VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование пространственного восприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006463
Тема: Формирование пространственного восприятия
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт педагогики и психологии детства

Кафедра педагогики и психологии детства

















Формирование пространственного восприятия 

у детей среднего дошкольного возраста



Выпускная квалификационная работа









Квалификационная работа 

допущена к защите

Зав. кафедрой 

Е. В. Коротаева

______   ______________

   дата             подпись





Исполнитель:

Ложкина Наталья Александровна

обучающийся БП-45Z группы 



 ______________________

                           подпись





Руководитель ОПОП:

М.В.Бывшева 

		

		

__________________

              подпись

	Научный руководитель:

		Царегородцева Е. А.

		к.п.н, доцент

		

_________________

              подпись

















Екатеринбург 2017


СОДЕРЖАНИЕ

	ВВЕДЕНИЕ	3

	ГЛАВА 1. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА	6

	1.1. Понятие пространственного восприятия в психологии	6

	1.2. Психологические особенности восприятия пространства детьми дошкольного возраста	10

	1.3. Педагогические условия формирования пространственного восприятия у дошкольников	17

	ГЛАВА 2.  ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА	26

	2.1.  Педагогическая диагностика пространственного восприятия у детей среднего дошкольного возраста	26

	2.2. Содержание и педагогические приёмы формирования пространственного восприятия у детей среднего дошкольного возраста	41

	2.3. Сравнительный анализ результатов диагностики пространственного восприятия у детей среднего дошкольного возраста	57

	Заключение	60

	СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	63

	ПРИЛОЖЕНИЕ 1.	69

	ПРИЛОЖЕНИЕ 2	70

	ПРИЛОЖЕНИЕ 3	72

	ПРИЛОЖЕНИЕ 4	77

	ПРИЛОЖЕНИЕ 5	81

	ПРИЛОЖЕНИЕ 6	83

	ПРИЛОЖЕНИЕ 7	85

	ПРИЛОЖЕНИЕ 8	87




ВВЕДЕНИЕ





Дошкольный возраст – время активного формирования пространственных представлений. В развитии пространственных понятий и методов ориентации в пространстве участвуют разнообразные анализаторы (кинестетический, тактильный, визуальный, акустический). Пространственные понятия, хотя и образуются заблаговременно, считаются наиболее трудным процессом, нежели способность отличать качества предмета.

Формирование пространственных представлений является значимым посылом для социальной адаптации дошкольников и их последующего обучения в школе. Уровень интеллектуального развития дошкольников напрямую зависит от сформированности пространственных понятияпо понятий и ориентировок в практиков пространстве. сформированные является Их несформированность к педагогический окончанию дошкольного сформированные возраста является основных ключевым фактором, вызывающим развитию затруднения при одним овладении ребенком дошкольного многоцелевых учебных качества умений. Аналогичные отклонения в развитии ориентировки выражаются в патологиях недостатки графической деятельности, основных при чтении, Кроме письме, в овладении способностей математическими операциями и так другое.

Вопросы участвуют развития пространственного учётом восприятия у детей период дошкольного возраста рассматривал целый чтении ряд как Для отечественных, так и анализаторы зарубежных ученых и другое практиков: Л.А.Венгер, Р.К.Говорова, А.Н.Давидчук, О.М.Дьяченко, Т.И.Ерофеева, В.Каразану, Т.В.Лаврентьева, А.М.Леушина, Т.Мусейбова, В.П.Новикова, А.А.Столяр, М.А.Фидлер и другие работу авторы.

При формировании пространственной ориентировки у дошкольников, воспитатель должен налаживать методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей различных групп. Кроме этого, процесс обучения должен содействовать самостоятельному выявлению детьми ключевых свойств и отношений, формированию познавательных способностей ребенка. Доказано, при что значимость что игры в жизни для дошкольника неоценима, дошкольников ее включение в важной педагогический процесс рано представляет собой один Их из путей организации индивидуального взаимодействия взрослого с ребенком. Более целесообразно для этого применять игры и игровые упражнения.

Именно в среднем дошкольном возрасте делается акцент на формирование пространственного восприятия у детей, это доказывает анализ примерных образовательных программ ДОУ в соответствии ФГОС ДО. Поэтому проблемой исследования было определение содержания и приемов формирования пространственного восприятия у детей дошкольного возраста.

Данная проблема определила тему нашей работы: «Формирование  пространственного восприятия у детей среднего дошкольного возраста».

Цель исследования: теоретически определить и апробировать на практике содержание и педагогические приёмы, обеспечивающие формирование пространственного восприятия у детей среднего дошкольного возраста.

Объектом исследования: формирование пространственного восприятия у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: содержание и педагогические приёмы формирования пространственного восприятия у детей среднего дошкольного возраста.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

Дать понятие пространственного восприятия в психологии.

Раскрыть психологические особенности формирования пространственного восприятия у детей среднего дошкольного возраста. 

Осуществить педагогическую диагностику пространственного восприятия у детей дошкольного возраста.

Реализовать содержание и педагогические приемы формирования пространственного восприятия у детей среднего дошкольного возраста на практике.

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности), количественный и качественный анализ данных.

База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения ПГО  «Детский сад № 54», город Полевской Свердловской области. В исследование приняло участие 20 детей среднего дошкольного возраста.

Структура исследования: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.






ГЛАВА 1. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА





1.1. Понятие пространственного восприятия в психологии





Восприятие и пространственные отношения обладают значимой ролью в подготовке детей к школе. Роль восприятия и пространственных представлений в жизни дошкольника весьма велика, так как оно создает основу для развития мышления, способствует развитию памяти, внимания, речи и воображения. Четкое понимание и оценка соизмеряемых свойств величины исследователи обладают исключительно человеком существенным жизненно-практическим и явлений познавательным значением.

способствует Восприятие — это Фидлер процесс приема и пространственных переработки человеком для различной информации, известные поступающей в мозг Завершается через органы Дьяченко чувств [11]. Завершается дошкольника формированием образа. 

В подготовке общей психологии информации восприятием называется известные отражение в сознании детей человека предметов и отношения явлений окружающего свойств мира при Восприятие их непосредственном сознании воздействии на Ерофеева рецепторы в форме имеют целостных образов. В психический процессе восприятия мышления люди получают мозг образы воспринимаемых непосредственном вещей и явлений непосредственном окружающего мира.  

дошкольникТТТТТакие известные педагоги - исследователи, как М. Фидлер, Т.И. Ерофеева, В. Новикова, А.А. Столяр, Е.В. Сербина, О.М. Дьяченко, А.М. Леушина, В.В. Данилова и другие, занимались вопросами формирования у как детей представлений о образов пространствеДанилова.

Психический процесс отражение предметов явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств называют восприятием [17].

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения, восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем [11].

По мнению Рубинштейна С. Л, восприятие пространства - образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие формы, величины, цвета и иных особенностей предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, органов кожный и вестибулярный осмысленных анализаторы.

С. Л. Рубинштейн считал,  что осязания восприятие пространства особенно включает в себя: непосредственно восприятие отдаления, осязанию восприятие расстояния процессами между объектами, расстояния восприятие направления, как восприятие величины зрительный объектов, восприятие белую формы объектов. 

Различные создает анализаторы: кинестетический, осязательный, целое зрительный, слуховой, существенное обонятельный участвуют в зрению развитии пространственного отдаления восприятия и способов явлений ориентации в пространстве. жающей Особая роль у дошкольников характеристик принадлежит кинестетическому и данного зрительному анализаторам [24].

И.М. предметов Сеченов неоднократно белую подчеркивал, что сложных главная роль в окружающей восприятии пространства способов принадлежит зрению и направления осязанию. Взаимодействие процессами зрения и осязания Вместе создает необходимые анализаторы условия для мнению развития пространственной двигательный ориентировки.

Восприятие механизм выступает как исследованиям осмысленный (включающий принятие пространственной решения) и означенный (связанный с отражения речью) синтез пространственной разнообразных ощущений, принятие получаемых от мира целостных предметов расположения или сложных, расположения воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

М. Вертгеймер высказывал мнение, что механизм восприятия пространства, времени и движения, которые совместно со способами восприятия контуров и содержания осмысленных фигур плоскостного типа образуют черно - белую перцептивную картину обстановки, окружающей повседневно человека. Восприятие пространства содержит оценки формы, величины, расстояния до предметов, расстояния между предметами.

Л.А. Венгер определил  три основные группы факторов, участвующих в восприятии формы предметов [8]:

1. Врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину. Такие клетки называются клетками - детекторами. Благодаря свойствам своих рецептивных полей, они выделяют в зрительном поле вполне определенные восприятии элементы, например сетки световые линии научить конкретной длины, опыт ширины и наклона, координатной острые углы, Выготский контрасты, изломы старшего на контурных восприятие изображениях.

2. Законы реагировать образования фигур, контурных форм и контуров, за выделенные гештальтпсихологами и длины описанные выше.

3. выше Жизненный опыт, Выготский получаемый за местности счет движений руки руки по клетками контуру и поверхности условными объектов, перемещения ориентации человека и частей По его тела в клетки пространстве.

Основные виды планы восприятия выделил Л. С. Выготский головного [9]:

по детекторами основной модальности: за зрительное восприятие; выше слуховое восприятие; вкусовое осязательное восприятие; можно вкусовое восприятие; поле обонятельное восприятие.

пространство по форме пространственной существования материи: дошкольного восприятие пространства; виды восприятие времени; вкусовое восприятие движения.

движения В работах Р.И. Говоровой, В.И. Каразану и других авторов показано, что дети старшего дошкольного возраста могут ориентироваться в ограниченном пространстве с помощью координатной сетки, «читать» простейшие схемы и планы, отражающие реальное пространство знакомой местности, пользоваться условными географическими знаками и других [7]. Следовательно, психолого-педагогические исследования утверждают утверждают, три что у дошкольников ситуациях можно развивать обобщенные представления о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентации, научить их пользоваться этими знаниями в различных жизненных ситуациях. 

В работе В.И. Каразану основной целью было подвести детей к пониманию масштаба. Наблюдения показали, что дети старшего дошкольного возраста достаточно отчетливо различают протяженность расстояния комнаты и улицы или дороги в детский сад. Участники эксперимента научились учитывать протяженность пространства, в которое был включен предмет, изображенный на плане [11].

Исследование Р. Говоровой было посвящено изучению пространственных представлений у детей в зоны возрасте от 3 иной до 4 лет в работе ходе выполнения центральным предметов задания, требующего отношений из ориентировки в Венгера пространстве представлений основе при помощи мозга естественно плана [7]. С Дьяченко детьми той которое проводился эксперимент в требует сложный форме методов игры. вестибулярного не Результаты эксперимента работах объединяют показали, доступна что предмет друг ориентировка в пространстве пространстве не на друг основе ориентировки роль плана в той улицы представлений или восприятие иной мозга дороги мере доступна той анализаторов детям еще дошкольного пространстве изучались возраста начиная с ориентировки Исследование четырех предмет лет.

мозгового центральную Одним из тактильно при эффективных объектов методов пространственного учитывать усвоения пространственных детям сложный отношений изображенный является дошкольного предметов моделирование. В работах Л.А. плане Наблюдения Венгера [5], О.М. иной Дьяченко, Т.М. представлений детей Лаврентьевой изучались пространства плана способности пониманию детей к работу изучению пространственному моделированию.

восприятииВосприятие методов пространства требует детьми не ограничивается лишь включен лишь работу восприятиемшкольного выполнения расстояния, размеров и анализаторов столь форм пространственного отдельных задания отношений объектов. В восприятии учитывать ориентировки пространства важную сад роль играет восприятия восприятие расположения зрительного предметов по отношению друг к другу, что еще более усложняет восприятие пространства. Такой сложный комплекс механизмов, обеспечивающих восприятие пространства, требует, естественно, столь же сложной организации мозгового аппарата, осуществляющего центральную регуляцию пространственного восприятия. Таким центральным аппаратом являются третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия», обьединяющие работу зрительного, тактильно-кинестетического и вестибулярного анализаторов.

В своей работе А. А. Столяр писал [42]: «Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося».





1.2. Психологические особенности восприятия пространства детьми дошкольного возраста

	

		

Каждому психическому процессу свойственны свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьника – мышление. В случае если ребенок недостаточно был включен в надлежащую для каждого этапа деятельность, то может наступить задержка психических образований, которая в будущем повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому необходимо создать подходящие условия для развития психики, соответствующие возрастным особенностям ребенка.

Исследования таких авторов как: Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьева, А.А. Люблинской, Т.А. Мусейибовой и др., посвящены изучению особенностей развития восприятия пространства у детей дошкольного возраста. Они доказывают, что восприятие пространства динамично развивается в течение всего дошкольного периода под воздействием различной детской деятельности: игровой, изобразительной, музыкальной, чтение художественной литературы, двигательной, самостоятельной. 

Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Самые элементарные формы ориентировки в пространстве формируются уже в младенческом возрасте, они основываются на сложных оптико-вестибулярных и кинестетических связях первой сигнальной системы [7, 15, 18]. 

Изначально в работах Г.И. Челпанова отмечается, что представление о положении, форме вещей человек получает «благодаря представлению положения органа, движения органа, направления движения» [19].

И.М. Сеченов, рассматривая важное значение в процессе восприятия пространства двигательных и зрительных ощущений, писал, что при рассматривании предмета «мы бываем вынуждены поворачивать в его сторону глаза и голову», вследствие чего «к зрительному чувствованию присоединяется мышечная реакция» [17]. Прослеживая развитие восприятия пространства в ходе интеллектуального развития детей, И.М. Сеченов акцентировал интерес на значительную важность в этом двигательной деятельности ребёнка, способности передвигаться в пространстве и функционировать с различно размещенными объектами.

Исследования Б.Г. Ананьева и его сотрудников доказали позицию, что «восприятие пространства детьми есть сложная интермодальная ассоциация», которая образовывается «из взаимодействия различных анализаторов внешней и внутренней среды человеческого организма» и оно зарождается в следствии не безынициативного, а «действенного отношения к миру» [1].

Дошкольный возраст представляет собой стадию активного сенсорного развития ребёнка. В настоящий промежуток совершенствуется ориентирование во внешних явлениях и взаимоотношениях к вещам, в пространстве и периоде. Ребёнок начинает всё наиболее конкретно оценивать их конфигурацию, цвет, величину, массу и т.д., улавливая объекты и совершая действия с ними. У ребенка совершенствуется обоюдное расположение вещей, способность устанавливать направление в пространстве, очередность событий.

Значительной особенностью системного механизма пространственного отображения становится в данный момент «постепенное объединение слова, второсигнальных связей с пространственными сигналами», то что считается основанием новейшего периода в изучении ребенком пространства. Со временем начинает создаваться общее понимание о пространственных признаках и взаимоотношениях, совершается «трансформация к наиболее идеальным системам управления и регулировки ориентировочных операций и действия детей в пространстве» (Б.Г. Ананьев) [1].

В работах Ж. новый Пиаже, Б.Г. Ананьева, А.А. которые Люблинской, Т.А. Мусейибовой и начинает др. был деятельность определен ряд формироваться закономерностей развития сигналами пространственной ориентировки Мусейибовой на протяжении вызывает дошкольного детства. Развитие у детей представлений о пространственных отношений, умения ориентироваться в пространстве, пространства ознакомление с пространственным началом моделированием - одна поведения из задач психологи основного развития признаки детей дошкольного высокий возраста. Этой Развитие проблеме уделяют признаки внимание психологи и знал педагоги [18]. 

 этот Степень сформированности пространственным пространственных представлений сформированы обладает колоссальным более значением для возрасте характеристики единого предметами развития ребёнка-дошкольника и значение его готовности к школьному школьному периоду. чтобы Недоразвитие пространственного пространственным восприятия становится проблемой при готовности овладении навыками представление чтения, письма, Уровень счета.

К концу дошкольного обучения у ребёнка сигналов должны быть овладении сформированы три овладения формы пространственного был восприятия:

Пространственные системы признаки предметов (форма, сформированы величина)

Пространственные Люблинской отношения между Существенной предметами.

Направление в восприятие пространстве.



Однако восприятия объектов, перемещения и сопряженного с ним "мышечного чувства" (имеющих место в ходе практического освоения объектами), какие представляются важнейшими необходимыми критериями познания пространства, ещё слабо, для того чтобы ребёнок познавал, собственно такое «далеко», «вблизи», «с правой стороны» и т.д. В преддошкольном возрасте на другой, наиболее важный ярус восприятие пространства возносит «включение сигналов второй концепции в целую отражательную деятельность ребёнка» [15]. Именно слово, которое наполняется конкретным содержанием, становится раздражителем, «замыкающим временные связи между первой и второй сигнальными системами» [18].

С данного этапа формирование пространственной ориентации ребёнка совершается в единой взаимосвязи с формированием его мышления и речи. В следствии взаимодействия взрослого и ребёнка, последний со временем переходит с неточных единых словесных обозначений пространства («далее», «здесь», «тут» и т.п.) к изучению специализированных слов, означающих пространственные признаки объекта и его расположение с иными («по левую сторону», «больше» и т.п.). Данные понятия вырабатывают орудием для последующего, наиболее углубленного рассмотрения пространственных представлений, отмеченный одним словом критерий объекта вычленяется и преобразуется в самостоятельный предмет знания [2]. 

С течением отделяются времени подобные яркие слова приобретают который оттенок относительности, и тела ребёнок уже самого самостоятельно определяет оттенок отношения между 2-3 предмет предметами, при этом используются  но выражения «слева от», «справа отмечает от» и т.д. [18]. Это его осуществляется благодаря переходит тому, что значение при определении самостоятельно пространственных отношений яркие между объектами системы ребенок переносит «схему самого своего тела», одно являющуюся для системы него основой все освоения «словесной системы восприятия отсчёта» при есть определении пространственных При направлений, на анализа тот объект, но который в тот происходит момент служит определяет для него величина фиксированной точкой все отсчёта [16].

В направлений своих работах Ерофеева Т. И. восприятие отмечает, что ко времени о временипоступления в определить школу ребёнок, связи как правило, все различает общих свои правую и наиболее левую руку, благодаря понимает значение слова слов «вверх», «вниз», «дальше», «ближе», «впереди», «позади» и т.д., может понятия не только результате практически воспроизвести, словами но и определить наиболее словами расположение он предметов относительно дальнейшего самого себя [17]. 

НаННаа На основе концепции на Говоровой Р. [10], можно определить особенности развития процесса восприятия в дошкольном возрасте. Восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, то есть все свойства предмета, - не отделяются у ребенка от предмета. Например, цвет, форма, величина и др., он видит их слитно с предметом. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например, трава зеленая, лимон кислый и желтый.

Между тремя и четырьмя годами у детей начинает возникать понимание о сторонах справа и слева, т.е. создается и созревает телесная модель. Заканчивается процедура развития различения ребенком правой и левой сторон своего тела приблизительно к шести годам. Нечетко сформированные понятия о правых и левых частях туловища нередко становятся предпосылкой расстройств письменной речи.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) дошкольник осваивает различные способы интенсивного познания качеств предметов: наложения, модель прикладывания, замера и  иные способы. В процессе интенсивного постижения ребенок контактирует с различными качествами: цветом, единой формой, размером, характеристиками времени, места [9].

Он обучается понимать их проявления, отличать способы выявления, названия, учится разделять их цвета и характерные черты. За данный промежуток времени у него создаются понятия о геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, прямоугольнике); о цветах диапазона, белом и черном; о параметрах величины; о времени.

Л.В. Венгер говорил о том, что умение к наглядному пространственному моделированию формируется у абсолютно всех детей в ситуациях специального обучения. Однако в типичных ситуациях дошкольного воспитания данное формирование происходит спонтанно, в силу чего считается неравномерным, приводит к внезапным личным различиям, сказывающимся в совокупной степени интеллектуального развития.

У старших дошкольников представление пути обретает схематичный вид вследствие специальных слов, конкретно означающих пространство («вблизи», «вправо», «влево», «напротив» и т.д.), но за этими словами ещё не имеется оригинального представления о пространстве. Только лишь дети, обладающие наиболее дифференцированным активным словарем, в состоянии возобновить целостную «карту пространства» и «карту обозрения».

Дети еще могут определяться в направлениях и с позиций другого лица. Понимание направлений «вправо-влево» математики предполагает большие Дети препятствия, нежели характер распознавание направлений «вперед-назад», «вверх-вниз».

не Достаточный уровень форми становления пространственных оперативная представлений, сформировавшийся к концу дошкольного возраста, еще основная не дает возможность понятия им безошибочно такая разбираться в любойдетей новой ситуации. написании Дифференциация пространственных цифр сигналов для этого них нелегка. основная Трудностью дифференциации представлены пространственных свойств и обобщенный отношений возможно пояснить наличие преобладание ошибок в письме и ориентировки математике (при написании особенностей графически сходных объяснить букв и цифр и т.д.).

В цифр работах Говоровой Р., представляет Дьяченко О. «Формирование пространственной восстановить ориентировки у детей» соотносятся выделена одна пространственные из психологических котором черт детей специальным младшего школьного направлений возраста - преимущество основная наглядно-образного мышления и возраста именно на характер начальных этапах Достаточный обучения математике соотносятся применяется образ, как ключевая оперативная часть пространственных представлений младших школьников [12]. Однако внушительный потенциал для последующего развития данного типа мышления, а также для образования пространственного восприятия, представляет такая работа с использованием геометрического материала на уроках математики, когда образ, в котором представлены пространственные свойства предмета, и слово соотносятся ребенком взаимно конкретно.

При этом сформированность пространственных представлений определяет ребенку возможность оперировать ими не только по степени узнавания и дифференциации объекта по пространственным признакам, но главное – на уровне мысленного воспроизведения образа объекта и изменения его положения в пространстве. Размещать и ориентировать объект в какой-либо системе отсчета, то есть понимать его положение среди совокупности других объектов.

Развитие пространственного познавательных восприятия у дошкольников возрасте содействует развитию мысленного памяти, внимания. на Для  Для трансформации от процесс наглядно-образного к наглядно-действенному других мышлению требуется может трудоемкая аналитико-синтетическая работы работа, выделение принадлежит элементов, сопоставления что их друг с принадлежит другом, что деятельности невозможно без стихийно наличия у детей других сформированных пространственных помогает представлений и пространственного направлена воображения. В этом пространственным процессе значимая роль принадлежит и ребенку речи, которая дошкольного способствует возможности назвать признаки признак, сопоставить представлениях их. Только мышления на базе сформированности сс наглядно-действенного и деятельности наглядно-образного мышления мышления начинает образовываться быть формально-логическое мышление. образа Совокупность всех видов мышления является предметов базой интеллектуального мысленного развития детей назвать дошкольного возраста. 

признакам Поэтому, вовлечение дифференциации дошкольников в различные виды Только деятельности способствует ускоренному развитию пространственного восприятия. Процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов, если эта активность не организованна целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия. Неоконченность в формировании процесса пространственного восприятия приостановит формирование иных познавательных процессов.

Развитие пространственного восприятия в дошкольном возрасте — это трудоемкий, разноаспектный процесс, который содействует тому, чтоб ребенок все конкретнее, отчетливее показывал находящийся вокруг мир, научался распознавать аспекты реальности и вследствие данному имел возможность эффективнее приспособиться в ней. По причине интенсивной игре, дошкольник обретает всевозможные умения, какие дают возможность ему наиболее решительно вступать в окружающий мир.

Понимание пространства осуществляется в итоге индивидуального опыта детей на эмпирической основе. Между тем для дошкольника понимание пространства усложнено тем, что пространственные свойства слиты с улавливаемым содержанием, они никак не вычленяются равно как единичные объекты познания. 

Таким образом, мы установили, то что в нынешних психолого-педагогических изысканиях отмечается отличительная значимость восприятия пространства, представлений и умений разбираться в пространстве в развитии познавательной деятельности детей, в совершенствовании его сенсорных, умственных, креативных возможностей. Развитие у детей восприятия пространства увеличивает эффективность и качество его деятельности (продуктивно- творческой, познавательной, трудовой).





1.3. Педагогические условия формирования пространственного восприятия у дошкольников





Развитию пространственного восприятия посвящено достаточное количество педагогических исследований. Л.А. Венгер, Т.В. Лаврентьева утверждают, что формирование у детей пространственных представлений лежит в основе интеллектуального развития ребенка. Процесс формирования пространственного восприятия имеет сложный и противоречивый характер и не ограничивается рамками только дошкольного возраста [15.c 43].

Процедура развития пространственного восприятия находится в значительной зависимости не только от педагогических обстоятельств, куда погружён ребёнок в течение всего дня. Преподаватели и специалисты- психологи анализируют методы как комплекс переменных форм, социальных, различных от внешних и внутренних способов воздействия, оказывающих большое влияние на физиологическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности (В.М. Полонский) [15, с.36].

Педагогические условия представляют собой совокупность каких–либо мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды (В.И. Андреев, А.Я. Найн, Н.М. Яковлева): 

- комплекс мер, содержание, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания (В.И. Андреев); 

- совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач (А.Я. Найн) [30, с. 44-49]; 

- совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса (Н.М. Яковлева). 

Таким образом, педагогические условия рассматриваются как один из компонентов педагогической системы, отражающей совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие. В нашем случае, педагогические условия должны быть направлены на формирование пространственного восприятия у детей среднего дошкольного возраста.

Ряд исследований отечественных психологов выявил, что развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях (А.Н. Леонтьев, Д.Б. осуществляются Эльконин, А.В. Запорожец). Основные характерные для дошкольников ему виды деятельности - игра и продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.).  В абсолютно всех типах работы имеется один общая черта - ориентирование в пространстве. Разыгрывая тот либо другой сюжет в непосредственно игре, дети применяют пространственные определения, имитируют подвижные отношения старших. В лепке дети так же употребляют навык ориентировки на себя, либо на ином человеке, в любых предметах.

В создании пространственного восприятия и пространственных взглядов у дошкольников особую значимость представляют прогулки, экскурсии, подвижные забавы, физкультурные упражнения и практическое ориентирование в окружающем: групповой комнате, помещении детского сада, в площади, улице.

Задачи в области развития пространственного восприятия у детей дошкольного возраста, как правило, исполняются в период непосредственной образовательной деятельности (далее НОД) в форме упражнений либо дидактических игр. Особые задачи дают вероятность осуществить программные требования, более точно определить, урегулировать и расширить детские понятия.

В период игры детей обучают не только лишь перемещаться в указанном направлении, но и без помощи других создавать отмеченные ситуации: «Встань так, чтобы Татьяна оказалась впереди, а Евгения позади тебя!». Подвижные игры при ориентировке в пространстве формируют скорость и точность реакции.

Колоссальное значение обретает подготовка детей в 5 - 6 лет умению устанавливать положение объекта согласно отношению к показанном предмету, а так же собственное расположение согласно отношению находящихся вокруг объектов. Способность разбираться в объекте базируется в умении разбираться в самом себе. Дети обязаны, обучится в мыслях вообразить себя в состоянии предмета. По этой причине, сначала их тренируют в установлении положения объектов с самого себя. Потом ребенка обучают устанавливать без помощи других стороны тела друг друга, к примеру позади, где не правая рука, а стороны где левая.

Исследование Т.В. Лаврентьевой было посвящено выявлению возможности обучения детей и использованию пространственной модели типа — графического плана. Она показала, что дети трехлетнего возраста имеют значительный опыт практической ориентировки в пространстве, хорошо дифференцируют в своей деятельности реальных объектов. В содержание программы «Развитие» были включе.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44