле сталкиваются интересы трех различных групп [7]:

1.  земельных собственников;

2. предпринимателей-арендаторов;

3. наемных рабочих.

В результате происходит, с одной стороны, отделение земельной собственности от ведения хозяйства на земле. Данное явление можно расценивать как частный случай отделения капитала-собственности от капитала-функции. При этом формируются два вида монополии на землю: монополия частной собственности на землю и монополия на землю как объект хозяйства. С другой стороны, происходит отделение непосредственного производителя (в сельском хозяйстве - крестьянина) от земли, основного средства производства, что в целом характерно для рыночной экономики. Типичной становится ситуация, когда предприниматель берет во временное пользование (аренду) участок земли и ведет хозяйство на рыночных условиях, то есть применяя наемный труд.

1.2. Особенности развития аграрного сектора как экономической подсистемы

По мировым меркам Россия обладает уникальным потенциалом для развития сельского хозяйства. По общей площади сельскохозяйственных угодий и, в особенности, пашни страна является одним из мировых лидеров. При этом в структуре посевных площадей высока доля земель обладающих высоким естественным плодородием, - в России сосредоточено не менее 40% от общей площади наиболее плодородных в мире почв - черноземов.

Эти обстоятельства наряду с рядом социально-экономических факторов (в первую очередь, низкой стоимостью земельных угодий и рентой) способствуют высокой (в рамках международного разделения труда) конкурентоспособности растениеводства в целом и, в особенности, его экстенсивных направлений [11].

Кроме того, с точки зрения участия в международном разделении труда и национальной экономики экстенсивные направления, предполагающие максимально широкое использование земли как фактора производства (производство зерновых, масличных) оказываются более конкурентоспособными в сравнении с животноводством, что подтверждается статистическими данными о финансовых результатах отдельных направлений сельскохозяйственного производства. Ограниченные (сезонно) возможности использования кормовых угодий, а также континентальный климат (низкие зимние температуры, требующие интенсивного отопления, в меньшей степени – жаркое лето, требующее кондиционирования) делают более значительными издержки на содержание животных - фундаментальное строительство и их кормление..                        да

Следует отметить, что до настоящего времени свой упомянутый аграрный потенциал Россия использует крайне неполно. Российская Федерация является одним из крупнейших в мире нетто-импортеров (20-30 млрд. долларов в год) продовольствия (в последние годы страна уступает по этому показателю лишь Японии). Продовольствие оказалось одной из крупнейших (после машин и оборудования) товарных позиций в структуре ввозимой продукции. 

Контролируя около 10% пахотных угодий, Россия обеспечивает лишь 1,5% мирового производства продовольствия; объем производства сельскохозяйственной продукции приблизительно в 2 раза ниже потенциально возможного в текущих социально-экономических и природных условиях, что определяется меньшей продуктивностью земли и основных фондов.

1. 3 Характеристика аграрного сектора

Сельское хозяйство представляет собой крупную отрасль народного хозяйства, которая имеет стратегическое значение для обеспечения устойчивого развития общества, обладает мультипликативным эффектом для развития экономики и при этом имеет исключительное в сравнении с другими секторами народного хозяйства социальное значение.

Сельскохозяйственная занятость является важной важным, а иногда даже единственным источником дохода для большинства жителей сельской местности и малых городов. По официальным данным в сфере аграрного сектора занятость населения РФ составляет 6,7 млн. В сельскохозяйственном  производстве ежегодно отрабатывается около 3 млрд. трудовых часов или около 1/5 всех трудозатрат, что эквивалентно 15 млн. постоянных работников. По этому показателю отрасль не имеет аналогов в отечественной экономике. Кроме того, сельское хозяйство остается неотъемлемым элементом традиционного уклада жизни или важнейшим дополнительным источником доходов, поддерживающим приемлемый уровень благосостояния значительной части российского общества [10].

Являясь основным видом занятости в большинстве сельских районов, сельское хозяйство в значительной степени определяет ландшафтный и архитектурный облик, состояние инфраструктуры, а также качество и уровень жизни на 80% освоенных территорий России.

Сельское хозяйство способствует развитию широкого круга отраслей агропромышленного комплекса. Одно рабочее место в сельском хозяйстве обеспечивает занятость 5-6 чел. в других сферах экономики, в первую очередь в пищевой промышленности, локализации которой способствует низкая весовая стоимость, и скоропортящийся характер большей части сельхозпродукции.

Масштаб агропромышленного комплекса РФ оценивается в 15% от ВВП, таким образом, он представляет собой один из наиболее значительных сегментов экономики. Его доминирующей частью является продовольственный комплекс – совокупность отраслей хозяйственная деятельность которых нацелена на удовлетворения базовой потребности общества в продуктах питания.

Сельское хозяйство характеризуется высокой степенью ресурсоемкости; затраты материально-технических ресурсов. Ключевыми поставщиками материальных ресурсов для сельского хозяйства являются [6]:

- предприятия машиностроения (6,4% от суммарных прямых, 7% от суммарных полных затрат), как отечественные так и зарубежные, основной объем поставок со стороны которых представлен с.-х. машинами, транспортными средствами и оборудованием;

- предприятия нефтеперерабатывающей промышленности, главным образом отечественные (4,8% и 6,2% затрат соответственно) обеспечивающие отрасль ГСМ и другими материалами;

- предприятия химической промышленность (3,4% и 4,5%) поставляющие преимущественно минеральные удобрения (почти исключительно отечественного производства), а также химические средства защиты и ядохимикаты отечественного и импортного производства;

- отечественные предприятия энергетики (электро- и газораспределительные компании), обеспечивающие с.-х. предприятия электроэнергией, газом, реже – теплом (3,3%, 4,9% затрат соответственно);

- преимущественно отечественные предприятия пищевой промышленности, поставляющие предприятиям отрасли преимущественно отходы производственного процесса, используемые в качестве корма и удобрений (3,6%, 3,8% от общих затрат, соответственно).

Химикаты и ГСМ играют особенно большую роль в структуре затрат в растениеводстве (до 50% издержек). В животноводстве их значение невелико; в свою очередь, эта отрасль с.х. в значительной степени зависима от услуг по поставкам сетевого электричества и сетевого газа (до 15-20% издержек).

Структура основных фондов определяет высокую степень зависимости сельского хозяйства от услуг строительства и поставок со стороны промышленности строительных материалов (1,5% прямых затрат). Еще большее значение, в особенности в растениеводстве, имеют поставки машин и оборудования, которые обеспечивает подотрасль сельскохозяйственного машиностроения и, в меньшей степени транспортное машиностроение.

Для сельского хозяйства характерна значительная роль внутриотраслевой кооперации, значительная часть затрат (49% прямых, 33% полных) формируется за счет поставок МТР между предприятиям аграрной промышленности. Среди них центральное место играют продажи кормов, которые являются основным (50% и более) элементом структуры затрат в животноводстве. Вторым по значимости элементов внутренних связей являются поставки качественного генетического материала (чистопородных, высокопродуктивных животных, элитных семян, саженцев деревьев и кустарников и т.п.) от соответствующих специализированных предприятий рядовым участникам сельскохозяйственного производства [8].

Отличительной особенностью отрасли является иерархичность значимости и организации закупок различных материально-технических ресурсов (МТР). Хозяйства в первую очередь удовлетворяют собственные потребности в ГСМ, семенах, базовых кормах без которых ведение аграрного производства. Потребности в оборотных МТР, обеспечивающие повышение текущих производственных показателей (минеральные удобрения, дорогостоящие корма, витамины), обеспечиваются во вторую очередь или могут не удовлетворяться в случае дефицита средств. В третью очередь приобретаются МТР инвестиционного характера (сельскохозяйственная техника и оборудование со средним сроком службы 20-30 лет). Потребление последних высоковолатильно, в значительной степени зависимо от финансового состояния отдельных предприятий и отрасли в целом, конъюнктуры рынка и мер государственной поддержки.

























Глава 2. Тенденции развития аграрной экономики. Государственная поддержка аграрного сектора: мировой опыт и российская практика.



2.1. Мировой опыт государственной поддержки аграрного сектора.

Мировой опыт показывает, что в последние два десятилетия в развитие аграрной отрасли все больше и больше возрастает роль государства. Большинство экономически развитых стран регулярно оказывают поддержку аграрному сектору через различные субсидии, льготы, дотации. Так, например, в США, Канаде, странах ЕС хорошо продуманная и сбалансированная поддержка государства поспособствовала за короткие сроки увеличить объемы производства качественной продукции[12]. 

Так в Германии государственная поддержка агропромышленной отрасли происходит путем предоставления субсидий, прямых платежей и дотаций. Аграрные дотации включают в себя:

Платежи, которые компенсируют затраты на инвестиции , проценты по кредитным договорам;

Платежи за готовую продукцию, такой вид дотации необходим для того, чтобы не допустить перенасыщение рынка объема продукции сельского хозяйства;

Компенсационные платежи – это платеж, которые предоставляется за ресурсосберегающие мероприятия, за земли, выведенные из сельскохозяйственного оборота.



В Великобритании не смотря на отсутствие аграрного банка, коммерческие банки предоставляют государственные субсидии, делающие во многих случаях кредит льготным.

Что касается Финляндии, то там часть государственной поддержки осуществляется через Фонд сельского хозяйства, который формируется за счет государственных перечислений, процентов по ссудам, налогов на земельные участки. Фонд сельского хозяйства предоставляет фермерам кредиты на приобретение техники, строительство зданий и коммуникаций, рекультивацию земель. Кроме того, практикуется субсидирование капиталовложений для начинающих фермеров.

Наибольшая доля прямых платежей в структуре расходов на поддержку сельского хозяйства преобладает в Норвегии, Австралии, США и странах ЕС.

Отсюда можно сделать вывод, что большинство стран в ходе осуществления своей политики в сфере государственной поддержке аграрного сектора добивается:

- стабильности в сельском хозяйстве;

- защиты внутреннего рынка;

- ограничения избыточного производства;

- полного обеспечения государства качественными продуктами питания.

 Европе под государственное регулирование подпадает 90% цен на сельскохозяйственную продукцию в виде субсидий для поддержки аграриев из-за высоких цен на средства производства. Аграрные расходы в ЕС включают расходы на системы регулирования рынка, а также прямые расходы сельскому хозяйству в Европейском фонде ориентации и гарантирования.

Аграрный бизнес США составляет 19% ВВП и около 20% всего занятого населения, при этом доля самой продукции сельского хозяйства США составляет всего 1,5% ВВП, а численность занятого населения в сельском хозяйстве — всего 3%.

Особенностью американского аграрного бизнеса является то, что США проводит активную политику государственного регулирования производства сельскохозяйственной продукции путем стимулирования добровольного ограничения (за соответствующее вознаграждение) производства, скупка государством у фермеров излишков (нереализованных) пpодуктов по гарантированным ценам[9].

2.2. Основные способы регулирования аграрного сектора в России

Для того чтобы создать эффективный механизм государственного регулирования аграрного сектора необходимо действовать в нескольких направлениях, это льготное налогообложение, государственные системы дотирования, компенсации, издержки и субсидирование, ценовая политика, кредитование на особых условиях, система лизинга, закупочные и товарные интервенции на аграрных рынках, страхование, государственные протекции и другие. Рассмотрим некоторые из них.

Льготное налогообложение. В соответствии с ФЗ № 147 от 11 ноября 2011 года гл. 26.1 российские сельскохозяйственные товаропроизводители и предприниматели могут перейти на упрощенную систему налогообложения - единый сельскохозяйственный налог [3]. Он исключает уплату налога на прибыль, на имущество, налога на добавленную стоимость, госпошлины, единый социальный налог и рассчитывается из площади обрабатываемых с/х угодий. При этом доля реализации сельскохозяйственной продукции и сопутствующих услуг за предшествующий переходу календарный год, включая переработку первичной продукции, в процессе осуществления предпринимательской деятельности должна составлять более 70%.

Государственные системы дотирования. Существуют различные методы государственного дотирования. Многие из них рассчитаны на развитие первоначального этапа сельхозпредприятий. Предлагается софинансиpование сельскохозяйственных предприятий: компенсации части расходов по оформлению собственности на землю, поддержка начинающих фермеров, финансирование развития семейных ферм, субсидирование кредитов для сельхозпроизводителей. Это осуществляется из федеральных и региональных бюджетов.

Закупочные и товарные интервенции. Эта государственная поддержка рассчитана сгладить "Краткосрочную фермерскую проблему", т.е. когда на рынке резко повышается предложение на определенный вид с/х продукции, например зерно, и также резко начинает падать цена на нее. Тогда государство закупает этот вид продукции в так называемый интервенционный фонд, тем самым, стабилизируя падение цены. А когда цены на этот вид с/х продукции начинает расти - расходует запасы фонда, тем самым регулируя цену. Эту идею в России первый раз применили осенью в 2001 году в отношении зерновых культур.

Страхование. Это очень эффективный механизм гарантированной компенсации при независящих от фермеров обстоятельствах. Для России свойственен рискованный характер ведения аграрного хозяйства. Страхование своего бизнеса от неурожая, от болезней животных, от стихийных ситуаций, от кризиса это один из действенных способов управления рисками в сельском хозяйстве. Данный вид госрегулирования подразумевает под собой субсидию на часть затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам страхования.

Статья 7. Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства

 

1. Государственная поддержка развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:

1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции (в том числе на арендованных основных средствах) и ее реализацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в доходе указанных организаций и указанных индивидуальных предпринимателей составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год;

2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

3) развитие племенного животноводства;

4) развитие элитного семеноводства;

5) обеспечение производства продукции животноводства;

6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;

8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;

9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;

10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики;

12) поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для такого производства территориях. Неблагоприятными для производства сельскохозяйственной продукции территориями в целях настоящего Федерального закона признаются территория субъекта Российской Федерации или территории субъектов Российской Федерации, на которых вследствие природно-климатических условий, состояния почвы, а также социально-экономических факторов уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей ниже, чем в среднем по сельскому хозяйству, но производство сельскохозяйственной продукции должно осуществляться для обеспечения занятости сельского населения, повышения уровня его доходов, сохранения местных традиций. Порядок и критерии отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям устанавливаются Правительством Российской Федерации [1].

Утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013  2020 годы (далее — Программа) базируется на положениях Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662р, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 (далее — Доктрина), Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559р, Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136р, Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы, а также ряда других федеральных и ведомственных целевых программ по проблемам развития агропромышленного комплекса страны. 

Программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию.

 К приоритетам Программы относятся: 

- развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство? 

- экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия? 

- наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими внутреннего рынка?

- минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по зонам и регионам страны в рамках вступления во Всемирную торговую организацию?

- в сфере производства  скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества страны, в первую очередь наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий? в экономической сфере  повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей?

- в социальной сфере  устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов и территориальной целостности страны, создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения?

- в сфере развития производственного потенциала — мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий?

- в институциональной сфере — развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе и формирование продуктовых подкомплексов, а также территориальных кластеров? 

- в научной и кадровой сферах — обеспечение формирования инновационного агропромышленного комплекса. 

Целями Программы являются: 

- обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной?

- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию? 

- повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса?

- устойчивое развитие сельских территорий? воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства. 

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач, реализуемых в рамках подпрограмм и федеральных целевых программ, включенных в Программу: 

Стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции, производства пищевых продуктов.

Осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных.

Поддержка развития инфраструктуры агропродовольственного рынка.

Повышение эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Поддержка малых форм хозяйствования.

Обеспечение функций управления в сфере реализации Государственной программы, совершенствование системы информационного обеспечения АПК.

Научное обеспечение реализации мероприятий государственной программы.

Повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития.

Стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса.

Создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения.

Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель.

Диверсификация сельской экономики, повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения.

Целями Государственной программы - это обеспечить продовольственную независимость России и повысить конкурентоспособность отечественной сельхозпродукции на внутреннем и внешнем рынках в связи со вступлением нашей страны в ВТО.

Более того, Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей, подотраслей и сфер деятельности агропромышленного комплекса. При этом в приоритете такие направления, как скотоводство (производство молока и мяса); мелиорация земель сельхозназначения; введение в оборот неиспользуемой пашни; развитие импортозамещающих подотраслей (включая овощеводство и плодоводство); наращивание экспорта сельхозпродукции по мере насыщения ею внутреннего рынка.

Также, предполагается обеспечить ежегодный прирост инвестиций в сельское хозяйство в размере 4,5%, создать условия для достижения уровня рентабельности не менее 10-15% (с учетом субсидий). Это позволит увеличить среднемесячную зарплату в отрасли до 22,5 тыс. руб.

Запланировано дальнейшее продолжение и расширение поддержки малого предпринимательства (помощь начинающим фермерам, развитие семейных животноводческих ферм, господдержка кредитования малых форм хозяйствования, оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств).

Предусмотрены меры по технической и технологической модернизации отрасли: обновление парка сельхозтехники; расширение применения биосредств защиты растений, микробиологических удобрений, ветеринарных препаратов. Запланировано проведение противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных.

Непременными условиями развития сельского хозяйства являются сохранение и привлечение новых трудовых ресурсов. Для этого предусмотрено строительство нового жилья (в том числе для молодых семей и специалистов) и объектов социально-инженерной инфраструктуры села.

Особое внимание уделено мерам по адаптации сельского хозяйства к условиям ВТО. В частности, будет продлено действие ряда налоговых льгот для сельхозпроизводителей. Не станут ограничивать субсидии в регионах, неблагоприятных для ведения сельского хозяйства. Планируется закупать для государственных нужд (например, для армии или в государственный резерв) только российское продовольствие.

Следует отметить, что на реализацию Государственной программы в федеральном бюджете предусмотрено около 1,5 трлн руб. Еще примерно 777,5 млрд руб. выделят регионы.

Результаты, которые ожидаются  от  реализации Государственной программы:

Повышение удельного веса отечественных продовольственных товаров в общих их ресурсах с учетом переходящих запасов к 2020 г. до: зерно – 99,7%, свекловичный сахар – 89,7%, растительное масло – 88,6%, картофель – 98,7%, мясо и мясопродукты – 88,3%, молоко и молокопродукты –90,2%.

Увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2010 г. – на 44,7%, пищевых продуктов – на 60%.

Обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 8,8%.

Техническое перевооружение, реконструкция и строительство мелиоративных систем на площади – 10,3 млн. га.

Рост производительности труда в 2020 г. по отношению к уровню в 2010 г. на 74,5%.

Повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 25%.

Доведение соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны до 95% [5].

2.3. Развитие аграрного комплекса на основании концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г.

Основными целями государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе являются:

- обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием российского производства;

- устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения;

- повышение конкурентосп.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.