VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формы культурных различий экономических отношений современности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009788
Тема: Формы культурных различий экономических отношений современности
Содержание
Введение

Актуальность темы исследования. Экономические процессы происходят в реальной исторической среде. В основе различных цивилизационных типов лежит вполне определенная система ценностей, в том числе и экономических. Как показывает опыт, цивилизационный тип отличается устойчивостью, изменения в нем крайне медленны. В современном экономическом анализе практически общепринято полагать, что существует взаимосвязь между культурно-ценностными различиями цивилизаций и их экономическим развитием. Предметом разногласий, как правило, является определение степени этой взаимосвязи или определение того, как быстро меняются экономические ценности цивилизаций и как динамика этого процесса влияет на экономическое развитие. Культурные взгляды, традиционные моральные представления и унаследованные ценностные установки образуют в каждом обществе тот фундамент, на котором основываются различные общественные институты. В отличие от институциональной теории, которая рассматривает правила игры с точки зрения порождаемых ими экономических издержек, теория экономической культуры исследует процесс накопления и наследования самих этих стереотипов (правил). Знания, навыки и ценности являются основными составляющими стереотипов экономического поведения людей. Невозможно создание и долгосрочное существование общественных институтов, которые действовали бы вопреки этим общепризнанным ценностям данной культурной общности или противоречили бы воле их носителей. Пришлось бы либо изменить сами культурные ценности, приспосабливая их к новым институтам, либо указанные институты подверглись бы бойкоту и оказались бы нежизнеспособны. 
Цель работы – проанализировать формы культурных различий экономических отношений современности.
Задачи работы:
1)	изучить методологические основания философского осмысления экономических отношений в обществе различий;
2)	охарактеризовать национальные этнические формы различных экономических отношений современности.
 
Глава 1. Методологические основания философского осмысления экономических отношений в обществе различий
1.1. Подход философии постмодернизма к экономическим отношениям современности

Экономическая культура как совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития является одной из важнейших предпосылок экономического поведения. Она отбирает экономические ценности и нормы, необходимые для выживания и дальнейшего развития экономики, накапливает эталоны соответствующего экономического поведения, транслирует из прошлого в современность ценности и нормы, лежащие в основе труда, потребления, распределительных и других экономических отношений. 
Рассмотрение сущности экономической культуры общества позволяет осознать ее тесную взаимосвязь с типом мышления, менталитетом и традициями народа. Именно эти факторы определяют ценности и идеалы, находящие выражение и закрепление в экономической системе общества. Экономическая культура при взаимодействии с менталитетом нации формирует экономическое мышление индивидов, в результате определяется программа индивидуального экономического поведения и происходит собственно экономическое действие. Формируясь исторически, веками, менталитет определяет национальную модель экономического и социального поведения – культуру потребления, производства и соответствующие мотивации. Очевидно, что одной из главных характеристик экономико-культурной вариативности является дихотомия «коллективизм – индивидуализм» (соотношение роли индивида в противовес роли группы/коллектива). Другой важный показатель различия между экономическими культурами – дистанция по отношению к власти. В культурах с большой дистанцией по отношению к власти сама власть рассматривается как наиболее важная часть жизни. Для культур с низкой дистанцией по отношению к власти характерно мнение, что только легитимная власть подлинна. Основная определяющая самой власти – это ее компетентность; следовательно, и отношения между членами сообщества строятся на уважении к личности и равенстве. Еще одно важное измерение экономической культуры связано с тем, насколько люди допускают в своей жизни наличие неопределенности или, иначе говоря, оказывают предпочтение структурированным ситуациям (наличие ясных и четких правил поведения, которые могут быть формализованными, а могут поддерживаться традициями) в противоположность неструктурированным. Так как чувство неопределенности не является исключительно личной характеристикой человека, а разделяется в той или иной мере членами данного сообщества, то это и позволяет разделять культуры по степени нетерпимости к неопределенности. Представители культур с высоким уровнем нетерпимости к неопределенности ориентируются на четкие правила или инструкции, отличаются потребностью к формализованным указаниям и нормам поведения, склонностью к внутригрупповому согласию, а также низкой толерантностью к людям или группам с отличающимися идеями или поведением. Эти культуры больше сопротивляются любым изменениям и мало склонны к риску в какой бы то ни было форме. Компонентами, определяющими тяготение страны в ту или иную крайность, могут быть географические условия, наличие среднего класса, уровень образования и степень технологического развития. На экономическую культуру личности экономическая культура общества оказывает прямое воздействие, т. к. индивидуальное экономическое сознание включает три основных компонента: знания, а также чувства и волю субъекта. Это отражает совокупность явлений общества как позитивных, так и негативных. Сторонникам либеральной идеологии хорошо известно понятие «антикапиталистическая ментальность», предложенное Людвигом фон Мизесом в полемике с «левыми» критиками капитализма. Предложенное им понятие кажется весьма удачным для понимания причин по существу антирыночной ментальности, которую можно рассматривать как архетип национальной экономической культуры. Формирование экономической культуры начинается с процесса развития личности, что во многом определяется успешностью процесса социализации, понимаемого как совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний и норм, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает в себя и обучение, и воспитание, и совокупность стихийных воздействий, оказывающих влияние на процесс становления личности и ее вхождение в различные социальные группы. Ни знания, ни трудовые навыки, ни нравственные качества не являются врожденными. Все специфические качества формируются в нем лишь в процессе овладения социальным опытом. Современная система экономических ценностей в Республике Беларусь достаточно противоречива и отражает как историческое наследие советских экономических ценностей, так и конфликтность переходного периода. В современной белорусской экономической культуре духовность, как одна из наиболее часто упоминающихся ценностей, как правило, противопоставляется материальным интересам. Коллективизм в белорусской экономической культуре понимается как подчинение личности коллективу, отказ от индивидуальных прав, что неизбежно обусловливает безответственность. Отношение к труду и успеху формирует такую экономическую ценность как стремление к справедливости, понимаемую чаще всего как уравнительность. 
Процесс движения к рыночной экономике предполагает институциональные изменения (экономические и политические), которые сами по себе являются основным препятствием для роста переходных экономик. Вся сложность заключается в том, что система веры и ценностей экономической культуры, которая сформировалась на основе прошлого опыта, не может помочь экономическим агентам решать новые проблемы. Институты, понимаемые как набор формальных правил, неформальных ограничений и механизмов их принудительного осуществления, влияют на тип экономической системы, на тот путь, по которому развивается экономика. Важно то, что формальные правила могут быть изменены государством, а неформальные ограничения изменяются очень медленно. И формальные правила, и неформальные ограничения, в конечном счете, формируются под воздействием субъективного мировосприятия людей, которое, в свою очередь, и определяет выбор формальных правил и развитие неформальных ограничений. Происходящие процессы в белорусской экономике можно рассматривать не столько как процесс реформирования экономики, а скорее как процесс трансформации экономической культуры. Следует также отметить, что эффективность данного процесса во многом определяется его концептуальной заданностью. И суть возможных трансформаций должна, как представляется, состоять в «культивировании» норм экономического поведения, адекватных современной эпохе. В инновационной экономике конкурентные преимущества все меньше определяются количеством природных ресурсов, а все больше техническими инновациями и конкурентным применением знаний. Определение инноваций как основного ресурса экономики обусловливает необходимость определения социально-экономической структуры общества. Данный подход, в свою очередь, качественно изменяет стратификационную модель общества и формирует новую социокультурную дифференциацию. Существенным критерием стратификации становится возможность создания и реализации инноваций как условия получения и реализации дохода. При изучении стратификации белорусского общества существуют две наиболее трудные проблемы. Одна из них методическая – связана с определением минимума признаков, по которым проводится анализ, и выявлением реального веса каждого из признаков в дифференциации общества. Вторая трудность связана с тем, что адекватное представление об экономической дифференциации всего общества можно получить только на больших выборках. Основные методологические дискуссии разворачиваются вокруг выбора критериев отнесения к среднему классу. Естественно, от выбора того или иного критерия или их набора зависят количественные и качественные оценки этого экономического образования. На ранних этапах изучения среднего класса преобладал критериальный подход к его идентификации. В зависимости от критерия, выбранного тем или иным исследователем в качестве основного, описывалась определенная социальноэкономическая совокупность, обладающая соответствующими социально-экономическими характеристиками. В качестве таких критериев наиболее часто выделяются пять: степень адаптации к складывающимся социально-экономическим условиям и способность к освоению инноваций; образование; профессия; доход; самоидентификация в качестве представителя среднего класса. Метод концентрации признаков исходит из того, что признаки, попадающие в идентификационное пространство среднего класса, взаимообусловлены и взаимоувязаны: уровень образования определяет социально-профессиональный статус, гарантирующий определенный уровень дохода, который в свою очередь определяет стиль жизни и т. д. Совокупность признаков (их структура) позволяет соответствующему экономическому образованию исполнять определенные функции в обществе: инвестиционную, канала вертикальной мобильности, функцию гаранта экономической стабильности и другие, делающие средний класс основой и оплотом развивающегося общества. 
Средний класс может рассматриваться как социально-экономическая база разных этапов инновационного процесса, а именно, от создания идей до потребления инновационной продукции (уровень дохода позволяет среднему классу стать массовым пользователем высокотехнологичных потребительских товаров). Так, обычными практиками считаются типические действия людей, с одной стороны, если и не всеобщие, то достаточно распространенные, т. е. в них вовлечена значительная часть населения, а с другой стороны, являющиеся привычными. Инновационные практики – это типические действия людей, с одной стороны, не слишком широко распространенные, а с другой стороны, являющиеся новыми способами действия. Многие из них связаны с общей эволюцией и глобальными технологическими сдвигами. Характерной чертой процесса обновления вещей и форм деятельности становится его постоянное ускорение. Обладая повышенным человеческим, экономическим и социальным капиталом, представители среднего класса, как правило, имеют более широкий спектр возможностей. 

В центре экономических процессов стоит человеческая личность. Развитие индивида, обеспечение и поддержание его жизни является естественным конечным призванием экономики и главным критерием социально-экономического развития. Главной конечной целью экономической политики должно быть благо человека. Динамика формирования среднего класса в Украине неразрывно связана с политикой преодоления бедности. Поэтому главные усилия правительства должны быть направлены на повышение качества жизни тех слоев общества, которые балансируют между благосостоянием и бедностью. Становление широкомасштабного среднего класса в стране, достаточного для обеспечения стабильности и динамичного экономического развития, невозможно без проведения адекватной государственной политики, направленной на кардинальное увеличение доходов основной массы населения, снижение дифференциации населения, эффективное и социально справедливое распределение вновь созданной стоимости. Государственная политика формирования экономической базы среднего класса должна обеспечить условия для нормального воспроизводства рабочей силы, усиления мотивации наемных работников к активной трудовой и предпринимательской деятельности. Только таким образом можно создать экономические основы для укрепления социальной стратификации и формирования среднего класса, основным классификационным признаком которого является показатель материального благополучия, в том числе уровень доходов. Решение проблем формирования стабильных и высоких доходов населения и социально приемлемого уровня их дифференциации является основополагающей задачей для стран рыночной трансформации. Интерес к изучению проблем формирования среднего класса в Украине наблюдается лишь в последние годы. Так, влияние разных форм собственности на формирование среднего класса в транзитивной экономике рассматривают такие ученые, и отдыхают, мобилизуют и тратят деньги. Формирование рыночных отношений не может не приводить к усилению дифференциации доходов, а вместе с ней – и материального положения семей. Становление среднего класса предполагает формирование новой модели потребления с опорой на белорусский стандарт благосостояния, отвечающий потребительским ориентирам данной социальной группы. Речь идет не о «потребительском минимуме», а о нормативах потребления, соответствующих достойному уровню жизни, которые должны быть достижимы для основной массы белорусских граждан и, соответственно, служить стимулами инновационной (трудовой и предпринимательской) активности. Приоритетной стратегической целью перспективной экономической политики должно стать увеличение численности среднего класса, а трансформация социально-экономической структуры населения и повышение доли среднего класса должны рассматриваться в качестве обобщающего индикатора успешности социально-экономического развития страны. Можно ожидать, что при благоприятном и стабильном институциональном климате признаки, идентифицирующие средний класс, будут постепенно распространяться на устойчиво модернизирующиеся сегменты социально-экономического пространства. Объективной основой для этого процесса способен служить накопленный населением ресурсный потенциал (образование, квалификация, освоенные адаптационные стратегии). Темпы втягивания населения с недостаточным ресурсным потенциалом в процесс становления среднего класса во многом зависят от институциональной среды, которая в последнее время качественно меняется .

1.2. Экономическая унификация социальных отношений глобального сообщества

Вопрос, на который до сих пор не могут найти точного ответа экономисты, политики, обществоведы и антропологи, заключается в том воздействует ли культурная среда определенного общества на уровень его развития. 
На наш взгляд, культура и только культура в первую очередь оказывает влияние на экономику страны. Развитость страны напрямую зависит от моральных устоев, традиций, менталитета общества. Влияние культуры на экономику бесспорно. Культурные различия обществ является одной из самых основных причин экономического процветания одних стран и отсталости других. 
Некоторые культурные особенности препятствуют экономическому развитию страны, в то время как другие этому способствуют. Прямое и непосредственное влияние культурных ценностей на экономическую ситуацию в стране однозначно не доказано, в связи с чем до сих пор не утихают споры между учеными и исследователями данного вопроса. Связь между культурными ценностями и экономическим успехом не является однонаправленной и неизменной в разные времена. Такие типичные для Западных стран ценности, как личностное достижение и преуспевание, могут встретиться и в других культурах, но уже в сочетании с иными, отличными от западных ценностями. Так, конфуцианство, помимо неоспоримого подчинения младших поколений старшему, всегда подчеркивало важность личного самосовершенствования и старалось привить у детей желание к новым достижениям. 
В этом и состоит цель процесса социализации в традиционном Китае – баланс между стремлением к достижениям и почитанием старших должен обеспечить стабильность социальных связей. Таким образом, можно сказать, что ценности не только западных стран (рационализм, индивидуализм) могут благоприятствовать экономическому успеху, но и азиатские, например конфуцианский динамизм (или долгосрочная перспектива), которые показали свою взаимосвязь с экономическим прогрессом в ряде стран Юго-Восточной Азии (Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань и другие).          Одним из основных культурных факторов, оказывающих влияние на экономический успех нации, несомненно, является религия. Немецким социологом и политическим экономистом Максом Вебером выдвигалась мысль, что страны, исповедующие протестантизм, добьются большего с точки зрения благосостояния, чем страны, склоняющиеся к католицизму. Действительно, согласно исследованию Л. Харрисона, уровень благосостояния протестантских, конфуцианских и иудаистских обществ заметно выше, чем в католических, православных и мусульманских странах. Это объясняется тем, что, в целом, для первых стран характерны ценности, способствующие экономическому развитию (накопительство, умеренная склонность к риску, открытость к инновациям, конкуренция…), в то время как для вторых характерны ценности, которые препятствуют экономическому прогрессу (низкая склонность к риску, сопротивление инновациям и т.д.). 
Однако религия далеко не всегда определяет экономическое поведение общества ее исповедующего. Например, баскский народ (ныне проживающий преимущественно на территории Франции и Испании), исповедует католицизм, и в то же время баски обладают развитыми предпринимательскими способностями. Также такая страна, как Чили, большинство населения которой являются католиками, добилась наиболее устойчивого экономического роста среди всех стран Латинской Америки. Гарвардский профессор экономики М. Портер считает, что культуры стран с низким экономическим развитием являются не столько следствием из каких-либо определенных особенностей того или иного народа, сколько из неосведомленности или подчинения ложным теориям. «Иногда насаждение ложных теорий имеет идеологическое происхождение, но порой их рассматривают в качестве удобного метода политического контроля». В странах (например, развивающихся странах, странах «третьего мира»), где политика властей является нестабильной и непредсказуемой, страдает система экономического стимулирования и вместе с ней трудовая этика, так как многие местные компании стремятся к получению лишь максимальной краткосрочной прибыли, не имея возможности долгосрочного планированияи, как следствие, не развиваясь. То есть, можно сказать, что приписываемые нации культурные особенности очень часто имеют экономическое, а также  политическое происхождение.          Согласно Ш. Шварцу, автору теории и метода исследования культурных ценностей, «экономическое развитие стимулирует культурную автономию и равноправие, но приводит к ослаблению принадлежности и иерархии; в то же время, культуры, которые воспроизводят принадлежность и иерархию, сдерживают индивидуальную креативность и инициативность, необходимую для экономического развития».
В современном мире в исламской экономике не только мусульмане, но и представители других религий видят решение многих актуальных проблем современности. Как показал опыт, исламская экономика, основы которой были заложены еще в Коране и Сунне, оказалась наиболее жизнеспособной в ряду этически ориентированных моделей. Исследователи говорят о буме интереса к исламской экономике и исламским финансам, в частности на Западе.
В отличие от Европы, где существует уже несколько исламских банков, успешно конкурирующих с традиционными, в России исламская экономика пока является предметом исследования лишь небольшой группы ученых, которых до недавних пор можно было сосчитать по пальцам одной руки.
Однако в последнее время наблюдается рост исследовательского интереса к данной проблематике и в России. Об этом свидетельствует целый ряд научно-практических конференций и семинаров, прошедших в текущем году в Москве и Казани с участием не только ученых, но и практиков исламского банковского дела и страхования.
В июле этого года было объявлено о создании Центра исламской экономики и права при одном из самых престижных вузов страны – Государственном университете – Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ). Создание аналогичного центра планируется и при Российском исламском университете (РИУ) в Казани. Для России сейчас важно не повторить ошибку Казахстана, где ряд таких центров существует уже несколько лет, но фактически не оказывает существенного влияния на разработку методологических основ применения исламской экономической модели в стране.
Между тем и в России, и в других бывших республиках СССР, где существует интерес к изучению исламской экономики, остро ощущается дефицит качественной научной литературы по данной проблематике .
Итальянские экономисты Луиджо Гуизо, Паола Сапиенза и Луиджи Зингалес провели анализ доверия людей друг к другу в странах Европы как культурного фактора. Ожидаемым выводом стал тот факт, что уровень доверия между несколькими странами выше, когда население этих стран исповедуют одну и ту же религию. Доверие между двумя странами меньше в случае, если между ними были серьезные конфликты или велись разрушительные войны. Однако, чем образованнее люди, тем они меньше склонны принимать во внимание прошлые разногласия их предков, традиции и общепринятые убеждения. Уровень доверия людей друг к другу является важным фактором экономического развития. В случае совершения какой-либо экономической сделки в условиях полной или частичной неизвестности, фактор доверия становится особенно важным. 
То есть государства, которые больше доверяют другим странам в экономических сделках, зачастую обладают более высокими уровнями товарооборота, а также становятся более привлекательными в плане прямых иностранных инвестиций. Приведем примеры экономически успешных стран, чьи культурные особенности во многом определили их прогресс. В «конфуцианских» странах  (Китай, Япония, Южная Корея, Сингапур и др.) всегда высоко ценились такие ценности как образование, амбиции, накопительство, трудовая этика. Для того, чтобы данные разделяемые ценности должным образом оказали благотворное влияние на экономическую ситуацию в каждой из этих стран, нужно было лишь одобрение со стороны политического руководства. Так как долгое время в Китае и многих других азиатских странах процветал коммунизм, «одобрение» со стороны правительства на обогащение последовало лишь в 1978 году китайским лидером Дэн Сяопином, что означало фактически означало конец социалистического строя. 
Япония же начала свой путь к экономическому успеху еще в 1868 году в результате революции Мейдзи. Чили – пожалуй, единственная латиноамериканская страна, где исторически сильны предпринимательские традиции. Причиной тому, возможно, является большая доля басков и потомков других европейских государств в населении страны. Поэтому именно в Чили применение принципов Вашингтонского консенсуса – свода правил, рекомендаций макроэкономической политики для стран Латинской Америки – привело к крайне эффективным экономическим результатам .
Североевропейские страны (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия, Исландия) являются абсолютными лидерами по темпам экономического роста среди стран Европы. Возможно, это объясняется тем, что население этих стран исповедуют лютеранство, которое является одним из основных источников североевропейской системы ценностей (образование, бережливость, трудовая этика).Культура по своей природе консервативна. Культура рассматривается как дополнительный ресурс для повышенияпроизводительности труда и эффективности государственных институтов. 
Проведение модернизационной политики означает опору на традицию, но не подразумевает под собой слепое копирование. Модернизация - это актуализация культурной традиции. Только культура способна совершенствовать сознание общества и выводить его на новый исторический этап развития. Именно такая социокультурная модернизация позволяет любой стране эффективно развиваться, налаживать общественные и международные связи и сохранять свои традиции, не пренебрегая при этом новыми технологиями и достижениями материальной культуры.Некоторые экономисты уделяют должное внимание культурным факторам, и считают их необходимыми для понимания механизмов экономического развития. В наиболее радикальной форме эту мысль выразил, пожалуй, Дэвид Лэндес: «Макс Вебер был прав. Если мы и можем извлечь какой-то урок из истории экономического развития, то он звучит так: практически все здесь зависит от культуры». Развивая тезис Лэндеса, японский экономист Иосихара Кунио отмечает: «Одна из причин успешного развития Японии связана с тем, что этому способствовала ее культура. Японцы придавали большое значение: материальным соображениям, трудолюбию, накоплениям на будущее, образованию, коллективизму» .         
.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.