VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Игра как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016301
Тема: Игра как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Кемеровский государственный университет»
Институт образования
Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики



Дуванова Евгения Леонидовна

Игра как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками



Выпускная квалификационная работа
(бакалаврская работа)

По направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Направленность (профиль) подготовки «Дошкольное образование»



Научный руководитель:
доцент,канд.пед.наук
Н.А.Русакова

Работа защищена с оценкой:

.




Протокол ГЭК №
от «	»




.

2018г.


Секретарь ГЭК
.

Подпись












Кемерово, 2018


1


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
…………………………………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1.
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ
6

СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО


ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1.
Психолого-педагогическая сущность общения
6
1.2.
Особенности развития общения детей старшего
12

дошкольного возраста со сверстниками

1.3.
Возможности игры как средство развития общения детей
17

старшего дошкольного возраста со сверстниками

Выводы по первой главе
24
ГЛАВА 2.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
27

ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕТЕЙ


СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

2.1.
Изучение актуального уровня развития общения у детей
27

старшего дошкольного возраста

2.2.
Изучение актуального уровня развития общения у детей
33

старшего дошкольного возраста

2.3.
Определение эффективности проведенной работы,
44

анализ результатов

Выводы по второй главе
48
Заключение

50
Список использованной литературы
54
Приложения

58





















2

ВВЕДЕНИЕ



     Развитие и жизнь человека невозможны без общения и взаимодействия с другими людьми. Одной из важнейших человеческих потребностей является потребность в общении.

     Дошкольный возраст является особо ответственным периодом в воспитании, поскольку в этом возрасте протекает первоначальное становление личности ребенка. Одним из непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками выступает тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к обществу, к миру в целом.

     Если потребность ребенка-дошкольника в общении со сверстниками не удовлетворена, то она ничем не компенсируется, вызывая у него тяжелые переживания, состояние крайнего эмоционального неблагополучия.

     Актуальность проблемы развития общения дошкольников со сверстниками определяется ФГОС ДО, в котором ставятся задачи реализации программы, призванной обеспечивать полноценное развитие дошкольников во всех основных образовательных областях, в том числе и в сфере социально-коммуникативного развития. К целевым ориентирам дошкольного образования относят социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.

     Целевые ориентиры коммуникативного развития дошкольников опираются на психологические основы разработки проблемы общения в трудах


3

А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Е.О. Смирновой, М.И. Лисиной, Г.А. Урунтаевой, Т.А. Репиной и др. Педагогическими условиями развития общения детей дошкольного возраста со сверстниками занимались С.С. Бычкова, Л.М. Шипицына, А.Г Арушанова, А.Г. Рузская, Л.Г. Шадрина и др.

     Наиболее ярко общение детей со сверстниками проявляется в игре – ведущей деятельности детей дошкольного возраста.

     Игры всегда считали универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Они имеют существенное значение в жизни ребенка. Игры, как вид непродуктивной человеческой деятельности, доставляют эмоциональные переживания удовольствия, наслаждения от процессов свободного проявления духовных и физических сил личности.

     Интерес человека к игровой деятельности неизменен. В процессе игр ребенок совершенствуется, приобретая в играх все необходимые для жизни навыки. Ребенку, не доигравшему в детстве, будет труднее налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый жизненный опыт совместных игр со сверстниками. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В играх происходит то самое главное, что дают нам игры – это самосовершенствование, стремление стать лучше.

     Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время детской игровой деятельности придают огромное значение. Игры занимают значительное место в жизни дошкольников. Игровая деятельность необходима дошкольникам для формирования и развития психических функций и процессов, а также для овладения социальным опытом.

     Однако в практике дошкольных образовательных учреждений возможности игры как средства общения детей среднего дошкольного возраста со сверстниками практически не используются.

     Проблема исследования: каковы виды игр и методика их организации по развитию общения детей старшего дошкольного со сверстниками.


4

     Цель исследования – изучение возможности игры как средства развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

     Объект исследования – общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

     Предмет исследования – развитие общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

     Гипотеза: Процесс развития общения у старших дошкольников со сверстниками посредством игр будут эффективными, если создать следующие психолого-педагогические условия:

- учитывается актуальный уровень развития общения;

- используются разные виды игр на развитие общения;

Задачи:

     1. Рассмотреть теоретические и методические подходы к понятию «общение» и его развитию в дошкольном возрасте.

     2. Выявить психолого-педагогические условия развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.

     3. Выявить и проанализировать возможности игры как средства развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

     4. Изучить влияние использования различных игр на развитие общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

     Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:

      – теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация, конспектирование, реферирование, цитирование, библиографическое описание;

– эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент.

     Базой нашего опытно-практического исследования является МБДОУ Детский сад № 165 г. Кемерово.




5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



1.1. Психолого-педагогическая сущность общения



     Несмотря на все многообразие и вариативность посвященных общению исследований, в настоящее время нет единого подхода к определению и характеристике этого термина. Среди исследователей существуют разнообразные точки зрения на сущность и функции общения:

     Например, М.И. Еникеев отождествляет понятие «общение» с коммуникацией, коммуникативными процессами. Он в психологическом словаре указывает коммуникацию как акт общения, осуществляемый с помощью знаковых систем. В свою очередь под общением он понимает социальное взаимодействие людей между собой с помощью знаковых систем в целях передачи общественного опыта или культурного наследия, а также организации коллективной деятельности [16, с. 279].

     В свою очередь Г.М. Коджаспирова дает такое определение понятию общению: это взаимодействие двух или более людей, заключающееся в обмене между ними познавательной и аффективно-оценочной информацией [21, с. 97].

     В психологическом словаре Ю.Л. Неймера под общением подразумевается процессы формирования и развития контактов между людьми,

А.А. Бодалев же рассматривает общение как взаимодействие между людьми, содержанием которого выступает обмен информацией, а Е.О. Смирнова видит общение как эмоциональное отношение к другим людям [32; 33].

     Г.М. Андреевой предлагается более общее определение понятия «общение», которое в максимальной степени отображает все стороны и компоненты рассматриваемого феномена: общение является сложным процессом взаимодействия между людьми, заключающимся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании друг друга. [5, с. 121]

6

     Все подобные подходы отражают сложность и многоплановость рассматриваемого феномена общение.

     Более оптимальным для данного исследования будет определение «общения» отечественного исследователя М.И. Лисиной, представляющее собой взаимодействие людей, сориентированное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [25, с. 31]. М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская рассматривали общение как коммуникативную деятельность.

     Общение всегда направлено на других людей. Эти другие люди выступают не как физические тела или организмы, а как субъекты, как личности, которые наделены своей собственной активностью и своим отношением к окружающим. В ориентации на активность других и на их отношение заключается главное своеобразие общения. Отсюда следует, что общение – это всегда взаимная, обоюдная активность, полагающая встречную направленность собеседников.

     Всякий акт, имеющий все внешние качества взаимодействия (речь, мимика, жесты), нельзя считать общением, если его предметом выступает тело, лишенное способностей к восприятию или ответной психической активности. И только ориентации на отношения других и их активность, учет их действий (высказывания, жесты, мимика) могут свидетельствовать, что данные акты есть общение.

     Для идентификации того или иного вида взаимодействия в качестве общения, М. Лисиной были предложены следующие критерии:

     1) внимание и интерес к другим – наблюдение, взгляд в глаза, внимание к словам и действиям собеседников свидетельствуют о том, что субъекты воспринимают других людей, что они направлены на них;

2) эмоциональное отношение к другим людям;

     3) инициативные акты, сориентированные на привлечение внимания партнеров к себе, – человеку необходимо быть уверенным в том, что партнеры


7

воспринимают его и каким-то образом относятся к его воздействиям, таким образом, стремление вызвать интерес других, обратить на себя внимание можно считать более характерными моментами общения;

     4) чувствительность человека к тем отношениям, которые проявляют к нему партнеры, – изменение активности (настроение, слова, действия и пр.) под влиянием отношения партнеров явно указывают на такую чувствительность.

     Совокупность указанных выше критериев может свидетельствовать о том, что такое взаимодействие есть общение.

     Однако, общение является не просто вниманием к другим или выражением отношения к ним. Оно всегда обладает своим содержанием, которое объединяет общающихся. Уже само по себе понятие «общение» говорит об общности и сопричастности общающихся людей. Подобная общность всегда формируется вокруг какого-либо содержания или предметов общения. Это может быть совместная тема для разговоров или деятельность, сориентированная на достижение результатов, или обмен мнениями по поводу каких-либо событий, или просто ответные улыбки. Главное – чтобы эти предметы общения, их содержание были общими для общающихся людей.

     Множественные трудности в воспитании детей связывают как раз с тем, что содержание общения детей и содержание общения взрослых не совпадают: взрослые говорят об одном – дети воспринимают другое и, соответственно, отвечают им о своем. И хотя внешне такие разговоры могут быть очень похожи на общение, в них формируется не общность, а, наоборот, отчуждение и непонимание. В таких случаях нельзя винить детей в непонятливости или непослушании. Задачи воспитателей как раз состоят в том, чтобы сформировать эту общность, т.е. понять детей и вовлечь их в те содержания, по поводу которых происходит общение. Однако, для этого необходимо хорошо знать своих маленьких партнеров, а не ограничиваться замечаниями и требованиями. [1; 6]




8

     Особенно существенна роль общения для малышей. Для маленьких детей их общение с окружающими людьми – это не только источник всевозможных переживаний, но и ключевое условие формирования их личности, их человеческого развития.

     Общения с близкими взрослыми – это не только условия, помогающие малышам нормально жить, и расти, это ключевые источники, двигатели психического развития. Опыт первых отношений с окружающими людьми выступает фундаментом для дальнейшего развития личности малыша. Этот первый опыт во многом предопределяет особенности самосознания малышей, их отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Дети не могут стать нормальными людьми, если они не овладеют теми способностями, знаниями, умениями и отношениями, существующими в обществе людей. Сами по себе дети никогда не научатся говорить, пользоваться предметами, чувствовать, думать и рассуждать, как бы хорошо их ни одевали и ни кормили. Все это они могут освоить только совместно с другими людьми и только посредством общения с ними. [32, с. 89]

     Многообразные психологические исследования представляют, что общение детей с взрослыми является ключевым и решающим условием формирования и развития всех психических способностей и качеств детей: мышления, речи, самооценки, воображения, эмоциональной сферы и др. От качества и количества общения зависит степень будущих способностей малыша, его характер и будущее.

     Детская личность, ее интересы, понимание себя, ее сознание и самосознание могут возникать только во взаимоотношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых дети не могут стать полноценными людьми. Понятно, что подобное внимание и понимание они могут получать, прежде всего, в семьях.

     Тем не менее, к сожалению, дефицит необходимого общения малыши довольно часто испытывают и в семьях, и в детских садах. Довольно часто дети


9

не имеют содержательных связей с родителями, или им недостаточно позитивных эмоциональных контактов с ровесниками, или их недолюбливают воспитатели. Подобная неполноценность и деформация общения, конечно же, отрицательно сказывается на развитии личности малыша и на его психическом развитии. Взрослые, несущие ответственность за судьбу и развитие малышей, для своевременного предупреждения пагубных последствий дефицита общения, должны хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в различные периоды детства.

     Наблюдая, как за общением людей, мы можем увидеть только внешние, поверхностные картины их взаимодействия – кто, как и что говорит, как смотрит и т.п. Однако, за этими внешними картинами всегда лежат внутренние, невидимые, но весьма важные слои общения – это межличностные отношения. Первое, что появляется в жизни всякого человека, – это другой человек. Каждый приходит к пониманию и осознанию самого себя, уже имея опыт существования других и сосуществования с ними. Более того, самосознание становится возможным только благодаря тому, что другие люди, так или иначе относятся к человеку, а человек – к ним. Люди видят себя в других и строят образы себя через отношение других людей.

     Воспринимая других людей, мы не можем игнорировать тот факт, что эти другие тоже воспринимают нас, что мы для них существуем. При этом мы знаем и видим, как они нас воспринимают и как они к нам относятся. Люди имеют острую потребность быть отраженными в других, получать подтверждения и утверждения своего «я», стремится быть увиденными и услышанными. В этом заключается принципиальное отличие межличностных отношений от любых других. Ни камни, ни деревья, ни насекомые не знают о нас ничего и никак к нам не относятся. В случае других людей отношения всегда взаимны – мы неизбежно воспринимаем (или приписываем) им какие-либо отношения к нам, а значит, узнаем себя в других.




10

     Взаимный характер отношений и действий (взаимоотношения и взаимодействия) становится возможным благодаря тому, что другие люди подобны нам, т.е. у них, как и у нас, есть свое, хотя и другое «я». Причастность

к этому другому «я» порождает ощущение единства с другими и феномены сопереживания (сочувствие, сорадование, сострадание и пр.). Открытость другим, способность проникать в них, учитывать их и считаться с ними –

основная способность и необходимое свойство, побуждающая людей тянуться друг к другу, переживать потребность в общении.

     За каждым высказыванием или действием, обращенным к другим, стоит особая потребность в общении. Одни и те же действия или высказывания могут отвечать различным потребностям в общении. Например, малыш задает взрослым вопрос: «Кто быстрее бегает: заяц или волк?». Что побуждает малыша обратиться к взрослым с подобным вопросом? За таким простым обращением могут стоять самые различные потребности. Может, малышом движет познавательная потребность и его действительно интересует, кто быстрее бегает; может, ему хочется обратить на себя внимание взрослых и первостепенное для него – потребность во внимании; может, ему важно продемонстрировать свои познания перед друзьями и удовлетворить потребность в признании ровесников. Или: один малыш жалуется на другого. Как должны относиться к этому воспитатели? Опять же на данный вопрос нельзя ответить однозначно, пока мы не выясним, что стоит за этими жалобами и какая внутренняя потребность побуждает малыша обратиться к воспитателям: потребность поговорить со взрослыми и привлечь их внимание, потребность утвердиться в своей правоте («Я знаю, как нужно правильно себя вести!»), или малышу хочется, чтобы его товарищи были наказаны и он на их фоне выглядел хорошим. [32; 33]

     Если воспитатели не будут знать, понимать или чувствовать эти внутренние потребности, побуждающие детей вступать в общение, они не смогут понять самих детей, а значит – и правильно ответить им. Но чтобы


11

правильно ответить дошкольникам и понять их, необходимо хорошо знать не только их индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте. [7; 11]

     Потребность в общении и характер отношений во многом зависят от партнеров по общению, от того, с кем общаются дети. В дошкольном возрасте существуют две относительно самостоятельные области общения – со взрослыми и с ровесниками. Общение в обеих областях необходимо для нормального развития личностей детей. Однако, роли взрослых и сверстников в жизни дошкольников, конечно же, различны. Общение с взрослыми и с ровесниками развивается также по-разному.

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что общение – немаловажное средство и функция социализации, фактор успешности личностного развития старших дошкольников.




1.2. Особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками


     Дошкольный возраст, согласно А.Н. Леонтьеву, - это период начального фактического склада личностей. Именно в этот период происходит становление основополагающих личностных механизмов и образований. Формируются сплоченные друг с другом эмоциональная и мотивационная области, сформировывается самосознание. В этот период происходит формирование образа «Я» и самооценки, при этом в своем становлении самооценка несколько обгоняет содержательный образ «Я». [1, с. 118]

     В старшем дошкольном возрасте дети начинают усваивать этические общественные нормы. Они учатся оценивать поступки с точки зрения моральных норм, подчинять свое поведение указанным нормам, у них зарождаются этические переживания. Изначально дети оценивают только


12

чужие проступки («плохой или хороший»), не умея оценивать свои собственные. Постепенно эмоциональные отношения и этические оценки начинают дифференцироваться. Во второй половине дошкольного возраста дети приобретают способности оценивать и свое поведение, что содействует развитию их произвольного поведения. Все большее место среди нравственных мотивов поведения занимают общественные мотивы – желание сделать что-то для других, принести им пользу. [7, с. 32]

     Дошкольный возраст — это тот период, когда происходят грандиозное обогащение и компоновка чувственного детского опыта, овладение специфическими формами восприятия и мышления, стремительное развитие воображения, развитие произвольного внимания и смысловой памяти. Становление психики опосредуется формированием представлений. Представления в указанный период жизни у дошкольников фрагментарны, неустойчивы, диффузны, тем не менее, они интенсивно развиваются в продуктивной и игровой деятельности [7, с. 33].

     Восприятия детьми окружающих людей отражаются в их оценочных суждениях. Примечательно, что подобные суждения изменчивы и весьма неустойчивы. Дошкольники точны в оценках физических данных, нежели, к примеру, моральных. Тем не менее, и те, и другие подвержены воздействию ситуации и сложившихся отношений. Более яркую оценку малыши дают тем взрослым, к которым испытывают привязанность и доверительные отношения. Мотивируя свое отношение к взрослым, старшие дошкольники отмечают внешний вид, информированность, нравственные качества и умения. [4, с. 27]

     Восприятие сверстников старшими дошкольниками зависит от их социального статуса — чем выше статус, тем выше их оценки. Оценки носят не только ситуативный, но и избирательный характер. Оценивая сверстников, к которым они проявляют симпатию, малыши указывают только положительные качества, то есть оценки лишены объективности. Выявляются и некоторые тендерные различия в оценках. При оценках девочек детьми (и мальчики, и


13

девочки) отмечаются больше позитивных качеств, чем отрицательных, и наоборот. При этом сказываются социальные ожидания и установки. Довольно существенную роль в развитии социальной перцепции играют родители и взрослые, окружающие дошкольников: бабушки и дедушки, воспитатели, старшие сестры и братья, обращающие внимание детей на различные стороны поведения и проявления людей, формирующие у дошкольников «эталоны» оценок. [4, с. 45].

     Все психические функции формируются при непосредственном воздействии речи, она стимулирует и углубляет развитие. Развитие речи осуществляется непосредственно при участии взрослых. В дошкольном возрасте процессы овладения основами речи, в основном, завершаются. Значительно изменяются и словарные объемы речи. [5, с. 76]

     Возможности нравственного воспитания значительно расширяются в старшем дошкольном возрасте. Что во многом обусловлено как изменениями, происходящими в умственном и эмоционально-волевом развитии детей, в мотивационной области, в общении со взрослыми и ровесниками, так и достигнутой к 5 годам степенью нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является более ответственной ступенью в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольников в целом.

Дошкольники проявляют активное стремление к общению с ровесниками

в различных видах деятельности, посредством которых формируется так называемое «детское общество». Что создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение с ровесниками становится существенным фактором полноценного формирования личности старших дошкольников. В коллективной деятельности (играх, труде,

общении) дошкольники 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся справедливо разрешать споры, согласовывать свои действия, добиваться общих успехов. Все это содействует накоплению


14

морального опыта. Планомерное нравственное воспитание позволяет закреплять положительные тенденции в развитии старших дошкольников и обеспечивать необходимую нравственно-волевую готовность к обучению в школах.

     В процессе воспитания у старших дошкольников продолжают формироваться нравственные представления и моральные чувства. Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к ровесникам.

Ставятся задачи развития основ чувства коллективизма, гуманности во взаимодействиях дошкольников: проявление малышами дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству, достижению общих результатов, готовности прийти на помощь. [21, с. 119]

     Существенной задачей воспитания поведения старших дошкольников выступает формирование коллективных взаимоотношений с ровесниками. Коллективными взаимоотношениями является комплекс взаимосвязанных составляющих. Главнейшие из них — общительность и гуманное отношение к ровесникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, культура общения и организованность. [21, с. 119]

     Группа в детском саду – это первое социальное объединение дошкольников, в котором они занимают разнообразное положение, и именно здесь складывается общение дошкольников со сверстниками. Для приобретения социально-психологического опыта дети нуждаются в постоянном расширении круга общения. В дошкольном возрасте проявляются разнообразные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дошкольники, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение детей к ровесникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Что обусловлено развитием представлений дошкольников о моральных и нравственных нормах, углублением в понимание содержания нравственных качеств. [27, с. 21]


15

     Отношения дошкольников с ровесниками также во многом определяются характером общения дошкольников с воспитателями детских садов, окружающими их взрослыми. Стиль общения педагогов с детьми, их ценностные установки отображаются в отношениях дошкольников между собой, в психологическом микроклимате групп. Следовательно, успешность эволюции их отношений с ровесниками оказывает существенное влияние на развитие детей. В процессе общения дошкольники вырабатывают коммуникативные навыки и умения, формируют знания об окружающих и о собственном «Я» путем сравнения себя с ровесниками, а затем и со взрослыми. По мнению психологов А.А. Бодалева, Н.П. Ерастова, А.А. Леонтьева и др., совместная деятельность и общение образуют единство. Вследствие этого существует единая система формирования коммуникативной функции детей, развитие их личности. [26, с. 87]

     Общение – основное условие развития дошкольников, главнейший фактор формирования личности, один из ключевых видов деятельности людей, устремленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. С первых дней жизни малыша общение является одним из главнейших факторов его психического развития. [2, с. 45]

     В старшем дошкольном возрасте изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. А главное, формируется одна из составляющих психологической готовности к обучению в школе -

коммуникативная. Малыш избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ждет. Нормы поведения, усвоенные малышом в семье, отражаются на процессах его общения с ровесниками. В свою очередь многие качества, приобретенные малышами в детских коллективах, приносятся в семьи. [24, с. 75]

     Интересы к ровесникам проявляются несколько позднее, чем интересы к взрослым. Общение малыша с ровесниками складывается в разнообразных


16

объединениях. На формирование контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у малыша умений для их выполнения.

     Таким образом, в общении с ровесниками дети учатся согласовывать свои действия с действиями других ребят. В играх и реальной жизни, общаясь с товарищами, дошкольники воспроизводят отношения взрослых, учатся применять на практике нормы поведения, оценивать своих товарищей и себя. В общении с ровесниками дошкольники используют и проверяют действенность присвоенных ими в общении со взрослым способов деятельности и норм общественных взаимоотношений. Считая ровесников равными себе, дошкольники замечают их отношения к себе, но практически не умеют выделять их устойчивые личностные качества. Взаимоотношения детей в группах ровесников характеризуются ситуативностью и неустойчивостью (ссоры и примирения друг с другом происходят по нескольку раз в течение дня), однако, это общение – необходимое условие усвоения установленных норм взаимодействия. Неблагополучное положение малыша в группе, неумение общаться, непопулярность в группе ровесников, резко снижая интенсивность процесса общения, замедляют процессы социализации, препятствуют формированию ценных качеств личности. [6, с. 26]




1.3. Возможности игры как средства развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками


     Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений Л.С. Выготского А.Н. Леонтьева, выделяет три основных вида человеческой деятельности – учебную, трудовую и игровую. Все указанные виды тесно взаимосвязаны. Исследование психолого-педагогической литературы по теории возникновения игр в общем позволяет представить спектр их назначения для развития и самореализации дошкольников. Немецкий психолог К. Гросс,


17

первым в конце XIX в. предпринявший пoпытки систематическoго изучения игр, называет игры начальной школой поведения. Для него, какими бы внутренними или внешними мoментами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для дошкольников школой жизни. Игры объективно

– первичная стихийная шкoла, кажущийся хаoс которой предоставляет детям возможность ознакомления с традициями поведения oкружающих его людей. [28, с. 84]

     Дошкoльники повторяют в играх то, к чему относятся с абсолютным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому игры, по мнению некоторых ученых, являются видом развивающей,

социальной деятельности, формой освоения сoциального oпыта, одной из сложных способностей человека.

     Исследователь игр Д.Б. Элькoнин полагает, что игры социальны по своей природе и непосредственному насыщению и спроецированы на отражение мира взрослых. Называя игры «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует их как деятельность, возникающую на oпределенных этапах, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания детьми мира взрослых.

     Отечественные педагоги и психологи процессы развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общезначимых ценностей. Об этом, например, писал Л.С. Выготский: «Не существуeт исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации». [8, с. 322]

     Игры воспроизводят стабильное и инновационное в жизнeнной практике и, значит, являются деятельностью, в которой стабильное отображают именно правила и условия игр – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игр создают тренинговые основы развития детей. Инновационное жe идет от установки игр, которая содействует тому, чтобы дети верили или не верили во все, что происходит в сюжeтах игр. В некоторых играх «функции реального» присутствуют или в виде срeзовых условий, или в


18

виде предметов – аксессуаров, или в самой интриге игр. А.Н. Леонтьев доказывал, что дети овладевают более широким, непосредственно недоступным им кругом действительности, только в играх. Играя, дети обретают себя и осознают себя личностями. Для детей игры – область их социального творчества, творческого и общественного самовыражения. Игры необычайно информативны. Игры – путь поиска дeтьми себя в коллективе ровесников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. [17, с. 295]

     Игры являются для дошкольников средством коммуникации, прежде всего, в играх дошкольники учатся полноцeнному общению друг с другом. Игры – ключевая область общения дошкольников: в них рeшаются проблемы межличностных отношений, совместимость, партнерство, дружба. В играх познается и приобретается социальный опыт человеческих взаимоотношений.

     Игры имеют различные функции: функцию самореализации дошкольников в играх, социальную, коммуникативную, диагностическую, игротeрапевтическую, развлекательную, коррекционную.

     Функция самореализации дошкольников в играх является одной из основных. Для детей игры важны как область реализации себя как людей, как личностей. Именно в таком плане детям важны сами процессы игр, а не их результаты, или конкурентность, или возможность победы, или достижение каких-либо целей.

Социальная  функция  игр  заключается  в  том,  что  игры  –  сильнейшее средство социализации детей, включающее в себя социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личностей, усвоение дошкольниками знаний, духoвных ценностей и общественных норм. [33, с. 117] Игры  выполняют  коммуникативную  функцию.  Они  вводят  детей  в реальный  контакт  сложных  общечеловеческих  отношений.  Любые  игровые общества (кратковременные или долговременные) – коллективы, выступающие применительно к каждому из игроков, как организующее и коммуникативное


19

начало, имеющее громадное количество коммуникативных связей. Игры – победа товарищеского создания. Игры дают возможность моделировать разнообразные жизненные ситуации, искать выход из конфликтов, учат многообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни, в громадной гамме чувствования.

     Диагностическая функция игр состоит в том, что диагностика – способность распознавать процессы постановки диагноза. Диагноз – определение не только существа и особенностей болезней, но и отклонений в поведении детей и вместе с ним, в нормативном поведении. Игры обладают предсказательностью, они диагностичнее, чем любая другая человеческая деятельность. [32, с. 120]

Так же игры выполняют игротерапевтическую функцию. Лечение играми

– серьезная перспектива педагогики и психологии, поскольку игры и должны быть использованы для преодоления разнообразных трудностей, возникающих у детей в поведении, в общении с окружающими, в учении. Игры стимулируют в детей ранее бездействующие органы, и тем самым восстанавливают равновесие их сил. [32, с. 132]

     Функция коррекции в играх состоит в том, что игры закрепляют приобретенные способности, как внеситуативные. Процесс коррекций в играх происходит естественно, если все дошкольники усвоили правила игр, если каждый из участников игр хорошо знает не только собственную роль, но и роли своих партнеров, если процессы и цели игр объединяют дошкольников,

создают условия для согласованности действий. Сам механизм коррекции необходим в практике уже потому, что довольно значительной части дошкольни.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44