VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Методологические условия формирования познавательных УУД у учащихся 3-го класса на уроках русского языка

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007302
Тема: Методологические условия формирования познавательных УУД у учащихся 3-го класса на уроках русского языка
Содержание
4





ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА  И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ









КУРСОВАЯ РАБОТА



Дисциплина:



Тема:











ВЫПОЛНИЛ:

студент



 группы



Ф. И.О.

ПРОВЕРИЛ:



ученая степень, звание



Ф. И.О.

Оценка



Подпись



«



»



 2016г.



Барнаул  2016








Содержание 

Введение  ………………………………………………………………………...



Глава 1 Теоретическое обоснование организации формирования познавательных универсальных учебных действий при изучении темы: "Имя существительное"………………………………………………………………



1.1 Лингвистические основы изучения имени существительного (понятие, как изучается.…………………………………………………………………..



1.2 Методические основы изучения имени существительного (приёмы изучения и …………………………………………………………………….

1.3 Про познавательные универсальные учебные действия (понятие и организация работы с ними) (точное название пункта нужно обдумать)



Глава 2  Экспериментальная работа по формированию познавательных ууд на уроках русского языка в 3-ем классе при изучении темы: "Имя существительное".

2.1  Анализ программ и учебников на предмет формирования познавательных ууд

2.2  Констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности познавательных ууд в 3-ем классе на уроках русского языка

2.3 Формирующий эксперимент

2.4 Проверка эффективности 



Заключение  …………………………………………………………………….



Библиографический список  ………………………………………………….















Введение



Русский язык занимает одно из важных мест в школьной системе предметов, на уроках русского языка школьники получают основные умения и навыки, при помощи которых они изучают другие предметы так как он является не только объектом изучения, но ещё и средством обучения.

Самая общая категория русского языка – это части речи. В них особым образом сгруппированы слова с похожим лексико-грамматическими характеристиками, с близким способом выражения объективной действительности. Так  в практическом освоении языка и в решении важных теоретических вопросов, части речи привлекают особый интерес.

Имя существительное  по своим качествам не могут сравниться ни с одной частью речи. Информативность имени существительного не вызывает сомнения. Это  эта часть речи, которая  передает основное содержание. Так как одна из задач преподавания русского языка состоит в том, чтобы научить школьников выражать свои мысли не только правильно, но и точно, появляется необходимость в ознакомлении учащихся с именем существительным как частью речи, что делает тему исследования актуальной и перспективной.

Анализ новых концепций оптимизации  процесса образования в школе позволяет говорить прежде всего об изменении общей концепции образования, которая отражается в переходе от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к формированию умения учиться, так же  от нацеленности на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового.

При переходе общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставится задача формирования знаний в соответствии с новыми правилами, а также формирования универсальных действий. Реализация данных задач возможна благодаря системно-деятельностному  подходу в обучении, который внесен в новые стандарты. Главная его идея в том, что новые знания не даются ученикам в готовом виде. Школьники в процессе самостоятельной  работы «добывают их сами, делая  собственное открытие. Задача преподавателя при подаче нового материала в том, он должен организовать исследовательскую среду детей, чтобы они сами решили  проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основные цели современного образования – не обеспечить школьника определенным набором знаний, а пробудить у него умение и желание учиться, работать в команде, саморазвиваться.

Умелое владение русским языком составляет базу формирования универсальных учебных действий, которые порождают компетенции, знания, умения, навыки, и тем самым, обеспечивают воспитание интеллектуальной, всесторонне развитой, духовной личности, которая способна адаптироваться в современном мире.

Проблема языкового развития учащихся изучзались в методике не только в общем плане, но и в грамматическом (В.А. Добромыслов, Г.К. Лидман-Орлова, И.Львова, Л.Ю. Максимов, В.П. Озерская, Е.Н. Пузанкова, М.М. Разумовская, Л.А. Тростенцова); речеведческом (В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская). Исследователи утверждают, что изучение морфологии в школе способствует развитию речиучеников, обогащению их словарного запаса, усвоению ряда правил словоупотребления и полноценному усвоению норм правописания. Знания, умения и навыки в области морфологии являются основой, на которой формируются и совершенствуются лингвистическая, языковая и речевая компетенции. 

Объектом исследования в данной работе является процесс формирования познавательных УУД у учащихся 3-го класса на уроках русского языка.

Предметом исследования являются методологические условия формирования познавательных УУД  у учащихся 3-го класса на уроках русского языка.

Гипотеза 

Процесс формирования познавательных УУД учащихся начальной школы на уроках русского языка будет успешным и результативным, если: осуществляется применение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы, постановка учебной цели и задач, учебные действия и операции); подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде; систематически используются игровые и РКМ технологии . ГИПОТЕЗА: 

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить лингвистические и методические основы изучения имени существительного.

Проанализировать познавательные универсальные учебные действия.

 Проанализировать программы системы начального образования на предмет формирования познавательных ууд.

Выявить уровнь сформированности познавательных ууд в 3-ем классе на уроках русского языка.

Разработать систему уроков по изучению имени прилагательного в начальной школе с учетом формирования универсальных учебных действий;

Проверка эффективности

При выполнении работы были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; описательный метод, включающий в себя сопоставление, наблюдение, обобщение и классификацию исследуемого материала. 

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации по совершенствованию навыков, умений, универсальных учебных действий учащихся младших классов могут быть использованы в преподавании русского языка в начальной школе.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассматриваются лингвистические Методические основы изучения имени существительного  как части речи и познавательные универсальные учебные действия. Вторая глава посвящена практическим аспектам изучения данной темы в начальной школе: анализу программы и учебников, методическим приемам.

Выводы и итоги работы приведены в заключении.

























Глава 1

1.1 Лингвистические основы изучения имени существительного

Система работы над темой «Имя существительное»  - направленный процесс, с определенной последовательностью изучения грамматических характеристик и общего лексического значения части речи. Это научно обоснованная связь всех составных знаний и  регулярное усложнение заданий, которые предполагают своей конечной целью формирование навыков правильного употребления имени существительного в речи и его правильное  правописание.

В программе изучения  русского языка для начальной школы изучение имен существительных занимает особое место, так как имя существительное представляет  группу слов, которая имеет богатые семантические возможности и дополняет разнообразные синтаксические функции. Существительное – это часть речи, обозначающая предметы и выражающая это значение в формах рода, числа и падежа. Предметность изучается в лингвистике обобщенно. Это названия предметов (стул, книга, машина и т.п.), лиц, живых существ (доктор, женщина, заяц, а и т.п.),  веществ (золото, мука, вода и т.п.), растений (дуб, роза, кактуси т.п.), географические названия (Нева, Москва, Днепр и т.п.), явления природы (дождь, снег, вьюга и т.п.), качества и свойства в отвлечении от носителя (пустота, храбрость и т.п.), состояние (счастье, грусть, гнев и т.п.), действие в отвлечении от субъекта (езда,  плавание и т.п.). В начальной школе  проходит практическое знакомство учеников с разнообразием семантики имен существительных. [Виноградов В.В., 2001]

Младшие школьники при изучении этой части речи осваивают важнейший синтаксический признак существительных –это их способность присоединять к себе  имена прилагательные и глаголы, сочетаться с ними по способу согласования (веселая история, новое платье, жёлтый лист; солнце светит и т.п.)

Род, число и падеж являются главными грамматическими категориями имени существительного. 

Задачи и содержание изучения имени существительного в начальной школе.

Имя существительное – это часть речи, которая имеет:

- предметность;

- морфологический признак, который выражает значения при помощи категорий рода, числа, падежа, и одушевленности и неодушевленности;

- синтаксический признак, то есть характеризуется употреблением в предложении в функции морфологизованного подлежащего и дополнения.

Имя существительное как часть речи может характеризоваться определенным лексическим значением и грамматическими признаками. Общим для лексического значения имен существительных можно назвать предметность. Существительные очень разные со стороны семантики. Они обозначают и конкретные предметы (ваза, шкаф), и живые существа (сестра, кот), и явления природы (радуга, дождь), и события (победа, революция), и качества (доброта, храбрость), и действия (езда, бег), и состояния (страх, радость). [Белошапкова В.А., 1989]

Задачи по изучению имени существительного в начальных классах на основе работ  Т.Г.Рамзаевой:

1) создание грамматического понятия «имя существительное»;

2) умение различать по вопросу одушевленные и неодушевленные имена существительные;

3) создание умения писать с большой буквы имена собственные а именно: фамилии, имена и отчества людей, клички животных, географические названия;

4) изучение с рода  имен существительных;

5) формирование умения употреблять «ь» у существительных с шипящими на конце;

6) формирование умения изменять имена существительные по числам, определять число;

7) формирование умения правописания падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на –ия, –ий, –ие , а также кроме творительного падежа существительных с основой на шипящие и ц: свечой, плащом, огурцом);

8) пополнение словаря учеников новыми именами существительными и формирование навыков правильного употребления их в речи;

Содержание изучения имени существительного в начальной школе.

Школьники изучают, как различить предмет и слово.  У них развивается внимание к смысловому значению слова, так как любое  слово должно что-то обозначать.  Формируется умение  разделять слова на группы по смыслу. Далее идет работа над лексическим значением имен существительных и их грамматическим признаком. Школьники изучают как отличить слова, отвечающие на вопрос «кто?» от слов, отвечающих на вопрос «что?»

Следующим этапом идёт углубление  и систематизация знаний школьников о лексическом значении имени существительного;  о именах существительных собственных и нарицательных; об одушевленных и неодушевленных существительных; идёт знакомство с родом и числом.

При формировании понятия «имя существительное» следует выделить основные лексические группы слов, объединенных в данную группу,  с указанием признаков, характерных для всех существительных. Так же важно понять их роль в нашей речи. Для этого по этой теме должна проводиться систематизация слов, предметы, выделяются группы слов, которые обозначают  людей, растения, животных, вещи, явления природы, события. Формируются общие для всех этих слов признаки: отвечают на вопрос «кто?» или «что?» обозначают предметы.

В русском языке существует классификация существительных. Их разделяют по обозначению индивидуального или родовидового понятия. Это собственные и нарицательные имена существительные [Белошапкова В.А., 1989]. Собственные выражают индивидуальное название предмета. Их основа и    грамматическая особенность - отсутствие изменения по числам. Пишутся такие слова с прописной буквы. Нарицательные обозначают предмет из ряда подобных, однородных предметов, понятий, веществ.  Грамматическая особенность - изменение по числам, если нет семантических ограничений. Пишутся такие существительные со строчной буквы. Нарицательные имена существительные делятся на  четыре типа: 

- конкретные слова, которые называют вещи, лица, факты и явления действительности, которые могут быть представлены в отдельности и подвергнуты счету: стол, задание, таксист. 

- отвлеченные существительные обозначают понятия, свойства, качества, действия и состояния в отвлечении: высота, мнение, смелость. 

- вещественные - это наименованиями химических соединений, пищевых продуктов, стройматериалов, растений, лекарств и т.п.: серебро, соль, кофе [Валгина Н.С.,2002. С.113-119].

Одушевленность и неодушевленность  - это грамматическая категория имени существительного [Смирнов Ю.Б.,2009. С.99-101]. [Касаткин Л.Л., 2005. С516-532]. В грамматике категория «одушевленное - живое» и «неодушевленное -  неживое» не равны друг другу. Живые предметы называются как грамматически неодушевленные (сосна, роза). А биологически неживые предметы называются как грамматически одушевленные (кукла, мертвец, робот). Одушевленность и неодушевленность грамматическая присуща только определенным существительным, способным изменяться по числам. Важный фактор выявления одушевленности или неодушевленности в русском языке – это грамматический, другими словами совпадение окончаний именительного и винительного падежей множественного числа для неодушевленных существительных и именительного и родительного падежей множественного числа для одушевленных.

Важную позицию в грамматической системе имени существительного занимает категория рода.  Род можно определить у всех существительных, кроме существительных во множественном числе. Род проявляется в возможности существительных сочетаться с формами согласуемых слов, определенными для каждого родового класса. [Касаткин Л.Л., 2005. С 521]. 

Различаются и методы определения рода у изменяемых и неизменяемых имен существительных. Бывает: морфологический (окончание именительного или родительного падежа единственного числа) и  семантический (категория рода имеет номинативный характер) и синтаксический (помогает определять род существительных общего рода в тексте). 

Не имеют морфологических показателей рода в русском языке неизменяемые имена существительные, которые заимствованны из разных языков и. Род у таких существительных определяется семантическим фактором или при помощи словаря.

Категория числа имени существительного– это словоизменительная категория. Она показывает  количество одушевленных и неодушевленных предметов. Суть этой категории заключается в противопоставлении значений реальной единичности предмета и значений реального раздельного множества этих же предметов   [Шанский Н.М.,  2002] . Категория числа образуется при помощи грамматических значений единственного и множественное числа, которые находят проявление  в противопоставлении падежных форм единственного и множественного числа. В зависимости от категории числа существительные делятся на две группы. Это имена существительные, которые употребляются в формах и того и другого числа, и существительные, которые употребляются только в форме какого-то одного числа. 

Есть такие категории существительных, которые не имеют значения 

числа. Форма единственного числа не обозначает единичного предмета. К ним можно отнести имена собственные, отвлеченные, вещественные, собирательные имена существительные. При образовании форм множественного числа у этих существительных изменяется лексическое значение слова. Например, вещественные существительные в форме множественного числа показывают разные сорта, марки материалов, виды растений, типы, виды вещества. В форме множественного числа имена собственные обозначают членов семьи, родственников, разных лиц с одинаковыми именами или тип людей.  В форме множественного числа обозначают отвлеченные существительные определенные проявления различных свойств, качеств или состояний. [Шанский Н.М.,2002]. 

Категория падежа – это словоизменительная категория. , которая выражает отношение существительного к другим словам словосочетания в предложении.. В нашем языке выделяется шесть падежей: именительный падеж и косвенные падежи – родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.  Форма падежа складывается по вопросу из парадигмы склонения, и синтаксическое значение каждого косвенного падежа можно определить по синтаксическому вопросу.

Изменение существительного по падежам и числам  - склонение. Изменяемые слова в русском языке меняются по определенным формам, которые именуются типом склонения. Сейчас есть три основных типа склонения имен существительных: субстантивное, адъективное и притяжательное склонения. Два последних типа не существуют в школьной программе русского языка. Изменение имен существительных по основным с типам склонения может зависеть от родовой принадлежности существительного. К первому склонению мы отнесём имена существительные женского, мужского и общего рода с окончанием - а, - я (тетя, мама, линия, сирота). Ко второму - существительные мужского рода с нулевым окончанием (меч, конь, гараж, , мяч), и существительные с окончанием -о, -е (зеркало, поле). Третье склонение - существительные женского рода с нулевым окончанием (дочь, печь,). Есть разносклоняемые существительные среднего рода на -мя (имя,пламя), существительное среднего рода «дитя» и мужского рода «путь».

Есть так же несклоняемые имена существительные, которые имеют во только одну форму, в которую заключены разные числовые и падежные значения:  

-рагу, кашне, мисс метро, кофе, амплуа, бра, леди,

-русские фамилии на -ово, -аго: Живаго, Дурново; на -ых, -их: Черных, Черемных; на -ко Василенко, Коваленко, Лепко. [Валгина Н.С.,2002].

По синтаксической роли имена существительные чаще всего в предложении бывают подлежащим  или дополнением, [Касаткин Л.Л., 2005]. 

В итоге, изучение лингвистической литературы показало, что имя существительное - это самостоятельной часть речи, которая выражает общекатегориальное значение предметности, имеет  лексико-грамматические разряды а именно: собственные, нарицательные, конкретные, отвлеченные, вещественные, собирательные а так же  категории, такие как род, число, падеж, одушевл?нность или неодушевленность.











































1.2 Методические основы  изучения имени существительного

Самая сложная задача в изучении имени существительного состоит – это научить ребенка  анализировать эту часть речи с научной позиции [Поздняков Н. С., 2002]. Поэтому, следует сформировать факторы для активной познавательной деятельности учеников. 

Это будут основные задачи изучения имени существительного в начальной школе [Антонова Е. С., 2010]: 

1) создание грамматического понятия «имя существительное»; 

2) развитие навыков писать с большой буквы имена собственные;

3) формирование умения различать по вопросу одушевленные и неодушевленные имена существительные; 

4) знакомство категорией рода имени существительного;

5) умение  употреблять «ь» у существительных с шипящими на конце; 

6) разработка умения писать правильно падежные окончания; 

7) формирование знания  изменять имена существительные по числам, узнавать число;

8) расширение словарного запаса учеников новыми именами существительными и развитие навыков точного употребления их в своей речи;

9) отработка умения делать морфологический разбор имен существительных.

Эти задачи решаются не отдельно, а во взаимосвязи, но на определенных этапах по работе над  темой  уделяется большее внимания одной из задач [Львов М.Р., 2008]. 

Основа методики изучения имени существительного определяется так: обучение должно быть по принципу системного поступательного постепенного усложнения материала и ввода новых лингвистических понятий и категорий на каждом этапе обучения [Сальникова Т.П., 2000]. 

Эти этапы можно разделить на: 

1) введение понятия «имя существительное» то есть ознакомление  с грамматическими признаками данного языкового явления;

2) ознакомление учащихся с собственными и нарицательными, с одушевленными и неодушевленными именами существительными; 

3 ознакомление с  категорией рода; 

4) ознакомление с  категорией числа; 

5) ознакомление с  категорией падежей; 

6) ознакомление с  категорией склонений. 

Основа работы ознакомления школьников  с собственными и нарицательными именами существительными являет собой цельный процесс, который предполагает определенную последовательность изучения грамматических признаков и постепенное усложнение заданий. 

Эффективными приемами различения одушевленных и неодушевленных имен существительных в начальной школе можно назвать: 

1) поиск имени существительного одушевленных и неодушевленных из данных; 

2)  выбор имен существительных одушевленных и неодушевленных;

3) составление предложений и небольших предложений.

Наилучшему пониманию особенностей собственных и нарицательных принципов помогают такие упражнения: 

а) поиск собственных и нарицательных существительных, например: поэт–Фет, космонавт– Гагарин;

б) выбор имен собственных и нарицательных существительных по образцу: писатель–Пушкин, художник–Шишкин.

в) создание предложений и маленьких текстов, например.

г) поиск различий в словах каждой пары: дубки-Дубки, Орел-орел. 

Методические приемы изучения категории рода. У многих существительных род понимается по окончанию. Но малышам сложно использовать окончаниями для узнавания рода существительных, потому что в русском языке много слов с безударными окончаниями (полено, яблоко).  Так же могут быть одинаковые окончания (рояль, тюль - м. р.; сирень, морковь - ж. р.).

В школьной практике есть традиция  учить узнавать род существительных через подстановки притяжательных местоимений мой, моя или через замену существительных личными местоимениями он, она, оно [Львов М. Р.,2008]. Такой метод не дает гарантии, что у учащихся не будет ошибок. Для того чтобы выделить род существительного с помощью местоимений, школьнику нужно в своей речи правильно употреблять местоимения (табель – он , портфель – он, мой; мой; мебель – она, моя; туфля – она, моя; яблоко – оно, мое и т. д.). 

При знакомстве с родом имени существительных особое внимание уделяется формированию умения правильного написания окончаний. Этого можно добиться с  помощью  разных методических приемов, например  задаём вопросы: чей носок? – мой носок, он мой). Затем делаем устную и письменную работу по выбору местоимений (он-мой, она-моя, оно-мое), чтобы определить род. Эти задания школьники делают самостоятельно и делают вывод, что  существительные, к которым можно подобрать слово «мой» или поменять его на слово «он», то это существительное является существительным мужского рода. То же самое с женским и средним родом.  В начале работы над родом существительных учащиеся сначала подставляют местоимения, потом определяют род. 

При освоении рода и числа имен существительных нужно делать акцент на запоминание, показ сферы сочетаемости имени существительного другими частями речи в словосочетании и в предложении:  кофе (какое?) крепкий; дуб (какой?) высокий; фамилия (какая?) известная; картофель (что сделал?)вырос ; лиса (что сделала?) пробежала. Разделяя имена существительные по роду, дети практически изучают  окончания имен существительных того или иного рода, учатся правописанию родовых окончаний [Львов М. Р., 2008].

Изначально для определения рода используются отдельные слова в именительном падеже. Потом нужно работать с текстом, в котором существительные употреблены и в косвенных падежах как в единственном, так и во множественном числе. Школьнику нужно  назвать имя существительное в начальной форме, потом  назвать его род (школе–школа , она, моя –женский род). 

Изучая род существительных нужно брать слова, распознавание рода которых вызывает трудности  школьников: помидор (м.), туфля (ж.), табель (м.), мебель (ж.), карамель (ж.), вермишель (ж.), тополь (м.), тюль (м.), фильм (м.), медаль (ж.), калоша (ж.), прорубь (ж.), морковь (ж.). Лучше выбирать толковый словарь. Некоторые  уроки посвящены наблюдениям над родовыми окончаниями имен существительных. Особое внимание уделяется  согласованию существительного и прилагательного: высокое место, лесное озеро, голубое платье. 

Существительные мужского и женского рода, которые оканчиваются на шипящие (камыш, глушь), являются предметом особого изучения. Следует противопоставить им роль «ь» после шипящих (мягкий знак в этих словах выполняет грамматическую функцию: указывает, что существительное женского рода) так как  школьники уже знают о роли «ь» как показателя мягкости согласных и как разделительного. 

Правило  употребления «ь» после шипящих не вызывает затруднений, и школьники могут самостоятельно вывести его при сравнении  двух групп слов, например:

а) нож, карандаш, грач, плащ; 

б) ночь, рожь, мышь, вещь. 

 	Поняв, чем похожи данные слова и как они разделены на  группы, учащиеся скажут когда у  существительных на конце пишется «ь»

 Существуют хорошие упражнения для лучшего усвоения категории рода имен существительных: 

1) создание словосочетаний по типу согласования «существительное +

прилагательное» (зеленое яблоко, спелая земляника); 

2) создание пар имен существительных мужского и женского рода: повар- повариха, хозяин-хозяйка, ткач- ткачиха

3) создание словарей  с разделением существительных по родам;

4) создание предложений и небольших текстов; 

5) исследовать, для каких частей речи свойственна категория рода.

 При работе  с числом имен существительных у учащихся создаются такие умения: 

1) создавать из единственного числа форму множественного числа .

2) отличать существительные  единственного числа  и множественного по смыслу и по окончанию;

3) употреблять правильно слова в речи [Методика, 1979]. 

Основа категории числа существительных ученики познают на базе сравнения слов, которые обозначают один и несколько однородных предметов: газета – газеты, яблоко - яблоки, тетрадь - тетради. 

Изучая число, нужно обратить внимание на употребление в речи слов  «листва», «стая», «группа», «команда» и как эти слова сочетаются с другими частями речи: зеленая листва, стая улетела,  листва опала, лебединая стая. Школьники делают такие ошибки: «листва с деревьев опали» или «стая уток улетели»,  «команда ребят пришли на каток».

Помогут следующие упражнения: 

1) формирование словосочетаний в единственном и множественном числе: младший брат- младшие братья,  кирпичный дом- кирпичные дома; 

2) создание единственного числа множественного числа: сани,  лошади, деревья, рисунки; 

3) создание форм множественного числа существительных, которые даны в единственном числе

4) создание небольших предложений и текстов; 

5) подбор слов к именам существительным, у которых нет множественного (стужа, космос, радио) и нет единственного числа (например, сани, качели, каникулы), 

Падеж выражает отношение существительного к другим членам предложения.  Освоение падежа базируется на понимании учениками взаимосвязи слов в предложении [Львов М.Р., 2008]. 

Работа над падежами начинается когда как школьники освоят выделение слова в предложении, связанные по смыслу и грамматически. Далее начинается работа  над связью слов в предложении. Школьникам следует четко понимать,  как слова связаны в предложении [Антонова Е. С., 2007].

В 1-м классе ученики не понимают  форм слова, а только готовятся к этому [Алексеева И. А., 2002]. А уже в 3-м классе  учащиеся выявляют в слове изменяемую часть и выясняют, что она нужна для связи слов, наблюдая за переменой окончания слова в зависимости от другого члена в предложении. Формируется связь  между вопросом, на который отвечает существительное, и окончанием слова.

Важная цель работы над именами существительными в начальной школе научиться правильно использовать падежные формы существительных для отражения мыслей и правописания падежные окончания. Школьники понимают, что изменением имен существительных по падежам называется склонением. 

Сначала школьники  изучают падежные окончания существительных 1-го склонения, затем 2-го,  в конце 3-го. Лучше  изучать существительные всех трех склонений так: Сначала именительный падеж существительных 1, 2, 3-го склонения, затем родительный падеж, затем дательный падеж, сопоставление родительного и дательного падежей, винительный падеж, сопоставление родительного и винительного падежей, творительный падеж, предложный падеж, сопоставление винительного и предложного падежей, сопоставление дательного и предложного падежей, сопоставление родительного, дательного и предложного падежей. 

При этой последовательностью вначале школьники изучают характерные признаки одного падежа существительных всех трех склонений, потом этот падеж сопоставляется с другим падежом, в каком-либо отношении похожий с изученным ранее или противопоставленным ему. Важно выделить при  этом  признаки, которые присущи существительному только в этом падеже. Например,  вопрос «откуда?», предлоги «от», «до», «из», «без», «для» могут быть только  показателями родительного падежа. В то же время учащиеся предостерегаются от распознавания падежа только по одному признаку (например, по смысловым вопросам где? куда?). 

Работа над падежами делится на четыре стадии:

1. Понятие склонении как о изменении окончания имени существительного по вопросам в зависимости от связи слов в предложении; изучение особенностей каждого из падежей. Школьники  работают с названием падежей, вопросами и предлогами каждого из падежей, осваивают склонение с ударными окончаниями .[Львов М.Р., 2008].

Конечно, школьники  имеют трудности с ориентированием на значение падежа в целях его узнавания. Наблюдение над значениями падежа нужны для того, чтобы была возможность раскрытия функции падежной формы слова для передачи мысли в структуре всего предложения. Школьники работают над употреблением существительных в родительном падеже со значением принадлежности предмета кому-либо, например  (учебник ученицы, дом мастера, ножка стола), материала, из которого создан предмет (банка из стекла, коробка из пластика),  слов в творительном падеже, указывающем на лицо, совместно с которым происходит действие (Катя с Машей), орудие, которым производится действие (мыть шваброй).

Необходимо, чтобы ученики хорошо знали вопросы падежей и подбирали вопрос к существительному от  слова, к которому слово соотносится в предложении,  чтобы учащиеся. Нужно уметь сравнивать вопросы всех падежей, выделяя при этом похожие вопрос. Школьники знают, что нельзя пользоваться смысловым вопросом «г де?», для распознавания падежей так как он  может повторяться. На вопрос «откуда?» отвечает только существительное в родительном падеже. Все вопросы падежей, кроме «кого?» « что?», оказывают помощь отличать один падеж от другого. Особое внимание заслуживает окончание творительного падежа. Этот падеж можно узнать и по вопросу,  и по окончанию. 

Важно создать совместно со школьниками алгоритм действий при освоении падежа: создать связь слов в предложении и определить то слово, от которого зависит имя существительное. Потом по вопросу и предлогу определить падеж. Особым образом определяется именительный и винительный падеж, а именно по члену предложения или  по предлогу; родительного и винительного. Осуществляется изучение падежей по общему плану: 

а. Значение. 

б. Вопросы. 

в. Предлоги, употребляемые в данном падеже. 

г. Роль в предложении. 

Школьники  составляют таблицы для систематизации. 

Изучение с учетом единого плана помогает детям в сопоставлении падежей, и их распознавании. 

2. Второй этап . Работа с 1, 2 и 3-ым склонением имен существительных. Учащихся формируют умение узнавать склонение имен существительных по роду и по окончанию в начальной форме. Для улучшения познавательной деятельности и лучшего усвоения материала можно организовать ознакомление с тремя типами склонения так, чтобы ученики сами выявили признаки существительных: род и окончание в именительном падеже. Задания формируют умение узнавать тип склонения благодаря роду и окончанию в именительном падеже. Для этого материал заданий заостряет внимание учащихся на каждом из признаков. Детям предлагается выявить склонение существительных: сирень, зима, вьюга, метель, осень, осина.  Определяем как похожи  имена существительные женского рода, и как определить их склонение. Подобная работа осуществляется и с существительными мужского рода: дедушка,  мальчик, Сережа, Володя. Приводятся для узнавания склонения и такие группы существительных, похожие окончанием, но отличные по роду. Например: пристань, картофель, корабль, медведь, рысь, дождь, местность, олень, морковь. Определяя сходство и различие слов, школьники лучше понимают , что для узнавания склонения нужно учитывать и род и окончание в начальной форме. Далее упражнения и материал усложняются. Учащиеся самостоятельно подбирают существительные одного и того же рода, но различных склонений, потом разного рода, но одного и того же склонения. Выбирают существительные так же по тематическому признаку: название материалов, зверей, деревьев, птиц, явлений природы, рек, городов. [Львов М.Р., 2008].

А вот существительных в косвенных падежах ученикам сложно  узнать склонение. Следовательно, когда школьники научаться определять склонение у существительных в именительном падеже, будут вводиться тексты. Учащиеся ищут  имена существительные, ставя слово в именительный падеж и выявляют склонение. 

3. Третий этап – это умение правильно писать  падежных окончаний существительных в единственном числе. Цель этапа – создание навыка правописания безударных падежных окончаний, развитие осознанного употребления имен существительных в различных падежах. Ранее  у учащихся создавались навыки узнавать падежи и тип склонения имен существительных. Далее эти навыки начинают взаимодействовать между собой. На этой базе складывается навык правописания окончаний. 

Для использования  грамматических знаний учащихся для решения орфографических задач, большое внимание заостряется на последовательности действий, необходимых .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%