VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование экологического отношения к природе у дошкольников в процессе игровой деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006097
Тема: Формирование экологического отношения к природе у дошкольников в процессе игровой деятельности
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт педагогики и психологии детства

Кафедра

Русского языка и методики его преподавания



Формирование экологического отношения к природе у дошкольников в процессе игровой деятельности

Выпускная квалификационная работа













Квалификационная работа                                              Исполнитель:                           

Допущена к защите                                                         Семенова Светлана 

Зав. кафедрой                                                                      Валерьевна

Дата……..подпись…………                                        студентка группы 4 курса                 БУ-51z

                                                                                       Научный руководитель: 

                                                                                          Волкова Н.А.

                                                                                         К.п.н., доцент каф. ЕиМП

Подпись………………… 

                                                                                         





	

	

	

	

	

	

	

	Екатеринбург 2017

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….1

Глава .1 Теоретические основы использования дидактических игр в процессе экологического отношения у дошкольников…………………..........................4

1.1 Формирование экологического отношения к природе у дошкольников в процессе игровой деятельности……………………………………………..….10

1.2 Значение игровых технологий в формировании бережного отношения детей дошкольников к природе…………………………………………………16

1.3 Особенности проведения дидактических игр в процессе игровой    деятельности    детей    младшего дошкольного возраста…………………….21

1.4 Виды дидактических игр в процессе экологического отношения у дошкольников……………………………………………………………………28

Глава. 2 Опытно-поисковая работа по использованию игровых ситуаций в процессе экологического воспитания дошкольников с целью формирования экологического отношения к природе…………………………………………30



2.1 Выявление стартового уровня формирования  экологических отношений у дошкольников……………………………………………………………………31


2.2 Использование игровых ситуаций с целью формирования бережного экологического отношения к природе…………………………………………34



2.3 Педагогическая диагностика выявления особенностей бережного отношения к природе в игре у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...36

2.4. Результаты опытно-поисковой работы формирования экологического отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста………..……38

Выводы во второй главе……………………………………………...……….…42

Заключение…………………………………………………………………….....44
Библиографический   список……………………………………………………46
Приложение………………………………………………………………………49




Введение

           Экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического отношения дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её разнообразии, к людям, охраняющим её, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

С.Н. Николаева рассматривает экологическое воспитание дошкольников, как ознакомление детей с природой, в основе которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. [31. c 183].

Определение экологического отношения - это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития.  Особое значение для формирования    бережного отношения   к природе   имеют   знания о живой, и неживой   природы.  Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование [30. c 44].

Процесс бережного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную с взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывая желание охранять ее.  

«Экологическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование у ребенка, бережного отношения к объектам живой природы, способности видеть её красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного» (Н.А. Рыжова) [40. c 92]

Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологического отношения личности ребенка.

Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Так как многие из них связанны с природой. Эти игры развивают мышление и воображение, направлены на приобщение детей к добру, взаимопомощи.

Николаева. С.Н видит прямую связь между занятием и игрой и делает вывод, что для становления самостоятельной сюжетно-ролевой игры необходимо проверить в качестве обучающего этапа специальные игры-занятия. [31.c 39]

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания ребят, может оказать влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира. Подтверждением является исследование, показавшее, что через игру легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые положительные эмоции и чувства. Совместное исследование С.Н. Николаевой и Ивановой. А.И показало, что оптимальной формой привнесения сюжетно-ролевой игры в процессе экологического образования являются игровые обучающие ситуации (ИОС). [30.c 186]

Таким образом, проблемы экологического отношения являются актуальными проблемами современности бережного отношение к природе. Это побуждает к поиску эффективных способов её решения. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью дошкольников. 

В основу одного из классификации детских игр Филипова. С.В, не отрицая прежних подходов и стремясь осмыслить проблему детской игры с позиции сегодняшнего дня и современного уровня научных знаний об игре, закладывает категорию «инициативы», исходящей из субъектов игры. В связи с этим представляется возможным выделить три класса игр.



















































ГЛАВА 1.  Теоретические основы использования дидактических игр в процессе экологического отношения у дошкольников.

        Термин «экология» происходит от греческих слов (жилище, место пребывания, убежище) и (учение). Экология-наука, изучающая условия существования животных организмов и взаимосвязи между организмами и средой, где они обитают.

Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. Дети учились различать и называть объекты   природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условия произрастания (о растениях, способы ухода и др. Наряду с этим, программы содержали задачу освоения детьми отдельных взаимосвязей в природе. Все программы воспитания у детей отношения к природе. [6. с.52 ]

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, с исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты. [7.с 61]  

Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученые пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы- научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.

Такой переход возможен только при условии формирования новой, гуманистической направленности отношения человека к природе. Сохранение природной среды, таким образом, связано с экологическим воспитанием человека. Обладающего потребностью гуманно относиться к природе. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет особое значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. [20.с 104   ]

Экологическое отношение детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс. [ 14.с 42  ]

Экологически отношение характеризуется сформированным экологически ориентированными поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.

Результатом экологического отношения является бережное отношение к природе. Составные экологической культуры личности дошкольника-это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:

Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребёнком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природе природы и на участке, участке в экспериментальной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учётом гуманистической направленности отношения Человека к природе. Не менее важно научить детей оценивать свои поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

Труд в природе способствует развитию у детей (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам), позволяет ребёнку увидеть результат.

Игра это ведущий вид деятельности, играя с растениями и животными отношение к природе дошкольник учиться распознавать настроение животного существа, его своеобразие, что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребёнка. Так ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер. [23с 94 ]

Экологическое отношение в процессе игровой деятельности требует всех перечисленных задач.  Реализация задач экологического отношения возможна только при условии экологического воспитания и культуры педагога, и его готовности осуществлять деятельность. Кроме того, планируются задачи формирования учебных умений (слушать сверстника, действовать по указанию воспитателя, рассказывать о результатах своей деятельности). В содержание образовательных задач включается и формирование познавательного интереса детей к природе. 

 Наряду с образовательными на занятии решаются и воспитательные задачи. Они направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения. [24. с.86]

Формирование экологического отношения к природе у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. Программы выдвигают две важнейшие задачи:

Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умения бережного относиться к растениям и животным;

Обучая дошкольников элементарным знаниям о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщённых представлений о явлениях живых и неживой природы.

Экологическое отношение осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс и игры –в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического отношение большое значение имеет природное окружение в детском саду. В уголках природы во всех группах, уголки природы, правильно оформлен участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектам, приобщение детей к труду через игровую деятельность.

Задача экологического отношения-научить жить и действовать в окружающей природной среде в полном соответствии с его этическим и научным представлениями об этой среде. Сложившихся экологических проблем во всех образовательных учреждениях в последнее время активно ведётся работа по экологическому воспитанию. Особая роль отводится дошкольным учреждениям. В период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования экологической культуры, мышления, сознания, то есть экологическое отношение в целом. Приобщая детей к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание беречь природное окружение, у дошкольников вызывает сочувствие и желание помочь. Дошкольникам можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе. Контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живёт в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях- это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребёнка. [24. с.112]

Формирование экологического отношения у дошкольников в процессе игр любви и бережного отношения к природе, способности воспринимать её красоту-важнейшие задачи детского сада. В содержание экологического отношения включают ценностно-нормативные аспекты. Детям необходимо помочь осознать значение природы как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической), понять красоту, ценность живого существа. Важнейшим показателем экологического и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, свете и др.), что.  Главное в детском труде - радость ребенка от участия в нём, возникающие желания трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится важным средством воспитания экологического отношения к природе при условии его самостоятельности и активности со стороны детей. Особенно ценен труд детей (совместно со взрослыми), направленный на улучшение окружающей среды (озеленении, очистку территории и др.). Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные («хорошо - плохо», «добро - зло» и «красиво - некрасиво»), поэтому в экологическом воспитании детей большое внимание необходимо уделить эстетическому и нравственному аспектам. Прекрасное и эстетически возвышенное в отношении к природе неразрывно. Эмоционально-эстетическое при воспитании отношения к природе взаимосвязано с интеллектуальным, на что указывают многие психологи и педагоги.       

 Экологическое отношение к природе проявляется в умении сосредоточенно наблюдать, умение переносить эстетическую оценку среды на её образы в искусстве, а также в выражении эстетических переживаний творческими средствами (в образной речи, изобразительной деятельности). Очень важно, как входит природа в жизненный опыт ребенка, как они эмоционально им осваивается. [11.с.114]

Детям необходимо раскрывать уникальность и неповторимость культурного богатства родного края. Можно знакомить детей с местными промыслами, народными традициями, местами, которые бережно сохраняются самим населением. Всё это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное богатство.

Педагогические исследования показывают, что дошкольники могут овладеть нормами и правилами, а также ограничениями и запретами экологического характера. Нравственная позиция ребенка по отношению к природе проявляется в моральных суждениях, нравственном выборе и поведении в экологических ситуациях, развитом чувстве сопереживания и милосердия. Необходимо познакомить детей с правилами поведения на природе с учетом её сохранения и защиты (помочь овладеть умением правильного сбора даров природы, не причинять вреда живому, не нарушать его целостности и условий жизни). Постепенно ребенок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности. Старших дошкольников важно включить в общественно-полезную деятельность экологического характера: выращивание растений, сбор корма для зимующих птиц, их подкормку, защиту муравьёв и пр.); продумать совместную работу и взаимодействие различных учреждений (детский сад, школа, станция юннатов, краеведческий музей), которые обеспечат сотрудничество детей разного возраста и взрослых в области охраны природы, экологического образования и воспитания.

Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционное представление в программах ознакомления детей с природой. Прежние программы - ориентирование педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. Дети учились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условия произрастания (о растениях), способы ухода и др.[11. с.142]

























1.1 Формирование экологического отношения к природе у дошкольников в процессе игровой деятельности.

         Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития в процессе игровой деятельности экологического отношения к природе, его результатом. Таким образом, воспитание экологического отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них - к интересу на более высокой ступени.

Психологи считают, что интерес в своем развитии выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви к природе экологического отношения занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Этот процесс сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворенности. В большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Дети иногда ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют муравейники и птичьи гнезда, мучают животных. Это объясняется тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и ее охране, не были сформированы нравственные чувства и природоохранные мотивы. Знания и навыки заботливого экологического отношения к природе проявляются у дошкольников:

в стремлении познать природу (живую и неживую);

в чтении (слушании) книг о природе;

в деятельности по защите природы;

в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации;

в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, коллекционирование).

Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отводится наблюдению. [23.с.132]

Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. [5.c.97]

Советский психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с их содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличие определенных знаний как отправных (исходных) моментов наблюдения.

Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, умственной активности, сосредоточенности, поэтому оно непродолжительно. Свое продолжение занимательность общения находит в интересных игровых заданиях, дидактических и речевых играх во время наблюдения.

Цикл наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые, конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и их связи со средой обитания.

Наблюдения могут быть не только спланированными, но и импровизированными: вот что-то увидел во время прогулки сам педагог, а вот привлекло и что-то заинтересовало детей. Особенно случайными и неожиданными бывают наблюдения за птицами, насекомыми, животными, редкими явлениями природы (гром, молния, радуга и другая природная стихия). Такую возможность надо использовать, а в запасе у воспитателя должно найтись меткое слово, пословица, примета, поговорка, четверостишие, загадки, образное выражение.

Познавательное отношение формируется благодаря тому, что взрослый демонстрирует причинно-следственные связи живого организма со средой его обитания, предлагает детям отвечать на его вопросы: Как? Зачем? Почему? На основе причинно-следственных связей в природе, зависимости состояния живого организма от условий, в которых он находится, возникает сочувствие, моральная ответственность за его жизнь, готовность помочь.

Знания, которые дети приобретают в процессе продуманной организации наблюдений, специальных целевых прогулок, экскурсий в природу развивает не только ум ребенка, но и позволяет замечать большие и маленькие изменения окружающего мира, сопоставлять новое с уже знакомым.

Познание с помощью наблюдений формирует у детей правильное отношение к миру природы, желание участвовать в созидании.

Исследования и личный опыт работы с дошкольниками убеждают, что легче решается задача формирования знаний, и значительно труднее - воспитание устойчивого бережного отношения, которое появлялось бы не только в суждениях ребенка, но и в его поступках.

На основании этого можно сделать вывод: чем старше становится ребенок, тем критичнее его оценка отношения к природе и взрослых и сверстников.

Формирование экологического отношения к природе, сочувствие к ней, побуждает детей к практическим действиям, провоцирует поисковую деятельность. Знания, которые приобретают дети в ходе игровой деятельности, складываются в систему, острее становится его наблюдательность и желание бережно обращаться с природой.

Большинство воспитателей считают важным специально формировать у дошкольников заботливое отношение к окружающему, однако при этом они недооценивают развивающею и воспитывающую роль самой природы. Это приводит к тому, что на практике она не используется в полной мере для целенаправленного воспитания заботливости. Обычно в работе с детьми воспитатели чаще применяют средства и методы. Даже в тех случаях, когда они побуждают дошкольников к проявлению заботливости по отношению к природе, они не аргументируют свои требования.[20.c.204]

Родители детей, как и воспитатели, не отрицают важности и необходимости формирования у детей заботливости, однако часто они не знают, где ребенок может проявить ее и не создают соответствующих условий.

Зеленый мир комнатных растений заинтересует ребенка, если взрослые постепенно вовлекут его в наблюдения, игры, развлечения за таинственным миром растений. Задача взрослых - помочь детям увидеть своеобразие, тайну и красоту растений. Важно научить ребенка не только замечать, но и чувствовать, воспринимать и оценивать красоту цветущих растений. Умение рассматривать растения, видеть их своеобразие и красоту, замечать различные признаки и состояния - это задача не только эстетического, но и умственного, а также нравственного воспитания ребенка.

Комнатные растения - это не только лаборатория познания и наблюдения круглый год, но и каждодневная возможность доказать и показать свое бережное отношение к этому чуду природы, украшающему наш быт.

Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в растении особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, полили его водой или нет, много полили или мало, водой комнатной температуры или холодной, чистой водой или с добавлением удобрений. Дети начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение - это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, как жизнь растений зависит от наличия тепла, света, хорошей почвы и правильного ухода. Внешние признаки растений определяют не только его декоративность, но и указывают на степень его обеспеченности всеми жизненно необходимыми условиями. Один из секретов неувядающей красоты растения кроется в любви и бережном уходе за цветами - это и познается детьми в уходе за комнатными растениями. Ухоженные растения - это показатель заботы о них, детьми и педагогом.

Наблюдения в уголке природы целесообразно сочетать не только с практической деятельностью ребенка, но и с рисованием, выполнением развивающих заданий с использованием художественной деятельности. Взрослый рисует вместе с ребенком и одновременно объясняет способы изображения растений. Содержательное наблюдение за растениями приведут ребенка к решению эстетических задач. Таким образом, на базе познания у дошкольников начинает формироваться внимательное заинтересованное, экологическое отношение - важный аспект нравственно-этического воспитания становления человеческой личности.[51]

В отличие от растений животные обладают определенным своеобразным поведением. Они могут ходить, бегать, лазать, плавать, летать, едят и пьют почти как люди, слышат и видят, то есть воспринимают окружающий мир и реагируют на него. Наблюдение животных всякий раз может рождать эстетическое наслаждение, если взрослый обращает на это внимание. В наблюдениях за животными воспитатель должен научить детей понимать их поведение, что животное испытывает в данный момент: страх, боль, радость, удовольствие, чувство голода и т.д.

Для выявления представлений детей о способах проявления заботливости можно дать детям поручения позаботиться о ком-либо (например, о животном), предложить рисовать на тему «Я забочусь о растении, о животных, о насекомых, о воде, о земле». Полученные результаты говорят о том, что у детей есть желание проявлять заботу об объектах природы, но как это сделать, они не знают, и не всегда правильно определяют потребности живого организма.[26.c.109]

Исследования Николаевой. С.Н. доказывают, что основа для воспитания экологического и заботливого отношения к природе. Самое главное - научить ребенка правильному обращению с животным нравственному экологическому воспитанию, умению считаться с желаниями животного.

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Природа - великий учитель!

При формировании экологического отношения к окружающему используются разнообразные методы и приемы.

Общеизвестно, что одним из наиболее эффективных являются игровые методы, поскольку в игре ребенок отражает свое отношение и переживания.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "природного" содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.

 Рассматривая игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного экологического отношения к тому содержанию, которое она в себе несёт. [42, с. 174]

Детям предлагаются условия для развертывания сюжетно-ролевой игры «Доктор Айболит». Эта игра позволила выявить отношение детей к больным, нуждающимся в заботе животным, увидеть имеющиеся у детей умения оказывать помощь нуждающимся. Через игру отрабатывались полученные знания о способах проявления заботы.

Так же использовались проблемные ситуации, которые позволили ребенку сориентироваться и проявить заботу о животных, растениях. Дети должны были представить, как будет чувствовать себя животное (растение) в этой ситуации, и оказать ему свою помощь, проявить заботу.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них отношения к природе, не заботливого и не внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологическое отношение, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.













































































1.2 Особенности развития игровой деятельности детей

младшего дошкольного возраста 

Жизнь ребёнка складывается из выполнения разнообразных действий. Деятельностью называется совокупность действий отвечающих одним и тем же побуждениям. Это целостный мотивированный акт поведения.

Деятельность – это взаимодействие человека со средой, в которой он достигает цели, возникшие от потребностей человека. Деятельность подчёркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Невозможна прямая пересадка знания прямо в голову субъекта, минуя собственную деятельность (Л.Ф. Обухова) [34.с.262].

Игровая деятельность для детей дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) очень велика, поскольку именно в этот период происходят основные процессы их развития. Исследователями подчёркивается, что игры для детей данного возраста являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или весёлым времяпрепровождением. Благодаря играм у ребёнка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет.

Задачи отношения в игре успешно реализуются лишь при условии формирования игровой деятельности в каждом возрастном периоде дошкольного детства. В концепции Д.Б Эльконина, это из книги Л.Б Обухова [49, с. 5] указывал на необходимость изучения детской игры начиная с раннего детства. Выявления движущих причин и закономерностей её развития, своеобразия её содержания и структуры на различных возрастных ступенях. [34.с. 5]

Формирование игровой деятельности у детей, при котором игра становится ведущей деятельностью, вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Специфика такой деятельности заключается в том, что сюжет строится детьми по ходу самой игры, а не планируется заранее. В процессе ребёнок начинает брать на себя определённую роль, которая, с одной стороны. Объединяет. Группирует действия и предметы и тем самым организует его индивидуальное поведение, а с другой-определяет содержание взаимодействия в совместной игре.[10.с.132]

Научное представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность вырабатывать более чёткие систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.

В обучающих играх воспитатель вычленяет главное в событиях, участниками и наблюдателями которых являлись воспитанники. Дети учатся переводить свой жизненный опыт в условный игровой план, решать и ставить нужные игровые задачи разными способами. При общении детей, отличающихся по возрасту и уровню развития игры, игровой опыт передаётся стихийно.

Передача игрового опыта может быть организованна двумя формами:

1) специальные обучающие игры;

2) игра воспитателя с детьми, когда участие педагога может быть длительным или фрагментарным.

Передача игрового опыта совмещает в себе и воображаемую ситуацию, и интересную событийную сторону. В зависимости от этапа игры на первый план выступают наиболее значимые для последующего развития игры способы воспроизведения действительности.

Большое значение имеют игровые проблемные ситуации, которые ставят детей перед необходимостью использовать ранее полученные впечатления и побуждают детей к поиску новых знаний. Своевременное изменение игровой среды, побуждает ребёнка к самостоятельной игре.

Благодаря взаимосвязи всех компонентов игра с первых её этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она становится всё более творческой, а основные компоненты комплексного подхода к формированию игры сохраняются на всех этапах её развития. Меняется лишь роль каждого компонента в общей системе педагогических воздействий. 

Например:

- на этапе формирования ознакомительной предметно-игровой деятельности главный компонент руководства игрой – подбор игрушек с определёнными свойствами и общение взрослого с ребёнком;

- на этапе игры на первый план выступают обучающие игры, в частности показ игрового действия;

- на этапе формирования сюжетно-ролевой игры – организация практического опыта и проблемное общение взрослого с ребёнк.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44