- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование математических компетенций у студентов экономических направлений с использованием икт
| Код работы: | W010886 |
| Тема: | Формирование математических компетенций у студентов экономических направлений с использованием икт |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Кафедра информационных образовательных технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Работу выполнила ________________________ С.А. Остапенко
(подпись, дата)
Факультет математики и компьютерных наук курс 3 Направление 44.03.05 Педагогическое образование
Научный руководитель
доц., канд. пед. наук
О. В. Засядко
________________________
(подпись, дата)
Нормоконтролер
О.В. Мороз
доц., канд. пед. наук
________________________
(подпись, дата)
Краснодар 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты, понятия слов «компетенция» и
«компетентность». 4
1.1.Ключевые компетенции. 9
1.2. Математическая компетентность 12
1.3. Математическая компетентности экономистов в вузе. 23
Глава 2. Конструирование практических заданий по математике с
использованием ИКТ. 34
2.1. Использование некоторых функций EXCEL в обучении студентов
экономических направлений. 36
2.2. Использование MATHCAD в обучении студентов экономических
направлений. 38
Заключение. 43
Список использованной литературы: 44
Введение.
Актуальностью исследования является возрастающая роль математики и информатики в современном мире. Без знаний ИКТ не обходится ни одним сту-дент, но и тем более тот студент чьё направление подготовки связанно с экономи-кой.
Повышение качества образования является комплексной проблемой. В соот-ветствии с государственным стандартом образования, созданы современные науч-но-методическое обеспечения учебного процесса, должны применяться современ-ные технологии обучения, создавать системы контроля за качеством образования, развивать у студентов потребность к самообразованию и к повышению эффектив-ности самостоятельной деятельности, регулярно улучшать и повышать качество подготовки специалистов.
Целью и задачей нашей работы изучить теоретическую основу математи-ческих компетенций для того, чтобы сформировать их у студентов экономических направлений, используя информационно-коммуникационные технологии. Одним из важнейших элементов современного подхода к подготовке способных специа-листов, на наш взгляд, является подход, предполагающий следующие компетен-ции, которыми должен обладать каждый выпускник вуза: академические, социаль-но-личностные, профессиональные.
Объектом является процесс формирования компетенций в рамках матема-тической подготовки студента экономического направления.
Предметом нашего исследования специалисту экономического направле-ния в ходе практической деятельности целесообразно совершать операции над данными, которые осуществляются в соответствии с математическими законами и с использованием информационных технологий.
Глава 1. Теоретические аспекты, понятия слов «компетенция» и «компе-тентность».
В настоящее время накоплен богатейший материал зарубежной и отече-ственной педагогике, который определяет значение таких слов как «компетенция» и «компетентность».
Например, Н. Л. Гончарова [1] пишет в своих трудах, что базовыми катего-риями компетентностного подхода являются различные по смыслу, но такие близ-кие по звучанию понятия «компетентность» и «компетенция».
Большинство составителей словарей проводят некое разграничение катего-рий этих двух значений. Формулировки компетентности сходны и повторяют друг друга, а вот у «компетенции» нет единого понятия.
Исходя из всех трактовок «компетентности» сделаем вывод, что это понятие можно определить как «совокупность полномочий (обязанностей и прав) какого-либо должностного лица или органа, установленная законом, уставом данного ор-гана или другими положениями», «обладание (владение) знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «область вопросов, в которых кто-либо прекрасно осведом-лён».
Анализ педагогической литературы [2-19] указывает на то, что есть абсолют-но разные подходы к определению понятия «компетентность».
Знания, которые выделяют компетентного человека, отвечают следующим требованиям: разнообразие, гибкость, артикулированность, оперативность, легко-доступность и умение использовать их в широком спектре ситуаций, четкое обо-значение ключевых элементов, особенный характер, ведение декларативной и про-цедурной работы, уверенность в собственных действиях.
Важную роль в становлении компетентности играют процессы образования понятийных психических структур. [20].
Некоторые педагоги-исследователи определяют компетенцию [6] как общую
способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опы-
те, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное
участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направлены на ее
успешное включение в трудовую деятельность.
В словарях можно найти такие определения «компетенции», как на Рис.1.
Компетенция
Совокупность
обучающихся
Круг
вопросов,
чётко
ещач
опреде-
в которых дан-
лённых купность
профес-
ное лицо
обла-
дает
авторитет-
сиональных уровнеили
интрес
ностью,
позна-
функциональ-
нием,
опытом,
ных низком
характери-
определёнными
стик.
полномочиями.
Обобщённость ьтсонбп взаимосвязанных огешсыв качеств йортк личности (умений, купностьзнаний, исходныенавыков, эконспосо-бов энмическойдеятельности), влетсязадаваемых зрбоатьпо отноше-нию хиксечгоадп к определенному итсоньлеяд кругу екворилумф предметов снове и процессов теапусывнеобходимых, лучитьчтобы одственаякачествен-но ании компетныйпродуктивно стнуюдействовать взмжностьюпо отноше-нию кволяет ним.
Рис.1. Значение слова компетенции из различных словарей.
Концептуальная группа проекта «Стандарт общего образования» (Э. Д. Дне-пров, В. Д. Шадриков) сформулировала следующее рабочее определение понятия «компетенция»: готовность студента использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практиче-ских и теоретических задач.
С точки зрения общей психологии важной составляющей профессиональной компетентности специалиста высшего образования является умение разбираться в том, как можно легко адаптироваться к изменяющимся условиям обучения и труда.
Схема 1. Общая психология процессов образования понятийных психических структур.
Общая исходныепсихология
Психические состоя-
ния
Психические сновепроцессы
Психические нправсвойства
Ощущения
Восприятие
Внимание
Представления
Память
Воображение
Мышление
Речь
Эмоции
Воля
Способности
Мотиваця
Темперамент
Характер
Ряд учёных [16,22,23] используют понятие «образовательная компетенция». Согласно А. В. Хуторскому [23], образовательная компетенция обозначает сово-купность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности студента, необходимых, чтобы осуществлять личностно и со-циально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реаль-ной действительности. Кроме того А. В. Хуторской предлагает выделять следую-щие составляющие элементы понятия "компетенция":
Знания – это набор фактов, требуемых для выполнения работы (знания - более ши-рокое понятие, чем навыки; они представляют интеллектуальный контекст, в кото-ром работает человек);
Навыки – владение средствами и методами выполнения определенной задачи (навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения; общим для навыков является их конкретность);
Способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную зада-чу (является приблизительным синонимом одаренности);
Стереотипы поведения означают видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи;
Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители, наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверен-ность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действи-ям, его поведение соответствует требованиям организации.
Усилия – это сознательное приложение в определенном направлении ментальных
и физических ресурсов (усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недоста-
точные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах).
Таким образом, понятие «компетенция» чаще всего применяется для обозна-чения:
- образовательного результата, выражающегося в подготовленности, «обособлен-ности» выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами;
- такой формы сочетаний знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды.
Обобщая вышеизложенные определения, отметим принципиальное различие между понятиями компетенция и компетентность. Компетенция - набор качеств, предъявляемый личности в виде наперед заданного требования (нормы), достаточ-ный для осуществления продуктивной деятельности. Компетентность – индивиду-ально-психологическая особенность, характеризующаяся способностью и готовно-стью личности продуктивно осуществлять деятельность. Она проявляется в случае применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались.
Таким образом, одной из главных целей обучения математике является под-готовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средства-ми математики.
1.1.Ключевые компетенции.
Такие авторы как С.В. Шишов, В.И. Кальней, М.А. Чошанов из общего ряда компетенций выделяют такие, которые не слишком специфичны, а являются до определенной степени универсальными. Такие компетенции получили название «ключевые компетенции» (основные навыки).
Ключевые компетенции - наиболее общие способности и умения, позволяю-щие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессио-нальной жизни в условиях конкретного общества, обеспечивающие эффективное взаимодействие личности при осуществлении профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия. Ключевые компетенции не следует противопо-ставлять знаниям или умениям и навыкам. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их.
Для выяснения того, какие именно качества личности являются ключевыми компетенциями, социологами был проведен опрос людей. В результате анализа проведенного опроса в качестве ключевых компетенций были выделены следую-щие: умение общаться, грамотно выражая свои мысли письменно и устно; умение сотрудничать с другими; умение решать проблемы; умение использовать совре-менные информационные технологии (ПК, средства связи); способность к самораз-витию, куда входят такие качества, как желание и умение заниматься самообразо-ванием, умение управлять собой, интеллектуальные способности, уверенность в себе, инициативность, энтузиазм в работе.
Этот список ключевых компетенций не является ни исчерпывающим, ни окончательным. В основе овладения обучающимися ключевыми компетентностя-ми лежит одна общая идея - развития активности и самостоятельности учащихся, постановка обучающихся в позицию субъекта собственной деятельности, развития способности к самореализации. Это значит, что учебный процесс, как по содержа-
нию, так и по формам организации и проведения следует строить как процесс раз-вития, в результате которого учащиеся овладеют и профессиональными, и ключе-выми компетенциями. При этом процессу формирования ключевых компетенций нужно уделить такое же внимание, как и овладению профессиональными знания-ми и навыками.
В дополнение к приведенным выше компетенциям вводится - умение адап-тироваться: использовать новые информационные и коммуникационные техноло-гии; проявлять гибкость перед лицом быстрых изменений; показывать стойкость перед трудностями, уметь находить новые решения.
Стоит отметить, что компетентность и компетенция являются взаимодопол-няющими и взаимообусловливающими понятиями. Компетентный работник, не обладающий правомочиями (компетенцией), не может в полной мере и в профес-сионально значимых аспектах ее реализовать, и наоборот, деятельность некомпе-тентного работника, обладающего компетенцией (правомочностью) асоциальна. В этой связи компетентность обучаемых является одним из основных показателей образовательного процесса в системе высшего образования.
Современное общество требует организации выпускников высших учебных заведений подготовки конкурентоспособного специалиста, в том числе и специа-листа технического профиля. Важнейшим критерием конкурентоспособности явля-ется его компетентность в различных областях, в том числе и в математической сфере.
Проблема формирования математической компетентности в профессиональ-ной подготовке специалистов является сравнительно новой и недостаточно иссле-дованной.
Отмечая несомненную ценность разработанных фундаментальных положе-ний по совершенствованию математической подготовки (М.А. Данилов, Б.П. Еси-
пов, В.И. Загвязинский, В.М. Монахов [25], следует признать, что современный этап развития математической подготовки студентов высшего профессионального образования требует глубокого всестороннего анализа накопленного опыта и тео-ретических подходов в поиске путей совершенствования учебно-воспитательного процесса. В педагогической науке в настоящее время есть ряд исследований, каса-ющихся проблем профессиональной направленности обучения математике в выс-ших и средних профессиональных учебных заведениях: М.Т. Громкова, М.И. Дья-ченко, Э.Ф. Зеер, Л.А. Кандыбович, Б.Ф. Ломов, З.А. Решетова и др. В них показа-но, что профессиональная деятельность имеет специфические особенности, кото-рые нужно учитывать в процессе обучения студентов.
1.2. Математическая компетентность
Высшее профессиональное образование предполагает подготовку будущих специалистов к решению профессиональных задач, возникающих в конкретном виде деятельности. В данной работе нас интересует деятельность профессиональ-но компетентного экономиста-менеджера.
В узком смысле профессиональная компетентность специалиста экономиста предполагает высокий уровень анализа производственных и экономических про-
цессов, экономической документации; создание профессионально значимой ин-формации, касающейся состояния объектов деятельности, прогнозирования появ-ления и развития непредвиденных ситуаций; соблюдение технологических требо-ваний; своевременное устранение отклонений, возникающих в экономическом процессе, и т. п.
В широком смысле слова профессиональная компетентность экономиста рас-крывается через такие понятия, как фундаментальная образовательная подготовка в области экономики, математики, психологии и других наук, широкий круг зна-ний, сформированных у специалиста, способность овладевать новыми профессия-ми, специализациями, подвижность функций профессиональной деятельности с учетом изменяющихся условий.
Для выполнения какого-либо элемента профессиональной деятельности эко-номисту необходимы определенные умения, а эти умения определяются наличием соответствующей компетентности. Так, например, при решении определенной эко-номической задачи (проблемы) экономисту требуются конструктивные умения упорядочения знаний, а для этого необходима сфор-мированность информацион-ной, математической, прогностической компетентностей.
Принимая во внимание выделенные различными исследователями проблемы сферы математической компетентности, мы определяем математическую компе-тентность экономистов-менеджеров как личностное новообразование, математиче-
ские знания, используемые в экономических ситуациях, умения и навыки опериро-вания математическими моделями в профессиональной, отражающей сформиро-ванность Я-концепции, ценностные ориентации в математической области, моти-вы осуществления профессиональной деятельности, направленность на примене-ние математических знаний и умений, ценностные ориентации в математической области; отношение специалиста к себе и к миру, к своей практической деятельно-сти и ее осуществление, самосознание, самоконтроль и самооценка, обеспечиваю-щее включение будущего специалиста в посильную практическую деятельность уже в процессе обучения, позволяющее овладеть современными методиками рас-четов в экономике с использованием различных видов математических исчисле-ний.
Исходя из предложенного нами определения, в структуру математической компетентности будущего экономиста-менеджера мы включили:
• Когнитивный компонент математической компетентности экономиста-менедже-
ра (математические знания, используемые в экономических ситуациях, умения и навыки оперирования математическими моделями в профессиональной деятельно-сти);
• Ценностно-смысловой компонент (формирование профессиональной Я-концеп-
ции, ценностные ориентации в математической области, мотивы осуществления профессиональной деятельности, направленность на применение математических знаний и умений, ценностные ориентации в математической области; отношение специалиста к себе и к миру, к своей практической деятельности и ее осуществле-ние, самосознание, самоконтроль и самооценка);
• Практико-прикладной компонент математической компетентности экономиста-
менеджера включение студента в посильную практическую деятельность в процес-се обучения;
• Исследовательский компонент (овладение современными методиками расчетов в экономике с использованием различных видов математических исчислений).
Проанализировав исследования таких ученых, как Т. Г. Браже, А. П. Тряпи-цына,, Л. Н. Феофанова , Б. И. Хасан , Н. Г. Дырева , С. Г. Шпилевая , мы устано-вили целесообразность измерения, сформированное математической компетентно-сти экономиста по следующим уровням (сх. 2):
Схема 2. Уровни компетентности.
Уровни компетентностиосип
Адекватный инворууровень - специалист алкедузнает проавомх-
блему, можетикат составитьеинавозьлп математическуюястел модельйоксечита тнеопмк
данной прикладнойвысшего задачипбность, пломныхумеет решитьани ееповдни, поматике-
лучить оптимальныйяамс отвеьтат иещяотсан интерпретировать онвиткурс
полученный результатуслий ветодами терминах исходнойпровден задапбность-чи.
• низкий инауровень - специалист яилсузнает промокриш-
блему, ноомидхбе его математическихелсы знанийотециальныхп недохыьлаицетоп-
статочно, чтобыещяотсан решитьяинелвтсщуо еейончтасд;
• отсутствие сформированнойвомеирп махадурт-
тематической компетентностиитсомдх;
Схема 2. Уровни компетентности.
Выделим критерии для каждого уровня сформированное математической компетентности будущего экономиста-менеджера.
У специалиста с несформированной математической компетентностью пред-полагается отсутствие математических знаний и умений, потребности использова-ния их в профессиональной деятельности, наращивании математических знаний и т. д.. При низком уровне развития математической компетентности будущий спе-циалист узнает математическую основу проблемы, у него постепенно развивается понимание смысла в овладении математическими знаниями и умениями для успешной профессиональной деятельности, знает, где и как он может изучать но-вые методики решения прикладных задач.
Для адекватного уровня развития математической компетентности будущего специалиста в области экономики и менеджмента присущи не только узнавание проблемы, но и составление математической модели конкретной прикладной зада-чи, ее решение, получение оптимального ответа, интерпретация полученного ре-зультата. Студент овладевает современными методиками расчетов в экономике с использованием математических знаний в процессе осуществления курсовых и ди-пломных работ, подготовки к выступлениям на конференциях, выбирает техноло-гии самообразования. Также при этом развита потребность использования, нара-щивания математических знаний в профессиональной деятельности, овладения но-выми прогрессивными методиками расчетов. Будущим специалистом в процессе и после обучения в вузе приобретается литература по математике, экономико-математическим методам и т. п. Специалистом в профессиональной деятельности математические знания применяются при расчетах.
К факторам, влияющим на формирование математической компетентности будущих экономистов-менеджеров, отнесем:
• факторы, определяющие необходимый для профессиональной деятельности уро-
вень развития математической компетентности специалиста;
• факторы, действующие на уровне конкретной фирмы, организации, в которой ра-
ботает специалист;
• профессионально-личностные особенности специалиста.
Рассматривая математическую компетентность как структурный компонент профессиональной готовности будущих экономистов к осуществлению професси-ональной деятельности, необходимо рассмотреть организационно-педагогические условия формирования математической компетентности будущего экономиста-менеджера.
Практика показывает, что развитие математической компетентности эконо-миста осуществляется в основном через содержание предмета и профессиональ-ные умения, формируемые в процессе овладения предметом.
Итак, к организационно-педагогическим условиям формирования математи-ческой компетентности экономистов-менеджеров отнесем:
• внесение изменений в учебный лекционный курс по математике;
• разработку экономически-ориентированных задач (можно тесно увязать предла-
гаемые для рассмотрения примеры с соответствующими программами курса и со-ставить упражнения, наполненные экономическим содержанием, чтобы показать возможность и целесообразность использования математического аппарата в эко-номических исследованиях);
• внесение изменений в педагогические технологии обучения студентов для фор-
мирования математической компетентности экономистов (различные тренинги, иг-ровые ситуации, применение информационных технологий и т. д.);
• применение новых методов обучения;
• организацию внеаудиторной и исследовательской работы студентов (работа в студенческом научном кружке, участие в научно-практических конференциях и т.
д.);
• внесение дополнений в производственную практику, где студенты могут исполь-
зовать знакомые им математические методы;
• диагностику процесса обучения сту-дентов-экономистов математике и др.
Существуют различные точки зрения в определении математической компе-тентности. Б.В. Гнеденко [26] в определении математической компетентности, по сути, описывает результат математической подготовки, цель которой заключается в формировании умений видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, кон-структивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентирами, рассматривать любую трудность как стимул к дальнейшему развитию.
Л.Д. Кудрявцев [26] утверждает, что математическая компетентность пред-ставляет собой интегративное личностное качество, основанное на совокупности фундаментальных математических знаний, практических умений и навыков, свиде-тельствующих о готовности и способности студента осуществлять профессиональ-ную деятельность.
В трудах Н.Г. Ходыревой [26] математическая компетентность представляет собой системное свойство личности субъекта, характеризующее его глубокую осведомленность в предметной области знаний, личностный опыт субъекта, наце-
ленного на перспективность в работе, открытого к динамичному обогащению, спо-собного достигать значимых результатов и качества в математической деятельно-сти [8, с.3].
В результате изучения психолого-педагогической литературы нами было вы-явлено, что в отечественной теории и практике нет единого взгляда на определе-ние понятия «математической компетентности», отсутствует единый исследова-тельский подход к составу структурных компонентов математической компетент-ности, не определены методы и факторы, способствующие формированию матема-тической компетентности специалистов.
Обобщая рассмотренные определения понятий «компетентность», «компе-
тенция», «математическая компетентность» под математической компетентно-
стью будущего специалиста технического профиля в нашем исследовании мы будем понимать целостное образование личности, отражающее готовность к изу-чению дисциплин, требующих математической подготовки, а также способность использовать свои математические знания для разрешения различного рода прак-тических и теоретических проблем и задач, встречающихся в своей профессио-нальной деятельности.
Применительно к нашему исследованию формирование математической компетентности будущего специалиста технического профиля можно обозначить как процесс приобретения и становления компонентов математической компетент-ности, который характеризуется способностью решать теоретические и практиче-ские задачи, значимые в профессиональной деятельности современного специали-ста технического профиля.
Математическая компетентность специалиста технического профиля являет-ся составной частью его профессиональной культуры. Высокий уровень математи-ческой компетентности значительно повышает конкурентоспособность специали-ста технического профиля на рынке труда, расширяет спектр предприятий техни-ческого профиля для его трудоустройства, способствует успешному карьерному росту.
В современных условиях перехода к уровневой структуре высшего профес-сионального образования стратегические ориентиры модернизации отечественно-го образования направлены на результат подготовки выпускников, в качестве ко-торого выступает сформированность их общекультурных и профессиональных компетенций.
Решение этой задачи требует поиска путей совершенствования качества под-готовки специалистов и служит основанием для развития инновационных процес-
сов в профессиональном образовании, которые охватывают разработку новых ме-тодов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения, богатейшие возможности ко-торых открываются благодаря научно-техническому прогрессу, и прежде всего информационным и коммуникационным технологиям.
В значительной степени сказанное касается математической подготовки сту-дентов экономических специальностей, в рамках которой информационные и ком-муникационные технологии (ИКТ) в силу своеобразия взаимодействия учебного математического содержания и экономической реальности могут служить важным средством усиления профессиональной направленности обучения, необходимым инст- рументарием, во многом определяющим весь будущий характер этой дея-тельности.
В рамках компетентностного подхода целью математической подготовки ба-калавров экономических специальностей является формирование математической компетентности экономиста [рис. 2], под которой подразумевается сложный фено-мен, выражающийся в способности/готовности выпускника к адекватному приме-нению математических методов в профессиональной деятельности с целью эффек-тивного ее осуществления.
Компоненты математической ком-
петентности экономиста
Мотивационно-
ценностный Когнитивно- Эмоционально-
деятельностный волевой
Рис. 2. Компоненты математической компетентности экономиста.
Мотивационно-ценностный компонент включает в себя:
интерес учащихся к математической подготовке и осознание ее значимости для будущей карьеры;
понимание ими необходимости использования математического аппарата для эффективного функционирования в различных ситуациях профессио-нальной деятельности;
интерес учащихся к различным видам деятельности на занятиях по матема-тике.
Кроме того, показателями ценностно-мотивационного компонента могут высту-пать сформированные навыки продуктивной работы в интеллектуальных средах: проблемных группах по решению различных математических задач, целеустрем-ленность, эрудиция, ответственность, трудолюбие, организованность.
Когнитивно-деятельностный компонент математической подготовки включает знание и понимание основ математической науки на фундаменте среднего образо-вания; способность находить и интерпретировать нужную математическую инфор-мацию для решения конкретных задач, в том числе и профессиональных; знание методов научного исследования; умение логически мыслить, проводить доказа-тельства основных утверждений, устанавливать логические связи между понятия-ми.
Эмоционально-волевой компонент математической подготовки, связанный с адекватной оценкой учащимися своих способностей и выработкой чувства соб-ственной ответственности за успехи в учебной и будущей профессиональной дея-тельности, включает в себе:
самооценку подготовленности студентов к применению математических зна-ний, умений и навыков в профессиональной деятельности;
уверенность студентов в необходимости изучения математики;
осознание своих текущих и будущих потребностей в образовании;
удовлетворение от использования дополнительных ресурсов в процессе ма-тематической подготовки;
возможность управлять процессом своего обучения.
Наиболее эффективное формирование указанных компонентов математической компетентности может быть обеспечено целенаправленным внедрением в учебный процесс компьютерно-ориентированных методических подходов, основывающих-ся на использовании соответствующих электронных средств образовательного назначения, и их рациональным сочетанием с традиционными методами обучения.
В обобщенном виде особенности работы по обеспечению рационального соче-тания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов можно представить в виде соответствующей модели, состоящей из целевого, про-цессуально-содержательного и оценочно- результативного компонентов. В основе функционирования модели лежит совместная деятельность преподавателя и сту-дентов, основанная на целесообразном комплексном использовании традицион-ных и компьютерно-ориентированных методических подходов, приемлемых в дан-ной конкретной учебной ситуации.
Процессуально-содержательный компонент математической подготовки бака-лавров экономических специальностей соответствует гос- стандартам и учебным программам и включает в себя разделы алгебры, математического анализа, анали-тической геометрии на плоскости и в пространстве. В рассматриваемом контексте характер усваиваемого математического содержания тесно связан, с одной сторо-ны, с возможностью его экономической интерпретации, а с другой – с теми мето-дическими подходами, которые в наибольшей степени актуализируют его профес-сиональный и развивающий потенциал.
Оптимальное, с рассматриваемой точки зрения, развертывание математическо-го содержания предполагает, с одной стороны, возможность соотнесения его с имеющимися представлениями студентов о тех или иных экономических феноме-нах, а с другой – обеспечение понимания ими сущности использования математи-ческого аппарата при их исследовании на основе рационального сочетания тради-ционных и компьютерно-ориентированных методических подходов.
Способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобра-зовывать ее, интерпретировать полученные результаты составляет содержание ма-тематической компетенции, формирование которой определяется уровнем освое-ния предметных умений по математике.
Формирование математической компетенции бакалавров экономических специ-альностей предполагает использование различных информационных и коммуника-ционных технологий в различных формах организации учебной деятельности, та-ких как диагностические, обучающие, тестовые программы; электронные учебни-ки; программные средства Microsoft: MS Word, MS Excel, Mathcad, MS Power Point; профессионально направленные мультимедийные обучающие программы; информационные ресурсы сети Интернет для образовательных целей; интерактив-ные ресурсы Интернета; интерактивная доска для презентаций в рамках «кейсста-ди»; технологии Веб 2.0, Вики; системы управления обучением и др. При увеличе-нии используемых средств информационных и коммуникационных технологий и форм организации учебного процесса повышается уровень математической подго-товки студентов.
1.3. Математическая компетентности экономистов в вузе.
Одна из приоритетных задач стратегического развития нашего общества - «повышение доступности качественного образования, соответствующего требова-ниям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». Российская система высшего образования должна обеспе-чить высококвалифицированными кадрами экономику страны в период её иннова-ционных социально-ориентированных преобразований. Основная характеристика квалифицированного специалиста - умение грамотно решать профессиональные задачи. Именно такие специалисты в области экономики смогут стать ключевыми фигурами и гарантами устойчивого роста экономического благосостояния страны.
Изменение роли математики в современном мире, утверждение её в качестве языка и важнейшего инструмента научного познания и решения практических за-дач должно найти отражение во всей системе образования. Математика в системе высшего экономического образования «переросла» статус общеобразовательной дисциплины и должна на основе межпредметных связей со специальными дисци-плинами стать неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки. Как отмечал П.С. Александров: «В настоящее время в связи с возросшей ролью мате-матики в современной науке и технике большое число будущих инженеров, эконо-мистов, социологов и т.д. нуждается в серьёзной математической подготовке, ко-торая давала бы возможность математическими методами исследовать широкий круг новых проблем, использовать теоретические достижения в практике».
В настоящее время отечественное профессиональное образование находится
в состоянии модернизации, основными направлениями которой являются: 1) пере-
ход на двухуровневую систему подготовки кадров; 2) реализация компетентност-ного подхода в системе образования, закрепленного требованиями ФГОС ВО.
ФГОС подготовки бакалавров по направлению «Экономика» определяет объ-ем математической подготовки (16-20 % от общей трудоемкости образовательной программы), перечень базовых математических дисциплин (определяющих 50 % объема математической подготовки) и требования к результатам освоения основ-ных образовательных программ по математике в виде перечня компетенций, кото-рыми должен обладать выпускник. Перечень данных компетенций определяет ко-нечный результат математической подготовки экономиста в....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Формирование управленческой компетенции у студентов много-профильных колледжей при изучении экономических дисциплин
- Оценивание компетенций студентов авиационного колледжа на основе тестов текущего и рубежного контроля (на материале дисциплины «Технология разработки программного обеспечения»)
- Формирование познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений

