- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Пути решения адаптационных проблем у иностранных студентов из средней азии во время обучения в псковгу
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011969 |
Тема: | Пути решения адаптационных проблем у иностранных студентов из средней азии во время обучения в псковгу |
Содержание
2 1. Заменить «отечественные исследования» на исследования российских ученых. 2. Убрать материал о проекте. Содержание Введение ………………………………………………………. …………… 3-6 Глава 1. Теоретические основы исследования …………………………… 7-33 1.1. Понятие адаптации, ее этапы и подходы к исследованию……… …7-19 1.2. Проблема адаптации иностранных студентов в зарубежных исследованиях………………………………………………………20 - 26 1.3. Проблема адаптации иностранных студентов в отечественных исследованиях………………………………………………………27 - 33 Выводы по главе 1 ………………………………………………………...34 - 35 Глава 2. Иностранный студент в процессе адаптации к иноязычной среде ……………………………………………………………………………….36 - 48 2.1. Национально-психологические особенности студентов средней Азии в процессе адаптации…………………………………………………………36 - 40 2.2. Характеристики мотивации иностранных студентов в процессе адаптации…………………………………………………………………….41-48 Выводы по главе 2 ………………………. …………………………………49 Глава 3. Практическое исследование проблем адаптации иностранных студентов и пути их решения ……………………………………………...50 - 64 3.1. Исследование адаптационных проблем иностранных студентов ПсковГУ ………………………………………………………………….. …………...50 - 55 3.2. Организация работы университета по решению проблем адаптации иностранных студентов…………………………………….. ……………56 – 58 3.3. Социально-педагогический проект «Интерклуб “Universe”» ……. 60-64 Выводы по главе 3 ……………………………………… ……………….65 Заключение ………………………………………………………………. 66 3 Библиографический список ……………………………………… ……...67 - 73 Приложение …………………………………………… ………………….74-77 4 Введение Актуальность исследования. Обусловлена тем, что в настоящее время значительное количество иностранных студентов получают высшее профессиональное образование, например, в Псковском государственно университете, так как в виду ускорившегося процесса глобализации, усилилось международное сотрудничество в сфере образования. Получение образования молодежью в контексте международных взаимоотношений способствует сближению и взаимопониманию народов. Качественная профессиональная подготовка иностранных студентов в Российских вузах выступает подтверждающим фактором ее международного авторитета в сфере образования, культуры и науки. Иностранные студенты, которые после окончания образования остаются в Российской Федерации могут представлять собой ценный ресурс человеческого капитала России. Соответственно вопросы адаптации иностранных студентов актуализированы вышесказанным. Исследование проблем адаптации иностранных студентов из средней Азии к жизни и образовательному процессу в Псковском государственном университете, а также пути их решения, представляют для нас научный интерес в теоретическом и прикладном аспектах. Нижеуказанное противоречие подтверждает актуальность нашего исследования: 1. Значительная разработанность проблемы адаптации иностранных студентов, и невозможность применить имеющиеся данные к конкретному высшему учебному заведению из-за различий в социокультурной среде в разных регионах Росси. Степень разработанности исследуемого нами вопроса характеризуется неоднородность. Проблемы общей и социальной психологии, которые послужили основой нашего исследования, рассмотрены рядом авторов: Б.Г. Ананьевым, Е.К. Завьяловой, Л.С. Выготским, Г.В. Суходольским и другими. 5 В зарубежной литературе проблемы адаптации отражены в работах таких авторов, как Брейн, Бочнер, Дэвид, Гюллахон, Коелхо, Паркер, Шилд, Дэйтч, Ван, Дю Боис, Люсгаард и другие. Проблемой исследования является выявления круга адаптационных проблем у иностранных студентов, а также поиск путей их решения. Цель исследования – выявить адаптационные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные студенты средней Азии в ПсковГУ и предложить пути их решения. Объект исследования – личность иностранных студентов из стран средней Азии. Предмет исследования – пути решения адаптационных проблем у иностранных студентов из средней Азии во время обучения в ПсковГУ. Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что процесс адаптации иностранных студентов в ПсковГУ будет протекать лучше, если: 1. Создать необходимые педагогические условия, которые способствовали бы сближению культуры России и стран Средней Азии; 2. Учитывать национально-психологические особенности иностранных студентов, а также их мотивационные характеристики при вхождении в новую социокультурную среду. Из поставленной цели и выдвинутой гипотезы вытекают следующие задачи исследования: 1. Провести анализ научной литературы по исследуемой нами теме. Выявить как трактуется процесс адаптации иностранных студентов зарубежными и отечественными исследователями. 2. Изучить национально-психологические особенности иностранных студентов из стран средней Азии. 6 3. Провести анкетирование с целью выявления характеристик мотивации иностранных студентов в процессе адаптации к образовательному процессу в ПсковГУ. 4. Выявить круг адаптационных проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты ПсковГУ. 5. Предложитьсистему мероприятий, организующую работу университета по решению проблем адаптации иностранных студентов. 6. Разработать проект «Клуб друзей», направленный на преодоление адаптационных проблем у иностранных студентов. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами были использованы следующие методы исследования: 1. Теоретические: изучение и анализ научно-методических источников по теме исследования, анализ и синтез теоретического и эмпирического материала, сравнительный метод. 2. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседы, 16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттела; шкала «Тревожности» Ч. Спилберга; Теоретическая значимость. Проведенное исследование расширяет теоретическую базу в области теоретических основ социальной работы в отношении адаптации иностранных студентов к образовательному процессу в Псковском государственном университете. Практическая значимость. В ходе исследования был предложен ряд мероприятий, направленный на решение адаптационных проблем у иностранных студентов из стран средней Азии, обучающихся в Псковском государственном университете. Исследование, проведенное в рамках данной диссертации, является научно-прикладным. Применение выдвинутых предложений, позволит значительно сократить количество проблем, связанных с адаптацией к образовательному процессу в ПсковГУ, а также к социокультурной среде Псковской области, а также является основанием для подготовки программ психолого-педагогического сопровождения студентов из средней Азии. 7 Следует также отметить, что положения, представленные в исследовании, могут быть полезны специалистам, которые занимаются подготовкой студентов к обучению в ПсковГУ. Структура диссертации. Состоит из 76 страниц: трех глав, заключения, списка литературы, приложения. 8 Глава 1. Теоретические основы исследования В данной главе нашего исследования мы определили такие ключевые понятия как: «адаптация», «социокультурная адаптация», «социокультурная дистанция» и другие; рассмотрели основные теоретические подходы к изучению вопроса адаптационных проблем; на основе иностранного и отечественного опыта выявлен спектр проблем социокультурной адаптации иностранных студентов. 1.1. Понятие адаптации, ее этапы и подходы к исследованию Термин «адаптация» имеет отношение ко многим областям науки. Изначально это понятие возникло в биологии, однако в настоящее время его, несомненно, можно отнести к междисциплинарным. В области педагогики и психологии до сих пор нет единой трактовки этого понятия. Все существующие определения, вышеупомянутого термина, исследователи условно делят на три категории: • Определения, которые основаны на прямом переводе этого понятия с латыни: адаптация представляет собой процесс приспособления организма к окружающей среде. • Определения,основанные на каком-либо признаке функционирования человека: биологическом, социально-психологическом и т.д. • Определения, которые трактуют адаптацию как процесс, как результат, как основу, на которой формируются новые качества. Проанализировав понятие «адаптация» в различных сферах науки, мы смогли определить положения общие для всех понятий: • Адаптация – это всегда взаимодействие двух компонентов или систем; 9 • Это взаимодействие всегда осуществляется в момент рассогласованности двух систем; • Взаимодействие систем нацелено на достижение баланса между ними; • Достижение баланса возможно только при условии изменений во взаимодействующих системах; Очевидно, что большое количество определений «адаптации» вызывает и трудности в построении ее классификации. Проанализировав научную литературу, мы выяснили, что существуют различные виды адаптации у иностранных студентов, такие как: социокультурная, психологическая, дидактическая, психофизиологическая, психолого-педагогическая. Ниже мы раскроем содержание понятий некоторых видов адаптации. Начнем с рассмотрения сути понятия «социальная адаптация». Этот тип адаптации имеет прямое отношение к исследуемой нами группе обучающихся, а именно, иностранным студентам из Средней Азии, и он имеет различные варианты своего содержания. Социальная адаптация личности иностранного студента может представлять собой: • процесс формирования и развития социальной активности, а также выявления социальных, социально-психологических и биологических механизмов регуляции жизнедеятельности. • пример индивидуального и группового поведения, в соответствии с системой норм и ценностей, которая характерна для конкретной группы или общества; • результат социальных и морально-психологических изменений в отношениях между людьми, а также приспособления к социокультурной среде. 10 Поскольку под термином "социальная адаптация" принято подразумевать сложный многокомпонентный процесс взаимодействия личности или социальной группы с социокультурной средой, то очевидно, что в процессе такого контакта происходит согласование требований и ожиданий его участников, согласование самооценок субъекта с реалиями социальной среды. Принимая во внимание тот факт, что иностранный студент и новая социокультурная среда, несомненно, оказывают непосредственное воздействие друг на друга, то можно говорить об адаптивной и одновременно адаптирующей активности иностранного студента. Такой механизм адаптации складывается в процессе социализации личности, которая становится основой ее поведения и деятельности. Наиболее полно процессы и механизмы социализации исследованы в возрастной и педагогической психологии. В связи с этим, для нашего исследования представляет особый интерес концепция известного западноевропейского социолога Ф.Найдхарда, который дает такие критерии социально зрелой личности: 1. Познавательный аспект. Умение корректно понять свое окружение, свою среду, ее условия, проблемы и требования. 2. Инструментальный аспект. Обладание необходимыми знаниями и умениями, которые соответствуют основным требованиям среды, ее «спросу и предложению». 3. Социально-эмоциональный аспект. Осознание своей причастности и солидарности со средой и обществом, в котором живешь, ответственности перед лицом существующих порядков. 4. Психолого-социальный аспект. Умение держать под контролем не только свои потребности, но и исполнять принятые на себя социальные роли, а также осознавать их адекватность даже в том случае, если они провоцируют возникновение противоречий между собственным «я» и социокультурной средой. 11 Перечисленные выше критерии направлены на социализацию исключительно в плане «вхождения» в новую социокультурную реальность. Также, в научных исследованиях, посвящённых проблемам адаптации, представлено несколько вариантов адаптивного взаимодействия, которые определяются степенью активности и направленностью деятельности индивида или групп. К ним относятся: • подчинение социокультурной среде. Такой вид взаимодействия можно наблюдать в том случае, если личные цели иностранца, способы их достижения общеприняты, традиционны, соответствуют нормам социокультурной среды; • внесение индивидом изменений в социокультурную среду, то есть, когда для достижения личных целей индивидом или группой используются неодобряемые или малоизвестные способы • уход от жизни, когда странные с точки зрения среды цели достигаются неадекватными способами; • проявление бунта. При таком взаимодействии, представитель иностранной культуры, отказываясь от общепринятых целей, ставит новые цели и использует другие способы, что может рассматриваться как творческое преобразование среды. В своих социальных и экологических исследованиях, ученые отмечают, что социальная адаптация оказывает активное воздействие на все системы природы и общества. По средствам механизмов материальной и духовной культуры общества и осуществляется социальная адаптация. Помимо необходимости в социальной адаптации иностранные студенты, особенно в первое время пребывания в России, испытывают острую необходимость и в физиологической адаптации, которая, по своей сути, является совокупностью физиологических реакций, которые, в свою очередь, лежат в основе приспособления организма к изменениям окружающих условий и направленны на сохранение относительного постоянства его внутренней среды, то есть в результате физиологической 12 адаптации повышается устойчивость организма к холоду, изменению барометрического давления и иным факторам. Говоря о психической адаптации, которая в научной литературе называется психологической или социально-психологической, следует отметить, что пока еще нет целостной концепции социально-психологической адаптации, однако под социально-психологической адаптацией некоторые авторы понимают следующие аспекты: • Процесс, в ходе которого происходит организация социального взаимодействия; • Процесс, обеспечивающий равновесие иностранца с социальной средой, которое, в свою очередь, обеспечивает выживание и личностное развитие индивида; Социально-психологически адаптированная личность приобретает следующие черты: 1. Способность к продуктивному выполнению ведущей деятельности; 2. Способность к удовлетворению своих социально обусловленных потребностей; 3. Способность к самореализации и творческому выражению; Психологическую адаптацию личности часто отождествляют с социализацией личности. Психологическая адаптация, по мнению исследователей, представляет собой слияние аккомодации (усвоение правил среды) и ассимиляции (преобразование среды), и определяется активностью личности. Оптимальное сочетание аккомодации и ассимиляции выступает важным условием успешной адаптации иностранного студента. Дальнейшее изучение вопроса показало, что в научной литературе нет единого мнения на счет того, что такое адаптация. Одни трактуют этот феномен как процесс, другие как результат, третьи как и то, и другое вместе. Так, К. Е. Бекмаханова предполагает, что адаптация является одновременно и процессом, и результатом формирования определенных отношений между 13 личностью и социокультурной средой. Налчаджян А. А. утверждает, что адаптация представляет из себя процесс социально-психологического характера, в ходе которого, при благоприятном течении, человек приходит к состоянию адаптированности. По мнению вышеупомянутого ученого, социализация способствует адаптированности личности, которая, в свою очередь, также является процессом, в ходе которого человек приобретает качества, которые необходимые ему для жизнедеятельности в конкретном обществе. Принимая во внимание все вышесказанное, мы можем выстроить ключевую цепь всего адаптационного процесса: адаптация, проходящая через социализацию, формирует адаптированность личности. В процессе адаптации индивида облигатными являются два аспекта – это человек и среда его обитания. Ниже рассмотрим их взаимоотношения в ходе адаптационного процесса. Когда человек оказывается в новой для себя среде жизнедеятельности, то он начинает приспосабливаться (адаптироваться к ней). Запускается процесс приобретения индивидом новых черт личности, характера и поведения, которые помогают ему достигать нужного итога своей деятельности. Однако сам человек, также может влиять на новую социокультурную среду, так как создает в ней новые формы отношений и бытия. Описанное выше, является концепцией о двусторонней связи человека и социокультурной среды и раскрывает суть адаптации и социализации. Эта идея говорит о том, что любой иностранный студент, попадая в новую среду, будет не только к ней адаптироваться, но изменять, приспосабливая к своим потребностям. Поэтому крайне важным является то, что необходимо разработать ряд мер, призванных контролировать процесс адаптации иностранных студентов, чтобы не допустить негативного влияния иностранной личности на принимающую социокультурную среду. Вероятно, что вышеописанное утверждение можно оспорить, однако в рамках нашего исследования оно является логичным и последовательным. 14 Далее мы рассмотрим такие фундаментальные понятия для нашего исследования как объект и субъект адаптации. Объект адаптации для нашего исследования – это иностранный студент. Однако, реальная необходимость в адаптации заставляет студента-иностранца активно обучаться и приобретать соответствующие для данной социокультурной среды качества, а это означает, что теперь личность представляет из себя не только объект, но и субъект адаптационного процесса. Стоит также отметить, что в реалиях повседневной жизни случаются ситуации, когда определенная группа людей, например, преподаватели, заинтересована в том, чтобы ускорить процесс адаптации иностранного студента. В таком случае эта группа людей также становится субъектом адаптации. Таким образом, в реальной жизни субъект и объект адаптации могут быть одним целым, замещать друг друга, превращаться друг в друга, что дает нам право сделать вывод о том, что между объектом и субъектом адаптации нет абсолютного противоречия. Психологи и социологи выделили этапы адаптации, которые характеризуются различной степенью общности личности и социальной среды, соотношением ценностных ориентаций личности и коллектива. Так, адаптация может ограничиться своего рода внешней переориентацией: узнавая систему ценностных ориентации, господствующую в коллективе, в соответствующие правила поведения, индивид их внутренне не признает и действует в соответствии с раннее имевшимися у него взглядами, стараясь вместе с тем не подчеркивать этого. Эта начальная стадия, низкая форма социальной адаптации молодого специалиста. Наиболее распространенным типом социальной адаптации зарубежных специалистов является аккомодация. Сущность этого феномена состоит в том, что индивид начинает признавать систему ценностных ориентиров и взглядов среды, которая, в свою очередь, наряду с коллективом, принимает и оценивает определенные принципы и взгляды индивида. 15 Существует и ещё более совершенная форма адаптации - ассимиляция, которая, в свою очередь, выражается в полном (или почти полном) внутреннем принятии индивидом новых ценностных ориентации и взглядов коллектива. В науке выделяются различные формы социальной адаптации. Эти формы могут быть обусловлены следующими факторами: уровнем образования, возрастом и другими особенностями как самой личности, так и коллектива. Очевидно, что для каждого представителя иной культуры, процесс социальной адаптации будет разным по содержанию и течению времени, так как на это влияет социальное происхождение и положение в обществе. Ниже нами будут представлены те виды адаптации, которые представляют наибольший интерес для нашего исследования. К ним относятся: Социально-профессиональная. Предполагает, что молодой специалист начнет процесс адаптации к новому статусу, которому присущи определенные функции и конкретня микросреда. Основной принцип профессиональной адаптации студентов сформулировал К. К. Платонов, ученый считает, что «адаптация личности к новым условиям профессиональной деятельности реализуется путём регулярного выполнения постоянно усложняющейся деятельности в этих новых условиях» [8]. Ведущей социально-профессиональной деятельностью студентов в период обучения в вузе является учёба. Как отмечала Кондратова В. П., «психологическая неподготовленность к вузовским формам обучения может способствовать умственному, психологическому переутомлению, что в свою очередь отрицательно сказывается на общем самочувствии студента, ослабляя его внимание, память, мышление, волю, без оптимального состояния которого невозможна учебная деятельность. Переутомление, препятствуя формированию приспособительных механизмов, затягивает процесс психологической 16 адаптации. Более того, переутомление, вызывающее дезадаптационное состояние, может явиться угрозой для здоровья студента» [13, с.44]. Социально-психологическую адаптацию можно обозначить как гармоническое вхождение человека в систему внутригрупповых отношений: выработку образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данного производственного коллектива (группы), приобретение, закрепление и развитие коммуникабельности в межличностном общении в этом коллективе [9,с.34]. По содержанию, мотивам и результатам большинство исследователей выделяют два типа адаптации: творческую и формальную (Рахманин B.C., Рубин Б.Г., Колесников Ю.С. и др.). Творческая адаптация — это такой адаптивный процесс к обучению, в результате которого у студена происходит овладение глубокими и прочными знаниями, формируются творческое мышление и основы мастерства будущего специалиста. Такой тип адаптации отличается высокой активностью в процессе познавательной деятельности. Формальная адаптация характеризуется тем, что студент приспосабливается к учебно-образовательному процессу лишь для благополучной сдачи зачетов и экзаменов. Адаптацию иностранных студентов к образовательно-педагогической деятельности, по мнению некоторых исследователей, определяют социально-психологические и психолого-педагогические факторы. Общими социально-психологическими факторами адаптации являются: - мотивация выбора вуза, факультета, направления подготовки; - наличие интереса к выбранной профессии и специальности; - отношение к особенностям педагогической системы принимающей страны; - различные группы способностей (конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические); - черты характера; 17 - знания, навыки и умения. Психолого-педагогические факторы адаптации включают в себя: - характер направленности; - уровень профессиональной деятельности преподавателя; - педагогические способности преподавателя [9, с. 17]. Уровень адаптации к учебно-воспитательному процессу определяется комплексом критериев, основными среди которых являются: успеваемость, интерес к изучаемым предметам, направленность на будущую профессию, отношение к занятиям, сформированность умения работать без контроля. Основные причины, обуславливающие уровень адаптации, условно можно разделить на три группы: объективные, объективно-субъективные и субъективные. Объективные причины – это те, которые не зависят от самого студента, так как обусловлены следующими факторами: • образовательная деятельность вуза; • условия жизни в отрыве от семьи и родины (новые формы обучения, нетрадиционные (для многих) формы контроля знаний, обязательная посещаемость занятий, значительный объём самостоятельной работы, новый коллектив, новая обстановка, условия проживания, организация питания и т.п.). К объективно-субъективным причинам относятся следующие факторы: • недостаточное знание предмета в средней школе, слабо развитые навыки самостоятельной работы, неумение организовать себя, самоконтроль, отсутствие системного контроля. Эти причины зависят как от самого студента, так и от других факторов, не зависящих от него. Субъективные причины зависят от личности самого иностранного студента: • пропуск занятий без уважительной причины; • отсутствие желания учиться; 18 • неумение справляться с возникшими трудностями • особенности характера и др.. Итак, обзор современной отечественной литературы по проблеме адаптации (определения понятия и видов адаптации) дает разные подходы к этой проблеме: одни авторы определяют адаптацию как постоянно действующий процесс под влиянием условий внешней среды и отождествляют его с социализацией (Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. и др.); другие авторы рассматривают процесс адаптации как возникший при определенных условиях и длящийся определенный период времени (Андреева Д.А., Егорова Л.Г. и др.); в психолого-педагогической литературе рассматривается адаптация человека к определенной педагогической системе. Адаптацию иностранного студента исследователи обычно рассматривают либо как приспособление к вузу (к процессу обучения), либо же весь процесс обучения в вузе, рассматривается как адаптация к будущей профессии. Если исходить из второго направления, то адаптацию можно определить как преодоление образовательного барьера и приспособление к новым условиям жизни и учебы в вузе. Основные факторы, которые оказывают влияние на процесс адаптации иностранных студентов в новой социокультурной и образовательной среде, условно можно разделить на индивидуальные и групповые. К индивидуальным факторам целесообразно отнести: • индивидуальные характеристики - демографические и личностные (возраст, пол, социальное происхождение, социальное положение, образование. К сожалению, выделить общий набор личностных характеристик иностранных студентов, который способствовали бы успешной адаптации к иноязычной социокультурной среде, не представляется возможным). • Жизненный опыт, который также включает готовность иностранных студентов к переменам - мотивы студентов, в основном, ориентированы на цель: получение диплома о высшем образовании; 19 знакомство с условиями жизни в России, ее историей, культурой, системой образования). Первым шагом к успешной адаптации становится знание языка; установление дружеских отношений с представителями других стран и местными жителями. К групповым факторам относятся: • степень сходства или различия между культурами (язык, религия, уровень образования, климат, еда и др.); • признаки и свойства культуры, в которой воспитывались иностранные студенты (менее успешно адаптируются представители культур, где сильно выражено значение традиций, а также в значительной степени ритуализировано поведение. Напимер, студенты из стран Юго-Восточной Азии); • особенности страны пребывания (каким способом местные жители влияют на приезжих: стремятся ли их ассимилировать или более толерантны к культурному разнообразию); • психологические факторы адаптации к академической группе предполагают психоэмоциональную атмосферу в учебной группе; удовлетворенность / неудовлетворенность группой и особенности стиля общения с ведущими преподавателями и одногруппниками); • факторы, связанные с образовательно-педагогическим процессом (новая педагогическая система, недостаточная предшествующая подготовка, плохие знания языка, организация образовательного процесса, система контроля и оценивания знаний, установление контактов в мультикультурной учебной группе с представителями зарубежных стран). Представления профессорско-преподавательского состава об индивидуальных и личностных особенностях студентов, а также их учет в учебном процессе, будут способствовать сокращению сроков адаптации при 20 «внедрении» иностранного студента в новую социокультурную и образовательную среду. 21 1.2. Проблема адаптации иностранных студентов в зарубежных исследованиях. Большое количество молодежи, желающих получить высшее профессиональное образование зарубежом, вызвало интерес у исследователей к проблемам адаптации иностранных студентов. Практика обучения иностранной молодежи не нова, однако представлять научный интерес она стала сравнительно недавно. Первые научные труды, посвященные сложностям, с которыми сталкиваются студенты-иностранцы, появились в 50-е годы XX века. В тот период времени, межкультурное образование воспринималось в контексте окончания второй мировой войны и послевоенного восстановления мира. Во времена «Холодной войны» существовали программы, например, Australian Colombo Plan, целью которых была активизация экономики развивающихся стран благодаря подготовке зарубежных специалистов. Однако это привело к увеличению количества студентов, которые оставались в стране обучения для дальнейшего проживания и совершения трудовой деятельности. Этот феномен получил широкоизвестное сегодня название - «brain drain» и вызвал резонанс в кругах мировой образовательной общественности, поскольку не соответствовал принципам, на которых базировались студенческие программы по обмену. Позже, в США, в контексте изучения вопросов оптимизации межкультурного образования, появился журнал «International Journal of Intercultural Relations» и ассоциация «Society for Intercultural Relations», в рамках которой, было разработано множество программ для иностранных студентов. Однако, во всем разнообразии проведенных исследований, практически нет работ, которые описывали бы не локальные проблемы студентов в стране 22 пребывания, а процесс адаптации обучающихся к социокультурной и педагогической среде конкретного учебного заведения. Далее мы проведем анализ изученных исследований, по интересующей нас теме, проведенных за рубежом. Трудности, которые испытывают иностранные студенты, обусловленные национальными чертами принимающей среды, а также бытовые проблемы были описаны в работах: А. Кэрей (Carey А., 1956), А. Сингх (Singh А., 1963), А. Анумонье (Anumonye A., 1970), У. Халл (Klineberg О., Hull W., 1979, и др. В своей работе «Colonial Students», Carey А.Т. писал, что Азия представляет собой многонациональную часть света, подверженную сильному влиянию религий и философских течений, Африка же, в свою очередь, являет собой хаотичный и «темный» континент. Контраст между объективной реальностью и оптимистичным ожиданием от пребывания в новой стране вызывал у иностранных студентов состояния депрессии. Негативное впечатление и отношение к стране обучения вызывали случаи проявления расизма со стороны местного населения, а также трудности в быту. В университете Лидса Still R. экспериментально изучал психологические проблемы британских и иностранных студентов. Полученные данные свидетельствовали о том, что всего 13% студентов из Британии имеют психологические проблемы, однако среди иностранных студентов показатель доходил до 30%, в зависимости от страны. Автор указывает, что в 50% всех случаев, психологические проблемы были связаны с тоской и унынием, что вызывало, даже, физическую боль. Проблемы адаптации студентов из Африки исследовал F. J. Pruitt (1978), который выявил ряд взаимосвязанных аспектов, влияющих на более позитивное отношение африканских студентов к американской культуре, к ним относятся: • Принадлежность к состоятельной семье; 23 • Ориентировка на получение образования в Америке; • Преимущественный круг общения – американцы; Однако, более половины опрошенных высказали негативное отношение к стилю жизни и ценностям американцев и только 24% - положительное. Но, несмотря на это почти 90% иностранных студентов были удовлетворены образованием в Америке. Группа авторов Babiker I.E., Cox J.L., Miller P.M., в конце XX века представила концепцию культурной дистанции, которая доказывала, что уровень отчуждения, приводящий к психологическим трудностям, зависит от дистанции между культурами студента-иностранца и принимающей страны. Исследователями, также было представлено новое понятие: cultural distance index, которое призвано оценивать степень различий между культурами. В качестве переменных для определения индекса использовались такие понятия: климат, одежда, религия, пища и структура семьи. Согласно проведенному анализу, между культурной дистанцией и уровнем тревоги, которую испытывают студенты иностранцы, прослеживается прямая связь. Позже теорию культурной дистанции подтвердили А. Фернхэм и С. Бочнер. Последние выделили 4 группы адаптационных проблем, характерных для иностранных студентов, которые мы представили в таблице ниже. 24 Проблемы иностранных студентов, которые связаны с психоэмоциональными состояниями, такие как: ностальгия, одиночество, депрессия, ипохондрия, стресс и др., в своих работах описали T.A. Lambo (1960), А. Сингх (Singh А., 1963), Л. Уард (Ward, 1967), А. Анумонье (Anumonye, 1970), Klineberg О., Hull W., 1979, A. Noudehou (1982), B. Harvey (2007), C. Brisset, S. Safadar, R. Lewis, C. Sabatier (2010) и другие. Ward L. Посвятил свои исследования доказательствам существования такого явления как «синдром иностранных студентов». По мнению Л. Уарда, для данного синдрома характерны: частые жалобы на здоровье, замкнутый стиль общения, небрежный внешний вид зарубежных студентов. Anumonye A., в процессе экспериментальных исследований, с участием студентов из Африки, описал причины, которые вызывают состояние фрустрации: неизбежные проблемы и проблемы, которые можно избежать при условии своевременной подготовки. 25 B. Harvey (2007), опираясь на личный опыт, заключил, что стресс, обусловленный культурным шоком, оказывает влияние на коммуникативную компетенцию иностранца. Окажется это влияние позитивным или негативным, зависит только от личностных характеристик иностранца. По мнению вышеупомянутого исследователя, на сегодняшний день существует необходимость в создании международных организаций, обучающих людей для совершения трудовой и образовательной деятельности в других культурах. Проблемы академического характера, которые предполагают различия в образовательных системах и педагогических стилях, языковые проблемы, а также трудности в межличностных отношениях студент-преподаватель изучали: А. Сингх (Singh А., 1963), Дж. Доусон (Tajfel H., Dawson J.L., 1965), О. Клинеберг, У. Халл (Klineberg О., Hull W., 1979), группа авторов Babiker I., Cox J.L., Р.М. Miller, 1980, T. Tanaka, J. Takai, T. Kohyama, T. Fujihara (1994) и другие. 26 Последняя, из вышеупомянутых, группа ученых, описала факторы, которые вызывают академические трудности у иностранных студентов во время обучения в университетах Японии, к которым относятся: Норвежский исследователь G.I. Iversen (2009) проводил исследования по вопросам установления дружеских связей норвежских студентов, которые обучались в других странах. G.I........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: