- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование познавательных ууд на уроках русского языка в начальной школе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K005899 |
Тема: | Формирование познавательных ууд на уроках русского языка в начальной школе |
Содержание
14 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «АмГПГУ») ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Шин Ольга Андреевна Формирование познавательных ууд на уроках русского языка в начальной школе Направление: 44.03.01 «Педагогическое образование» Профиль: «Начальное образование» Бакалаврская работа Комсомольск-на-Амуре, 2016 Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» Научный руководитель: Данилова Олеся Рифкатовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального образования. Рецензент: Защита бакалаврской работы состоится: « 1» июля 2015 г. в 8ч. 30 мин., в аудитории «314» в ГЭК направления подготовки 44.03.01 «Начальное образование» института заочного и дополнительного образования К защите допускаю: Научный руководитель ____________________ Дрокова С.В. (подпись) Заведующий кафедрой дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ____________________ Липунова О.В. (подпись) Директор ИЗиДО ___________________ Зайцева Н.В. (подпись) Оглавление Введение……………………………………………………………………………………………………4 Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка …………………………………………………………………………………….7 1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования познавательных УУД у младших школьников ……………………………………………………………………………………………….7 1.2 Методика формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка ……………………………………………………………………………………………………..15 Глава 2. Экспериментальная работа по формированию познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка………………………………………………………………….24 2.1 Определение уровней сформированности познавательных УУД у младших школьников при изучении русского языка……………………………………………………………………………….24 2.2 Работа по формированию познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка……………………………………………………………………………………………………….28 2.3 Результаты контрольного эксперимента …………………………………………………………34 Заключение……………………………………………………………………………………………….39 Библиографический список…………………………………………………………………………….41 Приложения……………………………………………………………………………………………...44 Введение Важной задачей прогрессивной системы образования считается составление универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих учащимся умение обучаться, дееспособность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированность универсальных учебных действий считается еще и гарантией профилактики школьных проблем. Универсальные учебные действия – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [16,6]. Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.[12, 45] Программа, создающая общеучебные умения и способности учащихся, в первый раз была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, Л.Е. Журовой, B.В. Репкиным, Г.А. Цукерманом др.[12, 43] Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др [7, 34]. В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения четко выстроены логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия. Значимость становления личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности также подчеркивается в «Концепции федеральных государственных стандартов общего образования» [28,12]. Педагогикой и психологией накоплено достаточное количества материала, характеризующегося своим многообразием научных подходов в изучении проблемы формирования познавательных УУД, и позволяющих сделать его обобщение, и произвести переоценку сформировавшихся теоретических взглядов и технологических подходов. Наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования познавательных УУД, недостаточно использованы в практике элементы проблемного обучения младших школьников при формировании компонентов познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка. Формирование способности и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия позволяет повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Уроки русского языка обеспечивают же формирование познавательных действий. В частности, нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования универсальных учебных действий учащихся, мы столкнулись с недостаточной степенью их сформированности в начальной школе. Все это и определило актуальность темы исследования. При исследовании психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий ребят младшего школьного возраста на уроках русского языка и недостаточностью путей решения проблемы. Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Формирование познавательных универсальных учебных действий (УУД) на уроках русского языка в начальной школе». Цель исследования – изучить теоретические основы формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка и разработать специальные задания для учащихся 4 класса, способствующие ее разрешению. Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе. Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу, согласно которой эффективность формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка может быть обеспечена, если реализуется комплекс специальных заданий, обеспечивающих процесс формирования УУД. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: Раскрыть сущность и структуру познавательных УУД у младших школьников. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты формирования познавательных УУД у младших школьников. Изучить методику формирования познавательных универсальных действий на уроках русского языка в начальной школе. Разработать и апробировать специальные задания, обеспечивающие формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся 4 класса. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение за учебным процессом, эксперимент. Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что нами подобраны и апробированы специальные задания для учащихся 4 класса, повышающих уровень формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка. База исследования: МБОУ СОШ № 2 г. Николаевска-на-Амуре. Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, включающий 38 источников. Общее количество листов бакалаврской работы –56. Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников Перемены, происходящие в современном обществе, выдвигают требования ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с данным приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться» [12,37]. Важной задачей современной системы образования считается формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учениками определенных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Специфичность современного мира состоит в том, что он изменяется всё больше резвыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. В следствие этого знания, приобретенные в школе, сквозь какое-то время становятся неактуальными и нуждаются в корректировки, а итоги обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более нужными. Исходя из всего этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обусловил в качестве ключевых результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они складываются, используются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся [6, 36]. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной почвой образовательного и воспитательного процесса. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться [5, 14]. Конфигурации, происходящие в современной социальной жизни, вызвали надобность разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились сопоставляя с тем периодом времени, когда формировалась ранее действующая система образования. Абсолютно естественно, что появились определенные проблемы в обучении и воспитании юного поколения. Остановимся на кое-каких из них. Случается постепенное вымывание видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает основного места, собственно и приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению. Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. И, следовательно, происходит – потеря интереса к учению. Быстро выросла информированность детей. Если раньше средние учебные заведения и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются важным фактором в формировании картины мира у ребенка, и при этом не всегда положительной. Современное поколение детей мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и проблемы в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов всевозможных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения [5, 67]. В начальной школе, изучая различные предметы, учащийся на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, дюбой учитель обязан выходить за рамки собственного предмета, задумываясь, в первую очередь, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на других ступенях образования, ни в профессиональной деятельности [20, 29]. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у учащихся учебных умений, которые вносят немаловажный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, потому что считаются общеучебными, т. е. не находятся в зависимости от конкретного содержания предмета. При этом любой учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место. Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому [15, 68]. В своем широком смысле термин «универсальные учебные действия» обозначает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию методом сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно обозначить, как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения различных учебных дисциплин. Любой учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД [13, 97]. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в базе организации и регуляции во всякой деятельности учащегося вне зависимости от её специально-предметного содержания. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие вероятность широкой ориентации учащихся, – как в разных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, охватывая понимание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. В итоге, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: - учебные мотивы, - учебную цель, - учебную задачу, - учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [29, 116]. В основных требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом, выделяются универсальные учебные действия (УУД), на формирование которых обращается особое внимание. Учебные действия – составная часть учебной деятельности. УУД – это действия разнообразного назначения, необходимые в ее организации и осуществлении учебной деятельности. Если ученик освоил УУД, можно говорить, что он овладел учебной деятельностью. В ходе учебной деятельности происходит усвоение предметных и познавательных действий. Учебная деятельность (как и любая другая) состоит из отдельных компонентов – действий, операций, мотивов, задач. Психологи выделяют сущностные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других видов деятельности: она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия; общие способы действий предваряют решение задач; учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте; изменение психических свойств и поведения учащихся происходит в зависимости от результатов собственных действий [33, 6]. Термин универсальные учебные действия является психологическим. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определение ступени образовательного процесса. Это умения: - правильно и осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; - овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтаксиса, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; -выявлять сущность особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; - использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие суще6ственные связи и отношения между объектами и процессами; - использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - находить способы решения проблем творческого и поискового характера [33, 7]. Развитие УУД – очень важная и нужная задача. Это не только формирование различных психологических процессов, которые необходимы человеку, но и развитие способностей решать любые жизненные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию компетентного человека [33, 12]. Данные виды УУД формируются также в процессе изучения различных учебных дисциплин. Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Общеучебные универсальные действия: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера [29, 111]. Функции универсальных учебных действий включают: • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью; • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося. Рассмотрим этапы формирования УУД. Согласно теории планомерного поэтапного формирования действий и понятий П. Я. Гальперина предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. Для этого необходимо выделить систему условий, учёт которых не только обеспечивает, но даже «вынуждает» ученика действовать правильно и только правильно, в требуемой форме и с заданными показателями. Эта система включает три подсистемы: 1) условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия; 2) условия, обеспечивающие «отработку», то есть воспитание желаемых свойств способа действия; 3) условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить (интериоризировать) выполнение действия из внешней предметной формы в умственный план. Выделены шесть этапов интериоризации действия. На первом этапе усвоение начинается с создания мотивационной основы действия, когда закладывается отношение ученика к целям и задачам усваиваемого действия, к содержанию материала, на котором оно отрабатывается. Это отношение в последующем может измениться, но роль пе6рвоначальной мотивации для усвоения в целом очень велика. На втором этапе происходит становление схемы ориентировочной основы действия, то есть системы ориентиров, необходимых для выполнения действия с требуемыми качествами. В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется. На третьем этапе происходит формирование действия в материальной (материализованной) форме, когда ориентировка и исполнение действия осуществляются с опорой на внешне представленные компоненты схемы ориентировочной основы действия. Четвертый этап – внешнеречевой. Здесь происходит преобразование действия – вместо опоры на внешнепредставленные средства ученик переходит к описанию этих средств и действий во внешней речи. Необходимость материального (материализованного) представления схемы ориентировочной основы действия, как и материальной формы действия, отпадает; ее содержание полностью отражается в речи, которая и начинает выступать в качестве основной опоры для становящегося действия. На пятом этапе (действие во внешней речи «про себя») происходит дальнейшее преобразование действия – постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание действия переносится во внутренний, умственный план. На шестом этапе действие совершается в скрытой речи и приобретает форму собственного умственного действия. Эмпирически формирование действия, понятия или образа может проходить с пропуском некоторых этапов данной шкалы; причем в ряде случаев такой пропуск является психологически вполне оправданным, т.к. учащийся в своем прошлом опыте уже овладел соответствующими формами и в состоянии успешно включить их в текущий процесс формирования (действия с предметами или их заместителями, речевые формы и т.д.). Таким образом, в данном параграфе рассмотрена сущность и структура познавательных универсальных учебных действий. Это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося. В составе основных видов универсальных учебных действий выделяются четыре блока, которые формируются также в процессе изучения различных учебных дисциплин. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. В следующем параграфе рассмотрим методику формирования универсальных учебных действий у учащихся начальной школы. 1.2. Методика формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Современный урок отличается организацией учебной, образовательной деятельности учащихся. Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт. Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий, особенно это происходит на ранних этапах становления личности в начальной школе. Начальная школа должна научить детей, поступивших в школу, не только читать, считать, но и грамотно писать, продолжая развивать ребенка как личность. Методика формирования познавательных универсальных учебных действий способствует комплексному развитию интеллектуальных особенностей учащихся младших классов на уроках русского языка, повышает речевую активность. В комплексе с этим успешно совершенствуется мышление, память, внимание и прочие качества интеллекта учащихся. Для развития и формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения русского языка используются традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие учетно-контрольные, комбинированные уроки) с сохранением всех основных этапов. Однако, методика проведения каждого этапа урока существенно меняется. Новизна данной методики заключается в понимании качественно нового уровня осознанной активной деятельности учащихся на уроке русского языка, их участие в планировании и осуществлении всех или большинства структурных этапов. Вносятся определенные изменения в содержание и организацию процесса обучения. Это введение дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного; увеличение использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов; включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера; расширение объема работы с понятиями и терминами. Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность для развития речевых способностей учащихся. Изменения в организации процесса обучения русскому языку связаны с реализацией ряда принципов проведения уроков. Наряду с общепринятыми принципами используются: - принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка; - принцип действенного подхода к обучению; - принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения; - эффективное выполнение вышеперечисленных принципов зависит от принципа сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. В структуру урока вводится мобилизующий этап урока. Цель мобилизующего этапа каждого урока – включение ребенка в работу. В его содержание входят три группы упражнений, которые предусматривают различные операции с буквами (графическое изображение, условные обозначения, воображаемые образцы). Упражнения рассчитаны на 2-4 минуты урока и призваны совершенствовать мышление ребенка. Одновременно с мышлением развивается внимание, память, сообразительность, наблюдательность, речевая способность. На этом важном этапе происходит актуализация и углубление знаний учащихся по конкретной теме, а также совершенствование важнейших качеств интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и др.), их дальнейшее развитие. Для решения данных задач школьники осуществляют указанные учителем мыслительные операции с заложенным мыслительным материалом и в результате приходят к нужному выводу. Для формирования познавательных УУД подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, и логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. К познавательным УУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. Перевод текста на знаково-символический язык нужен не сам по себе, а для получения новой информации. Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы и др.) Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. Более того, в концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова моделирование включено в учебную деятельность как одно из действий, которое должно быть сформировано уже к концу начальной школы. На уроках русского языка также используется моделирование. На этапе обучения грамоте это модели предложения, затем звуковые модели слова, которые затем преобразуются в буквенные. Эти модели используются на протяжении всего курса русского языка при изучении темы «Орфография». Очень хорошо помогают модели на уроках постановки учебной задачи, где дети могут увидеть несоответствие схемы, зафиксировать разрыв между знанием и незнанием и проведя исследовательскую работу изменить или уточнить данную схему. Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала. В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д. Предметы и явления окружающего мира имеют сходства и различия. Сходство и различие предметов отражаются в их признаках. Наиболее главные признаки предметов отражаются в понятии. Понятие — это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово. Между понятиями бывают разные отношения. Во-первых, отношения «вид — род». Это такие отношения, когда все предметы, входящие в «вид», входят и в «род», имеют общие существенные признаки. Например, сандалии — обувь, окунь — рыба. При отборе материала для работы учащихся на данном этапе надо учитывать то, что задания, предложенные учащимся, должны быть развивающего характера, оказывать воздействие на развитие соответствующих лингвистических способностей. Тесно связан с мобилизующим этапом (а иногда и с другим фрагментом урока) следующий обязательный этап урока - формулирование учащимися темы и цели урока. Это своего рода логико-лингвистическая задача, которую ученики решают в процессе аналитико-синтетической деятельности и оформляют в виде небольшого текста - умозаключения. Формулирование учащимися темы и цели урока очень важно с точки зрения его функциональной нагрузки: оно существенно повышает уровень познавательной деятельности, так как у учащихся создается внутренняя установка на достижение этой цели, которая действует в течение всего урока и обеспечивает более плодотворную работу детей [22,5]. В зависимости от содержания изучаемого материала и структуры урока это действие может иметь место после мобилизующего этапа, словарно-орфографической работы, после повторения ранее пройд....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: