- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование патриотических чувств младших школьников в условиях летнего лагеря
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001989 |
Тема: | Формирование патриотических чувств младших школьников в условиях летнего лагеря |
Содержание
ФГБОУ ВО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА» Факультет педагогического и художественного образования Кафедра педагогики дошкольного и начального образования УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой канд. пед. наук, доцент ___________И. Г. Рябова «____»___________2016 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Формирование патриотических чувств младших школьников в условиях летнего лагеря Автор работы: ______________________________________Т. Б. Емелина Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование Профиль Начальное образование. Информатика Руководитель работы канд. пед. наук, доцент________________________________ О. В. Сергушина Нормоконтролер канд. пед. наук, доцент ______________________________ О. В. Мазуренко Рецензент канд. пед. наук, доцент________________________________ Е. В. Кирдяшова Саранск 2018 ФГБОУ ВО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА» Факультет педагогического и художественного образования Кафедра педагогики дошкольного и начального образования УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой канд. пед. наук, доцент ____________И. Г. Рябова «____»___________2017 г. ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ Студент Емелина Т. Б. группа ПДНС–114 1 Тема: Формирование патриотических чувств младших школьников в условиях летнего лагеря. Утверждена приказом по МордГПИ № 2779 от 29.10.2015 г. 2 Срок представления к защите: 20.05.2018 г. 3 Исходные данные для выпускной квалификационной работы: психолого-педагогическая, методическая, учебная литература. 4 Содержание дипломной работы: 4.1 Введение 4.2 Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников в детском оздоровительном лагере 4.2.1 Патриотическое воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема 4.2.2 Летний лагерь как среда патриотического воспитания младших школьников 4.3 Пути реализации патриотического воспитания младших школьников в детском оздоровительном лагере 4.3.1 Диагностика патриотического воспитания младших школьников 4.3.2 Методические рекомендации по организации патриотического воспитания в условиях летнего лагеря 4.4 Заключение 4.5 Список использованных источников 4.6 Приложение 1 4.7 Приложение 2 Руководитель работы канд. пед. наук, доцент ____________________________ О. В. Сергушина Задание принял к исполнению ______________________ Т. Б. Емелина Аннотация Выпускная квалификационная работа содержит 50 страниц, 60 использованных источников, 2 приложения. Данная работа посвящена выявлению особенностей патриотического воспитания младших школьников в детском оздоровительном лагере. Выпускная квалификационная работа включает описание теоретических аспектов патриотического воспитания младшего школьника, анализ условий летнего лагеря как среды патриотического воспитания младших школьников. В работе предложены методические рекомендации по организации патриотического воспитания младших школьников. Объект исследования: патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста. Цель работы – выявить специфику патриотического воспитания младших школьников в условиях летнего лагеря. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение. В результате определена специфика воспитательной среды летнего лагеря, что позволит осуществлять патриотическое воспитание в младшем школьном возрасте. Степень внедрения – частичная. Область применения – теоретические материалы могут быть использованы в работе образовательных учреждений, а комплекс диагностических методов и методик, представленные рекомендации могут быть использованы в образовательной практике. Эффективность – исследование поможет педагогам в разработке инновационных стратегий патриотического воспитания в младшем школьном возрасте. Содержание Введение ………...………………………………………………….……………. 5 1 Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников в детском оздоровительном лагере ………………..........................……………. 8 1.1 Патриотическое воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема………….………………………………………... 8 1.2 Летний лагерь как среда патриотического воспитания младших школьников …….…………………………………………….……………….. 16 2 Пути реализации патриотического воспитания младших школьников в условиях летнего лагеря ……….……………………….…………………… 26 2.1 Диагностика патриотического воспитания младших школьников………………….………………………………………….…...... 26 2.2 Методические рекомендации по организации патриотического воспитания в условиях летнего лагеря………………………….…………. 38 Заключение…………………………………………………………….………….. 44 Список использованных источников…………………………………………… 48 Приложение 1 «Проект программы «Я – наследник великой страны!» по патриотическому воспитанию в условиях летнего лагеря» ..…………………. 54 Приложение 2 «Разработка тематического дня «День России»»..……………. 60 Введение Среди личностных качеств гражданина Российской Федерации, значение патриотизма имеет превалирующее положение, а беззаветная любовь граждан к своей Родине, государству, народу, его историческим достижениям лежит в основе политических и экономических успехов общества, особенно это проявляется в современных условиях. Однако воспитание истинного патриотизма, носящее всегда конкретно-исторический характер, осложняется многими обстоятельствами, и прежде всего тем, что дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся постоянными явлениями. Сегодня, в связи с антироссийскими санкциями со стороны ЕС, военными действиями в Сирии, санкциями против Египта и Турции, уровень патриотизма в нашей стране достаточно высок. Однако стали очень опасны лжепатриотические лозунги различного рода сепаратистов, экстремистов и националистов. Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших. Воспитание в условиях летнего лагеря, так называемая «лагерная педагогика», а точнее «летняя педагогика» [Молодцова, год] является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения личности в специально организованную пространственную среду. Лагерная педагогика, у истоков которой стояла Н. К. Крупская, имела большую популярность в системе дополнительного образования и воспитания – создавались специальные программы, выходили книги, разрабатывались методические рекомендации (это работы «отцов-основателей» – С. А. Шмакова, И. П. Иванова, А. Н. Лутошкина, О. С. Газмана). Решение задач, связанных с воспитанием и образованием детей, возможно через осуществление педагогической деятельности в условиях среды летнего лагеря. Лагерная педагогика является одним из средств патриотического воспитания учащихся. Особое значение в формировании патриотизма имеет младший школьный возраст, закладывающий основу дальнейшего развития. Значительным потенциалом в воспитании патриотизма обладает такая воспитательная деятельность в условиях лагеря, которая направлена на формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Цель работы: рассмотреть специфику патриотического воспитания младших школьников в условиях летнего лагеря. Объект исследования: патриотическое воспитание младших школьников. Предмет исследования: условия формирования патриотизма младших школьников в условиях летнего лагеря. Гипотеза исследования: процесс формирования патриотических чувств младших школьников будет эффективным, если в условиях летнего лагеря реализуется педагогическая деятельность по формированию у обучающихся: * знаний о своей Родине, высокого патриотического сознания (когнитивный компонент), * чувства любви и верности своему Отечеству (эмоционально-чувственный компонент), * готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины (деятельностно-практический компонент). Задачи: 1. Изучить специфику патриотического воспитания младших школьников. 2. Проанализировать условия летнего лагеря как среду патриотического воспитания младших школьников. 3. Провести диагностику патриотических чувств младших школьников. 4. Дать рекомендации по организации патриотического воспитания младших школьников в условиях летнего лагеря. Методы исследования: анализ научной литературы, проведение диагностики, в частности: тестирование, опрос, качественная и количественная обработка результатов, изучение патриотической работы в Оздоровительном комплексе им. А. И. Хальзева, пгт. Новомихайловский. Экспериментальная база исследования: ОК им. А. И. Хальзева, пгт. Новомихайловский, Краснодарский край. Научная новизна заключается в обобщении понятий «патриотическое воспитание» и «летний лагерь». Практическая значимость: материалы работы могут быть использованы в практической работе по организации патриотического воспитания младших школьников, как в условиях летнего лагеря, так и в начальной школе. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. 1 Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников в условиях летнего лагеря 1.1 Патриотическое воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема Изучение проблемы формирования у младших школьников патриотизма в условиях летнего лагеря потребовало обращения к анализу философских и психолого-педагогических источников. Прежде чем освещать возможные практические подходы и формы работы в данном направлении, необходимо определиться с многообразием понятии и терминов. Патриотическое воспитание личности относится к сложной сфере общественных отношений и осуществляется под влиянием широкого потока различных воздействий – людей, жизненных явлений, целенаправленных воспитательных влияний. Развитие представлений о патриотизме, чувства Любви к Родине, гражданских ценностях у ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с социальным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [18, с. …]. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте. За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение: патриотизм понимается как, одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» [19]. Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно - нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством. Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения» [18]. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Не до конца оценен вклад в эту проблему учреждений дополнительного образования, каковым и является летний лагерь. Кроме того, большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся. Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в условиях летнего лагеря нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И. Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты [19]. Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В этом направлении работают И. А. Пашкович [14], Т. А. Касимова [9], Н. К. Беспятова [3], Т. С. Буторина [4], Т. А. Орешкина [6] и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов основного и дополнительного образования, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль. Согласно толковым словарям, патриот (от греческого «земляк, соотечественник») – это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины. В. И. Даль в своем словаре дает следующее определение: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб». Т. А. Касимова [9] дает определение патриотизма: патриотизм – это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее – в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом. Т. А. Орешкина [6] о патриотизме говорит следующее: патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству. По мнению Л. С. Выготского, патриотизм включает в себя: * чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; * уважительное отношение к языку своего народа; * заботу об интересах Родины; * осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); * проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; * гордость за социальные и культурные достижения своей страны; * гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; * уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; * ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; * гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности [18]. Различают несколько уровней формирования патриотизма: Во-первых, биологический, по определению Л. Н. Гумилева и других сторонников социально-демографической космической теории, формируется на генно-клеточном уровне под воздействием космических излучений на данную территориально-географическую площадь. Во-вторых, психологический уровень патриотизма формируется на основе второй сигнальной системы, описанной И. П. Павловым. Основные составляющие психологического патриотизма как базовая культура формируются в процессе национального воспитания в младшем и среднем детском возрасте. В-третьих, социальный уровень патриотизма соотносится с цивилизованными нормами бытия индивида. Это писаные и неписаные нормы поведения, социальная этика, система координации и субординации, исполнения конвенциальных ролей индивида в социуме, его внутреннее, психологическое отношение к указанным нормам и ролям как к «своим». Наконец, в-четвертых, духовный уровень патриотизма связан с традиционными верованиями, сформированным неформальным мировоззрением. Для рассмотрения организации патриотического воспитания в условиях летнего лагеря, где складываются уникальные межличностные отношения участников воспитательного процесса, представляет интерес семантическая характеристика патриотизма, которая рассмотрена учеными в рамках психологической научной школы профессора В. Н. Мясищева через систему отношений: к государству, к народу, к себе как патриоту (см. схему 1.1). К задачам патриотического воспитания младших школьников относятся: 1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена посредством: * природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), Схема 1.1 – Показатели патриотического воспитания младших школьников. * сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), * социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), * некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц). 2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам. 3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний и участие в формировании музейных экспозиций. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками. Таким образом, практический интерес к теме патриотического воспитания на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося. Часто официальное, нередко формальное, принудительное патриотическое воспитание в школе вступает в острое противоречие со стихийно складывающимся обыденным сознанием молодежи. Обыденное отношение школьников к личной и общественной жизни формируется в коллективе, в неформальном общении, под воздействием организованных влияний и педагогической деятельности в условиях летнего лагеря. Данный факт, по нашему мнению, является решающим при организации патриотического воспитания методами лагерной педагогики. 1.2 Летний лагерь как среда патриотического воспитания младших школьников В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на детей, которым необходим полноценный отдых. Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детские оздоровительные лагеря. Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий. Поэтому организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря сегодня становится всё более актуальной. В современной педагогической науке теории и практике воспитательных систем уделяется огромное внимание. На протяжении многих лет в России разрабатывались различные воспитательные системы, которые, так или иначе, получили свое звучание в лагерной педагогике. В. А. Сухомлинский разработал воспитательную систему на основе гуманистической концепции, включающей личностные ценности: нравственный идеал, счастье, свободу, честь, достоинство, долг, справедливость, истинность, добро, красоту, творчество. В. А. Караковский разрабатывал и реализовывал свою концепцию через творчество, взаимодействие с наукой. Он также выделял общечеловеческие ценности: труд, знания, культура, мир, земля. Термин «воспитательная система в лагере» был предложен Л. И. Новиковой, которая представляла эту систему в виде целостного социального организма, функционирующего при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания и обладающего такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат [30, с.26]. Воспитательная система лагеря основана на таком взаимодействии педагога и ребенка, при котором с помощью педагога дети способны определять направление, средства и темп собственного развития. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым подросток может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретаемый опыт. Иными словами, данная модель создает атмосферу, которая способствует проявлению индивидуальных способностей и развитию ребенка. Лето для ребенка в суровом климате – это восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Детские оздоровительные лагеря – одна из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для целостного развития и воспитания ребенка. Воспитательная работа в лагере имеет свою специфику, дающую ей определенные преимущества перед другими формами и средствами работы. Прежде всего они в том, что обстановка сильно отличается от привычной домашней обстановки. Это выражается, во-первых, в совместном проживании детей. «Познание способа совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей в коллективе, которое редко где можно найти» (А. Б. Болл) [33, с. 13]. Во-вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия». В-третьих, дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни – в естественных условиях социальной и природной среды. В-четвертых, ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры. В-пятых, отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом [8, с. 5-6]. Все это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей личности. На сегодняшний день существует большое разнообразие лагерей как по имущественной принадлежности, юридическому статусу, организационной структуре, так и по содержанию деятельности, обеспечивающие каждому право выбора собственной стратегии дополнительного образования. Наличие достаточно большого числа видов деятельности, возможность их свободного выбора и составление индивидуальной программы в сочетании с четким определением количества обязательных занятий и распорядка их посещения создают удачную комбинацию индивидуального и коллективного подхода в организации образовательно-воспитательного процесса. Ориентация на интересы ребенка, сегодня одна из важных черт детского оздоровительного лагеря. Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности. Все больший вес и влияние на деятельность детских загородных лагерей, как учреждений дополнительного образования страны, приобретает гуманистическая психология. Уважение к личности ребенка, к его внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации – все это характеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической ориентации. Такой лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому ребенку и путей удовлетворения его новых актуализирующихся потребностей. Для организации деятельности детских оздоровительных лагерей приоритетны следующие положения: - детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации; - в основе деятельности детского лагеря лежат принципы единства оздоровительной и воспитательной работы с детьми; массовости и общедоступности мероприятий по интересам; развития творчества и самодеятельности, социально значимой направленности деятельности; взаимосвязи с семьей и социальной средой; - детские оздоровительные лагеря характеризуют предметно-практическую деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребенка, выстроить отношения между детьми, детьми и взрослыми [13]. При правильно организованной деятельности детский оздоровительный лагерь располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что обусловлено рядом особенностей. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие виды деятельности (оздоровительная, коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, художественно-творческая, образовательная и тому подобное) [8]. Взаимодействие детей в лагере носит нетрадиционный характер по содержанию и форме включения их в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и субъектной активности. Происходит постоянный самоанализ происходящего в лагере, в том числе и участия каждого ребенка в его жизни. В детском коллективе сверстников в условиях лагеря создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства. Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем. Характер развития и степень оздоровления детей в значительной мере зависят от уровня профессионализма и специальной компетентности взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня. Таким образом, детский оздоровительный лагерь на сегодняшний день является учреждением, которое не только осуществляет оздоровление и отдых детей, но и выполняет образовательную и воспитательную функцию, реализуя устойчивую воспитательную систему. В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, моделью основанной на определенном учении, путями внедрения и др. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы, реализовывавшие патриотическое воспитание, в разные годы существовавшие в летних оздоровительных лагерях. Скаутизм как добровольное движение было создано Робертом Баден Поуэллом в 1907 г. с целью воспитания молодых людей. Скаутизм открыт для всех вне зависимости от их происхождения, расы, вероисповедания в соответствии с принципами и методами, изложенными в его программных документах. В них реализуются две концепции – человеческого достоинства и целостности окружающего мира [13]. Скаутский лагерь имеет свою воспитательную систему, направленную на разностороннее развитие и воспитание личности (развитие способности «учиться познавать» и позиции «учиться быть»). Первичной организационной единицей скаутского отряда является патруль, который объединяет 6–8 человек. В рамках нашего исследования представляют интерес возрастные рамки скаутизма. Скаутом может стать любой мальчик или девочка, юноша или девушка в возрасте от 6 до 20 лет и старше, признающий Конституцию Всемирной организации скаутского движения и действующий в соответствии с ее принципами. Мы видим, что система включает в себя все периоды, от дошкольного до молодости, т. е. весь цикл становления индивида как личности. Основные принципы скаутизма – патриотизм, аполитичность, внеклассовый характер, веротерпимость. Особое внимание уделяется саморазвитию. Скаут сам решает, что он будет изучать, и выбирает наиболее приемлемый для себя путь развития. Содержание деятельности определяется главным образом скаутским Обещанием, Законами и направлено на овладение скаутом знаний и умений, которые подразделяются на 12 групп и ориентированы на взаимодействие с природой, окружающими людьми, с семьей, районом, страной, а также на укрепление здоровья. Организационной основой воспитательной системы скаутизма являются также методы самовоспитания. Это самоанализ, самооценка, самотребование, самоприказ и др. Лозунг скаутов -«Ни дня без доброго дела», девиз - «Будь готов!», атрибуты и символы - эмблема, флаг, горн, барабан, форма, галстук, значок и др. [23]. Как отмечают многие ученые, пионерская организация во многом стала приемникам скаутского движения и как воспитательная система прошла в своем развитии ряд этапов. Их, как правило, связывают со значительными событиями советского государства - образованием СССР, периодами коллективизации и индустриализации, Великой Отечественной войной, послевоенным восстановлением и развитием народного хозяйства, перестройкой, распадом союзного государства и обновлением России. Первый этап с 1922 по 1924 гг. (становление воспитательной системы) связан с деятельностью юных пионеров им. Спартака (легендарного гладиатора, боровшегося за свободу рабов). 19 мая 1922 г. Российский Коммунистический союз молодежи принял постановление о создании единой детской коммунистичес....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: