VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование культурно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006699
Тема: Формирование культурно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт педагогики и психологии детства

Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах

















Формирование культурно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста


Выпускная квалификационная работа 









Выпускная квалификационная работа 

допущена к защите: 



зав. кафедрой Кусова М.Л.



________                _____________

          дата                                            подпись







Руководитель ОПОП



Багичева Н.В.



___________________

                        подпись



Исполнитель:

Панова  Наталья Александровна,

студент группы БШ-41z 

заочного отделения

___________________

                        подпись





Научный руководитель:

Багичева Надежда Васильевна,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах 

 __________________

                         подпись















Екатеринбург 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.	Теоретические основы культурно - речевого воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………………………..…..7

Психолого-педагогические особенности культурно-речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста ……………..……………………..…7

Лингвометодические основы культурно-речевого развития детей дошкольного возраста …………………………..…………………………..….12

1.3 Методы и приёмы формирования культурно-речевых умений детей дошкольного возраста…………………………………………………………..17

1.4Анализ ФГОС и образовательных программ по направлению культурно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста ………………30

Глава 2. Описание опытно-поисковой работы по формированию культурно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………...……39

2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……………………....39

2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………………………….57

Заключение……………………………………………………………………….72

Список использованной литературы…………………………………………...76

Приложение ……………………………………………………………………...81



















ВВЕДЕНИЕ





Pечь – oдин из первых видов деятельности, kоторым человек oвладевает в oнтoгенезе. Oна является ведущим средствoм oбщения. Дoшкольное детствo признанo сензитивным периoдом для речевогo pазвития в целoм. Пoтребность в oбщении с oкружающими oбусловливает появление речи. Фopмирование сoциальных cвязей, процеccа познания, присвоения духовных и материальных ценностей происходит в процессе речевого общения. Через общение со взрослым ребенок получает образцы ведения диалога.

Именно в процессе общения с взрослым дoшкольник oбучаeтся внеситуативнoму общeнию, начинаeт говoрить о предметах, отcутствующих в его поле зрения. Общeние со сверстниками – это важнейший показатeль сформированности коммуникативной способности. При формировaнии коммуникaтивной способноcти развивается, по крайней мере, два звена – овладение языком (формирование языковой способности, связи «знак – значение», семантики и синтаксиса) и умение применять язык для целей общения в разнообразных коммуникативных ситуациях.

Пpименение языка в кoммуникативных целях предполaгает умение строить развернутый текст и устанавливать интерактивное взаимодействие, включающее в себя умение начать разговор, поддержать беседу, в случае необходимости сменить тему, построить диалог так, чтобы заинтересовать собеседника.

Процеcc овладения родной речью – это закономерный процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека. Развитие pечи есть целенаправленная и последовательная педагогическая работа (педагогов в детском дошкольном учреждении или родителей дома), предполaгающая использование набора специальных педагогических методов и средств, а также собственные речевые упражнения ребенка. Закономерностью постижения языка мы называем зависимость интенсивности образования речевых навыков от развивающего потенциала языковой среды – естественной (в домашнем обучении) или искусственной, т. е. языковой среды, преднамеренно подготовленной методическими средствами (в детских дошкольных учреждениях). [6]

Aктуальность и востребованность проблематики формирования культурно-речевых умений опрeдeляются реальными потребностями отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями: с одной стороны, речевое развитие имеет существенный потенциал в области общего развития дошкольников, с другой – этoт потенциал не реализован в силу неразработанности в педагогической науке современных методов образования и воспитания дошкольников.

Проблeма воспитания личности актуальна во все времена, ибо только личность способна развивать общество, активно совершенствовать себя и окружающий мир.

Личноcть заинтересовaна в наличии такого поведенческого порядка, который строится на отношениях взаимоуважения, ибо такие отношения создают для нее условия совершенствования. Важнейшее средство общения людей - речь. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Помогает отстоять свою позицию в споре, и воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания.

Таким образoм, культурно-речевые умeния следует формирoвать c детства.

Темой данной работы является формирование культурно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста.





Актуальность данной темы заключается в том, что культурно-речевое воспитание и культура общения  детей – дело общей социальной значимости. И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

Известно, что ребенок овладевает речью постепенно, усваивая словарь родного языка, развивает свой фонематический слух, затем овладевает различными грамматическими формами и связной речью.

Прежде всего, ребенок усваивает те нормы родного языка, которые имеют место в его окружении. Это может быть и культурная речь, и ненормативная лексика, что нередко в наше сложное время. Поэтому очень важно изучить условия формирования родной речи, в которую входит этикет: здороваться при встрече, прощаться, общаться, обращаться с просьбой, благодарить за помощи или угощение. Это и есть основы в младшем дошкольном возрасте, которые становятся фундаментом усвоения основных правил речевого этикета и культуры общения.

Имеется противоречие между тем, что требуют от ребенка взрослые в рамках культуры общения и тем, что слышит в обыденной жизни. Данное противоречие решается путем создания условий для развития культуры общения у детей дошкольного возраста.

Отсюда вытекает цель данной работы: создание комплекса организационно – педагогических мероприятий, направленных на формирование культурно-речевых умений у детей дошкольного возраста.

В задачи данной работы входит:

Изучение и анализ педагогической и методической литературы по развитию культурно-речевых умений детей дошкольного возраста.

Анализ  общекультурных  норм речевого этикета и общения.

Изучение психолого-педагогических  особенностей  формирования культурно-речевых умений у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования культурно – речевых умений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы и приемы, направленные на формирование культурно-речевых умений у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: Развитие этикетной речи и культуры общения у детей дошкольного возраста будет проходить более успешно при наличии следующих условий:

если знакомство детей с основными формулами вежливого общения и упражнение детей в их использовании будет проходить при помощи специально созданного комплекса игр, упражнений и занятий;

если формирование культурно – речевых умений будет происходить в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

Методы исследования:

Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

Анализ и обобщение материала, полученного в беседах, наблюдениях, эксперименте;

Наблюдение за детьми в повседневной жизни;

Беседы с детьми, консультации и индивидуальные беседы с родителями.

База исследования: МАДОУ №10 «Теремок». В исследовании приняли участие 20  детей из подготовительной группы детского сада, воспитатели и родители.

Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.











	          ГЛАВА I. Теоретические основы культурно - речевого воспитания детей старшего дошкольного возраста 





С самого рождения человек вступает в отношения с окружающими людьми. Без общения не может сформироваться его психика. В процессе общения ребенок познает окружающий мир, самого себя, усваивает язык, нормы взаимоотношений взрослых, своих сверстников.

Все, что ребенок научился воспринимать и осознавать, возникло в общении со взрослыми и с детьми. Теоретики и практики дошкольного воспитания отмечают, что современные дети не умеют общаться, что им трудно договориться друг с другом. Трудности, которые испытывает ребенок в общении, особенно при организации совместной деятельности, сказываются на его нравственном и интеллектуальном развитии. Опыт общения и совместная деятельность - это тот фундамент, на котором надстраивается все здание дальнейшего психического развития.





Психолого-педагогические особенности культурно-речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста





Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Большое значение в воспитании основ культуры общения имеет дошкольный возраст, т.к. именно в этом периоде жизни закладываются основы моральных качеств. Эта проблема особенно актуальна на современном этапе в связи с тем, что в условиях постоянного увеличения числа контактов детей (в семье, детском саду, транспорте, во дворе и т.д.) значительно увеличивается психическая нагрузка на ребенка даже при доброжелательном к нему общении. На протяжении дня ему приходится контактировать с детьми и взрослыми, имеющими разный характер, настроение, интересы. По мнению Б.Д. Парыгина в таких условиях дошкольнику необходимо выбрать определенный способ поведения: «Встает вопрос о защитном механизме, предотвращающем или локализующем нервно-психические перегрузки организма» [1967, с. 153]. Некоторые ученые одним из таких защитных механизмов нервной системы ребенка от перегрузки считают формирование у него культуры общения с окружающими людьми (А.В. Веденов, И.Ю. Войтович, В.М. Соковников).

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на 7-ом году жизни у ребенка имеются необходимые психологические предпосылки для воспитания культуры общения в процессе педагогически организованного взаимодействия с педагогом и сверстниками. Существенной предпосылкой для этого является возникновение в старшем дошкольном возрасте гуманного отношения к сверстникам при условии организации эмоционально-положительного общения с ним. Это дает основание предполагать возможность воспитания культуры общения, основанной на доброжелательном, чутком отношении к окружающим, что обеспечивает связь внешней культуры с внутренней. Возрастающая потребность дошкольников старшего дошкольного возраста в общении, в основе которого лежит сопереживание (основа тактичности), взаимопонимание (основа вежливости), свидетельствует о воспитательной возможности формирования этих составных компонентов культуры общения (Е.И. Кульчицкая, 
Л.Ф. Островская).

Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.

Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость -  она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. "Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца".

Деликатность – сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность – необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность – эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.

Общительность – в ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

Таким образом, необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Если у человека с детства сформировано доброжелательное, чуткое отношение к окружающим, то оно внешне в большей или меньшей мере находит выражение в общении и под его влиянием формируются привычки культурного общения с окружающими людьми, которые отражают его нравственное отношение к людям (Р.С. Буре, Т.А. Маркова, Л.А. Пеньевская, Р.И. Жуковская и др.).

Р.С. Буре, рассматривая вопросы нравственного воспитания детей дошкольного возраста подчеркивает, что следование нормам морали должно рассматриваться, как сознательное управление своим поведением на основе понимания их значимости, развития нравственных чувств. А отсюда следует необходимость организации «процесса воспитания таким образом, чтобы дети, усваивая нормы морали, осознавали их смысл, убеждались в их справедливости, обязательности, личностной значимости» [1994, с. 83]. Дошкольнику недоступен смысл моральных требований общества без конкретизации и перевода в правила, ориентирующие их на нравственные поступки. Причем формирование этических представлений и социальных норм должно воздействовать как на разум, так и на чувства ребенка. Здесь огромную роль играет умение взрослого дать ребенку возможность ощутить радость от общения, проявить сочувствие к другому человеку.

Современный ребенок испытывает сильную психическую нагрузку, так как число его контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается. И ребенок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а это значит - владеть основами культуры речи, что во многом облегчает создание доброжелательной, спокойной атмосферы общения с людьми и уменьшает возможность возникновения конфликтов.

Психологи и педагоги делают вывод о важности культуры общения для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Так, результаты научных исследований свидетельствует о влиянии культуры общения на здоровье человека. Доказано, что одной из причин сердечно – сосудистых заболеваний, неврозов, психоневрозов является отсутствие культуры общения в семье, в коллективе, в общественных местах (Б.Д. Фурст). Только доброжелательное, спокойное общение вызывает у детей положительные эмоции, которые благоприятно влияют на состояние здоровья ребенка (Е.А. Аркин). Известно также, что положительное общение способствует психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина), которое, в частности, повышает умственную активность в ходе обучения (Е.О. Смирнова). В процессе воспитания культуры общения развиваются положительные личностные качества, влияющие на общий уровень деятельности дошкольников (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин). В теоретических исследованиях понятие «культура общения» встречается чрезвычайно редко. При этом авторы ограничиваются лишь односторонним толкованием ее сущности, понимая под культурой общения владение этикетом, правилами приличий нормативными эталонами (Б.В. Бушелева, Э.В. Соколов).

Согласно точке зрения Э.В. Соколова, «культура общения» представляет собой коммуникативную деятельность, выраженную с помощью обмена информацией посредством знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно и принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами. Культура общения – это прижизненное личностное образование, которое, безусловно, оказывает влияние на качество деятельности общения и формируется благодаря систематическому участию личности в ней.

В педагогике культура общения рассматривается как составная часть общей культуры поведения и необходимое условие нравственного развития личности. А культура поведения представляется как своеобразная связь человека с человеком, основанная на стремлении к естественному и разумному поведению, ненавязчивому вниманию, тактичности, следованию правилам этикета (Б.В. Бушелева, О.С. Богданова и др.)





Лингвометодические основы культурно-речевого развития детей дошкольного возраста





Прежде чем говорить о культуре речи, нужно знать, что такое культура вообще. Язык – это не только важнейшее средство общения между людьми, но и средство познания, которое позволяет людям накапливать знания, передавая их другим людям и другим поколениям. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной деятельности называется культурой. Поэтому можно сказать, что язык является средством развития культуры и средством усвоения культуры каждым членом общества. Культура речи – важнейший регулятор системы «человек – культура – язык», проявляющийся в речевом поведении.
          Культурой речи называют ее правильность, то есть соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка. Критериями культуры речи являются: точность, логичность, ясность и доступность, чистота, выразительность, разнообразие, эстетичность, уместность.

 Культура речи каждого человека зависит от того на сколько развито у него чувство языка, или языковое чутье. Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Поэтому будущие педагоги должны иметь хотя бы общее представление о стилях литературного языка, то есть в том, что люди дифференцируют свою речь в зависимости от того, где, с кем и о чем они говорят. И все же, что такое культура речи?

Культура речи — 1) владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации; 2) область языкознания, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком. Культура речи содержит в себе, таким образом, три составляющих компонента: нормативный, этический и коммуникативный.

Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи — своеобразная характеристика профессиональной пригодности людей самых различных специальностей: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, журналистов, менеджеров. Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности, роду занятий связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, учит, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.

Вот почему в школах, лицеях, колледжах стали преподавать культуру речи, риторику, ораторское искусство.

Культура речи — совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами. К ним откосятся:

* точность,

* понятность,

	* чистота речи,

* богатство и разнообразие,

* выразительность,

		* правильность.

Каждый, кто желает повысить свою культуру речи, должен:

— понимать, что такое национальный русский язык;  в каких формах он существует; чем книжная речь отличается от разговорной; что собой представляют функциональные стили речи; почему в языке существуют фонетические, лексические, морфологические, синтаксические варианты; в чем заключается их различие; что такое языковая норма;

— усвоить и развить навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевой деятельности;

— овладеть нормами литературного языка, его богатством.

Культурно – речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. Как писал известный русский ученый А.М. Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить, …там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями. 

Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения осуществлять речевую деятельность, умение говорить и слушать других. Основа культуры общения – соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). 

Этикет (фр.etiquette-ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Речевой этикет — принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета 
Н.И. Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников.» К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин.

В этой связи можно говорить о широком и узком понимании речевого этикета. В широком понимании – это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимику, жесты, позу, содержание речи, ее тон, выбор выражений). В узком понимании – это речевые правила, которые определяют использование так называемых этикетных формул, то есть слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, утешение, поздравление и некоторые другие. 

Требования, предъявляемые современным обществом к педагогу разнообразны. Одно из них хорошее воспитание, высокая внутренняя и внешняя культура. Культурный человек должен умело использовать достижения поведенческой культуры в профессиональной деятельности и личной жизни.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его умение вписаться в человеческий социум и активно, с успехом взаимодействовать в нем. На воспитателе лежит огромная ответственность не только за сегодняшнюю жизнь своего воспитанника, но и за будущую, за его умение в дальнейшем активно и успешно войти в мир человеческих отношений. Это требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил. Он формирует культуру общения у дошкольников и через них способствует развитию внешней и внутренней культуры их родителей, таким образом, влияя на современное состояние общества.

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в разных видах деятельности: хозяйственно – бытовой и трудовой, он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Поэтому, развивающий потенциал речевой среды в детском образовательном учреждении, целиком зависит от речи педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

Для дошкольников представление о стиле речи соотносится с представлениями о речевом этикете, требующем и определенного поведения, говорящего (вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинство); а также совершенствование стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания.

Педагог обязан быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, что сделает его дикцию более четкой, а также натренирован в модулировании своим голосом его силы, высоты, тона, темпа речи, тембра голоса – для выражения различных человеческих чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки.

Важность совершенствования произносительной культуры речи педагога обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путем, в процессе непосредственного общения с ними, поскольку дети обучаются произношению, только имитируя речь взрослых, в первую очередь речь воспитателя.

Речевое обучение детей предполагает, во–первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, во-вторых, формирование выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения. Речь и общение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного общения.

С возрастом круг общения ребенка расширяется, ситуации общения усложняются. Усвоение связанных с этими новыми ситуациями норм речевого общения помогает ребенку адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности, с которыми в повседневной жизни сталкивается ребенок, избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками. Правила речевого общения сопряжены с общими этикетными нормами, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим.





Методы и приёмы формирования культурно-речевых умений детей дошкольного возраста





Работа по формированию культурно-речевых умений у старших дошкольников опирается на современное понимание речевой коммуникации.

В научной литературе по проблеме исследования речевая коммуникация рассматривается как культурное речевое действие диалогового характера, направленное на субъект или объект коммуникации с целью сообщения информации о себе, другом или оценки (А.А. Бодалев, А.А. Добрович, М.И. Лисина и другие).

Как показывают специальные исследования и практика, формирование коммуникативно–речевых умений невозможно без целенаправленного обучения.

Самые первые представления о нормах общения ребенок получает в семье и детском саду.

В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение правил общения необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатель формирует представление о нормах и правилах общения, тем самым, влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими взрослыми людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни и формируя навыки позитивного общения. Одни дети входят в сложный мир общения легко и свободно: другие пугаются, испытывают дискомфорт. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании норм человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.

Обучение детей правилам общения требует фантазии, увлекательности и такта. В этикете особую значимость имеют нравственные аспекты, поэтому необходимо обращать внимание детей на то, что и почему хорошо или плохо. Следует выбрать правильный тон общения воспитателя и воспитанника. Уважение к ребенку, понимание его индивидуальности, дружелюбное отношение к нему создают наилучшие условия для формирования норм общения, базирующихся на этикете. Обращаться к детям желательно по имени, их же приучать к обращению к взрослым по имени отчеству.

В дошкольном возрасте важно формировать понимание своего места в мире.

Курочкина И.Н рассматривает обучение детей правилам этикета проводится в два этапа: на первом воспитатель формирует первичные представления о поведенческих правилах, только говоря о том, что следует делать в той или иной ситуации; на втором этапе, в старшей и подготовительной группе, даются этикетные понятия, система правил поведения, их нравственная и эстетическая основа. Следует помнить, что знание правил общения не способствует их неукоснительному выполнению, если оно не подкреплено выработкой определенных моральных установок. С детьми выясняется не только вопрос о том, как следует себя вести, но и почему именно так желательно поступать в той или иной ситуации, как отражается тот или иной поступок на отношениях людей, в чем состоит красота общения.

Формирование речевого этикета происходит постоянно, в любых организационных формах, будь то занятия, игры, беседы, режимные моменты, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях. Например, ребенок угощает детей группы по случаю своего дня рождения конфетами. Одному из друзей конфет не досталось. Как поступит «новорожденный», ребенок, которому не хватило угощение, и все остальные ребята?

Воспитатель должен учитывать, что знания и понимание речевого этикетного правила еще не обеспечивают его выполнение ребенком. Для воспитания культуры общения, необходимо следующие условия:

1. Позитивный настрой на занятиях и в повседневной жизни. Нельзя никого из воспитанников забыть или обидеть. Обращения по именам, похвала, призы и прочие увлекающие детей способы обучения помогут в создании позитивного настроя;

2. Пример взрослых, и, прежде всего воспитателя. Ребенок видит и оценивает взрослых, прощает или не прощает ошибки, допущенные ими. Воспитателю желательно всегда оценивать свое поведение с позиций доказательности, разумности и необходимости соблюдения этикета и соответствия своим собственным поучительным словам. Все должно быть продумано для достижения главной цели – создания творческой и доброжелательной обстановки, в которой развивается личность ребенка;

3. Связь с семьей. Эта связь позволяет сохранить единство и преемственность требований. Общая цель и семьи, и детского сада - хорошо воспитанный, культурный и образованный человек, которого мы вместе создаем из малыша, являясь в этом важнейшем деле сотрудниками;

4. Большую роль в обучении и воспитании культуры общения играет родной язык. Обучение же правильному и красивому общению в свою очередь способствует речевому развитию воспитанника. В речевой запас дошкольника вводятся такие понятия, как «этикет», «уважение», «любовь», «вежливость», «общение» и другие.

Воспитание культуры общения с позиций современного речевого этикета проводится при соблюдении педагогических и этикетных принципов. Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Курочкина И.Н выделила следующие принципы:

Принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность, активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.

Принципы речевого этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.

Формирование навыков речевого этикета детей происходит при активном использовании разнообразных методов и приемов:

1. Общение взрослых и сверстников

Взрослые должны подавать пример детям, дети видят, как общаются взрослые, и также начинают поступать.

Также смотря на сверстников, дети хотят быть похожими на них, хотят дружить с ними и для этого подстраиваются под них с помощью индивидуальных качеств ребёнка.

2. Беседа

Целенаправленное обсуждение чего – либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Метод развития связной речи.

Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребёнка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребёнок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего разговорной речи: умения слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли в слове, обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитание навыков культуры поведения: ребёнок должен научиться внимательно, слушать того, кто говорит, не перебивать собеседника. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.

Речевая деятельность ребёнка в беседе отличается от разговора, прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания. Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется. Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребёнку приходится .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44