VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование у детей 6-7 лет ответственности в процессе совместной деятельности со сверстниками

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012592
Тема: Формирование у детей 6-7 лет ответственности в процессе совместной деятельности со сверстниками
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИфедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего образования 
«Тольяттинский государственный университет»
     
     ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
     Кафедра «Дошкольная педагогика и психология»
     44.03.02 Психолого-педагогическое образование
     Психология и педагогика дошкольного образования
     

БАКАЛАВРСКАЯ  РАБОТА

на тему ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СВЕРСТНИКАМИ

Студент(ка)
В.А. Михайлова



Руководитель
В.В. Щетинина



Консультант





     
Допустить к защите
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор, О.В. Дыбина      ________________

 «_____»______________________2016г.

     
     Тольятти 2017


Оглавление
Введение……………………………………………………………………...
3
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет ответственности в процессе совместной деятельности со сверстниками

8
 1.1 Проблема формирования у детей у детей 6-7 лет ответственности в современных исследованиях ………………………………..…………....

8
1.2 Организация совместной деятельности детей 6-7 лет со сверстниками как психолого-педагогическая проблема .............................

18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет ответственности в процессе совместной деятельности со сверстниками ...........................................................................................


23
2.1 Исследование уровня сформированностиу детей 6-7 лет ответственности в процессе совместной деятельности со сверстниками..

23
2.2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет ответственности в процессе совместной деятельности со сверстниками..

41
2.3 Выявление динамики в уровне сформированностиу детей 6-7 лет ответственности в процессе совместной деятельности со сверстниками..

45
Заключение .…………………………………………………………….........
52
Список используемой литературы …..…………………….……………….
54
Приложение ………………………………………………..………………...
58
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Введение
     
     В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)у выпускника дошкольного учреждения должны быть сформированы необходимые личностные качества.В дошкольном возрасте зарождаются основы личности человека. Раннее развитие понимания важности благоприятных межличностных отношений закладывает определенную культуру таких отношений, что позволяет человеку в будущем достигать значительных успехов в освоении окружающей действительности. Благодаря сформированным основам межличностной культуры ребенок в дальнейшем лучше адаптируется к новым социальным условиям. 
     Дети в процессе обучения приобретают не только знания, умения и навыки, но и качества личности. В условиях дошкольного образования требования к уровню подготовленности воспитанников для последующего обучения выражаются именно в социальном развитии. Под социальным развитием следует понимать способность ребенка дошкольного возраста к социальной адаптации в обществе сверстников, его духовно-нравственное становление.  Именно в дошкольные годы, как показывают специальные исследования А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович завязываются первые отношения между детьми.
     Группа детского сада первичная социально – психологическая общность, первое «детское общество», которое оказывает, наряду с семьёй, определяющее влияние на становление личности дошкольника. Становление личности в группе во многом зависит от того, какие отношения складываются между её членами, поэтому важно изучать особенности межличностных отношений дошкольников. Исследованиями данной проблемы занимались Спиваковская, Божович, Лисина. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения строить межличностные отношения, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвимым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в конфликтах, замкнутости. Поэтому взрослым необходимо помочь ребёнку, научить его налаживать отношения с окружающими, чтобы этот факт не стал тормозом на пути развития личности.
     Как личностное качество ответственность является регулятором деятельности и поведения людей. Степень ее развития определяет отношение человека к общественным нормам, своим обязанностям, выбор им жизненной позиции и правильной линии поведения. Высокий уровень ответственности предписывает личности принятие социально значимых норм, принципов как должных, осуществление деятельности в соответствии с поставленными задачами и предъявляемыми требованиями, необходимость отвечать за свои действия, поступки.
     В педагогических и психологических исследованиях (З. Н. Борисовой, К. А. Климовой, В. К. Котырло) показано, что ответственность детей, начиная со старших дошкольников,- не случайное, эпизодическое явление, а относительно стойкое образование - формирующееся качество. Она проявляется во взаимоотношениях с окружающими людьми (родителями, воспитателями, детской группой) при оказании с их стороны значимого для ребенка доверия и предъявлении к нему определенных требований. Принятие их во многом зависит от эмоционального отношения дошкольника ко взрослому или сверстникам, от характера их взаимоотношений. Эмоциональная расположенность ребенка к близким людям побуждает его к ответственному выполнению заданий и распоряжений. Дошкольник охотно и с радостью откликается на просьбы людей, взрослых и сверстников, которых он любит и уважает.
     В повседневной жизни детям приходится делать и то, что в данный момент делать не хочется. Во имя этого приходится отказываться от чего-то интересного и приятного, преодолевать трудности. И тут, безусловно, требуется мобилизация волевых усилий, определенное самоограничение. Вот почему психологи считают, что в ответственности уже на этапе дошкольного детства реализуется способность детей регулировать свое поведение. Уровень этой способности обусловлен отношением ребенка к требованиям, заданиям взрослого или сверстников и сформированностью у него определенных механизмов управления собой. Однако, как известно, даже у старших дошкольников механизмы саморегуляции развиты недостаточно. Поэтому интерес к заданию, к процессу его выполнения - важный стимул для повышения уровня произвольной регуляции поведения ребенка.
     Воспитание ответственности у дошкольников предполагает формирование у них способности самостоятельно и заинтересованно заботиться об успешном выполнении распоряжений и заданий, важность которых они осознали, предусматривает активизацию у дошкольников переживаний удовлетворенности и неудовлетворения по поводу выполнения обязанностей и результатов общих дел, включает развитие готовности ответить за качество выполненной работы.
     Цель исследованиясостоит в выявлении возможностей совместной деятельности со сверстниками в формирования у детей 6-7 лет ответственности.
     Объект исследования–процесс формирования у детей 6-7 лет ответственности.
     Предмет исследования–процесс формирования у детей 6-7 лет ответственности в процессе совместной деятельности со сверстниками.
     Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирования у детей 6-7 лет ответственности в процессе совместной деятельности со сверстниками возможно, если:
     1) определены компоненты ответственности, задания обеспечивающие их освоения детьми и методы руководства детьми с учетом возрастных особенностей детей 6-7 лет;
     2) определены этапы и содержание работы с детьми с учетом механизма нравственного воспитания и логики освоения навыков сотрудничества (мотивационный, когнитивный, деятельностный).
     В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
     1) выявить степень изученности проблемы в современных исследованиях, определить понятийно-категориальный аппарат исследования; 
     2) выявить уровень сформированностиответственности у детей 6-7 лет;
     3) определить и апробироватьэтапы исодержание работы с детьми в по формированию у детей 6-7 лет ответственности в процессе совместной деятельности со сверстниками.
     4) выявить динамику в уровне сформированностиответственности у детей 6-7 лет после проведенной работы.
     Теоретической основой исследования
     –механизм нравственного воспитания дошкольников (С.А, Козлова);
     –развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятии (Л.С., Римашевская) 
     – формирование ответственности у дошкольников (Божович Л.И., Выготского Л.С., Гамезо М.В., Добсон Дж., Ушинского К.Д., Шипилиной Л.А., Эльконина Д.Б.,Борисова З.И., КлимовойК.А.,Муздыбаев К.,Славина  Л.С.,МакаренкоА.С., Селиванов В.И., Горбачевой В.А.).
     Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
     – теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах бакалаврской работы); 
     – эмпирические (беседы с детьми); констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); 
     – методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
     Новизна исследования:выявлена степень исследования проблемы в современных исследованиях, доказана возможность формирования ответственности в процессесовместной деятельности со сверстниками у детей 6-7 лет в созданных психолого-педагогические условиях.
     Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были охарактеризованы психолого-педагогические условия формирования ответственности у детей 6-7 лет в процессесовместной деятельности со сверстниками, уточнены критерии и показатели проявления ответственности у детей 6-7 лет, охарактеризованы уровни.
     Практическая значимостьданной работы определяется тем, что педагоги могут использовать разработанные в исследовании: комплекс диагностических методик по выявлению у детей 6-7 лет уровня сформированностиответственности у детей 6-7 лет в процессе совместной деятельностисо сверстниками; комплекс заданий по формированию ответственности у детей 6-7 лет в процессе совместной деятельностисо сверстниками.
     Экспериментальная база исследования:д/с № 194 «Капитошка» АНО ДО «Планета детства «Лада»г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей 6-7 лет (20 детей – экспериментальная группа, 20 детей – контрольная группа), 4 воспитателя.
     Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (44 наименования), 5 приложений. Текст иллюстрирован 6 рисунками, 9 таблицами.
     
     


      Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет ответственности в процессе деятельности со сверстниками
1.1 Проблема формирования у детей 6-7 лет ответственности в процессе совместной деятельности со сверстниками
     Для изучения данной проблемы, необходимо раскрыть такое понятие как «ответственность», его составляющие компоненты и необходимые качества личности.
     Ответственность — способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми в обществе или коллективе социальными, нравственными и правовыми нормами и правилами, чувством долга. Воспитание ответственности у растущего человека — актуальная задача современной школы. [1, С. 102]
     Во время принятия решения, ребёнок выбирает между своими индивидуальными интересами, желаниями и интересами общества, обусловленными моральными и нравственными принципами. В качестве составляющих компонентов ответственности выступают такие личностный качества, как: честность, справедливость, принципиальность, готовность отвечать за последствия своих действий. Данные качества не могут реализоваться успешно, без гуманных чувств, которые должны воспитываться у ребенка с ранних лет жизни. Для исполнения каких-либо обязанностей требует проявления волевых качеств: настойчивости, усердия, стойкости и выдержки. 
     А.И. Ореховский утверждал, что «Ответственность теснейшим образом сопряжена со свободой личности в обществе. Там, где нет разумной свободы, не может быть позитивно решен и вопрос об эффективном функционировании механизма ответственности» (2)
     В период дошкольного времени, взаимодействие и общение с взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития дошкольникам уже недостаточно общаться только с взрослыми людьми, так как самые наилучшие отношения ребенка с взрослым остаются неравноправными, потому что взрослый воспитывает и учит, а ребенок ? подчиняется и учится. В ситуации взаимодействия со сверстниками дошкольник более самостоятелен и независим [14]. 
     Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами дети дошкольного возраста обретают такие качества, как взаимное доверие, добросердечность, стремление к совместной работе, способность дружить, отстаивают свои права, рационально решают возникающие конфликты. Ребенок, обладающий позитивным опытом взаимодействия с ровесниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, таким образом, растет его творческая независимость, социальная компетенция [6]. Л.С. Выготский, писал: «...через других мы становимся самими собой». «Личность становится для себя тем, что есть она в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности.».. [15]. 
     В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что в общении со сверстниками у детей происходит обогащение образа себя, формируется способность к сопереживанию (В. В. Абраменкова, С. Г. Якобсон); критичность суждений и действий, независимость (Е. В. Субботский); происходит усвоение норм поведения, формирование ценностных ориентаций, адекватной самооценки, корректировка влияний неблагополучия в семье (А. А. Рояк); самоутверждение, признание другими своей собственной значимости (Е. О. Смирнова); речь (А. Г. Рузская); моральная саморегуляция (С. Г. Якобсон, В. М. Холмогорова); самосознание и самооценка (М. И. Лисина). Общение со сверстниками является школой социальных отношений (B. C. Мухина). Оно стимулирует преодоление ребенком эгоцентрической позиции, возникновение кооперативно-соревновательного сотрудничества, формирует способность учитывать в своей деятельности позицию и результаты действий партнера (Е. Е. Кравцова). Общение с другими детьми помогает дошкольнику лучше выделить и осознать самого себя, обрести инициативность и самостоятельность. Повторяя одни и те же движения и звуки, дети как бы отражают друг друга, становятся своеобразным зеркалом, в котором можно увидеть самого себя. Дошкольник, «смотрясь в сверстника», лучше выделяет в самом себе конкретные действия и качества. 
     Исходя из этого, можно полагать, что присутствие и сверстников в процессе взаимодействия является необходимым условием формирования саморегуляции и произвольности [9]. Ряд исследователей (Т. Н. Бабаева, Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, Т.А. Репина) утверждают, что детские отношения ? та сфера нравственного воспитания, которой необходимо заниматься, чтобы не упустить благоприятный период развития личности. Стержнем и показателем нравственного развития личности считается гуманистический характер ее отношения к людям, к самой себе. С точки зрения гуманизма данная позиция выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброжелательности. В психологических исследованиях описано, что уже в дошкольном возрасте имеются весьма существенные индивидуальные варианты отношения к сверстникам, где личность ребенка проявляется наиболее ярко. Далеко не всегда отношения с другими складываются легко и гармонично. Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений. Психологической основой индивидуальных вариантов отношения к сверстнику является различная выраженность и разное содержание предметного и личностного начала. Как правило, проблемы и конфликты между детьми, которые порождают тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх), возникают в тех случаях, когда доминирует предметное, объектное начало, т. е. когда другой ребенок воспринимается исключительно как конкурент, которого нужно превзойти, как условие личного благополучия или как источник должного отношения. Эти ожидания никогда не оправдываются, что порождает тяжелые, разрушительные для личности чувства. Такие детские переживания могут стать источником серьезных межличностных и внутриличностных проблем уже взрослого человека [8]. 
     В исследованиях Я. Л. Коломинского описаны причины конфликтов между детьми, которые могут быть «из-за игрушек»; «из-за ролей и правил игры»; «разрушение игры», «по поводу выбора общей темы игры», «по поводу состава участников игры», «по поводу сюжета игры», «по поводу правильности игровых действий» [24].
     Особенности отношения дошкольника к сверстнику заключаются в том, что недоброжелательность проявляется в форме драчливости, неуступчивости, агрессивности; доброжелательность ? взаимопомощи, отзывчивости, в умении откликнуться и разделить их радости и огорчения, в игре характерна последовательность при выборе темы игры, справедливое распределение привлекательных ролей, принятие равных прав сверстников на участие в совместной игре и критическое отношение к собственным несправедливым поступкам.
     Психологические условия коммуникативно-личностного развития старшего дошкольника, в настоящее время являются объектом пристального внимания в психологии, в связи с увеличением за последние десятилетия суицидальных склонностей детей и подростков, что на наш взгляд может быть связано с нарушениями в коммуникативной успешности, которая по нашему мнению, может быть детерминирована воспитательной стратегией семьи.
     Сложность и многоаспектность психологических условий как предмета исследования коммуникативно-личностного развития побуждает, психологов и педагогов к выработке комплексной методологии, способной охватить их как общие, так и специфические особенности.Вместе с тем, признание важности родителей как потенциальных носителей паттернов общественного сознания добродетелей, идеалов, знаний, морали в контексте культурной картины социума неоспоримо.
     
     1.2 Организация совместной деятельности детей 6-7 лет со сверстниками как психолого-педагогическая проблема
     В 6-7-летнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими [36, С. 78].
     В старшем дошкольном возрасте у ребенка развиваются:  память, внимание, мышление, воля, способность уживаться в коллективе. 
     Развитие каждого из этих аспектов зависит в большей мере от родителей. 
     Особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста во многом зависят от степени внимательности ребенка. От умения внимательно выслушать задание зависит качество его выполнения. Внимание способствует усидчивости, что очень важно в школьной жизни. Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность сознания. Такой фокус на определенных предметах имеет избирательную направленность и способствует формированию индивидуального отношения к ним.
     Непроизвольное внимание. Характеризуется отсутствием сознательного выбора человека. Возникает при появлении воздействующего раздражителя, который заставляет на мгновение отвлечься от повседневных дел и переключить свою психическую энергию. Этим видом внимания трудно управлять, поскольку оно напрямую связано с внутренними установками личности. Объектами непроизвольного внимания могут стать: неожиданный шум на улице или в помещении, новый человек или явление, которое появилось перед глазами, любые движущиеся предметы, психическое состояние человека, индивидуальное настроение.
     Непроизвольное внимание ценно своей непосредственностью и естественностью возникновения, что обеспечивает всегда живой эмоциональный отклик. Но, в  то же время, оно способно отвлекать личность от выполнения насущных задач, решения значимых проблем.
     Как правило, у детей – дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Воспитатели детских учреждений, конечно, согласятся с тем, что привлечь их внимание можно только яркими интересными образами и событиями. Именно поэтому занятия в детском саду так изобилуют красивыми персонажами, привлекательными заданиями, огромным простором для фантазии и творчества.
     Произвольное внимание. Характеризуется сознательным удержанием сосредоточенности на объекте. Произвольное внимание начинается тогда, когда появляется мотивация, то есть, человек понимает и сознательно концентрирует на чем – либо свое внимание. Устойчивость и усидчивость являются его неотъемлемыми атрибутами. Для того, чтобы необходимое действие выполнялось, от личности требуется предпринять волевое усилие, прийти в состояние напряжения, активизировать психическую активность.
     Однако следует помнить о том, что длительная концентрация произвольного внимания приводит к состоянию усталости, даже сильного переутомления. Поэтому между серьезной интеллектуальной работой рекомендуется делать разумные перерывы: выходить на улицу дышать свежим воздухом, делать несложные физические упражнения, зарядку. А вот читать книги на отвлеченные темы не нужно: голова не успеет отдохнуть, кроме того, наличие лишней информации может спровоцировать дальнейшее нежелание возвращаться к делам. Замечено, что сильный интерес побуждает  к  деятельности, активизирует работу мозга, и к этому можно и необходимо стремиться.
     Послепроизвольное внимание. Характеризуется отсутствием напряжения у субъекта деятельности при выполнении задачи. В данном случае достаточно сильна мотивация и желание достичь конкретной цели. Этот вид внимания отличается от предыдущего тем, что внутренняя мотивация преобладает над внешней. То есть, человеком, его сознанием руководит не социальная необходимость, а индивидуальная потребность в действии. Такое внимание весьма продуктивно сказывается на любой деятельности, дает значительные результаты.
     Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста характеризуется скачкообразным направлением: они могут делать быстрые успехи в зависимости от того, сколько с ними заниматься. Если родители посвящают учебе много времени, процесс двигается довольно быстро.
     Речь детей становится более связной, ее грамматический строй совершенствуется. Эгоцентризм речи сходит на нет. Она становится не только средством коммуникации, но также и важным орудием мыслительного процесса.
     В дошкольном детстве также развивается и совершенствуется качественно новый процесс, к этому возрасту начинающий играть ключевую роль в развитии ребенка – воображение.
     Оно может носить как познавательный, так аффективный характер. То есть, в зависимости от ситуации может как способствовать интеллектуальному развитию ребенку, так и становиться источником положительных эмоций.
     Воображение как психический познавательный процесс  выполняет основную задачу отражения объективной реальности. Человеческий мозг способен полноценно воспринимать информацию только тогда, когда она ему по – настоящему интересна. 
     Среди основных функций принято выделять следующие:
     * Целеполагание и планирование. Прежде, чем взяться за какое – то дело, человеку необходимо представлять его конечный результат. В отдельных случаях от способности прогнозировать и выстраивать последовательность шагов зависит успешность предприятия. Воображение здесь выступает связующим звеном между желаемой целью и конечным продуктом деятельности. В данном случае оно конкретно, не имеет ничего общего с фантазиями. Мечта может вести человека к новым свершениям, но только в том случае, когда он готов действовать, предпринимать практические шаги в желаемом направлении.
     * Познавательная функция. Никакая деятельность невозможна без постоянной работы над собой. Чем бы ни был занят человек, для успешного становления ему всегда требуется продуктивная деятельность. Потребность узнавать новое, совершенствовать свои навыки  и умения приводит к процессу активизации познавательной активности.
     * Приспособительная функция. Данная функция заключается в необходимости объяснить себе непонятные явления. Так в древности люди создавали легенды и сказки, используя воображение, чтобы минимизировать собственный страх перед неизвестным.
     * Психотерапевтическая функция. Воображение может успешно использоваться человеком в качестве психологической защиты, когда он «придумывает» несуществующие реалии таким образом, чтобы они соответствовали его внутренней готовности воспринимать окружающий мир. Терапевтическая направленность находит выражение в сублимированных образах, обозначении и признании собственных чувств.
     На основе восприятия ребенка его окружением у ребенка формируется самооценка, которая выражает его отношение к самому себе. Впоследствии на самооценке ребенка будут сказываться главным образом его достижения, а также уровень самопритязаний. Но в этом возрасте на самооценку влияет то, каким ребенка видят его близкие и родные.
     Также как и раньше, ведущим видом деятельности в возрасте от 5 до 6 по-прежнему остается игра. Однако по мере взросления ребенка она приобретает новые, ранее не характерные ей черты. Сюжетно-ролевые игры детей наиболее активно входят в жизнь ребенка, начиная со старшего дошкольного возраста.
     Их отличительной особенностью становится то, что ребенок уже не выполняет определенный набор действий, а моделирует свое поведение, подстраивая под роль, которую играет. В игре проявляются такие черты, как сюжет и содержание. Содержание игры показывает, что именно лежит в основе игровых действий. Как правило, дети способны уловить лишь видимую, внешнюю сторону, однако они достаточно четко понимают, что делают представители тех или иных профессий, различных социальных групп и т.д. Сюжет позволяет структурировать игру, упорядочить действия ее участников.
     Обладая достаточным опытом предметной деятельности, дети 6 лет активно используют в процессе игры не только сами предметы, но и их замещающие. Таким образом происходит формирование мнимой ситуации (или воображаемой), где ребенок использует уже имеющийся и приобретает новый опыт. Тем не менее, взаимоотношения детей носят вполне реальный характер. Кроме того, участвуя в сюжетно-ролевых играх, ребенок учится согласовывать и координировать свои действия с другими участниками процесса, приобретая важные для себя навыки социализации.
     В старшем дошкольном возрасте происходит подготовка ребенка к началу школьной жизни. Однако, наряду с интеллектуальной активностью, немаловажную роль играет также мотивационная основа, физическая и социальная готовность к школе.
     Несмотря на то, что ребенок обладает еще достаточно скромным жизненным опытом, а критичное восприятие себя и окружающих еще не выработано, очень важно позаботиться о том, чтобы ребёнок начал проявлять самостоятельность. Для этого очень важно создать максимально доверительные отношения со своими детьми. В семьях, где родитель занимает позицию недосягаемого авторитета, ребенок 5-6 лет будет ощущать себя полностью зависимым от него и даже не попытается высказать собственное мнение, принять решение и т.д.
     После того, как статус ребенка в коллективе сверстников растет, его самооценка перестает зависеть от его восприятия родителями. Именно поэтому так важно уже в раннем возрасте поддерживать ребенка, помогая ему поверить в себя. Однако стоит помнить о том, что работа с самооценкой разнополых детей требует разного подхода: мальчик значительно отличается от девочки.
     
     1.3 Специфика психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет ответственности в процессе взаимодействия со сверстниками
     
     Для формирования коммуникативного общения воспитанника дошкольного образовательного учреждения необходимо создать соответствующие педагогические условия. Рассмотрим систему педагогических условий, которая способствует не только формированию коммуникативного общения детей, но и его улучшению.
     Во-первых, это организационно-управленческий уровень: совершенствование системы управления дошкольным образовательным учреждением, повышение эффективности педагогической деятельности; создание комфортного психологического микроклимата в дошкольном образовательном учреждении; готовность педагогического коллектива к формированию коммуникативного общения детей; организация воспитательного-образовательного пространства и развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, способствующей улучшению коммуникативного общения дошкольников; социальное партнерство педагогов и родителей при формировании коммуникативного общения детей.
     Во-вторых, это методический уровень: разработка моделей занятий, способствующих формированию коммуникативного общения дошкольников; разработка системы работы дошкольного образовательного учреждения по улучшению коммуникативного общения детей, подбор специальных технологий для погружения педагогов, детей и родителей в коммуникативную деятельность; выбор технологий воспитания и обучения, адекватных типу межличностных отношений педагогов и воспитанников.
     В-третьих, это личностно-деятельностный уровень: формирование потребности общения; коммуникативных мотивов; воспитание способности к сопереживанию, эмпатии; формирование положительной «Я-концепции».
     В отличие от малышей исполнительность шестилетнего ребенка (классифицируемая нами как средний уровень развития ответственности дошкольника) уже достаточно осознанна. Он понимает и может объяснить, почему надо стараться выполнить задание хорошо — чтобы помочь уставшей маме, чтобы не огорчать воспитателя, чтобы порадовать маленькую сестричку.
     Добросовестных детей старшего дошкольного возраста отличают от младших дошкольников еще и настойчивость, терпение, целеустремленность, проявляемые ими при столкновении с трудностями. Они обращаются за помощью только после неоднократного приложения самостоятельных усилий, не увенчавшихся успехом. Прилежание старших дошкольников включает в себя и отношение к результатам собственной деятельности, к оценке ее окружающими. При неудовлетворительном качестве работы, а также при замечаниях и порицаниях взрослых или сверстников они огорчаются, смущаются, испытывают недовольство собой, стыд.
     Однако не все дети могут самостоятельно представить последствия для окружающих людей формального, небрежного выполнения ими задания. Поэтому очень важно обращать их внимание на ситуации, когда в результате небрежного отношения к работе кого-то из детей страдают остальные, например: кому-то из ребят досталась плохо промытая, склеенная кисточка, которой невозможно рисовать, кому-то не было положено необходимое для занятия пособие, кто-то отказался помочь другому. При этом взрослый должен зафиксировать внимание дошкольников на затруднительном положении пострадавшего, на его эмоциональном состоянии (огорчился, обиделся, расплакался), подчеркнуть, что, плохо выполнив свои обязанности, дежурный подвел своего товарища. Делая замечание ребенку, небрежно выполнившему задание, важно вызвать у него чувство смущения, вины: Дети очень огорчатся, увидев как небрежно и некрасиво ты расставил игрушки на полках. Пережив неприятные ощущения неловкости, стыда, дошкольники будут стараться избежать их в последующих аналогичных ситуациях. Важно также акцентировать внимание детей на хорошо, тщательно выполненной работе, которая приносит окружающим не только существенную пользу, но и повышает их настроение, доставляет радость: Мама очень обрадуется, когда увидит, какую красивую открытку ты для нее сделал. Работа, переживаемая дошкольниками их отзывчивее, добрее.
     Как известно, развитию гуманных чувств ребенка способствует любящее отношение к нему близких взрослых (родных, воспитателей). Забота, внимание взрослого к ребенку вызывают у него не только чувство привязанности, симпатии, но и стремление ответить тем же. Известно, что если между педагогом и воспитанником складываются доверительные, теплые отношения, то ребенок становится более восприимчивым к слову взрослого, более внимательным и предупредительным к нему. Если дошкольник спешит рассказать воспитателю о себе, своих Слизких, своих впечатлениях, переживаниях и при этом ожидает от него соответствующего отклика, сопереживания, то это означает, что ребенок любит взрослого и доверяет ему.
     К установлению теплых взаимоотношений со взрослым особенно тяготеют застенчивые, робкие, боязливые дети. Они нуждаются в эмоциональной поддержке воспитателя, в его понимании и сопереживании, но не всегда могут самостоятельно установить контакт со взрослым. Если воспитатель доброжелателен, чуток по отношению к таким детям, они отвечают глубокой привязанностью и особым доверием. Каждое поручение любимого воспитателя стараются выполнить как можно лучше. При этом пользуются не только заданными способами, но и проявляют элементы инициативы, творчества, демонстрируя высокий и средний уровни ответственности.
     Постепенно у старших дошкольников складываются деловые отношения со взрослым. Это способствует осознанию ребенком обязательности своевременного и качественного выполнения порученного дела. К. мотивам ответственного поведения, вытекающим из непосредственных отношений с окружающими людьми (любовь, привязанность, желание заслужить доверие, одобрение), присоединяется заинтересованность в добросовестном выполнении поручений.
     Между тем в каждой группе есть дети, которые редко контактируют с воспитателем, обращаются к нему лишь в крайних случаях —за помощью, посредничеством. Это замкнутые, необщительные мальчики и девочки, которые всегда держатся в сторонке, особняком. Если воспитатель не проявляет по отношению к ним повышенного внимания и чуткости, он не обретает расположения таких детей. А если воспитанники равнодушны, безразличны к воспитателю, то, как правило, и его требования, задания выполняют на низком уровне, т. е. формально, небрежно.
     Отсюда можно сделать вывод, что теплые отношения со взрослым, в основе которых лежат чувства взаимной симпатии, любви, доверия, определяют готовность ребенка откликаться на просьбы и поручения близкого человека.
     А деловые отношения подводят дошкольников к пониманию значимости и необходимости ответственного выполнения порученного дела. Поэтому воспитатель должен пересмотреть систему своих взаимоотношений с детьми и постараться установить доверительные или деловые отношения с каждым ребенком. Перестройка взаимоотношений с дошкольниками должна предусматривать: во-первых, замену жестких воздействующих обращений взрослого {приказ, распоряжение, указание.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44