VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование личности безопасного типа поведения младших школьников во внеурочной деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015732
Тема: Формирование личности безопасного типа поведения младших школьников во внеурочной деятельности
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского»

Кафедра безопасности жизнедеятельности
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
профили Образование в области безопасности жизнедеятельности, Физкультурное образование

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
БАКАЛАВРСКАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА
На тему: «Формирование личности безопасного типа поведения младших школьников во внеурочной деятельности»


                                                    Работа выполнена студенткой
 Черепановой Викторией Николаевной

                                          Научный руководитель 
кандидат биологических наук, доцент Горичева Вера Дмитриевна






Ярославль.
2018
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования личности безопасного типа поведения младших школьников
1.1 Младший школьный возраст и его (психолого-педагогические) особенности
1.2 Понятие «личность безопасного типа поведения» и его структура
1.3Основные направления работы в школе по формированию личности безопасного типа поведения младших школьников
Глава 2. Формирование личности безопасного типа поведения младших школьников во внеурочной деятельности
2.1 История создания и характеристика объекта исследования
2.2 Диагностика уровня сформированности качеств личности безопасного типа поведения младших школьников во внеурочной деятельности в БОУ СМР «СОШ №1» и анализ результатов
2.3 Проведение мероприятий по повышению уровня сформированности качеств личности безопасного типа поведения
2.4 Оценка эффективности проведенных занятий
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложение 1



     



     
     
     Введение
     Во все времена развития цивилизаций актуальным оставался вопрос об обеспечении безопасности жизни людей. В древности для этого объединялись в сообщества, а со временем эту функцию в значительной степени взяло на себя государство. В самом начале истории человечества основные угрозы исходили извне (наводнения, землетрясения и т.д.). Однако с течением времени появились опасности, вызванные действиями самим человеком, а также взаимоотношениями людей в обществе, т.е. опасности, имеющие социальную направленность [8]. 
     Детский травматизм – глобальная проблема мирового здравоохранения. Каждый год в мире от травм гибнут 750 тыс. детей.Самыми распространенными травмамиявляются падения, ожоги, утопления и дорожно-транспортные происшествия.Например, в России в результате ДТП ежегодно получают ранения свыше 22 тысяч и погибают более 1,5 тысячи детей, что в  4 — 6 раз больше, чем в странах Западной Европы [1].Практически не снижается количество ДТП по причине неосторожности, а также нарушений правил перехода улиц в соответствии с работой светофоров. Очевидно, что правосознание подрастающего поколения деформирует безответственное поведение взрослых: сегодняшние взрослые нарушители на дорогах — это бывшие дети, не обученные в свое время правилам дорожного движения и не мотивированные к их соблюдению[31]. На рисунке 1 представлены данные статистики по категориям и количеству травм в 2014 году. 
 
Категория травм
Количество травм
 


Всего
Мальчики
Девочки
Доля
1.
Бытовые
1 622 728
946 419
676 309
50,2%
2.
Уличные
1 038 304
627 545
410 759
32,1%
3.
Школьные
222 566
130 373
92 193
6,9%
4.
Спортивные
154 037
105 980
48 057
4,8%
5.
Транспортные
30 487
17 964
12 523
0,9%
6
Прочие
162 988
96 091
66 897
5,0%
 
Всего
3 231 110
1 924 372
1 306 738

     Рис. 1 Статистика травм по разным категориям травм
     В последние годы все чаще можно наблюдать в средствах массовой информации, в современной научной литературе такое понятие, как «безопасность личности». Этот термин носит основополагающий характер в системе объектов национальной безопасности личность-общество-государство, потому что безопасность личности рассматривается как одно из условий безопасности общества, в свою очередь составляющего безопасное государство. Сразу рассматривать человека как личность нельзя, так как существует такое понятие как «становление личности» из которого можно сделать вывод, что личность формируется в процессе жизнедеятельности, а не приобретается при рождении [9]. Особенно важным является период, когда человек еще ребенком начинает вхождение в социальную среду. По словам Л.С. Выготского этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в возрасте полового созревания и оформления личности в целостное образование. Таким образом, большую роль в становлении личности отводят сфере образования, где необходимо взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Особенно важна функция родителей в данном аспекте.
     По мнению Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневич, одной из задач образовательного процесса должно стать  воспитание личности безопасного типа поведения, т.е. личности, неспособной причинить вред ни людям, ни природе, ни самой себе.Это становится возможным на современном этапе развития образования, характеризующемся развитием гуманистических педагогических ценностей, ориентированных на поворот к проблемам конкретного ребенка, путем воспитания у школьников качеств личности безопасного типа поведения, которое необходимо начинать с первой ступени обучения – начальной школы, поскольку младший школьный возраст особенно благоприятен для воспитания у детей новых качеств, для освоения ими нового опыта поведения[2, c.76].
     Однако на сегодня проблема проектирования процесса воспитания личности безопасного типа поведения младшего школьника на основе идей безопасности личности разработана недостаточно. Кроме того, создавшаяся в педагогической практике ситуация осложняется отсутствием в психолого-педагогической литературе содержательно раскрытых идей безопасности личности, актуальных для начальной школы[3, c. 78].
     Цель работы - обоснование влияния внеурочной деятельности на процесс формирования личности безопасного типа поведения младших школьников.
     Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
     1.Проанализировать современный теоретический материал по теме исследования
     2.Выявить уровень сформированности личности безопасного типа поведения младших школьников
     3.Разработать и провести внеклассные мероприятия по повышению уровня сформированности личности безопасного типа поведения младших школьников
     4.Выявить эффективность проведенных мероприятий.
     Объект исследования:формирование личности безопасного типа поведения. 
     Предмет исследования: содержание процесса формирования личности безопасного типа поведения.   
     Методы исследования: тестирование, анкетирование, наблюдение, статистический метод, фотофиксация, критерии агрессивности у ребенка (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.); шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М. Прихожан); тест «Древо желаний» (В.С. Юркевич).
     Практическая значимость исследования заключается в разработке дидактических материалов для младших школьников по формированию личности безопасного типа поведения в процессе внеклассной работы.



























     Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования личности безопасного типа поведения младших школьников
     1.1 Младший школьный возраст и его особенности
     Младший школьный возраст – это период от 6-7 до 10-11 лет, характеризующийся серьезной физиологической перестройкой организма ребёнка и началом обучения в школе. В этот период наблюдается активное развитие нервной системы, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Познавательные психические процессы отмечаются ростом произвольности и регулируемости. Внимание в значительной степени непроизвольное, но все большее значение приобретает произвольное.  Обучающиеся сосредоточены на действиях учителя, на том, о чем говорит и что показывает. В данный период отмечается наглядно-образное и наглядно-действенной мышление, когда ребёнок большее внимание уделяет внешним признакам. Восприятие функционирует на уровне узнавания и называния цвета и формы, совершенствуется наблюдение с выделением значительного количества деталей. Следует отметить два направления развития памяти – произвольность и осмысленность, что связано с необходимостью заучивать новый материал. Интенсивно протекает процесс становления самооценки, которая зависит от успеваемости, от семейного воспитания, от общения учителя с классом.
     Специфика  развития ребенка в младшем школьном возрасте заключается в перестройке системы отношений ребенка с окружающей действительностью, связанной с поступлением в школу. Младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребенка появляется новый статус: он становится учеником, сменяется ведущая деятельность с игровой на учебную. Учебная деятельность является общественно значимой и ставит ребенка в новую позицию по отношению к взрослым и сверстникам, изменяет его самооценку, перестраивает взаимоотношения в семье.
     Младший школьник выходит за рамки семьи, происходит расширение круга значимых для него лиц, возникают новые авторитеты, формируются сложные отношения с детьми в классе, изменяется характер его взаимоотношений с родителями, возникает особый тип отношений со взрослым, опосредованных задачей учебной деятельности («ребенок – взрослый – задача»). У детей существенным образом изменяются весь образ жизни и деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, совокупность прав, обязанностей и требований, предъявляемых ребенку.
     Поступление в школу знаменует прохождение ребенком этапа адаптации. От того, насколько успешно пройдет адаптация в начальной школе, зависит дальнейшее обучение ребенка. Новая социальная ситуация развития ужесточает условия жизни младшего школьника и может являться для него стрессогенной, приводить к изменениям эмоциональных состояний, возрастанию психической напряженности, что оказывает влияние на физическое здоровье и поведение [6]. Процесс социально-психологической адаптации требует определенных усилий как со стороны самого ребенка, так и со стороны его окружения, в первую очередь семьи, т.е. социально-психологическая адаптация — это процесс активный, в отличие от физиологической адаптации, происходящей в значительной мере автоматически. При адаптации в коллективе не только и не столько окружающая среда действует на ребенка, сколько сам ребенок меняет социально-психологическую среду, создает свою, особую, личностную микросреду. Отсюда возникает целый комплекс проблем. К основным из них относятся следующие: тревожность, агрессивность, формирование неадекватной самооценки, проблемы общения (повышенная обидчивость, замкнутость), поведенческие проблемы (неуправляемость, лживость, грубость), трудности, связанные с новым режимом дня, со взаимоотношениями  учителем и коллективом, проблемы умственного развития (неуспеваемость, трудности в понимании учебного материала, нарушение внимания). 
     Целый комплекс личностных и поведенческих проблем у младших школьников может возникать на основе застенчивости, которую можно понимать как интегративное личностное качество, характеризующееся высокой ситуативной и личностной тревожностью.
     Высокий уровень школьной тревожности младших школьников как свойство личности, предрасполагающее к переживанию тревожных состояний в различных ситуациях, может расцениваться как показатель эмоционального неблагополучия детей, оказывающий влияние на состояние их психического и физического здоровья, и на успешность учебной деятельности. Состояние беспокойства, тревожности, высокий уровень страхов младшего школьника могут быть обусловлены обстановкой в семье, особенностями семейного воспитания и взаимодействия родителей с ребенком, эмоциональной атмосферой в классе, личностными особенностями и стилем педагогического общения педагогов [6].
     Поступление ребенка в школу знаменует собой не только переход познавательных интересов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. Если предпосылки к формированию мотиву достижения начинают складываться еще в дошкольные годы, то в младшем школьном возрасте соответствующий мотив уже закрепляется, становится устойчиво личностной чертой. 
     Также особенностью детей данного возраста является безграничное доверие к взрослым, особенно к учителю, подражание и подчинение им. Ребенок полностью признает авторитет взрослого человека. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник опирается в большей степени на то, что о нем говорит взрослый. Это напрямую связано с таким личностным образованием, как самооценка. Важным моментом является осознанная постановка цели достижения успехов и волевая регуляция, позволяющая ребенку добиться её. Младший школьный возраст – это время, когда школьник уже начинает управлять своим поведением на основе принятого решения, поставленной цели. На мотивацию достижения успехов влияют также два других личностных образования: самооценка и уровень притязаний. В общепсихологических экспериментальных исследованиях показано, что индивиды, имеющие сильную мотивацию достижения успехов и низкую мотивацию избегания неудач, обладают адекватной или умеренно повышенной самооценкой, а также достаточно высоким уровнем притязаний. Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний. 
     На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием "внутренняя позиция". Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам - такое отношение, которое он отчетливо может выразить делами и словами. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребенка, определяя собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств. 
     Следовательно, возраст, приходящийся на начало обучения в школе (I-IV классы), можно рассматривать как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности.
     1.2 Понятие личность безопасного типа поведения и его структура
     Человек в силу своей природы получает удовольствие от реализации врожденных программ и генетически заложенных способностей. Смысл его существования – в самореализации. Поэтому высшая ценность цивилизованного общества – свобода личности, не стесняющая свободу других. Человеческое сообщество как биосоциальная система может устойчиво функционировать в двух режимах: конструктивном и деструктивном. Конструктивный режим предполагает достижение устойчивого баланса биологических (врожденных программ поведения) и социальных регуляторов (норм права). Он является результатом развития сознания и совершенствования норм культуры. Для цивилизованного общества характерны осознанно выработанные ценности и нормы социального поведения: 
     • признание ценности интеллекта и природной одаренности; 
     • признание ценности профессионализма и образованности; 
     • признание ценности личности и ее прав; 
     • признание неприкосновенности частной собственности; 
     • законопослушание; 
     • уважение чужих интересов и способность к компромиссу;
      • честность и обязательность; 
     • расчетливость и бережливость. 
     Деструктивный режим характеризуется ослаблением влияния социальных регуляторов и активным доминированием биологических. Общество сегодня достигло такой стадии развития, на которой общение между людьми играет решающую роль в реализации личностных интересов. Одним из видов социальной опасности является так называемое деструктивное поведение, причиняющее вред человеку и обществу в целом. В качестве причин деструктивного поведения можно назвать: 
     • ощущение дискомфортного состояния в обществе (сложности во взаимоотношениях с родными, мелкие ссоры, разного рода неудачи и т. д.); 
     • нарастание количества событий, имеющих большое значение для конкретной личности и отражающихся на ее безопасности; 
     • изменение экологической обстановки, увеличение потока противоречивой и неоднозначной информации; 
     • необходимость принимать жизненно важные решения уже на ранних возрастных ступенях (в школьном возрасте). 
   Многочисленные социально-психологические исследования показали, что в настоящее время наиболее часто встречаются люди с чертами личности опасного типа поведения. Для них характерно сознательное или бессознательное проявление агрессии. Эта агрессия прежде всего причиняет вред их здоровью и создает опасные для человека ситуации, но в конечном счете наносится вред всему обществу и природной среде. Преобладание в обществе подобных личностей ведет к беспрецедентному возрастанию различного рода угроз для всего человечества. В современном мире общество не может существовать без людей, которым присущи черты личности безопасного типа поведения. Доминантными качествами личности безопасного типа поведения являются:
   • общественно-коллективистские, бескорыстные мотивы поведения;
   • бережное отношение к окружающему миру;
   • грамотность в основных аспектах обеспечения безопасности;
   • предвидение тех опасностей, которое оказывают первостепенное влияние на человека;
   • организаторские способности в личной и коллективной безопасности;
   • владение правовыми и физическими навыками защиты природы, людей, самого себя от угроз, исходящих от внешних источников и от себя лично.
   Формирование личности безопасного типа поведения станет возможным при следующих условиях (критериях):
   • осознание монолитности природы и человека и понимание каждым собственного места в обеспечении безопасности в мире,  стране, коллективе, семье;
   • овладение практическими навыками поведения во взаимодействии с природой и обществом;
   • умениеиспользовать собственные ресурсы таким образом, чтобы этобыло безопасно как в повседневной жизни, так и в ситуациях экстремального характера.
   Таким образом, понятие «личность безопасного типа» обозначает способность, выражающаяся в активности человекав обществе, в применении им опасных и безопасных способов самореализации в условиях взаимодействия с окружающим миром. Эта способность базируется на определенных мотивационных установках, волевых качествах личности и затрагивает ее эмоциональную и интеллектуальную сферу. Кроме того, условием безопасного поведения выступает осведомленность в вопросах, охватывающих все виды защищенности человека.
   Существует множество причин, по которым человек не в состоянии грамотно действовать в ситуациях чрезвычайного характера. Основными же являются незнание алгоритма действий, возникновение страха, паника. Человек знающий и наученный принимать верные решения, в состоянии адаптироваться, превозмочь страх и панику. Он чаще выходит победителем из экстремальной ситуации и при этом способен оказать помощь другим.
   Неподготовленный человек, сталкиваясь с разного рода обстоятельствами в процессе жизнедеятельности, начиная от обыденных и заканчивая ситуациями, требующими большого напряжения силы воли, может попасть в трудное положение. Поведение такого человека, как правило,сложно предугадать. Он может навредить не только  по отношению к себе самому, но и  людям, природе и обществу.
   Таким образом, отличительными особенностями личности безопасного типа поведения являются гарантирующая безопасность жизнедеятельности психологическая устойчивость и психологическая готовность к действиям в различных жизненных ситуациях[1].
   В социально-психологических исследованиях личность безопасного типа рассматривается в двух аспектах: психологическом и социальном.
   Психологическим аспектом выступает адекватная, а главное безопасная деятельность психики и мозга человека для окружающих его людей. Психологическая устойчивостьпредполагает:
   • наличие стойких альтруистических мотивов поведения;
   • знание особенностей окружающего мира;
   • безболезненное осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе;
   • понимание физических основ окружающих опасностей;
   • знание особенностей собственной психики и соматики;
   • способность видеть такие же особенности другого человека.
     За исключением личностных качеств, таких как быстрота реакции, собранность, сила воли, стрессоустойчивость, человек должен обладать знаниями и умениями, позволяющими адекватно вести себя в чрезвычайных ситуациях.Он становится психологически готов кразличного рода опасностям, способен не впадать в состояние аффекта и стресса. 
     Таким образом, личность безопасного типа должна отличаться гарантирующим безопасность жизнедеятельности уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизненных ситуациях.
   Социальная сторона характеризуется:
   • рациональной и гуманистической инициативностью человека в обществе;
   • умением применять безопасные способы самореализации в процессе взаимодействия с природой, информационной и инфраструктурой города и коллектива, вступая в общественно-правовые отношения;
   • умением гармонично общаться с другими людьми;
   • непрерывной работойпо повышению уровня своего интеллектуального, эмоционального и физического развития.
   В частности, это находит выражение в выполнении служебного долга по защите Родины, в умении строить взаимоотношения с государственными, административными и правоохранительными органами, в здоровых межконфессиональных, межэтнических отношениях, в развитии семьи и государства, укреплении гуманистического мировоззрения, в реальной практике жизнедеятельности и др.
   Успешному и планомерному процессу по формированию подобных качеств личности безопасного типа способствуют следующие основные психолого-педагогические условия:
   • осознание единства природы, общества, человека во всех существующих сферах жизнедеятельности;
   • понимание своих реальных возможностей в обеспечении личной безопасности, природы и общества;
   • знание потенциальных опасностей, под воздействие которых может попасть человек;
   • овладение способами рационального и гуманистического взаимодействия с людьми, природой, техникой;
   • приобретение способности создавать для себя необходимые ресурсы безопасного существования;
   • умение организовывать безопасную жизнедеятельность для себя и окружающих людей.
   Общая цель процесса формирования личности безопасного типа поведения сводиться к выработке навыков и умений, позволяющих правильно строить свое поведение и таким образом снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире.
   Компонентами безопасного поведениявыступают:
   • предвидение опасности;
   • избежание влияния опасности;
   • преодоление опасности;
   • создание ресурсов безопасности.
   Формируя содержание указанных компонентов, педагогОБЖ передает знания обучающимся, создает условия для формирования навыков и умений ведения безопасной жизнедеятельности. Раскроем более подробно содержание первых трех компонентов.
   Предвидение опасности от среды и от собственного «Я» предполагает: 
   • знание потенциальных опасностей, под воздействие которых может попасть человек;
   • знание физических свойств опасностей;
   • правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности и ее последствия, правовая направленность поведения);
   • предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социальной, в случаях военной обстановки);
   • предвидение опасности от собственного «я» (себе, среде обитания, другим людям);
   • планомерное обучение и подготовку человека к безопасной жизнедеятельности.
   При этом предвидение опасности – основной компонент, определяющий содержание поведения.
   Чтобы избежать влияния опасности,человек должен понимать природу возникновения, характер развития опасных ситуаций, сознавать реальные возможности по преодолению опасности, уметь правильно оценить ситуацию и рационально распределить свои силы.
   Для успешного формирования указанного компонентанеобходимо развивать у человека уверенность в том, что он, даже когда  невозможно избежать влияния опасности, способен преодолетьее воздействие, если будет вести себя адекватно сложности опасной ситуации (в обществе, на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.), знать и применять способы защиты (способы заблаговременного укрытия от опасности, способы защиты во время воздействия опасности, а также борьбы с последствиями опасностей); владеть навыками само– и взаимопомощи (при ранении, в условиях автономного выживания в природе, при ожогах, при поражении током, при укусах насекомых и т. д.). Для овладения вышеперечисленными навыками необходимо осмыслить свои мотивационные установки, изучить эмоции, волю, интеллект, личностную и деятельностную ориентацию.
   В образовательных учреждениях воспитательная работа по формированию безопасного поведения организуется в двух направлениях:
   • оказание помощи обучающимсяпри столкновении с такими внешними трудностями, как неприятности в жизни, болезнь, несчастье, стихийное бедствие, авария и т. д.;
   • формирование таких личностных качеств, как гуманность, благородство, честность, доброта, великодушие, щедрость и т. д.
   Общая цель формирования личности безопасного типа поведения должна сводиться квыработке определенных умений и навыков, согласованная работа которых позволяет строить свое поведение таким образом, чтобы снижался уровень исходящих от личности опасностей, а также их профилактика в окружающем человека мире.
   Источники (носители) опасностей бывают самые различные. Это может быть человек, окружающая среда или те явления, которые возникают в результате взаимодействия человека и окружающей среды.  Как правило, источники опасных ситуаций носят комбинированный характер. Поэтому одной из задач политики государства  в современных условиях должно стать обеспечение функционирования комплексного механизма готовности к безопасной жизнедеятельности.Этот механизм включает:
   • приобретение и передачу знаний и навыков развития личности в различных жизненных ситуациях;
   • формирование экологического мировоззрения;
   • обучение действиям в условиях природных катаклизмов;
   • развитие умения адекватно реагировать и вести себя в условиях острых социальных конфликтов в обществе;
   • формирование готовности отстаивать интересы Отечества.
   Основными составляющими модели личности безопасного типа поведения являются:
   • общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;
   • бережное отношение к окружающему миру;
   • грамотность во всех областях обеспечения безопасности жизнедеятельности;
   • наличие правовых навыков защиты от угроз природы, людей, самому себе, исходящих от внешних источников и от самого себя.
   Основное звено модели ЛБТП – предвидение опасности как от среды обитания (природной, техногенной, социальной и т. д.), так и от собственного «я» (причиняемой себе, среде обитания, другим людям). Оно включает:
   • способность правильно анализировать ситуацию (вид опасности, характер развития и ее последствия, правовая направленность поведения);
   • способность адекватно подбирать соответствующие способы действия с целью недопущения влияния конкретной ситуации;
   • создание материальной и духовной базы для оказания помощи пострадавшим [1].
     1.3Основные направления работы в школе по формированию личности безопасного типа поведения младших школьников
     В педагогической науке учебная и внеучебная деятельность рассматриваются и как самостоятельные, и как тождественные понятия. В постоянно изменяющемся учебном процессе эти два понятия взаимно дополняют друг друга. Как показывают многие исследования, учение – это далеко не единственная сфера проявления познавательного интереса и не единственный фактор его формирования в начальной школе.  Следовательно, наиболее целесообразный путь развития интересов школьника лежит через преднамеренное изменение педагогов позиции личности в процессе организации внеучебной работы. 
     Достижение поставленных результатов  не может ограничиваться уроками, оно продолжается и углубляется во внеурочное время. На уроках невозможно в полном объеме изучить и понять  сложные и многогранные вопросы современного мира. Каждая школа должна работать на достижение результатов, определенных стандартом. Без такой важнейшей  составляющей школьной жизни, как внеклассная работа, этих результатов  не достичь. Результаты, которые должны продемонстрировать выпускники зависят, в том числе, и от эффективности внеклассной работы.  
     Внеучебная (внеурочная) деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации [4]. Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива. В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста [7].
     Цели организации внеурочной деятельности детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения. В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности [7].
     Одной из важнейших задач современной школы является работа учителей по созданию, системному проектированию и руководству ситуациями, целью которых является формирование личности безопасного типа поведения и мотивация обучающихся на осознание безопасности в повседневной жизни.  
     Формирование способов безопасного поведения представляет длительный и непрерывный процесс, который сопровождает человека на протяжении всей жизни. Приоритетное место в этом процессе отводится периоду обучения ребенка в школе, так как именно в этом возрасте происходит становление человека как личности и образование фундамента основ здорового и безопасного образа жизни. Поэтому на общеобразовательную школу возлагается большая ответственность не только за процесс обучения детей, но и за формирование у них культуры здоровья, здорового образа жизни, и как результат – формирование целостной личности с активным творческим отношением к миру [5]. 
     Система внеурочной работы школы формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности. К одному из направлений внеучебной деятельности можно отнести формирование личности безопасного типа поведения, общая цель которого сводиться к выработке навыков и умений, позволяющих правильно строить свое поведение и таким образом снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире.
     Общая цель организации внеклассных мероприятий по формированию личности безопасного типа поведения - это формирование компетентной личности безопасного типа поведения, способной во всех видах жизнедеятельности предупреждать, прогнозировать, анализировать, оценивать и ликвидировать последствия влияния опасных ситуаций на состояние людей и окружающей среды.
     Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.В исследованиях В.Н. Давыдова, Р.С. Есаян, ТА. Колесниковой, В.О. Кутьева, А.В. Попкова, Н.В. Продановой, П.И.Семеновой, Ю.М. Тамошина, С.Н. Харитонова и других изучаются разные подходы к внеурочной работе в общеобразовательном учреждении.
     Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
     Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное   творчество   (социально   преобразующая добровольческая деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
     В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
     Из вышеперечисленного можно сказать, что формирование качеств личности безопасного типа поведения может найти отражение в таких видах деятельности, как игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная, художественное и социальное творчество. Содержание внеурочной работы по формированию безопасного поведения имеет достаточно вариантов и примеров: от самых простых по своей форме экскурсий по родному городу (краю) и рассказов о славных боевых и трудовых страницах истории до конкретных дел, акций, занятий, тренировок.
     Внеурочная работа имеет большой резерв в создании условий для развития разных сфер личности учащегося, в том числе — для формирования навыков безопасного поведения. Во внеурочной работе формируется начальная готовность младшего школьника к жизни, к освоению навыков безопасного поведения.
     Анализ научной литературы и исследований, посвященных внеурочной работе, позволяет сделать вывод о том, что постепенно развивается и обогащается педагогическая практика организации внеурочной работы в общеобразовательной школе по формированию личности безопасного типа.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава 2. Исследования влияния внеур.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44