VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование оптимизма и позитивного отношения к жизни при изучении русских народных сказок в начальной школе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001216
Тема: Формирование оптимизма и позитивного отношения к жизни при изучении русских народных сказок в начальной школе
Содержание
     МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ  
     Федеральное государственное образовательное учреждение 
     высшего профессионального образования
     «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ В. Г. БЕЛИНСКОГ
                                            Кафедра 
 Факультет педагогики,                                  «Теория и методика дошкольного и                
 психологии и социальных наук                   начального образования»
     
     
    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 
     на тему 
    ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМИЗМА И ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 

Студент                                    _________________                     Семенова Н. В.


Руководитель                         __________                              к.ф.н., Подина Л.В.


Работа допущена к защите (протокол заседания кафедры от         №             )
     
Заведующий кафедрой       _________________                             Мали Л. Д.


Работа защищена с отметкой           (протокол заседания ГАК от          №       )

Секретарь ГАК                                                                                         Кулагина Т. В.


Пенза 2016 
     
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….............3                    Глава 1. Значение  русской народной сказки в формировании личности младшего школьника
1.1. Народная сказка – жанр устного народного творчества………….6
1.2. Психолого-педагогические особенности восприятия народных сказок детьми младшего школьного возраста………………….15
1.3. Значение народной сказки в воспитании ребенка………………21
1.4. Формирование личностных УУД, как одно из условий развития оптимистической личности…………………………..…………..25
1.5. Анализ учебных программ по литературному чтению ……….29
Глава 2. Формирование оптимизма и позитивного отношения к жизни на уроках литературного чтения, изучая русские народные сказки
          2.1.  Методика изучения народных сказок в начальной школе………32
         2.2. Приемы работы по формированию оптимизма и позитивного
         отношения к жизни на уроках литературного чтения………………….38
Заключение………………..…………………………………………………….61
Список литературы…………………………………………………………….64
      
      
       
      
                     Введение
     «Оптимизм – это бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро; противоп. Пессимизм». Так объясняет определение оптимизма великий русский филолог С.И.Ожегов в толковом словаре русского языка.
     Оптимизм – это важное качество в современном мире. Привлекают внимание успешные люди, склонные к оптимизму и самоиронии. Можно ли воспитать оптимистическое отношение к жизни? 
     Всё начинается с детства. Важно, чтобы ребёнок усвоил не только суть нравственных понятий и человеческих ценностей, но и формировался как позитивная личность. 
      Как ребенок смотрит на этот мир?  С улыбкой и верой в лучшее,  или же, с недоверием, безнадежностью. Далее он  будет взрослеть, и жизнь поставит перед ним отнюдь не лёгкие проблемы. Сохранит ли он любовь к себе и  окружающим, не смотря на все тревоги и беды общества? Многое в жизни  зависит от того, как вы сами к этому относитесь. Оптимизм вовсе не подразумевает отсутствие проблем. Но позитивный взгляд на жизнь - это не только объективная оценка ситуации, но и правильные выводы.
     Людей с более высоким уровнем личностного развития больше ценят, хранят и дольше сохраняют оптимизм, как необходимый личностный ресурс.      
     Недавние исследования, проведенные в США, показали, что детская и подростковая преступность напрямую связана с неуверенностью в себе, с низким уровнем оптимизма. «Помогать ребёнку видеть в себе всё лучшее и следовать своей высшей природе – значит препятствовать росту детской преступности» - так написано в пособии для родителей «Путешествие в страну добродетелей».
     Ребёнок от природы смотрит на мир позитивно и доброжелательно. То есть, когда малыш родился, он уже оптимист, любящий жизнь. Но все события, состоящие из череды побед и неудач, могут изменять взгляды маленького человечка. Русские народные сказки могут научить малыша рассматривать неприятности с положительной стороны и воспринимать их как новые возможности. Герои сказок демонстрируют нам, что из любой, даже самой непростой ситуации, всегда найдется выход.  
     Русские народные сказки учат читателей во всех неприятностях искать положительные стороны, извлекать выводы из любой ситуации, и перенести их на события в будущем. Не можете найти ничего хорошего? Не стоит переживать, пройдет некоторое время, и Вы будете с улыбкой вспоминать о случившемся?. Именно это объясняет актуальность данного исследования.
     Цель работы: определение комплекса методических приемов формирования оптимизма и  позитивного отношения к жизни в процессе работы над русскими народными сказками.
     Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих  задач:
        1) проанализировать различные программы по «Литературному чтению»  на предмет содержания оптимизма русских народных сказок;
        2) выявить пути формирования оптимизма детей младшего школьного возраста;
         3) доказать возможность формирования позитивного отношения к жизни у детей младшего школьного возраста в процессе работы над русскими народными сказками;
         4) провести апробацию в МБОУ №2 г. Пензы.
     Объект исследования: процесс формирования у младших школьников оптимизма и позитивного отношения к жизни.
     Предмет исследования – методические условия формирования оптимизма и позитивного отношения к жизни на уроках литературного чтения при работе над сказками.
     В основу нашего исследования положены следующие монографии: Аникин В.П. «Русская народная сказка», Никифоров А.И. «Сказка, её бытование и носители», Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям», Зимина И.В. «Народная сказка в системе воспитания», Бобров Л.Д. «Фундамент оптимизма», Зелигман М. «Приобретенный оптимизм» и другие. 
























Глава 1. Значение  русской народной сказки в формировании личности младшего школьника
1.1. Народная сказка – жанр устного народного творчества

           «Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, чудесах царевны-лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость  жизненных наблюдений» [   ].
     Сказка - это устный рассказ фантастического или волшебного характера, часто о том, чего в реальной жизни происходить не может. В сказках разговаривают и совершают человеческие поступки животные и растения, предметы помогают добрым героям и препятствуют злодеям. В итоге – всегда побеждает добро и справедливость, а наказывается зло и порок.   Недаром известная русская пословица гласит: «Сказка - ложь, да в  ней намек, добрым молодцам урок». Урок нравственности, доброты, честности, ума и хитроумия.  Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и М.Е. Салтыков-Щедрин. 
     Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдётся такого человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений. 
     Народные сказки раскрывают детям многогранный и поэтический мир: это сказочные герои, предметы, которые дают возможность не только осмысливать события, но и импровизировать. Так в жизнь ребенка входят понятия справедливость, честность, доброта, порок.  Яркий, выразительный язык русской народной сказки делает ее особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно       здоровой личности ребенка. 
     Сказка – это особый мир, где возможно всё. Повзрослев, начинаешь понимать, что не так-то всё просто. Да и дети попозже понимают, что сказка – это всего лишь выдумка, но всё равно её любят. Интересно знать, почему?  Сказковед В.П.Аникин замечает: «Сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты» [2, с.41].
     Существует множество определений сказки. Сказку характеризовали Аникин, Даль, Пропп, Афанасьев, Аксаков, братья Гримм и другие исследователи сказочного жанра. 
     Профессор Ленинградского государственного университета В.Я.Пропп (1895-1970) вошел в историю мировой филологической науки ХХ века как один из наиболее значительных теоретиков и исследователей. Он исследовал исторические корни сказки, его работы о сказке были переведены на многие языки и известны каждому фольклористу.
     В.Я. Пропп пишет: «Эмпирически все мы как будто очень хорошо знаем, что такое сказка и имеем о ней более или менее ясное представление. Мы, может быть, храним о ней поэтические воспоминания, помним её с детства. Мы интуитивно чувствуем её обаяние, наслаждаемся её красотами, смутно понимаем, что перед нами что-то очень значительное. Короче говоря, в понимании и оценке сказки нами руководит поэтическое чутьё» [2, c.23].
     Пропп считает, что термин «сказка» появился не ранее ХVII века. Сначала сказки именовались словом – «баснь», а слово «сказка» имело другой смысл - достоверное, письменное или устное показание или свидетельство, имеющее юридическую силу. Только с ХVII века «сказка» приняла современное значение. 
     Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые «сказки сказывают небывалые». Но при этом, исследователи убеждены, термин «сказка» употреблялся и ранее. [    ]
     Академик Ю.М.Соколов дает определение сказки так: «Под народной сказкой в широком смысле этого слова понимается устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера». [  ]
     Можно заметить, что существует множество взглядов на определение понятия «сказки». Поэтому до сих пор и нет единого термина, принятого всеми сказковедами. 
     Область сказки огромна. Изучение сказки неотделимо от изучения истории народов мира, этнографии, религии, истории, форм мышления и поэтических форм. Можно выделить основные черты сказочного жанра:
* необычные события повествования; 
* признак развлекательности;
* особая композиция; 
* специфичная поэтика;
* в действительность рассказанного не верят.
     Первые попытки расклассифицировать народные сказки предпринял русский сказочник А.Н. Афанасьев. Являясь собирателем сказок, он хотел упорядочить огромный сказочный материал. Классификация А. Афанасьева такова:
* cказки о животных, предметах, растениях; 
* волшебные сказки; 
* волшебные сказки; 
* бытовые сказки;
* сказки смешанного типа.

     Сказки о животных, предметах, растениях
     Сказки о животных, предметах, растениях – самая древняя разновидность сказочного жанра. В этих сказках отразились наблюдения древнего (первобытного) человека за животными и растениями. Это сказки о лисе, волке, медведе, коте. Арно Арне выделил шесть групп сказок о животных. 
     В сказках этого типа проявились такие явления как анимизм, антропоморфизм и тотемизм. Впоследствии, схожие черты у человека и животного (например, у человека – речь, а у животного крик; у человека поведение, а у животного – повадки) привели к типизации характеров. Так, лиса стлала хитрой, медведь воплощение глупости, а заяц трусости.
     Особенность сказок о животных состоит в том, что черты человека никогда не вытесняли черт животного. Это такие образцы сказочного жанра как «Лягушка-путешественница», «Лиса и волк», «Мужик, медведь и лиса», «Дрозд и лиса», «Серая Шейка», «Серебряное Копытце», «Гуси-лебеди», «Золотой колокольчик», «Еж и заяц» и другие. На основе русских народных сказок о животных были созданы литературные сказки М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, М. Горького, Ф. Искандера басни И. Крылова.
     Главный смысл сказок о животных – моральный.
Волшебные сказки 
 Волшебные сказки – более поздняя разновидность сказочного
жанра. Данные сказки включают в себя волшебные, приключенческие, героические образцы. В основе таких сказок лежит чудесный мир.
         В. Я. Пропп в работе «Исторические корни волшебной сказки» доказывает, что большинство сюжетов волшебных сказок возникли на основе социальных (правовых) отношений. 
          Для волшебных сказок характерна особенная композиция;
* присказка (настраивает на повествование, часто не связана с сюжетом сказки, одна и та же - присутствует в разных сказках, бывает краткой и развернутой);
* зачин («В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…» и другие);
*  основная часть или пространственно-временные перемещения героев;
* Концовка («Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир…» и другие).
          В русской народной волшебной сказке действуют волшебные герои волшебные предметы.  Волшебные персонажи – Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и другие. Возникли они еще в период матриархата и характеризуют отношения людей. Волшебные предметы: яблонька, колечко, волшебные стрелы, лодка, скатерть – все то, что составляет быт крестьянина. 
          Как правило, концовка у волшебной сказки – это победа добра над злом. Порок наказан, добродетель восторжествовала. Смысл русских народных волшебных сказок состоит во всепобеждающей силе добра.
          Примеры русских народных волшебных сказок:  «Арысь-поле», «Береза и три сокола», «Белая уточка», «Волшебное кольцо», «Жар-птица и Василиса-царевна», «Иван-царевич и белый полянин», «Перышко Финиста ясна сокола», «Сестрица Аленушка, братец Иванушка»,  «Сивко-Бурко», «Царевна-лягушка», «Лутонюшка», «Крошечка-Хаврошечка», «Мальчик-с-пальчик», «Маша и медведь»,  «Про Иванушку-дурачка» и другие.
         Бытовые сказки
         Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Бытовые сказки отличает юмор, сатира, нагромождение невероятностей. 
        Среди сюжетов русских народных бытовых сказок можно выделить сюжеты:
* о пороках человека – скупости, алчности, зависти;
* о пороках служителей культа (попах, дьяконах);
* о мудрых девах;
* о злых женах;
* о ворах, разбойниках, солдатах и другие.
     В отличие  от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.
          Это сказки – «Сказка о батраке»,  «Сказка о попе»,  «Правда и кривда», «Каша из топора», «Мудрая жена», «Терпеливая жена», «Дурак и береза», сказки о глупых чертях, великанах, о ловких ворах и другие. Бытовые сказки чаще корнями уходят уже в феодальное общество с четкими классовыми расслоениями.
  Сказки смешанного типа
            В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Безусловно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения.  Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа. В них причудливо переплетаются мир животных, чудесное и бытовое. 
            В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень-Золотые рога, Свинка-Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка. В такой сказке все возможно. Начинается волшебная сказка с того, что главный герой нарушает запрет и уходит из родного дома. Потом переходит из реального мира в ирреальный и наоборот.  Все приключения происходят в волшебном мире. Герою помогают или стараются помешать волшебные герои и персонажи. Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
     В фольклористике существует несколько классификаций сказок. Например, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева предложила типологию сказок, которая включает в себя:
     - художественные (народные и авторские) сказки;
     - психотерапевтичекие сказки;
     - дидактические сказки;
     - медитативные сказки.
     По построению выделяют следующие виды сказок  - кумулятивные и центрические. Кумулятивные сказки представляют собой последовательность событий. Примером кумулятивной сказки может быть сказка «Звери в яме», «Репка», «Теремок» и другие. Действие строится  на многократном повторении какого-то звена, вследствие чего возникает либо «нагромождение» событий, либо «цепь», либо «последовательный ряд встреч». Заканчивается все по определению В. Я. Проппа «веселой катастрофой».  В русском фольклоре кумулятивных сказок немного. Кроме особенностей композиции они отличаются стилем, богатством языка, зачастую тяготея к рифме и ритму. 
     Другой тип сказок – центрические. Здесь действие разворачивается в разных мирах: реальном и ирреальном. Герой-искатель отправляется за «счастьем» (Аленушка на поиски братца, Иван за Василисой Прекрасной) и на пути встречает много испытаний, волшебные предметы и волшебных персонажей. Именно они помогают герою попасть в другой мир, а потом вернуться обратно.  Это преимущественно русские народные волшебные сказки, где очевидна игра пространств и времен.
      Наконец, в кругу детского чтения существует сказка, рассказываемая детьми, а часто и взрослыми для детей, — по своему происхождению очень сложна и невыяснена, но составляет особый жанр со своим строением и даже сюжетами. Таковы, например, «Петушок подавился зернышком», «Коза и козлята», «Теремок», «Коза  за орехами» и другие.
      Проанализировав обычные русские народные сказки, которые читают в детстве, можно обнаружить общее: 
1. В основе – конфликт главного героя.
2. Ситуации преодоления препятствий – аналогичны. 
3. Кульминация – разрешение противоречий, когда герой преодолевает все препятствия и побеждает.
4. Главный герой вначале сказки – неудачник, а в финале – победитель. 
5. Концовка: свадебный пир и торжество добра. 
           Кроме завораживающих сюжетов и ярких персонажей, магически действует на детей язык сказки. Частые определения создают особую напевность: добрый конь, серый волк, красная девица, добрый молодец, сыновья мои милые, солнце красное, красавица писаная; а употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами придают словам уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк-ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о - все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…(«Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!»). [     ].
     Многие слова и выражения «пришли» из русских сказок в реальную жизнь и заняли место афоризмов, образных выражений. Например: пир на весь мир, идти куда глаза глядят, буйну голову повесил, ни в сказке сказать, ни пером описать, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.  
     Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» и в основу всех своих сказок положил народный сюжет.
     Любая русская народная сказки ориентирована ребенка: она обучает, заставляет мыслить, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.
     Таким образом, мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.














1. 2. Психолого-педагогические особенности восприятия народных сказок детьми младшего школьного возраста
     
     Младший школьный возраст начинается с поступления ребенка в школу. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка.  Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. 
     Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. 
     Переход к систематическому обучению заставляет постоянно обращаться ребенка к умственной деятельности. Это связано с определенными трудностями: психика у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. С взрослением эти параметры повышаются, но в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников. Это нельзя не учитывать.
     Переход из детского сада в школу – это новый этап в жизни ребенка, который связан с развитием новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
     «Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью». [    ].
     Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка, например, занятия спортом, искусством, игра.
     Существует несомненная и глубокая связь между играми и сказками; можно даже сказать, что всякая сказка, в своей сущности, не что иное, как игра. Игра это есть воплощенная - драматизированная, инсценированная сказка, а сказка – это игра – до своей инсценировки. Соответственно, сказки играют огромную роль в воспитании детей, а именно, не только в нравственном и духовном выборе, а в формировании эмоций.
     Как это происходит? Сказка, прежде всего, действует на чувства, или, как принято говорить в жизни, на сердце, и лишь затем на ум. Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем воображении, сливается с героями сказки, если они ему симпатичны. И тогда вместе с ними он проявляет доброту и благородство, рискует собой ради других, любит, грустит, становится смелым и находчивым, совершает подвиги и побеждает злых и страшных чудовищ: и Кощея Бессмертного, и Бабу Ягу, и Змея Горыныча. Сказки воспитывают у ребенка способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую свадьбу как свою. [       ].
     Таким образом, сначала ребенок переживает эмоциональный подъем: радуется, смеется, грустит, плачет, а потом, вместе со взрослыми, размышляет над поступками героев. Дети любят возвращаться к полюбившимся героям, событиям и с удовольствием проигрывают их в своем воображении.
     С помощью взрослых дети ищут ответы на вопросы: почему в начале сказок  Иванушка-дурачок  самый неудачливый, а в финале – добрый молодец; почему пострадал Колобок; почему медведь и волк всегда в проигрыше, а лиса празднует победу? Дети склонны одушевлять предметы, явления природы, наделять человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают и принимают язык сказок. С помощью сказки они получают возможность усвоения нравственных общечеловеческих ценностей, учатся различать добро и зло, ценить доброту, трудолюбие, верность и настойчивость, получают первые представления о справедливости, упорстве, мужестве. [   ].
     Сказки не только учат добру, неприятию зла, жадности, жестокости, но и прививают нравственные и эстетические пристрастия. На примере сказок можно развивать и мышление детей.
     Старинная русская пословица гласит: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Как это объяснить? За сказочными образами скрыты события реальной жизни. Ум, доброта, честность, справедливость всегда поощряются, ложь, зло, порок наказываются. Причем дети в младшем школьном возрасте легко и с интересом размышляют на эту тему и готовы инсценировать события, одинаково радостно играя как злых, так и добрых персонажей. Это - главная особенность в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком. 
     Некоторые сказки вызывают у детей страх, но это страх, замешанный на удовольствии и возбуждении. Неправильно полагать, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, желание эпизодически вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации - признак хорошего психологического здоровья. Настораживать должны лишь излишества. Или, напротив, постоянный отказ слушать рассказы, содержащие элементы тревоги и беспокойства, может быть признаком нарушений. Уход от сложных ситуаций в жизни - это всегда признак неуверенности и страха, и если страх не является следствием реальной угрозы, то здесь можно говорить об определенном нарушении в душевном состоянии ребенка [  ].
      Слушая или читая сказку, ребенок идентифицирует себя  с главным героем.  Он, вместе с Иванушкой-дурачком переживает потери, добивается цели, хитрит, радуется и  всегда побеждает. В эти минуты происходит колоссальный духовный и нравственный рост. Буря чувств и эмоций, направленных на победу добра,  формируют нравственный потенциал ребенка.   
     Таким образом, сила воздействия сказки очевидна. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке всегда есть четкая граница: это - добро, а это - зло, этот персонаж плохой, а этот хороший. Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать необычное, пережить эмоциональную встряску.
      Воображение в младшем школьном возрасте у детей достаточно разное. Но воображение - активная действующая сила, она развивает творческие способности ребенка. Это - источник веселья, радости. Для ребенка важен процесс творчества, от которого ребенок испытывает удовольствие, как от самостоятельной душевной деятельности. 
     Для детей характерно гиперболизация, потому что они хотят видеть вещи в преувеличенном виде. Это соответствует природе ребенка. Детство любого ребенка «соткано» из сказок, мультфильмов, сказочных героев, именно они оказывают наибольшее воздействие на душу ребенка. Сопереживая, ребенок легко погружается в свой внутренний мир. Внутренний мир ребенка – сложное сплетение чувств, наблюдений, переживаний, в результате чего,  ребенок получает ценный и важный жизненный опыт. В детском возрасте деятельность воображения интенсивнее, чем у взрослых, это является залогом будущего эмоционального здоровья во взрослой жизни.
     Это объясняет интерес детей ко всему фантастическому, любовь к сказкам и невероятным историям. Бессознательно дети легко различают, где правда, а где вымысел. Читая и слушая сказки, переживая их, ребенок в то же время постепенно воспитывает в себе критика. 
     Дети младшего школьного возраста способны довольно глубоко осмысливать содержание сказок. Согласно школьной программе, уже в начальных классах изучают довольно большие произведения. Это отрывки из сказок А. Пушкина, сказы П. Бажова. Продолжается процесс воспитания  читателя, способного испытывать сострадание к героям, способного видеть доброе и злое, способного оценить особенности языка сказки. 
     К анализу сказки на уроках литературного чтения следует подходить с особым вниманием. Надо обращать внимание на все стороны сказочного жанра, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание, художественные достоинства, но и важно, чтобы сказка им надолго запомнились и полюбились образы, было желание инсценировать, делать рисунки к сказке, пересказывать.
     Методисты и психологи утверждают, когда запас сказок, которые дети  знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, можно перейти к сочинению сказок. Тогда дети сами становятся сказочниками или сказителями. В младшем школьном возрасте ребята активно откликаются на такую форму работы.  Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.
     Таким образом, на протяжении всего младшего школьного возраста необходимо читать сказки вместе с детьми, учить их слушать, воспринимать и понимать сказку. При использовании сказки опираться на принцип вариативности, учитывая возрастные особенности.
     Механизм смыслопознания в процессе восприятия и переживания сказки ребенком исследуются А.В. Запорожцем. Он писал о существовании особого вида эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. У детей порождение образов этого эмоционального познания часто происходит в процессе восприятия художественного произведения. Под влияния слушания у ребенка возникает сочувствие к герою и складывается эмоциональный образ воспринимаемых событий и взаимоотношений. В определенных условиях у детей эмоциональные образы начинают предвосхищать то, что должно случиться с героем [   ].
     Подводя некоторые итоги, можно сказать, что сказка для ребенка – это не просто фантазия. Это – особая реальность, помогающая определить мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем – мир жизненных смыслов. 
     Дальнейшая успешность, формирование не только нравственных качеств, но и эмоционального фона – все это «приобретается» в детстве «со сказками». Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее близки детскому мироощущению. Дети, не знавшие сказок, вырастают ущербными и скудными в эмоциональном плане людьми. Более того, со сказок начинается знакомство ребенка со сложной и противоречивой жизнью. 
     Как правило, те, кто любил в детстве сказки, впоследствии легко не только фантазируют, но и проявляют интерес к математическим и физическим дисциплинам, легко представляют лазерные излучения и потоки энергии. Более того, в основе сказки лежит всепобеждающая сила добра, что ведет к позитиву и правильному выбору. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1.3. Значение народной сказки в воспитании ребенка
     
     Главная форма воспитания в детском возрасте — это, прежде всего воспитание сердца.  Мысли, слова, раскрывающее благородные идеи, всегда откладывает в детском сердце крупинки человечности и милосердия, из которых складывается совесть. Это главное в жизни ребенка – уметь полюбить, пожалеть, увидеть красоту, надо уметь почувствовать, посочувствовать.
     Всему этому учит детская книга, а именно сказки. Сказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка — его ум, чувства, воображение, волю. 
     Создание сказок — один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство умственного развития. Сказка, игра, фантазия — источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств — живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки — живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка,— невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени человеческого мышления и речи.
     Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах — первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному.
     Сказка неотделима от красоты, способствует развитию  эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души,   сердечная   чуткость   к   человеческому   несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.   Первоначальный  этап  идейного  воспитания тоже происходит с помощью сказки. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах.
     С помощью сказки ребенок получает первый опыт патриотического воспитания. Идея патриотизма лежит в основе любой сказки. Сказочные образы, народный дух, жизнь и чаяния простого трудового народа, преданность своей Земле – вот, над чем задумывается ребенок с самого детства. Сказка, будучи мыслью и чаянием народа, уже воспитывает интерес и любовь к родному народу и родной земле. Именно в сказке объединилась мощь и культура народа, которые ребенок познает сердцем. 
     Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский пишет: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными  ключами …» [     ].
     Впоследствии из русских народных сказок выросли литературные сказки, и яркие представители этого жанра – А. Пушкин, В. Одоевский, А. Погорельский, А. Аксаков, В. Киреевский. Во второй половине XIX века стал популярен жанр сказа, связанный с творчеством П. Бажова.
     Сказки были интересны всегда. Древний человек через мифы объяснял свое представление о мире. Мифы древнее сказок, именно на основе мифов появились сказки. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Героям .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%