VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблемное обучение на уроках математике в начальной школе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011284
Тема: Проблемное обучение на уроках математике в начальной школе
Содержание
      Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
                                          высшего  образования
                   «Чувашский государственный педагогический университет
                                              им. И.Я. Яковлева»

                                Психолого-педагогический факультет 
                  Кафедра педагогики и методики начального образования

                                                     
                                            КУРСОВАЯ РАБОТА
«Проблемное обучение на уроках математике в начальной школе» 





Руководитель                                                             Петрова Т.В. 
 
 Студент  БН,16080    ___________________          Альцева  О.Г.
    




                                          Чебоксары 2018
                                                 Содержание
Введение…………………………………………………………………………….		

1    ТЕРЕОТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………..

1.1  Сущность и содержание понятия «проблемное обучение»………………..

1.2  Технология организации проблемного обучения на уроках математике в начальной школе	…………………………………………………………………..

Вывод по главе 1	…………………………………………………………………..

2     ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………….

2.1 Формы и методы организации проблемного обучения в начальной школе..

2.2   Научно-методические аспекты подготовки учителя к реализации в учебном процессе начальной школы технологии проблемного обучения на математике………………………………………………………………………….

Вывод по главе 2……………………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………………...

Список использованных источников……………………………………………...




                                                ВВЕДЕНИЕ
     Одной из тенденций развития современного образования является его гуманизация. Это предполагает усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества. Реализация этого принципа требует изменения характера обучения на основе личностно-ориентированного подхода и при всемерной активизации познавательной деятельности учащихся. Необходимым условием для этого является создание возможности для проявления обучаемым умственной самостоятельности и творческой инициативы. В этой связи актуализируется значимость педагогических исследований, направленных на активизацию и интенсификацию деятельности учащихся.
     Выдвинутое прогрессивными дидактами прошлого требование активного усвоения знаний в процессе обучения, нашло подтверждение в работах таких ученных как III.И. Ганелин, Б.П. Есипов, И .Я. Лернер, М.И. Махмутов, И.П. Огородников, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скагкин, и др. Доказано, что развитие активности и самостоятельности учащихся происходит в поисково-познавательной деятельности, которая рассматривается как своеобразное ядро всей учебной деятельности.
     Большую роль в активизации учебной деятельности и развитии познавательных интересов играет учебная задача (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, Г.А. Балл и др.). Своим содержанием она создает учебную ситуацию, которая бывает нейтральной и проблемной. Оба вида этих ситуаций представлены в обучении, но вторая требует от учителя использования таких методов и приемов обучения, которые были бы направлены прежде всего на создание активного познавательного отношения школьников к учению.
     По мнению известных психологов и педагогов Л.П. Блонского, Л.С.Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.Б. Истоминой, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, A.M. Матюшкина, М.И. Махмутова, В. Оконь, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Скаткина, И.С. Якиманской и др. учебная деятельность наиболее полноценно осуществляется в развивающем обучении в ходе реализации проблемного подхода к обучению.
     Один из основоположников проблемного обучения М.И. Махмутов определяет проблемное обучение как дидактическую систему развивающего обучения, обуславливающую общее интеллектуальное развитие школьника, которое обеспечивает прочность знаний и особый тип мышления, глубину убеждений и творческое применение знаний.
     Идея проблемного обучения не нова. Она получила свое научное освещение в трудах А.В. Брушлинского, Дж. Дьюи, Т.А. Ильиной, Т.В. Кудрявцева, А.М.Матюшкина, М.И. Махмутова, В. Окуня и др.
     Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных заданий, создающих проблемные ситуации. Однако создание проблемной ситуации, проблемное™ в обучении представляет значительную педагогическую трудность, особенно для учителей начальных классов. Это связано с тем, что до сих пор недостаточно изучены некоторые стороны проблемного обучения в начальной школе, в частности, вопросы проблемного обучения математике. В какой-то мере, именно по этой причине в учебном процессе начальной школы проблемные задания используются реже.
     В настоящее время в России создан ряд альтернативных программ и учебников по математике для начальных классов (учебники и программа развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, по системе академика Л.В. Занкова, программа развивающего обучения Н.Б. Истоминой и др.) в которых количество проблемных заданий увеличено.
     Однако в школах Приднестровья в качестве базовой программы принята программа авторов М.И. Моро, М.А. Байтовой, Г.В. Бельтюковой и др. Анализ учебников названных авторов и процесса обучения по ним позволил уточнить некоторые недостатки в обучении математике младших школьников:
     - в процессе обучения математике в начальных классах недостаточное внимание уделяется формированию познавательных умений и развитию творческой активности учащихся;
     - содержание учебного материала не в полной мере обеспечивает реализацию принципа развивающего обучения, а количество проблемных заданий явно недостаточно;
     -в практике обучения в школах Приднестровья преимущественно используются объяснительно-иллюстративный метод (ведущий тип учебной деятельности - репродуктивный).
     Таким образом, актуальность нашего исследования вызвана недостаточной разработанностью технологии проблемного обучения математике в начальных классах и необходимостью повышения эффективности процесса обучения младших школьников на основе активизации и интенсификации их самостоятельной деятельности путем систематического подключения к выполнению проблемных заданий.
     
     Проблемы исследования - каковы теоретико-методологические аспекты проблемного обучения в начальной школе?
     Цель   исследования -  это решение данной проблемы.
     Объект исследования -  проблемное обучение в современной начальной школе.
     Предмет исследования - особенности организации проблемного обучения на уроках математике в начальной школе.
     Задачи исследования:
     - рассмотреть технику учителя по организации ПО в начальных классах;
     - раскрыть понятие и сущность проблемного обучения;
     - описать методы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе;
     - расписать  методику подготовки учителя к реализации в учебном процессе начальной школы технологии проблемного обучения на уроках математики.
     Методом исследования: анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме.
     
     
     

     ГЛАВА 1.   ТЕРЕОТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
     1.1 Сущность и содержание понятие «проблемное обучение»
     На сегодняшний момент одна из главных задач школы – это воспитание творческой личности, которая умеет самостоятельно мыслить и делать логические выводы. Для реализации этой задачи и был введен термин «проблемное обучение».
     Под проблемным обучением В. Оконь понимает «общность таких действий , как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний Д.В. Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, как ему придают некоторые черты научного познания.
     Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер видит в том, что собственно что «учащийся под управлением учителя воспринимает участие в решении новых для него познавательных и практических задач в конкретно системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям средние учебные заведения».
     По мнению М. И. Махмутова ,проблемное  обучение —более  широкое  понятие,  чем  исследовательский метод:  оно  охватывает  не  только  репродуктивную  или  поисковую  деятельность ученика,  а  весь  диапазон -от  исполнительской  до  творческой,  между  тем исследовательский   метод   лишь   один   из   путей   реализации   принципа проблемности. Проблемное  обучение  дает  возможность  учителю  варьировать учебный  материал  и  приемы  преподавания.  Наличие  различных  типов  учебных проблем  обеспечивает поисковую, частично-поисковую, конструкторско-изобретательную,  художественную    учебно-познавательную деятельность  ученика  или  их  сочетание  в  ходе  выполнения  теоретических  и практических  самостоятельных  работ  репродуктивного  и  творческого  характера (на  уроке  и  внеурочных  занятиях)  или при  изложении  учебного  материала учителем[ ,с. 13].
     Т. В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижение перед учащимися дидактических проблем, в их решении и познания учащимися обобщенными знаниями и понятия проблемных задач. Такое понимание имеется и в работах  Ю.К. Бабанского[3].
     Проблемное обучение является не новым типом обучения в педагогической практики, в прошлом с ним связаны такие известные имена, как  Я.А.Коменский , Ж. Ж. Руссо, Ф. А. Дистервег , К. Д. Ушинский и др. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (Ф. А. Дистервег).
     В XX веке идеи технологии проблемного обучения получили активное развитие и распространение в образовательной практике. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под воздействием идей Дж. Дьюи.
     Проблемное обучение включает несколько этапов:
     1) осознание общей проблемной ситуации;
     2) ее анализ, формулировка конкретной проблемы;
     3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);
     4) проверка правильности решения проблемы.
     Этот процесс развертывается по аналогии с тремя фазами мыслительного акта, который возникает в проблемной ситуации и включает осознание проблемы, ее решение и конечное умозаключение. «Мышление, — отмечает А.В.Брушлинский, — берет свое начало в проблемной ситуации, которая означает, что в ходе своей деятельности человек начинает испытывать какие-то непонятные трудности, препятствующие успешному продвижению вперед... Так возникшая проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу» [4, с. 35].
     В работе «Как мы мыслим» (1909 г.) американский философ, специалист по психологии и преподаватель отторгает о традиционное догматическое обучение и противопоставляет ему функциональную самостоятельную практическую деятельность школьников по решению проблем. Мышление, утверждает Дж. Дьюи, есть решение задач.
     Во втором издании указанной книги (1933 г.) Дж. Дьюи доказывает психологические механизмы способности детей решать проблемы. Он заявляет, что в основе способности учащихся решать проблемы лежит их природный ум. «Овладеть корпоративным мышлением имеет возможность не каждый, – сообщает он, – более того, не всякого возможно обучить этому». По Дьюи, идея индивида движется к состоянию, когда все в задаче известно, проходя определенные этапы:
     • принимаются во внимание все возможные решения или предположения;
     • индивид осознает затруднение и формулирует проблему, которую необходимо решить;
     • предположения используются как гипотезы, определяющие наблюдения и сбор фактов;
     • проводится аргументация и приведение в порядок обнаруженных фактов;
     • проводится практическая или воображаемая проверка правильности выдвинутых гипотез.
     Значительную роль в развитии технологии проблемного обучения сыграла концепция американского специалиста по психологии Дж. Брунера. Он уделяет внимание следующим вопросам:
     • значение структуры знаний в организации обучения;
     • готовность учащегося учиться как фактор учения;
     • интуитивное мышление как основа развития умственной деятельности;
     • мотивация учения в современном обществе
     Ключевой для ученого является проблема структуры знаний, включающая, по его мнению, все необходимые элементы системы познаний и определяющая направление развитие учащегося.
     Общее, что сближает американских авторов, сводится к следующему: признавая целью обучения развитие логического мышления, Дж. Дьюи и Дж. Брунер указывают на важность проблемного подхода в обучении.
     Идеи технологии проблемного обучения в советской педагогической литературе актуализируются начиная со второй половины 50-х годов XX века. Так, М.А. Данилов и В.П. Есипов формулируют правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации технологии проблемного обучения:
     • вести школьников к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия;
     • эпизодически знакомить учащихся с методами науки;
     • развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий [9].
     Сущность представленного обучения состоит в том, что педагог только лишь ставит перед учащимися проблему, а ученик, через все возможные пути, ищет ее решение самостоятельно.
     Главным элементом проблемного обучения и дидакты, и психологи считают создание проблемных ситуаций с их последующим решением. «Под проблемной ситуацией следует понимать осознанное затруднение, которое идет вразрез между уже полученными знаниями и теми, получение которых является необходимым для того, чтобы решить предложенную задачу» [6,с.113].
     Однако не каждый вид трудности может обусловить появление проблемной ситуации. «Поэтому технология проблемного обучения предусматривает осмысление характера затруднения. Учащийся должен понять, что при решении конкретной задачи ему не хватает уже имеющихся знаний, тогда и возникает потребность в поиске новых путей и способов действий» [24, с.10].
     Исследования учёных показывают, что при создании проблемных ситуаций процесс усвоения новых знаний оказывается наиболее результативным. У школьников появляется наибольший интерес к познавательной деятельности, а это играет важную роль при объяснении и усвоении нового материала на уроке [17, с.3-8].
     Выделяют следующие методы проблемного обучения: «метод проблемного изложения, эвристический(частично-поисковый) и исследовательский методы» [9, с.112].
     Главная особенность метода проблемного изложения заключается в раскрытии перед учащимися путей поиска, открытия и исследования новых знаний. Преподаватель демонстрирует образцы научного познания, а ученик не только воспринимает, осознает и запоминает готовые научные выводы, но и следит за логикой доказательства, за течением мысли учителя, контролирует ее убежденность. Дети сами принимают участие в прогнозировании следующего шага мышления, опыта и т.д. Таким образом, и происходит подготовка воспитанников к самостоятельному поиску решений в будущем.
     Эвристический метод состоит в том, что учащиеся самостоятельно должны найти пути решения выдвинутой учителем проблемы. На данном методе уместно активное участие учащихся в беседах, дискуссиях, где дети овладевают приемами анализа нового учебного материала с целью постановки какой-либо проблемы и поиска путей ее разрешения. Следует отметить, что учащиеся не всегда могут самостоятельно довести поставленную задачу до логического завершения. В таких случаях педагог предлагает школьникам вместе поэтапно разобраться со сложившимися трудностями. Учитель направляет школьников к поиску решения проблемы с
     помощью наводящих вопросов, которые составляют основу данного метода обучения.
     Главным методом проблемного обучения является исследовательский метод. Его сущность заключается в том, что учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается определенный отрезок учебного времени. Учащиеся самостоятельно добывают знания в процессе исследования проблемы и сравнивают различные варианты получаемых ответов. Средства для достижения результата определяются самими школьниками. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний [3, с.72].
     Метод проблемного обучения играет важную роль в процессе обучения. Он способствует развитию наблюдательности, внимательности, мышления учащихся, воспитанию самостоятельности, ответственности, решительности [4, с.20-23].
     Проблемное обучение подразумевает организацию учебного процесса направленного на создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками; развитие мыслительных способностей.
     В процессе применения технологии на практике используются проблемные методы - «... это методы, основанные на создании проблемных дел, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон» [22, с.63].
     Технология проблемного изучения опирается на следующие понятия: «задача», «действие», т.е. на то, что в полной мере характеризует деятельный подход.
     Выше было отмечено, что данная технология связана с моделированием и применением в учебном процессе проблемных ситуаций, заданий, задач.
     Проблемная ситуация - основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление. Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися у учащихся знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Смысл познавательной задачи состоит в том, что она вызывает у учеников стремление к самостоятельным поискам способов ее решения путем анализа условий и использовании имеющихся у учащихся знаний. Это побуждает ученика искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности. Она обусловливает начало мышления, функциональная мыслительная деятельность протекает в процессе постановки и решения проблем.
     Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация - проблема - поиск способов ее решения - решение проблемы.
     Полный цикл интеллектуальных операций (действий) от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:
     - возникновение проблемной ситуации;
     - осознание сущности затруднения и постановка проблемы; анализ условий, отделение известного от неизвестного;
     - нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснования гипотезы; выбор плана решения (на основе уже известных способов или поиск принципиально нового подхода);
     - доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблемы; поиск способов проверки правильности действий и результатов.
     Познавательная деятельность учащихся может считаться самостоятельной лишь в том случае, если они в возникающей ситуации самостоятельно проходят все или основные этапы мыслительного процесса, которые требуют активного мыслительного поиска.
     Проблемные ситуации имеют все шансы быть классифицированы в рамках любого учебного предмета по направленности на приобретение нового (знания, способа действия, возможности применения знаний и умений в новых условиях, изменения отношений); по степени трудности и остроте (зависит от подготовленности учащихся); по характеру противоречий (между прозаическим и научным знанием). В проблемной ситуации важен сам факт ее видения учащимися, поэтому ее надо отличать от проблемных вопросов, например: почему гвоздь тонет, а корабль, сделанный из металла, нет?
     В зависимости от меры роли учителя в самостоятельном поиске ученика различают несколько уровней проблемности в обучении. Для первого уровня характерно участие педагога на первых трех этапах; для второго - на первом и частично на втором; для третьего, который приближается к деятельности ученого, педагог лишь направляет исследовательский поиск.
     Таким образом, проблемное обучение является одним из наиболее эффективных методов обучения, который позволяет мотивировать обучающихся на самостоятельный поиск информации, активизировать их мышление, научить самостоятельно видеть проблему, формулировать ее, и главное - находить пути ее решения.
     
     1.2 Технология организация проблемного обучения на уроках математике в начальной школе
     Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками. Технология проблемного обучения является универсальной, т.е. подходящей для организации учебной деятельности на любом предметном
уроке.
     Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами П.П.Блонского: «Обучать ребенка-значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но, помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир».
     Проблемный подход к обучению нельзя назвать новейшим методом. Данный подход для активизации умственной активности использовался ещё Сократом в дискуссиях с собеседником, а также в пифагорейской школе.
     Чешский педагог Я. Коменский был сторонником активного обучения.
     Ф.А. Дистервег считал тот метод обучения хорошим, который активизирует
     познавательную деятельность ученика. Вместе с Ф.А. Дистервегом представителями нового обучения, активного обучения, отошедшего от простого заучивания, являются Ж.Ж. Руссо, И.Г.Пестолоцци. 
     Педагоги стремились разработать новые методы обучения более эффективные, чем простое заучивание и в конце ???, начале ?? вв. в практику обучения внедрились активные методы обучения: эвристический, опытно-эвристический,лабораторно-эвристический методы, метод лабораторных уроков и естественнонаучное обучение. Эти методы были названы Б.Е.Райковым исследовательским методом. Результаты применения данного метода в школьной практике были явными. Отмечалась познавательная активность учеников, творческая активность. Однако в 30-х годах ?? века этот метод был признан ошибочным.
     Но спустя некоторое время вновь встал вопрос об активизации учебного процесса, ведь традиционное заучивание материала не привело к развитию школьного обучения.
     Следует отметить, что в начале ?? века в американской школьной педагогике начался период активной разработки новых форм обучения.
     Например, Джон Дьюи в Чикагской школе начал эксперименты по развитию активности учащихся. Он предлагал заменить обучение школьников на самостоятельное, основанное на решении учебных проблем.
     Также разработал концепцию «полного акта мышления», в которой роль учителя сводилась к роли помощника, помогающего ученику преодолеть трудности в освоении учебного материала. Были пересмотрены программы и заменены на ориентировочные, в которых большое место заняла исследовательская работа учеников.
     В создание теоретической базы проблемного метода обучения внесли вклад многие наши отечественные педагоги, учёные. 
     Среди них И.Я. Лернер и М.К. Скаткин классифицировали методы проблемного обучения.
     А.Н. Матюшкин разработал положение о роли проблемных ситуаций.
     М.И. Махмутов определил этапы проблемного обучения.
     Н. А Мечинская и Е. Н. Кабанова-Меллер внесли вклад в построение системы приёмов познавательной деятельности.
     Проблемное обучение – это обучение развивающее, которое способствует развитию творческих способностей учащихся.
     Что же такое проблемное обучение? Например, по мнению М.И. Махмутова в проблемном обучении сочетается самостоятельная поисковая деятельность учеников с усвоением ими готовых знаний.
     Лернер И.Я. считает проблемное обучение процессом принятия участия ученика в решении новых познавательных проблем под руководством учителя.
     Важной особенностью проблемного обучения является организация учителем самостоятельной познавательной деятельности ученика. Познавательная деятельность школьников должна сочетаться с готовыми предметными знаниями.
     Организация урока с использованием проблемного обучения должна базироваться на знании закономерностей развития мышления ребёнка и педагогических средств.
     Проблемное обучение отличается от традиционного, прежде всего целеполаганием(постановкой цели) и организацией процесса усвоения знаний. Урок с применением проблемного обучения организуется таким образом, что ученикам даётся возможность искать пути решения поставленной проблемы.
     Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация ? проблема ? поиск способов ее решения ? решение проблемы.
     Нужно знать, что проблема и проблемная ситуация – разные понятия. Проблема содержит проблемную ситуацию. Проблемная ситуация - осознанное затруднение, путь преодоления которого следует искать.
     Среди достоинств проблемного метода обучения следует отметить формирование личностной мотивации ученика, развитие мыслительной способности, познавательной активности, формирование диалектического мышления.
     Однако применение данного метода требует больших затрат времени, чем традиционные методы обучения, которые являются более распространенными в школьной практике. Основы классно-урочной формы традиционного обучения были заложены ещё Яковом Коменским более 400 лет назад. При такой форме организуется классно-урочное обучение и знания ученики приобретают в готовом виде. Естественно, что затраты времени для такого способа передачи знаний меньше, чем требуется для организации проблемного обучения. Данный метод ориентирован в основном на память учащихся. Главное запомнить информацию и уметь её воспроизводить в подобных ситуациях. Мыслительная деятельность при таком подходе к обучению развивается слабо. Противоречия, возникающие в процессе традиционного обучения, обратили на себя внимания многих видных ученых и педагогов. 
     Например, А.А. Вербицкий отмечал отсутствие при традиционной форме обучения мотивации для ученика перспективы применения знаний. Если будущее представляется как абстракция, следовательно, и нет личной мотивации. Им же отмечено противоречие между целостностью культуры и её овладением субъектом через различные предметные области – преподавание разных учебных дисциплин.
     Полученная информация учащимися представляет собой как бы осколки целого. Теряется представление о целостной картине мира.
     Но и проблемное обучение связано с определенными трудностями. Оно, прежде всего, требует дифференцированного подхода. Необходимо уметь подвести ученика к противоречию, а ученик сам должен найти способ решения. Умение учителя, прежде всего, заключается в умении создать проблемную ситуацию. В качестве заданий при организации проблемного
обучения можно предложить обучающимся провести сравнение, сделать выводы из проблемной ситуации, сформулировать вопросы, сопоставить факты.
     Дадим сравнительную характеристику традиционного и проблемного методов обучения.
     Если урок построен на традиционном способе обучения, то учащиеся получают готовые знания, закрепляют их с помощью специальных упражнений, вопросов учителя и учебной литературы. Новые знаний в процессе изложения связываются с изученным материалом ранее.
     Следовательно, деятельность учащихся является репродуктивной. При организации проблемного обучения знания учащимися приобретаются путём самостоятельного решения проблемных вопросов.
     Для традиционного обучения характерно преобладание наглядно-иллюстративного метода, при котором сообщаются готовые знания, приводятся готовые примеры. Деятельность учителя при проблемном обучении направлена на развитие исследовательской деятельности на основе самостоятельной работы и управление учебными действиями учеников.
     При традиционном обучении деятельность учащихся носит репродуктивный характер: заучивание готового учебного материала, выполнение упражнений на закрепление знаний, воспроизведение готовых знаний. Проблемное обучение направлено на развитие САМО: учащиеся САМОстоятельно ищут пути решения проблемы, проводят САМОконтроль и САМОоценку.
      При традиционном обучении мотивация связана с непосредственной с деятельностью учителя, например, интересное изложение учебного материала. В процессе проблемного урока ученики приобретают много важных умений и навыков, и самое главное, что их деятельность подкрепляется интеллектуальными мотивами.
Сравнительная характеристика традиционного и проблемного обучения
Критерии 
Традиционное обучение 
Проблемное обучение 
Методы обучения
Объяснительно-иллюстративные
Активные
исследовательские методы.
Результаты обучения
Готовые знания 
Получение знаний через развитие творческих
способностей, мышления
Деятельность учителя 
Наглядно-иллюстративное обучение, при котором сообщаются готовые знания, приводятся готовые примеры.
Развитие
исследовательской
деятельности на основе
самостоятельной работы.
Управление учебными
действиями учеников.
Деятельность учащихся 
Носит репродуктивный характер: заучивание готового учебного материала, выполнение упражнений на закрепление знаний, воспроизведение готовых знаний.
Формулирование
проблемы и поиск путей
решения проблемы.
Самоконтроль и самооценка деятельности.
Мотивация 
Непосредственное побуждение, связанное с деятельностью учителя. Например, интересное изложение учебного материала.
Интеллектуальные
мотивы.
Ученики испытывают
удовлетворение от
интеллектуального труда.
     Таким образом, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление. Особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. В связи с этим изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом.


     Вывод по главе 1
     На сегодняшний день все новые подходы и методы обучения, по сути, сводятся к одному – поиску таких форм организации занятий, в которых учащийся мог бы максимально проявить свои способности, овладеть соответствующими компетенциями в условиях самостоятельной работы. Одна из таких форм – проблемное обучение, когда учащиеся помещаются в условия, где им необходимо проанализировать, понять ситуацию, сформулировать проблемы и наметить пути и способы их решения. Проблемное обучение может являться первым, подготовительным этапом проектной деятельности.
     ?Почти все преподаватели разрабатывали функциональные способы изучения, продвигали идею конфигурации самого принципа организации словестно-наглядного на подобии изучения на базе широкого использования исследовательского способа изучения. Разработка проблемного изучения на теоретическом уровне обусловлена этими видными ученными, как В.Оконь, И.Л.Лернер, М.И.Махмутов, С.А.Рубенштейн. Методом заключения необычных задач, розыском ответа на проблемный вопрос, внедрением проблемных обстановок на уроках арифметики целенаправленно развивать мышление подростков. Учебная проблемная обстановка содержит вероятность вызвать познавательную надобность к заключению учебной трудности, например как познавательная надобность порождает познавательную мотивацию и считается началом мыслительного процесса. Проблемная обстановка инициирует мыслительную работа учащегося, помогая им поглубже пробраться в суть изучаемых явлений, взять в толк их связи. При реализации проблемного изучения воздействия воспитателя выступают в этих формах: 
     - создание проблемных обстановок, формулирование задач и гипотез, инструкция ходом формулирования задач, выдвижением гипотез; 
     - инструкция поисками у подростков школьников методик заключения задач и методик испытания корректности их решения; 
     - организация работы по классификации, обобщению и использованию автономно обретенных познаний в ходе заключения задачки.
      Как раз это и оформляет составляющие управления поисковой интеллектуальной работой студентов, направленной на изобретение неведомого в процессе проблемного изучения. Проблемное изучение гарантирует больше добротное усвоение познаний, развивает аналитическое мышление, содействует созданию учебной работы больше симпатичной для студентов, основанное на неизменных трудностях, оно направляет на всеохватывающее внедрение познаний. Почти все преподаватели нашей государства пользуют проблемные истории с целью становления закономерного мышления ребят младшего школьного возраста.


2    ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1   Формы и методы организации проблемного обучения в начальной школе
     Проблемно-диалогическое обучение – это развивающее обучение, в котором сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности ученика, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности.
     Проблемно-диалогическое обучение выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, потому что является результативной и здоровьесберегающей.
     Технология проблемно-диалогического обучения позволяет заменить урок традиционного объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Одной из основных задач современного образования является формирование универсальных учебных действий. И именно технология проблемно-диалогического обучения считается одним из важных и эффективных средств формирования УУД. Использование на уроках проблемности в обучении повышает продуктивность познавательных процессов, развивает творческие возможности учащихся, ведет к более глубокому, осознанному, долговременному усвоению ими знаний.
     Элементами  проблемно-диалогического обучения -это проблемная ситуация и учебная проблема.
     В самом определении «проблемно-диалогическое обучение» первая часть означает, что на уроке исследования нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной трудности и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем 
     Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяс.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44