VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Торгово-экономических отношений России и Германии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010534
Тема: Торгово-экономических отношений России и Германии
Содержание
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ГЕРМАНИИ

1.1. Объективные закономерности и особенности развития торгово-экономических отношений между Россией и Германией

     На  протяжении длительного периода  времени  Германия и Россия  являются стратегическими политическими и экономическими партнерами. 
     С момента установления  дипломатических отношений Германии с Российской Федерацией 25 декабря 1991 года торгово-экономические отношения между странами приобрели наиболее стабильный характер.
     Сложившийся опыт  российско-германских партнерских торгово -экономических отношений представляет практический интерес и положен  в основу исследования по теме выпускной квалификационной работы.
     ФРГ обладает устойчивыми конкурентными преимуществами во всех важнейших отраслях экономики, в том числе, в приборостроении, автомобилестроении, авиастроении, электротехнике, производстве медицинской техники, транспортных средств, химической, фармацевтической промышленности, станкостроении, производства сельхозтехники, двигателей и приводов, различных аппаратов и измерительных приборов.
     Основу экономики ФРГ составляют частнопредппринимательские инициативы, поскольку около 70 % рабочих мест обеспечиваются малыми и средними предприятиями, и высокая коммерциализация научно-технических решений.
     Наиболее активно развиваясь с конца девяностых годов прошлого века, стратегическое партнерство России и Германии имеет надежную нормативную и институциональную базу в самых разных сферах деятельности. Говоря о нормативной базе, следует выделить Договор о Добрососедстве 1990 года,  Совместное  заявление Президента РФ и Федерального канцлера ФРГ 1991 и 2010 годов. [1- 2]. 
     Однако финансовый кризис в России в августе 1998 года, приведший к существенному обесценению рубля, а также неблагоприятная динамика мировых цен на энергоносители обусловили значительное  падение взаимного товарооборота в конце прошлого века.
     Рост коммерческих рисков значительно  уменьшил интерес немецкого бизнеса не только в области внешней торговли, но и в инвестиционной сфере, что существенно оказало влияние на развитие совместных предприятий и производств, на сотрудничество и  в системе научно-технологической кооперации. 
     Значительно уменьшился объем поддержки по реализуемой программе «ТРАНСФОРМ» [9, с.5]. Путем осуществления консультационной программы «ТРАНСФОРМ» Федеральное правительство поддерживало процессы реформ в Центральной и Восточной Европе и в странах СНГ. В период с 1993-го по 2001-й год в рамках этой программы на долю России пришлось более 300 проектов на сумму свыше 200 миллионов евро. В это период сумма  поддержки снизилась до 120 миллионов евро [10, с.7 ]. 
     Произошло ухудшение кредитно-финансовых условий сотрудничества, в первую очередь, в рамках предоставления государственных гарантий немецким экспортерам машин и оборудования. 
     Ситуация стала выправляться в 2000 г., когда взаимный товарооборот благодаря увеличению российского экспорта вырос по сравнению с 1999 г. более чем на 25 % [17]. 
     С  2000-года положительное воздействие на  динамику торгово-экономических отношений оказали систематические переговоры между руководителями государств, а также между парламентскими структурами стран. 
     Постепенно улучшается институциональная основа торгово-экономических отношений. К  наиболее  значимым соглашениям, углубляющим взаимное сотрудничество, относятся: соглашение о научно-техническом сотрудничестве (2009г.); соглашение о деятельности культурно-информационных центров (2012г.); соглашение об условиях размещения  Российского дома науки и культуры  в  Берлине; соглашение об условиях размещения  Немецкого культурного центра им. Гёте в Москве  (2013 г.) [1-7].
     В 2002 г. начала функционировать двусторонняя Рабочая группа высокого уровня по стратегическим вопросам экономического и финансового сотрудничества, получившая статус постоянно действующего органа.   Благодаря принятым двусторонним усилиям в 2004 г., ФРГ вновь уверенно заняла лидирующие позиции среди торговых и экономических партнеров РФ, обеспечивая около 10% внешнеторгового оборота [17]. 
     В 2007 году начала функционировать РГВП (Российско-Германская внешнеторговая палата), в состав которой входят сегодня более 800 компаний. Эффективен механизм межгосударственных двусторонних консультаций на высшем уровне и форум российско-германской общественности «Петербургский диалог».
     Президент РФ В.В. Путин отметил, что, «несмотря на антироссийские настроения в западных СМИ, отношения между Россией и Германией сохраняются»,  в развитие которых было предложено «прекратить экономическую блокаду, восстановить финансовые и банковские связи» [7]. Президентом РФ в 2015 г. с канцлером Германии Ангелой Меркель состоялось семь официальных встреч, а 2016 г. был объявлен годом российско-германского молодежного обмена.  В Сочи 2 мая 2017 года состоялась   очередная встреча руководителей государств.
     Согласно информации с сайта министерства иностранных дел ФРГ российско-германские отношения опираются на следующие принципы: открытые дискуссии по вопросам политики;  тесные экономические связи; культурный и научный обмен, а также широкий диалог гражданских обществ стран, в том числе в рамках «Петербургского диалога» [9].
     В целом,  в развитии торгово-экономических отношений РФ и ФРГ прослеживаются следующие закономерности:
      Во-первых, в рамках европейского направления российским руководством вполне обоснованно приоритетными названы российско-германский диалог и торгово-экономические отношения.      
     Во-вторых, для Германии Россия объективно важный торгово-экономический партнер, и одновременно - определяющий фактор восточного направления ее внешней политики.  
     В-третьих, двусторонние торгово-экономические связи имеют ярко выраженный европейский контекст и безусловную встроенность в систему современных международных и мирохозяйственных отношений с постсоветскими, западными и восточно-европейскими государствами, в том числе,  в рамках Европейского союза и СНГ.  
     В-четвертых, торгово-экономические отношения направлены на достижение долгосрочных целей, в том числе на формирование максимально благоприятных условий как для российско-германской кооперации, так и для сотрудничества на многосторонней основе с другими государствами и международными организациями. 
     В-пятых, создана  взаимовыгодная  и наиболее прочная нормативно- правовая, а также институциональная основа торгово-экономических отношений между странами. 
     Однако  с  2012 года в российско-германских отношениях наблюдаются кризисные тенденции, а именно, прослеживается ряд проблем, таких как, сложность инвестирования в российскую экономику; различия в понимании сущности модернизации отношений; недостаточное количество    глобальных инновационных проектов. 
     Несмотря на некоторое охлаждение отношений, Германия оставалась для России наиболее важным и надежным партнером, особенно в торгово-экономической и культурной сферах, так как это партнерство основывается в первую очередь на национальных интересах Германии и России, подчеркивая взаимную потребность стран в совместных действиях и расширении форм сотрудничества. Основной движущей силой отношений между странами остается экономическая взаимозаинтересованность партнеров. 
     В настоящее время российско-германские торгово-экономические отношения характеризуются более высокой динамикой, несмотря на снижение торговой активности в период рецессии,  с учетом чего, можно выделить следующие характерные особенности их развития.
     Германия исторически является крупнейшим экспортером в Россию машин и оборудования. Объем поставок в среднем составляет около 60% объема немецкого экспорта на таможенную территорию нашей страны.  
     По данным российской статистики доля Германии во внешнеторговом обороте России в 2016 г. достигла 8,7% [17].
     Среди торговых партнеров Германии Россия занимает 13 - 14 место [ 17]. Так, в частности, поставки из России покрывают импортные потребности ФРГ в газе на 34%, нефти – на 33%, цветных металлах, минералах и удобрениях – более чем на 10%. Германия входит в число крупнейших зарубежных инвесторов России. 
     Наиболее эффективным, с точки зрения достигнутых результатов, было техническое направление партнерства, предполагающее получение Россией технологий и опыта Германии для повышения эффективности энергетического сектора экономик обеих стран. В данном контексте следует упомянуть строительство газопровода «Северный поток», напрямую связывающий Россию и Германии. В качестве акционеров к данному проекту были подключены крупнейшие газовые компании двух стран. С российской стороны – это Газпром, с немецкой -  Wintershall Holding GmbH и E.ON SE [22]. 
     Россия самый крупный энергетический поставщик ФРГ, обеспечивающий около 40% потребности страны в газе и 34% в нефти [18].  В экспорте из Германии в Россию ключевое значение имеют три отрасли: машиностроение, автомобилестроение и химическая промышленность [12]. 
     В тоже время, по данным Российско-Германской внешнеторговой палаты (ВТП), количество предприятий с германским участием в 2016 году сократилось на 6% [14]. По официальным данным, полученным ВТП в Федеральной налоговой службе России, общая численность действующих на территории РФ представительств, филиалов и юридических лиц с участием граждан и предприятий из Германии составила 5237 компаний, тогда как, в 2015 году на российском рынке числилось 5583 таких компаний. Таким образом, сокращение количества компаний составило 6% (в 2015 г. - 7%). 
     Эксперты РГВП отмечают, что такое падение может быть связано с новым порядком перерегистрации представительств и филиалов, вступившим в силу 1 января 2015 года [10]. В результате нововведений и связанным с этим переводом реестра этих структур из Государственной регистрационной палаты в налоговые органы представительства и филиалы иностранных компаний на протяжении 2015-2016 гг. сталкивались с серьезными процедурными сложностями и необоснованными отказами при перерегистрации.
     Всего в 2016 г. российский рынок покинуло 346 компаний с немецким участием (2015 г. – 417 компаний). Вместе с этим, несколько увеличилось количество представительств и филиалов германских компаний – до 544 (в 2015 г. – 541).
     На наш взгляд, наблюдается интересный факт – количество юридических лиц сокращается, а число представительств и филиалов растет. Данная тенденция наблюдается уже в течение нескольких лет (ВТП ведет статистику с 2010 года). 
     Более половины предприятий по-прежнему представлены только в Москве (2110) и в Санкт - Петербурге (710), 2385 предприятий открыли свои представительства в российских регионах [14].
      Абсолютное большинство представительств и филиалов находится в Москве - 739 представительств и филиалов немецких фирм и 2120 юридических лиц.   Вместе с тем, на сегодняшний день немецкие компании представлены в 80 из 85 российских субъектов. 
     По линии межрегиональных связей партнерские отношения поддерживают 23 субъекта Российской Федерации и 14 Земель ФРГ.  Реализуется более 170 межрегиональных соглашений и договоренностей различной направленности.   Наиболее плотные контакты  с германскими землями поддерживают Москва, Санкт-Петербург, Новгородская, Саратовская, Калининградская и ряд других областей, Уральский регион, Краснодарский край.  В тоже время, все заметнее становится присутствие российских компаний в Германии. В ФРГ зарегистрировано порядка 3 тысяч российских фирм, которые в большинстве своем выполняют торгово-закупочные функции, то есть, ориентированные на импорт немецких товаров и услуг. Незначительное число зарегистрированных в Германии российских фирм занимается продвижением своей продукции и услуг на немецком рынке. К таким компаниям, в основном относятся российские фирмы-экспортеры природно-сырьевых ресурсов и IT-технологий.  В ФРГ действует порядка 300 российских внешнеторговых объединений, совместных предприятий и фирм. 
     Следует заметить, что Председатель правления РГВТП Маттиас Шепп считает, что «кризис последних лет затронул и немецкие компании, а сейчас мы наблюдаем очищение рынка. Многие германские компании по-прежнему верят в высокий потенциал российского рынка и продолжают инвестировать» [11]. 
     В тоже время, к причинам замедления динамики торгово-экономических отношений между Россией и Германией можно отнести:  геополитические процессы; экономическую ситуацию в России в период 2015-2016 гг.: девальвацию рубля, снизившую покупательную способность российских граждан.
1.2. Формы взаимодействия между странами  в сфере торгово-экономического сотрудничества
     Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Германией включает совокупность торговых, производственных, финансовых связей и отношений в области миграции рабочей силы, товаров и услуг за пределами национальных границ, образующих единый глобальный комплекс.  
     По своему содержанию торгово-экономическое сотрудничество имеет характер двусторонних отношений, поскольку охватывает все сферы экономической жизни страны.
     Торгово-экономические отношения предусматривают различные формы сотрудничества России с другими странами и международными организациями. Причем, под формами торгово-экономического сотрудничества понимается способ существования конкретного вида отношений, как внешнее проявление сущности какой-либо конкретной взаимосвязи. 
     Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Германией реализуется в следующих формах: 
* международная торговля товарами и услугами; 
* межгосударственная кооперация производства;
* обмен в области науки и техники; 
* движение капиталов и зарубежных инвестиций; 
* валютно-кредитные отношения; 
* миграция рабочей силы.
     Реализуясь в различных формах, торгово-экономические отношения проявляются, прежде всего, в форме сотрудничества физических и юридических лиц с одним или несколькими зарубежными партнерами, с международными организациями и др.  Причем, формы сотрудничества одновременно могут выступать и как формы внешнеэкономического регулирования в конкретных областях совместной деятельности.
     Через механизм торгово-экономических отношений спрос на товары, услуги и инновации переносится на внутренний рынок другого государства, что вызывает потребность в росте производительных сил, и в свою очередь, способствует развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли, сферы услуг. По мере развития и углубления торгово-экономических отношений традиционные формы и направления подвержены изменению, в результате чего появляются новые формы.  
     Торгово-экономическое сотрудничество способствует модернизации экономики обеих стран в наиболее востребованных сегодня формах, таких как: 
* развитие импортозамещающего и экпортоориентированного производства; 
* реализация программ взаимного инвестирования;
* содействие развитию научно-технического сотрудничества ;
* оптимизация условий производства конкурентоспособных товаров и услуг и продвижения их на национальные рынки Германии и России путем устранения барьеров и ограничений; 
* улучшение делового и инвестиционного климата и методов ведения торгово-экономической деятельности.
     Впервые расширенные консультации по вопросам организации двустороннего торгово-экономического сотрудничества между странами состоялись в 1998г. В результате консультаций были подписаны документы в области атомной энергетики и соглашение о мерах по повышению квалификации руководящих кадров для российской экономики. 
     Последующие консультации по новой схеме прошли в 1999 г. в Москве. В ходе переговоров были рассмотрены вопросы, касающиеся погашения внешней задолженности, реализации проектов в области высоких технологий, выплаты компенсаций жертвам нацизма и другие.
      В ходе очередных двусторонних правительственных консультаций (15 - 16 июня 2000 года, Берлин) состоялась первая личная встреча канцлера ФРГ Герхарда Шредера и президента России Владимира Путина. В составе российской делегации в переговорах участвовало руководство ПАО «Газпром», подписавшее 4 документа с  германскими компаниями «Рургаз, «Винетерсхаль», «Зальцгиттер», «Феррошталь». Кроме того, было принято решение об учреждении германо-российской рабочей группы. 
     Для улучшения рамочных условий двусторонней торговли и инвестиций правительства обеих стран создали Кооперационный Совет. Председательство в Совете осуществляют совместно министры экономического развития стран. Цель деятельности Кооперационного совета состоит в совершенствовании экономических и правовых рамочных условий, необходимых для эффективного функционирования экономики. В частности, это касается вопросов содействия эффективным управленческим структурам, программам по подготовке руководящих кадров и повышению их квалификации, содействия малому и среднему бизнесу, программам приватизации и укреплении двусторонних экономических отношений между Россией и Германией.
     Германская экономика в России создала себе организационные рамки: существует Союз Немецкой Экономики, который насчитывает в качестве своих членов около 360 германских предпринимательских структур, действующих в России. Германские предпринимательские структуры, активно действующие на российском рынке, основали Российский фонд германской экономики. Этот Фонд в последние 5 лет ежегодно предоставлял около 70 стипендий российским студентам для изучения в Германии юриспруденции или экономических наук. 
     Торгово-экономические отношения России и Германии не ограничивается только предпринимательско-хозяйственной и инвестиционной формой. Они развиваются и на научно-технической, культурной и социальной основе. Так, пути российской миграции в основном совпадают с направлением потоков международной миграции в страны Западной Европы  (прежде всего в Германию). 
     Как видно из таблицы 1.2.1 в 2015 году удельный вес миграционных потоков из Германии в Россию составлял 1,8%, тогда как в  2014 году был равен 1,9%. 
     Наблюдается уменьшение численности трудовой миграции рабочей силы на 29484 человек. Соответственно, удельный вес трудовой миграции из Германии в Россию в 2015 году снизился на 0,3 пункта  и составил 25% против 28% в 2014 году. Германия по оттоку граждан из России находится на втором месте после Китая.  Всего в 2015 году из России в Германию по причине трудовой миграции выехало 4530 граждан.  
     Таблица 1.2.1
     Целевые миграционные потоки Германии в Россию
      (по данным пограничной службы ФСБ России)
      
Цель 
прибытия в Россию
                                                                          2014г.

Служебная
Туризм
Частная
ПМЖ
Транзит
Обслуж. персонал
Получение гражданства
Всего









Всего 
прибыло
6 263 053
2 583 079
21 001 773
842
367 557
2 205 186
-
32 421 490
  в том числе граждане  Германии
179 979
349 481
56 724
6
4 721
44 242
-
635 153
2015г.

Всего 
прибыло
7 517 070
2 937 447
20 891 969
1 102
444 862
1 936 720
17
33 729 187
в том числе граждане  Германии
150 495
358 121
51 233
3
2 465
32 900
4
595 221
      Источник. Составлено по [16]
     
     В качестве базовой, определяющей  эффективность торгово-экономических отношений между Россией и Германией,  выступает сфера внешней торговли. Объем и динамика развития внешней торговли во многом определяют статус и специализацию страны в мировом хозяйстве.
     По данным табл. 2.1.2. видно, что в общем объеме импорта России по итогам 2015 года доля Германии  составляет 11,2%, благодаря чему Германия по праву является вторым после Китая торговым партнером России.
     
     Таблица 1.2.2.
Удельный вес важнейших торговых  партнеров  в общем объеме импорта России в 2015 г.
Страны
Млн. долл. США
В процентах
Китай
34951
19,1
Германия
20440
11,2
США
11454
6,3
Беларусь
8869
4,9
Италия
8320
4,6
Япония
6813
3,7
Франция
5919
3,2
Украина
5673
3,1
Казахстан
4783
2,6
Республика Корея
4560
2,5
Польша
4097
2,2
Турция
4049
2,2
Соединенное Королевство 
(Великобритания)
3722
2,0
Нидерланды
3096
1,7
      Источник. Составлено по [17]

     По данным табл. 2.1.3., в общем объеме экспорта России по итогам 2015 года  доля Германии  составляет 7,4%, благодаря чему Германия по праву является третьим после Нидерландов и Китая торговым партнером России. Объем и динамика прямых инвестиций Германии в экономику России являются показателями доверия и стабильности отношений между странами.  
     
     
     
     Таблица 1.2.3.
Удельный вес  торговых  партнеров в общем объеме экспорта России в 2015 г.

Млн. долл. США
В процентах
Нидерланды
40849
11,9
Китай
28602
8,3
Германия
25351
7,4
Италия
22294
6,5
Турция
19291
5,6
Беларусь
15350
4,5
Япония
14490
4,2
Республика Корея
13492
3,9
Казахстан
10786
3,1
Польша
9666
2,8
США
9456
2,8
Украина
9294
2,7
Соединенное Королевство 
(Великобритания)
7474
2,2
Финляндия
7092
2,1
      Источник. Составлено по [17]
     
     Как видно из табл. 1.2.4., за период 2008-2015 гг. несмотря на существенное снижение доли прямых германских инвестиций в общем объеме прямого инвестирования в экономику России в 2013-2014 годах, сохраняется динамика  роста их удельного  веса с 4,5% в 2008 году до 23% в 2015 году.





Таблица 1.2.4.
Прямые инвестиции зарубежных стран в экономику России
(по методологии платежного баланса РФ; млн. дол. США)


2008
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Всего
74783
43168
55084
50588
69219
22031
6478
В том, числе Европа







Австрия
636
1353
1563
1135
-326
841
407
Албания
0,0
14
4
4
8
7
-5
Бельгия
282
467
112
214
755
-538
-19
Болгария
0,0
0,0
33
-82
4
13
1
Венгрия
171
374
454
683
736
534
-452
Германия
3379
3196
2234
2265
335
349
1483
      Источник. Составлено по [21]
     
     Показатели таблицы 1.2.5. позволяют сделать вывод, что среди европейских партнеров экономика Германии является для России приоритетным объектом прямого инвестирования, занимая второе место после Австрии. 
     Таблица 1.2.5.
Прямые инвестиции из России в экономику зарубежных стран
(по данным платежного баланса РФ – сальдо операций; млн. дол. США)

2008
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Всего
55663
52616
66851
48822
86507
57082
21572
В том, числе Европа







Австрия
253
847
512
1035
5265
1135
746
Бельгия
49
36
61
536
-450
302
32
Болгария
441
319
522
716
554
308
48
Босния и Герцеговина
55
94
104
149
78
123
15
Венгрия
542
48
-2724
67
155
67
12
Германия
1860
1880
971
1118
1334
1016
678
      Источник. Составлено по [21]
      
     Несмотря на колебания в объемах прямого инвестирования России в Германию на протяжении 2008-2015 гг. наблюдается хоть и не очень высокий, но устойчивый рост удельного веса прямого инвестирования от 2,2 - 3,1 %, что подтверждает сохранение взаимного интереса стран в развитии форм торгово-экономического сотрудничества.
     Таким образом,  внешнеторговая деятельность и международное инвестиционное сотрудничество являются основными формами торгово-экономических отношений России и Германии. 
     Поэтапный переход к преференциальной торговле может стать  серьезным прорывом в развитии форм торгово-экономических отношений между Россией и Германией. Ведь в настоящее время Россия работает с Германией в недискриминационном режиме, то есть в рамках ВТО представляется германским товарам такой же режим, как любой третьей стране. Преференциальный режим обнуляет поэтапно импортные пошлины, сближает систему таможенного администрирования, технического регулирования, фитосанитарных и санитарных норм;  возникают льготные режимы в размещении госзаказа, реализации госзакупок; способствует созданию условий для реализации двусторонних механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства. 
     Это существенная мера для снятия торгово-экономических барьеров для перемещения товаров, инвестиций, капитала, услуг, миграции рабочей силы. 
1.3. Системный подход к развитию торгово-экономических отношений между Россией и Германией на современном этапе
     Поскольку тема выпускной квалификационной работы охватывает различные аспекты торгово-экономических отношений между Россией и Германией, то для научного анализа проблем, сложившихся в российско-германских отношениях на современном этапе, необходимо основывать исследование на наиболее реалистичном и комплексном подходе к решению поставленных задач.
      На наш взгляд, данному требованию в большей степени соответствует  системный подход к исследованию сложившихся торгово-экономических отношений, как самостоятельной системы, а не простой суммы торговой и  экономической политики России и Германии, но, не исключая их влияния друг на друга. Прежде всего, это означает, что государства, зачастую, находясь под влиянием данной системы, поступают в соответствии с ее требованиями, как структуры, состоящей одновременно из возможностей и ограничений. 
     Системный подход представляется наиболее подходящим для изучения торгово-экономических отношений, поскольку позволяет провести наиболее взвешенный и обоснованный анализ, охватывающий максимальное количество ключевых факторов, влияющих на их развитие.  
     Системный подход означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом решении, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств [13]. Системный подход более тяготеет к вертикальным субординационным связям. 
     Важной предпосылкой системного подхода является то, что организационные формы и методы управления развитием торгово-экономических отношений России и Германии на каждом этапе должны быть адекватны меняющимся политическим и социально-экономическим условиям; требованиям рынка и мировой конкурентоспособности; условиям функционирования производства; опираться на научные методы анализа и формирования организационных систем, обоснования и принятия управленческих решений. 
     Обязательным современным требованием системного подхода  является гибкость и способность к быстрой функциональной и структурной модернизации,  в связи с чем, общие  и конкретные цели развития торгово-экономических отношений должны быть объектами управления с позиции их соответствия последним достижениям научно-технического прогресса и ресурсным возможностям интегрируемых государств  [13].  
     В соответствии с системным подходом к исследованию особенностей, закономерностей и тенденций развития торгово-экономических отношений России и Германии можно обозначить следующие этапы: выбор цели и определение задач развития; определение перспективных направлений развития (альтернатив); разработка механизма  развития; оценка уровня развития; определение эффекта синергии взаимовыгодных отношений.
     С точки зрения системного подхода можно утверждать, что между Россией и Германией на протяжении столетий происходила эволюция от простого торгового обмена на двусторонней основе к сложным формам и видам глобального сотрудничества.
     Германия первой из ведущих иностранных государств 26 декабря 1991 г. признала Российскую Федерацию в качестве продолжателя бывшего СССР. Нормативно-правовую основу торгово-экономических отношений образуют Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве от 9 ноября 1990 г. и Совместное заявление Президента Российской Федерации и Федерального канцлера ФРГ от 21 ноября 1991 г. Принципиальное значение имеет также Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г. [1].
     Обобщая положения заключенных договоров и соглашений можно выделить их целевую направленность  на развитие и углубление двустороннего сотрудничества России с Германией в экономической, промышленной, научно-технической и экологической областях на стабильной и долговременной основе и, безусловно, на укрепление доверия между государствами и народами. 
     В настоящее время торгово-экономические отношения России и Германия носят системный характер, обладают комплексом организационных инструментов координации и развития двусторонних связей в различных областях сотрудничества. 
     В общей сложности между 22 субъектами РФ и 13 федеральными землями ФРГ заключено порядка 90 соглашений о партнерском сотрудничестве. Наиболее тесные деловые контакты поддерживаются с администрациями и деловыми кругами Москвы и Санкт-Петербурга, Краснодарского и Ставропольского краев, Калининградской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской, Саратовской, Свердловской и Челябинской областей, а также Мордовии, Татарстана, Башкортостана и др.
     С германской стороны на региональном уровне активно работают такие федеральные земли, как Северный Рейн-Вестфалия, Бавария, Берлин, Гессен, Баден-Вюртемберг, Нижняя Саксония, Гамбург. Все более активные позиции в российско-германском торгово-экономическом сотрудничестве занимают новые федеральные земли, прежде всего Бранденбург, Саксония-Ангальт и Саксония.
     Важным инструментом системного подхода к решению конкретных задач российско-германского сотрудничества и продвижения приоритетных экономических интересов России в отношениях с ФРГ является межправительственная Рабочая группа по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), созданная в 2000 г. по инициативе президента России В.В. Путина и федерального канцлера Германии Г. Шредера.
     Приоритетными направлениями деятельности СРГ сегодня являются проработка вопросов, имеющих стратегическое значение для двустороннего сотрудничества, содействие реализации инновационных проектов, поиск и поддержка в освоении новых, более эффективных форм экономического взаимодействия, а также решение проблемных вопросов, выходящих за рамки обычных коммерческих операций.
     С целью более полного охвата проблематики двустороннего торгово-экономического сотрудничества и ее тщательной проработки в рамках СРГ действуют подгруппы по наиболее крупным и перспективным направлениям экономического взаимодействия: «Энергетика», «Авиация и космонавтика», «Банки и финансирование», «Агропромышленный комплекс и продовольствие», «Информационные технологии».
     Важное значение для формирования механизма торгово-экономических отношений  России и Германии имеет система заключенных договоров и соглашений по различным направлениям сотрудничества [1]: 
* Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией о сотрудничестве и взаимопомощи таможенных служб;
* Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области космоса; 
* Совместное заявление о продолжении программы по повышению квалификации руководящих кадров в экономике России; 
* Соглашение между Сбербанком России и АКА (Общество по кредитованию экспорта); 
* Соглашение о сотрудничестве в области деревообработки и мебельной промышленности; 
* Совместное заявление участников российско-германского проекта по разработке спутниковых геодезических приемников, оборудования и технологий межевания земель; 
* Соглашение об оказании содействия России в сокращении ядерного потенциала; 
* Совместное заявление об облегчении поездок российских и германских граждан; 
* Совместное заявление о продолжении Программы по повышению квалификации руководящих кадров экономики России; 
* Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области пассажирских и грузовых перевозок;
* Соглашение о разработке и производстве скоростного электропоезда нового поколения; 
* Совместное заявление о сотрудничестве в области транспорта; 
* Соглашение об изготовлении узлов к самолетам «А-320»;
* Совместное заявление на высшем уровне о стратегическом партнерстве в области образования, науки и инноваций; 
* 7 межведомственных соглашений и протоколов между российскими и германскими компаниями о сотрудничестве в различных отраслях экономики; 
* Соглашение о стратегическом экономическом сотрудничестве между Межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение» и Восточным комитетом немецкой экономики (установлен регулярный обмен информацией об экономических потенциалах сотрудничества);
* Соглашения: о научно-техническом сотрудничестве; о намерениях создать в России совместное предприятие по производству локомотивов нового поколения; о создании центра международной логистики и управления цепями железнодорожных поставок; 
* Меморандум о взаимопонимании по проекту реконструкции аэропорта Пулково; 
* Уставные и регистрационные документы создаваемого Российско-германского энергетического агентства (РУДЭА); 
* Кредитные договоры между банками; 
* Соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, энергетики, транспорта, природоохранной деятельности, геологии и недропользования. 
     Подписан пакет совместных документов по активизации сотрудничества в здравоохранении, спорте, подготовке управленческих кадров.
     Системный подход к  реализации внешнеэкономической стратегии России и Германии в условиях высокой зависимости экономики стран от внешних рынков и жесткой конкурентной борьбы предполагает создание механизма поддержки не только экспортеров, но и других участников торгово-экономических отношений.
     С этой целью эффективно действует национальная система поддержки внешнеэкономической деятельности, в первую очередь, экспортеров и инвесторов на российском и германском рынках. Ее основными инструментами являются:
     а) меры финансового характера: страхование экспортных кредитов от экономических и политических рисков; страхование капиталовложений германских фирм за рубежом; освобождение экспортеров от уплаты налога на добавленную стоимость; субсидирование (прямое и скрытое) некоторых отраслей промышленности;  финансовая поддержка экспортно-ориентированных НИОКР;
     б) информационно-консультационное обеспечение ВЭД; 
     в) содействие в осуществлении выставочно-ярмарочной деятельности за рубежом и т.д.
     К институциональной системе поддержки развития торгово-экономических отношений между странами можно отнести также Межправительственную Комиссию по делам российских немцев, Смешанную Комиссия по научно-техническому сотрудничеству, Совместную комиссию по изучению новейшей истории двусторонних отношений, российско-германский Совет в области молодежного сотрудничества и другие совместные органы.
     Германия как экономический и политический лидер Европейского союза и как крупнейший партнер Российской Федерации играет существенную роль в сохранении и развитии торгово-экономического сотрудничества России и Германии, России и Европейского союза. Важным является также сотрудничество на векторе Германия — Россия — Евразийский экономический союз. 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ГЕРМАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1. Факторный анализ динамики и структуры внешнеторгового оборота между Россией и Германией
     
     Тесное взаимодействие экономик России и Германии определяется такими факторами как высокая степень их взаимодополняемости, в особенности в энергетическом секторе экономики и в области высоких технологий, а также определенная географическая близость, традиционность деловых связей и надежная договорно-правовая основа. 
     К сожалению, в последнее время торгово-экономические отношения  между Россией и Германией находятся в большей ст.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%