- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Оценивание компетенций студентов авиационного колледжа на основе тестов текущего и рубежного контроля (на материале дисциплины «Технология разработки программного обеспечения»)
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012475 |
Тема: | Оценивание компетенций студентов авиационного колледжа на основе тестов текущего и рубежного контроля (на материале дисциплины «Технология разработки программного обеспечения») |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ДГТУ) Факультет «Психология, педагогика и дефектология» Кафедра «Теория и методика профессионального образования» Зав. кафедрой «ТиМПО» ____________ Т.И. Власова (подпись) (И.О.Ф.) «___» _____________ 2018г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к выпускной квалификационной работе бакалавра на тему Оценивание компетенций студентов авиационного колледжа на основе тестов текущего и рубежного контроля (на материале дисциплины «Технология разработки программного обеспечения») Автор выпускной квалификационной работы _________ А.Г. Слепченко (подпись, дата) (И.О.Ф.) Обозначение ВКР ДПИ.440304.86.000.ВКР Группа ДПИ41 Направление 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» Руководитель ВКР А.И. Никашин (подпись, дата) (должность, И.О.Ф.) Консультанты по разделам: (наименование раздела) (подпись, дата) (должность, И.О.Ф.) Нормоконтроль А.И. Никашин (подпись, дата) (должность, И.О.Ф.) Ростов-на-Дону 2018 г. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ДГТУ) Факультет «Психология, педагогика и дефектология» Кафедра «Теория и методика профессионального образования» Зав. кафедрой д.пед.наук, профессор ____________ Т.И. Власова «___» ___________ 2018 г. ЗАДАНИЕ к выпускной квалификационной работе бакалавра Студент Слепченко Андрей Геннадьевич Группа ДПИ41 Ф. И. О. Обозначение ВКР ДПИ.440304.86.000.ВКР Тема «Оценивание компетенций студентов авиационного колледжа на основе тестов текущего и рубежного контроля (на материале дисциплины «Технология разработки программного обеспечения»)» Утверждено приказом по ДГТУ №1587-ЛС-О от «21» апреля 2018 г. Срок представления ВКР к защите «_7_» ___06______ 2018 г. Исходные данные для ВКР: 1. Курсовая работа «Теоретические основы современных средств оценивания результатов обучения студентов колледжей» 2. Курсовая работа «Тесты как оценка знаний студентов авиационного колледжа на материале дисциплины «Технология разработки программного обеспечения» 3. Материалы, полученные во время производственной (педагогической) и преддипломной практик. Содержание пояснительной записки (с примером) ВВЕДЕНИЕ Актуальность выбранной темы. Выявление и формулирование противоречий. Определение степени разработанности темы и формулировка проблемы исследования. Определение и описание методологического аппарата, включая: объект и предмет исследования; цель исследования, гипотеза исследования (по необходимости), задачи исследования. Положения, выносимые на защиту (по необходимости). База исследования. Методы исследования. Апробация. РАЗДЕЛ 1 Научно-теоретические основы изучения патриотического воспитания. 1.1 Сущность и содержание воспитания (современные концепции). 1.2 Особенности патриотического развития детей и молодежи в общей структуре воспитания. РАЗДЕЛ 2 Педагогическая практика патриотического воспитания школьников и студентов 2.1 Формы и методы патриотического воспитания школьников. 2.2 Практика патриотического воспитания обучающихся в средне специальных образовательных организациях (на материале автотранспортного колледжа). ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Определение и описание степени решения поставленных задач, подтверждения гипотезы (по необходимости), перечисление достигнутых результатов, перспективы изучения темы в дальнейшем.) СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ (не менее 40) ПРИЛОЖЕНИЯ (по необходимости). Руководитель работы А.И. Никашин (подпись, дата) (должность, И.О.Ф.) Задание принял к исполнению А.Г. Слепченко (подпись, дата) (И.О.Ф.) Аннотация В работе рассматриваются методы разработки контрольно-оценочных средств, связанных с развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Данные технологии позволяют лучше усваивать материал обучающимися. Благодаря применению ИКТ в образовании, контрольно-оценочные средства стали меняться; развиваются электронные ресурсы для оценивания знаний, где содержится методический материал и критерии оценивания. Указывается требование соответствия контрольно-оценочных средств требованиям ФГОС СПО. В разработанных контрольно-оценочных средствах используются тесты различных направлений и методические рекомендации к выполнению заданий; использование тестов и методических указаний к выполнению заданий применяемые на практике дали положительные результаты. Abstract This paper examines the methods of control and evaluation tools related to the development of information and communication technologies (ICT). These technologies allow better learning by students. Through the application of ICT in education, test and evaluation tools began to change; electronic resources for the knowledge assessment are developing every day, which contains teaching material and evaluation criteria. Specifies the requirement of compliance control and assessment tools to the requirements of the FGOS SPO. In the developed monitoring and evaluation tools are used tests of various directions and methodical instructions for complete these tasks; these tasks used in practice, using tests and techniques have had some success. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 6 ГЛАВА 1 Научно-теоретические основы фонда оценочных средств как необходимое условие реализации общеобразовательной программы 8 1.1 Сущность фонда оценочных средств как условие реализации общеобразовательной программы, основные понятия контрольно-оценочных средств 8 1.2 Содержание контрольно-оценочных средств для проведения аттестации студентов колледжа 16 Выводы по первой главе 36 ГЛАВА 2 Особенности проведения текущего и рубежного контроля студентов колледжа с помощью тестов 37 2.1 Виды тестов для оценки знаний студентов колледжа 37 2.2 Разработка и применение на практике тестовых заданий на примере дисциплины «Технология разработки программного обеспечения» 59 Выводы по второй главе 70 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73 ПРИЛОЖЕНИЕ А 78 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы обусловлена тем, что концепция модернизации российского образования разрабатывает, новые социальные требования к системе среднего профессионального образования. Развивающемуся обществу необходимы современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно решить проблему, прогнозируя ее возможные последствия, способны к сотрудничеству, проявляющие инициативу и самостоятельные, подвижные, обладающие развитым чувством ответственности за дальнейшее своей страны. Контроль в современных средствах оценивания результатов обучающихся в том или ином виде всегда присутствует в обучении. В процессе исторического развития образовательной практики изменялись лишь формы и средства проверки знаний, преимущество в оценках и приемах их выставления, интенсивность проведения контрольных мероприятий, меры воздействия на обучающихся, а также интерпретация результатов контроля в образовании. С развитием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании начали меняться формы проведения занятий. Стали появляться презентации, использование которых упрощает проведение лекции тем, что можно показать некоторые материалы наглядно, задания связанные с использованием компьютера, тесты, ответы и проверка также осуществляется на компьютере. Использование ИКТ в проведении занятия позволяет лучше изучить материал, более подробно познакомиться с трудными темами, важен тот факт, что на лекционном и практическом занятии, а также для самостоятельной работы, обучающийся может использовать один и тот же электронный ресурс, что позволяет сформировать целостный образ изучаемого предмета. На основе всего этого стали меняться и контрольно-оценочные средства. Начали появляться электронные ресурсы для проверки знаний, где также содержатся тесты, задачи, методический материал для решения задач и критерии оценивая результатов. Цель исследования: выявить сущность и основные задачи контрольно-оценочного материала в учебном процессе, требования и правила разработки контрольно-оценочных средств относительно содержания учебного материала. Объект исследования: педагогический процесс, направленный на развитие контрольно-оценочных средств студентов авиационного колледжа. Предмет исследования: педагогические условия развития контрольно-оценочных средств в системе среднего профессионального образования, обусловленные воздействием новых информационных технологий. Задачи: 1. Определить сущность контрольно-оценочных средств учебного процесса; 2. Рассмотреть комплекс контрольно-оценочных средств на примере дисциплины «Технология разработки программного обеспечения» Авиационного колледжа; 3. Разработать тест по дисциплине «Технология разработки программного обеспечения». ГЛАВА 1 Научно-теоретические основы фонда оценочных средств как необходимое условие реализации общеобразовательной программы 1.1 Сущность фонда оценочных средств как условие реализации общеобразовательной программы, основные понятия контрольно-оценочных средств Главная отличительная черта федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения – ориентация не на содержание, а на результат образования, выраженный через компетентности специалистов. Структура и содержание общей образовательной программы (ООП) и отдельной дисциплины (модуля), образовательные технологии, которые содержат в себе планирование и оценку качества подготовки специалистов, должны быть ориентированы на развитие и достижение заявленного результата обучения. Оценивание нацелено на регулярное формирование соотношения между предполагаемыми и достигнутыми результатами обучения. Упор образовательного процесса переносится на контрольно-оценочную составляющую, которая дает возможность систематично наблюдать, распознавать, вносить поправки в процесс обучения. Уже на этапе проектирования ООП следует планировать, какими методами и средствами будут оцениваться результаты обучения, что будет служить подтверждением достижения целей образовательных программ. В работе Волковой А.С. указывается, что: «В соответствии с требованиями ФГОС СПО для аттестации обучающихся в соответствие с их учебными достижениями поэтапным требованиям соответствующей основной образовательной программе создаются фонды оценочных средств (ФОС) с целью проведения входного и текущего оценивания, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. ФОС представляет собой составную часть нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения ООП СПО, входит в состав ООП в целом и учебно-методических комплексов (в частности Рабочей программы) соответствующей дисциплины.» [4] Фонд оценочных средств – набор методических материалов, приводящий в норму операции оценивания итогов обучения, то есть установления соотношения учебных достижений запланированным результатам обучения и условиям образовательных программ, рабочих программ модулей (дисциплин). Со временем традиционные средства необходимо совершенствовать в направлении компетентностного подхода, а инновационные средства адаптировать с целью использования на практике. Необходимо понимать взаимосвязь двух сторон учебного процесса – образовательных технологий (путей и способов выработки компетенций) и способов оценки уровня сформированности компетенций (соответствующие оценочные средства). Формы контроля должны стать своего рода продолжением методов обучения, позволяя обучающемуся наиболее конкретно понять его успехи и недочеты, скорректировать свою активность, а преподавателю – направить деятельность обучающегося в нужное русло. В современной педагогике это называют «формирующее оценивание». Также в своей работе А.С. Волкова пишет: «Обращаясь к требованиям ФГОС и рекомендациям согласно созданию оценочных средств для государственной (итоговой) аттестации выпускников учреждений СПО и непосредственно на основные положения, формируются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции.» [4] Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации студентов разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для итоговой аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна содержать текущий контроль умений, знаний и навыков, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Конкретные формы и проведения текущего контроля умений, знаний и навыков, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся. По мнению Ермолаевой Н.Н.: «Образовательным учреждением должны быть созданы условия для наибольшего приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их предстоящей профессии – для чего, помимо преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.» [6] Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в 2-ух ключевых направлениях: – оценка степени изучения дисциплин; – оценка компетенций обучающихся. В соответствии с требованиями ФГОС СПО образовательным учреждением формируются фонды оценочных средств (ФОС) для каждой основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО. ФОС включают в себя оценочные материалы, которые классифицируются по разновидностям контроля: - текущий контроль, осуществляется преподавателем в ходе изучения обучающимися учебного материала (входной контроль; контроль на практических занятиях, при выполнении лабораторных работ) - промежуточная аттестация, осуществляемая экзаменационной комиссией после изучения теоретического материала учебной дисциплины, прохождения учебной или производственной практики; - государственная итоговая аттестация, проводимая государственной аттестационной комиссией. Оценочные средства текущего контроля и промежуточной аттестации делятся на контрольные задания, характеристики выполнения, критерии оценки. Контрольные задания содержат одну или несколько задач (вопросов) в виде краткой формулировки операций (деятельности), которые необходимо выполнить, или описание результата, который нужно получить. По мнению Волковой А.С.: «…задача – это задание, представленное в виде набора условий (требующее нахождения решения по известным данным с соблюдением известных условий), а вопрос – это контрольно-оценочный материал, условия которого и ответ на который носят лаконичный характер» [4]. Характеристики выполнения представляют собой формализованное представление оцениваемых ключевых (основных) характеристик процесса (метода) либо результата деятельности. По сложности контрольные задания делятся на простые и комплексные контрольные задачи. Элементарные (простые) контрольные задания предполагают решение в одно или два действия. К ним можно отнести: - тестовые задания с выбором ответа в закрытой форме, на установление соответствия в закрытой форме, или на установление верной последовательности в закрытой форме; - элементарные ситуационные проблемы с коротким ответом или простым действием; - нетрудные задания по воспроизведению текста, решения или ручного действия. Комплексные контрольные задания требуют разветвленных выводов как в известной, так и в неизвестной ситуации. Задания в открытой форме, требующие поэтапного решения и детального ответа, в том числе тестовые («тестовое задание – это задание, логическая единица теста, включающая в себя текст задания определенной конструкции, эталон ответа и имеющая оценочный показатель. Волкова А.С., 2015» [4]), и задания на индивидуальное или коллективное выполнение проектов, на выполнение лабораторных работ или практических действий. Комплексные контрольные задания могут применяться для проверки комплексных умений, степени той или иной способности или компетенций обучающегося. Для оценки знаний, умений и компетенций в ФОС создаются комплексы оценочных средств (КОС) для каждого профессионального модуля и учебной дисциплины. Текущий контроль знаний, умений и компетенций обучающихся ведется преподавателем в ходе освоения программ профессиональных модулей и учебных дисциплин. В работе Ефремовой Н.Ф. указывается, что: «Важным обстоятельством допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики согласно любому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчёты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.» [8] Государственная (итоговая) аттестация выпускников образовательных учреждений, освоивших основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, содержит квалификационный экзамен либо защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Требования к содержанию, объему и структуре итоговой государственной аттестации предопределяются Программой государственной итоговой аттестации (ИГА), разработанной профессиональной образовательной организацией и в соответствии с законом «Об образовании», ИГА предполагает любые формы, определенные федеральным органом исполнительной власти и нормативно – правовым регулированием в сфере образования. Образовательные учреждения: - разрабатывают и согласовывают с предприятиями программу, содержание и планируемые результаты практики; - вместе с предприятиями, участвующими в организации и проведении практики, организуют процедуру оценки общих и профессиональных компетенций студента, освоенных им в ходе прохождения практики; - разрабатывают и согласовывают с организациями формы отчетности и оценочный материал прохождения практики. Организации (компании): - согласовывают план практики, предполагаемые результаты практики, задание на практику; - принимают участие в организации и оценке результатов освоения общих и профессиональных компетенций, приобретенных в период прохождения практики; - принимают участие в создании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных студентами в период прохождения практики. В своей работе Звонников В.И. пишет: «Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом либо на основании результатов, подтверждаемых документами соответствующих организаций. Практика завершается зачетом либо оценкой освоенных студентами общих и профессиональных компетенций. Результаты прохождения практики представляются студентом в образовательную организацию и учитываются при итоговой аттестации.» [10] С момента начала обучения по основной профессиональной образовательной программе по специальности СПО образовательным учреждением разрабатываются ФОС, состоящие из комплексов оценочны средств, включающих контрольные материалы, которые проходят процедуры внутренней и внешней экспертизы. В работе Ермолаевой Н.Н. указывается, что: «Разработка оценочных средств начинается с установления ключевых характеристик оценки результата как комплексов умений, знаний и навыков в соответствии с программами профессиональных модулей. Содержательная отличительная черта оценочных средств отражает иерархию содержательной вложенности по требованиям ФГОС и основной профессиональной образовательной программы СПО: цикл – учебная дисциплина (междисциплинарный курс) ФГОС – раздел – тема. По компетентностному показателю оценочные средства относятся к определенному виду профессиональной деятельности и профессиональной компетенции по ФГОС СПО. Примерная структура фонда оценочных средств: – совокупность компетентностно-ориентированных контрольно-оценочных материалов (практических заданий, ситуационных задач, опросов, тестов), предназначенных для оценивания результатов и процесса формирования компетенций на определенных ступенях обучения (в начале обучения у студентов первого курса, приступающих к освоению ОПОП, после первого курса, на основных этапах обучения, на старших курсах, после практик, на этапе подготовки к защите дипломной работы).» [6] «По мнению Волковой А.С., контрольно-оценочные материалы – это средства, позволяющие отслеживать ход учения и выполнения профессионального действия путем сопоставления полученных результатов с заданными образцами для определения соответствия или несоответствия знаний, умений, навыков учащегося целям и задачам обучения» [4, с. 2]. Контрольно-измерительные материалы имеют разное функциональное назначение: - определяется качество образовательной программы (интернет-тестирование обучающихся в процессе аттестации вуза); - выявляется динамика изучения всех видов учебной деятельности обучающегося, в том числе практики, научно-исследовательскую работу; - организуется самоаттестация и самопроверка обучающимся степени собственных знаний; - проводится аттестация обучающихся, которые переводятся из других вузов, в том числе зарубежных, либо восстанавливаются. Состав контрольно-оценочных средств включает в себя объекты оценивания, характеристики оценки результата, стандарты и нормы качества, технологии, задания, требования к выполнению заданий. Контрольно-оценочные средства (КОС) – это совокупность контрольных и оценочных средств и материалов, позволяющих проконтролировать сформированность компетенций в ходе освоения основной профессиональной образовательной программы. Также в структуре оценочного средства могут содержаться элементарные и комплексные контрольные задания, которые могут быть составлены в виде задания на выполнение выпускной квалификационной работы, проекта, экзаменационного билета или теста. Ответы на вопросы и решение элементарных контрольных задач подразумевают выполнение аттестуемым простых действий по изложению знаний, понятий, определений, терминов, законов, формул с пониманием смысла изученного материала, либо по применению информации для решения задач; применению (фактов, правил, теорий, приемов, методов) в конкретных ситуациях, соблюдению законов. Решение комплексных контрольных заданий требует от аттестуемого выполнения сложных действий: по разделению информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей, пониманию принципов организации целого; по объединению результатов, креативному преобразованию информации из различных источников, формированию гипотезы, системного объяснения или решения новой информации, объясняющей явление или событие, предсказывающей что – либо; по оценке значимости объекта или явления для конкретной цели, определению и выражению суждения о единстве идеи, способа и теории на основе понимания сущности явлений и их сопоставления. Для комплексных контрольных заданий применяется бинарная оценка, предполагающая выставление балльной оценки (по возрастающей) за каждый промежуточный верный результат, решение либо правильно выполненное действие. Тематика выпускной квалификационной работы (ВКР) должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей и соответствовать современным требованиям развития науки, техники, производства, экономики, культуры и образования. Темы ВКР разрабатываются преподавателями образовательных учреждений вместе со специалистами организаций (предприятий). Обучающимся предоставляется возможность выбора темы ВКР, разрешено предложить свою тему с объяснением целесообразности ее исследования. При подготовке ВКР каждому обучающемуся назначаются руководитель и консультанты. 1.2 Содержание контрольно-оценочных средств для проведения аттестации студентов колледжа В образовательной практике учебного заведения применяется комплексное понятие «результаты обучения», но необходимо понимать, что данные результаты проектируются на основе понимания и анализа соответствующих компетенций и их взаимодействия. По этой причине на различных стадиях образовательного процесса результатом обучения будут как сформированные элементы компетенций (определенные знания, умения, личностные качества, системы отношений, установки), так и сложные совокупности их взаимодействий, позволяющие судить уже о степени сформированности компетенций, заложенных при целеполагании изучения модулей и образовательных программ в целом. Упорядочению в представлении результатов обучения разработка компетентностной модели выпускника, матрицы компетенций и создание паспортов компетенций – документов, необходимых для того, чтобы компетенции стали: – понятными, структурированными, никак не противоречащими друг другу и не дублирующими друг друга; – выражены посредством специальных терминов, так и простых формулировок; – определенными конкретно для идентичного понимания разными людьми; – определенными согласно выраженности через конкретные критерии и градуированы по уровням через показатели. Более адекватной имеющейся практике и современным тенденциям становления образования, представляет собой структура компетенции, которая положена в основу данных методических рекомендаций и позволяющая реализовывать оценку на уровнях: 1) знает основные положения, методы, принципы; 2) умеет применять приобретенные знания, выбирать из распространенных методов, генерировать новые идеи; 3) владеет терминологией, способностями анализа, технологиями; 4) сформирован подход к идее саморазвития, специальности, использованию научного подхода при интерпретации ситуаций профессиональной деятельности. Для того чтобы мониторить процедуру формирования компетенций посредством результатов обучения, для каждой компетенции должны быть: – определены способы либо технологии создания и оценки ее структурных компонентов и компетенции в целом с указанной степенью объективности; – разработаны правила быстрого определения эталонных требований к выраженности компетенций в зависимости от ситуации и цели оценки; – разработаны стандартные рекомендации и правила их использования в зависимости от разницы между эталонным требованием и оценкой испытуемого. Для оценивания сформированности компетенций рекомендовано наравне с традиционными методами и средствами оценки результатов обучения применять: – тесты «на применение» при установлении предметных и межпредметных компетентностей; – рейтинговую модель, характеризующую уровень продвижения обучающегося по лестнице успеха в однотипной среде; – мониторинговую модель, предусматривающую создание «портфолио» достижений; – рассмотрение и обсуждение вопроса; – составление материала различного вида; – презентацию – представительские данные, способность выступать на публике, умение «держаться» перед аудиторией; – ситуационно-поведенческие тесты – краткие стандартизованные оценочные процедуры; – исследования производительности обрабатывания информации; – опросники, направленные на исследование личностных качеств, как множество стандартизованных анкет с вопросами закрытого типа; – интервью как инструмент, дающий возможность открыто рассматривать слабые и сильные стороны и разъяснить свою позицию; – способ стратегической беседы; – наблюдение – механизм сбора данных с целью определения фактов; – анкетирование – механизм сбора данных, при этом у опрашиваемых имеется время найти необходимые факты; – контент-анализ документации (классных журналов, характеристик); – портфолио документов – комплект документов, материалов, отображающих деятельность обучающегося (по Н.Ф. Ефремовой). Роль оценивания учебных образовательных результатов студентов начинает приобретать новые смыслы. В первую очередь, меняется понимание роли оценивания в образовательной деятельности: оценивание не приводит только к определению недостатков, а, прежде всего, рассматривается как неблагоприятный анализ образовательного процесса, предусматривающий поиск причин с целью оперативной корректировки, наиболее четкого определения направлений его улучшения. Собственно на это направлено изменение целей оценивания и философии оценки. Восприятие процесса обучения как процесса взращивания компетентности, накапливания компетенций обусловило перемены философии оценивания: - от дискретности к непрерывности; - от фрагментарности к системности; - от единичности к множественности; - от количественной оценки к качественной; - от жесткости в оценивании к гибкости; - от искусственности к естественности; - от оценки к самооценке; - от оценки работы к оцениванию личностных достижений. Оценивание становится не фиксацией результатов, а «точкой увеличения», формирования в ходе становления компетентности обучающегося. То есть, оценивание начинает интерпретироваться как сопровождение, наблюдение процессов обучения и преподавания, как конструктивная обратная связь и как методика обучения. К вопросу формирования компетенций, применяется решение посредством поэтапного формирования, развития и оценивания на различных ступенях обучения студентов. В данном процессе важна не сама по себе частота оценочных мероприятий, а непосредственно их совершенствующий характер. Одним из элементов, использующим новые направления в оценивании, считается балльно-рейтинговая система, которая имеет цель активизирования обучающихся к систематической учебной деятельности, увеличению уровня самостоятельности и самоорганизации учебной работы. В технологической карте, которая считается неотъемлемым документом при применении данной системы оценивания, представляется важная информация по всем видам контроля. Рейтинговая система оценки знаний может быть рассмотрена как один из допустимых методов, соответствующих поставленным задачам развития и оценивания компетенций. Эта система дает возможность получить: - вероятность установления уровня подготовки любого обучающегося на любом этапе учебного процесса; - вероятность получить непредвзятую динамику освоения знаний не только на протяжении учебного года, но и за весь период обучения; - дифференцировать значимости оценок, приобретенных обучающимися за осуществление разных вариантов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, творческие задания и домашняя работа); - отображать текущей и итоговой оценкой объем вложенной обучающимся работы; - увеличить объективность оценки знаний. Средства оценивания для текущего и рубежного контроля: Коллоквиум – способ освоения учебного материала, раздела либо разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде беседы педагога с обучающимися либо письменной работы по одному из вопросов, рассматриваемых на коллоквиуме. Коллоквиум – это «маленький экзамен», следовательно, при оценивании ответа могут быть применены те же критерии, что и для экзамена. Каждое оценивание, проводимое в виде устного ответа, дает возможность оценить знания и развитие обучающегося, способность логично выстроить ответ. Важные воспитательные аспекты устного опроса: моральный (добросовестная сдача экзамена), дисциплинирующий (классификация использованного материала при ответе), дидактический (наилучшее усвоение материала при умственной концентрации), эмоциональный (удовольствие от успешной сдачи коллоквиума). Контрольная работа - способ контроля умений использовать приобретенные знания для решения поставленных задач. Контрольная работа – это письменное задание, выполняется в определенный период времени (в аудитории – от 30 минут до 1 часа, как домашнее задание – от дня до недели). Критерии оценивания выполненной контрольной работы: - соответствие допускаемым ответам; - верное применение метода выполнения действий; - логика рассуждений; - оригинальность метода решения. Рабочая тетрадь – предметно-знаковое средство обучения, содержащее учебный материал с пробелами в виде специальных типов заданий или упражнений и отражающее основные виды деятельности по формированию знаний, умений, владений. Характерной чертой рабочей тетради считается ее накопительный характер, который дает возможность в конце конкретного этапа обучения осуществить работу по систематизации изученного материала, повторной проработки, рефлексии. Состав рабочей тетради повторяет, состав модуля или его составляющей. Рабочей тетрадью должны быть обеспечены все обучающиеся, потому что все задания подразумевают самостоятельную работу. Для определенных заданий самостоятельная работа будет только первым шагом, за которым следует совместная работа (например, беседа). В случае балльно-рейтинговой системы оцениванию подвергаются не все упражнения, что находятся в рабочей тетради, а только основные. Другие упражнения могут быть оценены согласно принципу – зачет-незачет. На любое основное упражнение отводится определенный балл, общая сумма баллов по рабочей тетради записывается в технологическую карту модуля. Критерии оценки разных упражнений различны, они прописаны в тетради относительно любого упражнения. Расчетно-графическая работа – способ контроля умений использовать приобретенные знания по предварительно установленной методике с целью решения задач или заданий по модулю. Критерии оценки: - восприятие методики и способность ее грамотно использовать; - качество оформления (аккуратность, обоснованность); - полнота объяснений. Разноуровневые задачи и задания считаются традиционными средствами текущего контроля. Различают задачи и задания: а) репродуктивного уровня, позволяющие дать оценку и диагностировать понимание практически использованного материала и способность грамотно применять особые определения и понятия, узнавание объектов исследования в рамках конкретного раздела дисциплины. Различные задания данного уровня могут оцениваться на основании 1-го либо всех ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: