- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006361 |
Тема: | Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению |
Содержание
3 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3 ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования УУД во внеурочной работе по литературному чтению ……….…………………………………...….5 1.1. Понятие системы УУД во внеурочной работе по литературному чтению………………………………………………………………………….….5 1.2. Функции универсальных учебных действий во внеурочной работе по литературному чтению …………………………………………...…….…...10 1.3. Возрастные особенности формирования познавательных УУД во внеурочной работе по литературе ……………………………………………..12 ГЛАВА 2. Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению в средней школе №21 Темрюкского района……………………………………..14 2.1. Организация внеурочной деятельности младших школьников по литературному чтению …………………………………...…………………….14 2.2. Внеурочная деятельность младших школьников по литературному чтению как средство формирования универсальных учебных действий …..21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...………23 Список использованной литературы………………………………….....26 ВВЕДЕНИЕ Формирование универсальных учебных действий младших школьников по литературному чтению предполагает освоение начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации. А также формирование понятий о языке как основе национального самосознания, понятие учащимися того, что язык являет собой национальную культуру и главное возможность общения для людей, осознание значения литературы как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и других УУД. Путями одной только урочной работы проблемно находить решение данным задачам, поэтому так широко используются ресурсы внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной[1]. Она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Цель данной работы - изучить формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению. Задачи данной работы: 1. Дать характеристику УУД, рассмотреть их виды и функции; 2. Рассмотреть внеурочную деятельность младших школьников по литературе как средство формирования универсальных учебных действий. Объект исследования: исследования универсальные учебные действия во внеурочной деятельности по литературному чтению. Предмет исследования: средства формирования УУД во внеурочной деятельности по литературному чтению. Метод исследования: теоретический анализ литературы по проблеме. Курсовая работа состоит и введения, двух глав, заключения, списка литературы. ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования УУД во внеурочной работе по литературному чтению Понятие системы УУД во внеурочной работе по литературному чтению Переход российской школы на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения требует огромных изменений в работе преподавателя начальной школы. Начало для таких изменений очевидны: в нашем скоро изменяющемся мире информация устаревает в разы быстрее чем раньше, о чем уже было сказано ранее, и любому нужно быть готовым к скорому обновлению информации, к ее обрабатыванию, к коммуникации и мгновенному взаимодействию, к профессиональной самостоятельности[2]. Сегодня цели и задачи, стоящие перед современным образованием, изменились - акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентностей. Одной из основных становится информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире. В современный информационный век большая роль отведена умению работать с информацией, которая поступает из книг, журналов, газет, интернет - страниц, то есть в процессе читательской, аналитической, умственной и логической деятельности. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Что же представляет собой универсальное учебное действие, и где применяется? Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин "универсальные учебные действия" можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со своей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться[3]. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова. Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, Л.Е. Журовой, B.В. Репкиным, Г.А. Цукерманом. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой. Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности также подчеркивается в "Концепции федеральных государственных стандартов общего образования"[4]. Формирование способности и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Безусловно, уроки математики обеспечивают формирование познавательных действий. В частности, нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования универсальных учебных действий учащихся, мы столкнулись с недостаточной степенью их сформированности в начальной школе. Все это и обусловило актуальность темы исследования дипломной работы. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться - вот существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора[6]. В рамках деятельностного подхода в качестве универсальных учебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности ? мотивы, особенности решения поставленных целей и задач, учебные действия, контроль и оценка, сущность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении. При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделённой (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности. В основе концепции лежит системно - деятельностный подход. Предмет - процесс формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках математики. Методы, используемые при выполнении настоящей дипломной работы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме, изучение методической и специальной литературы по теме, анализ и синтез результатов, наблюдение, беседа. Объект исследования - образовательный процесс в начальных классах на примере Солдатскоташлинской школы. В качестве гипотезы дипломной работы возьмем основополагающий факт: «Процесс формирования познавательных учебных действий у учащихся начальных классов на уроках математики будет более эффективным с применением современных мультимедийных технологий - проектора и презентаций вместо обычных учебников и чертежей на доске». Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы обозначены следующие задачи исследования: - проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования; - определить понятие, сущность, особенности и значение системы универсальных учебных действий во внеурочной работе по литературному чтению; - исследовать роль активизации учебно-познавательной деятельности в современных условиях; - выявить источники формирования познавательного интереса во внеурочной работе по литературному чтению; Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга методы исследования: -теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; - анализ передового педагогического опыта; - диагностика сформированности универсального учебного действия; - статистическая обработка результатов диагностирования[7]. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что была предложена диагностика выявления уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий, были поставлены в сравнение уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся 2 класса к средним общероссийским показателям. Функции универсальных учебных действий во внеурочной работе по литературному чтению Функции универсальных учебных действий включают: · обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; · создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью; · обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться[8]. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение “умения учиться” предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: · учебные мотивы, · учебную цель, · учебную задачу, · учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны также занять так называемые метапредметные (от греческого слова мета - «над») учебные действия - умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося. 1.3 Возрастные особенности формирования познавательных УУД во внеурочной работе по литературе Возраст 6-7 лет, с профессиональной точки зрения, является периодом фактического формирования познавательных универсальных учебных действий. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него. Поступая в школу, ребенок уже имеет определенные, начавшие формирование психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, интуицию и логику. Важнейшее значение в период формирования личности имеет его общение с другими детьми, которое складывается в семье и дошкольных учреждениях[28]. Если рассматривать ребенка как личность с точки зрения достигшей определенного уровня развития, то он в процессе своего формирования поэтапно овладевает определенной системой знаний, развивая при этом психические процессы: восприятие, внимание, память и мышление, и развивается как личность в общении сверстников. Развитию образного мышления способствуют наряду с учебной деятельностью и другие виды деятельности (рисование, лепка, конструирование, вырезание, склеивание). В младшем школьном возрасте начинает формироваться и высшая форма мыслительной деятельности - понятие. Примерно с 1 класса у ребенка формируются абстрактные понятия о временных отношениях, причине и следствии, пространстве, количестве, мере. Формированию понятий должен помочь учитель. Он помогает детям раскрывать переносный смысл понятий. Понятие детей складывается на основе их чувственного опыта, представлений, знаний. Поэтому так велика роль учителя, который способствует формированию понятий у детей всеми доступными ему средствами. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного мышления, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах, особенно на первом году обучения, только начинают формироваться способы учебной деятельности, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем. Важную роль в развитии творческого мышления младших школьников играют учебные задания, которые выступают в качестве цели мыслительной деятельности и определяют их характер[9]. Важно, чтобы учитель мастерски подходил к выбору заданий, направленных на развитие логических действий. ГЛАВА 2. Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению в средней школе №21 Темрюкского района 2.1. Организация внеурочной деятельности младших школьников по литературному чтению Внеучебная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации[27]. Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива. В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Цели организации внеурочной деятельности детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения. В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности[10]. Неоценимым источником развития и воспитания личности являются инновационные формы внеучебной деятельности, среди которых следует особо выделить литературное краеведение. Под общепринятым термином «литературное краеведение»подразумевается знакомство с литературной историей и современной литературной жизнью региона, включая устное народное творчество. Будучи одним из разделов общего краеведения, изучающего родной край во всем его многообразии, литературное краеведение является могучим средством приобщения школьников к духовной жизни народа в ее глубинных проявлениях[11]. Важность использования элементов краеведения в обучении и воспитании детей подчеркивали в своих трудах видные зарубежные и отечественные ученые, педагоги, философы, писатели: Я.А. Каменский, Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков, Н.М.Карамзин, К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А.Сухомлинский, Д.С.Лихачев[26]. Великий ученый, педагог К.Д.Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, отмечал, что «поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», они помогают возгореться «искрами любви к Отечеству». Ушинский обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов, связывал с преподаванием «отчизноведения» развитие речи детей, изучение родного языка, подчеркивал важность выработки у детей «инстинкта местности». Идеи К.Д. Ушинского поддерживал Л.Н. Толстой. Писателя занимала и главная проблема краеведения – соотношение изучаемого в школе и окружающей действительности. В статье «Об общественной деятельности на поприще народного образования» Л.Толстой утверждал: «Школа забывала то, что если бы жизнь не подготавливала к ней учеников, не давала бы ее ученикам такого материала, который будет перерабатывать школа, сама школа была бы бессильна и бесплодна». Временем начала бурного развития краеведения считаются 20-е годы ХХ века. В этот период, называемый «золотым десятилетием» краеведения, были подняты и разработаны многие краеведческие вопросы, опробованы различные формы привлечения местного материала как в учебной, так и во внеклассной работе. Оживилась краеведческая работа в послевоенные десятилетия в связи с усилением патриотического воспитания. Появился ряд учебных пособий по организации краеведческой работы в школе. В частности, в трудах М.А. Никоновой, С.А.Голубкова, Н.М Инюшкина, М.Д.Янко, Г.Н Ищука и др. изложены методические основы литературно-краеведческой работы в средней школе[12]. Работу по изучению литературы родного края целесообразно начинать на начальной ступени обучения. Богатый материал для краеведческой работы с младшими школьниками содержат уроки по ознакомлению с окружающим миром, русскому языку, родному языку и, конечно, по литературному чтению. На уроке литературы школьники получают элементы литературно-краеведческих знаний в связи с изучаемым по программе материалом. Основная задача такого урока - сообщить сведения о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведением, увлечь их этим сугубо важным делом, пробудить желание больше узнать о литературе своего региона. В то же время внеурочная деятельность с ее находками и открытиями еще более привлекательна и интересна для младших школьников. Занятия литературным краеведением во внеурочное время позволяют учащимся начальных классов установить связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества того или иного писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучить его вкусы и пристрастия[13]. В общем виде знания учащихся по литературному краеведению можно разделить на две группы — общекраеведческие и региональные. К общекраеведческим относятся знания о биографических и творческих связях писателей с тем или иным краем, о путешествиях писателей, о литературных местах России, о московском, петербургском, казанском и т.п. тексте художественной литературы. Региональными являются знания о фольклоре, литературной жизни родного для учащихся края, связей с этим краем писателей-уроженцев и писателей, приезжавших в него или его описавших. Общекраеведческие знания учащихся определяются программой школьного курса, региональные знания зависят от того, введены ли в школе уроки регионального компонента или литературно-краеведческий факультатив (кружок). Прочным знаниям младших школьников по литературному краеведению будет способствовать правильно организованное соотношение основного и регионального компонентов образования. Сопоставление литературного материала основного и регионального компонентов дает учащимся возможность разобраться в вопросе эстетических отношений искусства и действительности, увидеть и сравнить произведения разного художественного уровня, представить картину литературного процесса той или иной эпохи. Вместе с тем система такой работы требует от учителя начальной школы профессиональной подготовки, компетентности, исследовательских и творческих способностей[14]. Вышеизложенный анализ новых образовательных стандартов и научно-педагогической литературы позволил разработать ход и содержание опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе средней школы №21 Темрюкского района. Исходя из цели и задач исследования, в эксперимент были вовлечены учащиеся третьих классов. Процесс экспериментальной работы подразумевал поэтапную реализацию намеченных мероприятий в период 2015-2016 гг[25]. Целью начального этапа работы явилось исследование уровня знаний младших школьников по литературному краеведению. В ходе анкетирования выяснилось, что у большинства детей низкий (46 %) или средний уровень знаний (38 %), но почти все ученики проявили интерес к предложенной форме внеурочных занятий. Анализ ответов учащихся позволил установить, что в целом дети хорошо знают русскую литературу. Ученики перечисляли русские народные поговорки, пословицы, сказки, называли любимых авторов, художественные произведения. Имена татарских писателей и их произведения смогли назвать в основном дети татарской национальности. Выяснилось, что учащиеся хорошо знают народные праздники русского и татарского народа, принимают активное участие в школьных фольклорно-этнографических мероприятиях. В то же время учащиеся затруднялись ответить на вопросы типа: «Какие русские писатели родились, жили в родном городе, крае?», «Кому из известных деятелей русской и татарской литературы поставлены памятники в родном городе, крае?», «В честь каких писателей названы улицы города?» и т.д. Кроме того, в ходе беседы выяснилось, что дети практически не посещают литературные музеи, клубы города, тем более не могут их перечислить[17]. С целью выявления перспектив работы по литературному краеведению в начальной школе была проведена анкета для учителей. Она состояла из следующих вопросов: 1) Проводите ли вы внеклассную работу по литературному чтению, в каких формах? 2) Используете ли вы региональный компонент во внеклассной работе по литературному чтению? 3) Считаете ли вы, что использование регионального компонента в литературном образовании младших школьников поможет лучшему освоению материала по литературе? 4) Можете ли вы назвать программы по литературному краеведению для начальной школы? 5) Какие методические разработки по литературному краеведению вы можете перечислить? В ходе опроса выяснилось, что учителя начальных классов, в целом относясь положительно к предложенной форме внеурочной работы, не имеют полного представления о потенциальных возможностях использования литературно-краеведческого материала в обучении детей. При этом они справедливо отмечают недостаточность практических разработок по литературному краеведению для начальной школы. На основе результатов, полученных в ходе констатирующего среза, было намечено содержание работы основного этапа эксперимента, цели которого заключались в разработке и апробировании программы внеурочной деятельности по литературному краеведению для младших школьников. Программа «Литературное краеведение» разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности» и рассчитана на реализацию в течение двух лет (3-4 класс). Новизна программы заключается в том, что она адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Цель программы состоит в углублении знаний учащихся по литературе, знакомстве с литературными традициями региона, с фольклорно-этнографическим наследием русского и татарского народов. Этот курс призван пробудить и углубить у учащихся чувство любви к своей малой родине, сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, т.е. уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур[24]. Содержание программы включает четыре основных блока: 1. Фольклорно-этнографические традиции татарского и русского народов. 2. Классики русской литературы и наш регион. 3. Мастера слова нашего города и республики. 4. Взаимодействие русской и татарской литератур. В программе представлены тематическое планирование занятий по литературному краеведению, основные формы, методы, планируемые результаты работы, а также контрольно-измерительные материалы для проверки эффективности внеурочной деятельности младших школьников. Внедрение программы осуществлялось в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Основной формой организации внеурочной деятельности в начальных классах был выбран кружок литературного краеведения. Занятия кружка проводились в форме бесед, Групповой работы, встреч с интересными людьми, походов с осмотром литературно-краеведческих объектов, экскурсий в библиотеки, литературные музеи, клубы и театры города. Практическим результатом работы кружка явились доклады, презентации, проекты, подготовленные младшими школьниками, конкурсы и выставки по литературному краеведению[18]. В ходе завершающего этапа эксперимента был разработан контрольный тест с целью выявления уровня знаний детей по литературному краеведению. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы по внедрению программы внеурочной деятельности свидетельствует о позитивной динамике (количественной и качественной) уровня развития и воспитания младших школьников. В процессе работы были отмечены такие положительные изменения: учащиеся заметно расширили знания о литературе своего края; возрос их интерес к литературному прошлому и настоящему; появилось желание воплотить увиденное и услышанное в собственном художественном творчестве, собственных открытиях. В то же время новые знания по литературному краеведению вызывали у учащихся чувство уважения к истории и культуре народов края, гордость за свою малую родину. Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что планомерная внеурочная работа по литературному краеведению, направленная на развитие и воспитание личности младших школьников, является эффективной и практически оправданной[22]. 2.2 Внеурочная деятельность младших школьников по литературному чтению как средство формирования универсальных учебных действий В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определена актуальность понятия "функциональная грамотность", основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности. Достаточно большие требования на современном этапе предъявляются к формированию функциональной грамотности младшего школьника, которая создает оптимальный уровень языкового и речевого развития для начального языкового образования, обеспечиваемый познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной и личностной компетенциями. Естественно, средствами только урочной деятельности невозможно решить данную задачу. Необходимо использовать для формирования функциональной языковой грамотности и внеурочную деятельность. Программа трактует ее как личностно ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, становление его как личности в школьные годы[19]. В связи с этим можно рассмотреть деятельность в начальной школе работы кружка-лаборатории "Юный лингвист", в основу которой положена учебно-исследовательская деятельность. Эта деятельность направлена на развитие личности, приобретение функционального навыка исследования языка как универсального способа освоения действительности, активизацию личностной позиции, когда школьники могут самостоятельно получать новые знания. Роль учителя заключается в организации учебно-исследовательской деятельности, создании творческой атмосферы, обеспечении мотивации, инициировании и осуществлении педагогической поддержки детей, их сопровождения[21]. При проектировании исследовательской деятельности младших школьников по литературному чтению наиболее приемлемой можно считать модель следующего вида: - столкновение с языковой проблемой; - планирование деятельности; - сбор научных фактов по проблеме; - экспериментирование, практическое применение полученных языковых знаний; - выводы на основе анализа и обобщения полученных данных; - анализ и самооценка собственной деятельности. Приведем пример организации учебно-исследовательской деятельности при изучении фразеологизмов в лаборатории "Юный лингвист" в 3-м классе. Любая деятельность начинается с мотива, который выступает как побуждение к действию. При этом учащиеся обнаруживают границы собственного незнания. Перед школьниками появляется проблема, которую необходимо решить. Мотивом для исследования фразеологизмов стала ситуация, когда при изучении художественных произведений на уроках литературного чтения и при чтении дома дети встретились с малопонятными для них выражениями. Похожие выражения звучали и от многих взрослых. Возникали затруднения в понимании прочитанного или услышанного[20]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обобщение результатов теоретического анализа литературы и опыта учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии позволяет сделать вывод, что: 1. Универсальные учебные действия - умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта[27]. Функции универсальных учебных действий: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. 2. Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных - в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Существуют различные виды заданий, направленные на формирование универсальных учебных действий: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; «найди отличия»; «на что похоже?»; упорядочивание; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему); диалоговое слушание; «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д. Специфика т....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: