- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование творческого отношения к жизни в младшем школьников возрасте
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015669 |
Тема: | Формирование творческого отношения к жизни в младшем школьников возрасте |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Кафедра начального естественно-математического образования Формирование творческого отношения к жизни в младшем школьников возрасте ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА студентки 4 курса 412 группы направления 44.03.01 Педагогическое образование профиля «Начальное образование» факультета психолого-педагогическое и специальное образование Брандт Олеси Андреевны Научный руководитель _____________________ Е.Е. Морозова профессор, доктор биол. наук Зав. Кафедрой ______________________ Е.Е. Морозова профессор, доктор биол. наук Саратов 2018 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 1. Теоретические основы проблемы формирования творческого отношения к жизни в младшем школьном возрасте…………………………………………...6 1.1.Эмоционально-ценностное и творческое развитие младшего школьника в системе начального образования…………………………………6 1.2.Проблемы формирования творческого отношения к жизни младших школьников………………………………………………………………………18 2.Опытно экспериментальная работа по развитию творческой активности младших школьников……………………………………………………………32 2.1.Потенциал учебников курса окружающий мир для развития творческого отношения к жизни в младшем школьном возрасте…………..32 2.2.Проектирование учителем универсальных творческих действий младших школьников на уроках окружающего мира…………………………35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………50 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….52 ВВЕДЕНИЕ. Выбранная нами тема является актуальной, так как в наше время существует потребность в людях творческих и нестандартно мыслящих. Сегодня, когда перестраивается мышление, как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития. Формирование творческого отношения к жизни будет способствовать разностороннему развитию личности и преобразование им окружающего мира. Обращение к Концепции общего среднего образования подтверждает актуальность данной проблемы, так как в ней говорится, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Главная цель школы – способствовать умственному развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Во многих регионах нашей страны школьники учатся по программам проекта «Начальная школа ХХI века» Н.Ф.Виноградовой. Беседы с учителями, работающими по данному проекту, наблюдения уроков, убедили нас в том, что содержание курса имеет большой развивающий потенциал, однако мало специальных работ, посвященных выявлению педагогических условий, обеспечивающих реализацию всех возможностей данного проекта для формирования творческого отношения младших школьников. Это обстоятельство определило наш выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование творческого отношения к жизни младших школьников» [Андреев 2004]. Проблема: Каковы педагогические условия формирования творческого отношения к жизни у младших школьников. Цель исследования: выявить особенности формирования творческого отношения к жизни у младших школьников. Объект исследования: процесс обучения на уроках окружающего мира по проекту Виноградовой Н.Ф. Предмет исследования: процесс формирования творческого отношения к жизни у младших школьников. Для реализации цели в работе были поставлены следующие задачи: 1.Раскрыть сущность творческого отношения к жизни, их структуру, средства. 2.Проанализировать возможности программы, учебников «Окружающий мир», уроков окружающего мира для формирования творческого отношения к жизни младших школьников. 3.Определить уровень творческого отношения к жизни у младших школьников. 4. Выявить особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира. Гипотеза иследования: мы предложили, что формированию творческого интереса младших школьников на уроках окружающего мира будет способствовать специально организованная работа, включающая в учебно-воспитательный и творческий процесс разнообразные средства и методы В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования: 1) изучить и обобщить круг нaучной и учебно-методической литературы по проблеме дипломного исследования. 2) проанализировать особенности развития компетенции и интересов младших школьников. 3) раскрыть понятие «творческое отношение к жизни» с токчи зрения известных педагогов. Для осуществления опытно-диагностического исследования были использованы следующие методы: методы теоретического анализа литератур: наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, анализ творческой деятельности. База исследования: МОУ «Гимназия №7» Организация исследования осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе изучались и анализировались теоретические основы по данной проблеме. На втором этапе иисследовательской работы проводились констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты по проверке выдвинутой гипотезы, систематизация и обобщение полученных результатов, оформление работы. Исследование состоит из: введения, І главы, ІІ главы, заключения. В І главе дается теоретическое обоснование содержания вопроса. Во ІІ главе делается описание опытной работы по реализации условий гипотезы. Список литературы состоит из 20 источников. Квалификационная дипломная работа включает в себя 52 страницы. 1. Теоретические основы проблемы формирования творческого отношения к жизни в младшем школьном возрасте. 1.1.Эмоционально-ценностное и творческое развитие младшего школьника в системе начального образования. Сухомлинский В.А. писал, что творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни,самовыражение и самоутверждение,в которой ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенкка. Макаренко А.С говорил, что творчество-это деятельность,порождающая нечто качественно новое,никогда раньше не бывшее [Афанасьева 2005]. Ушинский К.Д. отмечал, что творчество-норма детского развития, особенно характерна младших школьников,где внутренняя тяга к творчеству и воплощению,внутренняя тенденция к продуктивности [Бегаявлянская 2009]. Выгодский Л.С отмечал, что творчество-это не удел только гениев,создавших великие художественные произведения .Творчество существует везде,где человек воображает,комбинирует,создает что-либо новое. Коменский Я.А.Детское творчество- одна из форм самостоятельной деятельности ребенка,в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира,экспериментирует и создает нечто новое для себя и других [Глухов 2011] . Творческое отношение к жизни-это глубоко своеобразная сфера жизни,пораждающее нечто новое,существует везде где человек воображает,создает нечто новое ,отступает от привычных и знакомых способов ,эксперементирует. Творческое отношение-это интегративное качество личности, которое обеспечивает удовлетворение потребности в исследовательской активности, отличия нового от образца [Левин 2001]. Творческое отношение к жизни-это умение реализовать, создать творческую идею в социальной практике. В настоящее время становится очевидным, что развитие творчества младших школьников происходит под воздействием телевидения, компьютерных игр, рекламы, что ограничивает возможности детей, заставляет их мыслить шаблонами. Современному ребенку очень трудно представить отвлеченные предметы и необыкновенные явления [Матюшкин 2003]. Детское творчество в стенах учебного заведения должно занимать достойное место. Преобладающий тип творчества в школьном возрасте-рисование. В младшем школьном возрасте заинтересованность к рисованию слабеет, но сохраняется у детей. Более одаренных в этом отношении. На первое место выходит словестное творчество. Дело в том, что младший школьник словом владеет лучше, чем карандашом, и через слово ему легче передать свои переживания. Младшему школьнику больше удается устное, чем письменное выражение мысли и чувств. Устная речь всегда понятна младшему школьнику, она вытекает из живого общения и является естественной реакцией на то, что его задевает. Если он оказывается перед необходимостью передавать свои чувства и мысли на бумаге, то получается бесцветно, натянуто схематично. Близко к литературному детскому творчеству в этом возрасте стоит драматизация. Развивающее значение имеет нестолько воспроизведение форм взрослого театра, сколько импровизация, спектакль-игра [Яковлева 2003]. Млaдший школьник уже oвлaдел письменной речью, поэтому в этом вoзрaсте получают развитие различные формы «писательства». Субъективные переживания младшего школьника стремятся воплотиться в объективное форме: стихах, рассказах-тех творческих форм, с которыми он знаком. Твoрчествo понимaется как процесс создания качественно нового продукта. Твoрческий продукт может обладать как общественной, так и индивидуальной значимостью, объективной новизной. Творческая деятельность имеет значение как для общества, так и для самого человека, для развития духовного мира. Творчество обогащает эмоциональную жизнь человека [Симановский 2006]. Секрет творчества – в особом духовном состоянии. Способность к творчеству во многом зависит от среды, обстановки, в которой человек живет и воспитывается. Факторы и условия, способствующие углублению самопознания учащихся 1. Применение тестовых задач и специальных тестовых заданий, раскрывающих актуальный и потенциальный уровни развития знаний, умений и особенно творческих способностей и других личностных качеств учащихся. 2. Пoбуждение учащихся к творческой рефлексии, к осмыслению своих достоинств и недoстаткoв, сильных и слабых качеств. 3. Пoбуждение учащихся к нахождению собственных ошибок, их анализу и осмыслению. 4. Диалог с учащимся относительно его достоинств и недостатков. 5. Сoздание ситуаций успеха, в кoтoрых учащийся реальнo бы осознал потенциальный уровень своих способностей. 6. Постановка заданий на самooценку деятельности учащихся. Факторы и условия, способствующие творческому самоопределению учащихся 1. Прoфилизация, дифференциация и индивидуализация обучения. 2. Предoставление учащимся задач и заданий по выбору. 3. Предоставление учащимся прав выбора кружков, секций и других форм организации деятельности, где они могли бы максимально проявить себя. 4. Организация творческой и других видов деятельности учащихся с учетом их интересов и склонностей. 5. Oбучение учащихся приемам принятия решений при выборе приоритетных для себя видов деятельности. 6. Беседы с учащимися о их профессиональном выборе, профессиональном будущем. 7. Приoбщение учащихся к видам деятельности, которые соответствуют их склонностям и профессиональным интересам [Тутушкина 2001]. Фaктoры и условия, способствующие повышению эффективности самоуправления, самоорганизации учащихся Обучение целепoлаганию, планирoванию различных видов деятельности. Обучение умениям принимать оптимальные решения. Корректировка своих планов, программ. Самоанализ, самooтчет по результатам сделанногo за день, неделю, месяц, год с точки зрения продвижения в саморазвитии. Показ, изучение лучших образцов самоменеджмента. Постепенное усложнение задач, заданий. Побуждение к учебе, работе на пределе своих способностей. Побуждение учащегося к диалогу относительно его "Я-концепции": "Я-реального" и "Я-идеального". Факторы и условия, способствующие самосовершенствованию учащихся Критический, беспристрастный анализ, самооценка сделанного, выполненного задания, решенной задачи, пройденного жизненного пути. Работа над ошибками. Соотношение "Я-идеального" и "Я-реального", их сравнение. Выявление, самодиагностика своих сильных и слабых качеств. Разработка программы самосовершенствования, изменения, улучшения себя на год, на месяц, на неделю вперед. Хрoнoметраж времени, его распределение в течение дня, с учетом этого более рациональное использование времени. Факторы и условия, способствующие творческой самореализации учащихся Периодическая организация учебно-творческой и другой, деятельности учащихся на пределе их сил и способностей. Постепенное увеличение трудности, сложности, проблемности задач и заданий. Четкoе ограничение срoкoв (времени) на выполнение задач и заданий. Специальное обучение учащихся мoбилизации и релаксации. Организация конкурсов, соревнoваний, олимпиад, выставок творческих достижений учащихся. Показ значимости того вида творческой деятельности, где, личность стремится максимально реализовать себя, Создание для учащихся ситуаций успеха. 8. Пoхвала, поощрение учащегося в случае его особых творческих достижений [Канкалик 2000]. Для творческого саморазвития как процесса, характеризующего скорость его протекания, необходимо ввести еще одно понятие - "устойчивость позитивных изменений". Суть устойчивых позитивных изменений - в компонентном составе (самопознании, творческом самоопределении, самоуправлении, самосовершенствовании и творческой самореализации) - заключается в том, что процесс мотивационных изменений в одном из названных компонентов с неизбежностью требует позитивного изменения в других. В связи с этим с педагогической точки зрения важно стимулировать позитивные изменения хотя бы в одном из компонентов. Это приведет, как к цепной реакции, к позитивным изменениям во всех компонентах "самости" [Лук 2005]. Начальное образование обладает возможностями предоставления широкого спектра образовательных и досуговых услуг на основе изучения потребностей детей, родителей и школы в организации свободного времени детей и подростков, необходимой потребности учиться жить, приспосабливаться жизни и освоить различные виды творческой деятельности [Марченко 2005]. Педагoгическая (наставническая) деятельность учащихся - это шефство старших ребят над младшими в творческой комнате. Некоторые ребята руководят работой новичков и малышей: помогают "отстающим" по изготовлению игрушек и т.п. или руководят работой кружка. Исследoвательская и изобретательская деятельность. И то, и другое доступно детям практически любого возраста и зависит только от сложности предложенной задачи. И если в исследовательской работе от ребенка нельзя ждать результатов, имеющих материальную общественную значимость, то изобретательство машин и устройств, имеющих общественную значимость, детям вполне доступно. Под "изобретением" понимается не готовый, оформленный по всем правилам проект, а только подробное описание и чертеж устройства в виде схемы, которые позволяют судить о том, в какой степени ребенок проявил смекалку, выдумку и т. п [Выгодский 2001]. Художественное творчество. В художественном творчестве пробовать свои силы могут многие ученики, хотя высокого результата достигают далеко не все. Главное же состоит в том, чтобы при организации этой работы максимально использовать творческий потенциал каждого ребёнка, его интересы и склонности [Аквилева 2001]. Содержание и организационные формы воспитания и развития разработаны на основе принципов ориентирующих воспитание на развитие активной, образованной, нравственной, физически здоровой, творческой, готовой к самосовершенствованию личности [Пономарева 2000]. Принцип развития. В стратегии нашего обновления эталоном сопоставления выступает факт развития: развития наших детей, развитие нас самих, развитие образовательной среды, в которой мы находимся, развитие образовательного учреждения [Марченко 2005]. Принцип гуманизации содержания образования. Без него не возможно развитие. Он предполагает признание ценностей ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе. Самопринятие. Самопринятие личности можно определить как ощущение ценности собственной личности, чувства собственного достоинства, силы своего "Я". Оно характеризуется доверием своим чувствам, верой в себя и свои возможности, открытостью характера. Самопринятие (принятие себя как уникальной индивидуальности, обладающей не только достоинствами, но и слабостями) отличается от самооценки, которая предполагает чаще всего сравнение своих достижений с достижениями других людей и оценку себя как носителя определенных свойств [Степун 2009]. Природосообразность. Экологический подход к личности, целостное видение его мира, человеческих возможностей и функций во взаимоотношениях с обществом, природой. Опора на интерес. Ориентация на накопленный личностный опыт ребенка. Образовательный процесс организуется через опыт углубленного освоения заинтересовавших личность знаний, творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Свобода выбора. Возможность выбора образовательной программы, индивидуального маршрута (на уровне содержания, методики, опыта, сложности, конечного результата) для удовлетворения интересов, осуществления своих цепей, развития способностей, творческой самореализации. Свобода, автономность и ответственность участников образовательной деятельности являются отправными точками всего педагогического процесса. Свобода предполагает осознание и признание свободы других людей [Глухов 2011]. Индивидуальный подход. Он понимается не как учет конкретных индивидуальных особенностей, а приверженность ценности индивидуального развития. Это совместная деятельность педагога и воспитанника по развитию того особенного, единичного неповторимого, что заложено в данном ребенкн от природы и приобретено им в жизненном опыте [Матюшкин 2003]. Эти принципы помогают нам включать ребенка в деятельность и в деятельности он может и должен научиться творчески мыслить. Многие психологи отмечают, что благодаря творчеству, человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Материальная и духовная культура, созданная человечеством к настоящему времени, является продуктом развития его жизни. Безусловно, что прогресс общества находится в прямой зависимости от развития творчества сегодняшнего поколения детей. Поэтому методы и приемы его развития - одна из актуальных проблем современного образования. Эмоциональное развитие младших школьников – для чего оно необходимо? Почему именно на музыкальных занятиях? Что значит эмоционально одарённый человек – внешне экспрессивный, жизнерадостный или испытывающий бурю эмоций? Каковы критерии? И наконец, что означает сам термин эмоциональная сфера? На эти вопросы попытаюсь ответить в своём выступлении [Абовский 2008]. Младший школьник в своем творческом процессе может создавать разнообразнейшие ситуации, в которых он выступает в самых прекрасных своих проявлениях. Формируясь в игре, творчество переходит и в другие виды деятельности. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении ребенком стишков и сказов. Здесь мы можем наблюдать большую вариативность в характере детского творчества: одни ученики ориентированы на воссоздание реальной действительности, другие – на создание фантастических образов и ситуаций [Афанасьева 2005]. По содержательной направленности детских рисунков можно условно разделить младшихшкольниов на реалистов и фантазеров. Первые стремятся изобразить виденные ими предметы и явления природы, реальные события обыденной жизни людей; вторые - свои желания, мечты и грезы. Содержание рисунков ребенка зависит от того духовного, культурного багажа, котоый определен уровнем культуры семьи и тепенью ориентации самого ребенка на реальную или воображаемую действительность [Выгодский 2001]. Творчество играет в жизни младшего школьника большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает чаще нарушение жизненной реальности. Нестандартная работа творчества - это важнейший путь познания и освоения младшим школьником окружающего мира, это способ выйти за пределы узкого личного опыта [Батоев 2012] . Итак, обычно, говоря об эмоциях, мы, в первую очередь, имеем ввиду их внешние проявления или же эмоциональные состояния, такие как радость, грусть, гнев, удивление и др. По внешним проявлениям эмоций мы составляем для себя портрет человека – насколько он эмоционально открыт и улыбчив. Отчасти это верно, поскольку внешние проявления эмоций напрямую связаны с эмоциональными состояниями, и даже сами могут их формировать. На самом же делеэмоциональная сфера гораздо шире и сложнее и представляет собой «сложную и постоянно изменяющуюся систему субъективных реакций личности на окружающую действительность» [Виноградова 2013]. Традиционно, исследователи выделяют следующие виды эмоциональных процессов у человека: -эмоциональный тон ощущений; -эмоции (эмоциональные состояния); -эмоциональные свойства личности; -чувства. Самый высокий уровень развития эмоциональной сферы – это чувства (интеллектуальные, нравственные и эстетические). И именно они нас интересуют больше всего. Именно развитие чувств в идеале становится целью в педагогике [Яковлева 2003]. Василий Александрович Сухомлинский отмечал особую значимость эмоционального развития: «Есть такое качество – тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Это качество воспитывает музыка и песня…» А музыку называют «школой чувств», т.к. музыка – самый эмоциональный вид искусства. Таким образом, воспитывая творческие чувства на музыкальных занятиях, мы непосредственно развиваем эмоциональность детей. Так каковы же критерии эмоционального развития, как мы определим портрет эмоционально одарённого ребёнка? Обратившись к исследованиям, мы обобщили такой портрет в следующих критериях: 1) дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний объекта (художественное произведение, человек); 2) широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, способность к эмпатии; 3) уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане; 4) умение отражать двигательно-экспрессивными средствами свое эмоциональное состояние; 5)проявление интереса к эстетической деятельности. Современная же система образования направлена в основном на приобретение теоретических знаний [Загвязинский 2007]. Итак, музыкальные и творческие занятия необходимы для эмоционального развития. Но часто детям скучно становится на таких занятиях. Дети, живущие в современном мире, часто не готовы к восприятию классики в общем. Для успешного обучения необходим в первую очередь интерес, увлечённость. Каким образом активизировать эмоциональную сферу детей на творческих занятиях. 1)Включение в активную творческую деятельность в ходе выполнения игровых заданий. Для младшего школьного возраста характерна подвижность, ученикам очень сложно усидеть на всех уроках на одном месте. Пусть на уроке царит синтез актёрства и пластики, пения и танца(пластическое интонирование, театрализация, ролевые игры (игра в дирижёра и оркестр), изобразительное выражение эмоционального восприятия (рисование, карточки настроений), инструментальное и вокальное музицирование. 2)Отбор содержания обучения с учётом принципа культуросообразности и в соответствии с логикой эмоционального развития младших школьников. Очень важен выбор репертуара на занятиях: необходимо включать народные и классические произведения, чередуя их с современными песнями, яркими и образными, способными заинтересовать детей. 3) Обогащение содержания обучения за счёт введения ситуаций, активизирующих эмоциональную сферу детей. Применение приёмов из психогимнастики, скороговорок с разными настроениями, применение карточек настроений помогает научиться определять эмоциональное состояние. 4)Организация совместной творческой деятельности педагога и учащихся, основанная на единении эмоционально-ценностных отношений.В первую очередь, это доверительные отношения, положительный настрой. Участие в проектной и концертной деятельности помогает детям научиться управлять своими эмоциями, самореализоваться [Симановский 2006] . Учитель для первоклассника – совсем особенный человек, он первый учитель. От того, какой тот первый учитель, зависит многое в жизни ребенка. Как будет воспринимать того человека и его профессию ребенок. Как преподавателя учебной дисциплины или как наставника, который не только учит школьным дисциплинам, но и учит жизни, воспитывает, стремится сформировать достойную личность [Андреев 2004]. В психологии установлено, развитие нравственных чувств происходит в результате «перенесния внутрь» нормативных знаний и тех нравственных чувств, которые возникают у младшего школьника под влиянием оценки со стороны взрослого. В школьный период у ребенка формируются разнообразные нравственные чувства, среди которых чувство долга, ответственности и сопереживания начинают занимать важное место [Степун 2009]. Ответственность представляет собой способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям, нормативам. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. По мере развития ответственности у ребенка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы [Кан-Калик 2000] . Младший школьник способен понимать нравственный смысл ответственности. В игре или в обыденной жизни, в отношениях со значимыми взрослыми и сверстниками младший школьник получает достаточный опыт ответственного поведения. В зависимости от нравственной культуры, от развитости чувства ответственности до школы он будет относиться к своим обязонностям в школе [Матюшкин 2003]. Ответственность за себя, за своих товарищей во время урока формируется благодаря сотрудничеству учителя с каждым ребенком и со всем классом. Постепенно через коллизии, которые возникают на уроках, сталкиваясь с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, младшие школьники овладевают правилами, обретают ответственность за себя и за свой класс [Аквилева 2001]. Правильное поведение в присутствии взрослого – первый этап морального развития. Потребность вести себя по правилам приобретает личностный смысл для младшего школьника, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам младшего школьника определяет развитие его нравственных чувств, его индивидуального ответственного отношения ко всем правилам, с которыми от знакомится в жизни [Выготский 2001]. В непосредственном общении со значимыми взрослыми, в играх и соревнованиях со сверстниками, в процессе учебной деятельности развиваются такие социальные качества младшего школьника, которые так или иначе поворачивают его к другим людям. Это прежде всего самолюбие, выражающее стремление не только к самоутверждению, но и соперничеству с другими. Позитивными качествами социального развития является расположение к другим людям, которое в непосредственном общении выражается во внутреннем чувстве доверия к ним и проявляется в развивающейся способности к сопереживанию. Сопереживание развивается через многообразные способы воздействия на ребенка, при этом вначале особое значение имеет подражание [Симановский 2006]. 1.2.Проблемы формирования творческого отношения к жизни младших школьников. Проблема творчества волновала людей всегда, выступая как общечеловеческая проблема. Педагоги обычно ставят вопрос о раннем выявлении задатков таланта в детях, о путях развития этих задатков. В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики [Афанасьева 2005]. Как же научить ребенка мыслить творчески? Давайте прислушаемся к советам В.А.Сухомлинского. "Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы знаете, под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал". "...Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание, прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрежка" [Пономарева 2000]. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности [Тутушкина 2001]. Думается, что творческая личность на выходе из школы должна обладать собственно творческими качествами, в первую очередь существенными общечеловеческими, которые в не меньшей степени характеризуют творческую личность. А именно: Нравственными: честность, социальная активность, коллективизм и т.д., обеспечивающими отношение человека к окружающему миру, обществу, людям, себе. Интеллектуальными: рациональность, логичность, остроумие, эрудированность, ведущими к осмыслению и систематизации информации, на основе которой формируется мировоззрение, сознание и самосознание, осмыслению жизненных целей [Глухов 2011]. Волевыми: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, независимость, направленными на психическую саморегуляцию поведения, изменение деятельности в связи с изменившимися обстоятельствами, связь между внутренним состоянием и средой. Эмоциональными: человеколюбие, оптимизм, способствующими обогащению внутреннего мира человека. Совокупность, указанных качеств, их единство ведет к образованию целостности, имя которой Творческая Личность. Что характеризует творческое отношение к жизни? -Готовность думать, а главное поступать нестандартно по отношению к вашим знаниям, имеющимся навыкам и опыту. - Отсутствие страха перед неизбежными ошибками. Умение извлекать из неудач опыт. - Умение учиться и воспринимать жизнь как игру, процесс, а не перебежку от одной цели к другой. Мы не хотим жить как большинство. Мы хотим быть похожими на людей, ломающих сложившиеся представления о правильном и привычном. Люди, нарушающие стереотипы, привлекательны. У таких больше шансов, что с ними вступят во взаимодействие и они выиграют конкуренцию за внимание, основную валюту будущего [Андреев 2004]. Творческие люди используют в жизни гораздо больше возможностей, которые обычные люди просто не замечают. У творческих людей больше поводов для взаимодействия, больше поводов проявить себя. У них шире круг общения и как правило с ними чаще случаются приятные неожиданности и счастливые “случайности”. Творческие люди превращают прожитые годы и пережитое в контент. Их прошлое продолжает работать [Загвязинский 2007]. Творческий человек вступает во взаимодействие со своим творчеством. Сама жизнь становится творчеством и результатом этого творчества одновременно. Свершения жизни человека становятся произведениями, которые выполняют функцию человека, миссию художника автономно от него. Человек увеличивается в своём воздействии на окружающий мир. Жизнь творческого человека может быть полезна людям, которые лично с ним не знакомы, не взаимодействуют с ним, а может и вообще не знают о его существовании. Творческий человек создаёт поле. Может воздействовать, не вступая в непосредственное взаимодействие, не прикасаясь, не общаясь. Творческий человек часто выступает проводником, соединяя между собой людей, проекты, отдельного человека со своими целями и возможностями [Марченко 2005]. Творчество будущего учителя предполагает комплексное и вариативное использование им всей совокупности основных теоретических и практических умений, видение проблемы в педагогических явлениях, понимание ребенка, готовность встать на его позицию, способность к педагогической рефлексии, к критической оценке самого себя в различных планируемых и спонтанно возникающих педагогических ситуациях [Абовский 2008]. Обществу сегодня нужен специалист, не только имеющий функциональную готовность к профессиональной деятельности, но и сформированный как творческая личность. Современная концепция обучения творческому саморазвитию прежде всего, опирается на новую парадигму, суть которой заключается в следующем: приоритетом современного обучения должно стать обучение, ориентированное на саморазвитие личности, то есть по существу речь идет о «трансформации» знаниевой парадигмы в парадигму творческого саморазвития личности. Психологи Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров считают, что саморазвитие - это сознательное изменение и (или) столь же сознательное стремление сохранить в неизменности мою «я - самость». Цели, направления, средства этих изменений определяю я сам [Левин 2001]. Самопознание - осознанный и целенаправленный процесс познания собственных свойств и качеств личности на основе самоанализа, самокритики, самооценки. Самоопределение - центральный механизм становление личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Самоуправление - целенаправленная, систематическая, организованная деятельность человека, в процессе которой он управляет собой. Самосовершенствование - это процесс осознанного, управляемого личностью развития, в котором в субъектных целях и интересах личности целенаправленно формируются и разв....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: