VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование мировоззрения российской молодежи в условиях коренных социальных трансформаций, идеологического многообразия и отсутствия консолидирующих общественных ценностей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006821
Тема: Формирование мировоззрения российской молодежи в условиях коренных социальных трансформаций, идеологического многообразия и отсутствия консолидирующих общественных ценностей
Содержание
5



Содержaние

	Введение	3

	Глава 1. Сущность и структура общества как социального института	9

	1.1 Понятие социального института общества	9

	1.2. Виды и функции социальных институтов	12

	Глава 2. Роль и место молодежи и направленность в современном обществе………………………………………………………………………..16

	2.1.Роль молодежи и ее направленность в современной России…………...16

	2.2 Современная молодежь и роли ее развития в России………………...…21

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	27

	Список использованной литературы:	29






 Введение

	Актуальность темы . Современное российское общество находится в состоянии выхода из глубокого социально-экономического кризиса. Разрушение идеологических ориентиров советского общества породило мировоззренческую дезориентацию, что необходимо требует поиска новых целей и перспектив формирования нового мировоззрения, с учетом современных социальных мировых процессов. Поиск и формирование таких ориентиров жизненно необходимы российскому обществу, но, прежде всего, молодому поколению как актуализированному будущему общества и непосредственному реализатору этих ориентиров.

	Проблемы молодежи — не сиюминутные, а общие проблемы завтрашнего общества. Глобальные проблемы современности, быстро изменяющийся мир, интеграция и противостояние культур, расслоение и противостояние богатых и бедных стран и граждан внутри государств — комплекс проблем, сопровождающий современное мировое сообщество, неумолимо ставит вопросы о реорганизации всей жизнедеятельности человека, пересмотре ключевых позиций во взаимодействии человека, природы и общества. Следовательно, необходимо менять отношение человека к природе, что возможно через изменение мировоззрения. Те поколения, которые наследуют Землю, должны быть готовы решать проблемы, которые неминуемо встанут в ближайшем будущем, должны овладевать принципами управления и взаимодействия между человеком, природой и обществом в быстро изменяющемся мире, находить адекватные ответы на вновь возникающие вопросы ради сохранения жизни и устойчивости развития человечества на Земле. Роль  и место молодежи , как правило, возрастает в эпоху социальных перемен.

	Изучение мировоззрения молодежи, ценностной динамики в сознании молодого поколения необходимо для понимания формирования тенденций в общественном сознании, определения целей развития всего общества. Влияние социально-исторических обстоятельств на формирующееся мировоззрение молодого человека, роль идеологии и образования как инструментов формирования мировоззрения — проблемы, требующие социально-философского осмысления. Изучение этих вопросов имеет стратегическое значение для будущего и настоящего развития российского общества. Понимание процессов, происходящих в общественном сознании, идеологической сфере, сфере образования, и обоснование на этой базе подходов к формированию мировоззрения, прогнозированию тенденций мирового развития необходимо для ведения научного поиска в исследованиях молодежи, которые ведутся в рамках гуманитарных наук. Социально-философская основа таких исследований важна для преодоления частного характера знаний о молодежи, получаемых из конкретных наук. Этими обстоятельствами определяется актуальность темы моей курсовой работы, исследования в теоретическом и практическом аспектах. 

	Степень разработанности проблемы. Обращение к молодежной проблематике и политической социализации не является новым явлением в науке. В отечественной науке в 1960–1970-е годы появляются работы обобщающего характера, раскрывающие сущность молодежи, ее роль в социальной структуре общества, разрабатываются основные понятия и определяется методология изучения молодежной проблематики. Значительный вклад в этом направлении внесли работы В.Н. Боряза, С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, В.Т. Лисовского. В проведенных эмпирических социологических исследованиях выделились темы трудовой и профессиональной ориентации, идеалов молодежи, образования и досуга, политического воспитания, общественной активности. Большое внимание было уделено атеистическому и коммунистическому воспитанию в целом, что, с одной стороны, не позволило неидеализированно показать особенности формирования мировоззрения, ценностных ориентиров и идеалов молодых людей, увидеть противоречивые процессы в молодежной среде, но, с другой стороны, наука смогла заложить общий методологический фундамент и наработать исследовательский материал, на основе которого можно и нужно работать для понимания исторической динамики эволюции мировоззрения молодежи.

	В рамках социальной концепции молодежи в 1980-е годы активно начинается теоретическое осмысление молодежи не только как объекта воспитания, но и как субъекта деятельности. В этом ключе разрабатывали молодежную проблематику П.И. Бабочкин, И.М. Ильинский, В.Ф. Левичева, В.А. Луков, В.П. Мошняга, С.И. Плаксий, А.И. Шендрик. В проведенных исследованиях анализировалась социальная субъектность молодежи (молодежь как субъект деятельности). Постперестроечные исследования конца 1990-е годов внесли новые аспекты в молодежную проблематику социально-философских и социологических исследований.

	Современные исследователи, как отечественные, так и зарубежные, испытывают постоянный интерес к феномену молодежи. Во многом это связано с увеличением роли молодежи в становлении современного информационного общества, с ускорением и глобализацией мировых экономических и социальных процессов. Способность молодежи к быстрой адаптации, восприятию нового выдвигают новые требования к пониманию ее роли в общественном развитии. В связи с происходящими в обществе переменами предметом изучения в научном сообществе становятся проблемы становления молодежи как субъекта социальных преобразований, ее мировоззренческие позиции и социально-политический статус, особенности социализации, молодежной политики в изменяющейся российской и мировой действительности. Особое место в исследованиях молодежи занимают работы научной школы Московского гуманитарного университета (И.М. Ильинский, В.А. Луков, А. И. Ковалева, В.В. Журавлев, Б.А. Ручкин и др.).

	Молодежная проблематика актуальна и в трудах зарубежных ученых, интерес к которой во многом был обусловлен студенческими волнениями в США и Европе в 60-х годах ХХ века. Автором исследованы и критически осмыслены  различные подходы в молодежной политике — К. Кеннистона, К. Манхейма, Г. Маркузе, М. Мид, П. Митева,  Л. Фойера, Ш. Эйзенштадта и др.

	Политические и социально-экономические процессы в России  — объекты пристального внимания отечественных и зарубежных философов, социологов, политологов, экономистов, правоведов. Специфические  черты становления гражданского общества в современной России, особенности формирования среднего класса, политической структуры рассматриваются в работах Т.И. Заславской, В.В. Лапкина, В.Ф. Левичевой, В.И. Пантина, В.А. Рукавишникова, В.Г. Федотовой, А.Д. Хлопина и др.

	Особенности социализации раскрываются в работах С.И. Иваненкова, А.И. Ковалевой, А.Ж. Кусжановой, Е.Л. Омельченко и др. Непосредственно с этим направлением связаны исследования, посвященные ценностной динамике в сознании общества и молодого поколения России. Спектр таких исследований и работ достаточно обширен и проводился различными коллективами авторов по многим направлениям (руководители — М.К. Горшков, Е.А. Гришина, Ю.А. Зубок, М.П. Мчедлов, В.В. Петухов, В.И. Чупров). Мониторинг ценностного мира молодежи позволяет невероятно широко рассматривать особенности сознания молодежи и динамику ценностных ориентаций подрастающего поколения. Выводы этих исследований представлены в государственных докладах о положении молодежи в Российской Федерации.

	Исследования В.Н. Амелина, А.А. Козлова, С.И. Левиковой, А.Н. Тарасова посвящены молодежи, участвующей в политической жизни общества, в общественных объединениях и политических партиях, а также специфике государственной молодежной политики.

	 На современном этапе информационной глобализации невероятно возрастает роль СМИ и их влияние на общественное сознание. С этими вопросами непосредственно связана проблематика распространения массовой культуры в обществе. Эта тема получила философское осмысление в работах   Х. Ортеги-и-Гассета, В. Райха, М. Маклюэна, а в последнее время З. Баумана, Э. Гидденса, Ю. Хабермаса, А.А. Зиновьева и др. Особо автор исследования обращает внимание на работы, в которых освещается феномен СМИ в современном обществе и вопросы, связанные с манипуляцией массовым сознанием.

	Философии образованию и его модернизации посвящены многие научные конференции и работы И.М. Ильинского, Ю.В. Крупнова, А.П. Огурцова, В.В. Платонова, С.И. Плаксия и др. Для анализа перспектив образования имеют значение выводы, сделанные в современном естествознании, синергетике, экологии Н.Н. Моисеевым, И.Р. Пригожиным, С.П. Курдюмовым, Дж. Стиглицом, Ю.Д. Железновым, Е.Н. Князевым, Л.В. Лесковым, А.П. Федотовым.

	При философском осмыслении проблем формирования мировоззрения молодежи мною была учтена идея уникальности российской цивилизации разработанная русскими философами и учеными, в частности Н.Я. Данилевским, В.С. Соловьевым, Н.А. Бердяевым, А.И. Ильиным.

	         Таким образом, актуальность темы определяет цель, задачи, новизну и практическую значимость курсовой работы.

	Объектом данной курсовой работы является мировоззрение молодежи как одна из социальной группы современного российского общества.

	Предметом являеться формирование мировоззрения российской молодежи в условиях коренных социальных трансформаций, идеологического многообразия и отсутствия консолидирующих общественных ценностей.

	Цель  состоит в социально-философском осмыслении особенностей формирования мировоззрения молодежи в современных российских условиях, а также влияния мировоззрения молодежи на трансформацию общественного сознания.

	 Задачи курсовой работы:

	-        дать характеристику сущности, структуру, функции и типы мировоззрения;

	-        выявить противоречия, наиболее характерные тенденции и определяющие факторы формирования мировоззрения у молодежи в условиях глубоких социальных трансформаций и деидеологизации российского общества;

	-        проанализировать основные инструменты формирования мировоззрения российской молодежи в аспектах взаимодействия государства и гражданского общества в сфере идеологии и свободы личности в выборе идейной ориентации; .

	         Методология  базируется на совокупности важнейших теоретических положений и взглядов, разработанных в трудах классиков мировой философской мысли, в работах современных отечественных и зарубежных исследователей, посвященных проблемам молодежи.

	В основу методологии  были положены основные принципы диалектики (принцип развития, всеобщей взаимосвязи, историзма, единства исторического и логического). Системный метод позволил проанализировать особенности трансформации мировоззрения молодежи. Исторический метод способствовал выявлению связи общесоциальных процессов в современной России и изменений в мировоззрении молодежи. Сравнительный метод дал возможность соотнести значимость проблем, волнующих молодое поколение.

	        Теоретическая и практическая значимость курсовой работы состоит в том, что основные выводы,  дают возможность более глубокого осмысления процессов, связанных с формированием мировоззрения у российской молодежи в условиях коренных социальных трансформаций. Результаты исследования могут быть использованы в последующих научных исследованиях написаниях рефератов и дипломных работ о проблеме формирования мировоззрения российской молодежи. Материалы работы могут быть использованы при чтении  лекции по философии, политологии, социологии и на заседаниях научного кружка.

	


Глава 1. Сущность и структура общества как социального института

1.1 Понятие социального института общества

Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы.

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы(ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.

В процессе развития общества некоторые связи могут отмирать, некоторые — появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми примерами и в будущем  повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе(социальной среде ).

Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

удовлетворение потребностей общества;

регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

Потребности, которые удовлетворяются социальными институтами, разные. Например, потребность общества в безопасности и социальном порядке может поддерживаться политическим институтом, потребность решения духовных проблем — институт религии, потребности в познании мира который окружает нас , передаче знаний , социализация подрастающего поколения  — институт образования. Потребность добывания средств на существования-экономический институт. Потребность в воспроизводстве рода-институт семьи.  Каждый институт может удовлетворять не только  одну потребность (церковь способна удовлетворять такие как  религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность — удовлетворяться совершенно  разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и множество других ).

Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку из  ряда нескольких товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется и контролируется  институтами начального, среднего, высшего образования.

Структуру социального института образуют:

социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности , общества;

совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;

система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);

идеологические обоснования деятельности социального института;

социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

К признакам социального института относятся:

совокупность учреждений, социальных групп, цель которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;

система культурных образцов, норм, ценностей, символов;

система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;

материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения ряда задач;

общественно признанная миссия, цель, идеология.

Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального образования. Оно включает в себя:

преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;

нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;

сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;

здания, аудитории, учебные пособия;

миссию — удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием.

В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

экономические институты - разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и фирмы ,частная собственность.;

политические институты — государство, армия, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество, государственная дума, посольства, консульства и многое другое;

институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство, опекунство ;

институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь консерваторий, литературные кружки и т.д.

Число социальных институтов не ограничивается приведенным списком. Институтов множество и они по своему разнообразны по формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня. Например, институт образования включает в себя институты начальной, профессиональной и высшей школы; суд — институты адвокатуры, прокуратуры, судейства; семья — институты материнства, усыновления и т.д.

Вывод: Таким образом можно сделать вывод что общество представляет собой  одну динамичную систему, одни институты могут исчезать так современный мир изменяется и потребности и мировоззрение  общества (например, институт работорговли), а другие — появляться (институт рекламы или институт менеджмента). Формирование социального института называется процессом институционализации.




1.2. Виды и функции социальных институтов

Деятельность социального института определяется:

во-первых, набором специальных норм   и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

во-вторых, интеграцией социального института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества;

в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

Важнейшими социальными институтами являются:

государство и семья;

экономика и политика;

производство;

культура и наука;

воспитание;

СМИ и общественное мнение;

право и образование.

Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений, а также устойчивости системы во всех основных сферах ее жизнедеятельности — экономической, политической, духовной и социальной.

Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности:

реляционные;

регулятивные.

Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.).

Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.

В процессе развития социальный институт экономики изменяет свою форму и может относиться к группе либо эндогенных, либо экзогенных институтов.

Эндогенные (или внутренние)это те социальные институты которые характеризуют состояние морального устаревания института, требующее его реорганизации или углубленной специализации деятельности, например институты кредита, денег, устаревающие со временем и нуждающиеся во внедрении новых форм развития.

Экзогенные институты отражают действие на социальный институт внешних факторов, элементов культуры или характера личности руководителя (лидера) организации, например изменения, происходящие в социальном институте налогов под влиянием уровня налоговой культуры налогоплательщиков, уровня деловой и профессиональной культуры руководителей этого социального института.

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества.

Экономические потребности в обществе удовлетворяет одновременно несколько социальных институтов, причем каждый институт своей деятельностью удовлетворяет разнообразные потребности, среди которых выделяются витальные (физиологические, материальные) исоциальные (потребности личности в труде, самореализации, творческой деятельности и социальной справедливости). Особое место среди социальных потребностей занимает потребность личности в достижении — достижительная потребность. В ее основе лежит концепция Маклелланда, согласно которой каждый индивид проявляет стремление к тому, чтобы выразить, проявить себя в конкретных социальных условиях.

В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельныефункции, соответствующие специфике института.

Общие функции:

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.

Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.

Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.

Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

Отдельные функции:

Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.).

Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).

Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.

Политические институты, ведающие организацией политической жизни.

Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.

Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.

Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.

Все свои положительные качества социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности, т. е. признания целесообразности их действий большинством населения. Резкие сдвиги в классовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие населения к существующим руководящим и управляющим органам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей.

В этом случае в обществе резко нарастает нестабильность, угроза хаоса, энтропии, последствия которых могут стать катастрофическими. Так, усилившееся во второй половине 80-х гг. ХХ в. в СССР размывание социалистических идеалов, переориентация массового сознания на идеологию индивидуализма серьезно подорвали доверие советского народа к старым общественным институтам. Последние не смогли выполнять свою стабилизирующую роль и рухнули.

Неспособность руководства советского общества привести основные структуры в соответствие с обновленной системой ценностей предопределила распад СССР и последующую нестабильность российского общества, т. е. устойчивость общества обеспечивается лишь теми структурами, которые пользуются доверием и поддержкой его членов.

В ходе развития общества от основных социальных институтов могут отделяться новыеинституциональные образования. Так, из социального института образования на определенном этапе вычленяется институт высшего образования. Из общественной правовой системы был создан Конституциональный суд как самостоятельный институт. Подобная дифференциация — один из важнейших признаков развития общества.

Вывод: Таким образом, социальные институты можно назвать центральными компонентами структуры общества, интегрирующими и координирующими множество индивидуальных действий людей. Система социальных институтов, отношений между ними является скелетом, который служит  фундаментальной основой в формирования общества, со всеми вытекающими последствиями. Какова структура так скажем скелета, несущие составляющие общества, таковы его прочность, фундаментальность, монолитность, стабильность.

Процесс упорядочения, формализации, стандартизации общественных отношений в рамках старой структуры и создание новых социальных институтов называется институтализацией. Чем выше ее уровень, тем качественнее  и спокойнее жизнь общества.




Глава 2.Роль и место молодежи и направленность в современном обществе

2.1.Роль молодежи и ее направленность в современной России.

Мир молодежи - специальный мир, познать который тяготятся ученые различных областей научного познания - психологии, педагогики, демографии, права, политологии, философии, социологии, истории, культурологии, социальной психологии и др.

В любом обществе существует и проявляется проблема отличия между поколениями: люди различного возраста, формировавшиеся как фигуры в разные исторические периоды, получившие различное воспитание и образование, не неизменно способны к взаимопониманию. Суть извечного конфликта поколений сводится к тому, что в условиях социокультурной динамики формируются разные миры «отцов» и «детей», зачастую не находящие точек соприкосновения. Но «молодежь не хуже и не отменнее среднего и старшего поколения, ее культура не лучше и не хуже иных культур... Молодежь - это принципиально иное общественное образование, ни с кем не сравнимое, а каждые сопоставления оказываются некорректными». Эти слова характеризуют сущность межпоколенческих возражений, возникающих в различных обществах и в различные времена.

Обычно наиболее активной стороной раздора поколений выступает молодежь. Молодым зачастую характерно острое неприятие того образа окружающего мира, тот, что предлагают им родители, учителя и вообще люди старшего поколения. Это неприятие сопряжено с уверенностью в том, что реальность дозволено и необходимо переделать. В противоположность молодежи взрослым, имеющим существенный жизненный опыт, доподлинно известно, что мир переделать сложно, и от того что к зрелому возрасту они добились определенных триумфов и заняли те либо иные статусные позиции, им больше всего хочется сберечь реальность без значительных перемен.

Взрослые и молодежь зачастую затрудняются в поиске всеобщего языка, тот, что дал бы вероятность более или менее конструктивного диалога. Взаимное отчуждение находит выражение в повышенно скептическом, временами безосновательно недружелюбном отношении представителей смежных поколений друг к другу. Молодые склонны винить поколение своих отцов во всех несовершенствах социума и исторических ошибках, а взрослые обвиняют молодежь в легкомыслии и иждивенческом отношении к жизни. Внешним обликом, одеждой, прической, пристрастиями, повадкой вести себя многие молодые тяготятся обозначить свое различие от «мира взрослых», подчеркнуть свое право на другое видение мира и осознавание своего места в нем. Таким образом, в современном обществе молодые люди тяготеют к идентификации себя как членов особой социальной группы, в известной степени противостоящей «миру взрослых».

В традиционных обществах не существует молодежи как особой социальной группы. Подростки как мужского, так и женского пола, пройдя ритуал инициации в довольно раннем (по нашим представлениям) возрасте, сразу становятся равными по статусу  с другими взрослыми своего пола. Современное общество в этом смысле организовано совершенно по другому : молодой человек в течение значительного времени, будучи формально равноправным членом общества, далеко не быстро становится таковым реально. Поэтому применительно к современному обществу говорят о молодежи как социальной группе, относительно отличающейся от взрослой части населения.

Возрастные границы выступают основным группа образующим критерием применительно к молодежи. Различные общества в истории человечества по-разному понимали и понимают социальный возраст индивида. Например, в традиционных обществах молодые индивиды проходили ритуальную инициацию в совершенно детском с нашей точки зрения возрасте — примерно в 12-13 лет, после чего считались взрослыми мужчинами и женщинами и могли вести соответствующий образ жизни. В современной социологии молодежи среди ученых не выработано единого мнения по поводу возрастных рамок молодежи. Например, в российской действительности приняты границы социальной группы молодежи 15-29 лет. При этом целостный процесс социализации и индивидуализации молодежи распадается на временные этапы, которым соответствуют такие типы молодежи: подростки — до 18 лет, собственно молодежь — 18-24 лет и молодые взрослые — 25-29 лет.

В социологической классификации молодыми считаются те, кто еще не имеет полного статуса взрослых в общественной или личной сфере, однако и детьми их уже не назовешь, из-за чего их положение является в какой-то степени маргинализованным, неопределенным в обществе, что рождает множество проблем молодежного характера.

К. Манхейм очень тонко подметил эту характеристику молодежного возраста, отмечая, что «быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером».

На современном этапе развития общества понятие молодости несколько трансформировалось, что связано с учетом некоторых социально-психологических характеристик помимо биологических, вследствие чего в ряде нормативных документов России на законодательном уровне период молодости продлен до 35 лет (например, при определении понятия «молодая семья»).

Проблемы молодежи невозможно рассматривать в отрыве от общественных и глобальных мировых процессов, поскольку молодежь не является саморазвивающейся системой и включена во все многообразие структур и отношений общества, будучи его неотъемлемой частью.

Нынешнее не однообразное  и дифференцированное общество выдвигает усложнившиеся требования к образованию, познаниям, навыкам и знаниям своих членов. Следственно общественная адаптация и социализация молодого индивида, получение им образования и определенного общественного капитала занимают долгое время. Особенность молодежи как специальной социальной группы в современном обществе заключается в том, что все ее члены в своей жизни находятся в процессе образования своей социальной личности, раскрытия и реализации своего общественного потенциала. Множество молодых людей, в первую очередь студенты и учащиеся, не имеет собственного общественного ранга, и их место в статусной структуре социума определяется общественным расположением родителей либо своим грядущим рангом, связанным с приобретением профессии. В то же время, если ранг взрослого человека всецело определяется его профессиональной востребованностью, объемом собранного общественного капитала и реально занимаемым расположением в статусной структуре, то молодой индивид зачастую помимо основного занятия включен в конструкцию неформальных отношений, участвуя в молодежных движениях, субкультурных образованиях, политических, религиозных либо иных организациях, и данный неформальный ранг имеет для него существенное значение.

Наконец, молодежь в силу того, что она находится в процессе становления (общественного, психологического, мировоззренческого), в большей степени, чем другие возрастные группы, подвержена разным общественно-экономическим, политическим, идейным, культурным влияниям, больше непринужденно и энергично реагирует на них, что способствует поддержанию высокого уровня неопределенности ее общественного поведения, подвижности ценностных ориентаций. Все эти специфические особенности молодежи как социальной группы определяют в совокупности ее непростой, проблемный нрав. В настоящее время социология молодежи - это отдельная частносоциологическая дисциплина, отпочковавшаяся от всеобщей социологии касательно незадолго, в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Надобность конституирования общественной науки о молодежи в отдельную ветвь была осознана мировым научным сообществом в результате потрясения, вызванного массовыми молодежными волнениями конца 1960-х гг. Они определили радикальный пересмотр обществом отношения к молодежи, признание се в качестве отдельной, мощной, трудноуправляемой социальной силы, требующей внимания к своим невыдуманным, объективно существующим, весомым проблемам.

Предметная область социологического исследования молодежи достаточно широка:

общие социально-групповые характеристики молодежи — границ и структуры ее как группы, основные тенденции динамики, социально-демографические показатели;

основные качественные параметры существования молодежи в обществе — условия и особенности прохождения процесса социализации;

специфика образа жизни и моделей поведения молодых людей в зависимости от их принадлежности к различным социальным стратам;

реальные статусные позиции и социальные роли молодежи в структуре общества;

характер и направленность социальной мобильности;

особенности и динамика изменений ценностных ориентаций и поведенческих мотиваций молодых, в том числе в контексте межгенерационного взаимодействия;

возможности самореализации молодежи применительно к конкретным социокультурным и политико-экономическим условиям.

Среди направлений и концепций, оказавших серьезное влияние на развитие социологии молодежи, можно выделить следующие:

концепция рассмотрения молодежи как возрастной группы, в рамках которой молодежь сводится к маргинальному слою общества, ожидающему полноценного статуса по достижении взрослого возраста;

концепция, в рамках которой молодежь исследуется с точки зрения охвата определенного жизненного цикла с упором на психофизические свойства молодости, предстающей биологической реальностью и в свою очередь являющейся также результатом социально-исторических и социокультурных процессов;

структурно-функциональный подход к исследованию молодежи (В. Райх, Г. Маркузе), в рамках которого молодежная группа рассматривается как система структурных позиций, заполняемых индивидами, вследствие чего приобретаются социальный статус и соответствующие социальные роли;

культурологический подход, представители которого (П. Бергер, Т. Лукман и др.) стремятся осмыслить мир молодежи в соответствии с конкретными представлениями, целями, поведенческими мотивами реально действующих и.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%