VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000865
Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе
Содержание
1 Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе

1.1 Общая характеристика и функции универсальных учебных действий

   Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, а именно, скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема; усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности у обучающихся умения учиться. Они определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования, способствующий изменению общей парадигмы, то есть подхода, образования, что находит отражение в переходе от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться; от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации; от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества. В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя.
   Сейчас дети имеют массу прав и возможностей. Мы не можем быть авторитетами, так как мы не знаем все. Некоторые родители выступают за свободное воспитание. Они говорят своим детям: «Будь цел и здоров и пробуй себя во всех сферах. Будет необходимость поступить в высшие учебные заведения, мы найдем тебе репетитора. Развивайся».
   Ведь сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
   Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий.
   Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
   Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
   Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
   Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
   Функции универсальных учебных действий включают:
1) обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
2) создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
3) Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
   Виды универсальных учебных действий:
* личностный;
* регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
* познавательный;
* коммуникативный.
   Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
* самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
* смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
* нравственно-этическая ориентация - действие нравственно - этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
   Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
* целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
* планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
* прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
* контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
* коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
* оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
* саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
   Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
   Общеучебные универсальные действия:
* самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
* поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
* структурирование знаний;
* осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
* выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
* рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
* смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
* постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
   Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
* моделирование;
* преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
   Логические универсальные действия:
* анализ;
* синтез;
* сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
* подведение под понятие, выведение следствий;
* установление причинно-следственных связей;
* построение логической цепи рассуждений;
* доказательство;
* выдвижение гипотез и их обоснование.
   Постановка и решение проблемы:
* формулирование проблемы;
* самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
   Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
* планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
* постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
* разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
* управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
* умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
   Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий - уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
   Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся выступают:
* соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
* соответствие свойств универсальных учебных действий заранее заданным требованиям.
   Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
* Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
* Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
* Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.

1.2 Виды познавательных УУД, формируемых в начальной школе

   В современной системе образования развитие личности обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий,  выступающих инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Учащиеся, овладевшие универсальными учебными действиями, получают возможность самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая организацию усвоения, то есть умение учиться[52].
     А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Л.Г. Петерсон много внимания уделяют изучению подходов к формированию универсальных учебных действий учащихся [2, 18, 31].
     «В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
     В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» [52, с. 38].
     Универсальные учебные действия  обеспечивают возможности учащегося,  самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создают условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Овладение ими позволяет достичь личностных и метапредметных результатов, устанавливаемых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. 
     Одной из особенностей универсальных учебных действий  является их универсальность, которая проявляется в том, что они носят метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
     В связи с этим универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм и технологий обучения как необходимых компонентов целостного учебно-воспитательного процесса [52]. 
     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования основан на системно-деятельностном подходе. Поэтому в настоящее время предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
     Известно, что формирование любых личностных новообразований ? умений, способностей, личностных качеств ? возможно лишь в деятельности [6]. При этом формирование любых умений, в том числе и УУД, проходит через следующие этапы:
     1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
     2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
     3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
     4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
     Выделяют четыре блока универсальных учебных действий:
* личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях);
* регулятивные (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности);
* познавательные (система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации),
* коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми).
Классификация познавательных универсальных учебных действий представлена на рис. 1.

     

     
     
     
     
     	
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     	
     
Рис. 1. Классификация познавательных УУД
     
     Планируемые результаты формирования познавательных универсальных учебных действий можно классифицировать следующим образом:
* познавательные УУД, отражающие методы познания окружающего мира;
* познавательные УУД, формирующие умственные операции;
* познавательные УУД, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность.
     Более подробная информация об общих планируемых результатах формирования познавательных УУД представлена на рис. 2.
     Однако на разных этапах обучения в начальной школе существуют определенные различия в наполнении познавательных универсальных учебных действий. Прежде всего они связаны с  возрастными особенностями обучающихся, поэтому по мере взросления школьников возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Это следует учитывать, разрабатывая систему заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий, в основу которой должен быть положен принцип преемственности.
     Планируемые результаты формирования  познавательных УУД на разных этапах обучения в начальной школе см. в таблице 1.
     Для того, чтобы указанные результаты были получены, учитель должен иметь целый арсенал разнообразных средств. «Средства - педагогические материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, ученическое общение, познание» [21, с. 131].
     Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. А.М. Матюшкин характеризует 	
     
     
     
     
     
     	
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     




Рис. 2. Общие планируемые результаты формирования  познавательных УУД







Таблица 1
Планируемые результаты формирования  познавательных УУД 
на разных этапах обучения в начальной школе
	1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.



Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.








	

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.






Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.


Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить необходимую информацию в учебнике и словарях.
Определять,  в каких источниках  можно  найти необходимую информацию для  выполнения задания.


	


Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план .
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация потребуется для изучения незнакомого материала.
Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.


Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.


Составлять сложный план текста.
Уметь передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация потребуется для изучения незнакомого материала.
Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
 

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Составлять сложный план текста.
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности» [22, c. 19]. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок «добывает» знание в процессе своего труда. 
      Проектная и исследовательская деятельности – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий, в том числе и познавательных (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями). Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, задействуют как внутрипредметные, так и межпредметные связи.
     Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими учащимися. При этом изменяется роль учителя –он становится организатором совместной работы с учениками, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. В качестве форм организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях можно использовать такие, как урок изобретательства, урок открытых мыслей,  урок – исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчёт, урок – защита исследовательских проектов и др.
       Рассматривая вопрос о технологиях формирования познавательных УУД, необходимо обратить на  модельное учебное действие для системы познавательных действий, или общий прием решения задач. Он включает:   знание этапов решения (процесса), методов (способов решения), а так же владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.
    Компонентами общего приема являются:  анализ текста задачи, перевод текста на язык предмета с помощью вербальных и невербальных средств,  установление отношений между данными и вопросом,  составление и осуществление  плана решения,  проверка и оценка решения задачи.
     В качестве перспективной технологии обучения, обеспечивающей развитие познавательных УУД следует рассматривать технологию развития критического мышления через чтение и письмо. На формирование логических универсальных действий положительное влияние оказывает применение таких приемов, как кластер, «Верные – неверные утверждения», синквейн, эссе, зигзаг; общеучебных – инсерт и чтение с остановками, знаково-символических – кластер, постановки и решения проблемы – «Знаю - хочу знать - узнал», «Толстые и тонкие вопросы». 
     Также интересным представляется прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры изучаемого материала. Выделяют два вида граф-схемы – линейную и разветвленную. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.
     Указанные выше приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций. Развивается  умение воспринимать информацию, способность к рефлексии. Например: прием «Знаю – хочу узнать – узнал». Этап «Знаю» предполагает фиксирование известной информации по теме урока; «Хочу узнать» – формулирование цели; «Узнал» – соотношение старой и новой информации. Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные – неверные утверждения», «Прогнозирование». При использовании приема «Верные - неверные утверждения», ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаются к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать на уроках по предмету «Окружающий мир». Учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие последствия негативного влияния человека на окружающую среду.
     Таким образом, даже указанные выше приемы, формы и технологии обучения служат доказательством того, что существует достаточно много средств, обеспечивающих эффективное формирование познавательных учебных действий. Однако успешное решение данной проблемы возможно лишь при системном подходе. Необходимо помнить, что универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. 
     Овладение учащимися универсальными учебными действиями, в том числе и познавательными, происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Предмет «Окружающий мир» как и остальные учебные предметы, изучающиеся в начальной школе, помимо приобретения учениками предметных знаний умений и навыков также вносит свой вклад в формирование универсальных учебных действий, в том числе и познавательных. Требования к их формированию нашли отражение в планируемых результатах освоения рабочей программы. Имея свою специфику, «Окружающий мир» раскрывает определенные возможности для формирования познавательных универсальных учебных действий.
     Его изучение способствует формированию таких познавательных универсальных учебных действий, как:
* овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;
* формирование действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);
* формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края[40].
     Возникает вопрос, каковы же условия, которые позволят обеспечить успешное формирование познавательных универсальных учебных действий? К данным условиям можно отнести следующие:
* Формирование познавательных универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
* Результаты формирования и развития познавательных универсальных учебных действий формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
* Заданные стандартом познавательные универсальные учебные действия определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
* Порядок работы над формированием конкретных познавательных универсальных учебных действий  находит отражение рабочей программе по предмету и технологических картах уроков.
* Используется диагностический инструментарий успешности формирования познавательных универсальных учебных действий.
     Результатом развития познавательных УУД является функционально-структурная сформированность учебной деятельности, произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения, а значением для обучения - высокая успешность в усвоении учебного содержания, создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.
     При организации работы по формированию универсальных  учебных действий, в том числе и познавательных, следует учитывать, что данный процесс  как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса,  происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности, а  универсальные учебные действия, в том числе и познавательные,  могут быть сформированы только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся.


2 Методические аспекты формирования навыков сравнения природных объектов и явлений у младших школьников

2.1 Особенности формирования познавательных УУД на уроках «Окружающий мир»

     Рассмотрев теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе, мы выявили особенности формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения предмету «Окружающий мир»,
     С целью изучения особенностей формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках по предмету «Окружающий мир» нами также был проведен  анализ  статей из журнала «Начальная школа», «Начальная школа плюс До и После», конспектов уроков, размещенных на сайтах «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»» и «Открытый класс».   
     По мнению Л.Д. Поликарповой,  сформированность познавательных УУД чрезвычайно важна, поскольку  они обеспечивают школьнику умение искать и находить релевантную информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи [35].
      Решение данной задачи не представляется возможным без использования интерактивных методов и приемов обучения в современном учебном процессе. В настоящее время в педагогической копилке учителя находится достаточно большой и разнообразный арсенал средств и приемов, позволяющих вовлечь каждого ученика в активный поиск знаний. Интерактивные методы,  формы и технологии  включают в себя: метод проблемного изложения, метод мозгового штурма, метод проектов, технологию критического мышления через чтение и письмо, конкурсы, игры, в том числе и ролевые, и др. 
     В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью указанной информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от учителя, а в процессе собственной активной деятельности и сотрудничества с другими учениками. Учебный процесс с использованием интерактивных приемов обучения проходит в режимах: «ученик – ученик», «ученик – класс», «ученик – группа», «группа учащихся – класс».  С другой стороны, ученик в процессе взаимодействия на уроке с другими учениками, с педагогом овладевает системой уже испытанных способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Таким образом, знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания. 
     Основным источником информации на уроках в начальной школе является, безусловно, учебник. Работая с учебником, ученики учатся понимать условные знаки («Электронное приложение к учебнику», «Что узнаем, чему научимся», «Атлас-определитель», «Работаем в паре», «Работаем в группе», «Работаем со взрослыми»); учатся воспринимать и анализировать информацию, выделять главное, находить причинно-следственные связи, выявлять достоверную или наоборот противоречивую информацию, делать обобщения и выводы. Такие задания по географической карте,  как:  «Сравни озера (горы, реки, города и т.д.) нашей страны», способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий. Выполнение практических работ, заданий в тетрадях с печатной основой позволяет формировать и развивать универсальные учебные действия не только на базовом, но и на продвинутом уровне [35]. 
     В УМК «Школа России», начиная со 2 класса, используют дополнительные источники информации: учебные пособия А. А. Плешакова  («Атлас-определитель», «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне») и другую справочную литературу. Уже на этом  этапе обучения, используя работу в парах, учитель старается вовлечь всех учащихся в активное обсуждение и решение поставленной задачи. Начиная с 3 - го класса, школьники учатся составлять мультимедиа презентации, электронные фотоальбомы, снимать видеофильмы по заданной теме, делать репортажи. Эффективно проходит работа в группах по 4-6 человек. Задания для групп могут быть самые разнообразные: «Расскажите о нашем городе»; «Расскажите о самой нужной профессии»; «Расскажите, как работают различные отрасли экономики в нашем крае»; «Составьте меню лицеиста». 
     Также учащиеся составляют памятки, рисуют плакаты: «Планета больна»,  «Правила друзей природы», «Значение домашних животных в жизни человека», «Собака – друг человека», «Кошки в жизни человека», «Правила безопасного поведения на улице зимой» и  др. 
     Наиболее эффективным методом формирования познавательных универсальных учебных действий многие учителя  считают метод проектов. Тематика проектов для учащихся 3-4 классов разнообразна: «Фото-рассказ о родном городе», «Редкие растения и животные», «Профессии наших родителей», «Музеи нашего города», «Рекорды Земли», «Культурное наследие» (памятники ЮНЕСКО),  «Природное наследие» (одно из природных «чудес» планеты), «Заповедники России» и др. 
     Большое внимание учителя уделяют проведению уроков в форме пресс-конференции: «Экологические проблемы нашего края», «Как сохранить крепкое здоровье», «Надо ли спасать болото», «Как сохранить леса» и др.. Также часто Л.В. Ушакова использует такую форму, как репортаж с места действия исторического события. Ученики находят видеофрагмент, отображающий историческое событие, а затем берут интервью у «участников» этих событий. Например, рассказывая о Куликовской б.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%