VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование любви к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002973
Тема: Формирование любви к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»

Гуманитарно-педагогический институт
Кафедра «Педагогики и методики преподавания»
Направление подготовки: 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
Профиль: Психология и педагогика начального образования


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

     на тему: «Формирование любви к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности»


Студентка О.М. Иванова______________________________
         (инициалы, фамилия)                               (личная подпись)
Руководитель к.п.н., доцент, Г.А. Медяник________________
(ученая степень, звание,  инициалы, фамилия    (личная подпись)



Тольятти 2017



Содержание

Введение	3
Глава 1. Теоретические основы формирования любви к малой Родине у младших школьников	6
1.1. Понятие любви к малой родине в психолого-педагогической литературе	6
1.2. Внеурочная деятельность как средство формирования любви к малой родине.	10
Выводы по первой главе	14
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию любви к малой родине у младших школьников во внеурочное время	16
2.1. Диагностика сформированности любви к малой родине у младших школьников	16
2.2. Формирование любви к малой родине в процессе внеурочной деятельности	22
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования проблемы формирования любви к малой родине	26



Введение
     Актуальность данного исследования связана с возросшим интересом общественности и государства к воспитанию у подрастающего поколения морально-нравственных качеств и любви к родине. 
     В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования  (далее ФГОС НОО) выдвинута идея о том, что система образования призвана обеспечить: преемственность поколений в их историческом развитии национальной культуры; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России; воспитание патриотизма и гражданственности, личности, обладающей высокой нравственностью, проявляющей национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к многонациональной культуре России. Любовь к малой родине является важным элементом преобразований, к которым устремлена  современная система образования в рамках ФГОС НОО. 
     Любовь к малой родине формируется на протяжении всей жизни, под влиянием социо-культурной среды. На этапе младшего школьного возраста, любовь к малой родине формируется посредством накопления социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Работу по воспитанию любви к малой родине не всегда удается проводить непосредственно во время учебных занятий. Большими возможностями для воспитательной работы в настоящее время располагает внеурочная деятельность. 
     Изучением формирования любви к малой родине занимались такие исследователи как К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, Б. Т. Лихачев, А. В. Мудрик и другие. Однако, недостаточно представлена методика формирования любви к малой родине и в частности для учащихся Самарской области и города Тольятти. 
     Противоречие между требованиями государства и общества и недостаточной методической оснащенностью современной начальной школы в данном аспекте, позволило сформулировать проблему исследования: каковы пути формирования любви к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности?
     Объект: воспитательный процесс, направленный на формирование любви к малой родине у младших школьников.
     Предмет: формирование любви к малой родине младших школьников во внеурочное время.
     Цель: теоретически и практически доказать эффективность комплекса мероприятий, направленных на формирование любви к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности. 
     Гипотеза: мы предполагаем, что формирование любви к малой родине у младших школьников, будет проводиться более эффективно, если разработать и внедрить комплекс внеурочных краеведческих занятий.
     Задачи: 
     1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме любви к малой родине младших школьников;
     2. Провести диагностику по выявлению уровня сформированности любви к малой родине у младших школьников;
     3. Разработать и внедрить комплекс меоприятий по формированию любви к малой родине у младших школьников;
     4.  Проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы.
     Методы: 
     1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы; 
     2. Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольные этапы): анкетирование, беседа с учащимися.
     Практическая значимость данной ВКР заключается в том, что был разработан комплекс внеурочных занятий по повышению уровня любви к малой родине у младших школьников.
     База исследования: МБУ «Школа № 80»


Глава 1. Теоретические основы формирования любви к малой Родине у младших школьников

1.1. Понятие любви к малой родине в психолого-педагогической литературе
     В современной науке нет единого подхода к определению понятия «Любовь к малой родине». Одними учёными, такими как Ю.К. Ефремов [28], любовь к малой родине определяется как высоконравственное чувство,     П.В. Иванов [30] отождествляет любовь к малой родине с принципами, обеспечивающими готовность служить своей родине. В псилого-педагогической литературе отмечается так же общефилосовский подход  к определению понятия «малая родина», С позиции данного подхода В.А. Ивановский [32] отмечает в своих монографиях , что чувство любви к малой Родине воплощено в служении ее интересам , тем самым занимая важное место в системе движущих факторов развития общества .Чувства любви к малой родине по мнению ученых вызывает чувства гражданской ответственности за судьбу родины, глубокое убеждение необходимости интересы каждого подчинять интересам общих.
     Более широко рассмотрено понятие любви к малой родине в исследованиях В.Н. Калуцков [33]. Автор утверждает, что подлинные чувства – это глубокая преданность народу, сочетающаяся с чувством уважения к народу другому.
     Такое многообразие определений одного понятия обусловлено сложностью рассматриваемого явления. Исходя из этого, стоит рассматривать понятия любви к малой родине с точки зрения ее сущностных характеристик. Прежде всего любовь к малой родине представляет собой нравственное чувство, иными словами представляет собой эмоциональное переживание человека его отношения к окружающей действительности , поступкам, действиям , нормам и ответственности . В тоже время, любовь к малой родине отождествляются активной гражданской позиции – стремления действовать во благо родине, чувство гордости за ее историю. 
     Таким образом, любовь к малой родине, согласно современным психолого-педагогическим исследованиям Д.С. Лихачёва [44] включает в себя; чувство привязанности к собственной семье и месту, где человек родился и вырос; уважительное отношение к жителям своего города, представителям своей культуры, языка и народности; желание заботиться о других людях и об интересах родины; осознанием долга пред ближайшим окружением; проявление гражданской верности и гордости; гуманизм, милосердие и  общечеловеческие ценности.
     Любовь к малой родине, является объектом ценностного отношения, имеет социальный характер, является социально обусловленной. Формирование любви к малой родине является частью общего воспитательного процесса, как систематической и целенаправленной деятельности органов государственной власти и общественных организаций. 
     Процесс формирования любви к малой родине, как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности, включает в себя следующие структурные компоненты: социальной, целевой, функциональный, организационный. Все эти структурные компоненты обладают высоким уровнем комплектности. 
     Формирование любви к малой родине является неотъемлемой  частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов, охватывая такие сферы жизни, как: социально-экономическая, политическая, правовая и т.д. 
     Любовь к малой родине предполагает наличие у граждан общественно значимых ориентаций, гармонизации личных и общественных интересов. Любовь к малой родине тем самым понимается как одна из наиболее значимых и непреходящих нравственных ценностей, характеризуя высший уровень духовно-нравственного развития личности. Любовь к малой родине в свою очередь имеет активное мотивационно-деятельностное проявление.
     Процесс формирования любви к малой родине проходит несколько своеобразных этапов, от любви к своему дому, улице, классу, школе до общегосударственного, до осознанной любви и преданности всей многонациональной стране. Сложившаяся социально- экономическая ситуация в настоящее время не способствует формированию чувства любви к малой родине. Многие покидают родные города по экономическим причинам. Таким образом, исторически сложилось и замечено, что кризис экономический приводит к кризису морали. 
     Еще одним фактором, затрудняющим формирование любви к малой родине, является то, что механизмы патриотического воспитания, существовавшие в эпоху социализма были разрушены. Многие историки политологи, такие как       Н.Н. Баранский [5] утверждают, что рыночные отношения и демократия антипатриотичны по своей сути. Всё меньше становится примеров патриотизма и героизма, так как современное общество в сложившихся условиях более прагматично и заинтересованно в рентабельности своих действий. Пример является одним из наиболее эффективных методов воспитания в целом, отсутствие примеров патриотизма и героизма в современности тем самым тормозит процессы формирования любви к малой родине. 
     Вышеперечисленным трудностям способствует несовершенство законодательной базы патриотического воспитания; недостаточное оснащение материально-технической базы образовательных учреждений; отсутствие поддержки СМИ в виде пропаганды; недостаточное программно-методическое оснащение образовательных учреждений. В сложившихся условиях, достижения цели формирования любви к малой родине, как социальной активности, гражданской ответственности, духовности и становления личности, осуществляется посредством реализации ряда задач: утверждения социально значимых ценностей, взглядов и убеждений; воспитание в духе уважения к конституции. Законам, нормам общественной и коллективной жизни; привития к государственным и административным символам страны, региона, города; формирования расовой, религиозной и национальной терпимости и тд. Реализация данных задач формирования любви к малой родине, осуществляется через более частные, с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, территориальной, национальной, экономической, социальной и политической составляющей.
     Проблема формирования любви к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности рассмотрена в рамках данного исследования более подробно в следующем параграфе. 


1.2. Внеурочная деятельность как средство формирования любви к малой родине.
     Младший школьный возраст педагогами и психологами считается наиболее сензетивным для формирования любви к малой родине. Под младшим школьным возрастом понимается период жизни ребенка от 6 до 10 лет и знаменуется он с процессом адаптации и социализации в качестве учащегося в школы. Это время формирования произвольного поведения. Младший школьный возраст тем самым открывает широкие возможности для системного и последовательного формирования любви к малой родине, так как основы, заложенные в характер и мировоззрение ребенка в этом возрасте, имеют прочную и устойчивую основу. Формирование любви к малой родине включает в себя зарождение, формирование и развитие первоначальных понятий и представлений о малой родине. Пробуждается интерес к прошлому и настоящему малой родины, стремление подражать её героям и выдающимся личностям. При этом, психологи и педагоги отмечают Н.В. Бордовская  [11] , что ребенку в данном возрасте сложно определить без помощи взрослого, в каких случаях героизм и деятельность придерживалась высокой цели и ценностей, а где является авантюрой, лишь попыткой демонстрации личностных и физических качеств.
     Любовь к малой родине формируется на ярких, эмоционально-окрашенных примерах славы чаще всего боевой и воинской народа. Однако стоит учитывать возрастные особенности детей. Не все исторические факты доступны для понимания детьми младшего школьного возраста в первую очередь целесообразно использовать ближайший круг: семейную историю и впечатления от его окружающего в настоящее время.
     Эффективными приемами формирования любви к малой родине являются беседы, рассказы, воспоминания родителей, знакомство с семейными архивами, реликвиями, посещениями местных музеев, памятников, чтенее стихотворений и произведений местных авторов. В воспитании любви к малой родине эффективны так же праздники, памятные даты в семье, школе и по месту жительства, посильное в них участие.
     Воспитание нравственно-волевых качеств, как составляющей любви к малой родине, заключается в развитии умений и навыков поступать целеустремленно, самостоятельно, проявлять выдержку и дисциплинированность, инициативу. Этой задаче способствует выполнение общественно-полезных поручений, коллективных дел и участия в общешкольных, классных и городских мероприятиях, соревнованиях, экскурсиях, для успешного формирования любви к малой родине необходимо обогащать собственный опыт практической деятельности, связанной с проявлениями патриотизма и гражданственности. Особое значение в воспитании уделяет семье и именно поэтому к участию в формировании любви к малой родине важно привлекать и родителей.с этой целью проводятся совместные праздники и мероприятия, всеобучи и консультирование для родителей. Главный принцип формирования любви к малой родине – единственно воспитательных воздействий.
     Внеурочная деятельность в настоящее время является одной из инноваций ФГОС НОО, став обязательным элементом школьного образования. Основными целями внеурочной деятельности, согласно ФГОС НОО являются создание условий для достижения необходимости социального опыта и формирования принятой в обществе системы нравственных ценностей; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное от учебы время; развитие творческой  здоровой личности, подготовленной к значимой социальной деятельности и способной к добровольческой и полезной инициативе. Основными формами внеурочной деятельности, способствующей воспитанию любви к малой родине являются прогулки, тематические беседы, встречи , экскурсии  и внеклассные мероприятия. Из методов, с учетом возрастных особенностей применительно игры и игровые приемы, творческая деятельность. Специфическими средствами формирования любви к малой родине являются средства краеведения: наблюдения, путешествие и творческие задания: рисунки, сочинения, рассказы, доклады и отчеты. Эффективными является так же метод проектов, вовлекающий детей в активную исследовательскую деятельность и несущий практический характер.
     Организация и проведение внеурочного занятия строится по следующему плану: подготовительный этап, включающий в себя выбор темы и формы, составление сценария, проведение репетиции, подбора художественного и музыкального оформления; основная часть (проведение занятия). Основная часть может варьироваться в зависимости от выбранной формы занятия, однако должна базироваться на единстве трех обязательных компонентов: образ(музыка, иллюстрация, оформление), слово (беседа, художественное прочтение и тп.).
     Методисты Н.Н. Баранский [5] выделяют так же требования к проведению внеурочного занятия: творческий потенциал, добровольное участие, пропорциональность частей мероприятия, единство формы и содержания, а так же учет возрастных особенностей учащихся. 
     Наиболее эффективной формой внеурочной деятельности для формирования любви к малой родине, является любви к малой родине, является экскурсия. Экскурсия – это форма работы, предполагающая наблюдение, непосредственное изучение различных объектов, явлений и процессов в естественных или искусственных условиях. Методика проведения экскурсии предполагает так же наличие нескольких этапов. Первый этап – подготовительный, подразумевает подбор материала, изучение маршрута, приглашение к участию. На основном втором этапе, происходит проведение экскурсии: следование к месту проведения, организационный момент, непосредственная экскурсия. И третий этап – заключительный. В начальной школе можно провести экскурсии на тему «Улица моя», «Никто не забыт, ни что не забыто» и тп. 
     В соответствии с возрастными особенностями учащихся материал подается эмоционально стоит учитывать так же быструю утомляемость детей в данной возрастной группы. Важный материал следует сконцентрировать во введении и в начале экскурсии. Целесообразно использовать уже имеющиеся знания детей, полученные ранее на уроках. И во внеурочной деятельности. Большая часть экскурсии проводится в форме диалога. При подаче материала так же рекомендуется использовать наглядность и элементы игр. В ходе пешеходных экскурсий устраивать «привалы» и «перекусы». При экскурсиях к местам воинской славы и памятникам проводить минуты молчания, возложение цветов. Важным этапом является проведение итогов. Дети делятся впечатлениями посредством рисунков, сочинений, отчетов, проектов. 
     В качестве еще одного метода дидактике выделяют прогулку. Прогулка предполагает выход в социальную и природную среду, непосредственное естественное наблюдение ее объектов. Прогулки формируют бережное отношение к природе, архитектурным ценностям, развивают интерес к ценностям города. 
     Итак, согласно теоретическому исследованию, внеурочная деятельность может способствовать формированию и развитию  любви к малой родине у младших школьников.


Выводы по первой главе
        Проблема формирования чувства любви к малой родине достаточно актуальна для современного общества, что подчеркивается повышенным интересом к данной проблеме со стороны государства. Данный факт находит отражение в ФГОС НОО. Однако, как показывает теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной теме, недостаточно представлены пути, средства и формы формирования любви к малой родине у младших школьников. Для воспитания любви к малой родине важно прежде всего понимание сущностных характеристик данного понятия в системе психолого- педагогических категорий. Анализ актуальных исследований по данной теме показал, что единого подхода к определению понятия нет, полученные в результате теоретического исследования данные, можно сделать вывод о том, что чувство любви к малой родине содержит в себе три основополагающих компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий; определяется как духовно-нравственная ценность личности, регулирующая поведение в интересах общества, государства, эмоционально окрашена. Любовь к малой родине отождествляется с чувством гордости, уважения и сопричастности. Данное понятие имеет политическую, социальную и экономическую обусловленность. 
        В свете ФГОС НОО широкими возможностями для формирования у младших школьников любви к малой родине обладает внеурочная деятельность. Основными формами работы по формированию любви к малой родине во внеурочной деятельности современными методистами названы внеклассные мероприятия, праздники и экскурсии патриотической направленности, вовлечение семьи в воспитание любви к малой родине, в силу возрастных особенностей младших школьников - игровые методы и приемы, а так же прогулки, предполагающие естественное наблюдение объектов исторического культурного и природного характера, а так же стимулирующие поведение в социальной среде.
     Программа и методика формирования любви к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности представлена в следующей главе данного исследования.


2. Опытно-экспериментальная работа по формированию любви к малой родине у младших школьников во внеурочное время
2.1. Диагностика сформированности любви к малой родине у младших школьников
     С целью обоснования использования во внеурочной деятельности занятий по краеведению для формирования чувства любви к малой родине, на базе МБУ «Школа № 80» проводилась опытно-экспериментальная работа, включающаяся в себя диагностику уровня сформированности любви к малой родине. На первом, констатирующем этапе эксперимента, были выбраны две группы учащихся, одинаковые по возрасту и количеству учащихся: контрольная (3 А) и экспериментальная (3 Б). Оба класса обучаются по одной программе. 
     Опираясь на результаты теоретического исследования в рамках данной проблемы, были выделены основные критерии сформированности у младших школьников любви к малой родине: когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий.
     По каждому из критериев был подобран диагностический инструментарий и определены трёхуровневые показатели: высокий, средний и низкий уровень по каждому из критериев (Таблица 1).
     Таблица 1 - Содержание методики диагностирования уровня сформированности любви к малой родине
Критерий
Показатели
Методика
Когнитивный
Высокий уровень – объёмные знания об истории малой родины, проявляет интерес к краеведению.
Средний уровень: имеет представление об основных достопримечательностях малой родины, получал информацию.
Низкий уровень: представления об истории малой родины поверхностные, не проявляет интерес.
Анкета
Поведенческий 
Высокий уровень: Охотно выполняет общественные поручения. Осознанно выполняет свои обязанности, проявляет убеждённую готовность и способность защищать родину, проявляет чувство долга и ответственности перед родителями. Показывает пример бережного отношения к природе и общенародному достоянию. Хорошо учится, охотно помогает товарищам.
Средний уровень: Выполняет общественные поручения и свои обязанности. Проявляет готовность защищать родину, проявляет чувство долга и ответственности перед родителями, в целом бережно относится к природе и общенародному достоянию, только в отдельных случаях допускает небрежность.
Низкий уровень: Неохотно выполняет общественные поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей, иногда проявляет неуважительное отношение к взрослым.
Методика А. Я.Ветохиной, З. С.Дмитренко
Эмоциональный
Высокий уровень: считает значимыми и присущими себе такие качества как патриотизм, ответственность, справедливость, гражданственность, семья.
Средний уровень: значимыми являются семья, ответственность, чувство долга.
Низкий уровень: не имеет представления и не считает значимыми такие чувства как патриотизм и гражданственность, чувство долга.
Тест «Ты гражданином быть обязан»
И.А. Пашкович
     
     Первым направлением диагностики было выявление сформированности когнитивного критерия любви к малой родине. С этой целью было проведено анкетирование на выявление знаний детей о малой родине (Приложение 1).
     В контрольной группе учащихся (Приложение 2) по данной методике показатели следующие: высокий уровень сформированности когнитивного компонента выявлен у 4х (17%) учащихся, средний уровень у 8 (34%) и низкий уровень у 11 (49%) учащихся (Приложение 2). В экспериментальной группе у 3 учащихся высокий уровень (13%); средний уровень диагностирован у 7 учащихся (30%) и у 13 (57%) учащихся был выявлен низкий уровень сформированности когнитивного компонента любви к малой родине (Приложение 4).
     Если сравнить полученные результаты, то можно увидеть, что на констатирующем этапе эксперимента у большинства учащихся и в контрольной и в экспериментальной группе уровень сформированности когнитивного компонента любви к малой родине   – низкий (рис.1).
     
     Рис.1. Уровень сформированности когнитивного компонента любви к малой родине на констатирующем этапе эксперимента
     
     Вторым направлением диагностики было определение уровня сформированности поведенческого критерия любви к малой родине посредством использования методики А. Я.Ветохиной, З. С.Дмитренко (Приложение 2).
     Показатели в контрольной группе учащихся: у 6 (26%) учащихся был выявлен высокий уровень сформированности эмоционального компонента любви к малой родине, у 11 (48%) учащихся средний и у 6 учащихся (26%) – низкий уровень (Приложение 5).
     В экспериментальной группе у 5 (22%) учащихся высокий уровень, у  9 (39%) учащихся - средний и у 9 (39%)  учащихся – низкий уровень (Приложение 6).
     Сопоставив полученные данные в обеих группах, можно наблюдать, что результаты диагностики разняться не значительно (Рис.2).

Рис. 2. Уровень сформированности  поведенческого компонента любви к малой родине на констатирующем этапе эксперимента
	
     Третьим направлением диагностической работы было определение уровня сформированности эмоционального критерия любви к малой родине. С этой целью был использован тест «Ты гражданином быть обязан» И.А. Пашкович (Приложение 3). 
     По результатам проведённой методики у 5 учащихся (22%) контрольной группы (Приложение 7) высокий уровень, у 10 (44%) – средний и у 8 (34%) – низкий. В экспериментальной группе (Приложение 8) высокий уровень диагностирован у 4 (17%) учащихся, 9 (39%) – средний и у 10 (44%) учащихся – низкий.
	В сравнении результаты контрольной и экспериментальной группы отличаются не значительно, у большинства учащихся низкий уровень сформированности эмоционального компонента любви к малой родине (Рис.3).

Рис. 3. Сформированность эмоционального компонента любви к малой родине учащихся на констатирующем этапе эксперимента
     Обобщая результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента, любовь к малой родине сформирована в контрольной группе учащихся на высоком уровне в среднем у 5 (22%), на среднем у 9 (39%) учащихся и на низком уровне у 9 (39%). В экспериментальной группе высокий уровень в среднем у 4 (17%) учащихся, средний уровень у 8 (35%) и низкий у 11 (48%) учащихся (Рис.4.).
     Высокий уровень сформированности любви к малой родине говорит о том, что у ребёнка имеются достаточно глубокие знания по краеведению, значимыми для себя он считает такие качества как справедливость, чувство долга, патриотизм и гражданственность, ответственно выполняет поручения, уважает свою семью и любит свою малую родину.
     Дети, находящиеся на среднем уровне имеют представление об истории и достопримечательностях родного края, не понимают и не осознают у себя чувств гражданственности и долга, но любят свою малую родину.
     Низкий уровень говорит об отсутствии или же повержностных представлениях об истории развития Тольятти и Самарской области, непонимание таких понятий как патриотизм, чувство ответственности, отношение к малой родине нейтральное.
     Рис. 4. Результаты сформированности любви к малой родине на констатирующем этапе эксперимента
     Таким образом, у большинства учащихся любовь к малой родине не сформирована, о чём свидетельствует низкий уровень сформированности отдельных её компонентов  и поведенческие особенности детей. 
     В то же время, в обеих группах результаты приблизительно одинаковые, что позволяет в рамках данного исследования опираться на полученные данные при повторном проведении диагностики с целью контроля. В следующем параграфе описывается экспериментальная работа по формированию у учащихся любви к малой родине, посредством краеведческих занятий во внеурочной деятельности.  

2.2. Формирование любви к малой родине в процессе внеурочной деятельности
	Для апробирования выбранной в исследовании методики формирования любви к малой родине в одном из классов в процессе внеурочной деятельности проводились занятия по краеведению и экскурсии. Формирующий эксперимент проходил в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Работа велась по трём направлениям, соответствующим трём отобранным критериям патриотизма и гражданственности.
     Психолого-педагогические условия формирования любви к малой родине: 
* мотивация учащихся для проявления ими активности; 
* соблюдение дидактических принципов и правил организации внеурочного процесса для повышения его эффективности в области формирования патриотических чувств.
     Реализация условий осуществлялась через нижеуказанные принципы: 
 - принцип сознательности (через осмысление учащимися значимости собственной деятельности); 
     - принцип активности (включение детей в активную деятельность на внеклассном занятии); 
- принцип доступности и посильности (учет возрастных и индивидуальных особенностей). 
            Главная цель цикла занятий, это поселить в душе ребенка любовь к родному краю, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в младшем школьном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
     На первом, подготовительном этапе формирующего эксперимента, группе в ходе бесед и дискуссий были даны определения таких понятий, как малая родина, патриотизм и гражданственность; проводились инструктажи по технике безопасности и правилам поведения во время экскурсий по городу, в музей.
     На основном этапе формирующего эксперимента первым направлением работы было формирование у учащихся когнитивного компонента патриотизма и гражданственности. Для достижения данной цели использовались информационные методы: ИКТ, беседы, дискуссии, а так же экскурсии. На занятиях основного этапа велась работа по углублению знаний учащихся о истории родного края. 
     В процессе работы по первому направлению решались задачи:
     1. Закрепить знания детей о родном крае, государственной символике; 
     2. Воспитывать чувство гордости за город, страну; 
     3. Учить коротко, быстро и точно отвечать на вопросы; 
     4. Закрепить умение объяснять, аргументировано строить рассуждение. 	
     В процессе работы по первому направлению дети ознакомились с символикой Самарской области и города Тольятти (гимн, герб); узнали историю основания города и основные вехи развития; посетили краеведческий музей; прошли по улицам, именованным в честь героев великой отечественной войны; посетили основные достопримечательности и памятные места Тольятти; посетили музей военной техники АвтоВАЗа; сам завод в  день открытых дверей; Чтение литературы об истории города Ставрополя, об истории города Тольятти, о Самарской Луке:
     o В. А. Овсянников «Ставрополь - Тольятти. Страницы истории»;
     o О. Ю. Зайганова, О. В. Каспарова «Волжская земля – родина моя»;
     o Р. Ф. Пищулина, Р. Е. Шнайдер «Твой Ставрополь – Тольятти»;
     o А. М. Губернаторов «Как прекрасен этот заповедный мир».
     Так же в рамках работы по первому направлению были проведены следующие виды работ:
1. Заучивание стихотворений о городе Тольятти, Ставрополе.
2. Работа с загадками о полезных ископаемых.
3. Работа с картой: нахождение городов Поволжья, притоков реки Волги.
     С целью закрепления завершающим этапом работы по первому направлению были проведены конкурсы и викторины по истории родного края, а так же системно проводились блиц-опросы (Приложение 16). 
     Вторым направлением работы было формирование эмоционально-мотивационного компонента патриотизма и гражданственности.  В этом цикле занятий учащиеся встречались с ветеранами великой отечественной войны, ветеранами труда. В ходе таких встреч и бесед от первых лиц узнавали историю Тольятти. Такие беседы вызывают эмоциональный отклик у учащихся и активный интерес.
     Так же в рамках второго направления учащиеся выполняли проекты на тему: «История моей семьи в истории ВОВ», «Профессия папы (мамы)» (Приложение 10). Такая проектная деятельность нацелена на установление связи истории родного края с историей семьи, близких и родных учащихся. Дети с гордостью предоставляли информацию о своих прадедах. Участниках ВОВ, ветеранах труда, а так же рассказывали о профессии родителей и о том, какой вклад вносят эти профессии в развитие и дальнейшее процветание Тольятти. 
     Третьим направлением происходило формирование поведенческого компонента патриотизма и гражданственности. С этой целью проводились занятия практической направленности, а так же осуществлялась проектная деятельность. Выполнялись такие проекты, как «Город-мечта», «Машина будущего. Эскиз  новой модели АвтоВАЗа» и др. (Приложение 16).
     Проводились акции, направленные на оказание реальной помощи городу. Например, учащиеся активно принимали участие в экологической акции «Чистый берег», кроме того проводились трудовые десанты экологической направленности вблизи школы и дворов. В процессе акции «первоцветы», дети узнали какие первоцветы произрастают на территории лесов Тольятти и самостоятельно изготовили листовки и брошюры экологической направленности и распространяли их в школе, среди друзей и соседей, расклеивали по городу. Учащиеся  в феврале принимали активное участие в акции «Живые цветы на снегу», пронесли и возложили к памятникам героев-соотечественников венки. 
     К подобным заданиям и поручениям дети подходили с большой ответственностью, активно и эмоционально реагируя на призыв «помочь городу», сделать его ещё лучше. 
     Заключительным этапом формирующего эксперимента проведено подведение итогов. Дети проводили анализ своей деятельности, самооценку, рефлексию. 
     Насколько же проведённая работа эффективна для формирования  любви к малой родине, как чувства патриотизма и гражданственности можно судить по результатам контрольного этапа опытно-экспериментальной работы, описанным в следующем параграфе.
     





2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования проблемы формирования любви к малой родине
     По завершении формирующего этапа эксперимента проводился заключительный, контрольный этап. Целью контрольного этапа была повторная диагностика выбранных критериев и сравнительный анализ показателей контрольной и экспериментальной групп учащихся на констатирующем и контрольном этапе, для того чтобы подтвердить, либо опровергнуть выдвинутую в рамках данного исследования гипотезу.
     Первое направление. Для диагностики когнитивного критерия сформированности любви к малой родине в экспериментальной и контрольной группах проводилось анкетирование (Приложение1).  На контрольном этапе эксперимента результаты в контрольной группе учащихся по данной методике следующие: высокий уровень сформированности когнитивного компонента выявлен у 5х (22%) учащихся, средний уровень у 9 (39%) и низкий уровень у 9 (39%) учащихся (приложение 9). Если сравнивать показатели контрольной группы на констатирующем этапе с показателями на контрольном, можно увидеть небольшую положительную динамику развития когнитивного компонента любви к малой родине (Рис.4).
     
     Рис. 5. Динамика сформированности когнитивного компонента любви к малой родине в КГ учащихся
     В экспериментальной группе .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44