VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование здорового образа жизни младших школьников.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016208
Тема: Формирование здорового образа жизни младших школьников.
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина»
Педагогический институт
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования



Леонова Светлана Вячеславовна
«Формирование здорового образа жизни младших школьников»
Курсовая работа  (уровень – бакалавр)

                                                                             


 бакалавра  2-го курса
                                                                        Направление подготовки
                                                           44.03.05 «Педагогическое образование
                                                                            (с двумя профилями)
                                             Профиль «Начальное образование и информатика»
                                                                       заочной формы обучения
                                                                         Научный руководитель: 
                                                 Гребенникова И. В.,
                                                     к. пед. н., доцент
                                         

Тамбов 2018                    

Оглавление
     Введение	3
      Глава 1. Теоретические основы здоровья и здорового образа жизни детей младшего школьного возраста	6
      1.1. Здоровье младших школьников как педагогическая проблема	6
      1.2. Базовые теоретические основы укрепления здоровья и здорового образа жизни младших школьников	13
      Выводы по главе 1	24
      Глава 2. Констатирующие исследования здорового образа жизни у младших школьников	25
      2.1. Организация и методы исследования. Оценка уровня сформированности здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.	25
      2.2. Проект по формированию здорового образа жизни младших школьников	36
      Выводы по главе 2	40
      Заключение	41
      Литература	43
     Приложение……………………………………………………………….47
     
     


     Введение
     Актуальность курсовой работы. Проблема формирования здоровья ребенка всегда находится в центре внимания исследователей и интерес к ней не ослабевает и на сегодняшний день, так как изменение социальных условий привело к пересмотру целей и содержания физического и психического развития учащихся. В частности, согласно условиям системного рассогласования отношений человека с внешней средой, стоит вопрос о необходимости разработки эффективных педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. Посредством этого появляется потребность создать гибкие социально-педагогические технологии для здоровьесберегающего воспитания личности в условиях школьного воспитания.
     Педагогической технологией формирования и развития основ здорового образа жизни у ребенка в младшем школьном возрасте является специально организованный педагогический процесс, который позволяет ребенку получать знания о своем организме, дает возможность целенаправленно и гарантированно обеспечивать сохранность, поддержку, укреплять и наращивать здоровье его субъектов в совокупность всех его составляющих в процессе их взаимодействия.
     Важно заметить, что на сегодняшний день наблюдается тенденция роста количества детей, которые имеют ослабленное здоровье. Снижение уровня здоровья обучающихся, с учетом условий обострения социальных, экономических и экологических проблем, говорит о том, что мы имеем проблему физического воспитания школьников, которое в первую очередь ориентируется только на выполнение нормативов физической и технической подготовленности, не учитывая интересы и потребности самих обучающихся. 
     Необходимо так же отметить, что, несмотря на озвучиваемую оздоровительную направленность занятий физическим воспитанием, здоровье и здоровый образ жизни не становятся главной ценностью физической культуры в школе.
     Такое обстоятельство приводит к появлению противоречия, возникающего между существующей необходимостью здорового образа жизни обучающихся, воспитания у них осознанного и ценностного отношениях к здоровью и недостаточно разработанной технологией данного процесса. 
     Степень разработанности темы исследования. Проблемы ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни поднимаются в исследованиях таких авторов как Е.В. Воднева, Т.В. Сущенко, В.Н. Беленова, С.А. Чайникова, Л.Н. Овчинникова и др.
     Вопросами формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни детей младшего школьного возраста занимались такие исследователи как А.А. Бодалева, А.Л. Венгер, М.И. Лисина и др.
     Однако, несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования основ здоровья у младших школьников требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации обозначенных задач в практической деятельности. 
     Объектом курсовой работы выступает здоровый образ жизни детей младшего школьного возраста.
     Предметом исследования является формирование здорового образа жизни младших школьников.
     Таким образом, целью курсовой работы является изучение особенностей формирования здорового образа жизни у младших школьников.
     В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
     1. Изучить педагогическую проблему здоровья детей младшего школьного возраста.
     2. Охарактеризовать базовые теоретические основы для укрепления здоровья детей и их здорового образа жизни.
     3. Организовать исследование уровня сформированности здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста, проанализировать уровень сформированности здорового образа жизни детей младшего школьного возраста.
     4. Дать рекомендации педагогу по формированию ЗОЖ учащихся
     Методы исследования, использованные в курсовой работе следующие:
     1. Теоретический метод (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме); 
     2. Эмпирические методы (наблюдение, беседа и опыт); 
     3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
     Исследование проведено на базе МБОУ Сатинская СОШ. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста, учащиеся в 1-А классе.
     Структурно работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава 1. Теоретические основы здоровья и здорового образа жизни детей младшего школьного возраста
     1.1. Здоровье младших школьников как педагогическая проблема
     В последнее время в мировой научной литературе широко распространена тема для обсуждения, которая освещает новую концепцию здоровья. Оно уточняет положения существующей концепции, усиливая при этом ее социальный компонент, дает ориентир на распределение ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидом и медицинскими работниками.
     Что касается вопросов формирования у школьников здорового образа жизни, то они в достаточной степени освещены в научно-педагогической литературе, однако заметим, что теоретическое осмысление формирования представлений о понятии «здоровый образ жизни» у школьников в научной литературе представлено недостаточно широко и не представляло предмет специального изучения [3].
     Исследования таких ученых как Н.В. Бородовская, В.П. Озерова, С.О. Филиппова показывают особую роль социума как среды формирования у ребенка определенного образа жизни. А социальное направление в решении проблемы формирования здорового образа жизни можно увидеть в работах В.П. Петленко и Н.Г. Веселова.
     Современные исследования по валеологическому образованию школьников в первую очередь связаны с рассмотрением вопроса обучения детей важным навыкам здорового образа жизни в процессе физического воспитания.
     Ряд философов, среди которых можно выделить Дж. Локка, А. Смита, М.В. Ломоносова, а так же психологи Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев и педагогов Л.Г. Татарникова, В.К. Зайцев, С.В. Попов, пытались решить проблему здоровья и формирования здорового образа жизни у ребенка. В своих работах они разрабатывали различные исследования, которые содержат положения о сохранении здоровья и продления жизненного потенциала каждого человека [28].
     Основы современной валеологии были заложены такими учеными как С.П. Боткин и П.Ф. Лесграфт. С.П. Боткин предлагал смотреть на здоровье человека как на функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства и продолжения рода, а так же как гарантия здоровья потомства. Нарушение этой функции ученый рассматривал как одну из важных основ патологии [9].
     Индивидуальное здоровье человека принято определять как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недомогания. Именно такое определение здоровья было дано в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), утверждённого парламентами 26 стран – участниц этой международной организации, – при её основании 7 апреля 1948 года [40].
     Отметим, что однозначного определения понятия здоровья не существует. Основывая на медико-биологические признаки, Н.М. Амосов определяет здоровье как естественное состояние организма, которое характеризуется его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием тех или иных болезненных явлений [3].
     Солопов В.Н. определяет здоровее как индивидуальное психосоматическое состояние, которое выражается в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности [32].
     Еще одним мнением является определение Г.М. Коджаспировой, которая говорит о том, что здоровье представляет собой естественное состояние организма, которое характеризуется его уравновешенностью с окружающей средой с отсутствием любых болезненных изменений. Она называет здоровьем такое состояние человека, когда он находится в полном телесном, душевном и социальном благополучии, имеет достаточное количество энергии, энтузиазма и настроения для выполнения того или иного дела [20].
     Отметим, что главными образующими здоровья является биологический потенциал, которые определяется наследственными возможностями, физиологические резервы жизнедеятельности и нормальное психическое состояние для реализации социальных возможностей человека всех его задатков.
     Так же выделяется психологическое здоровье, которое определяет душевное эмоциональное благополучие человека. Согласно работам Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной и Т.А. Репиной, то эмоциональное благополучие учащегося следует определять как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, в основе которого лежит удовлетворение основных возрастных потребностей (биологических и социальных). М.Ю. Стожарова говорит о том, что одним из основных показателей эмоционального благополучия школьника является именно физическое здоровье [33].
     Эмоциональное ощущение учащегося относится к сфере его эмоционального развития и представляет собой ту базу, которая предопределяет все проявления его активности, усиливая и направляя эту активность, либо же ослабляя и блокируя ее.
     В научном лексиконе термин «психологическое здоровье» появился благодаря И.В. Дубровиной, которая подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Исследователь обобщает портрет психологически здорового человека как творческого, жизнерадостного, веселого и открытого, человека, познающего себя и окружающий мир посредством разума, чувств и интуиции. По ее мнению, основой психологического здоровья выступает полноценно психическое развитие ребенка на всех этапах. При этом автор отмечает, что психологическое здоровье необходимо рассматривать с точки зрения духовного богатства личности и ее ориентации на абсолютные ценности [29].
     Отметим, что дети, имеющие эмоциональную дезадаптацию, проявляют нарушения в базальной эмоциональной регуляции, которая заключается в общей и вегетативной возбудимости с нарушениями сна и аппетита, имеют соматическую ослабленность и проявляют отсутствие адекватного взаимодействия с другими людьми, ранимость, страхи, агрессию и психическое недоразвитие.
     Различные исследования, которые посвящены психическому здоровью школьников, рассматривающие факторы влияния на него, дают возможность определить компоненты эмоционального благополучия и факторы, которые на него влияют. Среди них, прежде всего, следует выделить следующие:
     * Обеспечение развития вида деятельности и способы общения, которые будут соответствовать возрасту ребенка;
     * Равномерное развитие психических процессов, соответствующих возрасту;
     * Социальная ситуация развития, которая определяет особенности воспитания и обучения для каждого ребенка;
     * Взаимодействие взрослого и ребенка [17].
     Так, каждый вышеназванный фактор в отдельности, и все факторы в совокупности, могут влиять на уровень благополучия учащегося, как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения эмоционального благополучия. Потому важным является построение педагогического процесса таким образом, чтобы учитывались все данные факторы, позволяющие поддерживать эмоционально положительное состояние ребенка постоянно.
     Здоровье представляет собой отсутствие психических или физических дефектов, а также наличие полного физического, душевного и социального благополучия. На основе данного определения следует среди признаков здоровья учитывать структурную и функциональную сохранность систем и органов школьника, индивидуальную приспособленность к физической и общественной среде, а так же сохранность привычного самочувствия каждого индивида [21].
     Здоровье человека складывается из нескольких основных компонентов, среди которых наиболее значимыми нам представляются следующие: 
     * соматического компонента здоровья человека; 
     * физического компонента здоровья; 
     * ментального (умственного, психического) компонента; 
     * духовно-нравственного компонента здоровья; 
     * психолого-коммуникативного (психологического) компонента; 
     * сенсорного компонента здоровья; 
     * речевого (логопедического) компонента; 
     * аморбидного (медико-профилактического) компонента здоровья; 
     * репродуктивного компонента здоровья человека [9].
     Медицинская наука не может повлиять на социально-экономическое благополучие общества, но она может проанализировать и оказать свое влияние на разнообразный спектр факторов, оказывающих риск на здоровье школьников. Сложность проблемы анализа заключается в том, число факторов риска увеличивается с каждым годом и спектр их влияния на детский организм достаточно широк. На сегодняшний день их насчитывают около 3000. Не являясь основной причиной болезни, они могут приводить к функциональному отклонению роста и развития организма учащегося [23].
     К основным факторам риска можно отнести: 
     * несоблюдение правил здорового образа жизни (курение, употребление алкоголя, наркотиков родителями), нерациональное питание, наличие стрессовых ситуаций, постоянного психоэмоционального напряжения, гиподинамии, неблагоприятных материально-бытовых условий, психологического климата в семье и т. д.);
     * неудовлетворительное состояние окружающей среды (загрязнение воздуха вредными веществами, воды, почвы, повышение радиационных, магнитных и других излучений, условия проживания, образ жизни);
     * отягощенная наследственность (наследственная предрасположенность к заболеваниям, наличие генетического риска);
     * недостаточно эффективная работа здравоохранения (низкое качество, труднодоступность и несвоевременность оказания медицинской помощи). 
     * социальное и экономическое положение общества [31].
     К факторам, которые непосредственно определяют здоровье школьников, можно отнести, например, влияние окружающей среды, в то время как к факторам, опосредованно оказывающим влияние на здоровье детей, можно отнести профессиональную деятельность родителей, их социальный статус, генетическую предрасположенность к заболеваниям. 
     Риск для здоровья может реализоваться в виде неблагоприятного течения острого заболевания с переходом в хроническое течение, в рецидив болезни, в инвалидизацию ребенка, в риск летального исхода. В подавляющем большинстве случаев имеет место комбинация видов риска, с преобладанием одного из них [37].
     Если влияние экологических, медико-социальных факторов, наследственной предрасположенности не всегда реализуются в виде клинических проявлений, то действие таких факторов как патология беременности, родов и т.п. практически всегда приводит к различным функциональным изменениям.
     Социальные факторы и факторы окружающей среды действуют на организм ребенка не каждый сам по себе в отдельности, а во взаимодействии с другими факторами, например, наследственными. Таким образом, заболеваемость детей зависит как от среды, в которой они находятся, так и от отягощенной наследственности, а также от законов роста и развития [38].
     Для каждого возрастного периода возможно преобладание тех или других факторов риска, что определяет необходимость дальнейшего дифференцированного подхода к оценке роли и вклада отдельных факторов в развитие заболеваний у детей.
     Итак, здоровье детей школьного возраста зависит от комплексного влияния различных по своему характеру, направленности и силе факторов. Изучение факторов осложняется тем, что они, взаимодействуя друг с другом, меняются во времени и их влияние на уровень показателей здоровья детей далеко не одинаков [27]. 
     Среди критериев, которые показывают сформированность здорового образа жизни, принято выделять такие показатели:
     1. Потребность человека в здоровом образе жизни, которая заключается в направленности личности на создание здорового образа жизни, понимание важного такого образа жизни и убежденность в самосовершенствовании по этим вопросам.
     2. Наличие уровня теоретической подготовки, который представляется в комплексе знаний, познавательной активности и сформированности аналитического мышления.
     3. Достаточный уровень технологической готовности, заключающийся в умении прогнозировать деятельность и ее результаты с точки зрения здорового образа жизни и безопасности в целом. Сюда же относится и уровень владения способами и методами сокращения негативного воздействия со стороны окружающей среды на здоровье человека и владение технологией принятия решений в какой-либо чрезвычайной ситуации.
     4. Присутствие творческой активности при обеспечении здорового образа жизни. Такой критерий заключается в способности человека видеть проблемы, иметь нестандартное мышление и способность воспринимать инновации в сфере здорового образа жизни [30].
     Многие отечественные исследователи говорят так же о том, что здоровый образ жизни отражается в ориентированности личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья. При этом здоровый образ жизни включает в себя и первичную профилактику заболеваний, которая способствует предотвращению их появления, помогает удовлетворять жизненно важную потребность в активных телесно-двигательных физических упражнений [16].
     Следует заметить, что здоровый образ жизни представляет собой экобиосоциальную категорию, которая соединяет в себе биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности, так как физическое благополучие опирается не только на наследственность и внимание к здоровью ребенка со стороны родителей, но так же зависит от оказанного влияния экологических факторов, определяется степенью гармонизации взаимоотношений ребенка со внешней социальной и экологической средой [2].
     Задача формирования культуры здоровья школьников является комплексной педагогической проблемой, которая охватывает разные аспекты развития детей в школьном возрасте и обуславливает цели для поиска эффективных способов формировать культуру его здоровья. 
     Таким образом, при разработке новой стратегии здоровья необходимо предусматривать смещение акцента с лечебной медицины на профилактическое направление, воспитывая школьника в гигиеническом режиме с момента его рождения [5]. 
     Педагогике необходимо брать на себя решение, учитывая медицинские показания определенной части специфически-профилактических, системно-педагогических задач в рамках своеобразной системы. При этом, педагогический аспект должен направляться на сохранение и укрепление здоровья методами и средствами педагогики.
     1.2. Базовые теоретические основы укрепления здоровья и здорового образа жизни младших школьников
     Психолого-педагогическая литература говорит нам о том, что ребенок в младшем школьном возрасте находится на том возрастном этапе, при котором образуется наиболее тесная связь с внешней средой и природой. Поэтому приобщение ребенка к здоровому образу жизни в период младшего школьного возраста опирается на психологические особенности детей, так как в это время у них формируются представления, усваиваются основные объемы информации, вырабатываются фундаментальные жизненные стереотипы [17].
     Следует так же отметить, что до 10 лет у ребенка протекает интенсивное развитие органов, вместе со становлением функциональных систем организма. Помимо этого, происходит закладка основных черт личности и формирование характера ребенка. В связи с этим данный этап является достаточно сенситивным для формирования у детей базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, развитие осознанной потребности в постоянных занятиях физической культурой и спортом [19].
     Среди особенностей младшего школьного возраста так же следует выделить те новообразования, в центре которых является появление схематичного образа целостного детского мировоззрения, формирование первичных этических понятий и норм, зачастую связанных с эстетическими чувствами ребенка. Вместе с тем протекает соподчинение мотивов, посредством которых идет формирование таких качеств личности ребенка как настойчивость и умение преодолевать возникающие трудности, личного создания и самосознания, произвольное поведение личности, предполагающее овладение средствами и методами сознательной деятельности [5].
     Важным моментом является то, что здоровый образ жизни ребенка младшего школьного возраста представляет собой форму повседневной жизни, которая заключается в соответствии с гигиеническими правилами, развитии адаптивных возможностей организма, способствуя успешному поддержанию и развитию его резервных возможностей. Уже начиная со старшего дошкольного возраста, ребенок осваивает начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни, а в младшем школьном возрасте начинают понимать некоторые приемы оказания помощи при получении травм. В этот период времени дети могут самостоятельно выполнять закаливающие процедуры и осваивать приемы ухода за собой и своей одеждой [10].
     Важно заметить, что отношение младшего школьника к своему здоровью будет являться фундаментом для построения потребности в здоровом образе жизни. Оно развивается в процессе осознания ребенком себя как личности, при этом зависит от уровня сформированности представлений ребенка о здоровье в его сознании [26]
     Привычка к здоровому образу жизни представляет собой главную, основную и жизненно важную привычку. Она содержит в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания ребенка младшего школьного возраста, с целью решения оздоровительной, образовательной и воспитательной задачи. Поэтому семья должна в раннем детстве закладывать основы здорового образа жизни, используя для этого различные формы работы. Так, на ранней стадии развития ребенка семья должна помочь ему понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни и побуждать ребенка самостоятельно и активно формировать и сохранять свое здоровье [20].
     Учитывая все указанные предпосылки, которым должна соответствовать здоровая жизнедеятельность человека, можно сформулировать принципы организации и содержания здорового образа жизни.
     1. Принцип ответственности за свое здоровье. Так, опираясь на этот принцип можно сказать, что только разумное отношение к своему здоровью дает возможность человеку на долгие годы сохранять бодрость, социальную активность и высокую работоспособность. При этом человеку необходимо понимать, что его здоровье является жизнеспособностью его детей. У больного человека рождается больной ребенок, что говорит о том, что здоровье человека отражает его степень ответственности перед своим ребенком.
     2. Принцип комплексности, который заключается в том, что нельзя сохранить свое здоровье по частям. Здоровье означает согласованное действие всех систем организма. Чтобы обеспечивать гармоничное взаимодействие всего организма, необходимо уделять внимание всего комплексу обстоятельств, которые формируют образ жизни человека. Так, тренироваться должны практически все функциональные системы организма – сердечно-сосудистая, иммунитет, пищеварительная, опорно-двигательная, дыхательная и т.д.
     3. Принцип индивидуализации, обусловленный тем, что каждый человек является уникальным как с точки зрения биологического, так и психологической и социальной. Данное положение говорит о том, что у каждого человека должна быть своя программа здорового образа жизни, которая при этом будет учитывать все соответствующие особенности организма.
     4. Принцип умеренности, который заключается в том, что все тренировки функциональных систем должны проходить в умеренном режиме нагрузок. Умеренный режим подразумевает под собой такие нагрузки, которые вызывают среднюю степень утомления и не продолжаются более 24-36 часов. Меньшие нагрузки зачастую не способствуют росту резервов организма, а более значительные приводят к переутомлению.
     5. Принцип рационального чередования нагрузки и отдыха. 
     6. Принцип рациональной организации жизнедеятельности. Также как и принцип рационального чередования нагрузки и отдыха, он требует осознанного отношения человека к организации своего труда и отдыха.
     7. Принцип «сегодня и всю жизнь», который заключается в том, что здоровье не дается человеку на будущее, а требует постоянный и упорных усилий. Известно, что результаты в закаливании, которые достигались годами, могут практически полностью исчезнуть уже через несколько месяцев после прекращения процедур. Таким образом, физические и укрепляющие упражнения необходимо выполнять систематически каждый день.
     8. Принцип валеологического самообразования. Формирование здорового образа жизни является конечной целью совершенствования условий жизни и жизнедеятельности, основываясь на валеологическое обучение и воспитание, которое включает изучение своего организма, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовывать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни [13]
     Семья является для ребенка основной средой его обитания, и в ней он получает азы знаний об окружающем мире, а в случае высокого культурного и образовательного потенциала родителей, продолжает получать не только азы, но и осваивает саму культуру. Именно семья во многом определяет отношение ребенка к физическим упражнениям, открывает интерес к спорту, способствует активности и инициативности. В первую очередь этому способствует близкое эмоциональное общение ребенка и взрослого в различных жизненных ситуациях, в моменты естественной совместной деятельности, например, просмотры спортивных передач, иллюстрации в книгах на спортивные темы, обсуждения успехов спортивной жизни страны и т.д. [8].
     По современным представлениям в понятие здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста входят следующие составляющие:
     * оптимальный двигательный режим; 
     * рациональное питание; 
     * закаливание; 
     * личная гигиена; 
     * положительные эмоции [1].
     Психологическая основа формирования позиции созидателя по отношению к своему здоровью представляет собой присутствие у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Однако такая потребность у ребенка младшего школьного возраста еще не проявлена. Поэтому именно правильно гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в постоянном месте его обитания представляет собой первое и основное условие развития у него потребности в здоровом образе жизни.
     Что касается социально-психологических особенностей, которые способствует усвоению навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста, то в первую очередь среди них можно выделить совместную деятельность взрослых и сверстников, демонстрирующую образцы необходимого поведения. При этом важно учитывать особенность детей в этом возрасте воспроизводить и подражать поступкам окружающих значимых взрослых, которые и показывают пример выполнения правил поведения, основываясь на усвоенные привычки ребенка [16]
     Важное значение для формирования навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста лежит в стимулировании такого поведения со стороны взрослых, которое при этом будут отвечать возрасту и потребностям ребенка. Отметим, что в поведении ребенка в этот возрастной период могут сохраняться и закрепляться такие черты, умения и навыки, которые постоянно получают положительное подкрепление.
     Воспитание потребности в здоровом образе жизни должны осуществляться по следующим направлениям в семье: 
     * привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
     * развитие представлений о строении человеческого тела, назначении органов; 
     * обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
     * формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма; 
     * формирование элементарных представлений об окружающей среде;
     * формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям; 
     * развитие потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья [6].
     Важную роль в детском возрасте имеет питание, которое формирует дальнейший пищевой стереотип, закладывая типологические особенности взрослого человека. Это позволяет считать правильную организацию питания в детском возрасте как одну из важных составляющих состояния здоровья ребенка.
     Рациональное питание для ребенка является одним из важных факторов внешней среды, который определяет его нормальное развитие. Питание влияет на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья, повышает устойчивость к разному роду неблагоприятным воздействиям со стороны внешнего мира [25].
     Для организации рационального питания необходимо соблюдать четкие принципы, среди которых следующие:
     * выполнение режима питания;
     * определение и поддержание калорийности питания;
     * соблюдение ежедневного потребления нормы употребления продуктов;
     * выполнение гигиены приготовления и приема пищи;
     * соблюдение индивидуального подхода к ребенку [15].
     Таким образом, основными важными компонентами здорового образа жизни младших школьников являются–рациональный режим и правильное питание, рациональная двигательная активность и закаливание организма, а так же сохранение стабильного психо-эмоционального состояния ребенка [21].
     Отметим, что под режимом понимается научно обоснованный распорядок жизни, который предусматривает правильное распределение времени и последовательность той или иной деятельности и отдыха.
     Так, при соблюдении и правильном исполнении постепенно вырабатывается четкий ритм функционирования всего организма, что дает возможность создать самые лучшие условия для работы и восстановления, одновременно способствуя укреплению здоровья. Данное положение говорит о том, что режим дня следует соблюдать с первых дней жизни, так как от этого зависит здоровье и правильное развитие ребенка [33].
     Отметим, так же, что существуют некоторые правила для проведения режимных процессов, соблюдение которых способствует улучшению жизнедеятельности ребенка. Среди этих правил выделяются:
     * полное и своевременно удовлетворение всех органических потребностей ребенка (сон, питание);
     * тщательный гигиенический уход, обеспечивающий чистоту тела, одежды, постели и всей среды жизнедеятельности ребенка;
     * формирование культурно-гигиенических навыков;
     * эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
     * учет потребности ребенка, его индивидуальных особенностей [27].
     Важным моментом является то, что рациональный режим должен быть стабильным, но одновременно с этим динамичным, чтобы иметь возможность обеспечивать постоянную адаптацию к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. При этом, чем больше такой режим будет определяться исходя из особенностей биоритмического портрета ребенка, тем в лучше будут условия его физиологической системы, что в свою очередь будет положительно отражаться на его здоровье и настроении [36].
     Еще одним важным фактором здорового образа жизни младших школьников является двигательный режим. Так, жизнь современного человека, особенно проживающего в городе, характеризуется высоким удельным весом гипонезии и гиподинамии, учитывая тот факт, что практически никто не оспаривает положение о том, что основной причиной многих современных болезней является недостаточная двигательная активность человека.
     Особенно страдают от гиподинамии младшие школьники, которые много времени проводят сидя за просмотром телевизора, компьютерных игр и т.д. Рассматривая оптимальный двигательный режим, необходимо учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту, а также систематичность применяемых нагрузок. Так, занятия должны основываться на принципах постепенности и последовательности, отвечать принципу повторности и систематичности, а также индивидуализации и регулярности. Доказанным фактом является то, что самый лучший оздоровительный эффект в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной системы, проявляют циклические упражнения аэробного характера (например, ходьба, легкий бег, плавание, велосипед и т.п.). При этом в комплекс каждодневных упражнений необходимо включать и упражнения на гибкость [14].
     На сегодняшний день имеется множество литературы, которая посвящена теоретическим и методическим вопросам, освещающим оптимизацию двигательной деятельности детей. Существует ряд оздоровительных систем занятий физическими упражнениями, которые обладают доступностью, имеют простую реализацию и объясняют эффективность.
     Однако большинство оздоровительных систем, таких как аэробика, шейпинг или ритмическая гимнастика имеют методическую разработку для взрослого человека, но использование таких систем для оздоровления детей возможно с внесением элементов игры, соблюдая при этом принципы индивидуализации каждого ребенка [17].
     Еще одним важным фактором, который следует рассмотреть в сфере здорового образа жизни, является закаливание. 
     Использование естественных сил природы, таких как солнце, воздух и воду, дают возможность сделать человека закаленным, успешно противостоять неблагоприятным факторам внешней среды, среди которых в первую очередь стоят переохлаждение и перегрев.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.