- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование у старшеклассников ценностного отношения к здоровью (на примере школ согдийской области республики таджикистан)
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006637 |
Тема: | Формирование у старшеклассников ценностного отношения к здоровью (на примере школ согдийской области республики таджикистан) |
Содержание
Формирование у старшеклассников ценностного отношения к здоровью (на примере школ согдийской области республики таджикистан) СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. Формирование у школьников ценностного отношения к здоровью §1.1. Исторический анализ разработанности проблемы ценностного от-ношения к здоровью в таджикской литературе §1.2. Состояние проблемы ценностного отношения к здоровью в психо-логической и педагогической литературе §1.3. Сущность ценностного отношения к здоровью Выводы по главе I. Глава II. Педагогические условия формирования у школьников ценностного отношения к здоровью в процессе преподавания технологии §2.1. Модель процесса формирования у школьников ценностного отношения к здоровью §2.2. Воспитательный аспект формирования у школьников ценностного отношения к здоровью в процессе обучении §2.3.Опытно-экспериментальная работа по формированию у школьников ценностного отношения к здоровью в процессе обучения технологии Выводы по главе II. Заключение Список использованной литературы Введение Забота о своем здоровье во все времена ставилась человечеством на первое место в ряду прочих жизненных ценностей. И это объяснимо, поскольку для каждого человека быть здоровым вполне естественное состояние. Право на здоровье в абсолютном большинстве стран мира закреплено законодательно и является одним из конституционных норм. Однако задумываться о здоровье как о ценности люди зачастую начинают, к сожалению тогда, когда возникает какая-либо экстремальная ситуация или в ситуациях, следующих за ней. В теоретическом плане это свойственно всему человечеству. Простой конкретный человек, далекий от медицины начинает размышлять о ценности здоровья лишь тогда, когда его организм в той или иной степени уже ослаблен болезнями. С другой стороны, возникает вопрос, насколько реальное осознание человеком своего состояния соответствует теоретическому осознанию создавшейся ситуации. Вставка - Статистика по Таджикистану Именно благодаря этому осознанию человечество пришло к пониманию, что здоровье общества напрямую зависит от социально-экономических, политических процессов, протекающих в обществе, и,в то же время,является индикатором этих процессов. Политическая и экономическая история Таджикистана за обозримый период представляет собой яркий пример неразрывной связи между этими явлениями. За этот период в Таджикистане происходили важные экономические, народно-хозяйственные и социально-демографические процессы, существенно повлиявшие на формирование здоровья народа. В Таджикистане произошел существенный рост численности населения. За последние несколько десятков лет число жителей увеличилось враза, хотя по подсчетам демографов увеличение это было бы гораздо больше, если бы не гражданская война в середине 90-х годов прошлого века, унесшая жизни десятков тысяч людей. Особенно огорчает ухудшение здоровья детей. Статистика Тревожная ситуация с состоянием здоровья старшеклассников в последние годы сложилась вследствие растущего числа ряда хронических заболеваний; увеличения уровня психических расстройств;; учащения девиантных форм поведения, роста детской преступности,увеличения числа наркозависимых подростков; искажения медико-социального портрета старшеклассников; значительной степени ограничения возможностей социальной интеграции. Однако, в Конституции Республики Таджикистан среди прочих прав предусмотрено право ребенка на здоровье (статья): Цитата«Право на здоровье и право на образование тесно связаны. Прочное здоровье дает возможность успешно учиться, а знания позволяют сохранить здоровье, и наоборот, ослабленное здоровье может стать причиной непосещения школы вообще или частых пропусков, снижает способность усваивать знания и, соответственно увеличивает отсев. Дети, которые не имели возможности приобрести знания о здоровом образе жизни, наиболее вероятно будут страдать от отсутствия дородовой и послеродовой помощи, неполноценного питания, неудовлетворительной личной гигиены и злоупотребления алкоголем либо наркотиками. Образование является наилучшим средством профилактической медицины». Здоровье человека по своей сути является очень сложной категорией, и представляет собой результат взаимоотношения индивида с окружающей средой, включая условия его существования, побудительные мотивы его жизнедеятельности и мировосприятие в целом. При этом нужно обязательно учитывать, что каждое рассматриваемое явление, как правило, всегда шире, чем оно есть в восприятии.Человек, как биологическое существо, являетсяобъектом изучения многимиестественными (биология, антропология, физиология, медицина и др.) и общественными (социология, психология, философия и т.п.) науками. Но главной из них при изучении проблемздоровья человека является медицина, которая, исследуя болезни человекаможет иметь и другое наименование - «человекопатология». В медицине культивируются две стратегии достижения здоровья населения. Первая - через лечение заболевшего человека (этиопатогенетическая стратегия) и, вторая - сохранение здоровья практически здорового человека. В рамках первой стратегии возникло учение о болезни (патология) и клиническая медицина. Вторая стратегия до последнего времени развивалась только в рамках комплекса гигиенических дисциплин. Сложившаяся практикадемонстрирует невозможность только с помощью первой стратегии достичь желаемого результата. Несмотря на постоянно возрастающие возможности клинической медицины - спасать от смерти больных людей, радикальных изменений здоровья населения все же не происходит. Происходящие в современном мире процессы: ухудшение климата, природные катаклизмы, вызванные смещением земной оси, техногенные катастрофы, парниковые газы и прочее, неуклонно ухудшаютобщий уровень здоровья населения Земли, и при очевидном приросте населения количество неуклонно увеличивается число больных и инвалидов. С нашей точки зрения влияние на данную ситуацию может в корне усилить ее лишь при изменении отношения к этой проблеме на всех государственных уровнях, в том числе и образовательном. Отмечаемая в последние годы проблема ухудшения здоровья учителей и учащихся таджикских школ мотивирует на поиск действенных средств и методов выхода из сложившейся в народном образовании ситуации. В связи с этим приоритетной и действенной может стать идея внедрения в сферу образования валеологии - науки о здоровье, которая здоровье субъектов учебно-воспитательного процесса обозначит как приоритетную ценность, цель, средство и необходимое условие деятельности любого образовательного учреждения. Введение в школьное образование предмета «валеология» может быть объяснено непреодолимым стремлением обществак сохранению здоровья подрастающего поколения в условиях зачастую бездумно разрушаемой экологической среды, еще недостаточно должным уровнем доступности квалифицированной медицинской помощи широким слоям населения, продолжающимся ростом статистических показателей заболеваемости, низкой культурой здоровья. При валеологизации образовательной среды станет возможным не только сохранять или укреплять здоровье школьников в процессе их развития и роста, но и определённым образом осуществлять моделирование или даже конструирование их здоровья.По этой причине школьная валеологияявляется наиболее актуальной и востребованной дисциплиной, развивающей у детей осознанную потребность в здоровье и вырабатывающей практические навыки ведения здорового образа жизни.Именно это делает актуальной проблему формирования ценностного отношения к здоровью. Анализ научных исследований (А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, А.П. Сидельковский, М.Г. Яновская и др.) показал важность формирования ценностного отношения к природе и здоровью человека.Недостатком этих исследований является то, что они не выделяют и не описывают педагогические средства формирования отношения к здоровью, не рассматривают его сущность и место в структуре содержания образования. Сегодня понятие здоровья, как национальной ценности включено в содержание многих школьных курсов, не только в раздел общебиологических дисциплин, но и сферу гражданского образования. Однако, как нам кажется, чаще всего воздействие на учеников оказывается эпизодически, не целенаправленно. И причиной этому может служить недостаток научных педагогических исследований в данной области. С возрастом, по мере взросления, у школьников происходит переоценка жизненных ценностей. Наиболее продуктивным или сензитивным периодом в воспитании жизненных ценностей, развитии ценностных отношений к здоровью является ранний юношеский возраст, поэтому, объектом нашего исследования является учебно-воспитательный процесс по валеологии в старших классах. Объектом нашего исследования является обучение старшеклассников валеологии в школе. Предметом исследования является формирование у старшеклассников ценностного отношения к здоровью. Цель исследования: выявить педагогические условия и определить наиболее эффективные механизмы формирования у старшеклассников ценностного отношения к здоровью. В ходе проведения нашего исследования мы исходили из предположений, что процесс формирования ценностного отношения к здоровью будет успешным, если: формирование у старшеклассников ценностного отношения к здоровью будет рассматриваться, как одна из приоритетных целей образования и интегративное качество личности; целенаправленно будет развиваться потребность учащихся в овладении культурой здоровья, самоопределение и самореализация в ней. будет систематически актуализироваться мотивационная сфера школьников по отношению к здоровому образу жизни как к гармонизации с самим собой и с социумом; будут реализованы педагогические средства, обеспечивающие специфику развития ценностного отношения к здоровью: валеологизация содержания учебных дисциплин; использование здоровьесберегающих технологий; В соответствии с целью и гипотезой нами были поставлены задачи исследования: Определить сущность ценностного отношения к здоровью как интегративного качества личности. Проанализировать состояние проблемы формирования у старшеклассников ценностного отношения к здоровью в педагогической теории и практике. Выявить сущность сформированности у старшеклассников ценностного отношения к здоровью. Проанализировать динамику развития ценностного отношения к здоровью у старшеклассников в процессе учебно-воспитательной работы по валеологии. Исследование проводилось в три этапа: Первый этап (февраль - август 2001 г.) - поисковый, в процессе которого осуществлялся теоретический анализ литературы, определялись концептуальные подходы к разработке проблемы, разрабатывалась проблема исследования. Второй этап (сентябрь 2001 - май 2002 г.) - опытно-экспериментальный, в ходе которого было проведено констатирующее исследование, спроектирована модель формирования ценностного отношения к здоровью у старшеклассников. Третий этап (июнь - декабрь 2002 г.) - обобщающий, где был завершен преобразующий эксперимент, уточнены теоретические выводы и практические рекомендации для учителей валеологии и родителей; результаты иссле- дования были оформлены в виде диссертации. Экспериментальное исследование мы проводили на базе 10-11-х классов средней школы №84 Центрального района г. Волгограда. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме; наблюдение, индивидуальные беседы, анкетирование, сочинения, метод незаконченных предложений, метод моделирования и другие. Опытно-экспериментальная работа в свою очередь проводилась нами в три этапа. Первый ( констатирующий) был направлен на выявление уровня сформированности представлений о здоровье у старшеклассников. На втором (подготовительном) этапе осуществлялся поиск условий, необходимых для углубления, уточнения развития представлений старшеклассников о здоровье; велось апробирование различных форм и видов работы, позволяющих уточнить продуктивность условий и выбор наиболее эффективных из них. Третий (преобразующий) этап заключался в проведении опытно-экспериментальной работы, направленной на формирование у старшеклассников ценностного отношения к здоровью. ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ §1.1. Исторический анализ разработанности проблемы ценностного от-ношения к здоровью в древне-таджикской литературе Медицина является, бесспорно, одной из древнейших наук. На протяжении всей своей многовековой истории человечество было озабоченно проблемами своего здоровья. Менялись исторические эпохи, менялись методы и способы лечения, но, становясь все более и более совершенными и прогрессивными, они, по-прежнему, были направлены на одно – избавление больного человека от болезни и облегчение его страданий. Развитие и совершенствование медицины, и распространение новых медицинских знаний, и это понятно, не смогло бы осуществляться без письменности.С помощью письменности древние врачеватели, лекари, знахари записывали и распространяли методы и способы лечения различных хворей и болезней. Таким образом, появились первые письменные памятники произведений медицинского характера, что позволило и способствовало взаимообогащению различных народов в обмене все более расширяющимися медицинскими знаниями. В каждой стране зародились своеобразные медицинские школы, формировавшие свои профессиональные традиции и сохраняющие в секрете особо важные медицинские сведения лечебного характера, но, несмотря на это, в результате расширения культурных контактов и развития наук письменные медицинские труды становились достоянием все более широкого круга людей, а переводы на другие языки обогащали медицину других народов.Таким образом, медицина становилась международной наукой, а медицинская литература - важнейшей частью древне-таджикской литературы. Многовековая история таджикской медицины является ярким примером взаимообогащения соседствующих народов медицинскими знаниями. Таджикская медицинапервоначально не была самостоятельной системой знаний, ее корни, уходящие в глубину веков, приводят нас к греко-арабско-персидско-таджикской медицине. Этот симбиоз сходных, по сути, медицин, и исторически между собой связанных, в свою очередь, отслеживается от более древних цивилизаций Востока – Вавилона и Египта. Получив развитие в древней Греции и, в дальнейшем, обогащаясь в странах арабского Востока, Иране и Средней Азии, она с незапамятных времен была связана с индийской медициной, а в эпоху Сасанидов (III – VII вв. н.э.) произведения индийской медицины распространялись, благодаря переводам на среднеиранский язык. В эпоху Аббасидов наиболее значимые труды индийских медиков были переведены на арабский язык, а впоследствиии на фарси (персидско-таджикский язык). «В то время большую известность приобрели врачи – индийцы по происхождению – Солех ибн Бахла и Манка – Индиец (Монкха Ал-Хинди). Они писали по-индийски, а также переводили индийские медицинские труды на арабский язык». (Аредс А.К). Как уже было отмечено, на Востоке с самых древних времен уже существовали различные медицинские системы или школы. Наиболее распространенными и известными из них были арабская, персидско-таджикская и китайская медицинская система. Они, в свою очередь, разделялись на множество различных направлений, школ и течений, у которых были свои особенности и в которых развивались какие-либо определенные стороны или аспекты теории или практики врачевания. Перечень лечебных средств и методик врачевания, применяемых в каждой из медицинских систем, существенно различается. Это произошло оттого, что различались как теоретические основы этих систем, так и природные особенности стран, наличие тех или иных растений, животных, минералов, лежащих в основеприготовления лекарственных средств. Издаваемые медицинскими системами труды также различались и в описании лечебных свойств и особенностей применяемых веществ, растений и животных. Происходило это по причинамразличия климата, условий жизни, питания и т.д., потому что лекарственное вещество или продукт питания в зависимости от условийстраны оказывало характерное лечебное действие. Именно эти различия и отражены в описаниях свойств лекарственных веществ и продуктов различного происхождения. Медицинские системы по-разному определялии основную природу (естества) того или иного вещества. Например, в «Мухити Аъзам» определения основной природы ряда веществ даны по-разному в зависимости от направления медицинской школы – индийского или греческого, а в «Алфоз-ул-адвия» Нуриддина Мухаммада ибн Абдуллоха Хакима (составленного в 1620 году) говорится, что, например, кофе по своей природе холодный и сухой, вызывает бессонницу, вреден для нервов и уменьшает мужскую потенцию. Однако арабы, пьющие кофе в большом количестве отрицательных свойств его не замечают и вредных свойств не испытывают. Причиной этому, по всей видимости, служатособенности климата, в котором они живут и то, что они в основном питаются финиками, полезные свойства которого нейтрализуют вредные свойства кофе. Мировая наука единодушна в признании периодаX-XI веков среднеазиатским периодом. И это вполне заслуженно. В этом периоде в Мавераннахре (территория между реками Амударьей и Сырдарьей) появилась целая плеяда великих ученых-энциклопедистов, философов и поэтов, оказавших огромное влияние на развитие медицинской науки и древне-таджикской литературы. Среди ученых-медиков, сделавших выдающийся вклад в развитие арабской и персидско-таджикской медицины, выделяются несколько представителей медицинской науки и древне-таджикской литературыIX-XII веков, труды которых сыграли особо важную роль. Одним из таких выдающихся медиков являлся Абул-Хасан Али ибн Раббан Ат-Табари, в начале IX века написавший на арабском языке обобщающий труд по медицине своей эпохи «Фирдавс-ул-хикмат» - «Райский сад мудрости (исцеления)». Для его написания автор использовал множество различных медицинских источников, в том числе греческих и индийских. «Выдающийся ученый-энциклопедист средневековья, прославленный медик и врач-клиницист Абубакр Мухаммад ибн Закария Рози (IX-X вв.)во время написания своего большого труда «Ал-Хови» («Объемлющий») использовал комментарий индийского медика Сушруты к медицинским сведениям и предписаниям, содержащимя в «Ведах», Ибн Сино упоминает в своем «Ал-Каноне» некоего индийца (Ал-Хинди). (Мудрость веков). Абубакр Рози, будучи разносторонне одаренным и имевшим обширные познания в области полезности самых разнообразных лекарственных средств, был сторонником излечения больных самыми простейшими средствами, и рекомендовал, по мере возможности, пользоваться не лекарствами, а вести соответствующий образ жизни – применять оздоровляющие процедуры, упорядочить режим питания, соблюдать диету и т.п. Ему принадлежит высказывание: «Счастлив тот врач, который излечивает болезни диетой».Еще одним выдающимся врачевателем начала XVI века был целитель правителя Хорезма ибн Мухаммад Юсуфи, написавший в 1500 году трактат «Тибби Юсуфи» («Медицина Юсуфи»), в котором им даны основополагающие рекомендации по поддержанию здоровья. Например, «Если дорожишь здоровьем, то не ешь ты все подряд, Нельзя после винограда мясо вяленое есть, Кто поест, создаст угрозу он здоровью, жизни даже. Тот, кто в пищу потребляет слишком много чеснока, Зренья остроту утратит, плохо будет видеть ночью». Говоря о пользе физических упражнений ибн Мухаммад Юсуфи говорил: «Кто физической работой свое тело упражняет, Сердце и пищеварение он прекрасно укрепляет». (Капранов В. С.95) Однако не только врачи и лекари того времени были озабочены проблемами здоровья людей. Вопросам сохранения здоровья, соблюдению правил гигиены и чистоты уделяли свое внимание и классики древне-таджикской литературы. Здесь уместно упомянуть широко известное этико-дидактическое произведение «Кабуснаме», охватывающее важные вопросы воспитания и этики. Его автор Унсуралмаали Кайкавус написал этот труд в 1023-24 годах, посвятив его своему сыну Галаншаху. Здесь необходимо оговориться, что традиции сочинения назиданий для детей в персидско-таджикской литературе развивались и до Унсуралмаали. Но его заслуга в том, что он чрезвычайно расширил эту сферу, превратив ее в особый жанр наставления детям. Говоря, например, о сне и отдыхе он заключает: « Нужно брать привычкой вставать поутру, чтобы подниматься раньше, чем взошло солнце, дабы на восходе выполнить обязательно веление господа всевышнего» (Унсурмаали, С.46) или «Мудрецы говорят так: в сутках двадцать четыре часа, две трети бодрствуй, одну спи. Восемь часов надо заниматься служением господу всевышнему и хозяйством, восемь часов – весельем, шутками и увеселением души своей, а восемь часов надо отдыхать, чтобы члены тела, которые утруждали себя шестнадцать часов, отдохнули». (Унсурмаали, С.45). Продолжая разговор о сне и отдыхе, Унсурмаали наставляет, что «...дневного сна усиленно избегай, а если не сможешь, то надо спать немножко, ибо превращать день в ночь-не мудро, Обычай людей знатных и богатых таков, что летом в полдень они идут отдыхать, может быть, поспят, может быть, и нет. (Унсурмаали, С.46). Он же в главе десятой говорит «Знай, что у базарных людей такой обычай: есть пищу больше по вечерам, а это очень вредно, всегда у них (от этого) несварение желудка. У людей военных обычай такой, что они не смотрят, время или не время, как получат, так и поедят, а этот обычай домашнего скота, он тоже, как получит сено, так и поест. Люди же достойные и вельможи едят в сутки раз. Это путь воздержанности, но человек от этого слабеет и теряет силы. Поэтому надо устраивать так, чтобы уважаемый человек с утра закусывал наедине, и уже затем выходил и занимался своими хозяйственными делами до первой молитвы, и когда настанет этот назначенный для пищи час, прикажи позвать всех, кто есть с тобой вместе, чтобы они поели с тобой». (Унсурмаали, С.36-37). После Унсуралмаали этот жанр совершенствовался и развивался в творчестве других поэтов. Известный персоязычный поэт Индии Амир Хосров Дехлеви (1253 – 1325) в своих литературных трудах также обращал внимание на необходимость ведения здорового образа. В своем стихотворении «Назидание сыну», в частности, он пишет: «Обжорство и спячка позорят тебя, Они и с друзьями рассорят тебя». (Дехлави с.41) Справедливости ради следует сказать, что это стало возможным благодаря знаниям, полученным от выдающихся медиков той эпохи, которые доказали необходимость поддержания здорового образа жизни Продолжая антологию развития медицины необходимо упомянуть выдающегося ученого - медика Али ибн Аббоса Маджуси Ахвози (умершего в 994 году), автора большого медицинского труда «Комил-ус-синоат» - «Совершенный в искусстве (исцеления)», который включает в себя все разделы медицины той эпохи. Имеется несколько изданий его латинского перевода. Хорошо известен нам современник и, отчасти, учитель Ибн Сины – Абу-Сахл Иси ибни Яхъе Масехи Джурджони (умерший в 1003 году), автор медицинского труда «Ал-миа фи-синоат-ут-тиббия» - «Сто разделов в искусстве врачевания». Но особое место среди ученых средневековья занимает великий ученый –энциклопедист, медик, философ и естествоиспытатель Авиценна, под таким именем известный в Европе. Его полное имя Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (16 августа 980 – 18 июня 1037 гг.). Вклад Авиценны в развитие врачебной науки воистину огромен. Он преуспел в 29 отраслях знания. Умерший в самом расцвете сил, не дожив до своего 57-летия, он создал более 450 трудов, из которых до наших дней дошло лишь 274. Его фундаментальный труд – «Канон врачебной науки» - и сегодня служит настольной книгой для современных врачей. К примеру, описанный им метод диагностики по пульсу, по мнению многих известных современных врачей, невозможно ничем дополнить, настолько он полный, обстоятельный и исчерпывающий. Даже современная наука, оснащенная прогрессивной диагностирующей аппаратурой, не смогла расширить знания Авиценны в этом вопросе. Существует распространенное и весьма популярное мнение, что термин «медицина», якобы произошел от латинизированного «мадад Сина» (в переводе – исцеление от Сина) или от сокращенного «метод Сина». Его познания в области медицины кажутся безграничными. Он мог определять недуг по цвету кожи или мочи больного человека. Составленный им атлас содержит описание зависимости между цветом, температурой и здоровьем человека. До наших дней дошли легенды и предания о невероятных способностях Авиценны. Он первым в мире открыл и применил метод психодиагностики. На этот счет есть предание, рассказывающее о том, как Авиценне удалось определить душевную причину, приведшую больного юношу к телесному истощению. Произнося ряд слов, по измерению пульса он зафиксировал, какие из них провоцируют эффект, вызвавший заболевание. Очень серьезное внимание Авиценна уделял физическим упражнениям. Он считал их самым главным условием здоровья. Затем, по его мнению, следуют режим питания и сна. Он писал: «основное в искусстве сохранения гармонии – это уравновешивание необходимых факторов: уравновешенность натуры; выбор пищи; очистка от излишков; сохранение телосложения; улучшение того, что вдыхается через нос, приспособление одежды; уравновешенность физического и душевного движения».(Абу Али ибн Сина «Канон врачебной науки») За свой невероятный талант и заслуги Авиценна при жизни был удостоин ряда высоких и почетных титулов, таких как Худжа-тул Хакк (доказательство или авторитет истины), Шейх-ур-Раис (глава мудрецов), Хаками Бузург (великий исцелитель), Шараф-ул-Мулк (слава, гордость страны). Авиценна оставил после себя целую кладезь врачебных знаний. Через 500 лет после его смерти его труды изучали Леонардо да Винчи и Андрей Везалий. О нем в своей «Божественной комедии» писал Данте и в своих «Валенсианских безумцах» упоминал Лопе де Вега. В честь Авиценны известный натуралист Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые – Авиценния (Avicennia). Именем ибн Сина названа малая планета 2755 Avicenna. В Таджикистане в 2006 году его имя увековечили, переименовав пик Ленина на Памире в пик Абу Али ибн Сина. В ту же эпоху создавались многие другие медицинские труды, не столь выдающиеся по своему вкладу в медицинскую науку, но ценные своей систематизацией и кратким изложением основных положений медицины. Так, в 980 году создан древнейший из дошедших до нас медицинских трудов, написанных на таджикском языке (фарси) «Хидоят-ул-муталлимии фи-т-тибб», автор Абу-Бакр Рабъе ибни Ахмад Ахавайни Бухори (Бухарский). Низоми Арузи Самарканди в своем «Чахор макола» упоминает труд Ахавайни Бухори как «средний», то есть для изучения не начальной, а второй (средней) ступени медицинской науки той эпохи. Другим медицинским трудом, написанным также как и «Хидоят-ул-муталлимии фи-т-тибб» в 980 году в Средней Азии, является «Донишномаи Майсари» («Книга знания Майсари»). Ее автор Майсари Хаким написал свой труд в виде стихотворного трактата, состоящего из 4505 двустиший (то есть из 9010 строк). Трактат делится на 376 подзаголовков – разделов. Несколько позже Ибн Сины, в Средней Азии, Афганистане и Хорасане работали и другие выдающиеся врачи и ученые-медики. Так, например, в 1055 году был написан большой труд по фармакогнозии и фармакологии «Ал-абния ан хакоик ал адвия» («Основы истинных свойств лекарственных средств»), трактующий о свойствах простых (не составных) лекарственных средств. Его автор – Абу Мансур Муваффак ибни Али Хирави (из Герата). Этот труд сохранился до наших дней и издан был в Вене в 1859 году и Иране в 1966 году. В XI-XII веках большой вклад в развитие медицины внес Абу-Иброхим Исмоил ибни Хасан Ал-Хусайни Ал-Джурджони (1045 – 1137 гг.), автор «Захираи Хоразмшохи», большого энциклопедического труда по медицине, также написанного на таджикском языке (фарси «Захираи Хоразмшохи» включает в себя предисловие и девять книг. Предисловие начинается с описания природно-климатических условий Хорезма, говорится о неблагоприятной санитарной обстановке в городе из-за грязи и зловоний. Отмечается, что многие жители употребляют в пищу незрелые или, наоборот, перезревшие и испорченные плоды и фрукты, отчего в городе распространены инфекционные заболевания. В «Дастур-ул-илодж» (Руководстве к излечению), написанном в 1527 году в Средней Азии, автор – Султон-Али Тибиби Хуросони пишет о том, что он сорок лет изучал медицину и лечил людей в Самарканде, а также в Хорасане и Мавераннахре. Этот труд является по своей сути руководством по теории и практике медицины и состоит из предисловия и основных разделов. В предисловии, в частности, говорится о гигиене, профилактике болезней, сохранении здоровья. Вопросам гигиены автор уделяет большое внимание, говоря о чистоте воздуха, жилища, города. Он отмечает важность соблюдения гигиены одежды и пищи. По его мнению, люди должны постоянно соблюдать режим труда и отдыха в зависимости от времени года, соблюдать порядок применения слабительных средств для очищения организма, регулировать свое психическое состояние, а также он дает рекомендации по режиму дня для престарелых людей и т.п. В Китоб-ус-синоат – Книге искусства (врачевания) даются рекомендации по режиму для выздоравливающих людей. К примеру, даются советы о том, что необходимо пищу употреблять умеренно, в небольшом количестве, так чтобы только половина желудка была заполнена пищей, одна четвертая часть питьем, а оставшаяся часть желудка была пустой. Пища должна быть человеку по вкусу, легкой и быстро перевариваемой. Не рекомендуется употреблять вяленое или сильно пережаренное мясо. Из жиров отдавать предпочтение сливочному маслу, воду желательно пить дождевую, ту, что не соприкасалась с землей, из фруктов отдавать предпочтение гранату. Продолжая перечислять рекомендации книга советует постоянно помнить о вреде сильно горячей пищи, вставать из-за стола с легким чувством голода, тщательно пережевывать пищу, не употреблять пищу, не вызывающую аппетит, поскольку она может вывести организм из равновесия и стать причиной появления грыжи, очередную порцию пищи следует принимать только после переваривания предыдущей. Если после приема пищи человек приляжет отдохнуть, нужно лежать, не ворочаясь, иначе пища будет плохо перевариваться. Подушка должна быть высокой, продолжительность сна должна быть до полного отдохновения, вредно излишнее лежание, дремота или продолжающийся сон расслабляют, притупляют чувства. С другой стороны, вредно и бодрствование по ночам, отчего много различных напастей. Пищу нужно принимать в спокойном состоянии, после приема пищи нельзя сразу приниматься за работу или другое занятие. Поскольку в результате физических нагрузок тело человека становится горячим, нельзя сразу пить воду или есть сырые овощи и фрукты. Трактат Тибби Юсуфи – Юсуфова медицина, написанный с стихотворном виде, дает обширные рекомендации по самым различным вопросам, относящимся к здоровью. В наставлениях по режиму питания и питья, в частности, говорится о приеме в пищу продуктов благотворно влияющих на сохранение и укрепление здоровья: пшеничного хлеба, выпеченного на углях тануре (печи), риса, нахуда (гороха), мяса годовалового барана или козла, яичницы из полужаренных яиц. Рекомендуется их плодов и фруктов употреблять сочные сладкие дыни, спелый виноград, сладкие яблоки, груши, гранаты без косточек, спелый инжир. Запрещается использовать лекарственные средства на основе мака, салат, шпинат и т.п. употреблять лишь по необходимости. Принимать пищу и питье нужно только при появлении чувства явного голода или жажды, а прекращать прием пищи следует, когда желудок не заполнен полностью, вредно также растягивать время приема пищи, что равносильно перееданию. Следует особо отметить, что в те времена не существовало единого мнения по вопросу частоты или кратности приема пищи. Одни врачи считали, что пищу следует принимать три раза за два дня: в первый день утром и вечером, во второй день – в полдень, такого мнения придерживался, к примеру, Авиценна. Другие врачи советовали принимать пищу два раза в день, с перерывом между приемами пищи не менее шести часов, кто-то советовал прием пищи один раз в сутки, но все они были единодушны в том, что пища должна быть вкусной, вызывать аппетит, быть не обильной, ограниченно кислой, сладкой или соленой, разнообразной. Рекомендуется вкус одной пищи компенсировать вкусом другой, например, вред сладкой пищи можно устранить кислой, безвкусную еду можно слегка подсолить. Важный момент содержится в совете не ограничивать себя в еде во время здоровья, так как воздержание в этот период равносильно невоздержанности во время болезни. Рекомендации древних врачей лежат в основе современной диетологии: нельзя одновременно или непосредственно одно за другим употреблять пресное молоко и кислую пищу; молоко и куриное мясо; лук и мяту; бобовые и кислое молоко; дыню и мед; уксус и рис. Дается запрет на смешивание колодезной воды с речной водой. Лучшей из них считается речная вода, а лучшей речной водой считается та, что течет по чистой земле или по камням, течет под наклоном с высоты, ее источник находится далеко от места использования, она легкая по весу, течет большой струей и с сильным течением, содержит мало солей (пресная), течет с юга на север или с запада на восток. Таким требованиям, по их мнению, соответствуют Ганг и Нил. Вода из источника (родника, ключа) не имеет таких качеств, поскольку не подвергалась воздействию воздуха и солнца, которые ее очищают. Советуется не пить воду сразу после употребления плодов и фруктов, особенно после дыни, а также после бани. В ту эпоху были составлены многие медицинские произведения, однако до наших дней сохранилась, по-видимому, лишь небольшая их часть и в них большое внимание, среди прочего, уделяется вопросам сна и бодрствования. Современные рекомендации по прекращению употребления пищи после 18-00 часов полностью совпадают с мнением древних врачей, они также считали лучшим временем для сна состояние после опущения пищи вниз желудка. По их мнению, вреден сон на пустой желудок, вреден дневной сон, если он не стал привычным для организма, в особенности в холодное время года. Не рекомендуется много спать людям с холодной натурой, начинать сон следует на правом боку, затем на левом, живот держать в тепле, сон на животе способствует хорошему усвоению пищи, на спине спать вредно с полным желудком, поскольку блокируются сосуды, идущие из мозга в спину, это вызывает тяжелый сон и, как следствие, эпилепсию и онемение. Вредно ночное бодрствование, влияющее на зрение, вреден утренний сон, так как к этому времени желудок становится пустым и должен быть прием пищи. Благоприятно настраивает на сон приятная, негромкая музыка, журчание ручья или реки, масс....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Международно-правовые основы правосубъектности Республики Таджикистан и ЕС
- Воспитание ценностного отношения к семейным традициям детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения
- Теоретические основы воспитания у младших школьников ценностного отношения к семье в условиях взаимоотношения семьи и школы