VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование толерантных отношений у младших школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010354
Тема: Формирование толерантных отношений у младших школьников
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
«Оренбургский государственный педагогический университет»


Факультет Дошкольного и начального образования 
Кафедра Педагогики дошкольного и начального образования

КУРСОВАЯ РАБОТА 
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями)
Профиль подготовки: Начальное образование и Иностранный язык
Форма обучения: очная







Выполнила студентка
Аблеева Лилия Ринатовна
II-курс, 201-НО-ИЯ группа
Научный руководитель:
Шарычева Мария Эдуардовна 
к.п.н., доцент
_________   ________________
«____»_______________2017 г.

Оренбург, 2017 г.
Оглавление

Введение	1
Глава 1. Теоретический аспект формирования толерантных отношений у младших школьников.	3
1.1. Понятие «толерантность» в научной литературе.	3
1.2. Особенности процесса формирования толерантности у младших школьников.	8
1.3. Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе.	13
Глава 2. Методологический аспект формирования толерантных отношений у детей младшего школьного возраста.	18
2.1. Толерантность как особо значимое моральное качество	18
2.2. Педагогический опыт формирования толерантных отношений младших школьников.	25
Заключение	34
Список литературы	36






Введение
В современном мире под влиянием различных политических, социальных и экономических условий люди лишаются многих моральных ценностей. Поэтому проблема формирования толерантной личности имеет особую актуальность, что обуславливает потребность принять меры ,направленные на улучшение образовательного процесса.
Толерантность в психолого-педагогическом аспекте во взглядах отечественных и зарубежных ученых: И.Г. Гердера, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстого, К.Н. Венцеля, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева. Л.С Выгодского, В.А. Сухомлинского и других.
«Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» -Декларация Принципов Толерантности, принятая на конференции ЮНЕСКО в 1995.
Толерантность - одна из основных мировых ценностей. Интолерантность к людям различных национальностей, верований, социальных групп, поведения или способа мышления –распространенное обычное явление в современном мире. Только толерантная личность способна решить эту проблему, не ущемляя права других людей и оставаясь духовно-развитой личностью. 
Формирование толерантности названо правительством Российской Федерации ключевой задачей. Образование молодого поколения в духе толерантности - это философская основа, наиболее важная задача для всех учителей, - подчеркивает федеральная программа Российской Федерации «Воспитание толерантности и профилактика экстремистских проявлений у российского общества»
Современная российская школа - это неиссякаемый ресурс формирования толерантности: на уроках преподаются многие исторические, культурные, литературные и географические реалии жизни, что позволяет узнать другие нации и их культуру. Именно в течение учебного процесса освещается все разнообразие и динамизм нашего многонационального мира. 
Таким образом, актуальность воспитания толерантности обусловлена процессами, беспокоящими мировое общество. Прежде всего, это рост различного вида экстремизма, агрессивности, падение моральных ценностей и появление большого количества конфликтных ситуаций. 
Объект исследования: процесс формирования толерантности у младших школьников.
Предмет исследования: содержание формирования толерантности у младших школьников. 
Цель исследования: исследование толерантности младших школьников.
Задачи исследования:
     1)проанализировать понятие «толерантность» в научной литературе
     2)выделить особенности проявления толерантности у младших школьников
     3)сформулировать направления формирования толерантности младших школьников в школе
     4)систематизировать накопленный педагогический опыт по формированию толерантных отношений младших школьников
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Глава 1. Теоретический аспект формирования толерантных отношений у младших школьников. 
1.1. Понятие «толерантность» в научной литературе.
Одним из важнейших качеств в системе ценностей духовно и нравственно развитой личности является толерантность. Уровень толерантности человека определяет то, как он взаимодействует с социумом, то есть результат его социализации. В последние десятилетия термин «толерантность» активно исследуется многими учеными, но его значение до сих пор нельзя считать сформировавшимся.  
Понятие толерантность произошло от латинского глагола tolero, определяемого как «переносить, выдерживать, терпеть что-либо». В некоторых литературных источниках понятия «терпимость» и «толерантность» понимаются как тождественные, но в русский язык понятие «толерантность» пришло намного позднее понятия «терпимость».[42,с 57]
Существует позиция, согласно которой толерантность отражает активную позицию личности, ее деятельное и принимающее начало. Терпимость, напротив, трактуется как пассивное отношение субъекта, смирение. В связи с этим, необходимо различать значения слова «терпимость» в русском языке и «толерантность» в латинском, иначе нечувствительность и невосприимчивость понятия толерантность будут обоснованными. Действительно, понятие терпимости иное по отношению к толерантности. [45]
 Терпимость и терпение, образованные от глагола «терпеть», представлены практически во всех толковых словарях русского языка. Так, в толковом словаре В.И.Даля слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что-либо или кого-либо терпеть «только по милосердию или снисхождению». [19] Это же понятие С.И.Ожегов определяет так: «умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению».[30]
В «Словаре русского языка» под редакцией А. П. Евгеньевой «терпимость» имеет такое определение: способность мириться с кем-либо, чем-либо, относится снисходительно к кому-либо, чему-либо. [36]
Многие современные словари приводят подобные определения понятия «толерантность». Например, Л.М.Баш и А.В.Боброва в своем «Современном словаре иностранных слов» определяют толерантность как производное слово от франц. tolerant – терпимый, снисходительный [37], а «Большой энциклопедический словарь» под общей редакцией А. М. Прохорова трактует «толерантность» как «… терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». [12]
«Краткая философская энциклопедия» содержит более полное определение толерантности: «Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к иного рода взглядам, поведению, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к различным особенностям разных народов, наций и религий. Она является главным признаком уверенности в себе и осознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции». [24]
А. Г. Асмолов, Г. У.Солдатова, Л. А. Шайгерова  понятие «толерантность» трактуют  как принятие другого человека, проявление сочувствия и сострадания к другому, признание «ценности многообразия человеческой культуры». В их понимании толерантность – это «доминанта отказа от агрессии», которая характеризует человека, способного без всяких возражений и противодействия воспринимать других людей, по каким –то конкретным признакам, отличающихся от него самого.[3]
Понятие «толерантность» довольно полисемично, его семантическое поле включает в себя несколько значений. Языковая репрезентация семантического поля позволяет видеть два основных направления толкования понятия «толерантность»: толерантность как терпимость и толерантность как признание прав и свобод другого. [4]
Толерантная личность сочетает в себе такие важнейшие характеристики, которые отражают психолого-этические линии человеческих отношений: 
1.      Гуманность, которая предполагает внимание к внутреннему миру человека, веру в его доброе начало, человечность межличностных отношений, а также отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства человека; 
2.      Рефлексивность, т. е. глубокое знание личностных особенностей, достоинств и недостатков, переосмысление их через призму толерантности; 3.      Свобода, которая, в свою очередь, выражается в дисциплине и долге; 4.      Ответственность — умение ответить за свои поступки и действия; проявление внутренней силы в ситуации, когда необходимо сделать выбор или принять решение; 
5.      Защищенность — понимание и поддержка, ощущение безопасности в условиях объединения с другими людьми;
 6.      Многомерный и многоаспектный подход к оценке окружающей жизни (вариативность) и принятие на этой основе адекватных решений; 
7.      Перцепция, или умение выявлять, обращать внимание на различные свойства людей, проникать в их внутренний мир;
 8.      Эмпатия, т. е. способность к сопереживанию проблемам других людей, эмоциональная оценка событий;
 9.      Гибкость — умение адаптироваться к различным окружающим обстоятельствам, способность принимать решения в меняющихся условиях; 
10.  Чувство юмора — ироническое отношение к несуразным обстоятельствам, непродуманным действиям, умение посмеяться и над собой; 
11.  Уверенность в себе — адекватная оценка собственных сил и способностей, слабая зависимость от мнения окружающих. [22]

В «Большом толковом психологическом словаре» дается двойственное понимание толерантности: защита убеждений, ценностей других и признание плюрализма; неестественное воздержание, смирение с поведением, убеждением и ценностями других. [11]
Термин «толерантность» присутствует и в психологии развития личности, в которой он рассматривается как личностное образование. Понятие «толерантность» активно используется в психологии развития личности, здесь оно рассматривается как личностное образование. Оно предполагает наличие таких свойств человека, как умение адекватно оценивать себя, признание других, способность нести ответственность за свои поступки, чувство юмора, открытость к другим, самообладание, отсутствие тревожности, высокий уровень общительности, умение выражать свое несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества, отсутствие стереотипов, предрассудков. [45]
Проблемой воспитания толерантности активно занимаются такие ученые, как Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова, Л.Г. Федоренко, Н.А. Атласкина и другие. Они подчеркивают, что толерантность – это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными. Она обеспечивает устойчивую гармонию между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. [31]
Понятие «толерантность» имеет и обратную сторону, категорию интолерантности, неотрывно связанную с ним. Толерантность и интолерантность — это две границы межэтнического взаимодействия. По мнению А. Г. Асмолова, диапазон понятия «интолерантность» колеблется от обычной невежливости до геноцида, умышленного уничтожения людей. [3, с.358] С точки зрения С. К. Бондыревой и Д. В. Колесова толерантность и интолерантность — это «взаимообратимые понятия: чем более индивид толерантен, тем менее он интолерантен и наоборот». Авторы подчеркивают, что «толерантность как отношение порождает доверие, готовность к компромиссу и сотрудничеству, радость, общительность, дружелюбие». Соответственно интолерантность порождает «негативизм, недоброжелательность, тенденцию возникать по поводу и без повода, негативные эмоции — гнев, досаду, злобу» [5, с.13]. 
Таким образом, толерантность является важнейшей ценностью и неотъемлемым качеством личности, проявляющейся в терпимом поведении по отношению к другим людям, а также в поступках, которые являются образцами такого поведения. В течение столетий такие социальные институты, как образовательные учреждения, оказывали преимущественное влияние на формирование целостной личности и межнационального согласия. Среди важнейших общественных проблем в настоящее время особое место занимает воспитание толерантной личности. Многообразие различий по национальному, возрастному, половому и другим признакам приводит к трудностям взаимопонимания. Следствием этого является психологическая напряженность, которая ведет к культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, конфликтным ситуациям, религиозному экстремизму и разного рода конфликтам.
1.2. Особенности процесса формирования толерантности у младших школьников.
Толерантность – это одна из тех  категорий, которая является фундаментом системы общечеловеческих ценностей, обусловливающих человеколюбивое отношение личности к окружающему социуму, его сознательное признание прав и свобод другого независимо от каких-либо отличительных качеств, способность к активному взаимодействию и общению в различных обстоятельствах. Ведущие российские ученые (А.Г. Асмоловым, С.Л. Братченко, В.А. Лекторским, Г.У. Солдатовой и др.) понимают толерантность как важнейший нравственный принцип взаимоотношения людей друг с другом.[46]
Образовательной системе современной России присуще формирование толерантного сознания в рамках многонационального образовательного пространства. В наше время, когда происходит глобализация и интерференция культур, нужно осознавать, что характерно для культуры твоего этноса, а что заимствовано из других культур. Если ребенок понимает, чем является его нация, его культура, то ему легче сохранить свою идентичность и ценностные ориентиры, которые присутствуют в новой культуре. Учитель играет важную роль в данном процессе, поскольку он является организатором учебного процесса. [25]
Особенностями процесса воспитания толерантности как качества личности младшего школьника в школе являются: 
1) Целенаправленность на раскрытие культурных, социальных, экономических и религиозных источников нетерпимости, лежащих в основе насилия и принуждения; ? предупреждение интолерантности; ? организация позитивного опыта толерантности, то есть опыта сосуществования разного; ? формирование у младших школьников представления об их правах и свободах и правах и свободах окружающих; ? развитие толерантности как качества личности, как принципа человеческих взаимоотношений; ? развитие умений (уважать достоинство другого человека, его точку зрения, личное мнение; ? вступать в позитивные взаимоотношения с другими людьми; ? уважительно относиться к представителям другой нации, другого вероисповедания; ? конструктивно выходить из конфликтных ситуаций; ? ненасильственно выражать свои чувства и переживания; ? строить свое поведение и деятельность на ненасильственной основе; доверять другому человеку; ? выслушать и понять другого. 
2) Многофакторность, так как в нем принимают участие различные объективные и субъективные факторы 
3) Сложность, которая определяется совокупным действием многочисленных факторов. 
4) Длительность вследствие того, что формирование толерантности требует достаточно большого количества времени. 
5)Непрерывность, которая предполагает систематическое регулярное взаимодействие воспитателей и воспитанников. 
6) Двусторонний характер, так как в нем участвуют, с одной стороны, воспитатели, с другой – воспитанники, и происходит двойная связь: от воспитателя к воспитаннику - прямая связь, от воспитанника к воспитателю – обратная связь (субъект-субъектные отношения).[37]
Исследования по данной теме показывают, что на процесс воспитания толерантного отношения учеников влияют субъективные и объективные факторы. К ним относятся особенности среды, которая окружает ребенка, индивидуально-психологические и возрастные особенности, характер межличностных отношений и т.д. [25] Формирование толерантности у младшего школьника - это непрерывный, длительный процесс, требующий личностно - ориентированного подхода в соответствии с его возрастными особенностями. С развитием толерантности у ребенка также появляется и качественно совершенствуется способность к произвольной регуляции поведения. Этот период в жизни младшего школьника ознаменовывается активным анатомическим и физиологическим развитием ребенка. Отсюда следует, что происходящие изменения затрагивают нервные процессы возбуждения и торможения : тенденция к возбуждению еще достаточно велика, но процессы торможения уже имеют место быть ,благодаря чему создаются условия для благоприятного формирования у учеников способности к самоконтролю ,терпению ,терпимости и сдержанности. Ребенок в этом возрасте проходит через стадию перехода от «детской непосредственности» на новую ступень развития мотивационно-потребностной сферы и сознательного поведения, в выборе которого он руководствуется социальными нормами и правилами. [9]
Толерантная образовательная среда основывается на гуманистических, нравственных ценностях и сама является условием гуманистического образования, развивающего и воспитывающего толерантную личность с адекватной самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную, с высоко развитыми механизмами самоидентификации, выражающую определённые духовные и культурно-исторические ценности. Воспитание толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». Необходимо развивать эмпатию, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, понимание сути «инакости», отличности от других. Работа педагога должна быть ориентирована в первую очередь не на информационно-познавательную, а на мотивационно-ценностную сферу ребёнка: необходима организация его диалога с культурой, сверстниками, педагогами, в котором ребёнок изучает себя и других, определяет свои симпатии и антипатии, приходит к определённым выводам [14]. 
С первой ступени образования, именно в младшем школьном возрасте, когда у детей идёт процесс усвоения элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие у них познавательных способностей социального общения и формирование основных навыков учебной деятельности, важнейшим является воспитание толерантности как качества личности.[43]
  Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого человека таких качеств, как способность создавать вокруг себя атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность. Огромное значение имеет формирование у человека с самого детства такого морально-нравственного качества, как терпимость. Именно в младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования социально-значимых качеств личности (Т.П. Гаврилова, С.И. Гааляутдинов, В.Д. Ермоленко, Л.В. Занков), в том числе и толерантности. [6]
При формировании толерантного знания необходимые убеждения у школьников необходимо воспитывать и в процессе труда (во внеучебное время), и в процессе общения, в основе которого должна лежать терпимость. Именно терпимость (и терпение) предполагают способность воздержаться от  чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпимости у детей является непременным условием формирования их воли и характера. [23]
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из различных микросоциумов, с различным жизненным опытом и с несформированной основой коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.[23]
Повышению эффективности условий воспитания толерантности в учебном процессе может способствовать организация толерантной образовательной среды. В последних нормативно-правовых документах заявлено, что[8,c. 12] она должна обеспечивать социально-педагогические условия для формирования у учащихся полифункционального и толерантного мышления, навыков коммуникации и готовности к сознательному, личностному и профессиональному самоопределению, а также взаимодействию в условиях поликультурного общества. «Освоение разных видов деятельности является необходимым условием для развития полифункциональности и толерантности сознания обучающихся». [44] Кроме школы существуют другие источники, которые прямо или опосредованно формируют и питают толерантность ребёнка. Среди них на главное место занимает семья. 
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что среду формирования и развития личности, как социального субъекта составляют общественные условия развития личности, степень ее социальной зрелости и активности, психический настрой, личностные качества, характер и содержание социальных противоречий, экономические и политические, культурные и бытовые условия. Успешность обучения и воспитания толерантности обеспечиваются педагогическими и дидактическими условиями. Характер межличностных отношений, основанный на толерантности, должен обусловливать эффективное становление толерантной личности.



1.3. Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе.
Формирование толерантности в школе – это целенаправленный, системный, планомерно организованный процесс. Этот процесс должен осуществляться каждый день, а не одноразово, так как от этого зависит его эффективность и долговременность. 
Выделяют следующие направления воспитания толерантного отношения у детей младшего школьного возраста [34]:
? Развитие смысловых структур в сознании подростков, становление их индивидуальной картины сложного, многомерного, многообразного мира;
 ? Углубление знаний младших школьников о ненасилии, правах человека, толерантности и толерантном поведении;
 ? Формирование толерантности в личной системе ценностей и превращение толерантности в регулятивный принцип поведения и деятельности;
 ? Формирование навыков конструктивного, бесконфликтного общения, а также взаимодействия на основе толерантных ценностей;
? Совершенствование знаний и умений взаимодействия с социумом в духе уважения человеческого достоинства и принятия другого;
 ? Обучение использовать средства мирного характера для  разрешения разногласий и конфликтов, отказа от насилия; 
? Развитие у подростка способности мыслить критически по отношению к себе как к «другому» для дальнейшего личностного самосовершенствования; 
? Развитие способности видеть в «другом» полноценную, равно достойную личность ,то есть целостно воспринимать «другого» с пониманием его отличительных характеристик как проявлений его индивидуальности и неповторимости;
? Развитие навыков познания других людей, анализа ситуации, обстановки в семье, классе, группе, коллективе;
 ? Формирование личностных качеств, которые способствуют толерантному поведению и конструктивному взаимодействию. 
Поступив в школу, ученик становится членом мира человеческих отношений. Развитие в будущем демократически правового общества зависит от его социализации. 
Б.З. Вульфов выделил педагогические средства воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста в школе: [17, с. 165].
•	организация жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявить, а другие - увидеть хорошие качества в ком-то или чем-то; 
•	оказание помощи детям в понимании внешкольной среды, противоречивости социального фона их жизни от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социальное расслоение, материальные трудности, общественное настроение). Речь идет о методах, направленных на воспитание сознания личности и практико-ориентированной направленности деятельности.
Анализ различных исследований по проблематике воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях позволил нам выделить ее отличительные особенности, которые способствуют формированию толерантности подростков [34]: 
1. Система воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях создает условия для обеспечения педагогически целесообразной, эмоционально привлекательной и личностно-значимой деятельности учеников, удовлетворения потребности в новых впечатлениях, творческой самореализации, общении и самодеятельности.
 2. Система воспитательной работы предоставляет возможность использования целой совокупности различных методик, технологий, мероприятий, вступающих в целенаправленное взаимодействие в направлении личностного и духовного развития учащихся (формирование мировоззрения, потребностей и мотивов, ценностных ориентаций, установок, понятий, принципов, способов поведения; выработка определенных черт характера и т.д.). 
 3. Воспитание является личностно-ориентированным по своей сути; индивидуально-личностные подходы, положенные в основу функционирования системы воспитательной работы, позволяют обеспечивать персонификации воспитательного воздействия, удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал воспитательного пространства. 
4. Организованная общеобразовательным учреждением система воспитательной работы создает условия для воспитания учеников в соответствии с потребностями конкретной школы, используя положительный потенциал окружения и быстро реагирую на социальные запросы детей, родителей, общества. 
5. Участие в воспитательных мероприятиях позволяет подростку расширять круг общения, соответствующий интересам личности, предоставляет ему возможность самому формировать развивающую среду.
 6. Организация досуга как воспитательная работа основана на то, чтобы младшие школьники были ориентированы на использование свободного времени для наиболее полного развития своих способностей и умений через выбор видов деятельности. 
7. Воспитательная работа эффективно сочетает разнообразные виды организации досуга с различными формами развивающей деятельности и, соответственно, сокращает пространство педагогически неорганизованной среды, обеспечивая целенаправленный, а не стихийный характер процесса личностного и духовного развития ребенка. 
8. Осуществление воспитательной работы во время организации досуга, праздников, традиций образовательного учреждения, которые формируют у учеников чувство принадлежности к обществу, развивает способность личности к выбору ценностно-ориентированной деятельности. 
Т.С. Таюрская предложила подход к классификации методов и форм воспитания толерантного поведения детей младшего школьного возраста. В соответствии с ней, методы воспитания толерантного сознания младших школьников разбиваются на три группы:
1) методы воспитания толерантного поведения на уровне сознания (разъяснение, рассказ на этическую тему, внушение, этическая беседа, диспут, пример);
2) методы организации деятельности и воспитания опыта толерантного поведения (упражнение, требование, приучение, поручение);
3) методы стимулирования толерантного поведения (поощрение, наказание).
Формы воспитания толерантного поведения она свела к программным (уроки, тренинги) и внепрограммным (кружки, секции, общественные объединения, клубы). Подобную точку зрения имеют Г.В. Безюлева и Г.М. Шеламова. В русле воспитания терпимости у детей младшего школьного возраста З.И. Равкин, В.Г. Пряникова предполагают ориентацию детей на национальные и общечеловеческие ценности, одним из которых является толерантность [7, с. 29]
Критерии воспитанности толерантности как качества личности младшего школьника можно представить следующим образом.
1) Толерантное сознание: знание о наличии другого, необычного; знание о существовании других религий, этносов, наций, их своеобразии.
2) Толерантные чувства, качества и свойства личности, расположенность к другим, снисходительность, терпение, чуткость, отзывчивость, альтруизм, терпимость к различиям, доброжелательность, гуманизм, способность к сопереживанию, миролюбие, чувство собственного достоинства, чувство солидарности и единства, вежливость, выдержанность, деликатность, доброта, заботливость, ласковость, любезность, умеренность, чувство товарищества.
3) Толерантное поведение как поведение на ненасильственной основе: позитивная лексика, равноправное общение, умение доверять, умение владеть собой, умение не осуждать других, умение слушать. Это концепция воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста, которая включает в себя цель - развитие толерантной личности, и систему взаимосвязанных задач; Результатом успешной реализации данной концепции является высокий уровень толерантности личности младшего школьника [18,с.31].
Таким образом,  направления воспитания толерантности включают в себя знакомство детей младшего школьного возраста с принципов уважения человеческого достоинства, понимание детьми того, что каждый человек индивидуален, понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий, понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий.





Глава 2. Методологический аспект формирования толерантных отношений у детей младшего школьного возраста.
2.1. Толерантность как особо значимое моральное качество
Итак, толерантность - это стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.[35]
Охарактеризуем определенные черты толерантного общества для разных его сфер.
Общественные отношения: это взаимоотношения в обществе, в основе которых лежит, в первую очередь, уважение человеческого достоинства любого индивида, а так же уважение законных прав человека и его свободы.
Общественный порядок: эта сфера взаимоотношений в обществе касается закона, который играет главенствующую роль. В основе общественного порядка так же лежит равный доступ всех людей к общественным благам и социальным гарантиям; поддержание равенства экономических возможностей.  В реальности должны отсутствовать дискриминация по различным признакам: расовая дискриминация, дискриминация по цвету кожи, дискриминация по национальному признаку, религиозная или по каким-либо другим обстоятельствам.
Политические процессы: подразумевает политический плюрализм, люди имеют возможность принимать непосредственное участие в общественных организациях, а так же политике партий, которые представляют различные слои общества, на основе принципов демократии и при равных возможностях мужчин и женщин, так и представителей меньшинств.
Отношение к меньшинствам: лица, принадлежащие к меньшинствам, к коренным народам, на основе равенства пользуются правами и основными свободами, обеспечиваемыми верховенством закона. Гарантируется сохранение их этнической, культурной,  языковой и религиозной самобытности.
Культурные традиции: еще одна сфера толерантного общества, которая основывается на принципе уважения и сохранения культового многообразия, которые, в свою очередь,  характеризуются как общее достояние и богатство.
Отношение к религии: эта сфера толерантного общества касается гарантируемых прав каждого человека на свободу мыслей, совести и религии. Ни один человек не может быть подвергнут дискриминации относительно принадлежности к какой-либо религии либо вследствие личных убеждений. Религиозные праздники отмечаются, а не запрещенные законом обряды свободно отправляются.
Средства массовой информации (СМИ): признается свобода информации, которая налагает особую ответственность на СМИ. В их обязанности входит недопущение ненависти и предвзятого отношения к другим народам, расового или этнического превосходства, воздерживаться от подстрекательства к расовой или другим формам дискриминации и насилия на этой почве.
Язык также является особо важным критерием толерантного общества. В нем не допускаются эпитеты, касающиеся расовых, этнических или гендерных признаков, которые негативно характеризуют различные народы и группы населения. [29]
Обратим внимание на критерии толерантности [45]: 
* Равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к той или иной группе);
* Взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, лица с нетрадиционной ориентацией и др.);
* Равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
* Сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
* Охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
* Возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
* Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
* Сотрудничество и солидарность в решении общественных проблем;
* Позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Данные критерии отражают модель либерального плюрализма, которая рассматривается как воплощение толерантности на уровне общественных отношений в целом. Многие люди надеются на утверждение этой модели, следуя которой, современное общество сможет разрешить проблемы, связанные с толерантностью. Эта модель описывает присущие толерантности сочетание убежденности и согласия: люди получают прибежище для своих убеждений в группах или сообществах, стоящих ниже государства, тогда как принятие многообразия заключено в структуре самого государства.[46]
Основой толерантного отношения к человечеству является позитивная этническая идентичность, в структуре которой позитивность собственной этнической группы сосуществует с позитивными ценностными отношениями к другим этническим группам. [24]
Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». Должно идти постоянное развитие таких составляющих толерантности, как симпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание. [24]
Сущность толерантности заключается в том, что это не столько качество, черта человека, сколько его состояние, которое он постепенно приводит в реальность. Поэтому еще одной особенностью воспитания толерантности выступает теснейшее двуединство его задач: развитие а) готовности и б) подготовленности человека к сосуществованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами и принятие их такими, каковы они есть. Готовность - это внутреннее состояние, мотивация, желание и способность положительного отношения к объекту; а подготовленность-практическое учение коммуникации и понимание, умение разобраться, постараться понять другого .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44